Великий пост ежегодно сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее. 2024: как православным нужно питаться и что можно и нельзя делать в этот период, читайте на ФедералПресс. Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения. Многие считают, что в пост нельзя пить вино, но это не так. Что можно, а что нельзя делать тем, кто решил поститься?
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. Что можно, а что нельзя делать тем, кто решил поститься? Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней. Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь. Список того, что нельзя делать в Великий пост, относится к таким же надуманным суевериям.
Великий пост 2024: когда начинается, что нельзя делать
По словам святителя Иоанна Златоуста, поститься должны не только уста, но «и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Главные цели поста — переосмысление верующими своей жизни, укрепление веры и самосовершенствование. Чтобы пост положительно отразился на духовном сознании человека, ему необходимо упорядочить свои чувства и мысли. Что запрещено в пост перед Пасхой? Сквернословие, грубость, распространение негатива. Верующим не следует гневаться, сплетничать и желать плохого окружающим людям, осуждать тех, кто не придерживается правил поста. В течение семи недель нельзя бурно выражать свои эмоции, будь то печаль или радость.
Святитель Тихон Задонский учил: воздерживаясь от мяса, «не кусай подобных тебе, не ешь людей»; не прикасаясь к животной пище, «не простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое»; удерживаясь от лакомств, «воздержи и язык свой от злословия, клеветы, осуждения»; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы и брани. Особенно важно соблюдать эти рекомендации перед светлым праздником Пасхи. Что еще нельзя делать, когда держишь Пасхальный пост? Категорически запрещены такие развлечения, как посещение ночных клубов, ресторанов, дискотек, шумные посиделки с друзьями. Подобные мероприятия следует перенести на другое время, после завершения Пасхального поста. На протяжении Великого поста в православной церкви не проводится обряд венчания.
Не разрешается в это время и играть свадьбы. Супругам рекомендуется по возможности воздерживаться от интимной близости. А вот запрета на проведения таинства крещения в этот период нет, хотя службы в дни поста длятся долго, поэтому желающим трудно будет выбрать время, чтобы крестить ребенка или взрослого. Верующим не следует гадать и выполнять различные магические обряды, ведь цель соблюдения поста — приближение к Господу, а не к Дьяволу. По мнению Церкви, все магические действия обращены к Сатане и отвращают людей от Бога, поэтому участие в подобных ритуалах всегда считалось в православии грехом. Поведение постящегося должно быть спокойным и уравновешенным.
Человеку следует меньше бывать в местах собрания большого количества людей не считая службы в храме , проводить свободное время необходимо в раздумьях о своей душе, в молитвах. Важным является и молитвенное правило соблюдаемое в дни поста перед Пасхой. Оно заключается в том, чтобы читать молитвы, соответствующие Пасхальному посту, не менее двух раз в день — утром и вечером.
Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви.
При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества.
В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино.
Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста?
Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит.
Для этого нужно чаще молиться, не совершать дурных поступков и контролировать свои мысли — не желать никому зла, не завидовать и не сплетничать. Считается, что ограничение в еде и развлечениях помогает верующим преодолеть греховные страсти — чревоугодие, любодеяние, гнев, жадность, гордыню и другие. В результате чего очищается ум, и человеку легче дается отказ от сиюминутных радостей во имя достижения большей цели. Правила Великого поста Помимо ограничений в еде во время Великого поста нужно соблюдать и другие правила: — Не переедать, даже постной еды, — Не рекомендуется посещать развлечения, много времени проводить в соцсетях, подолгу смотреть телевизор, — Нельзя устраивать шумные вечеринки, — Нельзя поддаваться негативным эмоциям — злости, ненависти, зависти, а также вынашивать планы мести, грустить, завидовать и сплетничать, — Нельзя употреблять крепкий алкоголь, курить и нецензурно ругаться, — Нельзя обижать людей и животных, — Нельзя венчаться и вступать в брак, — Интим тоже под запретом. Но это дело личное каждого человека. Например, если один супруг держит пост, а второй нет, то семейная пара может идти на близость.
Во время Великого поста нужно чаще вспоминать Бога, молиться и совершать добрые дела. Важно в этот период помириться со всеми, с кем ссорились. Старайтесь искренне помогать близким, заниматься благотворительностью. Замените привычные развлечения на более духовные — вместо сериала посмотрите театральную постановку, вместо пролистывания ленты соцсетей читайте классическую литературу. Когда вы держите пост, важно не хвастаться этим и не считать себя лучше других. Высокомерие, гордыня и хвастовство — не лучшие спутники очищения души.
Великий пост отличается своей строгостью, поэтому ограничивается употребление рыбы и морепродуктов. Духовные упражнения схожи с физическими: невозможно без тренировок поднять рекордный вес, поэтому к определению физической меры поста нужно подходить разумно, чтобы не причинить вреда своему телу и не надорвать душевных сил. Этому будет способствовать память о главной цели поста — преуспеть в любви.
Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Ответ на него прост — конечно, абсолютно никаких препятствий для этого в священном писании нет. Еще два вопроса касаются интимной сферы жизни людей. Первый — можно ли заниматься сексом в период поста.
Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник
Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу. Сегодня же найти постную еду в путешествиях не так сложно. Интимные отношения во время поста — вопрос очень тонкий и личный. Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание. Если пара не знает, как поступить, то она должна обратиться за помощью к духовному наставнику.
Этот контент относится к развлекательному. А как уже было сказано выше, во время поста человек должен думать прежде всего о душе. Однако здесь нет строгого табу на телевизор. Отказываться или нет от просмотра любимого сериала - каждый решает для себя сам. И опять же, в этом вопросе, если есть сомнения, можно посоветоваться с духовником. Они разрешены в пост?
Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей. Что нельзя делать в Великий пост Что нельзя делать в Великий пост? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни. И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей. Так какие это правила? Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу мясо, яйца, молочные продукты , но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост. Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию. Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья. Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста — покаяние. Есть службы канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели на которых надо непременно побывать. Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем. Можно ли причащаться в Великий пост? Причащаться в Великий пост не только можно, но и нужно. Тайную Вечерю, на которой это произошло, христиане вспоминают ежегодно на Страстной седмице. Но это вовсе не значит, что приступать к Таинству нужно лишь в Великий Четверг. В течение всего года верующие имеют возможность делать это практически в любой день, а вот во время Великого поста — только в некоторые. Так по субботам и воскресеньям, а также в праздник Благовещения 7 апреля в храмах совершается полная Литургия, и все, кто подготовился, то есть исповедался и прочитал все необходимые молитвы, могут причащаться как обычно. А вот в будние дни Литургии либо нет вовсе, либо — в среду, пятницу и в некоторые праздничные дни — совершается особая служба, на которой прихожан причащают Дарами, освященными на последней полной Литургии — Литургии Преждеосвященных Даров. Многие христиане стараются хотя бы раз в году побывать на Литургии Преждеосвященных Даров, отложив все дела и в будний день придя в храм. Чтобы эта необычная служба была доступна большему количеству работающих или учащихся людей, в некоторых приходах ее совершают вечером. Подготовка к причастию в таком случаем мало чем отличается от привычной — нужны воздержание, которое в любом случае верующие соблюдают в эти дни, исповедь и молитва. А пост непосредственно перед таинством, если служба вечерняя, должен быть не менее 6 часов, то есть обычно не едят и не пьют ничего после полудня. Четыредесятница — время, когда вся христианская жизнь сосредоточена вокруг покаяния и скорби о грехах. Но даже в этот период Церковь, не совершая в знак смирения полной Литургии, не лишает верующих причастия, тем самым давая им поддержку на непростом великопостном пути. А значит, уж точно не нужно отказываться от этого великого блага самим. Можно ли крестить ребенка в Великий пост? Крестить ребенка в Великий пост можно. О дне и времени нужно договориться в конкретном храме, и там же узнать о необходимой подготовке. Если семья и ее близкие, приглашенные быть восприемниками крестными , воцерковлены, то особой подготовки не потребуется. Если же крещение ребенка — один из первых шагов в церковной жизни, то необходимо пройти огласительные беседы, в рамках которых родители и крестные смогут разобраться в вопросах веры и узнать, зачем нужны таинства. Желательно, чтобы взрослые исповедались и причастились, ведь они должны стать примером для нового маленького христианина. Стоит осознавать, что крещение ребенка — это не способ защитить его от болезней и бед, а попытка с раннего детства растить и воспитывать его в любви к Богу. Великий пост — это время пробуждения души и время духовного саморазвития, и оно как нельзя лучше подходит для того, чтобы всей семье отодвинуть бытовую суету и всем вместе начать движение к Господу. Несмотря на то, что не существует никаких ограничений и крещения могут совершаться в любой день, это не всегда возможно практически. Во время Великого поста богослужебный строй жизни меняется, в некоторые дни службы особенно продолжительны, и клирикам бывает сложно между ними совершать таинства или проводить беседы с крестными. Выбор даты зависит от храмового расписания и занятости священника. Но все же не стоит откладывать крещение на потом. Ведь если ребенок станет членом Церкви во время Великого поста, в дни празднования Пасхи он сможет быть причастником и вместе со всем христианским миром, пусть пока и без рассуждения, если еще совсем мал, разделить радость о Воскресении Христовом. Можно ли читать акафисты в Великий пост? Читать акафисты в Великий пост можно. Более того, именно в дни Четыредесятницы раз в год совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Это единственный обязательный для исполнения в храме акафист.
Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи. Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»?
Его продолжительность составляет от 80 до 40 дней, выпадает на летнее время. И еще один летний пост - Успенский. Он начинается 14 августа, а заканчивается 28 числа этого же месяца. Длится всего две недели. Зачем нужны посты? Перед тем как ответить на вопрос о том, что нельзя делать в пост, узнаем, зачем они вообще нужны. Рождественский посвящен рождению в мир Спасителя. Это радостный пост, праздничный. И не строгий: позволяется вкушать рыбу и растительное масло во все дни недели, кроме среды и пятницы. Великий - самый строгий и длительный. Установлен в честь страданий Христовых. Сам Господь постился 40 дней в пустыне. Рыбу кушать во время этого поста нельзя. Кроме праздника Благовещения, если он выпадает не на среду или пятницу. Растительное масло разрешено только в выходные дни. Положено сыроядение по понедельникам, средам и пятницам. В остальные дни можно горячую пищу без масла. И как уже говорилось, в выходные позволительно сдобрить ее маслом. Петров пост. Установлен в честь апостолов Петра и Павла. Пост легкий, ибо приходится на лето, когда овощи доступны и стоят не дорого. Что нельзя делать в Петров пост и в остальные - узнаем ниже. Успенский по строгости равен Великому.
О Великом посте
Каждый год верующие спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. 28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье.
Что можно и что нельзя делать в Великий пост?
Да вот же как жили египетские монахи! Я же тоже так могу! А вот в пятницу, так и быть, у нас такая практика, коливо дают, вот в пятницу свари себе какую-нибудь кашку без масла, с изюмом. И будет тебе счастье». Если я увижу человека, который попробовал это соблюсти в современных условиях, хотя я знаю несколько историй, я поставлю ему памятник, потому что это действительно очень сложно. Когда мы говорим о посте, мы забываем о том, что монах, даже очень хороший, в средние века перемещался куда меньше, чем мы. То есть он трудился, он плел циновки, он носил воду, у него было больше физического труда, но при этом у него было меньше перемещений в пространстве, и меньше связи с другими людьми в том смысле, что ему нужно было бежать из дома в офис, из офиса домой. Не нужно было ухаживать за детьми.
И когда мы переносим монашескую практику поста на нашу современную жизнь, у нас часто получается довольно скверная вещь. Это еще один момент, который я говорю, что когда эти эталонные истории житий механически переносятся на современную действительность, и говорится о том, что так жили все христиане, мы получаем одну из самых больших проблем, связанных с постом. Мы получаем как раз легенду о том, что все строго-строго постились, молились и слушали батюшку. Хотя на самом деле это не так. И последнее, что я сейчас еще хочу сказать о житиях, прежде чем переходить дальше к уставу, я вам хочу сказать историю про одного из самых известных юродивых. Звали его Симеон Юродивый. Это не Симеон Столпник, это другой святой.
Вот у него была такая практика: целую неделю он не ел хлеба, чтобы никто не знал, что он соблюдает пост, а мясо ел на глазах у всех, чтобы обмануть их. То есть человек, условно, в воскресенье приходил на базарную площадь, покупал себе куски мяса и публично поедал. И из его же жития: он не ел сорок дней, до страстного четверга, а в четверг утром шел к пирожнику и наедался. То есть, опять же, сорок дней человек ничего не ест, после чего он приходит на рынок, покупает себе пирожные и публично ест, чтобы все видели, что он не соблюдает поста. И еще последнее, что скажу о житиях, это то, что все эти числа: сорок дней, двадцать дней, в средневековой литературе это часто не математическое, а символическое обозначение. То есть три, семь, девять, двенадцать, сорок — это такие красивые круглые числа, которые обозначают либо связанность со святой Троицей какую-то, либо как «сорок» обозначает некую полноту. То есть, когда мы читаем средневековый текст о том, что кто-то не ел сорок дней, мы при этом должны учитывать, что с одной стороны это может быть правда, поскольку мы знаем, что Бог может сотворить любые чудеса, а с другой стороны, мы должны помнить, что в средневековой литературе это — символизм, это как «хождение за три моря», или «снашивание трех железных сапог», «трех железных посохов» — это очень долгий, продолжительный период.
Это по поводу сорокадневного поста. У нас появись на востоке такие сложные штуки. И, постепенно, начинает формироваться устав. То есть когда монастыри стали более устойчивыми, более продолжительными, появилась необходимость в написании какого-то устава, чтобы человек, или монах мог себе позволить какие-то правила, чтобы все было единообразно. Это связано еще с появлением общежительного монастыря. У нас часто считают, что общежительный монастырь, это монастырь более легкий, чем скит. Так вот на самом деле это не так.
Основная идея общежительного монастыря в том, что люди живут в нем, в буквальном смысле слова, практически не имея своих вещей. То есть, у него одежда не принадлежит ему, обувь не принадлежит ему, ест он только в трапезной, и только то, что дают ему на трапезе, кроме старых и больных людей, или людей, которые отсутствуют, в своей келье он не может ничего иметь. Здесь идея в том, чтобы подвиг был более или менее равномерный, но при этом более строгий. То есть если, допустим, мы едим только один раз в день вечером, то это делают все, кроме совсем уж больных и старых монахов. И, поэтому, общежительный устав более строгий в плане выполнения каких-то правил. Кратко о различиях североевропейской и средиземноморской традиций. Студийский устав.
А теперь я, наверное, уже вам скажу о том, какие же правила бывают, какие бывают кулинарные традиции. Собственно говоря, их две. Одна — средиземноморская, другая — назовем ее условно, русская, хотя на самом деле это северная Европа. В средиземноморский традиции очень большой упор на морепродукты, овощи, фрукты, больше овощи и оливковое масло. Рыба — основной источник еды и морепродукты. В Северной Европе основная пища — это мясо, это злаковые культуры, это репа какая-нибудь, то есть гораздо более бедный и скудный стол. Именно поэтому в католических монастырях варили пиво, и выдавалось монаху на день в средневековых европейских монастырях что-то около двух литров пива, потому что этот напиток был основным источником питания.
Это была несбалансированная диета, как бы мы сейчас сказали, там много болели. Но это был единственный способ дать какие-то питательные вещества человеку в Северной Германии зимой, когда ничего не колосится, не растет. Хоть какие-то витамины, хоть какие-то минералы и питательные вещества. Если мы с вами будем говорить о западных уставах, мы увидим, что там гораздо более либеральный подход к мясу. Во многих монастырях мясо разрешалось даже монахам, а уж о молочном и яйцах мы не говорим. Но зато там было меньше рыбы, меньше средиземноморских овощей, и меньше вещей, которые, например, в Болгарии растут, а у нас не растут. Как вы все прекрасно знаете, наши уставы взяты из Византии.
Византия — это средиземноморская культура, и в ней, как раз, основной упор — это южные овощи, фрукты и морепродукты. Вот вам первый монашеский Студийский устав, который привез на Русь преподобный Феодосий Печерский. Федор Студит жил в конце IX века. Что нам предлагает Студийский устав? Я его просто вчера переводил. Итак, переходим к Рождественскому посту. Вот традиционное представление Студийского устава.
Монаху в день полагается два блюда. Точнее, две трапезы, а на трапезе два блюда. Обычно, что-то вареное, и то, что мы бы сейчас назвали салатом. Итак, первое, очень важно, никто не имеет права взять в келью даже маленького кусочка, кроме старых и больных людей, или тех, кто отсутствует. Все едят в столовой, в трапезной, во время еды слушают священное Писание. Основная особенность — человек ест только в строго определенное время. На второй трапезе подается хлеб и остатки от первой.
То есть, готовится один раз. Все, что не съели утром, доедают вечером. Очень важно: Студийский устав прямо запрещает обсуждать невкусную еду. То есть монахи не имеют права говорить: «Ой, вы знаете, сегодня у нас овощная похлебка особенно не удалась, давайте повара сварим». Здесь очень важный момент. Если из ряда в ряд, из жития в житие повторяется история о том, что нельзя осуждать невкусную еду, это значит, что во многих монастырях ее как раз и осуждали. Никто же не запрещает прыгать без парашюта, потому что люди, которые это делали, они как-то больше не повторяют.
Если практика уникальна, не выдаются специальные правила. Это важно. Во время недлинных постов, то есть между постами, можно выпить три чаши вина за обедом и две вечером. Чаша — это примерно 50 г, может, чуть больше, а вино разбавленное. То есть никаких сильных алкогольных напитков не было. А вот и Рождественский пост наш любимый. Три чаши вина монахам, когда одна трапеза, и пять — на выходных.
Игумен имеет право по Студийскому уставу предложить рыбу или сыр. Студийский устав запрещает чрезмерный пост для иноков. Потому что от этого рождается гордость. Идея очень простая, если на трапезе игумен выставляет, допустим, рыбу, которую не положено по уставу, все затыкаются и едят рыбу, потому что в данном случае, это — ответственность игумена. Итак, а вот это еще очень важно. В Рождественский Пост Студийский устав запрещает монахам сыр и яйца, потому что их в это время не едят многие миряне. Здесь важные слова: «многие миряне».
То есть примерно до XI века, и в XI веке на Руси, и я об этом скажу чуть ниже, вне Великого Поста, во многодневные посты, миряне воздерживались только от мяса. И могли себе позволить сыр и яйца. Вот это важное наблюдение, и даже некоторые монахи восточные пытались этим питаться. То есть пост — это отсутствие мяса, в этот момент. Теперь смотрите: трапеза в первое воскресенье Великого Поста монахам. По Студийскому уставу. Жареный горох, соленая капуста без масла, груши и пять смокв.
Кто найдет в России на первой седмице Великого Поста пять смокв — тому памятник. Я это к тому, что этот средиземноморский пост, он не очень подходит для нас, и я потом покажу, как из этого выходят. Традиционная еда по Студийскому уставу монахам во время Великого Поста на неделе: гороховый суп, сливы, вино немощным; какая-то похлебка с луком и смоквами. Внимание, в Великий Пост на праздник преподобного Алексия Студита — рыба. То есть практика не двухразового вкушения рыбы, как сейчас Великим Постом: на Благовещение и Вербное Воскресенье, а как минимум трех Устав ничего не говорит ни о Петровском Посте, ни об Успенском. Он просто обходит эти вещи. Итак, мы видим уже на этом, что по более древнему монашескому уставу, что трапеза более либеральная, чем сейчас по монашескому уставу.
Теперь переходим к остальным постам. Как я уже сказал, Великий пост первый раз упоминается в середине IV века. А теперь мы поговорим о Петровском посте. Как вы знаете, он идет у нас в воскресенье со дня после Всех Святых — это через неделю после Троицы, до апостолов Петра и Павла. И понятно, что наш Петровский пост, может быть чуть короче и чуть длиннее, в зависимости от того, ранняя Пасха или поздняя Пасха. Это я просто напоминаю. Впервые об этом посте упоминается в III веке.
И этот пост считался компенсаторным. То есть, если человек, здесь имеется в виду, в основном, монах или клирик, не постился во время Великого поста, он постится после дня Всех Святых до Успения. Был длинный компенсаторный пост. От, условно говоря, июня, до конца августа. То есть Петровский пост изначально предназначался как наказание, как епитимия только для тех, кто не соблюдал Великий. Никто не говорил, что нужно соблюдать и тот пост и тот пост, для монахов. Постепенно, около 1000-го года, первая часть поста, вот этого компенсаторного, заканчивалась, как я сказал, на день Петра и Павла, а вторая часть — это был Успенский пост с 1 по 14 августа по старому стилю.
Следующий пост у нас Успенский. Он появился около 1000-го года. Причем, он всегда почти, был две недели, был довольно строгим, здесь, в общем, никаких проблем, за исключением того, что в первом тысячелетии его не было. Ну и, наконец, последний, наш любимый, сегодняшний Рождественский пост. Он упоминается с IV века. Первоначально он длился всего семь дней. А после 1166 года по решению Константинопольской Церкви при императоре Мануиле он стал сорокадневным.
То есть смотрите, как интересно. Примерно в XII веке у нас появляется практика этих больших многодневных постов. И появляются эти четыре больших поста, которые мы сейчас знаем. Если мы считаем, по календарю, начинается все с Великого, потом идет Петровский, потом идет Успенский, потом идет Рождественский. Эта практика складывается не раньше XII века, поэтому, когда вам начинают рассказывать о том, что в древности христиане круглосуточно постились, вы можете честно сказать, что история не подтверждает этого. Русь начинает поститься Теперь мы идем дальше, и мы посмотрим уже на то, собственно, а как постились в Древней Руси? Все-таки нам это интересно.
И здесь у нас есть счастливая вещь. Один из первых основателей русского монашества, преп. Феодосий Печерский, который умер в 1073 году, оставил послание, тоже относящееся к концу XI века. Его спрашивал князь Изяслав, как нужно поститься? Внимание: как нужно поститься в среду и пятницу? Цитирую: «Еще ты спрашивал, благородный князь, хорошо ли, чтобы люди не ели мяса в среду и пятницу? Это очень хорошо.
И этому не я научаю, но святые божественные апостолы так законоположили» - внимание — «Всяк христианин постится в среду я пяток. Смотрите, практика конца XI века. Священники и миряне воздерживаются только от мяса, монахи от мяса и молочного по средам и пятницам. Теперь дальше. И вот еще важный момент. И Бог мира будет с тобой». Смотрите, это опять очень важный момент, который отличается от нас.
У нас пост в среду и пятницу упраздняется, по-моему, только если у нас праздник Рождества Христова и Крещения. Во всех остальных случаях двунадесятый праздник не перебивает постный день. Это тоже очень поздняя практика. Итак, подведем такой предварительный итог, и потом мы перейдем уже к более поздним вещам. Здесь важно зафиксировать раннюю практику: до XII века пост для монахов был в воздержании от мясных и молочных продуктов, включая яйца, для мирян на востоке — от мяса. За исключением Великого Поста. То есть это очень важный момент, мы на нем зафиксировались.
Пост по Домострою Теперь, мы переходим к самому известному древнерусскому памятнику — это «Домострой». В Домострое есть поучение о том, как кормить людей в пост. В ужин капустные щи, толокно», — то есть густая каша, — «рассольник, ботвинья. По воскресеньям и праздникам, к обеду какие-нибудь пироги или густые или овощи или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет. Да и на ужин все, как прежде сказано». Напоминаю, что до Петра у нас не было картошки, помидоров. И макарон, тоже, кстати, не было, макароны — изобретение позднее.
То есть основной пост в Древней Руси — это овощи, это рыба, причем очень разная рыба, и все. Но очень разнообразно. И грибы. Домострой также предупреждает людей, чтобы они в гостях не напивались до состояния невменяемости, потому что их могут ограбить, и они могут быть свиньями в прямом смысле этого слова. Это тоже очень важная вещь. Что люди преспокойно напивались даже в пост. Вырождение традиции поста А теперь я перехожу к самому страшному: к литературе XIX века.
Иван Шмелев «Лето Господне». Я надеюсь, что вы это выдержите. Это — впечатления шестилетнего мальчика, то есть это впечатления Ивана Шмелева, который рассказывает о том, как в средней купеческой семье готовились встретить Великий Пост. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я ее хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь Великий пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?
Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой вязига — это хрящики осетра, вот эта длинная тонкая полоска в осетрине , с осетринкой! А калья, необыкновенная калья калья это рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле , с кусочками грибной икры, с маринованными огурчиками... Мы только что прослушали меню Великого Поста. Посмотрите, очень разнообразный стол, стол очень прихотливый.
Мне вчера написали в комментариях: Что вы придираетесь к шестилетнему ребенку? Это же воспоминания! Да, это Шмелев писал в эмиграции, ему уже было довольно тяжело в плане еды, это может быть, прежде всего, восприниматься, как булгаковская история о литературе, но мы видим, что эта практика поста московского XIX — начала XX века, совершенно выходит из традиционной монашеской традиции, то есть мы видим такой прихотливый набор пищи, что нарушается сама идея поста. Опять же, могу сказать о том, что примерно с XIX века можно четко говорить о том, что есть традиция заговения. Чехов «накануне поста» Весь рассказ построен на том, что в последнее прощеное воскресение люди постоянно едят. Вот только финал: Через пять минут стол уже накрыт. Кошки опять, задрав вверх хвосты, выгибая спины и потягиваясь, сходятся в столовую...
Семья начинает ужинать. Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно. Вот эта очень четкая идея, там говорят одному из героев, это маленький мальчик, о том, что он говорит: я хочу спать, ему говорят: «Ну что ты, семь неделю не будешь есть скоромное! И это, конечно, нарушение поста. Ну и у меня есть еще один великолепный текст. Его написал малоизвестный автор Степан Писахов в сказовой манере. Я буду цитировать с небольшим пропуском, иначе мы друг друга зальем слюнями.
А уж так благочестива, уж такой праведной жизни была купчиха, что просто умиление! Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины есть, и ест и ест блины: и со сметаной, и с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, с разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой выпивка — имеется в виду, конечно, чай. И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест. А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чая-то нет, потому — пост. В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постил, тот рыбного не ел.
Внимание, это очень важная вещь. В Великий Пост говорится, что рыбы не ели те, кто строго постился. То есть это была все-таки не обычная практика. А купчиха постилась из всех сил — она и чаю не пила и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела же сахар особенный — постный, вроде конфет. Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, — нет, с соком, и заедала черными сухариками. Итак, с утра у нас пятнадцать чашек жидкости. Пока кипяточек пила и завтрак поспел, съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым.
Взамен чаю стала сбитень пить паточной. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед весь постный-постный! На первое жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя. Опускаем описание киселей.
Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась. После обеда постница кипяточку с клюквой и с пастилой попила. Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела. Ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат.
Вот и ужну подали. Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять. Лещ фунтов на девять, это очень много. В общем, когда она легла спать, ей стало плохо, и финал рассказа: Пришел доктор, просмотрел и сказал: — Первой раз вижу, что до белой горячки объелась. Дело-то понятно: доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают. На самом деле, ту же историю делал Чехов.
У него есть рассказ-проповедь масленичный, юмористический. Строится это на том, что благочестивый христианин делает себе блин с разными начинками. Долго Чехов описывает начинки, и финальная фраза: он это все приготовил, налил себе водки, пытается засунуть блин в рот и тут его хватил апоплексический удар, то есть инсульт. То есть человек перед едой, в предвкушении еды, получает инсульт. Мы видим, одна из самых больших проблем поста уже перед революцией, практического, это либо его несоблюдение, либо соблюдение качества пищи при полном отсутствии количества пищи. Что же с постами сегодня? Теперь, я вчера спросил нескольких знакомых мне монахов, как постятся сейчас в монастырях.
Мне разрешили цитировать. Обычно рыбу едят по субботам и воскресеньям и праздникам. Масло реально добавляют всегда. Омары, кальмары, если захочет настоятель. Сухоядение в понедельник, среду и пятницу — это монастырский устав, который вы видите в популярных календарях, практически нигде нет, едят вареную пищу. Кое-где вообще пища на буднях не различается, везде с маслом, но в четверг и во вторник могут давать кальмаров, к примеру. Это первое свидетельство.
Я напомню, что даже в Рождественский пост по монастырскому уставу пятница и среда — это сухоядение, то есть это орехи, это какие-то, условно говоря, апельсины, если найдете, то есть не разогреваемая пища. Вторник и четверг пища с маслом, суббота воскресенье — с рыбой. Как видим, это даже не в монастырях, не монастырский устав. Еще одно свидетельство. Человек ест, что подадут, речь опять-таки о монахе. О сознательном выборе, скорее выберет постное. Если подадут скоромное, капризничать не будет.
То есть, опять же, человек ест то, что ему дают. Вот у нас какая реальная практика. Реальная практика поста, мы выходим уже на современность, вот такая. Я еще помню 90-е годы, когда я крестился, в 91-м году, мне было тринадцать лет, и все очень сильно думали: «Боже мой, да что можно есть? Был Великий пост, а я тогда его уже соблюдал не очень строго, но старался, и меня пригласили в какие-то гости, и предложили тарелку мяса.
Нет, конечно же. Сказано же: "Постимся постом приятным. И во время поста помажь свою голову елеем", то есть, пост - это праздник для души. Какой там праздник, если музыку слушать нельзя, читать нельзя, у компьютера сидеть нельзя? Это издевательство.
Если очень уж хочется - можно все. И курицы кусочек скушать, и музыку послушать. Подумайте сами: что полезнее? Ходить и вымещать свою злость на окружающих из-за того, что голод рождает раздражительность? Прочитать молитву без усердия и понимая только потому, что очень хочется прослушать всего лишь одну песню? Или съесть кусок курицы и улыбаться окружающим? Послушать песню и устремиться в молитве к Богу всей душой? Кто-то скажет - это неправильные рассуждения. Это мирские рассуждения, мы же не в монастыре живем. Это там аскетизм.
Конечно, и мы можем так попробовать жить, но по благословению священника, у которого регулярно исповедуемся. Как говорит один молодой, но очень мудрый батюшка: "Богу все равно, что у нас в желудке. Ему важны наши души. И если у человека в душе раскол из-за того, что он взял на себя непосильный подвиг поста, на пользу ли такой пост? Запрещены всяческие увеселительные мероприятия: походы в кино, на концерты, в театр, по гостям, на дискотеки, в рестораны и клубы. Нельзя слушать музыку. Под запретом художественные книги, в которых описаны определенные интимные сцены. Нельзя петь и танцевать.
Пост не должен навредить.
Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Постоянно думать о том, что съесть — неправильно. Пост нужен для того, чтобы подумать о своей жизни, постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем. Какие продукты рекомендованы постящимся Следует обратить внимание, что соблюдать ограничения в пище могут только физически здоровые люди. Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания.
Во второй-шестой неделе блюда из постных продуктов по дням могут выглядеть так: Понедельник — гречневая каша на воде, на обед приготовить капустный суп и картофельные котлеты, на десерт съесть фрукты, а на ужин выпить чаю без сахара. Вторник — утром можно съесть вкусную овсяную кашу, на обед — вермишелевый суп, салат из овощей, перловую кашу с грибами. От ужина лучше воздержаться. Среда — начать день можно с рисовой каши, а на обед съесть грибы и салат из капусты. Ужин лучше пропустить. Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления. Пятница — попробуйте ячневую кашу, сварите гороховый суп, а также сделайте фруктовый салат, на ужин можно полакомиться гречкой под грибной подливкой. Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью.
Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать. Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения.
Что можно, а что нельзя делать тем, кто решил поститься? Некоторые люди решают поститься "за компанию" или "из любопытства" и на 48 дней отказываются от мяса, молочных продуктов и алкоголя. Вот только пост — это в первую очередь не воздержание от еды, а духовное очищение. Человек избавляется от грехов и страстей, учится жертвовать собой, проявляет смирение. Великий пост — это время, когда православные заботятся о душе, а не о теле. В это время человек должен по-настоящему работать над изменением своей души. Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее. Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное. Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста. Вопрос неоднозначный.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Рассказываем в статье про Великий пост в 2023 году — когда он начинается и заканчивается, а также составили подробное описание того, что можно и нельзя есть и делать. Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Что можно, а что нельзя делать тем, кто решил поститься?
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем.
К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние.
Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии.
Рецепты Календарь питания на Великий пост по дням: что можно и нельзя есть Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять. Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7.
К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его.
Пост сам я соблюдать стараюсь и молюсь. Вот сейчас в квартире спальня и коридор без обоев просто голые стены и я боюсь клеить и доделывать ремонт в пост.
Тем более, Великий пост. Где найти истину? Килие Украина С одной стороны, совершенно согласен с тем, что пост — праздник!
Особенно для души: тело бывает вынуждено подвинуться с центрального пьедестала, уступив место главному в человеке — Духу. Правда, это может произойти только при правильной организации жизни и только в свете молитвы. В монастырских уставах и описании христианского жития давних поколений ни разу не встречал запрета на работу в пост, как Великий, так и другие.
Логично рассуждая, время Великого поста попадает на весну, а пословица говорит, что «весной день год кормит». Молясь и соблюдая постный устав, наши предки при этом обрабатывали поля без применения тракторов и прочей техники , выполняли всю необходимую для обеспечения жизни семей работу. Наверное, было бы правильнее и Вам позаботиться о благообразии дома, и Светлый Праздник Христова Воскресения встретить в обновленном ремонтом доме и доведенными до красоты стенами.
Бог в помощь! Подскажите, можно ли употреблять белый несдобный хлеб в Великий пост? Также интересует вопрос: могу ли я отвезти другу в армию скоромные продукты например, сгущенное молоко, конфеты, печенье и пр.
Не совершу ли я тем самым грех, не соблазню ли этим самым своего друга? Отвечает иерей Никола Муравьев. Употреблять в пищу белый хлеб, конечно, можно, но с осторожностью.
На некоторых заводах для улучшения вкусовых характеристик добавляют молочную сыворотку либо сливочный маргарин — добавки ничтожные по размеру, но сам факт может присутствовать. Исходя из этого думайте: с помощью духовного отца или, в случае «самостоятельного плавания» хотя это путь опасный , сами. Если «вредных» добавок нет, то сама «белость» хлеба не является препятствием для его вкушения.
По вопросу доставки скоромных продуктов в армию. А там их постным-то кормят? Смею Вас заверить, что, исходя из своего советско-армейского прошлого, пост в армии, на срочной службе, маловероятен.
Опять же, получив посылку, христианину необязательно съедать все сразу. Можно поделиться или сохранить до Светлого Воскресения. Это будет его выбор и ответственность не на Вас.
Если же по-серьезному, то степень своей «оскоромленности» человек выбирает себе сам. Даже находясь в дисциплинарно-жестких рамках госслужбы, при желании и духовной крепости, верующий может преодолеть внешние искушения и давление от вышестоящих. Вы знаете своего друга лучше.
Бог в помощь. Посоветуйте, как найти силы воздерживаться от супружеской жизни в долгие посты. С женой в венчаном браке 8 лет, двое детей, но для меня всегда очень тяжело воздерживаться от супружеской жизни.
В скоромные периоды приходится уезжать в командировки, болеют дети, болеет супруга, и приходится терпеть. Как удерживаться в пост, когда возникает влечение к жене? Наверное, один из самых сложных вопросов, как для мирян, так и для попов.
И сложность его в самодисциплине. Ведь если мы можем воздерживаться в постные дни от определенных видов пищи, то и здесь могли бы легко победить искушения, но… Дело тут в естестве человеческом, как я сам думаю, читал у подвижников ранней Церкви и вынес из общения со старшими, более опытными священниками. Этот «разогрев» и желания естественны для здорового человека, но при этом если есть желание включить не только эмоции и инстинкты, но и «тормозящие» моменты, то с «горящей» страстью можно поработать.
Отцы очень рекомендуют воздерживать себя в глазах и мыслях. На сегодняшний момент — как в реальности, так и в интернете — нужно фильтровать поток приходящей информации. Какие-то мысли можно додумывать, а какие-то не стоит.
Цель этого важного периода — подготовиться к празднованию Светлой Пасхи. В 2023 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля включительно. На вопросы телеканала «Краснодар» ответил иерей Владимир Иванов. Отец Владимир, в чем смысл Великого поста? В это время особо ценно покаяние. Но для православного человека - это естественное состояние. В чем же разница? Да, покаянное состояние души может и должно возникать у православного человека не только во время поста. Однако в жизни Церкви есть и много радости. Вообще, призывы «не бойтесь» и «радуйтесь» встречаются в Евангелии гораздо чаще, чем призыв к покаянию.
И всему своё время. Готовясь к Пасхе, мы вспоминаем, какой ценой она далась человечеству, какие тяжелые испытания прошёл ради нас Христос. Без воспоминания об этой великой жертве мы не сможем в полной мере ощутить и радость праздника. Без Голгофы не было бы и Пасхи. Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом. Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления.
Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы.
Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо?
Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты. Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара. Пост, диета или веганство?
Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание. И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста. Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит.
И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных.
Главная цель поста — духовная, а не кулинарная.
Что можно и чего нельзя делать в дни Великого поста?
Как быть в таких ситуациях, в интервью 5-tv. По его словам, ничего страшного в этом нет, просто после нечаянного или вынужденного нарушения нужно как можно скорее снова вернуться к посту. То есть мы должны помнить, что дух, конечно, важнее буквы. Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. Поэтому ничего страшного.
На мирян такие правила не распространяются, им нужно определять меру поста самостоятельно по силам и здоровью. Еще по теме Когда православным верующим держать посты в 2024 году: календарь Так, по уставу в пост не употребляют мясо, птицу, сдобный хлеб и выпечку, молоко, сыр, сметану, творог и яйца. Рыба и икра тоже под запретом, за исключением Благовещения 7 апреля и Вербного воскресенья 28 апреля. Крепкий алкоголь в дни поста тоже исключается. А вот насчет вина канон не так строг: пару бокалов не возбраняется выпить во время воскресной трапезы. Однако, предупреждают в церкви, если человек зависим от алкоголя, лучше в дни поста его не пить. Питание в Великий пост по дням в уставе прописано так. Первый и предпоследний дни поста: монахи полностью отказываются от пищи. По понедельникам, средам, пятницам установлено сухоядение, когда можно употреблять только воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. По вторникам и четвергам употребляют горячую пищу без масла. По субботам и воскресеньям разрешена горячая пища с растительным маслом. Меры предосторожности в пост Еще раз отметим, что строгий распорядок Великого поста в плане питания может подойти не всем. Вот несколько особенностей, о которых важно помнить, чтобы не навредить себе.
В начале V века возникла идея сорокадневного Великого поста, как десятины года. В этот же период церковь начала считать его обязательным для всех христиан. Что можно есть в Великий пост: правила питания Великий пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты. Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день Чистый понедельник необходимо полностью воздержаться от принятия пищи. Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду разрешено сухоядение , а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом. Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры. Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Кому разрешается не соблюдать пост По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями. Как подготовиться и планово войти в пост Подготовку к посту лучше начать за пару недель. Необходимо постепенно снижать в рационе содержание продуктов животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. В последнюю неделю перед постом необходимо создать белковое депо, чтобы организм не испытывал недостатка. Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Мясо животных лучше исключить, так как оно хуже усваивается организмом. Необходимо приучить организм к клетчатке. Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола. Восстановите микрофлору кишечника. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные. Это позволит не испытывать чувство голода. Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня. Календарь питания по дням для 6 степеней строгости поста 18 мартаПн Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Можно ли есть рыбу Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. В субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой. Можно ли пить вино Употребление вина в умеренных количествах допускается по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы.
В 2024 году Масленица начнется 11 марта и закончится 17 марта, поэтому Великий пост у православных начнется 18 марта и завершится 4 мая. В первую и последнюю недели Великого поста наиболее строгие ограничения. В эти дни запрещены мясные и молочные продукты, яйца, рыба, сдоба, сладкое и алкоголь. В понедельник и вторник первой недели поста верующим предписывается полностью отказаться от еды. В последнюю неделю рекомендуется воздерживаться от пищи в пятницу и субботу. В остальные дни можно есть растительную пищу, с одним приемом пищи в день. В субботу и воскресенье разрешено есть горячую пищу с добавлением растительного масла, при этом питаться разрешается дважды в сутки.
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. Сделать уборку, например, в «Чистый понедельник» — первый день поста (читайте также: Пожалеете потом: 5 вещей, которые никогда нельзя делать во время уборки). Однако спроси любого христианина о его отношении к Посту, он, не задумываясь, ответит, что ждет его с великой радостью, которую никто ничем заменить не сможет. Великий пост начинается у православных христиан Беларуси с 18 марта 2024. В понедельник, 27 февраля, у православных христиан после Масленицы начнется Великий пост, посвященный духовному очищению и единению с Богом — самый долгий и строгий из всех многодневных постов.