это быстро, легко и просто.
Хованщина Мусоргский
Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение. М. Мусоргский - Полонез из оперы 'Борис Годунов'. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. сцена сожжения Марфы, князя Андрея и раскольников (М.П. Мусоргский, Хованщина (в оркестровке Д.Д. Шостаковича), 1992.
модест петрович мусоргский хованщина (найдено 80 песен)
Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен. Опера объединяет жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, что привело к использованию термина «монтажная структура» для описания ее построения. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Мусоргский изучал историческую литературу и использовал сюжеты из романа Шпильгагена и драмы Островского. Критик Владимир Стасов сыграл важную роль, предложив либретто и оказав влияние на Мусоргского в процессе создания оперы.
А за тобою бесов легионы мчатся, несутся, скачут и пляшут! Дщерь Белиала, изыди! Исчадье адово, изыди! Сусанна поспешно уходит.
Ну ее! Утекла, кажись. Ах ты, моя касатка, потерпи маленько и послужишь крепко веси древлей и святой Руси, ее же ищем. Сама сцена брани Сусанны и Досифея построена на противоборстве двух черных фигур, облаченных в скрывающие очертания тел рясы, в негодовании поднимающих друг на друга зажатые в руках посохи. Заметим, что формой орудие Сусанны напоминает клюку, а у игумена - по-старообрядчески крытую палицу.
Столь он и она, раскольник и раскольница, отче и мати различны в своих жизненных принципах и воззрениях. Когда Дисифей убеждает юную девушку: - Марфа! Дитя ты мое болезное! Меня прости! Из грешных первый аз есмь!
Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и вся пройденная прейдет... Мати Сусанна стоит на другом: - Чур... Косным глаголом, речью бесовскою ты искусила меня! Представляется, старая раскольница ни с одной из девушек оперы не нашла бы общего языка, уточним, за каждой из дев стоит духовный отче в священническом облачении. За самой же мати по сути - только Господь.
Если обратиться к Евангелиям, отталкиваясь от мысли, что они имеют неоспоримое влияние на истово верующую женщину, то кроме мельком упомянутой у апостола Луки Сусанны, именем своим послужившей Христу в числе прочих жен, таким же редким на Руси именем зовут еврейскую ветхозаветную жену. Собственно о Сусанне становится известно из греческих источников. Причем только католики и православные включают в главу 13 "Книги Пророка Даниила" "Сказание Сусанна и старцы". Ни сами евреи, ни протестанты - данный текст не признают. Однако противники неправоподобности и отсутствия Сусанны в еврейских текстах, настаивают на умышленном изъятии евреями описания искушения чужой жены возжелевшими похоти старцами.
Однако и сторонники - на момент написания оперы, относили историю о Сусанне к апокрифам, позднее включенным в Священное Писание. Средневековье превратило еврейскую жену в символ Церкви, которой угрожали иудеи и язычники. Таков ли был замысел у Модеста Мусоргского, когда давались имена героиням "Хованщины", определённо утверждать невозможно.
Они подняли на бунт стрельцов, которые после создания полков нового строя выполняли функции московской территориальной обороны.
Стрелецкий бунт сделал своё дело. Петра на престоле потеснил его болезный единокровный брат Иван, а их старшая сестра Софья, дочь Алексея Фёдоровича от Марии Мстиславской, была правительницей регентшей. Стрельцами командовал Князь Иван Хованский, по имени которого и названа смута, и оперное произведение о ней. Это был известный и довольно успешный военачальник.
Видимо, лёгкость, с которой Мстиславские добились своего, спровоцировала Ивана Хованского на розыгрыш своей собственной партии. В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам.
Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи. Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах.
Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников.
Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова.
Красная площадь в Москве. Чуть светает. Боярин Шакловитый диктует донос на князей Хованских, замысливших взять власть в свои руки. Подьячий неохотно, за большую мзду согласился настрочить донос: страшны стрельцы, полные хозяева Москвы. Вон какой столб — память о расправах с неугодными — они поставили на площади. Появляются пришлые люди.
