Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

которое следует из общности крови. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).

Популярные статьи:

  • Правовое положение детей
  • Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты
  • Родство в рамках римской семьи
  • Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
  • Семейно-правовые отношения в римском праве

24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным же ной. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Домовладыкой "отцом семейства" называется тот, кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в сою очередь основанием права наследования и признания к опеке над дееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами моглибыть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена егоподвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическимродством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти иподчинении связь агнатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии.

Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявшее каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Но если agnati - это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы значительно более сильного влияния основанного на единстве власти рода - gens.

Gens - по взгляду римлян - это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomengentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствииагнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, посвидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие отсвободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые непретерпели capitis deminutio. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях:в отношении жены детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательс венного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium хотя внешне, в стороне от его влияния.

Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки.

Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Слайд 6 Когнатическое родство.

Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.

Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии.

Слайд 7 Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.

С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захи- ревали, сохраняясь главным об разом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным же ной. Оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Это означало, что независимо от того был ли настоящий брак или нет, дети все равно считались членами семьи. Дерегуляции брака: Брак в Риме не был регулирован законом, и был в основном соглашением между мужчиной и женщиной. Это означало, что не было ограничений на число браков или возраст развода. Легальность детей: Дети, рожденные внебрачно, не имели прав наследования и могли быть проданы в рабство своим отцом или братьями. В некоторых случаях отцы могли признать незаконнорожденных детей, которые затем могли наследовать имущество.

Адопция: Адопция была распространенной практикой в Риме, и мужчины могли усыновлять детей как из своей семьи, так и из других семей, чтобы гарантировать наследование или продолжение своего рода.

Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только отец семейства является вполне правоспособным лицом. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшалась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи.

В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3. Термин familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество.

Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias патерфамилиас. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу жену, детей, кабальных, других лиц.

Это объединение основывалось не на кровной связи ее в ту пору еще не знали , а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены примаки , а также все другие лица. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лиц чужого права persona alieni juris. К первым относились домовладыки, ко вторым - остальные члены семьи, так называемые подвластные.

Черниловского, понимание таких понятий, как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.

На наш взгляд, об определении степени родства уместно будет рассказать в главе о браке. Поможем написать любую работу на аналогичную тему.

римское право.docx

  • Популярные категории
  • Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
  • Контрольная работа.doc
  • Социология
  • Перетерский И. С. Новицкий И. Б. Римское частное право 11. Римское право

Римское право

Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. § 43. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  • Агнатическое и когнатическое родство презентация
  • Семейно-правовые отношения в римском праве - презентация онлайн
  • Римская семья. Агнатское и когнатское родство
  • Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты - Римское право | ЮРКОМ 74
  • Популярные статьи:

zavtrasessiya.com

Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. § 43. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13.

Семейно-правовые отношения в римском праве

Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки.

АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование —

Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови.

Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков. Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что власть отца семейства при этой родственной связи ограничивалась, при этом оставаясь фундаментом римской семьи. Проявление когнатического родства в современном семейном праве Постепенное развитие семейного права Древнего Рима как целой отрасли заключалось в осуществлении весьма закономерного процесса - вытеснения агнатического родства когнатическим. Весь этот процесс был связан с умалением власти отца семейства над теми, кто был ему подвластен. Соответственно, агнатическая родственная связь теряла своё влияние в обществе - в связи с изменением политических и экономических условий жизни людей в Риме большую роль стала играть кровная принадлежность людей, вступающих в наследование, к тому семейству, в котором они становились наследниками. Таким образом, агнатическое родство полностью исчезло из семейного права Древнего Рима, заменившись на кровное родство. Именно когнатическое родство было заимствовано правовыми системами многих мировых государств, послужив, как и в древнеримском семейном праве, основанием для определения наследников по закону. Этим принципом все современные государства пользуются до сих пор. Так, именно кровные родственники умершего становятся наследователями его имущества при отсутствии завещания, составленного покойным , причем объём наследуемого ими имущества определяется степенью кровного родства с наследодателем. Заключение Прежде чем приступить к подведению итогов проведенной работы, хотелось бы сказать о том, что рассмотренная в данной работе тема оказалась намного шире, чем казалось в начале исследования.

Для того чтобы подойти к определению агнатического родства как такового, мне пришлось дать определения базовым понятиям древнеримского семейного права в целом, что свидетельствует о достаточно тесной взаимосвязи рассматриваемого вопроса с остальными составляющими семейного права Древнего Рима. Итак, приступим к подведению итогов. Конечно, постепенное замещение агнатического родства когнатическим привело сначала к частичной потере власти домовладыкой, затем - к полному её исчезновению, однако данная смена привела к дальнейшему развитию норм семейного права в Древнем Риме, а еще позже - к появлению семейного права в том виде, в котором оно используется в большинстве современных государств. Список использованной литературы. Новицкий И. Римское частное право. Римское право.

Анализ римского семейного права необходимо начать с выявления сущности категории «семья» familia , которая являлась базисом государственной и общественной жизни. Как уже подчеркивалось, семейное положение status familiae имело чрезвычайно важное значение для определения гражданско-правового статуса лица, наряду с его status Hbertatis и status civitatis. Именно совокупность названных состояний предопределяла объем и содержание гражданской дееспособности физических лиц, проживавших в Древнем Риме, и, следовательно, их способность самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Древнеримская семья, называемая «агнатической» от слова «агнат» , объединялась под властью главы семьи - домовладыки, называвшегося pater familias. Его власть была абсолютной и юридически распространялась как на жену и детей, так и на вещи, имущество, включая рабов. С течением времени правовые представления о власти домовладыки расширялись и углублялись, и в содержании этой власти стали выделять власть над: 1 вещами и рабами dominica potestas; 2 над женой manus mariti ; над детьми patria potestas ; над другими лицами, не состоявшими в родстве с pater familias, но проживавшими под его кровлей, например, женами сыновей, их детьми от другого брака и др. По общему правилу, власть главы агнатической семьи pater familias прекращалась только с его смертью или по его воле. Одной из важных особенностей римского семейного права, особенно на древнем этапе его развития, было подразделение всех членов семьи на так называемых агнатов и когнатов. Различие между ними заключалось в наличии или отсутствии кровного родства между pater familias и тем или иным лицом, входящим в состав его семьи. В древнейшие времена кровные узы между жителями Рима еще не имели того правового значения, которое им стало придаваться впоследствии. Гораздо более важным в тот период являлся иной фактор - совместное проживание и совместный труд, необходимый для обеспечения потребности в питании, в крыше над головой, в отражении нападений со стороны чужаков и т. Лица, проживающие в такой общности имущества, жилого помещения и повседневных трудов, назывались агнаты, а связь, существовавшая и признававшаяся между такими лицами, стала называться агнатической связью. Агнатическая семья существовала в Риме достаточно долго - до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей, при этом близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которое personae alieni iuris, то есть лицо, не обладавшее полной гражданской дееспособностью, имело с представителями старшего поколения, с главой семьи. Именно такая личная и имущественная общность стала называться familia, а возглавлявшее ее лицо - pater familias. При этом положение агнатов в рамках одной семьи не было абсолютно одинаковым, они подразделялись в зависимости от близости к главе семьи, главе консорциума. Ближайшую к нему группу составляли те агнаты, которые действительно находились и трудились как правило, относительно длительное время в одном консорциуме, непосредственно подчиняясь его главе. Такие лица стали называться personae siu iuris дословно - лица своего права или просто siu - «свои», «близкие». К остальным агнатам относились те, кто когда-то был или мог стать членом данного консорциума, возглавляемого pater familias. Приведенная градация имела правовое значение, в первую очередь, при решении вопросов наследственного права или при назначении попечителей и опекунов [1, с. С течение времени, однако, агнатическая связь стала признаваться все менее значимой, и приоритет в римском семейном праве был отдан связи когнатической - то есть кровно-родственной, означавшей непосредственное или косвенное происхождение от одного и того же предка. Степень кровно-родственной связи определялась по совсем иным критериям, чем агнатическая связь. В этой сфере римляне вновь были первыми, кто разработал учение о линиях и степенях родства, широко применяющееся и в настоящее время [4, с.

Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий