Новости эмоциональный интеллект состоит из

Важной предпосылкой к возникновению понятия «Эмоциональный интеллект» является также концепция «множественного интеллекта», интегрирующая многие теоретические суждения и концепции предыдущего времени. Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.

Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума

Основная трудность состоит в том, какой вариант ответа считать правильным и на каком основании. По этому поводу идет острая полемика. Подсчет баллов на основе консенсуса выборки стандартизации может просто выражать представления и даже предрассудки относительно эмоций, характерные для данной культуры. Подсчет баллов на основе экспертных оценок также сомнителен, так как не вполне ясно, по какому критерию выбирать экспертов, мнение которых относительно эмоций можно считать по-настоящему авторитетным. Результаты эмпирических исследований противоречивы. Робертс, М. Зайднер и Дж. Мэттьюс Roberts, Zeidner, Matthews, 2001 обнаружили, что согласованность между баллами MEIS, подсчитанными на основе консенсуса и экспертных оценок, существенно разнится в зависимости от «ветви». Логическое затруднение в использовании консенсуса для подсчета баллов возникает при анализе трудности задания, так как по определению наиболее часто встречающийся ответ на очень трудное задание должен быть неправильным. Маккэнн с соавт. MacCann et al.

Несмотря на отмеченные проблемы, в целом тесты ЭИ обладают хорошими психометрическими свойствами. Подсчет баллов на основе консенсуса и на основе экспертных оценок дает приемлемые показатели надежности, хотя надежность отдельных субтестов оказывается невысокой MacCann et al. Надежность других тестов ЭИ не столь высока, поэтому пока они могут использоваться только в исследовательских целях. MEIS демонстрирует умеренный уровень критериальной валидности по отношению к показателям адаптации Mayer et al. Были получены корреляции в диапазоне от 0. Было показано, что тестовые показатели ЭИ ниже у подростков, курящих сигареты и употребляющих алкоголь. Валидизация MSCEIT еще только начинается, но уже обнаружено, что способность к управлению эмоциями статистически значимо коррелирует на уровне 0. Связь со способностями и с личностными особенностями. В отличие от методик, основанных на самоотчете, объективные тесты ЭИ умеренно коррелируют с показателями способностей и личностных особенностей. Так, были обнаружены положительные связи на уровне 0.

Часто сообщается о связях с факторами, входящими в модель «Большая пятерка», например, о положительных корреляциях с дружелюбием и сознательностью и об отрицательных связях с нейротиз-мом Lopes, Salovey, Straus, 2003; Roberts et al. Величина этих корреляций обычно порядка 0. С ЭИ также коррелируют эмпатия и самооценка Matthews et al. Корреляции между тестами и опросниками на ЭИ обычно низкие или умеренные, в основном такие связи наблюдаются с первой и четвертой «ветвями» иерархической модели, т. Такие корреляции достаточно низки, это заставляет предположить, что эти две модели измерения ЭИ имеют мало общего. Тесты ЭИ в большей степени, чем опросники, позволяют измерять конструкты, явственно отличные от уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов. Последние данные свидетельствуют также об их инкремент-ной валидности по отношению к способностям и личностным чертам. Остается нерешенной проблема подсчета баллов, хотя в MSCEIT удалось добиться соответствия результатов подсчета, основанных на консенсусе и на оценках экспертов. Можно предположить, что оба метода приводят к оценке не эмоциональных способностей испытуемых, но их конформности по отношению к социальным нормам, так как суждения экспертов и обычных людей, возможно, выносятся под влиянием этих норм Zeidner, Matthews, Roberts, 2001. Также остается неясно, как конструкт ЭИ соотносится с другими способностями, описанными в психологии.

Теоретический анализ понятия эмоционального интеллекта Теория ЭИ должна способствовать достижению ряда целей. Во-вторых, она должна способствовать сближению или изменению разных под- ходов к измерению ЭИ. В-третьих, она должна объяснить, как связаны индивидуальные различия в ЭИ с адаптацией. Ответ на этот вопрос не очевиден, так как не всегда высокая выраженность некоторых компонентов ЭИ приводит к благоприятным для субъекта последствиям. Так, люди с высокоразвитой способностью к пониманию эмоций других, будут чувствительны и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям, что в напряженных условиях приводит к повышенному уровню депрессии, пессимизма и суицидальных мыслей Ciarrochi, Dea, Anderson, 2002. Таким образом, у низкой эмоциональной чувствительности есть свои преимущества. К сожалению, теоретическим рассуждениям об ЭИ обычно не хватает четкости формулировок. Нередко предлагается просто список желательных личностных качеств см. Даже строго сформулированные теории склонны описывать функции, а не процессы. Если говорится, что восприятие эмоций является компонентом ЭИ, то это является обозначением функции без указания на какие-либо процессы, обеспечивающие эту функцию.

Подлинная теория должна была бы объяснить успешное восприятие чужих эмоций через описание определенных процессов, например, неосознаваемой преднастройки со стороны контекстуальных признаков или врожденной способности воспринимать определенные конфигурации стимулов. Подобные вопросы, связанные с уровнями переработки информации, пока не поднимались в рамках существующих теорий ЭИ. Ниже обсуждаются возможные направления развития теоретических представлений об ЭИ. Процессы, лежащие в основе ЭИ. Часто теоретики ЭИ исходят из противопоставления рационального и эмоционального аспектов психики Goleman, 1995; Izard, 2001. Утверждается, что в психике существуют отдельные когнитивная и эмоциональная системы. Эмоциональная система связывается с такими подкорковыми структурами, как амигдала Goleman, 1995 , и с некоторыми областями фронтальной коры Bechara, Tranel, Damasio, 2000. Согласно этой точке зрения, когнитивная и эмоциональная системы могут функционировать с разной степенью согласованности. У человека с высоким ЭИ эмоции являются существенным компонентом принятия решений в реальной жизни, а у человека с низким ЭИ эмоции нарушают контроль за поведением, приводя к необдуманным, импульсивным действиям Bechara et al. Такой теоретический подход не согласуется с большим количеством исследований, посвященных связям между эмоциональными и когнитивными процессами Matthews et al.

Идея о существовании отдельных эмоциональной и когнитивной систем основывается на ошибочном представлении о том, что познавательные процессы, в отличие от эмоциональных, протекают медленно и носят разумный, логический характер. На самом деле когнитивные процессы часто протекают очень быстро, основываются на параллельной переработке информации и приводят к порождению импульсивных действий на основе автоматического извлечения из памяти схематической информации Clore, Ortony, 2000. В то же время эмоциональные процессы, которые часто описываются как мгновенные и иррациональные, основываются на переработке информации и на символических репрезентациях значений, хотя эти репрезентации обычно не осознаются. Более продуктивным представляется подход, который связывает компетентность в эмоциональной сфере с индивидуальными различиями в саморегуляции, основанной на интегрированных эмоциональных, когнитивных и мотивационных функциях. Зайднер с соавт. Zeidner et al. Во-первых, на ЭИ влияют темпераментальные свойства, такие, как эмоциональная устойчивость и контроль своего социального поведения. Во-вторых, дети по-разному присваивают культурные правила относительно того, какие эмоции следует испытывать, как их выражать и как ими управлять.

