Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. 1943. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. Краткая история и фотографии с мемориала "Невский пятачок" в Ленинградской области и из музея "Прорыв блокады Ленинграда": как пятачок выглядит сейчас и выглядел во время войны. Карта прорыва блокады ленинграда в 1943 году. 75 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда.
Пятая попытка
Именно там утром 19-го января он узнал новость о прорыве блокады и оставил о ней в своем дневнике приведенную выше краткую запись. Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда по дням Карта — схема. Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" Автор фото: Вячеслав Голубцов. Карта прорыва блокады Ленинграда:: Музей истории и боевой славыавтомобильных войск. Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
5. Прорыв блокады Ленинграда обошелся почти в 70 000 убитых, раненых, пропавших без вести и заболевших бойцов и командиров трех армий из состава двух фронтов. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Вам, доблестным бойцам, командирам и политработникам 67-й армии, выпала великая честь освобождения Ленинграда от вражеской блокады.
Оборона Ленинграда
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда | Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год | Операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда назвали «Искра», памятуя крылатое выражение: «Из искры возгорится пламя». |
Операция «Искра» | Как добраться: Самый оптимальный способ доехать до музея «Прорыв блокады Ленинграда» — сесть на автобус № 565 или 575, или 572а, которые идут от метро Улица Дыбенко. |
Установление блокады
- Карта операции искра прорыв блокады ленинграда
- Основные сведения
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
- 12 января 1943 началась операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда. - ПРО-ВОЛХОВ
- Предпосылки блокады
Прорыв блокады Ленинграда (18 января)
Мерецкова в операции. Проанализировать вклад различных воинских подразделений в успешный прорыв. В итоге будет составлен отчет. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль генерал-лейтенанта Л. Мерецкова Исследование вклада генерал-лейтенанта Л.
Панорама экспозиции: Художники и декораторы с документальной точностью воссоздали момент боя, происходившего 13 января 1943 года. Гости экспозиции становятся участниками атаки, полностью погрузиться в происходящее и прочувствовать всю тяжесть событий помогает аудио-световая инсталляция, выполненная в формате 3D mapping. В создании панорамы задействованы реальные экспонаты и оружие, а также созданные и искусственно состаренные военные машины и немецкий самолет. Фигуры участников операции «Искра», а также связистов, санитаров и даже собак, с помощью которых вывозили раненных с поля боя, выполнены с полный рост, по историческим фотографиям. Перед панорамой посетители музея попадают в вводный зал, где демонстрируется фильм о событиях тех дней, а также представлена карта-схема попыток прорывов блокады Ленинграда. Также в зале есть витрина с личными вещами участников боев. Здесь можно увидеть бронированный дом, укрытие из танковой башни и бронеползунок. Экспонаты военной техники: Выставочный зал заповедника в Кировске Фонд музея насчитывает более 11 тысяч экспонатов.
Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории». В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города.
Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино.
И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда.
Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли.
В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили».
Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой был разработан план новой операции, который получил название «Искра». На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. После этого последовали пятидневные ожесточённые бои.
Немцы упорно сопротивлялись, дрались за каждый клок земли.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
Один из моих родственников воевал в 72-м отдельном дивизионе бронепоездов, они действовали против немцев в районе железнодорожной станции "Лигово" которая была на передовой с "их" стороны фронта. Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня — не просто календарная дата. Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории». В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода.
После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта.
Этих дней не смолкнет слава.
Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана «Я увидел, с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду, — вспоминал тогдашний Первый заместитель народного комиссара обороны, заместитель Верховного Главнокомандующего Г. Жуков, координировавший взаимодействия фронтов. Это была воистину выстраданная радость»!
Однако тяжелые лишения не сломили волю его защитников. Ленинградцев поддерживал весь советский народ. Каждый труженик города являлся бойцом, фронт и тыл слились воедино. Десятки тысяч гитлеровцев нашли смерть на его подступах. До 70 процентов коммунистов и 90 процентов комсомольцев города Ленина находились на фронте. Население и защитники героического города, сплоченные Коммунистической партией в единый боевой лагерь, до конца выполнили свой долг перед Родиной и одержали победу над врагом. Об огромном авторитете Ленинградской партийной организации свидетельствует ее рост в тяжелые дни блокады: за первые полтора года войны в партию было принято свыше 21 500 человек, в том числе более 15 тыс. К концу 1942 г. Ее 55-я стрелковая бригада обороняла с юга военно-автомобильную дорогу, проходившую по льду Ладожского озера. На ораниенбаумском плацдарме находилась Приморская оперативная группа. Действия войск фронта и флота поддерживали 13-я воздушная армия и авиация Балтийского флота. Краснознаменный Балтийский флот под командованием вице-адмирала В. Трибуца, базировавшийся в устье Невы и в Кронштадте, прикрывал приморские фланги войск фронта и поддерживал их действия авиацией и огнем артиллерии. Кроме того, удерживая ряд островов в восточной части Финского залива, флот надежно прикрывал западные подступы к Ленинграду с моря. Противовоздушную оборону города осуществляла Ленинградская армия ПВО в тесном взаимодействии с авиацией и зенитной артиллерией войск фронта и сил флота. Военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов воздушного противника части отдельного Ладожского района ПВО. Волховский фронт под командованием генерала К. Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово. Положение Ленинграда к началу 1943 г. На его улицах и площадях продолжали рваться бомбы и снаряды, гибли люди, рушились здания. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания. Партия и правительство делали всё возможное, чтобы облегчить положение города. Во второй половине 1942 г. Осенью по дну Ладожского озера проложили кабель, по которому в город подавалась электроэнергия. Горючее для войск Ленинградского фронта продолжало поступать по проложенному еще летом через озеро подводному трубопроводу. В середине декабря, как только Ладожское озеро сковал лед, возобновилась работа автомобильной дороги, которая функционировала круглосуточно, с огромным напряжением, под непрерывными бомбежками вражеской авиации. Половина партизанских формирований имела надежную радиосвязь с Ленинградским штабом партизанского движения. Основные усилия партизан сосредоточивались на ведении разведки и борьбе на вражеских коммуникациях. Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее плотную группировку войск противник имел в шлиссельбургско-синявинском выступе глубина его не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом до 10—12 тыс. Лесисто-болотистая местность в районе шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами. По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения. Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. В этом документе, в частности, говорилось: «... Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта... Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении на участке 1-й Городок — Шлиссельбург с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Синявино». Эти предложения 2 декабря 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила. Конкретные задачи войскам Ленинградского и Волховского фронтов были определены директивой Ставки от 8 декабря. Командующие фронтами получили указание к 1 января 1943 г. Основная идея операции сводилась к тому, чтобы встречными ударами фронтов прорвать оборону противника южнее Ладожского озера, разгромить его группировку севернее Синявино и восстановить сухопутные коммуникации с Ленинградом. К концу операции соединения ударных группировок фронтов должны были выдвинуться на рубеж река Мойка, Тортолово, надежно обеспечив коммуникации Ленинградского фронта с юга. По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала В.
Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. За время блокады 632 253 человека погибли от голода, почти 17 тысяч гражданских умерли при артобстрелах и бомбардировках. Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Начало прорыва блокады Ленинграда: изучаем страницы истории вместе с «МЭШ»
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда | Краткая экскурсия по новому музею-панораме "Прорыв". |
Начало прорыва блокады Ленинграда: изучаем страницы истории вместе с «МЭШ» | Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год | В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады и разорвав сухопутную связь Ленинграда со страной. |
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Симоняка в первый день сражения добилась наибольшего успеха. Это было в районе деревни Марьино. Ее бойцы взломали передний край обороны противника и к исходу первого дня боев продвинулись на расстояние от трех до четырех километров. Удача сопутствовала и 268-й стрелковой дивизии, продвинувшейся на 3 километра. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Однако 45-я гвардейская дивизия попала под сильный огонь противника и сумела продвинуться всего на 500-600 метров. Действовавшая на левом фланге армии 86-я стрелковая дивизия, форсировала Неву на участке Марьино — Шлиссельбург.
Но не подавленные огневые точки противника в подвалах зданий и на пристанях заставили наших бойцов залечь на льду Невы. С утра 13 января бои прияли упорный и ожесточенный характер. К концу дня войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к линии намеченной планом сражения встречи с войсками Волховского фронта. Однако волховчане за второй день боев практически вперед не продвинулись. Карта операции 14 января командующий 67-й армией генерал-майор М. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона. На Шлиссельбургско-синявинском выступе враг еще накануне усилил свои силы двумя пехотными дивизиями, а еще одну дивизию перебросил в район Синявино.
Они оказывали яростное сопротивление и часто переходили в контратаки. Шел третий день сражения, однако враг по-прежнему представлял на этом участке фронта весьма серьезную угрозу. Наши войска замедлили свое продвижение.
Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укреплённый район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь советских войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника.
Прорыв кораблей из Таллина в Кронштадт 28 — 30 августа 1941 г. Составлена участником Таллинского перехода капитаном 1 ранга в отставке В. Макеевым 2. Отражение силами армии и флота наступления войск противника на Ленинград в сентябре 1941 г. Наступательные операции советских войск на северо-западном направлении.
Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, а Ленинград оказался без связи. Прорывную операцию назвали "Искра", знаменуя крылатую фразу: "Из искры возгорится пламя... За 872 дня блокады, по разным данным, погибло до 1,5 миллиона человек. В начале декабря Ставка разработала новую операцию. Верховный главнокомандующий Сталин предложил назвать ее "Искра", объяснив, что "из этой искры должно возгореться пламя". На первом этапе силами Ленинградского и Волховского фронтов предполагалось ударить навстречу друг другу по частям фашистской армии, занимавшей участок между южным побережьем Ладоги и поселком Мга — так называемому "бутылочному горлышку", — и деблокировать Ленинград. Расстояние между советскими фронтами здесь было кратчайшим, 12-16 км. На втором этапе — двинуться на юг и разгромить врага в районе Мги. Подготовка к операции и ее задачи Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции. В результате было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная. Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков. Советское командование, размышляя о разных методах и совершая ошибки, на протяжении долгого времени искало место прорыва и приняло решение наступать в самом узком месте гитлеровской обороны — в "бутылочном горле" у Ладоги. Именно в этом месте всего 14 километров разделяли блокадное кольцо с Большой землей. Суть операции заключалась в следующем: было необходимо встречными ударами сил Ленинградского — с запада, и Волховского — с востока фронтов разбить группировку немецких войск, что нашим бойцам и удалось.
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. Прорыв Блокады Ленинграда. До операции "Искра" блокада города выглядела на карте так. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий.
Пятая попытка
На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53].
Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь.
В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией.
В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55].
В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой.
Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55].
Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла.
К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление.
Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей.
При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55].
После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация.
Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55].
Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558.
Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью.
За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск.
Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.
Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом.
Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции.
Кировск, Ладожский мост, дом 2 Как доехать 34 км на автобусе 575 от метро "Улица Дыбенко" до остановки "1-й километр" первая остановка после Ладожского моста Официальный сайт Интерактивная карта музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда" на "Невском пятачке" Мемориальный комплекс находится на месте прорыва блокадного кольца Ленинграда в январе 1943 года во время военной операции "Искра" и состоит из открытой экспозиции военной техники времён Великой Отечественной войны и двух музеев: - Музей-панорама "Прорыв" открыт 18 января 2018 при участии творческой мастерской "Невский Баталист" - Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" открыт 7 мая 1985. Поклонный крест на месте прорыва блокады Ленинграда Танк Т-34 на месте прорыва блокады Ленинграда Тяжёлый танк "КВ-1" Год принятия на вооружение: 1939 Боевая масса: 47,5 т.
Спустя пять лет на его базе был основан музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», в который вошли и другие достопримечательности, одна их последних — выставочный зал в Кировске, открытый в 1994 году. Новое здание заповедник получил в 2018 году, после посещения музея президентом России — В. В нем расположился музей-панорама «Прорыв», рассказывающий о событиях на Невском пятачке с 1941 по 1943 гг. Диорама представляет собой художественное полотно, рассказывающее о военной операции «Искра», проведенной советскими войсками в 1943 году.
Цель «Искры» заключалась в том, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. В семидневной операции участвовали Волховский и Ленинградский фронты: на диораме запечатлена их встреча утром 18 января 1943 года, состоявшаяся в результате тяжелых боев. Художникам удалось передать трагизм этих событий, на полотне можно увидеть как переправляется военная техника по льду Невы, как ведется сражение. Для создания диорамы привлекались историки, военные консультанты, ветераны, участвовавшие в операции «Искра», художники, дизайнеры.
В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось лишь в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама)
Ответить на эти вопросы учащиеся начальных классов смогут, поработав с интерактивным приложением. На отвоёванном «коридоре» побережья Ладожского озера меньше чем за 20 дней построили 33-километровую узкоколейку, соединившую Ленинград с Волховским железнодорожным узлом, и возвели временный мост через Неву. По этой линии, названной «дорогой Победы», уже 7 февраля ленинградцы встретили первый эшелон с Большой земли, который привёз жителям и защитникам города продовольствие. Приложение «Блокада Ленинграда» для 10 класса предлагает старшеклассникам задание в формате интерактивного диктанта. Учащиеся должны будут корректно заполнить пропуски в тексте словами из предложенных раскрывающихся списков. Когда была принята первая попытка прорыва осадного кольца? Кто был награждён медалью «За освобождение Ленинграда?
Это не так. Очень активные бои продолжались до конца февраля. Но успехов почти не было, кроме только того, что немцев выбили из 8-й ГРЭС. Есть еще один эпизод, который вообще почти не освещается в нашей историографии. Дело в том, что 2-я Ударная армия Волховского фронта в январе-феврале 1943 года попыталась обойти Синявинские высоты возле «Рощи Круглая». В результате образовался значительный выступ. Немцы в марте 1943 года, опасаясь, что для нас он станет плацдармом для наступления, отбили его обратно и спрямили линию фронта. Отбиваться у нас сил не было: некоторые дивизии за время январских-февральских боев потеряли больше двух своих составов... Только в сентябре врага удалось выбить с части западных склонов высот. То место, где сегодня находится мемориал «Синявинские высоты», у немцев называлось «обрыв» - откуда их как раз сбросили в сентябре 1943-го. С остальных высот противник ушел только в январе 1944 года, опасаясь окружения. Подарок от Красной армии Последние годы ознаменовались настоящим бумом блокадных дневников. Как правило, их авторов уже нет в живых, дети и внуки извлекают из домашних архивов пожелтевшие ветхие тетрадки с порой полустертыми записями. Но редко какой еще исторический документ может так точно донести подлинные эмоции времени! И что еще удивительно: оказывается, очень многие горожане, которые прежде никогда не имели привычки к дневниковым записям, стали их вести именно в блокаду. Причем исключительно для себя, «в стол», совершенно не рассчитывая на то, что их страницы будут когда-то доступны широкой публике. Наверное, кто-то понимал значимость момента, а кто-то был просто не уверен в том, что переживет тяжелейшее время, и хотел таким образом оставить память о себе. Сегодня мы подобрали записи из некоторых дневников, датированные 18 января 1943 года. Все побежали на фабричный двор слушать громкоговоритель... Радость была так велика, что многие плакали. Я впервые поняла, как плачут от радости... На работу шли веселые и счастливые. В цеху то и дело собирались в кучки, обсуждали события... Жаль, не могут порадоваться со мной мои погибшие ребята. Так много счастья, и почти не с кем разделить! Думали, немцы от злости забросают нас бомбами, но они притихли. Видно, находятся в шоке». Галина Зимницкая, школьница, работник фабрики им. Микояна «Ура, ура, ура!! Вчера в «Последний час» объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца? Скорее бы! Люди целуются, на глазах слезы радости. Победа, Победа. Всю ночь не умолкает радио. Никто уже не смог спать в эту ночь. Ленинградцы дождались желанного дня. Радость и счастье. Смерть немецким оккупантам». Николай Горшков, старший бухгалтер Ленинградского института легкой промышленности «Казалось, что с прорывом блокады мгновенно кончатся наши муки. Но суровая действительность напомнила очень жестоко о себе. Немцы сбрасывают бомбы большой разрушительной силы, бросают по всему городу». Екатерина Глинская,зав. И эта победа для меня является лучшим подарком от Красной армии. Так вот чем можно объяснить последние обстрелы нашего района и завода, враг чувствует скорую свою гибель, беснуется в бессильной злобе, старается причинить нам больше разрушений и горя...
Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С. Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К. Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К. Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.
Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Около 19 тыс.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
А спустя два года в его левобережном пандусе открылся Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Как добраться: Самый оптимальный способ доехать до музея «Прорыв блокады Ленинграда» — сесть на автобус № 565 или 575, или 572а, которые идут от метро Улица Дыбенко. Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана.
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Онлайн » Карты» Карта прорыва блокады ленинграда в 1943. Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего посёлка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Прорыв блокады Ленинграда означал крах второй идеи. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со.