Подборка наиболее важных документов по вопросу Примерный устав сельскохозяйственной артели 17.02.1935 нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Примерный устав сельскохозяйственной артели - гражданское законодательство и судебные прецеденты
Жилые постройки членов артели не обобществляются. При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря оставляется в личном пользовании членов артели мелкий сел. Из обобществленного рабочего скота правление артели в случае необходимости выделяет минимально необходимое количество лошадей для обслуживания личных нужд членов артели. В однокоровных хозяйствах молочный скот не обобществляется. В многокоровных хозяйствах оставляется в личном пользовании одна корова, остальные обобществляются. Производители безусловно обобществляются. Из обобществленного молочного окота создается товарное артельное хозяйство. Обобществление мелкого скота, т. В районах непромышленного мелкого скотоводства свиньи и овцы не обобществляются. Домашняя птица не обобществляется. Наряду с оставлением в индивидуальном владении мелкого окота и птицы колхозы организуют промышленное обобществленное мелкое животноводство и птицеводство.
В виде страховки от неурожая и бескормицы при артели создаются неприкосновенные семенные и кормовые фонды. Деятельность артели. О членстве. Прием в члены артели производится правлением, которое вносит список вновь принятых членов на утверждение ближайшего общего собрания. Личная явка для рабочих, постоянно работающих вне артели, не обязательна. В члены артели могут вступать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. В артель не принимаются кулаки и все лица, лишенные избирательных прав. Изъятия из этого правила допускаются для членов тех семейств, в составе которых имеются преданные делу советской власти красные партизаны, красноармейцы и краснофлотцы рядовые и командный состав , сельские учителя и учительницы при условии их поручительства за членов своей семьи. Хозяйства, которые перед вступлением в колхоз убивают или продают свой скот, ликвидируют инвентарь или злонамеренно разбазаривают семена, в артель не принимаются.
Также согласно новому Уставу, единый земельный массив артели не мог уменьшаться. Те, кто выходили из состава артели, теперь не могли рассчитывать на участки за счет её земельной площади. Они могли рассчитывать только на свободные земли государственного фонда. Рабочий скот, сельхозинвентарь, хозяйственные постройки и все предприятия по переработке объявлялись общими средствами производства. В личном пользовании остались только дома крестьян, незначительные орудия труда, одна корова на двор, мелкий скот и домашняя птица. Оплачивался труд членов артели натуральной продукцией и деньгами. На размере оплаты труда сказывались объемы урожая и другие доходы артели, а за основу расчетов бралось количество и качество труда каждого колхозника или двора. Год спустя утвердили общий показатель учета труда и распределения доходов во всех колхозах по трудодням. Через пять лет власти разработали новую редакцию Устава сельскохозяйственных артелей. Это произошло на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников. В документе говорилось о том, что земля, принадлежащая артели, передается ей в бессрочное пользование. Оговаривались и точные размеры приусадебных участков, количество домашнего скота, которое крестьянин должен был держать. Изменения в Устав сельскохозяйственных артелей вносились и в дальнейшем.
Мы постарались предложить тексты уставов, максимально сверенные с законодательством. Но, по причинам, о которых сказано выше, никакой устав нельзя считать однозначно "правильным". Поэтому принятие Устава на организационном собрании или в дальнейшем - при выработке новой редакции - это всегда торговля.
Правила колхозной жизни, закрепленные в нормах Примерного устава сельскохозяйственной артели, должны были признаваться и колхозниками, и сталинским руководством. Местные партийные организации развернули подготовку к съезду еще до того, как в печати было официально объявлено решение о его созыве. Уже в январе 1935 г. Некоторыми партийными организациями были выработаны условия соревнования колхозников за право поехать на Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Несмотря на постановление Сельхозотдела ЦК ВКП б , в императивной форме закрепляющего избрание делегатского корпуса съезда на колхозных собраниях всех сельскохозяйственных артелей, в ряде регионов СССР делегаты избирались на местных слетах передовиков сельского хозяйства или только в одном колхозе края. Так, 31 января 1935 г. Подобная ситуация была и на слете ударников Левороссошанского района той же области, предоставившего право избрания делегатов колхозу им. РКП б. В Западно-Сибирском крае делегаты Всесоюзного съезда чаще всего избирались на собраниях артели. Всесоюзный съезд колхозников-ударников собрался в феврале 1935 г. В его работе приняли участие 1433 делегата, в том числе 290 участников являлись делегатами проходившего в тот период времени съезда Советов. Наиболее значительную группу составляли бригадиры и руководящие работники колхозов около 400 чел. Впервые на съезде присутствовали звеньевые около 30 человек и инспектора по качеству 28 чел. По вопросу обсуждения проекта Устава с замечаниями и предложениями выступили 80 делегатов. В их речах проявлялись неподдельная активность, искренняя заинтересованность. Большое внимание колхозников привлекали нормы, касающиеся приусадебного хозяйства. Для окончательного редактирования проекта съезд избрал большую комиссию из членов Политбюро ЦК ВКП б , секретарей обкомов партии, председателей колхозов в количестве 150 человек. Представительство различных уровней управления, по нашему мнению, являлось началом построения властной вертикали, функциональной обязанностью которой была организация принятия Устава на местах. Делегаты съезда внесли немало поправок и дополнений, направленных на закрепление в Уставе права колхозника на личное приусадебное хозяйство ЛПХ , четкое и справедливое определение его размеров. В советской литературе господствовала точка зрения, что И. Сталин, вошедший в состав комиссии съезда по выработке Устава, пошел во многих вопросах на большие уступки делегатам. Так, М. Вылцан, ссылаясь на доклад Я. Яковлева о работе II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, приводит следующие слова И. Сталина: «Вы нисколько не учитываете личных интересов колхозников, когда говорите, что не больше одной десятой гектара приусадебной земли дать колхознику. Это неправильно». Но, такой вывод носит явно преувеличенный характер. Делая свои замечания, И. Сталин явно пытался обозначить позицию сочувствия простым крестьянам и их стремлению к достойной жизни, дистанцируясь от тех партийных руководителей низшего звена и активистов, которые проявляли нетерпимость к крестьянским чаяниям и склонность к перегибам. Не получили одобрения руководства и не были приняты предложения колхозников, касающиеся недопустимости нарушений их прав районными органами при проведении заготовок, предъявлении дополнительных заданий. Без внимания было оставлено предложение делегатов Мосоловой и Охраменко о необходимости изменений в организации планирования. Суть предложения заключалось в том, чтобы к разработке планов, спускаемых колхозам сверху, привлекались колхозники. Не было принято во внимание также предложение колхозника Филиппова о запрещении принудительных поборов с колхозов после выполнения ими плана хлебо- и мясозаготовок. II съезд колхозников-ударников на своем девятом заседании единодушно утвердил новый Примерный устав сельскохозяйственной артели. При этом съезд принял решение, указывающее совнаркомам союзных и автономных республик немедленно перевести текст нового устава на свои национальные языки и распространить среди колхозников. Устав сельскохозяйственной артели состоял из 24 статей, объединенных в 8 глав. В соответствии с Конституцией 1924 г. Именно из общественных угодий небольшие участки земли выделялись в личное пользование каждому двору. Устав 1935 г. Нормы, регулирующие размер приусадебных участков, носили диспозитивный характер: законодатель закреплял в Уставе минимальные и максимальные размеры участков: от до га, а в отдельных регионах СССР - до 1 га статья 2. При принятии устава отдельной сельскохозяйственной артели на общих собраниях колхозников эти нормы должны были конкретизироваться. Вследствие существования в колхозе различных форм земельной собственности порождались многообразные имущественные отношения между колхозами и колхозниками. Наряду с приусадебной землей, согласно главе 3 в личном пользовании колхозника находились постройки, личный скот и птица, количество которых зависело от хозяйственной направленности данного района ст. В том случае, если число голов скота в личном приусадебном хозяйстве колхозника превышало установленную уставом норму, они подлежали обобществлению. В Примерном уставе сельскохозяйственной артели не проводилось четкого разделения имущества колхозов на основные и оборотные средства. С одной стороны, Устав предусматривал образование в колхозах различных имущественных фондов, относящихся по своему характеру к основным и оборотным средствам. Ими являлись неделимый фонд артели, формируемый за счет вступительных взносов, основные семенные посевные и фуражные фонды, страховые на случай неурожая, денежные. С другой стороны, значительная часть оборотных средств колхозов сырье, топливо, лесные участки и т. В Уставе также отсутствовали нормы, содержащие перечень объектов колхозной собственности. Авторы Устава ограничивались лишь перечнем видов имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз новых членов. Этот пробел, входивший в замысел сталинского руководства, оставлял вопрос об объектах колхозной собственности открытым и давал государству возможность регулировать данные правоотношения в свою пользу. Институт членства относился к числу важнейших в колхозном праве, так как именно возникновение данного правоотношения являлось основанием для порождения всех других, которые по отношению к нему являлись вторичными. Эти правоотношения вытекали из членства в колхозе и юридически опосредовались предоставлением колхозникам ряда льгот и приобретением ими обязанностей. К кандидату в члены артели предъявлялись следующие требования: во-первых, возрастной ценз - достижение 16 лет; во-вторых, наличие имущества или денежных средств для внесения вступительного взноса возможно в рассрочку ; в-третьих, наличие у кандидата избирательных прав ст. В Уставе 1935 г. Прием в члены артели проводился общим собранием колхозников, которое утверждало внесенный правлением колхоза список кандидатов. Устав не регламентировал порядок выхода из колхоза, лишь оговаривал, что одна из его форм - исключение - возможна только по решению общего собрания членов артели при кворуме две трети от общего числа колхозников. В этом случае законодатель предусматривал право исключенного из колхоза члена артели обжаловать решение общего собрания в районный исполнительный комитет Советов. Окончательное решение по данному вопросу выносилось президиумом РИКа в присутствии председателя артели и жалобщика ст. Единственной формой организации труда колхозников являлась производственная бригада, создаваемая правлением из членов артели на определенный срок: полеводческая - на срок не менее полного севооборота, животноводческая - на срок не менее трех лет. Законодатель в императивной форме закреплял новый принцип осуществления бригадами своих работ - в форме сдельщины. Распределение работы между колхозниками производилось бригадирами, в задачу которых входило наиболее результативное использование членов своих бригад. Нормы выработки и расценки по всем видам сельскохозяйственной деятельности утверждались общим колхозным собранием п. В Устав вводились также принципы материальной заинтересованности и ответственности. Трудодень по уставу являлся единственной формой выработки и расценки любого вида работы п. За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход на работу без уважительных причин и другие нарушения трудовой дисциплины к виновным применялись различные санкции: исправление некачественной работы, порицание на общем собрании, выговор, штрафы, в крайнем случае - исключение из артели. Дело о хищении членом артели колхозного имущества, рассматриваемое как помощь врагам народа, в обязательном порядке передавалось в суд п. Органы управления сельскохозяйственной артелью были представлены общим собранием колхозников, правлением артели, председателем артели и ревизионной комиссией. Высшим органом управления являлось общее собрание, к исключительным полномочиям которого относились прием в члены артели и исключение из ее состава, утверждение договора с машинно-тракторной станцией, утверждение правил внутреннего распорядка артели и др. Для заведования делами артели колхозниками избиралось правление в составе 5-9 человек, осуществлявшее свои полномочия в течение двух лет. Повседневной организацией работы в артели занимался избираемый общим собранием председатель артели, который являлся и председателем правления.
Образец Устава СПК
Решение о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Общим собранием членов (собранием уполномоченных) Кооператива. Новости. Форум. Связаться с нами. Исследуя процессы становления колхозной системы в середине 1930-х гг., автор рассматривает содержание Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. и особенности его реализации в условиях восточносибирской деревни.
Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 года
Из членов артели правление создает производственные бригады. Полеводческие бригады выделяются на срок не менее полного севооборота. Полеводческой бригаде отводятся участки в полях севооборота на срок севооборота. За каждой полеводческой бригадой правление колхоза закрепляет по специальному акту весь необходимый ей инвентарь, рабочий скот и хозяйственные постройки. Животноводческие бригады выделяются на срок не менее 3 лет. За каждой животноводческой бригадой закрепляется правлением артели продуктивной скот, необходимые для обслуживания инвентарь и тягло и животноводческие постройки. Работа распределяется между членами артели непосредственно бригадиром, который обязан наилучшим образом использовать каждого колхозника своей бригады, не допуская при распределении работы никакого кумовства, семейственности и строго учитывая трудовую квалификацию, опыт и физическую силу каждого, а в отношении беременных и кормящих женщин - необходимость облегчить их работу, освобождая женщин от работ за месяц до родов и на месяц после родов с сохранением за ними содержания на эти 2 месяца в половинном размере средней выработки ими трудодней. Сельскохозяйственные работы в артели осуществляются на основах сдельщины. Правлением артели разрабатываются и общим собранием колхозников утверждаются по всем сельскохозяйственным работам нормы выработки и расценки каждой работы в трудоднях. На каждую работу устанавливаются нормы выработки, доступные добросовестно работающему колхознику, с учетом состояния рабочего скота, машин и почвы. Каждая работа, например: вспахать гектар, посеять гектар, произвести окучку гектара хлопка, намолотить тонну зерна, накопать центнер свеклы, вытеребить гектар льна, замочить гектар льна, надоить литр молока и т.
Каждому члену артели не реже одного раза в неделю бригадир подсчитывает всю работу, которую произвел колхозник, и соответственно установленным расценкам записывает в трудовую книжку колхозника количество выработанных им трудодней. Правление артели ежемесячно вывешивает список членов артели с указанием количества трудодней, выработанных ими за истекший месяц. Годовой итог работы и доход каждого колхозника, помимо счетовода, обязательно заверяется бригадиром и председателем артели. Ведомость числа выработанных каждым членом артели трудодней вывешивается к всеобщему сведению не позднее чем за две недели до общего собрания, утверждающего распределение доходов артели. Распределение доходов артели между членами производится исключительно по количеству выработанных каждым членом артели трудодней. В артели, занимающейся посевом технических культур, выдача денежного дохода члену артели производится, не дожидаясь окончания сдачи государству хлопка, льна, пеньки, свеклы, чая, табака и т. Все члены артели обязуются строго беречь свою колхозную собственность и государственные машины, работающие на колхозных полях, работать честно, подчиняться требованиям устава, постановлениям общего собрания и правления, соблюдать правила внутреннего распорядка, аккуратно выполнять возлагаемые на них правлением и бригадиром работы и общественные обязанности, строго соблюдать дисциплину труда. За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы. В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели.
Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа. Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19. Делами артели управляет общее собрание членов артели, а в промежутке между собраниями - избранное общим собранием правление. Общее собрание является высшим органом управления артели. Общее собрание: а избирает председателя артели и правление артели, а также ревизионную комиссию артели, причем ревизионная комиссия утверждается районным исполнительным комитетом Советов; б производит прием новых членов и исключение из состава артели; в утверждает годовой производственный план, приходно-расходную смету, план строительства, нормы выработки и расценки работ в трудоднях; г утверждает договор с машинно-тракторной станцией; д утверждает годовой отчет правления, с обязательным заключением ревизионной комиссии, а также отчеты правления по важнейшим сельскохозяйственным кампаниям; е утверждает размеры различных фондов и количество продуктов и денег, подлежащих выдаче на трудодень; ж утверждает правила внутреннего распорядка артели.
Однако проблема «двухкоровности», несмотря на «правильные» уставы, оставалась одним из самых больных мест для ревнителей чистоты колхозного строя. Крестьянам иногда удавалось под видом молодняка держать вторую корову-кормилицу. Здесь многое зависело от благорасположения колхозного начальства, лояльности бескоровных односельчан и умения доказать проверяющим, что перед ними всего лишь телочка, только очень упитанная. Когда обстоятельства складывались неблагоприятно, приходилось «в трехдневный срок по одной корове ликвидировать», как это случилось в колхозе «Победа» Краснознаменского района после внезапно нагрянувшей ревизии из райцентра, в противном случае, как говорилось в постановлении, у нарушителей «скот будет изъят и сдан на колхозную ферму». Нередко возникали споры о ягнятах, которые в Примерном уставе упомянуты не были. Начальство требовало их непременно «сбывать», а крестьяне возражали: «Как их сбывать, если ягнята в начале весны имеют истощенный вид? Общее собрание решило «установить для ягнят срок, чтобы они поправились, примерно месяц или два, и тогда производить реализацию или забой». Итоги обсуждения подвел коммунист Гетманский, который заявил, что «ограничение скота послужит большему укреплению колхоза, а то отдельные колхозники развели такое количество скота, что им нет времени работать в колхозе». В качестве наглядного примера оратор самокритично указал на собственное хозяйство, в котором имеется 25 овец, вследствие чего он «сам почти что не участвует в колхозном производстве». Прокурор Железнодорожного района Куршаков видел корень зла в потворстве колхозникам со стороны председателей, которые «разрешают косить колхозные луга колхозникам для ихнего хозяйства». В представлении в райком партии он подробно описал типичную, как он посчитал, картину, увиденную им в колхозе «Путь коммунизма»: «Председатель колхоза тов. Ляпин 15 июня 1950 года взял колхозную автомашину и поехал заготавливать сено для личного своего хозяйства, накосил полную автомашину сена и привез на свой двор в присутствии всех колхозников.
В связи с этим необходимо рассмотреть процедуру подготовки и созыва крестьянских съездов, их место и роль в отечественной правовой системе, в развитии институтов непосредственной демократии. Мы сделаем это на материалах, раскрывающих процедуру принятия одного из наиболее важных актов, принятых съездом колхозников-ударников, - Примерного устава сельскохозяйственной артели. В 1960-е гг. На первый план вышло стремление полнее и лучше учесть нужды и интересы колхозного крестьянства. Обосновывая необходимость пересмотра старого Примерного устава, секретарь ЦК партии А. Жданов отмечал, что «в Уставе отсутствуют нормы, устанавливающие обязанности колхозников по отношению к труду и колхозному имуществу, провозглашающие первоочередность выполнения обязательств перед государством». В ноябре 1934 г. По мнению советского руководства, окончательное принятие данного акта на съезде Советов было недостаточным для его легитимности в глазах колхозников. Для принятия нового Примерного устава было предложено во время VII Всесоюзного съезда Советов созвать II Всесоюзный съезд колхозников-ударников, участники которого должны были подробно рассмотреть нормативный акт и, если возникнет необходимость, внести поправки. Вылцан видит в данном указании «стремление руководства страны обеспечить участие в выработке нового устава сельскохозяйственной артели, прежде всего, практиков колхозного производства - рядовых колхозников». Вышесказанное позволяет утверждать, что устав, в соответствии с замыслом государственного руководства, должен был стать договором между рядовым крестьянством и государством. Правила колхозной жизни, закрепленные в нормах Примерного устава сельскохозяйственной артели, должны были признаваться и колхозниками, и сталинским руководством. Местные партийные организации развернули подготовку к съезду еще до того, как в печати было официально объявлено решение о его созыве. Уже в январе 1935 г. Некоторыми партийными организациями были выработаны условия соревнования колхозников за право поехать на Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Несмотря на постановление Сельхозотдела ЦК ВКП б , в императивной форме закрепляющего избрание делегатского корпуса съезда на колхозных собраниях всех сельскохозяйственных артелей, в ряде регионов СССР делегаты избирались на местных слетах передовиков сельского хозяйства или только в одном колхозе края. Так, 31 января 1935 г. Подобная ситуация была и на слете ударников Левороссошанского района той же области, предоставившего право избрания делегатов колхозу им. РКП б. В Западно-Сибирском крае делегаты Всесоюзного съезда чаще всего избирались на собраниях артели. Всесоюзный съезд колхозников-ударников собрался в феврале 1935 г. В его работе приняли участие 1433 делегата, в том числе 290 участников являлись делегатами проходившего в тот период времени съезда Советов. Наиболее значительную группу составляли бригадиры и руководящие работники колхозов около 400 чел. Впервые на съезде присутствовали звеньевые около 30 человек и инспектора по качеству 28 чел. По вопросу обсуждения проекта Устава с замечаниями и предложениями выступили 80 делегатов. В их речах проявлялись неподдельная активность, искренняя заинтересованность. Большое внимание колхозников привлекали нормы, касающиеся приусадебного хозяйства. Для окончательного редактирования проекта съезд избрал большую комиссию из членов Политбюро ЦК ВКП б , секретарей обкомов партии, председателей колхозов в количестве 150 человек. Представительство различных уровней управления, по нашему мнению, являлось началом построения властной вертикали, функциональной обязанностью которой была организация принятия Устава на местах. Делегаты съезда внесли немало поправок и дополнений, направленных на закрепление в Уставе права колхозника на личное приусадебное хозяйство ЛПХ , четкое и справедливое определение его размеров. В советской литературе господствовала точка зрения, что И. Сталин, вошедший в состав комиссии съезда по выработке Устава, пошел во многих вопросах на большие уступки делегатам. Так, М. Вылцан, ссылаясь на доклад Я. Яковлева о работе II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, приводит следующие слова И. Сталина: «Вы нисколько не учитываете личных интересов колхозников, когда говорите, что не больше одной десятой гектара приусадебной земли дать колхознику. Это неправильно». Но, такой вывод носит явно преувеличенный характер. Делая свои замечания, И. Сталин явно пытался обозначить позицию сочувствия простым крестьянам и их стремлению к достойной жизни, дистанцируясь от тех партийных руководителей низшего звена и активистов, которые проявляли нетерпимость к крестьянским чаяниям и склонность к перегибам. Не получили одобрения руководства и не были приняты предложения колхозников, касающиеся недопустимости нарушений их прав районными органами при проведении заготовок, предъявлении дополнительных заданий. Без внимания было оставлено предложение делегатов Мосоловой и Охраменко о необходимости изменений в организации планирования. Суть предложения заключалось в том, чтобы к разработке планов, спускаемых колхозам сверху, привлекались колхозники. Не было принято во внимание также предложение колхозника Филиппова о запрещении принудительных поборов с колхозов после выполнения ими плана хлебо- и мясозаготовок. II съезд колхозников-ударников на своем девятом заседании единодушно утвердил новый Примерный устав сельскохозяйственной артели. При этом съезд принял решение, указывающее совнаркомам союзных и автономных республик немедленно перевести текст нового устава на свои национальные языки и распространить среди колхозников. Устав сельскохозяйственной артели состоял из 24 статей, объединенных в 8 глав. В соответствии с Конституцией 1924 г. Именно из общественных угодий небольшие участки земли выделялись в личное пользование каждому двору. Устав 1935 г. Нормы, регулирующие размер приусадебных участков, носили диспозитивный характер: законодатель закреплял в Уставе минимальные и максимальные размеры участков: от до га, а в отдельных регионах СССР - до 1 га статья 2. При принятии устава отдельной сельскохозяйственной артели на общих собраниях колхозников эти нормы должны были конкретизироваться. Вследствие существования в колхозе различных форм земельной собственности порождались многообразные имущественные отношения между колхозами и колхозниками. Наряду с приусадебной землей, согласно главе 3 в личном пользовании колхозника находились постройки, личный скот и птица, количество которых зависело от хозяйственной направленности данного района ст. В том случае, если число голов скота в личном приусадебном хозяйстве колхозника превышало установленную уставом норму, они подлежали обобществлению. В Примерном уставе сельскохозяйственной артели не проводилось четкого разделения имущества колхозов на основные и оборотные средства. С одной стороны, Устав предусматривал образование в колхозах различных имущественных фондов, относящихся по своему характеру к основным и оборотным средствам. Ими являлись неделимый фонд артели, формируемый за счет вступительных взносов, основные семенные посевные и фуражные фонды, страховые на случай неурожая, денежные. С другой стороны, значительная часть оборотных средств колхозов сырье, топливо, лесные участки и т. В Уставе также отсутствовали нормы, содержащие перечень объектов колхозной собственности. Авторы Устава ограничивались лишь перечнем видов имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз новых членов. Этот пробел, входивший в замысел сталинского руководства, оставлял вопрос об объектах колхозной собственности открытым и давал государству возможность регулировать данные правоотношения в свою пользу. Институт членства относился к числу важнейших в колхозном праве, так как именно возникновение данного правоотношения являлось основанием для порождения всех других, которые по отношению к нему являлись вторичными. Эти правоотношения вытекали из членства в колхозе и юридически опосредовались предоставлением колхозникам ряда льгот и приобретением ими обязанностей. К кандидату в члены артели предъявлялись следующие требования: во-первых, возрастной ценз - достижение 16 лет; во-вторых, наличие имущества или денежных средств для внесения вступительного взноса возможно в рассрочку ; в-третьих, наличие у кандидата избирательных прав ст. В Уставе 1935 г. Прием в члены артели проводился общим собранием колхозников, которое утверждало внесенный правлением колхоза список кандидатов. Устав не регламентировал порядок выхода из колхоза, лишь оговаривал, что одна из его форм - исключение - возможна только по решению общего собрания членов артели при кворуме две трети от общего числа колхозников. В этом случае законодатель предусматривал право исключенного из колхоза члена артели обжаловать решение общего собрания в районный исполнительный комитет Советов. Окончательное решение по данному вопросу выносилось президиумом РИКа в присутствии председателя артели и жалобщика ст. Единственной формой организации труда колхозников являлась производственная бригада, создаваемая правлением из членов артели на определенный срок: полеводческая - на срок не менее полного севооборота, животноводческая - на срок не менее трех лет.
Каждый из двух экземпляров протокола общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива должен быть подписан председателем и секретарем этого собрания, председателем Кооператива и, по решению общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, членами наблюдательного совета Кооператива или не менее чем тремя иными членами Кооператива, присутствовавшими на собрании. Если одно из лиц, которые должны подписать протокол общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, отказывается его подписать, оно обязано указать в протоколе этого собрания причины своего отказа. В правлении Кооператива, наблюдательном совете Кооператива должно храниться по одному экземпляру протокола общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива. Правление Кооператива обязано по требованию члена Кооператива или ассоциированного члена Кооператива ознакомить их с протоколом общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива либо выдать им удостоверенные копии протокола этого собрания или выписки из протокола этого собрания, за исключением сведений, отнесенных общим собранием собранием уполномоченных членов Кооператива к коммерческой тайне, за плату, не превышающую расходов на изготовление этих копий или выписок. Решение общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива в случае несогласия с ним может быть обжаловано членами Кооператива и ассоциированными членами Кооператива в порядке, предусмотренным настоящим уставом. Порядок выдвижения кандидатов на выборные должности в органы управления Кооператива. Кооператив не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года обязан проводить годовое общее собрание собрание уполномоченных членов Кооператива. Общие собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, проводимые помимо годового общего собрания членов Кооператива, являются внеочередными. Обязанность по созыву годового и внеочередного общих собраний собраний уполномоченных членов Кооператива осуществляет правление Кооператива, а в случае приостановления полномочий правления — наблюдательный совет Кооператива. Формирование повестки дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива осуществляется с учетом пунктов 6. Наблюдательный совет Кооператива, или составляющая не менее одной десятой от числа всех членов Кооператива группа членов Кооператива, или составляющая не менее одной трети от числа ассоциированных членов Кооператива группа ассоциированных членов Кооператива дополнительно вправе внести в письменной форме в повестку дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива не более двух вопросов и выдвинуть кандидатов в наблюдательный совет Кооператива, правление Кооператива, на должность председателя Кооператива. Из этой нормы следует, что правление не вправе выдвинуть себя. Эта норма может применяться и к внеочередному собранию. Дополнительные вопросы, подлежащие включению в повестку дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, должны быть внесены в правление Кооператива не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года. Правление Кооператива не вправе менять формулировку дополнительных вопросов, подлежащих включению в повестку дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива. Дополнительные вопросы, равно как и предложения о выдвижении кандидатов в органы управления Кооперативом, подлежат включению в повестку дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, за исключением случаев, если: 6. Дополнительные вопросы, подлежащие включению в повестку дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, порядок их внесения, порядок выдвижения кандидатов на выборные должности в органы управления Кооператива не соответствуют требованиям Федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или настоящего устава. Мотивированное решение правления Кооператива об отказе во включении в повестку дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива дополнительных вопросов или предложений о выдвижении кандидатов в органы управления Кооперативом в семидневный срок с момента внесения этих вопросов и предложений в правление Кооператива направляется лицам или в орган управления Кооперативом, которые внесли эти вопросы и предложения в повестку дня годового общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива. Указанные лица или орган управления Кооперативом могут обжаловать это решение в суд. Внеочередное общее собрание собрание уполномоченных членов Кооператива созывается правлением Кооператива по собственной инициативе или по требованию наблюдательного совета Кооператива, ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, членом которого является Кооператив, одной десятой от числа членов Кооператива или одной третьей от числа ассоциированных членов Кооператива. Орган управления Кооперативом либо имеющая на то право группа членов Кооператива или ассоциированных членов Кооператива, потребовавшие созыва внеочередного общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, обязаны представить в правление Кооператива в письменной форме предлагаемую повестку дня указанного общего собрания собрания уполномоченных и обоснование необходимости его проведения. Иные органы управления Кооперативом либо иные члены Кооператива или ассоциированные члены Кооператива, не являющиеся инициаторами созыва внеочередного общего собрания членов Кооператива, не вправе вносить изменения в повестку дня внеочередного общего собрания членов Кооператива или дополнения к ней без согласия на это инициатора созыва указанного собрания. Правление Кооператива или, в случае приостановления его полномочий, наблюдательный совет Кооператива в течение семи дней с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива обязаны принять решение о проведении указанного собрания либо об отказе в его проведении. В случае, если один вопрос или несколько вопросов предлагаемой повестки дня внеочередного общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива относятся к его компетенции и соблюдены остальные требования к проведению общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, установленные Федеральном законом и настоящим уставом, внеочередное общее собрание собрание уполномоченных членов Кооператива должно быть проведено. Если в течение семи дней со дня получения правлением Кооператива требования о проведении внеочередного общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива правлением Кооператива не будет принято решение о проведении указанного собрания или будет принято решение об отказе в его проведении либо решение о проведении указанного собрания в установленный срок не будет выполнено, внеочередное общее собрание собрание уполномоченных членов Кооператива может быть созвано наблюдательным советом Кооператива, ревизионным союзом кооперативов, членом которого является Кооператив, членами Кооператива или ассоциированными членами Кооператива, имеющими право на созыв внеочередного общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива. В данном случае правление Кооператива обязано предоставить инициаторам созыва внеочередного общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива списки членов Кооператива и ассоциированных членов Кооператива и их адреса. В случае, если голосование осуществляется бюллетенями, в бюллетене для голосования должны быть указаны: 6. Наименование Кооператива и место его нахождения; 6. Дата и место проведения общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива; 6. Формулировки решений по каждому вопросу фамилия, имя, отчество каждого кандидата , голосование по которому осуществляется данным бюллетенем; 6. В случае тайного голосования бюллетень для тайного голосования, выдаваемый участнику общего собрания собрания уполномоченных должен быть подписан председателем счетной комиссии общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива и не менее, чем двумя членами счетной комиссии общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива и заверен печатью Кооператива. При уведомлении посредством почтовой связи датой уведомления считается дата отправки уведомления. При проведении общего собрания членов Кооператива в форме собрания уполномоченных в уведомлении о созыве собрания уполномоченных, помимо сведений, указанных в пункте 6. Уведомление о созыве общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива вручается члену Кооператива под расписку или направляется ему посредством почтовой связи. Собрание уполномоченных 6. Решение о форме проведения собрания — общего собрания членов Кооператива или собрания уполномоченных — принимается правлением Кооператива одновременно с принятием решения о проведении собрания. Уполномоченным может быть физическое лицо, являющееся или членом Кооператива, или ассоциированным членом Кооператива. Установленные настоящим уставом положения об общем собрании членов Кооператива действительны и в отношении собрания уполномоченных. Члены Кооператива могут избрать уполномоченным только члена Кооператива, ассоциированные члены — только ассоциированного члена Кооператива. Норма представительства по избранию уполномоченных от ассоциированных членов Кооператива на собрание уполномоченных определяется после избрания уполномоченных от членов Кооператива. Число уполномоченных устанавливается исходя из числа членов Кооператива и числа ассоциированных членов Кооператива на конец соответствующего финансового года, предшествующего году проведения собрания. Уполномоченные избираются единогласным решением участников собрания по выбору уполномоченного. В случае, если количество участников собрания не кратно норме представительства количеству членов Кооператива, выбирающих одного уполномоченного, согласно п. Член Кооператива ассоциированный член Кооператива вправе участвовать только в одном собрании по выбору уполномоченного на предстоящее собрание уполномоченных членов Кооператива. Уполномоченный должен выбираться только из участников собрания. Избрание уполномоченного оформляется протоколом, подписанным председателем и секретарем избравшего его собрания. Протокол передается председателем собрания по избранию уполномоченного в счетную комиссию собрания уполномоченных членов Кооператива. Решения, принятые собранием уполномоченных имеют силу решений, принятых общим собранием членов Кооператива. Исполнительные органы Кооператива 6. Исполнительными органами Кооператива являются председатель Кооператива и правление Кооператива. В случае, если в повестке дня общего собрания членов Кооператива стоит вопрос о приеме новых членов Кооператива, и в случае их приема число членов Кооператива составит 25 или более членов, одновременно с приемом в члены Кооператива на общее собрание должен быть вынесен вопрос об избрании правления Кооператива. Все положения настоящего устава о правлении Кооператива применяются только в случае, если число членов кооператива составляет 25 и более членов. Председатель Кооператива является членом правления Кооператива и возглавляет его. В случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, незамедлительно проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Победившим во втором туре считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Бюллетень для тайного голосования не подлежит нумерации и должен быть подписан председателем счетной комиссии собрания, всеми присутствующими на собрании кандидатами, выдвинутыми на должность председателя Кооператива, и заверен круглой печатью Кооператива. Члены счетной комиссии показывают всем участникам собрания, что урна для тайного голосования пуста, опечатывают урну для голосования и выдают членам Кооператива ассоциированным членам Кооператива с правом голоса под роспись о получении бюллетеня для тайного голосования бюллетени для тайного голосования. Не допускается вынос урны для голосования из зала заседания общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива. Бюллетень, в котором не содержится ни одной отметки в квадрате, расположенном справа от кандидата или знак проставлен более чем в одном квадрате, считается недействительным. Также считаются недействительными бюллетени, не подписанные председателем счетной комиссии собрания, всеми присутствующими на собрании кандидатами на должность председателя Кооператива за исключением случая, если кандидат отказался от подписания бюллетеня и не заверенные круглой печатью Кооператива. Каждый участник голосования вправе заполнить бюллетень для тайного голосования в кабине для тайного голосования. Один участник голосования вправе опустить только один бюллетень для голосования в урну для голосования. Все время от опечатывания урны для голосования до момента ее вскрытия и подсчета голосов урна для голосования должна находиться в поле зрения счетной комиссии и участников общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива. После того, как все присутствующие на общем собрании собрания уполномоченных членов Кооператива члены Кооператива ассоциированные члены Кооператива с правом голоса проголосуют, члены счетной комиссии перед всеми участниками собрания на столах, расположенных в поле зрения участников собрания вскрывают урну. Все бюллетени для голосования, находившиеся в урне, выкладываются на стол, члены счетной комиссии показывают присутствующим, что урна пуста и счетная комиссия в присутствии участников собрания и кандидатов на должность председателя Кооператива подсчитывают бюллетени, извлеченные из урны, раскладывая их на столе: отдельно по каждому из кандидатов, отдельно недействительные бюллетени. Победившим считается кандидат, за которого отдано более половины голосов от общего числа голосов, отданных за всех кандидатов, согласно бюллетеням для тайного голосования, извлеченным из урны для тайного голосования при этом недействительные бюллетени не учитываются. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, незамедлительно проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Победившим во втором туре считается кандидат, набравший более половины голосов от общего числа голосов, отданных за двух кандидатов, участвующих во втором туре голосования, согласно бюллетеням для тайного голосования, извлеченным из урны для тайного голосования второго тура голосования при этом недействительные бюллетени не учитываются. Правление Кооператива состоит из одиннадцати??? К компетенции правления Кооператива относится решение следующих вопросов: 6. Прием заявлений о вступлении в члены Кооператива или ассоциированные члены Кооператива, выходе из членов Кооператива или ассоциированных членов Кооператива; 6. Предварительное рассмотрение вопросов об исключении из членов Кооператива или ассоциированных членов Кооператива; 6. Заключение договоров с ассоциированными членами Кооператива; 6. Утверждение размера и формы возвращаемого пая при выходе и исключении из Кооператива, определение конкретного имущества в случае, если в счет пая выходящему из Кооператива выделяется имущество; 6. Формирование повестки дня общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива и его созыв; 6. Принятие совместно с наблюдательным советом Кооператива решения о погашении приращенных паев, выплате дивидендов или кооперативных выплат членам Кооператива или ассоциированным членам Кооператива; 6. Принятие совместно с наблюдательным советом Кооператива решения о рекомендуемых общему собранию собранию уполномоченных конкретных размерах сумм распределяемой прибыли, направляемых на цели, определенные пунктом 9. Принятие совместно с наблюдательным советом Кооператива решения о рекомендуемой общему собранию сумме кооперативных выплат, направляемых на погашение приращенных паев; 6. Приобретение основных производственных фондов и земельных участков земельных долей , в соответствие с утвержденной общим собранием собранием уполномоченных структурой подлежащих приобретению основных производственных фондов здания, сооружения, машины и оборудование и т. Принятие совместно с наблюдательным советом решения о предоставлении займов членам Кооператива в порядке и в размерах, определенных общим собранием собранием уполномоченных членов Кооператива; 6. Определение рыночной стоимости имущества Кооператива или отдельных объектов имущества Кооператива. Совершение совместно с наблюдательным советом Кооператива сделок, в том числе сделок по передаче в аренду земельных участков и основных средств Кооператива, по залогу имущества Кооператива, стоимость которых в процентах от общей стоимости активов Кооператива за вычетом стоимости земельных участков и основных средств Кооператива по данным бухгалтерского баланса за год, предшествующий году совершения сделки составляет от 10 до 20 процентов. В случаях, когда настоящим уставом предусмотрено совместное принятие решений правлением и наблюдательным советом Кооператива, соответствующие решения считаются принятыми, если они приняты каждым из этих органов управления Кооперативом. Совершение совместно с наблюдательным советом Кооператива сделок, в которых присутствует конфликт интересов, в соответствие с пунктом 11. Рассмотрение совместно с наблюдательным советом Кооператива заключения ревизионного союза, касающегося результатов ревизии Кооператива, и определение мер по устранению выявленных нарушений; 6. Принятие решений об условиях и объемах реализации собственной продукции Кооператива членам и работникам Кооператива, пропорционально их личному трудовому участию; 6. Использование средств Кооператива на цели, предусмотренные настоящим уставом и решениями общих собраний собраний уполномоченных членов Кооператива, в т. Правление Кооператива действует на основании настоящего устава. Решения принимаются простым большинством голосов, при равенстве голосов голос председателя Кооператива является решающим. Председатель Кооператива без доверенности действует на основании решений общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, наблюдательного совета Кооператива и правления Кооператива по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по всем остальным вопросам единолично от имени Кооператива. Председатель Кооператива представляет Кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается в соответствии с настоящим уставом имуществом Кооператива, заключает договоры, в т. Размер оплаты труда председателя Кооператива и членов правления Кооператива устанавливается общим собранием собранием уполномоченных членов Кооператива в зависимости от объема производственной и иной хозяйственной деятельности Кооператива, а также от объема работы, выполняемой членами правления Кооператива. Председатель Кооператива и члены правления Кооператива осуществляют управление Кооперативом. При этом они должны соблюдать ограничения, установленные законодательством и настоящим уставом. Председатель Кооператива и члены правления Кооператива подотчетны наблюдательному совету Кооператива и общему собранию собранию уполномоченных членов Кооператива. Председатель Кооператива или члены правления Кооператива, могут быть в любое время освобождены от исполнения своих обязанностей по решению общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива, в порядке, определенном настоящим уставом. Орган управления Кооперативом либо имеющая право на созыв общего собрания собрания уполномоченных членов Кооператива группа членов Кооператива или ассоциированных членов Кооператива, предложившие включить в повестку дня этого собрания вопрос о досрочном освобождении от должности председателя Кооператива, обязаны дать в письменной форме обоснование своих предложений. Заключение ревизионного союза по обоснованию досрочного освобождения от должности председателя Кооператива должно быть оглашено на общем собрании собрании уполномоченных членов Кооператива. Общее собрание собрание уполномоченных членов Кооператива не правомочно рассматривать вопрос о досрочном освобождении от должности председателя Кооператива без оглашения на этом собрании соответствующего заключения ревизионного союза.
Устав сельскохозяйственной артели
Уже в начале 1920 года в Советской России существовало более 1 500 коллективных хозяйств, почти 1000 из них составляли коммуны, еще 600 — артели. В том же году в артели стали вступать крестьяне-середняки, поэтому артелей становилось больше. Впрочем, уже к началу 1920 года в стране существовало 6 189 колхозов, из которых больше половины были именно артели. Эта форма коллективного хозяйства оставалась доминирующей на протяжении нескольких лет, главным образом в годы восстановления народного хозяйства после Гражданской войны.
Можно сказать, что именно артели стали прообразом колхозов, которые появились в СССР в конце двадцатых годов. Устав сельскохозяйственных артелей Артели не могли существовать без регламентирующего их деятельность документа. Первый из них увидел свет 19 мая 1919 года.
Документ, утверждённый Наркомземом назывался «Примерный устав трудовой земледельческой артели». В документе оговаривались все аспекты деятельности первых сельскохозяйственных артелей. Например, что в состав сельхозартели могут войти все граждане молодого советского государства, достигшие восемнадцатилетия, без различия пола, религий, национальностей и профессий, но при этом в документе был пункт, который закрывал дорогу в артели тем, кто был лишен избирательного права в Советы, а это были, в первую очередь, кулаки.
При артелях создавался общий фонд сельхозинвентаря, которым могли пользоваться все его члены, но орудия производства могли оставаться и в личном пользовании крестьян. При этом существовали и членские взносы. Причем эти взносы могли вноситься, как деньгами, так и техникой.
О средствах производства 4. Обобществляютсявесь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь плуг, сеялка, борона, молотилка, косилка , семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства, и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Не обобществляются и остаются в личном пользовании колхозного двора: жилые постройки, его личный скот и птица, хозяйственные постройки, необходимые для содержания скота, находящегося в личном пользовании колхозного двора. При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря оставляется в личном пользовании членов артели мелкий сельскохозяйственный инвентарь, потребный для работ на приусадебной земле.
Из обобществленного рабочего скота правление артели в случае необходимости выделяет несколько лошадей для обслуживания за плату личных нужд членов артели. Артель организует смешанную животноводческую товарную ферму или в случае наличия большого количества скота несколько специализированных животноводческих товарных ферм. Каждый колхозный двор в зерновых, хлопковых, свекловичных, льняных, конопляных, картофеле-овощных, чайных и табачных районах может иметь в личном пользовании корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом или, если правление колхоза найдет необходимым, 2 свиноматки с приплодом, до 10 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. Каждый колхозный двор в земледельческих районах с развитым животноводством может иметь в личном пользовании 2 - 3 коровы и, кроме того, молодняк, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев.
К этим районам относятся, например, земледельческие, не смежные с кочевыми, районы Казахстана, полесские районы Белоруссии, Черниговской и Киевской областей Украины, районы Барабинской степи и приалтайские районы Западно-Сибирского края, Ишимская и Тобольская группы районов Омской области, горная часть Башкирии, восточная часть Восточной Сибири, земледельческие районы Дальне-Восточного края, Вологодская и Холмогорская группы районов Северного края. Каждый колхозный двор в районах некочевого и полукочевого животноводства, где земледелие имеет небольшое значение, а животноводство играет решающую роль в хозяйстве, может иметь в личном пользовании от 4 до 5 коров и, кроме того, молодняк, от 30 до 40 овец и коз вместе, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, неограниченное количество птицы и кроликов, до 20 ульев, а также по одной лошади или по одной кумысной кобылице, или по 2 верблюда, или по 2 осла, или по 2 мула. Каждый колхозный двор в районах кочевого животноводства, где земледелие не имеет почти никакого значения, а животноводство является всеобъемлющей формой хозяйства, может иметь в личном пользовании от 8 до 10 коров и, кроме того, молодняк, 100 - 150 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы, до 10 лошадей, от 5 до 8 верблюдов. К этим районам относятся, например, кочевые районы Казахстана, Нагайский район, кочевые районы Бурят-Монголии.
Деятельность артели и ее правления 6. Артель обязуется вести свое коллективное хозяйство по плану, точно соблюдая установленные органами рабоче-крестьянского правительства планы сельскохозяйственного производства и обязательства артели перед государством. Артель принимает к точному исполнениюпланы сева, подъема паров, междурядной обработки, уборки, молотьбы и зяблевой пахоты, составляемые с учетом состояния и особенностей колхозов, а также государственный план развития животноводства. О членстве 7.
Прием в члены артели производится общим собранием членов артели, которое утверждает внесенные правлением списки новых членов. В члены артели могут вступать все трудящиеся, как женщины, так и мужчины, достигшие 16-летнего возраста. В артель не принимаются кулаки и все лица, лишенные избирательных прав. Изъятия из этого правила допускаются: а для тех детей лишенцев, которые в течение ряда лет занимаются общественно полезным трудом и добросовестно работают; б для тех бывших кулаков и членов их семейств, которые, будучи высланы за противосоветские и противоколхозные выступления, в местах новых поселений в течение 3 лет своей честной работой и поддержкой мероприятий Советской власти показали, что они исправились.
Крестьяне-единоличники, продавшие своих лошадей в течение последних 2 лет перед вступлением в артель и не имеющие семян, принимаются в артель при условии обязательства внести из своих доходов с рассрочкой до 6 лет стоимость лошади и семена натурой. В протоколе общего собрания членов артели обязательно указывается число колхозников, присутствовавших на собрании, и число голосовавших за исключение. В случае обжалования членом артели постановления о его исключении в районный исполнительный комитет Советов вопрос решается окончательно президиумом районного исполнительного комитета Советов в присутствии председателя правления артели и жалобщика. Средства артели 9.
Вступающие в артель должны внести денежный вступительный взнос в размере от 20 до 40 руб. Вступительные взносы зачисляются в неделимый фонд артели. Из стоимости обобществленного имущества членов артели рабочего скота, инвентаря, хозяйственных построек и т.
Решающим этапом в проведении коллективизации стали 1930-1932 гг. Было раскулачено: 1,1 млн. С 1933 по конец 30-х гг.
Главная цель в этот период - привлечь оставшуюся треть деревни в колхозы. В годы второй пятилетки 1933-1937 гг. Колхозный строй юридически оформился в основных чертах. Основная часть крестьян стала колхозниками. Появилось понятие единоличник. Это была группа хозяйств невысокого достатка, которая не вошла в колхозы, но сохранила себя как производственная единица.
Устав разрешал колхознику иметь небольшое личное подсобное хозяйство ЛПХ , однако не определял его размеры, не гарантировал от посягательств со стороны государства. В начале второй пятилетки распространилось мнение, что по мере завершения коллективизации ЛПХ колхозника теряет свое значение, его надо сокращать. На такой позиции стоял и Сталин Устав 1935 года: В феврале 1935 г. Устав определял порядок распределения доходов колхоза. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.
Устав закреплял использование земель, как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников.
Раздел «О членстве» устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав - за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Устав определял порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов государства, колхоза и колхозников. Раздел «Организация, оплата и дисциплина труда»устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями агрономы, инженеры и т.
Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины. Конституция СССР 1936 г. Эти нормы время от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г.
Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. Постановление также установило, начиная с 1939 г. Начиная с урожая 1940 г. А поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами. Артель должна была также заключать с МТС договор, который имел силу закона и придавал взаимоотношениям колхозов и МТС обязательный характер.
Объем тракторных работ определялся не запросами и потребностями колхозов, а возможностями машинно-тракторного парка МТС. Закон предписывал сельхозартели использовать «все тракторы, двигатели, молотилки, комбайны и другие машины, предоставляемые рабоче-крестьянским правительством через МТС», таким образом государство выстраивало жесткую систему.
Колхоз образца 1969г. (1)
Примерный устав сельскохозяйственной артели был принят в 1930 году, его новая редакция была принята в 1935, на Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Примерный устав сельскохозяйственной артели. Раздел. Решение о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Общим собранием членов (собранием уполномоченных) Кооператива. Согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели от 1935 года колхозный двор в зерновых районах мог иметь в личном пользовании 1 корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом, до 10 овец и коз (вместе). устав производственного кооператива (артели) утвержден решением общего собрания участников протокол nо. от "" 20 г.
Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и 1935 г.
1935-02-17, Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Примерный устав сельскохозяйственной артели. Раздел. Согласно "Примерному уставу сельскохозяйственной артели", принятому в 1935 г., артелям предоставлялось право на образование (путем отчисления до 2% валовой продукции колхозов) специального социально-культурного фонда, находившегося в распоряжении правлений.
52.Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. И 1935 г.
Сельскохозяйственные работы в артели осуществляются на основах сдельщины. Правлением артели разрабатываются и общим собранием колхозников утверждаются по всем сельскохозяйственным работам нормы выработки и расценки каждой работы в трудоднях. На каждую работу устанавливаются нормы выработки, доступные добросовестно работающему колхознику, с учетом состояния рабочего скота, машин и почвы. Каждая работа, например: вспахать гектар, посеять гектар, произвести окучку гектара хлопка, намолотить тонну зерна, накопать центнер свеклы, вытеребить гектар льна, замочить гектар льна, надоить литр молока и т. Каждому члену артели не реже одного раза в неделю бригадир подсчитывает всю работу, которую произвел колхозник, и соответственно установленным расценкам записывает в трудовую книжку колхозника количество выработанных им трудодней. Распределение доходов артели между членами производится исключительно по количеству выработанных каждым членом артели трудодней. В артели, занимающейся посевом технических культур, выдача денежного дохода члену артели производится, не дожидаясь окончания сдачи государству хлопка, льна, пеньки, свеклы, чая, табака и т. И где, сколько получали на трудодень, зависело лишь от того, как работали сами колхозники. Газета "Правда" 1938 год. А вот что говорит о доходах колхозников критик Сталина, похлеще, наверное, всех современных вместе взятых.
Уж он то знал о чём говорил.
Но, по причинам, о которых сказано выше, никакой устав нельзя считать однозначно "правильным". Поэтому принятие Устава на организационном собрании или в дальнейшем - при выработке новой редакции - это всегда торговля.
Не нужно опасаться этого слова: как самостоятельные хозяйствующие субъекты, члены кооператива торгуются между собой за то, чтобы в будущем кооператив максимально учитывал их интересы.
Каждому члену артели не реже одного раза в неделю бригадир подсчитывает всю работу, которую произвел колхозник, и соответственно установленным расценкам записывает в трудовую книжку колхозника количество выработанных им трудодней. Правление артели ежемесячно вывешивает список членов артели с указанием количества трудодней, выработанных ими за истекший месяц.
Годовой итог работы и доход каждого колхозника помимо счетовода обязательно заверяется бригадиром и председателем артели. Ведомость числа выработанных каждым членом артели за две недели до общего собрания, утверждающего распределение доходов артели. Распределение доходов артели между членами производится исключительно по количеству выработанных каждым членом артели трудодней.
В артели, занимающейся посевом технических культур, выдача денежного дохода члену артели производится, не дожидаясь окончания сдачи государству хлопка, льна, пеньки, свеклы, чая, табака и т. Все члены артели обязуются строго беречь свою колхозную собственность и государственные машины, работающие на колхозных полях, работать честно, подчиняться требованиям устава, постановлениям общего собрания и правления, соблюдать правила внутреннего распорядка, аккуратно выполнять возлагаемые на них правлением и бригадиром работы и общественные обязанности, строго соблюдать дисциплину труда. За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до пяти трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы.
В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном п. Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа.
Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19. Делами артели управляет общее собрание членов артели, а в промежутке между собраниями - избранное общим собранием правление.
Общее собрание является высшим органом управления артели. Общее собрание: а избирает председателя артели и правление артели, а также ревизионную комиссию артели, причем ревизионная комиссия утверждается районным исполнительным комитетом Советов; б производит прием новых членов и исключением из состава артели; в утверждает годовой производственный план, приходно-расходную смету, план строительства, нормы выработки и расценки работ в трудоднях; г утверждает договор с машинно-тракторной станцией; д утверждает годовой отчет правления, с обязательным заключением ревизионной комиссии, а также отчеты правления по важнейшим сельскохозяйственным кампаниям; е утверждает размеры различных фондов и количество продуктов и денег, подлежащих выдаче на трудодень; ж утверждает правила внутреннего распорядка артели. По всем вопросам, перечисленным в настоящем пункте устава, решения правления артели без утверждения общего собрания являются недействительными.
Решения общего собрания принимаются большинством голосов открытым голосованием. Для заведования делами артели общее собрание членов артели избирает сроком на два года правление в составе 5 - 9 человек, смотря по величине артели. Правление артели является исполнительным органом артели и отвечает перед общим собранием членов артели за работу артели и за выполнение ею обязательств перед государством.
Для повседневного руководства работой артели и ее бригад, а также для повседневной проверки выполнения решений правления общее собрание артели избирает председателя артели, являющегося вместе с тем председателем правления. Председатель обязывается собирать правление не реже двух раз в месяц для обсуждения текущих дел и принятия соответствующих решений. В помощь председателю правление избирает заместителя председателя из числа членов правления по представлению председателя.
Заместитель председателя во всей своей работе подчиняется указаниям председателя. Бригадиры и заведующие животноводческими фермами назначаются правлением артели на срок не менее двух лет. Для ведения счетоводства и учета имущества правление выделяет из числа артели или приглашает по найму счетовода.
Счетовод ведет счетоводство и учет по установленным формам и целиком подчиняется правлению артели и ее председателю. Никаких прав на самоличное распоряжение средствами артели, выдачу авансов, расходование натуральных фондов счетоводу не предоставляется.
Для реализации этого Закона был создан специальный фонд - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников. Тем самым, как отмечалось в литературе, "завершилось создание единой системы пенсионного обеспечения, утвердились общие и единые принципы права на пенсию всех граждан страны социализма".