Учитесь слушать Чтобы понимать чувства других людей, важно научиться уделять им достаточное количество внимания. Потратьте свое драгоценное время на другого человека и постарайтесь осознать, что он хочет до вас донести. Причем обращайте внимание не только на вербальные знаки, но и на невербальные. Язык тела — важная метрика оценки поведения человека, его намерений, желаний и т. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют корректно считывать этот язык и лучше понимают других людей. Развивайте эмпатию Умение понимать чужие чувства — критически важный навык в бизнесе, но не менее важный в повседневной жизни. Навык ощутить себя в чужой шкуре позволяет объективно оценивать поступки, слова и решения других людей. Только с достаточным уровнем эмпатии можно корректно оценивать намерения других людей. А зная эту информацию, можно скорректировать свое поведение, чтобы каждая коммуникация заканчивалась успехом. Например, не лезть к человеку, который явно не в духе, или прекратить речь, если собеседник чувствует дискомфорт. Рефлектируйте на тему собственных эмоций Это умение поможет вам не сойти с ума. Нужно жить в гармонии со своими чувствами. Отслеживать моменты, когда эмоции берут верх и заставляют принимать решения, которые не были до этого четко проанализированы. В меру контроля, в меру анализа. Не пытайтесь все подавлять, а научитесь этим управлять. Вот ваша задача по ходу развития EQ. А еще важно понимать, почему те или иные чувства вынуждают людей принимать решения. Это позволит не просто лучше ладить с коллегами и близкими, но и предугадывать некоторые их решения вкупе с привычками. Потенциальные сложности, возникающие у людей с высоким EQ Справедливости ради, необходимо упомянуть и возможные недостатки повышенного эмоционального интеллекта. Везде требуется баланс, и чересчур большой EQ может быть так же опасен, как и чересчур низкий. Ученые подтвердили, что люди с высоким EQ часто отличаются низкой креативностью, не генерируют инновационные идеи. Люди с повышенным уровнем эмпатии не умеют высказывать критику, чем усложняют себе жизнь, напрочь игнорируя недостатки других людей из-за своих страхов. Ну и самое значимое — людей с высоким EQ часто используют в собственных целях. В ход идут манипуляционные схемы взаимодействия. Вместо заключения На этом все. Развивайте свой эмоциональный интеллект.

Не менее важна трезвая самооценка и уверенность в себе. Важно меньше сомневаться в правильности собственных решений. Также важно уметь поддерживать взаимоотношения с людьми — это помогает развивать эмоциональный интеллект и выстраивать эффективное общение. Резюмируя, жизнестойкости помогает эмоциональный интеллект, развить его можно, выстраивая хорошие отношения с близкими и в команде. А также в принципе осознавая собственные эмоции. Чтобы осознать свои чувства, есть простое упражнение: записывайте каждый день наблюдения за своими эмоциями, отмечайте, как вы реагируете на окружающих и как они реагируют на ваши действия. Со временем вы сможете перестроить свои модели взаимодействия и научитесь более эффективно и дружелюбно общаться с окружающими. Что еще поможет развить свой эмоциональный интеллект и прокачать навыки жизнестойкости? Позитивный и оптимистичный взгляд на ситуацию.

Но умеете ли вы управлять своими эмоциями? Способны ли понимать эмоции других? На эти и многие другие вопросы помогает ответить понятие эмоционального интеллекта. Определение Эмоциональный интеллект — это умение осознавать и проявлять свои эмоции, и понимать чужие. Также это навык применения эмоций для решения проблем, принятия решений, общения и сотрудничества. ЭИ состоит из четырех основных аспектов: Самосознание — умение определять и признавать собственные эмоции и их причины, понимать, как они влияют на то, как вы себя ведете и о чем думаете. Саморегуляция — умение управлять эмоциями, контролировать импульсы, адаптироваться к переменам и быть устойчивым к стрессу. Социальное сознание — умение осознавать чувства других людей, их нужды и мотивы, устанавливать доверительные отношения. Социальные навыки — навык выражать эмоции экологично и уважительно, вести переговоры и решать конфликты, работать в команде и лидировать. Почему важен эмоциональный интеллект? Развитый ЭИ имеет важное значение в различных областях жизни. Например, в процессе обучения эмоциональный интеллект позволяет лучше контролировать эмоции и управлять ими, эффективнее справляться со стрессом, что ведет к повышению концентрации и продуктивности. Кроме того, ЭИ способствует развитию эмпатии, что приводит к более результативному сотрудничеству и коммуникации. Эмоциональный интеллект важен для успеха в сфере карьеры. Умение осознавать и контролировать свои чувства помогает принимать взвешенные решения, что повышает лидерские качества и способствует успеху. Кроме того, развитый ЭИ способствует повышению стрессоустойчивости и профессиональному развитию. Важно также отметить, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на физическое здоровье и состояние психики. Управление эмоциями снижает уровень стресса, предотвращает эмоциональное истощение и даже повышает уровень счастья. ЭИ является важным компонентом успешной жизни. Как работает эмоциональный интеллект? ЭИ основан на взаимодействии между двумя системами мозга: эмоциональной и рациональной. Первая отвечает за быструю автоматическую реакцию на стимулы, что может быть полезно в опасных или неожиданных ситуациях. Вторая отвечает за медленное и осознанное мышление, которое помогает анализировать информацию, планировать действия и достигать целей. Эти две системы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. ЭИ помогает согласовывать и использовать их оптимально в разных ситуациях. Ключевые составляющие развития эмоционального интеллекта — это осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность. Осознанность подразумевает внимательное и позитивное отношение к своим эмоциям. Такое отношение позволяет осознавать их и принимать сознательные решения. Самооценка — это ключевой аспект, определяющий способность понять свои достоинства и недостатки и принять себя таким, какой ты есть.

Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции

Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning). Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности. Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение. Опасность для окружающих состоит в том, что при низком эмоциональном интеллекте снижена эмпатия — осознанное сопереживание, умение встать на место другого человека.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Сегодня эмоциональный интеллект в основном рассматривается как метод достижения определенных высот в карьере благодаря развитому навыку коммуникации, пониманию окружающих и главное — себя. Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием? Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению.

«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии

Тогда же они начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они дорабатывали и совершенствовали теоретическую модель. Также изменялась и методика, пока в 2002 г. Работы по исследованию эмоционального интеллекта именно в рамках теории Мейера, Сэловея и Карузо активно продолжаются сейчас в Йельском университете под руководством Питера Сэловея. Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения. Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни.

Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. Так, например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение. Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М.

Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности?

Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта — в работе Д. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. Выготкого и С.

Ваш партнер в порыве злости говорит: «Ты не ценишь то, что я для тебя делаю! Вы чувствуете возмущение, ведь это неправда. На агрессию хочется ответить эмоционально; возможно, попытаться задеть за живое. Перенаправление мыслей.

Вы понимаете, что сказанные партнером слова, скорее всего, неправда. Он так не считает на самом деле, но есть факторы, которые заставляют его чувствовать злость, грусть или обиду. Новая реакция. Вместо того чтобы нападать в ответ, вы говорите: «Это не так. Как я могу доказать это? Пожалуй, это самый сложный этап, так как отказаться от шаблонных реакций очень сложно, но если каждую из них осознавать и вовремя пресекать, с каждым разом будет проще действовать по-новому. Оглянитесь назад В вашем прошлом наверняка было множество ситуаций, которые можно разобрать на составляющие. Попробуйте вспомнить, как вы вели себя некоторое время назад, например, в моменты конфликта, сильной усталости или когда чувствовали беспокойство, неуверенность в себе или грусть.

Проживите эти моменты снова, чтобы придумать новую модель поведения. Чтобы сделать это успешно, постарайтесь не сожалеть о содеянном, не делите свои поступки на хорошие и плохие, а также обращайте внимание не только на чувства, но и на факты. Иначе говоря, будьте объективны в анализе того, что происходило в вашем прошлом. Для сохранения конструктивности вам помогут следующие вопросы: Соответствовало ли мое поведение целям, которых я хочу добиться? Что о моем поведении думали окружающие? Где я был неправ и я мог это исправить? Что было основным триггером? Как мое настроение повлияло на поведение?

Похвалите себя Если вы обнаружили триггер, который раньше не замечали, — это отличный повод для празднования! Ведь теперь вы не только увидели его, проанализировав события прошлого, но и получили возможность предотвратить нежелательную реакцию в будущем. На самом деле, это очень сложная работа, за которую обязательно нужно хвалить себя. Положительное подкрепление помогает закрепить положительную реакцию, и так будет значительно проще отказаться от того, что приводило к исключительно негативным последствиям. Повторите Для того чтобы дойти до этого пункта, необходимо проделать все те шаги, что были описаны раньше. Один раз проанализировать свое поведение — хотя бы ради любопытства — не так сложно, как сделать формирование новых реакций своей привычкой. Но если вы все же придете к стадии повторения, у вас уже будет целый багаж полезных знаний о том, что вас злит, заставляет грустить и реагировать нежелательным образом, а также о том, как этого можно избежать. Важно всегда держать в голове, что полностью избавиться от старых моделей поведения вряд ли получится: они слишком долго и упорно помогали нам выживать, так что не уйдут так просто.

Более того, наши эмоции все же реагируют на ситуацию быстрее, чем разум, поэтому иногда могут случаться неконтролируемые ситуации. Но это совсем не повод перечеркнуть весь путь, что вы проделали, и перестать пытаться: наоборот, у вас появился еще один пример, на котором можно много чему научиться.

Высокий Про человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее: Он распознает эмоции и чувства окружающих, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению, а также читая между строк. Он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и предпринимает попытки оказать помощь и поддержку. Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер.

А также умеет находить способы взять себя в руки и справляться с проблемными состояниями. Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям. Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых. Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать.

Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо? Выделить их можно по следующим признакам: Люди с недостаточным уровнем эмоционального интеллекта заводятся с полуоборота, всегда готовы вступить в жаркий спор и требовать от собеседника четкой аргументации своих слов, действий, решений. Они тяжело проигрывают, винят окружающих в излишней чувствительности. Могут спровоцировать конфликт своими колкими словами, а позже свалить вину за возникший конфликт на оппонента. Низкий EQ не дает распознавать чувства близких людей.

Человек не видит, что собеседник расстроен, поставлен в тупик, смущен и не желает продолжать общение. Роль жертвы привычна. За все неудачи принято винить обстоятельства или окружающих людей. Для человека характерны вспышки неконтролируемой агрессии.

Лучше понимая себя, мы можем лучше понять других людей. Сдерживая себя, мы лучше контролируем эмоции, что, в свою очередь, способствует улучшению личностных и межличностных отношений. Было доказано, что это не только увеличивает уровень счастья, но и повышает вероятность успеха. Проблемы взаимоотношения являются важнейшим источником стресса. Улучшение отношений способствует лучшему качеству жизни.

Физическое и эмоциональное здоровье Различные исследования показывают, что большинство физических заболеваний связаны со стрессом. Депрессия - это явление, которое с каждым годом становится все более опасным и является причиной разводов, пагубно влияет на детей и даже может привести к самоубийству. Как уже упоминалось, развитие нашего эмоционального интеллекта способствует снижению вероятности стресса и депрессии, ведет к более здоровой физической и эмоциональной жизни. Лучшее определение жизненной цели Сомнения относительно жизненной цели являются основной, если не единственной причиной, способствующей возникновению депрессии или стресса. Людей пугает неизвестность.

Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни

Искренне цените обратную связь и постоянно ищете способы улучшить свою работу. Позитивное мышление: вы видите хорошее в людях и событиях. Эта ценная компетенция придает вам устойчивость и готовит почву для инноваций и новых возможностей. Курс «Школа развития лидеров» Подключайтесь к одной из ключевых программ Русской Школы Управления по развитию личной эффективности.

Вы сможете раскрыть свой потенциал, обменяться профессиональным опытом и найти новую точку опоры для развития карьеры. Подробности и регистрация Как развить навык В минуты отчаяния не предавайтесь размышлениям и не паникуйте. Сделайте глубокий вдох, проанализируйте свои эмоции.

Вместо того чтобы срываться на людей, дайте понять, что вам не нравится, и предложите свои варианты решения проблемы. Помните, что изменения и трудности в жизни всегда происходят внезапно. Постарайтесь понять контекст ситуации, скорректируйте свою стратегию и расставьте приоритеты.

Социальная осознанность Социальная осознанность помогает считывать и интерпретировать эмоций других людей, часто с помощью невербальных сигналов. Социально осознанные лидеры умеют работать, внимательно слушать и эффективно общаться с разными типами людей. Какими основными компетенциями в области социального сознания вы обладаете?

Эмпатия: вы уделяете все свое внимание другому человеку и тратите время на то, чтобы понять, что он говорит и чувствует. Вы всегда стараетесь поставить себя на место других. Организационная осведомленность: вы можете легко прочитать эмоциональные потоки и динамику внутри группы или организации.

Иногда вы даже можете предсказать, как кто-то из вашей команды отреагирует на определенную ситуацию. Стратегически анализируете события. Как развить навык Социальная осознанность требует хороших навыков слушания.

Не обсуждайте качества других людей и не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре.

Они переводят разговоры на себя. Даже если они задают вопросы и, кажется, внимательно слушают, за этим чаще всего следует «А вот у меня…». Как будто они испытывали все, что испытывает собеседник, но в большей степени, и поэтому заслуживают больше внимания. Они не обращают внимания на чувства других людей. Могут шутить, когда другим плохо, или сказать, что их грусть — это ерунда. При этом они искренне удивляются, что люди злятся на них и не хотят иметь с ними отношений. Они не говорят напрямую о своих эмоциях и считают, что другие должны догадываться об их состоянии. Они обвиняют других в своих проблемах. Когда что-то идет не так, их первая реакция — найти кого-то или что-то еще виноватым.

Люди с низким EQ плохо понимают, как их эмоции могут привести к проблемам. Их частые отговорки — «у меня не было другого выбора» или «они сами виноваты». Неумение распознавать свои эмоции называется алекситимией. Человеку с алекситимией сложно понять, что чувствует он сам и другие люди. Но также неспособность распознавать эмоции проявляется у людей с расстройствами аутистического спектра.

В 20-ые годы 20-го столетия американский педагог и психолог Эдвард Торндайк представил научному сообществу идею социального интеллекта, в основе которой было умение распознавать свое поведение и поведение окружающих людей.

В последующие 70 лет развития психологии эмоции отошли на второй план: бихевиористы с их поведенческой теорией сменили психоанализ, а когнитивная терапия сосредоточила свое внимание на мыслях человека. Кульминацией дискуссий о том, что первично IQ или EQ стала разработанная в 1982 году израильским психологом Рувеном Бар-Оном модель эмоционального интеллекта. Годом позже Говард Гарднер, американский психолог, выступил с идеей множественного интеллекта человека, расширив модель до восьми составляющих: музыкальный, вербальный, лингвистический и прочие интеллекты. Вскоре после этого американский журнал Times вышел с обложкой, вопрошавшей читателей об их уровне эмоционального интеллекта и утверждавший, что именно он, а не IQ, определяет успех в жизни человека. Вслед за Бар-Оном свои модели EQ представили несколько авторов. Однако сегодня весь мир прочно ассоциирует концепцию Эмоционального интеллекта с именем американского психолога Дэниела Гоулмана, чья книга 1995 года с аналогичным названием стала мировым бестселлером.

Существующие схемы EQ имеют ряд различий: психологи Сэловей и Майер включают способность к адаптации и управление стрессом, тогда как Гоулман расширяет свою модель, добавляя в нее эмпатию и мотивацию. Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта. Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других. Именно с самосознания начинается развитие EQ. Дэниел Гоулман Определение эмоционального интеллекта схоже у различных авторов и включает в себя способность человека распознавать свои и чужие намерения, мотивацию и желания, управление ими для решения практических задач. Несмотря на название, справедливым будет заметить, что помимо эмоций, психические переживания человека состоят из богатой палитры чувств.

Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды.

Стыд — повышенная температура, неприятные ощущения в животе, сложно смотреть другим людям в глаза, тяжесть в груди, желание сжаться и стать невидимым. Это поможет вам немного успокоиться. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы. Рассерженный учитель особым образом листает журнал и с усиленным нажимом скребёт мелом по доске — всё это замечают внимательные школьники.

Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден.

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – это совокупная способность распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, управлять собственными чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других. Важной предпосылкой к возникновению понятия «Эмоциональный интеллект» является также концепция «множественного интеллекта», интегрирующая многие теоретические суждения и концепции предыдущего времени. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. • В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ.

Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект? Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного.
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning).

Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ

Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту. Эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов: самосознания и самоконтроля, эмпатии, цели и видения, социальности, личного влияния. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий