Аркус не спрашивает Балабанова, как он снимал Никиту Михалкова в роли эксцентричного бандюгана в «Жмурках». Балабанов был человеком с добрым сердцем и очень жалел тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Алексей Балабанов: «Я никогда в жизни не делал того, что мимо. Мимо меня»
«Кто бы мог подумать, что Алексей Балабанов, самый провокационный из российских режиссеров, сделает чистой воды мелодраму? Алексей Октябринович Балабанов (1959-2013) — советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, член Европейской киноакадемии, один из создателей кинокомпании «СТВ». Балабанов был человеком с добрым сердцем и очень жалел тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Алексей Балабанов. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Актриса Светлана Письмиченко рассказала "Петербургскому дневнику", как училась водить трамвай на съемках фильма "Брат". Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Алексей Балабанов можно посмотреть на Иви. Режиссер Алексей Балабанов — фигура для российского и мирового кинематографа сколь важная, столь и неоднозначная.
Самое интересное в виде мозаики
- В день рождения Алексея Балабанова в Петербурге пройдут встречи и экскурсии в память о режиссере
- Алексей Балабанов - биография, новости, личная жизнь
- Русский православный режиссер: 12 реальных фактов о Балабанове | КиноРепортер
- Хулиган и картежник
Леша, режиссер. Памяти Алексея Балабанова
Месхиев объединили свои усилия ради создания фильма, посвященного 100-летию отечественного кинематографа. Их киноальманах «Прибытие поезда» пришелся по душе даже самым придирчивым критикам. Настоящая известность пришла к Балабанову в 1997 году, когда на экраны вышла созданная им криминальная лента «Брат». Главная роль досталась Сергею Бодрову. Созданием музыки к фильму занимался давний знакомый Балабанова — Вячеслав Бутусов. За несколько месяцев проката «Брат» завоевал невероятную популярность и собрал самую большую кассу в 1997 году. После оглушительного успеха наш герой решил снять весьма необычную и в какой-то мере провокационную картину. Она называлась «Про уродов и людей». Сюжет переносит зрителей в дореволюционную Россию. Фильм рассказывает о первых создателях порнографии, живших в те времена.
Результат работы Балабанову очень понравился. Продолжение кинокарьеры В 2000 году режиссер приступает к съемкам продолжения легендарной киноленты «Брат». Для саундтрека были использованы песни популярных на тот момент рок-исполнителей. Вторая часть «Брата» была воспринята зрителями так же горячо, как и первая. В 2001 году Балабанов удивил киноаудиторию простым и откровенным фильмом о жизни в якутской деревне. События развиваются в XX веке. Главная роль досталась коренной жительнице Якутска — актрисе Туйаре Свинобоевой. В марте 2002 года наш герой представил российским зрителям драматический фильм «Война».
Или, как Лев Толстой, не нуждаетесь в посредниках? Я много священников знаю, это всё люди. То есть я в церковь не верю, я верю в Бога. Но у нас есть церковь, и я в нее хожу. Потому что я не католик, не англиканин, не протестант, я русский и православный. У нас своя церковь и свои люди, поэтому я хожу в нашу церковь. И крестимся мы по-другому. Иногда Вы говорили: "Все, не буду больше снимать". После этой картины будут какие-то проекты? Не хочу сейчас ничего снимать. Но идей много, и проектов много, и сценариев уже написанных. А в паузах Вы что делаете? Едете на Мальдивы? И от фестивалей вот устаю очень, ведь на них ездить — это тоже работа такая. Даже в сентябре на "Киношок" приезжал только потому, что у меня мама живет в центре Анапы. Сына к ней привез старшего, которого она очень любит. Она уже пожилая, плохо ходит, с палкой только. Но приходила на конкурсный просмотр кино мое смотреть. Как она Ваше творчество воспринимает? Тут она расстроилась, что я в фильме умер. Как Вы решили, что в финале спасутся проститутка и музыкант, а бандит и режиссер — нет? Бандит людей убивал, а режиссер плохие фильмы снимал. Это конкретный режиссер такой, или профессия вообще не богоугодная и не заслуживает счастья? Говорят, профессия кинорежиссера одна из самых опасных? Вы согласны? Каменщику может кирпич на голову упасть, это что — безопасная профессия? Бетонщик может ногу в бетон поставить, она у него там застрянет — и все. Все профессии опасны. Безопасно на кровати лежать, да и то не совсем.
Сход ледника Колка унёс жизни более 120 человек, которые, как и Сергей Бодров, до сих пор официально считаются без вести пропавшими. Как позднее признавался сам режиссёр, он тоже перестал чувствовать себя живым, когда узнал о произошедшим. После этого Балабанов, всегда снимавший фильмы по собственным сценариям, перестал что-либо писать — чтобы как-то отвлечь друга, Сергей Сельянов принёс ему два чужих сценария. В своём интервью Юрию Дудю продюсер признался, что пошёл на хитрость ради того, чтобы убедить Балабанова взять их. Так, он предложил режиссёру экранизировать «Жмурки» с формулировкой: «Слабо тебе снять комедию? Позднее с такой же формулировкой Сельянов предложил ему снять мелодраму «Мне не больно». В конечном итоге Балабанов согласился взять в производство оба проекта и вскоре приступил к съёмкам. Криминальная комедия «Жмурки» стала одной из самых необычных работ в фильмографии режиссёра. Если в дилогии «Брат» он старался максимально точно отразить реалии эпохи «лихих 90-х», то в этом фильме откровенно иронизировал над этим временем, используя всё связанные с ним штампы и стереотипы. Нетипичной также оказалась картина «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой и Александром Яценко в главных ролях. А в 2007 году состоялась премьера триллера «Груз 200» — самой скандальной работы режиссёра за всю его карьеру. Так, картина была воспринята неоднозначно уже на первой стадии производства: после прочтения сценария отказались от съёмок несколько актёров, ранее давших своё согласие. Кроме того, покинул съёмочную группу Сергей Астахов — оператор большинства предыдущих картин Балабанова, а позднее фильм не был допущен к показу в Каннах. В дальнейшем также возникли проблемы с кинотеатрами, многие из которых отказывались принимать киноленту в прокат из-за обилия сцен с насилием. Тем не менее, она всё же вышла на экраны, при этом получив самые противоречивые отзывы критиков. Так, одни назвали «Груз 200» лучшей работой Балабанова за все годы его творческой деятельности, в то время как другие обвинили режиссёра в «чернухе» и том, что он снял «самый антисоветский фильм». Ещё через год вышла драма «Морфий», сценарий для которой был написан Сергеем Бодровым-младшим по мотивам произведений Михаила Булгакова. А в 2010 году были завершены съёмки криминальной драмы «Кочегар». Картина не имела успеха в прокате и была проигнорирована европейскими кинофестивалями, однако получила высокие оценки рецензентов. Главным достоинством нового фильма Балабанова был назван его особый минимализм. Так, в этой работе он использует новый для себя киноязык: действия его героев максимально просты и естественны, а они сами почти ничего не говорят и довольствуются редкими и короткими фразами. При этом, по мнению киноведа Любови Аркус, режиссёру удаётся показать распад человеческой личности «на головокружительном стыке между величественной античной трагедией и задыхающимся от немоты театром позднего Беккета». А уже в следующем фильме — «Я тоже хочу» — он сыграл небольшое камео, что было для него нехарактерно. Спустя время многие интерпретировали этот эпизод как предчувствие Балабановым собственной смерти: ранее он заявлял, что эта работа станет его последним фильмом. Драма «Я так хочу» действительно стала последней в фильмографии режиссёра. Всего Балабанов снял 14 полнометражных кинокартин, каждая из которых сегодня входит в золотой фонд русского кинематографа. Кроме того, им не были закончены многие другие проекты. Так, помимо фильма «Река», остался незавершённым триллер «Американец». Также режиссёр планировал снять картину о молодости Иосифа Сталина. В настоящее время Алексей Балабанов считается одним из самых неординарных, влиятельных и самобытных авторов за всю историю русского кинематографа, а по величине таланта его нередко сравнивают с такими классиками отечественного кино, как Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский.
В 80-х он, будучи студентом Горьковского педагогического института иностранных языков, по обмену ездил в Англию. Там он сходил на матч команд «Manchester United» и «Ливерпуль» и стал преданным болельщиком первой. Алексей Балабанов два года служил в военно-транспортном авиационном полку, летал в страны Африки и Азии и даже недолго воевал в Афганистане. Так что фильмы «Война», «Кочегар» и « Груз 200 » он снимал со знанием дела. Алексей Балабанов вместе со второй женой Надеждой Васильевой, которая была художником по костюмам многих его фильмов, несколько лет делил коммунальную квартиру на Васильевском острове с актером Виктором Сухоруковым. Тогда еще начинающему актеру приходилось соседствовать с алкоголиком, а Алексей Балабанов с женой ютились в коммуналке на Лиговском проспекте. Виктор Сухоруков предложил другу поменяться с алкоголиком жилплощадью, и тот согласился. Позже в этой коммуналке Алексей Балабанов снимет несколько сцен для фильма « Брат ». Два своих первых полнометражных фильма — «Счастливые дни» по пьесе Сэмюэля Беккета и «Замок» по одноименному роману Франца Кафки — Алексей Балабанов снял на студии режиссера Алексея Германа, и влияние мэтра заметно даже невооруженным взглядом. Алексей Герман, очевидно, делал ставку на молодого режиссера и даже лично появился в фильме «Замок», однако вскоре их творческие пути разошлись. Снимавший всю жизнь в основном высоколобый артхаус, Алексей Герман не оценил фильм «Брат» из-за «национального» вопроса.
Хулиган и художник человеческих судеб. Вспоминаем жизнь и творчества Алексея Балабанова
В последней своей картине 2012 года «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. По сюжету музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка едут по России в поисках Колокольни Счастья, которая есть где-то под Питером. Но Колокольня принимает не всех. Оказавшись на месте герои видят сотни трупов так и не добравшихся до счастья людей и "режиссера, члена европейской академии". Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. Фильмы режиссера всегда вызывали противоречивые оценки, кто-то хвалил его за то, что он чувствовал время, кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и "чернуху". Но равнодушным его работы не оставляли никого. Балабанов как-то сказал: "Я не знаю, хороший я человек или плохой.
Не мне судить. Умру - узнаю". Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов. Снял 3 клипа группы «Наутилус Помпилиус»: 1988 - «Взгляд с экрана», 1992 - «Чистый бес», 1997 - «Во время дождя» саундтрек к фильму «Брат». В 1989-м - клип группы «Настя» «Стратосфера». В 2000-м совместно с режиссёром Валерием Макущенко клип группы «Би-2» - «Полковнику никто не пишет» саундтрек к фильму «Брат 2». Смерть Алексея Балабанова Умер 18 мая 2013 года около 16 часов дня, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке Курортный район Петербурга от сердечного приступа. Он умер дома, на руках у родных - упал в обморок и больше не пришел в сознание.
Режиссер был тяжело болен и свой последний фильм «Я тоже хочу» сам называл прощанием. И тем не менее не хотел останавливаться, продолжал работать. Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище. Смерть режиссера остановила реализацию и завершение ряда проектов. В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов.
Также, одну из ключевых фигур должен был исполнить музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, но в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел, и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра Майка Тайсона , но этот проект он не успел завершить. В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости Иосифа Виссарионовича Сталина. Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина.
Они прочитали сценарий Балабанова, который он завершил всего за несколько дней до смерти. Особый формат, для того, чтобы услышать язык мастера, творчество которого никого не может оставить равнодушным. Документальный фильм.
Притча «Про уродов и людей» 1998, премия «Ника» за лучший игровой фильм, 1999 в ироничной форме представила историю зарождения кинематографа в России, ярмарочно-балаганной природой пробудившего власть масс, породившего бездуховное пространство вседозволенности и приведшего страну к революции. Войне в Чечне посвящён фильм «Война» 2002 , в острой и выразительной форме рисующий картину сосуществования народов.
В духе чуть остранённого реализма, насыщенного тонкими ироническими деталями, сняты последующие фильмы, порождающие острое чувство трагической неразрешимости происходящего. В 2002 г. В фильме «Жмурки» 2005 в стиле трагикомедийного «ретро» впервые создан образ эпохи 1990-х гг. Сенсационным явился фильм «Груз 200» 2007 — размышление режиссёра об онтологическом трагизме российской ментальности. Тема морально-нравственного опустошения общества перед Октябрьской революцией 1917 г.
Саундтрек фильма полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius. Действие происходит на сто лет раньше, чем в фильме «Брат» и его действие происходит в предреволюционном Петербурге, пока ещё не охваченном пламенем революции и тонущем в распутстве. Фильм рассказывает о небольшом предприятии, создающем фотографии садомазохистской направленности. На фоне этого «бизнеса» разворачиваются истории нескольких людей: самих фотографов, семьи доктора и проживающей вместе с ними пары сиамских близнецов… Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника» и других всемирно известных фестивалей. После успеха первой части, Балабанов планировал создать продолжение в двух частях, но в конце концов объединил сценарии в один. Так и получился фильм «Брат 2» 2000. Эта картина одна из немногих в истории кинематографа, что может соревноваться в популярности с оригиналом. Отпраздновав своеобразный «реванш» на родине, зрители получили следующую порцию удовольствия — Багров нивелировал геополитическое поражение СССР и постперестроечной России — он отправился мстить обидчикам своего друга в самое сердце «вероятного противника» — США. При этом, не меньше чем недругов он находит среди простых американцев новых друзей, помогающих Даниле лучше собственного брата, в очередной раз наплевавшего на родственные узы.
Его Данила, при всей харизматичности и эпичности, сочетает в себе черты героя и антигероя, точнее, он выступает, ни много ни мало, неким орудием судьбы. Стоит вспомнить слова немца-бомжа Гофмана из первого фильма о том, что имя Данила означает «Бог мне судья». Однако Балабанов отличается от многих «умных» режиссёров тем, что умеет фасовать свои идеи в красивые и увлекательные обёртки, чтобы зритель сам мог выбирать, что ему нравится: первое, второе или всё вместе. Зрелищный динамичный фильм занял первое место по продажам на видеокассетах в России, обогнав всех зарубежных конкурентов. Фильм «Война» 2002 касается ещё одной болевой точки в истории России — Чеченской войны. Главный герой — отсидевший чеченском плену и чудом выпущенный на волю солдат Иван Ермаков возвращается с затянувшейся для него войны и никак не может устроиться в новой жизни. Бывшая возлюбленная не вызывает прежних эмоций, пьяные посиделки с бывшими друзьями не веселят. Именно в этот момент его находит сидевший с ним в плену англичанин Джон Бойл. Возлюбленная Джона находится в заложниках у ожидающих выкупа чеченцев и он, испробовав все дипломатические пути в Англии и в России находит Ивана, чтобы предложить опасное путешествие, целью которого является освобождение любимой.
Иван соглашается, надеясь заодно выторговать свободу для сидящего там же русского капитана. Два Ивана — английский и русский — отправляются в путешествие, итог которого неизвестен никому. Несмотря на присущий режиссёру динамизм и эффектность, именно здесь Балабанов достигает пика мастерства рассказчика. Одной реплики второстепенного персонажа достаточно, чтобы открыть перед зрителем его систему ценностей, а таких персонажей здесь предостаточно и при этом история не рассыпается на составные, а заставляет завороженного зрителя ждать неизбежного финала.
Чем Балабанов хорош?
- Алексей Балабанов: главный создатель мифа о 90-х или разочаровавшийся историк эпохи?
- «Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о Балабанове - Афиша Daily
- Алексей Балабанов - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- фотографии >>
Русский православный режиссер: 12 реальных фактов о Балабанове
18 мая 2013 года на 55-м году жизни ушел из жизни культовый режиссер Алексей Балабанов. Своим беспощадным скальпелем Балабанов вскрывал один за другим все современные российские мифологии: разоблачил шестидесятнический миф о революции в «Морфии» и миф об СССР в «Грузе-200». По своему темпераменту Балабанов не был тихим алкоголиком, ему требовалась движуха. Балабанов жалел тех, кто оказался в неблагополучной ситуации, и часто приводил домой бездомных людей, чтобы они согрелись и поели.
Смотрите также:
- Причина смерти Алексея Балабанова. Биография и фильмография режиссера
- Биография скандального режиссёра Алексея Балабанова | Пикабу
- Хулиган и художник человеческих судеб. Вспоминаем жизнь и творчества Алексея Балабанова
- СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Алексей Балабанов: чего мы до сих пор не знали о режиссере-провокаторе
О том, что значит это имя для отечественного кино, — шеф-редактор kinoart. Он не отличался общественной активностью, не боролся против власти и не защищал власть действующую. Балабанова нельзя назвать ни «лицом отечественного кино», ни даже неофициальным выразителем каких-либо его тенденций, не говоря уже о выражении в его картинах каких-либо «народных чаяний». И сам по себе, и в своем творчестве Алексей Октябринович всегда оставался настолько «нерепрезентативным», насколько это вообще возможно для человека глубоко частного, но занятого таким коллективным видом деятельности, как кинематография, и снимавшего на такие темы и сюжеты, которые выбирал для себя Балабанов. Балабанов тоже был по жизни чем-то вроде «Леши, режиссера» — простым мужичком в тельняшке, которого запросто могли отоварить и отоваривали привокзальные менты, приняв его за бездомного бродягу. Но одно дело, когда ты сам ощущаешь себя по жизни «просто Лешей», а иное — когда другие отчего-то не замечают твоих седин и достижений. За четверть века режиссерской работы Балабанов получил относительно немало разнообразных фестивальных наград, но все же большинство из них были вручены на отечественных и подчас не самых влиятельных киносмотрах.
И даже общий их вес, пожалуй, едва ли дает адекватное представление о символическом, в контексте современной отечественной культуры, весе награжденного. Что же касается мирового контекста, то на международных фестивалях так называемой «категории А» Балабанов и вовсе был редким гостем. Последние годы это несоответствие уровня его картин — мировому признанию а точнее сказать — непризнанности стало разительным, а упоминания об этом несоответствии превратились в какое-то печальное общее место в речи экспертов; общее место, служащее бесспорным доказательством глобальной несправедливости и искаженности западной конъюнктуры. В эти дни на Лазурном берегу проходит Каннский международный кинофестиваль. Ни один фильм! Алексея Октябриновича никогда не был представлен в конкурсе этого престижного смотра.
Обстоятельства и правовые основания решения передачи менеджмента от одного частного собственника другому пока не известны. Оба работают по оборонзаказу. Судя по официальному сайту первого, Балабанов занимал этот пост вплоть до начала октября. Телефоны, указанные на официальном сайте СНХЗ, не отвечали 16 октября. На "Нортеке" сообщили, что смогут сообщить какую-то информацию после среды, 18 октября. По данным "Толка", в середине недели ожидается приезд нового руководителя в Барнаул. В начале 2023 года два башкирских завода, на которых работает Балабанов, вошли в ГК "Росхим".
Кадр из фильма «Брат» Полноценный «метр» Балабанов снял в 1991 году. Им стали «Счастливые дни», по мотивам произведений Сэмюэла Беккета, в которой главную роль исполнил Виктор Сухоруков. Его персонаж блуждает по заброшенному постперестроечному Петербургу в надежде найти своё место. Здесь Балабанов впервые показал «творческий абсурд», который потом будет прослеживаться во всех его картинах. Далее — экранизация романа Кафки «Замок» и новелла «Трофим». А вскоре Балабанов берётся за фильм, прославивший его на всю страну. Поймал дух времени Фильм «Брат», вышедший на экраны в 1997 году, на первый взгляд, простая криминальная история о русском «Иванушке», который не особо умён, но отличается силой. Герой Данила Багров, в исполнении Сергея Бодрова, ищет правду, попутно сражаясь с несправедливостью. На территории СНГ фильм произвёл эффект «разорвавшийся бомбы». По аналогии с Тарантино, Балабанов здесь ушёл в «чёрное» и воспользовался «рваным» монтажом. Эти приёмы, кстати, применял и Люк Бессон». По мнению кинокритиков, «Брат» отразил настроение того времени: распад СССР, низкий уровень жизни, высокий уровень преступности и классовое неравенство. Герой подарил надежду — скоро жизнь станет лучше, а на всесильных «братков», раздирающих страну, найдётся управа. Фильм был отмечен на множестве европейских фестивалей, в том числе и на Каннской программе «Особый взгляд». Саундтрек «Брата» полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius. Журналу продюсер Елизавета Безрукова. На фоне этого «бизнеса» и развиваются истории героев. Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника». Кадр из фильма «Брат 2» После этого, Балабанов решился повторить успех «Брата» и приступил к созданию второй части. Что неудивительно, ведь Багров отправился мстить обидчикам в самое сердце противника — в Америку. А практически весь фильм разобрали на цитаты: — Вы гангстеры? Второй фильм пропитан антиамериканизмом сверху до низу. Багров даже убивает ни в чём не повинных людей, только за то что они охранники его неприятеля». Балабанова до сих пор часто обвиняют в романтизации 90-х. Например, Ольга Зубкова, президент международного кинофестиваля «ЛАМПА» считает, то время стоит анализировать, чтобы не допустить подобных ошибок, а не восхвалять. Кто-то может подумать, что быть таким круто. Нет, не круто». Кадр из фильма «Война» Апофеоз мрачности Не обошёл вниманием режиссёр и ещё одну болевую точку России — Чеченскую войну. В фильме «Война», вышедшем в 2002 году, показали солдата Ивана Ермакова, который побывал в чеченском плену и чудом вырвался на свободу.
Но даже они не смогут, думается, отрицать, что место это не было результатом какой-то целенаправленной балабановской «претензии», не явилось результатом удачно или неудачно избранной им «стратегии». Так сложилось — и сложилось давно, и сложилось само собой, потому что как-то специально, «на заказ» такие вещи не складываются. При этом, физиологичная, глубоко субъективистская балабановская «правда-матка», в совокупности с православием режиссера, никогда не шла вразрез с поразительным его же умением схватывать мир объективно, видеть его насквозь. Вероятно, поэтому Балабанов так легко переходил из жанра в жанр. В начале и середине 1990-х это был, как сказали бы сейчас, производитель утонченного европейского артхауса, высокомерно отстраненного от злобы дня фильм по мотивам Беккета «Счастливые Дни», экранизация романа Кафки «Замок». Затем Балабанов снимает короткометражку «Трофимъ», в котором скрещивает историю маленького человека с легендой изобретения кинематографического аппарата братьями Люмьер. После нее становится ясно, выражаясь в стиле нынешней политической риторики, «кто здесь власть». Но и этого Балабанову показалось мало, и он двинулся покорять современность. Оглушительный успех первого и второго «Брата» — редчайший случай, когда мастер камерного авторского кино снявший, вдобавок, в промежутке изысканную петербургскую ретро-драму «Про уродов и людей» без внешних усилий демонстрирует умение говорить со своим народом на одном языке, понятном обоим. В нулевых этот поразительный, зигзагообразный путь был продолжен: «Война» становится одним из лучших фильмов о чеченской кампании, «Жмурки» подводят саркастичный итог бандитскому капитализму лихих 1990-х, ностальгически прощаясь с ним на заре новой государственной формации. Затем появляются уже упомянутые «Мне не больно» и сокрушительный, как удар кулака в лицо, «Груз 200», заставивший пересмотреть свои отношения с живым классиком даже самых недоброжелательных скептиков, а часть чувствительной аудитории — в ужасе отшатнуться от режиссера как от антисоветского еретика. Далее начинается, как теперь понятно, предсмертная финишная прямая: «Морфий», снятый по Булгакову, служит своеобразным реквиемом по России, которую мы потеряли при этом, глубокая депрессивность российской глубинки при царе соперничает с революционным большевистским кошмаром , а «Кочегар» — ставший, вероятно, самой мизантропичной и безысходной картиной Балабанова — неутешительным, но пересмотру, увы, не подлежащим приговором человечеству. Любопытно, что несмотря на глубокие стилевые и жанровые различия между этими картинами есть у почти всех из них один общий и глубоко русский мотив, имя которому — самосуд.
Рейтинг всех фильмов Алексея Балабанова — от худшего к лучшему
Путь в большое кино начался в 1991 г., когда по своему сценарию Балабанов поставил фильм "Счастливые дни" и выступил соавтором сценария к фильму Надежды Хворовой "Пограничный конфликт". Мать, Инга Балабанова, после рождения сына решила продолжить свое обучение: она поступила в ординатуру и занялась научной работой. Сергей Сельянов вспоминает близкого друга — Алексея Балабанова — и рассказывает о выставке-путешествии в "Севкабель Порт".