Узнав о злодеяниях стрельцов, они останавливаются в тяжком раздумье о будущем Руси. Слышны приветствия — это стрельцы встречают своего предводителя Ивана Хованского громкой славой. Сын же его, Андрей, в это время далек от замыслов отца, лаской и угрозой он пытается добиться расположения немецкой девушки Эммы. Сопротивление Эммы вызывает у Андрея вспышку ярости,— теперь девушке суждено было бы погибнуть от ножа княжича. Но ее -спасает раскольница Марфа, прежняя зазноба Андрея, неотступно следящая за неверным. Сцену эту застает Иван Хованский; он сам не прочь взять себе Эмму.
Ссору отца и сына прекращает Досифей, глава раскольников. Действие второе. Князь жаждет власти, но не может решиться на мятеж. Страх перед царской немилостью парализует его волю. Желая заглянуть в будущее, зовет он гадалку Марфа предсказывает ему опалу Князь, чтобы не распространились слухи, приказывает слуге утопить гадалку на болоте. Разгорается ссора Ее прекращает Досифей — надо искать решение судьбы Руси.
Запыхавшись вбегает Марфа. Гневно обличает она Голицына и рассказывает о том, как спасли ее петровцы.
Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька
Тоскует покинутая Андреем Марфа. Исполненный глубокого сострадания Досифей утешает ее. По опустелой улице проходит погруженный в скорбную думу о судьбе родины Шакловитый. Появляются подвыпившие стрельцы. Лукавый подьячий тщетно пробует разжечь в них вражду к петровцам, рассказывая, будто петровцы обижают стрельцов, не щадят ни их жен, ни детей. Упавшие духом стрельцы просят Ивана Хованского выйти к ним. Но и старый Хованский растерялся. Надо терпеть и ждать, ибо и ему страшен царь Петр. Четвертое действие. Первая картина. Палата в подмосковной вотчине Хованских.
Сенные девушки песнями развлекают хмурого, терзаемого тревогой князя Ивана. Персидские рабыни пляшут перед ним. С недоброй вестью приходит слуга Голицына: грозные настали времена, князь советует вести себя осторожней. Но предостережение вызывает только дикую вспышку гнева Хованского.
В 1911 году он осуществил постановку оперы Мус оргского на императорской сцене и исполнил партию раскольника Досифея.
Художником-оформителем того исторического спектакля был Кон стантин Коровин. Ш ал япин бо готворил эту оперу, а партию Досифея пел множество раз, в том числе за границей. С тех пор прошло немало лет. Сегодня "Хованщина" идет в театре в постановке Лео нида Баратова и Фед ора Фе доровского новая сценическая версия 2000 года возобновлена Юри ем Александровым. Интуитивное постижение исполнителями жизненной силы оперы передавалось едва ли не в каждой сцене спектакля.
Пронзителен финал "Хованщины" - сцена самосожжения раскольников в лесном скиту. Этот трагический исход - спор тела и души, противостояние жизни и смерти венчает музыкальную драму. Валери й Гергиев зараз ил своей кипучей энергией солистов, хор и оркестр. Его неукротимая воля и экспрессия передавались не только исполнителям, но и завороженной публике, которая устроила по окончании спектакля долгие овации!
Такой же принцип «старинного» тематиз-ма и фактурного изложения Мусоргский избирает для первого в последнем действии раскольничьего хора, «когда они выходят к гробам, приготовляясь к самосожжению» [3, 130]. Такой «колоратурный напев» для заключительной сцены самосожжения Мусоргский заполучил в декабре 1873 года от Любови Ивановны Кармали-ной — певицы-любительницы и пианистки, ученицы Глинки и Даргомыжского, собирательницы народных песен. Благодаря сохранившимся рукописям композитора, до наших дней дошли четыре раскольничьих напева, записанных Кар-малиной с фольклорных экспедиций по Кавказу: «Удивляшеся Ирод», «Боже, отче всемогущий», «Боже, приидоша время» и сама «Раскольничья молитва, петая Прасковьей Царицей дер. Еленовки, Эриванской губ. Вдохновленный «колоратурой» «Раскольничьей молитвы», Мусоргский в письме к Кар-малиной от 23 июля 1874 года благодарит Любовь Ивановну за предоставленный материал и делится своей задумкой использования этой темы в финале музыкальной драмы: «Столько в ней страды, столько безотговорочной готовности на все невзгодное, что без малейшего страха я дам ее унисоном в конце "Хованщины", в сцене самосожигания. Мелизмы род группеток я вполне понимаю, и в хоре unisono in 8va напев мелизматический повеет стариной и правдой; самый псевдоцерковный текст песни очень кстати» [3, 147]. Последнее упоминание о «Хованщине» и ее финале встречается в письме к Стасову от 5 августа 1880 года. В нем Мусоргский сообщает: «... В следующем послании от 22 августа композитор вновь подтверждает готовность оперы, но при этом просит критика при личной встрече обговорить за- трудненность окончания заключительной сцены, которая «в полнейшей зависимости от сценической техники» [3, 223]. Исходя из обозначенной в письме проблеме завершения оперы, можно сделать следующий вывод: создавая «Хованщину», Мусоргский одновременно выступил не только как композитор и драматург, но и как режиссер, чье окончательное композиторское и драматургическое решение во многом зависело от его режиссерского театрально-сценического мышления. О том, состоялась ли встреча Мусоргского со Стасовым на предмет решения проблемы финала, — никаких документальных подтверждений нет. Окончание сцены самосожжения Мусоргским так и не было написано. Рукопись же финала «Хованщины» представляет собой незавершенный хоровой эскиз, музыкальный материал которого основан на тематизме «Раскольничьей молитвы», подаренной Кармалиной. Однако последний такт второй строфы не имеет заключительной двойной черты, «а потому невольно возникает вопрос, здесь ли конец всей драмы, или Мусоргский предполагал сочинить еще музыку сцены... На незавершенность этого автографа указывает также отсутствие даты работы и каких-либо сценических ремарок, что для Мусоргского-драматурга чрезвычайно важно. В таком виде рукопись после смерти Мусоргского попала в руки Римско-му-Корсакову, затем от него к Дягилеву, и, наконец, к Стравинскому. Публикация же полного авторского клавира «Хованщины», составленного по подлинным рукописям в 1931 году Ламмом, стала основой для Шостаковича новой оркестровой редакции и финала, трансформировавшегося в развернутый эпилог. Ориентируясь на письма Мусоргского — как единственный подлинный источник авторской задумки завершения большой музыкальной драмы, — можно более явно определить принципиальные различия трех существующих версий окончания «Хованщины» с оригинальной концепцией Модеста Петровича. Однако ставшие репертуарными редакции и финалы Римско-го-Корсакова, Стравинского и Шостаковича представляют собой три отличных друг от друга интерпретации грандиозной музыкальной драмы Мусоргского, что особо выделяет ее среди шедевров мировой оперной литературы. Список истоников 1. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. Кунин И. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Мусоргский М.
Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы. Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности. Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала.
Модест Мусоргский - «Хованщина».
Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. началу царствования Петра. Хованщина, действие I сцена 1: "Подойду, подойду под Ивангород".
модест петрович мусоргский хованщина (найдено 80 песен)
Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года. Спектакль идет с двумя антрактами.
И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев. Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь...
Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?.. В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину. И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым. И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний.
Для исполнения главных партий приглашены именитые оперные голоса из известных театров России. Так же считают и зрители. Опера в стенах Астраханского Кремля как всегда на высоте. Просто постановка шикарная. Классика русская. Теперь могу сказать, что я был в опере. Фестиваль Opera First продолжится до 11 сентября.
В покои входит Иван Хованский, а затем и Марфа, умоляющая помиловать её, ведь предсказание сбывается. А за сценой слышны голоса прислужников Петра. По сцене проходит толпа раскольников. Они хором поют свою песню, больше похожую на гимн. Марфа сидит на скамье у терема князя Хованского, грустя, исполняет свою сольную арию "Исходила младешенька", пронизанную мотивами скорби и неизбежности. Появляется Шакловитый с арией «Спит стрелецкое гнездо». Хмельные стрельцы кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся Подьячий, сообщает о скором приближении войск царевича Петра. А молодые крестьянки развлекают его песнями и танцами. Голицин предупреждал его об опасности, но Иван не поверил ему. Шакловитый вызывает его, якобы на разговор к Софье. Князь собирается и, не подозревая подвоза и опасности, выходит. Шакловитый продолжает плести свои коварные сети.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. О рукописи заключительного хора Стравинского к «Хованщине» Мусоргского Заключительного хора, скорее всего, не связан со Стравинским сколь-нибудь прослеживаемыми родственными узами. один самых неоднозначных, противоречивых и окутанных многочисленными тайнами шедевров. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. началу царствования Петра.
ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина
Шкафер вспоминает, что Савва Мамонтов на одной из репетиций предложил сходить к старообрядцам в Преображенское. Ныне входящее в состав Москвы, село в те времена состояло из «маленьких домишек, незамощённых грязных улочек и огромных пустырей». Также в год постановки «Хованщины» на сцене Частной оперы общественность широко обсуждала погребение заживо в знак протеста двух групп старообрядцев в Тираспольском уезде. Эта трагедия изучалась и психиатрами, и врачами, и историками [98]. Афиша премьеры в Русской частной опере 1897 В постановке Частной оперы принимал участие Фёдор Шаляпин в роли Досифея, который поразил Шкафера искусством фразировки и дикции [К 10] [95]. В других спектаклях «Хованщины» была задействована Варвара Страхова , окончившая Петербургскую консерваторию по классу Ферни-Джиральдони , однако её драматические способности были гораздо более сильными, чем певческие, и её по «степени художественного толкования» сравнивали с Шаляпиным [99].
Дирижировал оркестром Эудженио Эспозито, при этом критики и те, кто работал над постановкой, считали, что он равнодушен к «боли и трагедии народа», что накладывает отпечаток на музыку. Об этом знал и Мамонтов, но лишь признавал это, хотя и хотел привлечь другого, русского дирижёра, например, Сергея Рахманинова. Однако сделать это не удалось по ряду причин, одной из которых является ремонт театра Солодовникова, помимо этого имели место различного рода разногласия [100]. Премьера и отзывы[ править править код ] Премьера в Москве состоялась 12 24 ноября 1897 года в недавно отремонтированном театре Солодовникова [101] [37]. Музыковед Марк Копшицер отмечает, что в первых спектаклях имели место мелкие режиссёрские недоработки, которые были быстро исправлены, а главное достоинство стало очевидным с самого первого спектакля — благодаря декорациям Васнецова, Коровина и Малютина, исполнению Шаляпина роли Досифея была «видна художественная правда» [102].
Оперный певец Василий Шкафер вспоминает, что во время исполнения финальной сцены самосожжения из ложи зрительного зала стали выкрикивать: «Довольно бога, опустите занавес, не кощунствуйте! Последующее расследование причин не выявило, однако были слухи, что на спектакле могли собраться старообрядцы [37]. Обдуманность обнаруживается во всем: в чрезвычайно удачном распределении ролей и поручении главных... Васнецов, что, при художественном выполнении декораций Коровиным и Малютиным, исторически верной костюмировке и превосходном гриме, создало для оперы редкую по цельности внешнюю сторону постановки: и, наконец, в умелой, лишённой всякой рутинности режиссировке. Было отмечено исполнение партий Досифея и Марфы, соответственно, Фёдором Шаляпиным и Серафимой Селюк , сумевшим создать «необыкновенно яркие и глубоко русские типы [Марфы и Досифея]», а также хоровое исполнение [103].
Критик Николай Финдейзен отметил, что «изумительный правдивый, цельный тип создал Шаляпин из раскольничьего старца» [105].
Мусоргский почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского.
Впервые на императорской сцене «Хованщина» была поставлена в Петербурге в 1911 году, партию Досифея, главы раскольников, исполнил великий русский бас Федор Шаляпин. Он же выступил и режиссером первой постановки.
Затем в 1952 году на сцене театра появился монументальный спектакль с вниманием к историческим деталям в режиссуре Леонида Баратова. А в 2000 году Юрий Александров и Юрий Лаптев создали новую сценическую версию этой постановки.
Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора. Действие четвертое Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями «Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка». Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь «Плывет, плывет лебедушка».
Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей. В Москве князя Голицына отправляют в ссылку. Досифей узнает от Марфы царский приговор: искоренить раскольников. Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца «Видно, ты не чуял, княже». Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов. Но те шествуют на казнь. На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место.
Действие пятое Сосновый бор. Лунная ночь. Досифей молится о братии «Здесь, на этом месте святом». Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит. Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени.
Маркези в переводе Е. Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г. Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи.
ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина
Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары наемные всадники.
Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.
Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет.
Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом. Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты.
Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.
Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать. Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой. Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность.
Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля. Он не столько аккомпанирует, сколько ведет за собой и добавляет концепции коллективного страдания и жертвы много звенящих героических обертонов. Неколебимой рукой дирижер собирает драматургически сложную партитуру в могучий монолит крепко сбитой конструкции. Лазаревская трактовка из тех, какие надолго запоминаются.
В том же духе были сделаны «Симфонические танцы» Рахманинова в один из первых постсоветских визитов Лазарева в Москву. И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины. Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация. Движение плотно, парадно, ритмично, темпы не стоят на месте.
Тут бы иногда вздохнуть, особенно певцам, но нет. Всеми отмеченное великолепие хора — в его готовности петь фортиссимо, не поддаваясь другим нюансам. И те же героические качества здесь проявляют все — от солистов до оркестровых групп, в каковой динамике нелегко выстроить баланс и не разойтись, но Лазарев подхватывает сорвавшихся на лету.
Попробуйте сервис подбора литературы. Вы всегда можете отключить рекламу. An appeal to the epistolary heritage of the composer, in particular, to his correspondence with V. Stasov, is one of the possible ways to study the «creative laboratory» of the composer. Павлова, Чебоксары, Россия, nikolaj. Оставшаяся на момент смерти композитора в виде беспорядочного и эскизного клавира, музыкальная драма и на сегодняшний день вызывает у ее исследователей массу неразрешенных и спорных вопросов.
Обращение к эпистолярному наследию композитора, в частности, к его переписке с В. Стасовым, является одним из возможных способов изучить «творческую лабораторию» композитора. Cheboksary Music College named after F. Pavlov, Cheboksary, Russia, nikolaj. Как правило, изначально корреспонденция не рассчитана на широкий круг читателей, так как их содержание носит интимный и исповедальный характер, а также рассуждения о бытовых и прочих будничных проблемах. Однако присущая такой форме общения откровенность и доверительность лишь побуждает любого художника поделиться со своим адресатом творческими замыслами, эстетическими идеалами и мировоззренческими идеями. Таким образом, наби-52 рающая обороты в современной практике тенденция обнародования писем и дневников композиторов порой заставляет широкого читателя не только задуматься об оценке личности их авторов, но и более подробно проследить за сложным творческим процессом, а также в целом переосмыслить восприятие как общепризнанных шедевров, так и малоизвестных опусов. В отечественной музыкальной культуре подобные опубликованные эпистолярные откровения композиторов приобрели «хрестоматийный» статус. Особую популярность, в том числе среди меломанов, завоевала легендарная переписка П.
Чайковского и Надежды фон Мекк. Его же корреспонденция с любимым учеником Сергеем Танеевым пользуется интересом среди профессионального круга. Уникальна по своему содержанию и переписка Сергея Прокофьева и Николая Мясковского, крепкая дружба которых завязалась еще с консерваторской скамьи. Однако за последние десятилетия в научной и исполнительской сре- де значительно выросло внимание к эпистолярному наследию одного из самых незаурядных и самобытных русских композиторов Модеста Петровича Мусоргского. Актуальность обращения к письмам композитора продиктована так называемой проблемой «подлинного Мусоргского», остро поставленной в начале прошлого века в зарубежном и отечественном музыкознании. В контексте данного вопроса именно эпистолярное наследие композитора приобретает особую ценность, так как письма Мусоргского — неопровержимые свидетельства подлинных авторских идей, мыслей и задумок большинства сочинений, которых после смерти Модеста Петровича «коснулась рука» его современников и последователей. Среди немногочисленного списка дошедших до нас сочинений Мусоргского, пожалуй, «Хованщина» — один самых неоднозначных, противоречивых и окутанных многочисленными тайнами шедевров. Сложность объективной оценки крупномасштабного сочинения Модеста Петровича представляют его незавершенность и неси-стематизированность замыслов в общую драматургическую концепцию оперы. Первый редактор «Хованщины» — «кучкист» и близкий друг композитора Николай Римский-Корсаков, изучив черновики Мусоргского писал: «Настоящего сюжета и плана "Хованщины" никто из нас не знал, и из рассказов Мусоргского, весьма цветастых, кудреватых и запутанных по тогдашней его привычке выражаться, трудно было что-либо понять как целое и последовательное...
Боже, что за сюжет.
А в 2000 году Юрий Александров и Юрий Лаптев создали новую сценическую версию этой постановки. Дирижёр - Валерий Гергиев. Билеты на официальном сайте Мариинском театре.
Хованщина (опера)
Хованщина на сайте РуСтих Кратко. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина».