Почему сионистские заправилы пытаются посеять семена раздора между шиитами и суннитами.
Война в Йемене может обернуться против Саудовской Аравии
Правительство Йемена обвиняет хуситов в том, что они пользуются поддержкой Ирана. Правительство Йемена обвиняет хуситов в том, что они пользуются поддержкой Ирана. Конфликт в Йемене: история, основные этапы и причины обострения. Религиозные расхождения между суннитами и шиитами вызывали и продолжают вызывать конфликты в этих регионах.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
Ответы : кто гуманей - шииты или сунниты? и в чём разница между ними? | Это мусульмане-шииты, исповедующие зейдитский мазхаб, одну из правых школ в исламе. |
Кто такие йеменские хуситы и могут ли они напасть на Израиль: анализ Bloomberg | World of News | Например, шииты считают духовного лидера святым и непогрешимым, тогда как сунниты убеждены, что непогрешимых людей нет. |
Кто такие сунниты и шииты
Сунниты напротив, говорят что все должно быть отдельно: задача муллы - спасать души, а халифа — халифатить, и смешивать это не следует. Но в реальности, получается немного по-другому. Поскольку сунниты то же считают, что следует жить так как записано в Коране и поэтому в той же Саудовской Аравии где доминирует ваххабизм — суннитское течение даже под микроскопом очень трудно разглядеть где заканчивается светское и начинается религиозное. За тысячу с лишним лет существования ислама, шиизм и суннизм разошлись так же далеко как и Вояджер с Землей.
Сформировались религиозные обоснования для каждого ответвления ислама и возникли политические центры, которые никогда не расстанутся со своей властью и всячески будут сохранять это разделение. Главным местом силы шиизма на сегодняшний день является Иран, это единственное в мусульманском мире государство победившего шиизма, больше таких нет, во всех остальных странах шииты даже если составляют большинство, то не у власти. А если их половина или даже больше, как в Ираке или Бахрейне, тогда остается уповать на Аллаха дабы он помог сохранить власть суннитов.
На самом деле, опросы на религиозную тему в мусульманских странах не проводят, ибо это чревато вспышками насилия со как стороны тех, кто увидев, что он в меньшинстве в целях самозащиты начнет сокращать численность большинства посредством автомата Калашникова, так и со стороны тех кто поняв что он в большинстве, захочет пользуясь своим превосходством еще больше уменьшить меньшинство.
В 2010 году стороны достигли соглашения о прекращении огня. Позже представители племени договорились с правительственными силами о совместной борьбе с исламистами-салафитами.
Сейчас они ведут эту борьбу в пустынных местностях, которые находятся на периферии зоны влияния правительственных войск. Сегодня стало известно, что американский беспилотный летательный аппарат БПЛА произвел воздушную атаку на участников свадебной церемонии в Йемене. По свидетельству очевидцев, не менее десяти человек погибли, ещё десятки получили ранения.
Поэтому хорошо, что Аллах был на стороне Пророка и его просто выгнали из города, а в итоге он одержал победу, иначе Пророка, просто тихо прирезали и выкинули в пустыню. Грех поклонения идолам — могилам святых, очень сильно перекликается с другим главным шиитским прегрешением — их концепцией власти. Шииты считают, что всем мусульманским обществом должен править «сейд» — так называют прямых потомок Мухаммеда. Только они благодаря своему происхождению обладают достаточной квалификацией дабы вести общество в светлое будущее. В этом стремлении опять слышится безусловное желание отдать пальму первенства земному — пусть даже это и потомки Пророка, а не воле Аллаха.
Вдобавок, шииты полагают что светское не следует отделять от духовного - религия должна направлять политику и жизнь общества, ибо в Коране и хадисах дано полное руководство для праведного и правильного человеческого бытия. И , хотя многим такая позиция покажется стремлением загнать людей в духовный концлагерь, на самом деле это проявление заботы о них, дабы человеки по своей лени или элементарному незнанию не впали в грех и не лишились возможности попасть в Рай. Сунниты напротив, говорят что все должно быть отдельно: задача муллы - спасать души, а халифа — халифатить, и смешивать это не следует.
В результате получилась гремучая смесь из национализма, религиозной идеи и популизма.
Считается, что название «хуситы» образовано от племени Хуси, из которого происходили лидеры движения. Однако сами члены военизированного сообщества называют себя «Ансар Аллах» — или «сподвижники Аллаха». Других терминов они не приемлют. Первоначально хуситы занимались образовательными проектами и власти довольно спокойно к ним относились, добавил историк.
Но из-за частой критики йеменского президента Али Абдаллы Салеха власти начали их преследовать. В 2004 году, во время вооруженного конфликта, основатель движения был убит. Хуситы долгое время вели борьбу против президента, потом, в 2010-м, они с ним договорились, а в год спустя они участвовали в свержении Салеха во время так называемой арабской весны революции в Йемене в 2011—2012 годах. Потом стали бороться против временного президента, заключив альянс с тем же Салехом.
Алексей Макаркин Йеменские хуситы просто отказывались жить спокойно: скоро они снова поссорились с президентом и в декабре 2017 года подорвали из гранатомета машину Салеха, а его самого убили выстрелом в голову. В стране опять пошли беспорядки: кто-то желал единого государства, кто-то — раскола на Север и Юг, рассказал историк. Война носила кровопролитный и все больше тупиковый характер. Где-то к 2022 году стороны пусть и не заключили перемирие, но приостановили боевые действия.
Хуситы вспомнили о том, что их главные враги — это США и Израиль. И заявили, что будут наносить удары по кораблям, следующим в Израиль, благо рядом пролив, через который идет немалая часть таких судов», — сказал Макаркин. Все зависит от Израиля Мировое сообщество очень долго не обращало внимание на хуситов — подумаешь, какие-то религиозные фанатики где-то на краю арабского мира.
Война в Йемене может обернуться против Саудовской Аравии
С точки зрения обществоведов, причины появление ваххабизма носят социально-политический характер, так как он появился в среде бедных бедуинов, которые протестовали против власти богачей. В частности, это произошло во время наступления засухи и селей, из-за чего производственная база экономики значительно сократилась. В итоге налоговое бремя стало невыносимым, а знать захватила все ирригационные сооружения. Многие современные ваххабиты отрицают такое название своей веры, говоря о том, что они являются обычными салафитами. Ваххабиты отрицают, что их религия требует убийства неверных, зато она направлена на объединение общины мусульман, поэтому раскольничество должно наказываться. В настоящее время ваххабизм признан экстремистским течением в исламе, так как он отрицает традиционный суфизм. В 1990-е годы фундаментализм просочился на Северный Кавказ, где привёл к жёстким столкновениям между ваххабитами и приверженцами традиционного ислама. Если говорить о шиизме, то он бывает совершенно разным. Шиитов объединяет лишь признание потомков Али ибн Абу Талиба законными наследниками пророка Мухаммеда. Преобладающей школой являются так называемые двунадесятники.
Шиитов отличает идея о том, что уммой может руководить исключительно имам, которого назначает сам Аллах. Но имам должен избираться исключительно из потомков того самого Али. К халифату шииты относятся негативно, поскольку халифов выбирал не Аллах. Таким образом, мы видим, как на первый взгляд такие незначительные различия могут заставить людей ненавидеть и убивать друг друга веками. На сегодня наиболее грозной суннитской силой является Исламское государство, которое на этот раз решило объединить умму в халифате размером со всю Евразию. Пока им это не удалось, но зато им удалось погрузить весь Ближний Восток в хаос гражданских войн и религиозных противоречий. Мы уже писали о том, кому это выгодно и кто кого поддерживает, поэтому есть сомнения, что религия действительно лежит в корне текущих событий. Скорее всего она служит ширмой, за которой вершится реальная политика во всех её неблаговидных способах. Рискует ли Россия в Сирии всерьез настроить против себя суннитский исламский мир?
Пока министерство обороны РФ документирует бомбардировки территорий, которые, как утверждают на Западе, контролируют оппоненты президента Башара Асада, экстремисты на Ближнем Востоке не менее ожидаемо реагируют. На этой неделе два террористических объединения — группировка «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство» ИГ , объявили джихад России. И те, и другие придерживаются ислама суннитского толка, в то время как режим Башара Асада во многом опирается на алавитское шиитское меньшинство в стране. Вмешательство России в гражданскую войну в Сирии вызвало возмущение влиятельных суннитских игроков, прежде всего Турции и Саудовской Аравии, настаивающих на уходе Асада. Однако в Кремле стараются развеять впечатление, что Россия заняла позицию в противостоянии между шиитами и суннитами. По словам Мирского, свою роль сыграло наличие военных связей между Сирией и Россией, тот факт, что Асад является союзником Ирана и нежелание Москвы сдать союзника. Зная Путина хоть немножко, можете ли вы себе представить, чтобы он сделал такую вещь? В Кремле, по его словам, понимают, что «сунниты против них во всем арабском мире, где из 21 страны сунниты составляют подавляющее большинство в двадцати. Но они надеются, что, в конечном счете, плюсы перевесят минусы».
Мирский сформулировал, как ему представляется, типичную реакцию на военную операцию РФ в Сирии в суннитском мире: «Если взять человека с улицы и спросить, как он относится к ИГ, он скажет, что они слишком жестокие и делают такие вещи, которые мусульманин не должен делать. Но они — свои, понимаете, сунниты, а Россия сейчас их убивает. Чем она для них лучше, чем Америка или Израиль? Ненамного лучше». Основные риски Главные риски для РФ в контексте суннитско-шиитского противостояния — это террористические атаки, но также и риск удорожания военной операции в Сирии, полагает старший сотрудник Ближневосточного центра Карнеги в Бейруте Йезид Саиг. Этот феномен наблюдался в течение нескольких лет и, возможно, не повторится после вступления Москвы в конфликт. Вероятнее всего, последует реакция крупных политических игроков «на земле», — предположил Саиг. По его словам, США могут разрешить поставки сирийской оппозиции управляемых зенитных ракет напрямую или через Саудовскую Аравию. Россияне могут оказаться перед выбором: усилить свое военное присутствие или остановиться».
Крупные игроки пока не опасны Но пока непосредственных рисков не просматривается, что вполне устраивает Москву, которая планирует все лишь на короткую перспективу, считает Мирский: «Ошибка всех комментаторов — думать, что кто-то там в руководстве РФ. Вот сегодня огромный успех Путина — он на коне, почитайте иностранную прессу, везде одно и то же. При этом он не потерял ни одного солдата, ни одного самолета. Вот это главное для них — не суть дела, а как это выглядит». В настоящее время у Саудовской Аравии, по мнению Йезида Саига, мало рычагов влияния на Москву — Эр-Рияд скован высокими бюджетными расходами, низкой ценой на нефть и дорогостоящей операцией в Йемене. Но или предложение было несерьезным, или Кремль решил, что потенциальные сделки с саудитами не настолько интересны, чтобы менять свою ставку на Сирию», — полагает Йезид Саиг. Возможности Турции оказать давление на Россию больше, но и степень взаимозависимости, по выражению Саига, высока: «Можно отказаться от помощи россиян для строительства АЭС, но это потребует долгих переговоров. Газовые поставки из России нечем заменить сразу, если не обращаться за помощью к Ирану. У Турции много газовых проектов, но они еще не начали работать.
Потенциально потери для России здесь могут быть значительными, но на реализацию угроз у Анкары уйдут годы». Не думаю, что мы можем свести все к поддержке Россией шиитов». Однако это не отменяет того факта, что российские интересы в Сирии, по словам Саига, сходятся в некоторых аспектах с политическим курсом шиитских «Хезболлах» и Ирана. Одной из таких точек соприкосновения стала защита алавитского меньшинства в Сирии, уточнил Григорий Мирский.
Анастасия Ежова Восстание в Йемене — не сугубо религиозное, а религиозно-политическое. Впрочем, в истории ислама политика и религия всегда были взаимосвязаны, да и разделение на шиитов и суннитов, собственно, произошло из-за доктринальных расхождений по поводу природы власти, закона, легитимности восстания против несправедливых правителей. Очень сложно полностью обрисовать разницу между суннизмом и шиизмом в рамках короткой заметки; стоит лишь отметить, что шииты изначально были своеобразными «старообрядцами ислама», выступавшими против искажения тех норм и порядков, которые бытовали во времена пророка Мухаммада, в угоду властной конъюнктуре — что в дальнейшем обусловило нонконформизм и оппозиционность этой ветви ислама.
Согласно шиитским воззрениям, подлинными носителями справедливой власти являются лишь Имамы из рода Мухаммада, а в дальнейшем — те, кто правит сообразно завещанным им законам и принципам. Шииты считают, что после смерти Мухаммада в халифате де-факто произошла подмена законов и узурпация власти теми, кто не подходил для управления исламским государством, что, в свою очередь, вылилось в замену ислама Мухаммада вновь изобретенным исламом, вобравшим в себя множество чуждых традиций, институтов и установок. Сунниты же убеждены, что эта траектория развития ислама и мусульманской общины была правильной и легитимной. Если мы будем тщательно анализировать, кто именно восстал в Йемене, то это не шииты двенадцати Имамов — то есть это не тот же самый вариант шиизма, который господствует в Иране. Это зейдиты. В принципе зейдизм — это некий такой промежуточный между шиизмом и суннизмом вариант, то есть он комбинирует кое-какие элементы из шиитского ислама и из суннитского ислама. В отличие от классических шиитов-имамитов, зейдиты признают власть всех четырех халифов, правивших после Мухаммада, в то время как шииты двенадцати Имамов, как уже было сказано, считают узурпаторами первых трех и убеждены, что сам пророк Мухаммад лично назначил своим преемником четвертого из этих халифов — Али ибн Абу Талиба.
Также классические шииты двенадцати Имамов считают, что первые три халифа привнесли самовольные изменения в те законы, которые даны в Коране и в Сунне практике Мухаммада. Зейдиты же признают власть этих трех халифов законной, а также не признают сакральной доктрины Имамата и учения о сокрытом Имаме, которая очень важна для идеологии современного Ирана и всех шиитов двенадцати Имамов, у которых есть общины в Ливане, Ираке, Пакистане, странах Персидского Залива и самой Саудовской Аравии, весь юг которой населен шиитами. При этом зейдиты, в отличие от классических суннитов, признают правомерным и даже обязательным восстание против несправедливой власти — что роднит их с шиитами. В частности, брат пятого имама Мухаммада аль-Бакира Зейд ибн Али поднял восстание в Куфе, выступая против династии омейядов, однако потерпел поражение. Мухаммад аль-Бакир в этом восстании не участвовал, однако морально поддержал Зейда. Последователи Зейда в дальнейшем разошлись с классическими имамитами теми, кто составляет большинство в Иране и образовали свой толк. Сунниты же убеждены, что восставать против правителя-мусульманина не дозволено, даже если он грешник и если он несправедлив.
Поэтому сегодняшние сунниты, выступающие против своих правителей, обосновывают это, либо обвиняя их в неверии, либо де-факто отступая от своей классической доктрины. Впрочем, все эти теологические расхождения нисколько не мешают альянсу Ирана с зейдитами Йемена. Иран вообще не нацелен на конфронтацию с какими-либо мусульманскими общинами. Более того, в создании движения «Ансар Аллах», поднявшего нынешнее восстание, приняла непосредственное участие ливанская Хизбалла и иранский Корпус стражей исламской революции. Это народное движение, направленное против доминирования американцев и их ставленников на Ближнем Востоке.
Движущей силой нынешнего переворота стали не хоуситы, о чем твердят на всех политических ток-шоу, а сторонники Салеха в армии. Хоуситы присоединились чуть позже. Именно военные взяли под контроль базы на юге страны, в то время как хоуситы двигались на столицу. После ее захвата президенту Хади пришлось бежать из страны. Фото: "Эксперт" Заняв столицу, хоуситы сделали несколько стратегически важных шагов.
Во-первых, вошли в альянс с «Всеобщим национальным конгрессом», который возглавляет бывший президент Салех. Важность данного союза сложно недооценить: хоуситское движение «Ансарулла» в отличие от Салеха, более тридцати лет возглавлявшего страну, банально не имеет реального политического опыта. Помимо прочего бывший президент не лишен весьма ценных для повстанцев связей в некоторых проблемных провинциях. Так, к примеру, Салех посетил нелояльную хоуситам провинцию Таиз, где выступил перед молодежью и договаривался с местной элитой. Во-вторых, хоуситы установили контроль над «йеменским Донбассом» - провинцией Ходейда, где располагается один их крупнейших в стране портов. Это означает контроль над оружейным потоком Йемен одна из столиц черного рынка оружия и наркотрафиком производство наркотика кат — лучший стартап в стране. В-третьих, преданные Салеху военные и хоуситы со дня на день возьмут под контроль крупнейший в стране порт Аден, при помощи которого, теоретически, можно перекрыть пролив, о чем так часто говорят политологи. Параллельно с расширяющейся географией завоеваний хоуситов свергнутый президент Мансур Хади устроил гастрольный тур по миру им. Порошенко, собирая антихоуситскую коалицию. В марте он обратился к Лиге арабских государств, однако ЛАГ выступила против интервенции.
Следом Хади отправился бить челом в Совбез ООН, однако там резолюцию отказались даже выносить на голосование. Услышали беглого президента только в Совете сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Согласие на военное вмешательство дали все страны, кроме Омана — ему и предложить то нечего. Антихоуситскую коалицию возглавила Саудовская Аравия, так как усиление хоуситов на своем «заднем дворе» ставит под вопрос безопасность монархии, и без того находящейся в состоянии турбулентности: закипающая Восточная провинция, бурлящий Бахрейн, ИГ на северных границах. Йемен же традиционно входил в сферу национальных интересов Эр-Рияда. Исключительно по этой причине Саудовская Аравия была вынуждена прибегнуть к практике авиационных ударов по позициям повстанцев. Стране двух святынь удалось втянуть в коалицию Судан, Иорданию и Египет. Последний даже выделил свой десант, что объясняется рядом определенных обязательств Каира перед своим главным спонсором — Эр-Риядом. Сейчас Саудовская Аравия прикладывает все усилия для втягивания в конфликт Пакистана. В правительстве Исламабада подобный вариант развития событий восторга не вызывает, так как это неминуемо приведет к обострению отношений с Ираном.
Существует для Пакистана и другая угроза: около 200 тыс. Авиационные налеты на позиции хоуситов оказались совершенно неэффективными, о чем всем и давно было известно. В ходе авиаударов гибнет преимущественно мирное население: на момент 6 апреля от бомбардировок погибло 540 человек и 1, 7 тысячи было ранено. Боевые подразделения хоуситов рассредоточены на мелкие группы, локализованные в городских кварталах и гористой местности. КПД каждого боевого вылета ниже нуля, если только коалиция не ставит задачи уничтожить максимально возможное количество мирных граждан. Наличие такой задачи допустить можно, так как основные удары нанесены по районам с преобладанием шиитов всецело поддерживающих переворот. Тем более у нас есть аналогичные примеры систематического истребления мирного населения в одной всем известной стране. Причины идентичны: уничтожение несогласных и запугивание повстанцев. Фото: СУ-100 на улицах Саны.
В ходе военных действий использовались артиллерия, авиация и ВМС. Причем корабли Саудовской Аравии периодически серийно обстреливали йеменскую территорию ракетами. Однако хуситы преуспели не только в захвате крупного города Таиз, но и во временном установлении контроля даже над Аденом. Тогда президент Хади бежал в восточный Сайвун в провинции Хадрамаут. Аден, главный порт страны, окончательно был отбит от хуситов после продолжительных боев силами саудовской коалиции лишь 17 июля 2015 г. Хотя ООН предлагала свое посредничество по прекращению кровопролития при помощи своей «Дорожной карты», боевые действия возобновились вновь 8 августа. Война продолжила свою затяжную фазу. Какую роль в поддержании внутрийеменского кровопролития играли западные державы на вспыхнувшем этапе открытых, фактически непримиримых, вооруженных столкновений конфессиональных и политических сил внутреннего и внешнерегиональ-ного происхождения? То что именно Запад играл провокаторскую роль с самого начала обострения политической и конфессиональной ситуации на БСВ, было определено еще несколько десятилетий назад. Хотя объяснения своего политического и вооруженного вмешательства в тех или иных частях региона БСВ правительства и силовые ведомства, включая секретные спецслужбы западных держав, НАТО и прежде всего США, они умело оформляли своими псевдологическими доводами и насущной необходимостью срочного принятия жестких мер, то на деле они несли в местные страны массовые разрушения и людские жертвы. Брат Хусейна Аль-Хуси - основателя радикальной исламской группировки «Ансар Аллах» и нынешний ее руководитель Мухаммед Али аль-Хуси дал такую характеристику роли США в Йемене: «Мы считаем, что Саудовская Аравия ввязалась в эту войну не по своей собственной инициативе. Ее назначили на роль главы коалиции. Но подлинный инициатор этой войны - США. Именно американцы руководят операциями, определяют цели для авиабомбардировок и передают саудовцам координаты целей». Фактически Вашингтон в отношении Йемена также проводил свою традиционную политику «двойных стандартов» во имя своих эгоистичных интересов, не считаясь ни с гуманностью, ни с объективной критикой своих действий, ни с колоссальными жертвами в данной стране. Вашингтон закрывает глаза на то, что КСА своими бомбежками, ракетными обстрелами и другими агрессивными военными действиями уничтожает всю инфраструктуру - хозяйственную государственную и социальную - Йемена, обрекает местное гражданское население на многочисленные жертвы от военных действий, террора и голодной смерти, лишает йеменский народ в целом нормального развития его национальных кадров в просвещении и гражданском становлении. Более того, Вашингтон постоянно наращивает поставки вооружений и соответствующую современную военную технологию Эр-Рияду, чтобы способствовать КСА вмешиваться в политические противоречия на БСВ через свое многократное превосходство в военной области. К примеру, только в мае 2017 г. В целом подобный шаг, по сути, обозначил не только тесное сотрудничество этих государств, но и создание ближневосточного военного альянса прозападных государств, подобного НАТО. В свою очередь, Британия и Франция продают Саудовской Аравии боевые самолеты, вертолеты, бронетехнику и другие военные товары. Следует отметить, что США непосредственно участвуют в бомбежках и проведении десантных операций в Йемене против АКАП и других исламистских организаций, а также против поддерживающих их племен. Это приводит не только к потерям в хуситских ополчениях, но и зачастую к многочисленным жертвам среди мирного населения. Так, к примеру которых можно было привести множество , 29 января 2017 г. Как Вашингтон аргументировал свое вмешательство в йеменском конфликте? Так, в частности, в сентябре 2015 г. При этом нельзя обходить стороной и то, что поставками военной техники Йемену занимаются и другие державы мира: КНР и Россия. Однако их поставки, будучи многократно меньшими по суммам контрактов и количеству поставляемой техники, носят скорее коммерческий характер. Так, Китай развивает отношения как с Эр-Риядом, так и с Тегераном, а через него - с йеменскими хуситами. Но будучи более платежеспособными, Саудовская Аравия и ОАЭ закупили партии китайских дронов для борьбы против хуситов и исламистских организаций в Йемене.
Йемен: религиозные распри и нефтяные интересы
Последнее изменение: 2024-01-13 00:12 Под руководством Хусейна Бадреддина аль-Хути группа выступила в качестве оппозиции бывшему президенту Йемена Али Абдулле Салеху, которого они обвинили в масштабной финансовой коррупции и критиковали за поддержку Саудовской Аравии и Соединенных Штатов на за счет йеменского народа и суверенитета Йемена. Является ли Йемен суннитами или шиитами? Являются ли хуситы племенем? Племя хуситов араб.
Суфизм Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце.
Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности. В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом — чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма.
Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге. Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными. Салафия Салафия — это еще одно исламское религиозное течение или направление, и его название в переводе с арабского языка на русский означает «предки» или «предшественники».
В этом исламском течении нашли точку соприкосновения многие мусульманские деятели, которые придерживались того варианта веры, который преобладал во времена первой мусульманской религиозной общины, и на разных исторических этапах развития ислама призывали к этому своих последователей. Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью бида. По мнению салафитов, бида: трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода; нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром. К числу известных салафитов относят таких ученых-богословов ислама, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, Ибн Таймийа , а также других богословов.
В литературе Запада для обозначения салафии и ее идеологии используются преимущественно такие термины, как «фундаментализм», «возрожденчество» и «традиционализм». Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию. Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом.
Шииты Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением — это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама.
Однако по факту оно с самого начала находилось в режиме гражданской войны, где шииты воевали с суннитами, а различные племенные союзы оспаривали друг у друга первенство в правительственных структурах.
Ситуация усугублялась приватизацией и ползучими рыночными реформами, которые проходили в Йемене после крушения СССР. Они разорили множество йеменцев. И в девяностые годы эта страна по праву считалась одной из беднейших во всем мире. В 2004 году зейдиты подняли восстание против центрального правительства, заявляя, что в нем засели продавшиеся США коррупционеры.
Во главе революции встал популярный проповедник Хусейн Бадруддин из влиятельной семьи аль-Хуси. А после гибели этого имама движение возглавил его брат — Абдул-Малик Аль-Хуси. Тогда, двадцать лет назад, казалось, что они обречены на поражение. Америка находилась на пике глобального могущества — ее войска только что оккупировали Ирак и установили свой контроль над Ближним Востоком.
А зейдитское ополчение действительно не располагало в то время ничем, кроме устаревшего стрелкового оружия, знаменитых йеменских кинжалов-джамбия и несокрушимого боевого духа. Однако в ситуацию вмешался Иран, который оказывал своим единоверцам военную и политическую поддержку. Кроме того, лидеры зейдитов перенимали опыт ливанской шиитской партии «Хезболла» — они занимались реализацией различных социальных программ, чтобы завоевать себе широкую популярность, и проводили пропагандистскую работу среди соотечественников-суннитов. Со временем хуситские силы росли, и в 2015 году они заняли Сану — столицу Йемена, потребовав преобразовать его в федеративное государство с равными правами для всех общин.
В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом — чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге. Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными.
Салафия Салафия — это еще одно исламское религиозное течение или направление, и его название в переводе с арабского языка на русский означает «предки» или «предшественники». В этом исламском течении нашли точку соприкосновения многие мусульманские деятели, которые придерживались того варианта веры, который преобладал во времена первой мусульманской религиозной общины, и на разных исторических этапах развития ислама призывали к этому своих последователей. Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью бида. По мнению салафитов, бида: трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода; нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром. К числу известных салафитов относят таких ученых-богословов ислама, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, Ибн Таймийа , а также других богословов.
В литературе Запада для обозначения салафии и ее идеологии используются преимущественно такие термины, как «фундаментализм», «возрожденчество» и «традиционализм». Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию. Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом. Шииты Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы».
Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением — это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама. Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие. Шииты-двунадесятники Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах.
Оппозиционеры Аравийского полуострова. Кто такие йеменские хуситы
В сводках новостей картина боев в Йемене такова: с одной стороны шииты-хуситы, которых поддерживает Иран, с другой — сунниты, которых поддерживает Саудовская Аравия. Первыми это поняли в Иране, тамошние аятоллы серьёзно занялись идеями сейида Хусейна, найдя в них универсальную формулу примирения шиитов и суннитов, наглядно работающую в Йемене и Омане. Северный Йемен – это в основном шииты-зейдиты, Южный – в основном сунниты. Беспилотник ВВС США MQ-9 Reaper разбился недалеко от побережья Йемена в пятницу, сообщил телеканал CBS со ссылкой на американского военного чиновника. Шииты возвратили себе высокие посты и укрепились в системе госуправления, что не обрадовало суннитов. Хуситы — это группировка мусульман-шиитов, исповедующих зейдитский мазхаб, одну из правых школ в исламе.
Кто такие йеменские хуситы и почему они воюют с США и Британией: История и идеология движения
После Первой мировой войны Франция, устанавливая в Сирии режим подмандатной территории, натолкнулась на патриотическое сопротивление части суннитов. В противовес им французы старались опереться на христианские и шиитские этноконфессиональные группы. Кроме того, они вернули Турции северо-западную пограничную область Хатай как ее назвали турки с древними городами Антиохия и Александретта, хотя все вместе арабские общины в том числе сунниты, алавиты, христиане и др. Тогда же часть шиитов-мутавали переселилась в Ирак. Парадоксально, что создание политических партий формально современного типа дало новый импульс размежеванию этноконфессиональных групп.
Это видно на примере эволюции партии Баас в Сирии и Ираке. Еще около века тому назад здесь был конгломерат союзов бедуинских племен и княжеств эмиратов Пиратского Берега — буферной зоны между ваххабитской Саудовской Аравией и ибадитским хариджитским имаматом Оман и Маскатским султанатом. Установив протекторат над Маскатским султанатом и Катаром, англичане сделали своим протекторатом и группу княжеств, которую назвали Договорный Оман. Подавляющее большинство местного населения составляли арабы-сунниты; лишь на границе с горным Оманом некоторые ответвления местных племен исповедовали ибадизм да на морских берегах отдельными рыбацкими деревнями жили шииты-бахарина.
Теперь те бахарина, которые имеют гражданство ОАЭ, пользуются всеми преимуществами граждан, получают образование, поступают на государственную службу и т. Но многие бахарина — иностранцы. На самом архипелаге Бахрейн шиитское большинство борется за равноправие. Оно связано с бахарина в других странах Персидского залива и с Ираном, а также с шиитским большинством арабов Ирака.
На востоке Саудовской Аравии и в Кувейте шиитское меньшинство континентальные бахарина оппозиционны господствующим суннитам. Другие арабы-шииты в ОАЭ — иракцы. Но большинство шиитов здесь — это иранцы, часть индийцев и пакистанцев. В городах они образуют общины, имеют свои школы с обучением на фарси, гуджарати и других языках , даже филиалы университетов своей родины.
В Йемене шиизм в зейдитской форме на протяжении X—XI веков отличался относительной веротерпимостью, но непримиримостью к иноземному господству. В 1538 и последующие годы Йемен пытались завоевать турки, но районы, населенные зейдитами, им не покорились. В борьбе с захватчиками объединились зейдиты и сунниты, и после столетнего господства турецкие войска покинули Йемен. Вслед за тем зейдитский имам ал-Мутаваккил Али Исмаил распространил свою власть на Аден и ряд суннитских султанатов, а в 1658 году — на Хадрамаут.
Первая мировая война привела к распаду Османской империи и вызвала на Острове арабов новую политическую ситуацию, которая окончательно установилась лишь в 1920 — начале 1930-х годов. Государства Северной и Центральной Аравии объединились в обширное ваххабитское Саудовское королевство. Оно заняло также часть шиитской области на берегу Персидского залива и небольшую зейдитскую область на Севере тогдашнего Йемена. Одновременно зейдитский имам Яхья тоже был провозглашен королем и попытался объединить весь Йемен, включая султанаты Юга, находившиеся под британским протекторатом.
Но успеха в этом Яхья не имел и по договору 1934 года признал разделение Йемена на Северный — независимое королевство и Южный — британскую колонию Аден и протектораты. В дальнейшем рост города Адена привлек в него выходцев из зейдитского Севера. Объединение обоих Йеменов в одно государство состоялось только в 1990 году.
Сегодня также лидер движения Садр в Ираке Муктада ас-Садр призвал к «миллионной демонстрации» в поддержку Палестины. Он обратился к шиитам и суннитам, призывая вместе совершить пятничную молитву в пятницу, 13 октября, а затем участвовать е в демонстрации в поддержку Палестине на центральной площади «Тахрир» в Багдаде. Движение называет этот день днем искупления, героизма и жертвоприношения. В Британии и Австралии проходят акции в поддержку Палестины. Британские власти уже пригрозили участникам таких митингов уголовной ответственностью.
Во время одной из таких акций ее участник залез на здание мэрии Шеффилда, сорвал израильский флаг и заменил его на флаг Палестины. В частности, Вашингтон готовит поставку своих истребителей израильской стороне.
Такая ситуация стала благодатной почвой для возникновения ИГИЛ. Зародившись в 2006 году как местное отделение «Аль-Каиды» под названием «Исламское государство Ирака», оно объединяло несколько группировок, боровшихся за установление в стране суннитского шариата со столицей в Баакубе. К 2010 году организация была практически разгромлена во время действия программы «Большая волна», однако с уходом американцев она вернулась из небытия. В 2013 Исламское государство Ирака включилось в гражданскую войну в Сирии, захватив там большие территории, и добавило к своему названию «…и Леванта», а в начале 2014 года вернулось в Ирак, захватив значительную часть провинции Анбар с городами Рамади и Фаллуджа.
На деле же многие из потенциальных жертв — не террористы, а политики или командиры, ориентирующиеся на Иран. Всего за время войны в Йемене таким образом были ликвидированы около 30 лиц. Известно об одной операции группы Голана — закладке взрывного устройства в декабре 2015 г.
Перед закладкой СВУ американцы для отвлечения внимания открыли стрельбу на улице, а к месту операции их сопровождала колонна броневиков армии ОАЭ. Для уничтожения улик американцы подорвали автомобиль, на котором прибыли к месту покушения. Покушение не удалось — потенциальная жертва покинула здание на 10 минут раньше запланированного взрыва. Йемен — лакомый кусочек благодаря своему стратегическому положению. С территории Йемена удобно контролировать Баб-эль-Мандебский пролив. В самом узком месте его ширина — всего 26 км. Пролив между Азией и Африков, геополитически соединяет Европу с Азией и Австралией: ежесуточно через него проходит 3,8 млн. Желанием укрепиться в столь важной точке планеты продиктовано открытие Китаем пункта военно-технического обеспечения для ВМФ КНР в Джибути — на другой стороне пролива, практически напротив Йемена.
Какие страны шииты и сунниты
Достоверность этих потерь никто подтвердить не может, но Министерство здравоохранения Йемена уже подтвердило гибель 40 мирных жителей страны в результате авианалетов. Стоит обратить внимание, что ближайший сосед Йемена Султанат Оман отказался принимать участие в этой коалиции. Очевидно, что эта страна не хочет иметь сложностей со своим соседом, даже в ущерб «аравийской солидарности». Одним из ощутимых результатов этих авианалетов стали антисаудовские демонстрации в различных городах Йемена, особенно на севере страны. Дело в том, что отношения Йемена со своим северным соседом исторически всегда были очень сложными. Йемен находился под Османским владычеством, а аравийские племена, начиная с 18 века, боролись не только с турками, но и с теми арабами, которые находились под турецким владычеством. Но и в новое время Саудовская Аравия не отказывала себе в желании периодически вмешиваться в йеменские дела, в частности, после свержении главы Йеменского имамата короля Ахмада в 1962 г. Йеменцы вряд ли сочтут за благо оказаться под властью саудитов в результате наземной операции коалиции, которую арабские военные стратеги считают вполне возможной в ближайшее время.
Но между этими государствами Аравийского полуострова существуют не только политические противоречия. Экономические интересы, связанные с добычей и экспортом нефти, также играют важную роль в развитии этих событий.
Такое поведение явно показывает, чьими интересами руководствуется этот политический деятель и чьей марионеткой он станет, если вдруг вернется обратно в Йемен.
Саудовская Аравия через арабского члена Совета Безопасности ООН попыталась обеспечить резолюцию, которая позволила бы ей начать военные действия против хуситов, но твердая позиция Ирана и России не позволила принять подобное решение, а СБ ограничился лишь осуждением государственного переворота хуситов и признанием того, что Хади остается единственным законным представителем власти в Йемене. Но Саудовская Аравия, вдохновленная примером своего «старшего брата» и стратегического союзника, решила создать антийеменскую коалицию из 10 стран, в которую вошли четыре союзника КСА по Совету сотрудничества государств Персидского залива — ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, а также Иордания, Марокко, Судан, Египет и Пакистан. В первом пресс-релизе, с которым выступил представитель ВС КСА, сообщается о «победоносных» авиаударах, в результате которых уничтожены средства ПВО, самолеты, ракетные установки и склады боеприпасов.
Достоверность этих потерь никто подтвердить не может, но Министерство здравоохранения Йемена уже подтвердило гибель 40 мирных жителей страны в результате авианалетов. Стоит обратить внимание, что ближайший сосед Йемена Султанат Оман отказался принимать участие в этой коалиции. Очевидно, что эта страна не хочет иметь сложностей со своим соседом, даже в ущерб «аравийской солидарности».
Одним из ощутимых результатов этих авианалетов стали антисаудовские демонстрации в различных городах Йемена, особенно на севере страны. Дело в том, что отношения Йемена со своим северным соседом исторически всегда были очень сложными. Йемен находился под Османским владычеством, а аравийские племена, начиная с 18 века, боролись не только с турками, но и с теми арабами, которые находились под турецким владычеством.
До того, как туда влезла Америка, никто не говорил о разночтениях. Люди жили мирно, независимо от того, кто как молится или одевается. Разделение на шиитов и суннитов — искусственный процесс. Постарались американское ЦРУ и "израильский" "Моссад".
Пять лет назад в Сирии жили абсолютно мирно и шииты, и сунниты, и алавиты. У меня были друзья среди одних, других и третьих, у нас общая Родина. Сирийская революция — это революция свободы. В первую очередь народ хотел свободы и ничего другого.
Потом Запад начал разжигать грязную смуту между суннитами и шиитами, фактически заставив их воевать между собой. Сирийская революция превратилась в гражданскую войну.
И российская военно-воздушная операция также происходила с территории этих двух мухафаз. Именно на алавитов как на опору режима полагался Асад, так как внутренние войска Сирии практически полностью состояли из этого этнического меньшинства. Стоит отметить запутанность конфессионально-этнического состава страны, так как принадлежность к определённому этносу здесь определяется как раз религией. Соответственно пересекаются две идентичности, что влияет на их значительное усиление и обострение этнических и религиозных чувств. Таким образом мы видим, что несмотря на то, что авторитаризм Асада был полностью секулярным, его опора на представителей своего этноса привела не к объединению всех групп в единую нацию, а только сильнее разобщила их. На данном этапе конфликта многие алавиты попросту устали от войны и отказываются поддерживать режим Башара Асада, поэтому дезертируют из армии. Тем не менее, дезертирство наблюдается и у других противоборствующих сил. Многовековой конфликт продолжается Многие мусульмане искренне недолюбливают алавитов, считая их ересью, а их религию — искажением истинной веры.
Алавиты, в свою очередь, тоже не спешат налаживать связи с мусульманами, они скорее сближаются с христианами. Тем не менее, благодаря ряду деклараций, алавиты провозгласили себя частью шиитского ислама. При Башаре Асаде шёл процесс активного сближения Сирии с шиитским Ираном. И именно поэтому все близлежащие суннитские страны пожелали нанести какой-либо удар по этому союзу и начали спонсировать активный рост радикальных группировок на территории Сирии с тем, чтобы ещё сильнее обострить конфликт, а далее распространить его в Ирак. В настоящий момент противостояние между шиитами и суннитами приняло весьма ожесточённый вид. Шииты в основном представлены войсками Башара Асада, а также иранской военной помощью и ливанской Хезболлой. А вот сунниты есть как в составе оппозиции, так и радикальных террористических группировок. В частности, оппозиция более-менее секуляризована и нацелена на гражданские цели установления демократического правления, тогда как радикальные военизированные образования отличаются крайним исламизмом и готовностью умереть за веру и халифат. Безусловно, это и Фронт Ан-Нусра, и Исламское государство. На словах Запад поддерживает связь исключительно с секулярной оппозицией и никак не помогает исламистам, в то же время с точки зрения подавления режима Асада эффективнее, чтобы сторон конфликта было как можно больше.
Война между суннитами и шиитами продолжается с самого момента раскола ислама в восьмом веке. И особо агрессивную позицию в ней занимают сунниты, которые часто не признают шиитов за мусульман в принципе. Исламское государство — это пример радикального суннизма, цель которого состоит в создании халифата, в отличии от Аль-Каиды, которая боролась с мировым и региональным доминированием сначала СССР, а потом США. Причина такой разницы в том, что ИГИЛ — это новое поколение радикалов, которые руководствуются уже не чисто негативными целями, как то: освободиться от гнёта сверхдержав, а их интересует создание истинного мусульманского государства от Испании до Китая. Следовательно, их социальная база больше, так как джихад является правоверным действием для любого мусульманина. Вернёмся к шиитам и суннитам. Такая же непростая история взаимоотношений была и в Ираке, так как там первым, кто начал гонения на шиитов, был Саддам Хусейн. И всё бы ничего, но после падения его режима уже некому было сдерживать глубоко засевшие противоречия между религиозными конфессиями. Точно так же себя вели и западные страны — играли на религиозных противоречиях в своих целях. Так Великобритания предпочитала отдавать власть в своих колониях большим суннитским кланам, тогда как шииты оказывались на периферии политической жизни, из-за чего регулярно вспыхивали восстания.
А вот Соединённые Штаты наоборот — привели ко власти в Ираке шиитское большинство, после чего оставили правительство страны самостоятельно бороться с недовольством правящих в прошлом кланов. Не мудрено, что новый премьер-министр страны Нури аль-Малики начал, в свою очередь, проводить антисуннитскую политику. В частности, сунниты лишились высоких постов в армии, что забрало у них мощный рычаг влияния. В результате часть населения Ирака теперь очень даже приветствует ИГИЛ, считая их лучшей альтернативой государству, которое их всячески притесняет. Такие процессы свидетельствуют о том, что новое правительство не в состоянии инициировать национальное примирение и желает исключительно отомстить бывшей элите. Распространение шиитов по Ближнему Востоку Нужно сказать, что сейчас Ирак и Иран выступают защитниками шиитов по всему миру. В частности, в Ираке находится огромное количество шиитских святых мест, куда отправляются паломники со всего мира. Например, Кербеле, где находится гробница имама Хусейна внука Мухаммеда. Следовательно, эти памятники сейчас под угрозой разрушения из-за прихода ИГИЛ. Это вызывает у Ирана желание всячески помогать в борьбе против Исламского государства, чтобы защитить святые места.
Ливанская Хезболла, состоящая из шиитов, также пообещала сделать всё для защиты святынь — вплоть до активного уничтожения суннитов. Однако в данный момент есть значительная угроза прихода ко власти в Ираке суннитского меньшинства благодаря силам Исламского государства. Это будет провал для Ирана, так как не так давно страна вела долгий военный конфликт с Саддамом Хусейном. Наиболее сложный аспект, связанный с ситуацией в Ираке состоит в том, что местные сунниты плохо относятся к государственным силам и боятся их. Следовательно, им остаётся надеяться только на ИГИЛ в защите своих прав. Поэтому положение является действительно патовым. Тем не менее, не все иракские сунниты являются приверженцами ИГИЛ — многие из них хотят воевать против террористов и даже просят у государства военной помощи, но последнее им не доверяет и игнорирует эти требования. В результате многие люди начали покидать дома и беженцами отправляться в Багдад. Мы видим, что из-за непродуманности и узколобости иракской политики в отношении суннитов государство затягивает войну на неопределённое время и откровенно саботирует борьбу с ДАИШ. С другой стороны, Саудовская Аравия хочет отстоять свои претензии на гегемонию в регионе.
Страна морально, финансово и в военном плане всячески поддерживает суннитов на Ближнем Востоке. Их политика направлена в первую очередь на распространение салафитского ислама, поэтому из Саудовской Аравии выходят огромные финансовые потоки на поддержание военизированных салафитских группировок.
Йемен: на пути к распаду
Хуситы — это группировка мусульман-шиитов, исповедующих зейдитский мазхаб, одну из правых школ в исламе. Хуситы объявили на севере Йемена мобилизацию для отправки бойцов в сектор Газа. Шииты и сунниты действительно воспринимают идею власти несколько по-разному. Начавшаяся в ночь с 25 на 26 марта операция «Буря решимости» стала точкой невозврата к предлагаемому некоторыми сторонами политическому диалогу по мирному урегулированию кризиса в Йемене.