Испания, первым его использовал Христофор Колумб.
Каннибал или ганнибал как правильно?
Именно в этом книга " Ганнибал " кардинально отличается от фильма " Ганнибал ". ест себе подобных (как правило так называют людей-людоедов) Ганнибал-великий полководец. Самым ярким примером последнего является фильм «Молчание ягнят» благодаря актерскому мастерству Энтони Хопкинса, сыгравшего Ганнибала Лектера.
чем отличается ганибал от людоеда ?
И кто из них людоед. А вот каннибал – людоед, имя нарицательное. Cлова «каннибал» и «ганнибал» звучат почти одинаково, многие путают их между собой, из-за чего теряется смысл фразы. Разница между каннибалом и ганнибалом. Тегичто означает слово ганнибал, ганнибал что это такое. Разница между Ганнибалом и каннибалом: основные отличия.
Описание двух персонажей: каннибала и ганнибала
- Каннибал Ганнибал: a_eliseev — LiveJournal
- Какая разницу между словами "канибал" и "ганибал"? - Умные вопросы
- Паронимы каннибал и Ганнибал — разница слов
- Существенные отличия
- Исторический контекст и происхождение
Теория процесса
- Различие между ганнибалом и каннибалом
- Кто такой каннибал? Общее определение
- Читайте также
- О чем на самом деле книги о Ганнибале Лектере
- Смотрите также
- «Каннибал» или «ганнибал» как пишется? Есть простое правило!
Реальный Ганнибал Лектер: кто был прототипом самого жуткого киноманьяка
В конце концов, узнав из газетной статьи, что в Москве делают операции по перемене пола, он сменил пол и получил новое свидетельство о рождении. Лицо российской политика-транссексуала — Александра Сельянинова Селянинова в 2006 и 2010 годах пыталась баллотироваться на пост главы Березников, но попытки успехом не увенчались. Интересно, что транссексуала в кандидаты в президенты РФ выдвинул пермский обком в лице коммуниста Алексея Бессонова он прежде был известен тем, что вызвал на дуэль бывшего главу ФСБ Патрушева. Но, увы, Селянинову на этапе сборе подписей забаллотировали местные чинуши. Но не всем так везёт, как бывшему пермскому милиционеру. Нищета не позволяет переменить пол сотням тысяч россиян. И тогда нереализованное желание сменить пол приводит к трагедии. Несколько лет назад произошёл страшный случай — 39 летний деревенский слесарь своими руками сделал себе операцию по перемене пола. После школы Игорь закончил училище по специальности «бульдозерист». Парнем он был необычным с самого начала: не пил, не курил, не сквернословил. Игорь отслужил в армии в Чечне, был в плену у местных нацдемов.
Когда никого не было дома, Игорь надевал купленные платья, красил губы, ногти. Мать случайно застала его за этим занятием. Испугалась: — Сынок, ты что? Игорь попробовал объяснить, что хочет быть женщиной, что с самого детства никогда не ощущал себя мужчиной. И что уже есть способы поменять пол. Мать срочно стала присматривать невесту.
Где в мире живут людоеды? Людоеды Фиджи Фиджи называют Островом людоедов, и это не просто фигура речи. Местные племена до сих пор враждуют между собой, и зачастую такие стычки заканчиваются… кроваво. Как определяли людоедов? За людоедов блокадники принимали людей со здоровым румянцем на лице. Их делили на два вида: те, кто предпочитал свежее мясо, и пожиратели трупов. О существовании вторых догадались по вырезанным из трупов кускам бедер, ягодиц, рук. Читайте также Чем отличаются проценты и процентные пункты? Что за болезнь куру? Куру — это прионная болезнь, которая сегодня встречается очень редко, если вообще встречается. Вызывает быстрое нарастание психических и умственных нарушений и потерю координации. Раньше болезнь была распространена в племени Форе, жившем в горных областях Папуа-Новой Гвинеи.
Каннибализм распространён в современной Индии. На севере страны члены индуистской секты агхори едят добровольцев, завещавших после смерти для съедения собственные внутренности. Также сектанты порой поедают трупы, которые, по индуистскому обычаю, хоронят в Ганге, и крадут органы из крематориев. Что такое акт каннибализма? В биологии понятия «людоед» и «каннибал» не тождественны. Людоед — всякое животное, поедающее человека то есть, к примеру, тигр-людоед — не каннибал. В широком смысле каннибализм — поедание себе подобного. Как звали арапа Петра Великого 7 букв? Примеры употребления слова ибрагим в литературе. Как зовут маму А С Пушкина? Надежда Осиповна Пушкина Где похоронена бабушка Пушкина? Ганнибал умерла в 1818 году, похоронена в с.
Некоторые каннибалы могут ограничиваться только употреблением плоти, в то время как другие могут питаться органами и тканями человека. Общепринятая предпосылка о каннибалах относится к племенам, живущим в изолированных районах, вдали от цивилизации. Итак, отличие между Ганнибалом и каннибалом заключается в их предпочтениях в питании. Ганнибал предпочитал редкие и экзотические продукты, в то время как каннибалы обычно употребляют человеческое мясо из различных причин и вариантов. Они представляют разные аспекты питания, откуда и их отличие друг от друга. Психологические особенности: мотивация и менталитет Ганнибал У Ганнибала мотивацией было желание победить Римскую Республику и отомстить за свой народ, которого Римляне притесняли. Он был известен своим стратегическим мышлением и умением анализировать слабости противника. Его менталитет был обусловлен его воспитанием и принадлежностью к карфагенскому народу, который хотел захватить полную свободу и независимость. Ганнибал был человеком со сильной внутренней мотивацией и верой в свои возможности. Он стремился к свободе и справедливости для своего народа, и его выдающиеся тактические и стратегические навыки помогли ему в его борьбе с Римом. Каннибал В отличие от Ганнибала, каннибалы имели иные мотивации и менталитет. У них могла быть мотивация выжить в крайне суровых условиях или желание испытать власть и контроль над другими людьми. Их менталитет был отличен от общепринятых моральных и этических норм: они рассматривали поедание людской плоти как естественный способ выживания или как ритуал поклонения богам. Каннибалы воспринимали мир совершенно иначе и их менталитет описывался как примитивный и варварский. Их мотивации были связаны с выживанием и удовлетворением базовых потребностей. Образы в литературе и искусстве: каннибализм как тема Тема каннибализма регулярно появляется в произведениях искусства, будь то картины, скульптуры, романы или фильмы. Литература использовала эту тему в различных жанрах — от ужасов и мистики до исторической прозы и научной фантастики. В мировой классической литературе можно найти множество примеров использования образа каннибализма, который служит символом разрушения и деградации. Одним из ярких примеров является роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», в котором главный герой встречает племя каннибалов на острове. Необходимость выживать заставляет его использовать этот обычай для сохранения своей жизни и становится одной из самых подавляющих черт его характера. Искусство также исследовало тему каннибализма и создавало шокирующие и отталкивающие образы. Например, знаменитая картина Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына» изображает римского бога Сатурна, который, согласно мифу, съедал своих детей, чтобы предотвратить повстание против него. Эта картина является воплощением жуткого и бесчеловечного человеческого поведения. Каннибализм — тема, которая заставляет зрителей и читателей задуматься о границах гуманизма и цивилизации.
«Каннибал» или «ганнибал» как пишется?
В чем различие между ганнибалом и каннибалом | Объяснение разницы слов каннибал и Ганнибал. Определение и значение паронимов, примеры использования. |
В чем разница между каннибалом и Ганнибалом? | Имя Ганнибал (Hannibha'al) имеет финикийское происхождение и буквально означает «благосклонность Баала». |
Кто такой каннибал и ганнибал | Ганнибал был такой человек военный, а каннибалал — это тот кто ест, например, человечье мясо, а сам он тоже человек. |
Чем каннибал отличается от ганнибала?
Каннибал - это... Каннибал: особенности, значение, примеры и история | Давайте разберемся, кто такой каннибал, и чем он отличается от людоеда. |
Чем отличается ганнибал от каннибала: подробный обзор | Если Вы про фильм, то каннибал-это людоед, а Ганнибал — фамилия людоеда. |
«Каннибал» или «ганнибал» как пишется?
Как правильно пишется слово каннибализм? Как называют тех кто ест себе подобных? Каннибализм — поедание животными каннибалами особей своего вида, внутривидовое хищничество. Одно из проявлений внутривидовой конкуренции, являющейся фактором естественного отбора. Установлен более чем у 1300 видов животных. Где в мире живут людоеды?
Людоеды Фиджи Фиджи называют Островом людоедов, и это не просто фигура речи. Местные племена до сих пор враждуют между собой, и зачастую такие стычки заканчиваются… кроваво. Как определяли людоедов? За людоедов блокадники принимали людей со здоровым румянцем на лице. Их делили на два вида: те, кто предпочитал свежее мясо, и пожиратели трупов.
О существовании вторых догадались по вырезанным из трупов кускам бедер, ягодиц, рук.
Стоит помнить, однако, что каннибализм — не обязательно людоедство. В зоологии каннибалами называют животных, пожирающих особей собственного... Почему каннибала зовут Ганнибал? Баал, или Ваал, если кто не помнит, это древнее общесемитское божество, почитавшееся в Финикии, Палестине и Сирии как бог плодородия, вод, войны и прочего. В чем разница между каннибалом и людоедом? В биологии понятия «каннибал» и «людоед» нетождественны. Людоед — всякое существо, поедающее человека, а каннибал — существо, поедающее себе подобных.
Как правильно писать слово каннибал или Ганнибал? Каннибал — человек, который употребляет в пищу человеческую плоть. Также слово употребляется в зоологии по отношению к существам, которые поедают себе подобных. Слово является иностранным от фр. Кого любил Ганнибал Лектер?
С тех пор имя Ганнибал стало символом храбрости, воинственности и умения противостоять неприятностям. Каннибал, с другой стороны, это термин, используемый для описания того, кто практикует каннибализм, то есть питается плотью своих собратьев по виду. Каннибализм был распространен у различных народов и культур в разное время. В некоторых случаях это было связано с религиозными или культурными обрядами, а в других случаях — с необходимостью выживания в экстремальных условиях. Таким образом, ганнибал и каннибал различаются по своему происхождению и значению.
Ганнибал представляет собой историческую фигуру, символизирующую мужество, а каннибал — это термин, связанный с практикой питания плотью собратьев по виду. Ганнибал был известным карфагенским полководцем, который возглавлял войска во время Пунических войн против Римской империи. Его стратегические навыки и смелость прославили его и дали повод для создания множества легенд и мифов. Каннибал, с другой стороны, это термин, который описывает человека, который питается плотью других людей. Это слово происходит от испанского слова «canibal», которое в свою очередь происходит от испанского острова Канарии, где испанские завоеватели предполагали, что коренные жители практикуют еду из человеческой плоти.
Ганнибал - это имя, фамилия или титул различных реальных и вымышленных персонажей. Оно имеет финикийское происхождение и означает «благосклонность Баала», где Баал - древнее общесемитское божество. Каннибал, напротив, является общим понятием, обозначающим человека, который употребляет в пищу человеческую плоть или животное, которое питается себе подобными.
«Каннибал» или «ганнибал» как пишется?
он и каннибал, и людоед. Котик, поедающий котика - только каннибал. Каннибал В отличие от Ганнибала, каннибалы имели иные мотивации и менталитет. Ганнибал Лектор — вымышленный персонаж, людоед, а его имя имеет финикийское происхождение. два разных понятия с разными значениями. Главная» Новости» Каннибал или ганнибал как правильно. Ганнибал людоед каннибал.
Различие между ганнибалом и каннибалом: основные отличия
Какая разницу между словами "канибал" и "ганибал"? - Умные вопросы | Таким образом, отличие между терминами Ганнибал и каннибал крайне существенно. |
Различие между Ганнибалом и каннибалом: основные отличия | Любопытный контраст: чем отличается каннибал от ганнибала. |
чем отличается ганибал от людоеда ? | два разных понятия с разными значениями. |
Различия между Ганнибалом и каннибалом — кто они такие и чем отличаются
Стратегия и тактика Ганнибала оказали большое влияние на военное искусство того времени и остаются предметом изучения исследователей до сих пор. Своими нестандартными методами и смелыми решениями, Ганнибал показал себя как один из величайших военачальников древности. Влияние Завоеваний Ганнибала Gannibal was a great military leader from Carthage who is famous for his strategic genius and impressive military campaigns during the Second Punic War. His conquests had a significant impact on the ancient world and continue to be studied by military historians and strategists to this day.
Through a series of daring maneuvers and tactical brilliance, Hannibal was able to defeat the Roman army in several major battles, most notably the Battle of Cannae. His victories shocked the Roman Republic and shook their confidence, leading to a shift in their military strategy and tactics. His victories brought many previously independent city-states and tribes under Carthaginian control, extending the influence and power of Carthage throughout the Mediterranean region.
Читайте также: Массовое контролируемое удаление почек - причины, последствия, профилактика However, despite his remarkable achievements, Hannibal was ultimately unable to conquer Rome itself. Despite his victories in battles, Hannibal was unable to capture the city or deal a fatal blow to the Roman Republic. This failure demonstrated the resilience and strength of Rome, further solidifying its status as the dominant power in the ancient world.
In conclusion, the achievements and conquests of Hannibal had a profound influence on the ancient world. His military genius challenged the supremacy of Rome and forced them to adapt their strategies, while his conquests extended the power and influence of Carthage. Каннибал: кто он и что делает Каннибализм встречается в различных обществах и культурах, как архаических, так и современных.
Однако большинство социумов воспринимает его как неприемлемый и осуждаемый варварский обычай. Виды каннибализма.
Он был готов убить и съесть своих жертв, чтобы удовлетворить свои потребности и жажду власти.
Каннибал Каннибал, в отличие от Ганнибала Лектера, является обобщающим понятием, описывающим людей, питающихся членами собственного вида. Хотя каннибализм является крайне редким и неприемлемым для большинства культур, существуют сообщества, где эта практика стала частью культурных традиций или была связана с описанными особыми обстоятельствами, такими как голод или религиозные обряды. Таким образом, различие между Ганнибалом и каннибалом заключается в их мотивациях и основных целях.
Ганнибал был зловещим персонажем, наслаждающимся страданиями других людей, в то время как каннибал может быть частью культурной традиции или ситуации вынужденной необычными обстоятельствами.
Каннибал, с другой стороны, относится к практике людоедства. Каннибализм имеет свои корни в разных культурах и может иметь разную историческую и символическую значимость. В отличие от ганнибала, каннибал более связан с табу и более пугающим образом, представляя ужасное поведение и моральные расхождения. Таким образом, в то время как ганнибал является исторической фигурой с положительными атрибутами, связанными с его военным мастерством, каннибал связан с мрачными и ужасными аспектами, связанными с людоедством и нарушением моральных норм. Этические аспекты Ганнибал, с другой стороны, является исторической фигурой, а его деяния относятся к временам войн и конфликтов, где моральные и этические нормы часто нарушаются. В отличие от обычных каннибалов, Ганнибал был военным стратегом, который использовал каннибализм как метод психологической войны и деморализации противника.
Его действия, хотя и вызывают содрогание и возмущение в современном мире, были осуществлены в рамках культурного и исторического контекста. Тем не менее, в обоих случаях каннибализм остается неприемлемым из этической и нравственной перспективы. Он вступает в противоречие с основными ценностями человеческого общества, такими как уважение к жизни, достоинство человека и справедливость. Никакие социальные или культурные обстоятельства не могут оправдать или ослабить презрение к этому явлению, и оно должно быть осуждено вне зависимости от контекста или периода истории, к которому оно относится. Итак, мы рассмотрели основные отличия и сходства между ганнибалом и каннибалом. Оказывается, эти два термина вообще не связаны между собой. Ганнибалом называют известного генерала Карфагена, который жил в III веке до н.
Он был известен своими стратегическими навыками, отвагой и безжалостностью в битве. Ганнибал является исторической фигурой и его имя ассоциируется с военными делами.
Но история повернулась иначе, и вместо встречи с героем своего тогдашнего романа Дайксом Эскью Симмонсом Харрис познакомился с врачом, которого автор позже представит публике как доктора Салазара. Как оказалось, в день прибытия Харриса в тюремное учреждение Симмонс предпринял попытку бегства, в результате чего получил огнестрельное ранение, а доктор Салазар спас ему жизнь, оказав необходимую помощь пострадавшему. Эта история привлекла внимание писателя, и тогда он решил побеседовать с доктором. Поговорив с ним некоторое время, романист узнал о его прошлом, детских травмах, выяснил причины его заключения и подробно расспросил о других деталях его жизни — впоследствии именно этот разговор ляжет в основу эмоциональной беседы Клариссы Старлинг и доктора Ганнибала Лектера во время их первой встречи в лечебном учреждении Балтимора. Им оказался хирург из Мексики по имени Альфредо Балли Тревино, который был приговорен к пожизненному заключению за убийство своего любовника — во время одного из конфликтов, вспыхнувших в паре, Тревино перерезал своей жертве горло скальпелем, обескровил тело, разрезал его на множество маленьких кусочков, и упаковал их в небольшую коробку, которую позже закопал недалеко от своего дома. За совершенное преступление Тревино надлежало провести в местах лишения свободы всю свою жизнь, однако ему улыбнулась удача — благодаря стараниям адвоката приговор был изменен на двадцать лет заключения, и уже в 1981 году доктор покинул стены тюрьмы.
Склонность к каннибализму доктор-маньяк «почерпнул» у серийного убийцы по имени Альберт Фиш — маньяк, терроризировавший США с 1910 года, не просто убивал и насиловал своих жертв. По его собственному признанию, которое позже навело полицию на его след, Фиш был одержим идеей поедания человеческого мяса и смог осуществить свою «мечту», похитив десятилетнюю Грэйс Бадд единственную доказанную жертву убийцы , которую он позже задушил и съел. Другим психопатом, вдохновившим Томаса Харриса на создание его самого известного персонажа, стал Роберт Модсли, который за четыре совершенных убийства и изощренные пытки некоторых своих жертв был приговорен к пожизненному одиночному заключению в особой камере с прочным стеклом. Именно условия его содержания, а также тот факт, что жертвами маньяка становились только преступники убийцы и педофилы , навели автора романов на мысль о создании Ганнибала Лектера.
Ганнибал и каннибал. Что общего?
Главная» Новости» Ганнибал и каннибал в чем разница. В чем разница между каннибалом и ганнибалом. На чтение 8 мин Опубликовано 15.08.2023 Обновлено 19.11.2023. Имя Ганнибал (Hannibha'al) имеет финикийское происхождение и буквально означает «благосклонность Баала». Каннибали́зм — внутривидовое хищничество, поедание животными себе подобных, съедение представителей собственного вида. А вот каннибал – людоед, имя нарицательное.
Каннибал - это... Каннибал: особенности, значение, примеры и история
Хочу внести ясность, между этими двумя словами. Каннибал - тот кто поедает особей своего вида. Ганнибал- финикийское имя. Поклонялись божеству - Баал.
Роберт Модсли ухитрился завлечь Дарвуда в свою камеру, где, воспользовавшись подвернувшимся моментом, напал на него. Сначала преступник пытался задушить свою жертву, но затем, видимо, передумав или решив, что не справится, нанес ему несколько ножевых ранений в жизненно важные органы. Сални Дарвуд скончался практически сразу, а Модсли после этого запихал мертвеца под свою койку, так чтобы его не было видно. Совершив все эти действия, Роберт Модсли продолжил осуществлять свой преступный умысел. Он стал звать к себе других заключенных с целью убийства, однако никто на его призывы не откликнулся, так как они с ним не разговаривали и находились, если мягко сказать, в неприятельских отношениях. Тогда Роберт Модсли, не отчаявшись осуществить задуманное, решил сам подойти к своей жертве. Незаметно подкравшись к Биллу Робертсу, Модсли нанес ему удар ножом. Не останавливаясь на достигнутом, Роберт Модсли стал наносить своему противнику удары руками, а затем и вовсе размозжил его череп о стену. Затем Роберт Модсли, серийный убийца, как ни в чем не бывало спокойно отправился в комнату к дежурившему офицеру охраны, положил перед ним окровавленный нож со словами, что на вечерней поверке охрана недосчитается парочки заключенных. В 1983 году администрацией тюремного заведения после перечисленных преступлений Модсли было сделано заключение о том, что психопат слишком опасен для всех заключенных. Из простой и обычной камеры было решено перевести Модсли в специальное помещение, из которого он не сможет ни сбежать, ни причинить кому-либо вреда. Так как такой специальной камеры в учреждении не существовало, власти решили построить и оборудовать новую. Для этого были соединены две обычные камеры, располагавшиеся в подвале тюрьмы. В них и был помещен маньяк. Всего раз в день Роберту Модсли разрешается прогулка на открытом воздухе, продолжительность этой прогулки составляет один час. С того самого времени как Модсли был переведен в эту камеру, он ни единого раза не вступал в контакт ни с одним заключенным. Мебель в помещении, где содержится знаменитый маньяк, изготовлена из прессованного картона, а все остальные необходимые предметы накрепко прикручены или к стенам, или к полу камеры. Именно Роберт Джон Модсли стал прототипом Ганнибала Лектера из художественного фильма, снятого голливудскими киношниками, под названием «Молчание ягнят». В 2000 году он написал серию писем в газету The Times. Модсли попросил разрешить ему пластинки с классической музыкой, бумагу, прислать волнистого попугая «Я обещаю, что буду любить его, а не есть», — прокомментировал он свою просьбу или цианид — если во всех просьбах ему будет отказано. Просьба была удовлетворена — частично. Модсли разрешили классическую музыку, с годами к ним добавились телевизор и даже игровая приставка. Немногочисленные собеседники арестанта говорят, что у него IQ «гениального уровня».
Детство Модсли прошло в родном городе в районе Кросби. Однако воспитывался он не в семье, а в детском приюте Назарет Хаус. Этим учреждением заведовали монахини. Семья Роберта не отличалась особым проявлением любви к своим отпрыскам, а, наоборот, детям постоянно перепадало от родителей, а точнее от отца. Применявшие физическое насилие над детьми родители спустя какое-то время все же были лишены родительских прав, а ребятишки были распределены органом опеки по детским домам и усыновителям. Роберт Модсли стал скитаться по приемным родителям и психиатрическим больницам. Как позже рассказывал Модсли об отце, тот желал его видеть лишь для того, чтобы избить. Однажды меня заперли в комнате на шесть месяцев и мой отец приходил только для того, чтоб избить меня. Это происходило четыре-шесть раз в день. Он бил меня палками или розгами. Когда-то он поломал винтовку 22-го калибра о мою спину» В конце шестидесятых годов Модсли сделался наркозависимым, сначала периодически, а потом и постоянно стал употреблять тяжелые наркотические средства. Тогда подросток еще даже не достиг совершеннолетия. Чтобы приобретать на что-то наркотики, Модсли стал продавать свое тело мужчинам, то есть стал заниматься проституцией. Вырученных денег поначалу на наркотические вещества хватало, однако с каждым разом подросток все больше и больше впадал в депрессию. В конце концов, Роберт Модсли попытался покончить жизнь самоубийством, однако желаемым результатом это не закончилось. После нескольких подобных попыток он решил действовать по-другому, а именно обратиться за психиатрической помощью. Знакомые люди высказывались о Роберте Модсли положительно, все считали его человеком весьма спокойным и уравновешенным. Мало того, впоследствии люди говорили о нем как о воспитанном и интеллигентном джентльмене. Он не обладал такими качествами и внешним видом, которые обычно имеют психи и маньяки. Роберт Модсли был с виду совсем не таким Первое убийство Модсли совершил в 1974 году. Случилось так, что обычный работяга, у которого с Робертом были интимные дела, показал последнему фотографии, на которых были показаны дети. Эти дети были жертвами изнасилований. Возможно, вспоминая о прошлом, Роберт Модсли пришел в ярость, в результате чего этот рабочий был им задушен.
На ней был лишь халат, надетый на голое тело, она совершенно высохла, походила на двенадцатилетнего ребенка, на теле было множество болячек. С нее был снят скальп, но голова аккуратно повязана косынкой. Спесивцев смог избежать уголовной ответственности, поскольку его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в Орловскую психиатрическую больницу. Однако через три года там решили, что он выздоровел, и преступник вернулся домой. Как сообщали уже после его ареста газеты, он начал всем мстить и за «психушку», и за все обиды; соседи якобы слышали из его квартиры страшные крики: что-то рубили, странно лишь, что не были приняты надлежащие меры. Изобличили Спесивцева, как это у нас часто бывает, случайно. Сантехники проводили профилактику отопления. Спесивцев же не открывал, говорил, что его, как душевнобольного, держат взаперти. Когда вместе с участковым инспектором взломали дверь, из квартиры ударил тяжелый трупный запах. В ванне лежало туловище — обрубок, в огромной кастрюле — остатки тела, голова. В одной из комнат нашли девочку, раненную в живот, со сломанной рукой, совершенно обнаженную; через несколько дней она скончалась в больнице. В ходе предварительного следствия было установлено, что Спесивцев убил 19 человек, в том числе мальчиков, однако в его доме было найдено 82 комплекта одежды со следами крови, установить их владельцев, насколько можно судить, не удалось, что позволяет предположить, что было убито не 19 человек, а намного больше. Убивал сам Спесивцев, часто предварительно поиздевавшись над жертвой, иногда «Полароидом» фотографировал свои жертвы в обнаженном виде. Разделывал, расчленял трупы вместе с матерью, она же варила куски тела, он это ел и заставлял есть тех потерпевших, которые еще оставались живы. Собака, водолаз, давно питалась только человечиной. Иногда Спесивцев, не выходя из квартиры, проводил с убитыми их бывало иногда сразу по 3—4 человека по трое-четверо суток. Потом приходила мать, они разделывали трупы, и всегда она уносила их. Все это продолжалось длительное время: он убивал, расчленял человеческие тела, иногда съедал куски тел, кормил ими собаку, измывался над жертвами, продлевая их мучения, и постоянно вдыхал трупный запах. Он уже давно обручился со смертью, еще с тех дней, как постепенно, день за днем, убивал несчастную Женю; он жил рядом со смертью, совершенно не смущаясь ее соседством, поскольку она была близкая, понятная, и поэтому он много дней, не выходя из дома, находился в мерзком, плотном трупном испарении, вероятно, жил этим испарением. И еще смерть давала возможность отомстить ненавистному миру, вот почему она, смерть, была такой нужной. Он, как и многие убийцы-некрофилы, в силу этого убивал легко, без сожаления, никогда не каялся, напротив, получал огромное удовлетворение от того, что лишал других жизни. Общая мотивация преступлений Спесивцева понятна — он мстил всему человечеству, убивал, реализуя свою огромную брутальную потенцию. Тщедушных, худосочных, болезненных людей на свете много, но лишь ничтожная доля из них решится поднять на другого руку. Именно высокая агрессивность, которая вначале находила свое выражение в насилии против соседей и других близких, давала ему возможность совершить первое убийство — Жени, а затем убивать еще и еще, не испытывая колебаний и не боясь никого и ничего. Я полагаю, что немалую силу ему прибавляла сама смерть, которая существовала здесь же, рядом, помогая ему, но и требуя новых жертв. Он и приносил их, в бессильной надежде найти удовлетворение сжигавшей его ненависти. Почему же Спесивцев еще занимался людоедством? Я думаю, что мотивы каннибализма здесь сходны с теми, которые толкали на аналогичные действия Чикатило, — Спесивцев съедал кусочки женского тела и этим мстил за свои сексуальные неудачи и за то, в частности, что его оттолкнула Женя. По-видимому, нуждается в объяснении и тот красноречивый факт, что собака убийцы питалась человечиной. Можно предположить здесь каннибализм «чужими руками», или психологический каннибализм: собака выступала психологическим продолжением новокузнецкого монстра, и то, что она съедала людскую плоть, тоже давало сладостное ощущение мести людям. Особого анализа заслуживает мать Спесивцева Людмила. Прежде всего, она — соучастница убийств и людоедства, при этом я хочу подчеркнуть, что соучастие — это не только уголовно-правовая, но и нравственная категория. Она является соучастницей в уголовно-правовом смысле потому, что обманом завлекала в дом жертв, чтобы их убил ее сын, он всегда надеялся на ее помощь, а именно на то, что она унесет трупы, скроет следы преступления. Она — соучастница в людоедстве, поскольку расчленяла тела убитых, варила их, давала есть собаке, ел и ее сын — это в нравственном плане. В целом Людмила Спесивцева является типичной некрофильской личностью, человеком смерти, поскольку активно способствовала убийствам, совершенным ее сыном, смерть многих людей от его руки она ощущала как единственный выход из той жизненной ситуации, в которой оказался Александр, многие убийства совершались в ее присутствии, она расчленяла трупы и варила куски человеческого мяса, кормила ими собаку. Однако ее преступная помощь сыну не была простой материнской поддержкой — она таким путем искупала глубоко беспокоящее ее чувство вины: из ее чрева вышел этот тщедушный, хилый, жалкий, слабый, вечно болеющий человечек, который не пользовался никаким успехом у женщин и не имел друзей. Он вообще никому не был нужен. Кроме нее. Именно среди серийных убийц, а по моим данным, преимущественно среди них встречаются сейчас в нашей стране каннибалы, в этом плане особенно характерен Джумагалиев, в меньшей степени Чикатило. Можно думать, что в некотором контексте выпивание крови жертвы тоже является людоедством. В настоящее время известны следующие виды причин каннибализма как явления в целом. Каннибализм по причинам острого голода, что в современных условиях имеет место достаточно редко и обычно в экстремальных обстоятельствах, чаще в группах, отрезанных от остального мира например, в тайге, после кораблекрушения и т. Гораздо больше случаев людоедства при массовом голоде, как это имело место в СССР в начале 30-х годов и в Эфиопии в конце 70-х — начале 80-х гг. Каннибализм, который можно назвать символическим, или ритуальным, и истоки которого лежат в глубокой древности. Установлено, что первобытный человек поедал других людей не только из-за голода и гастрономических побуждений, но и для того чтобы приобрести силу, ум, мужество и иные важные качества, которыми, как ему представлялось, обладала жертва. Тогда люди верили современные дикари верят и сейчас , что вместилищем этих завидных качеств являются отдельные части человеческого тела. Людоедство было и частью первобытной религии, например фиджийцев, у которых боги считаются большими охотниками до человеческого мяса. Мифологическая и символическая стороны каннибализма представляются достаточно сложными. Элиаде отмечает, что на первобытной стадии культуры мы встречаемся с ритуальным каннибализмом, который в конечном счете является духовно обусловленным поведением «хорошего» дикаря. Самая величайшая забота каннибала, в сущности, выглядит метафизической — никогда не забывать того, что произошло в «незапамятные времена». Исследования показали, что, убивая и поедая свиней во время торжеств и первые плоды урожая корнеплодов, человек, по мнению М. Элиаде, поедает божественную плоть точно так же, как и во времена празднеств каннибалов. Принесение в жертву свиньи, «охота за черепами» и каннибализм символически означают то же самое, что и сбор урожая. Съедобное растение не предоставлено природой. Оно является продуктом убийства, потому что именно таким образом оно было сотворено в начале времен. Каннибализм является типом поведения, свойственного данной культуре и основанного на религиозном видении мира. Прежде чем осуждать каннибализм, мы всегда должны помнить, что он был заложен божествами. Они положили ему начало, чтобы человек смог на себя взять ответственность за космос, чтобы поставить его в положение смотрителя за продолжением растительной жизни. Мне эти мысли представляются более чем спорными и уж во всяком случае недоказанными. Совершенно неверно, конечно, что съедобное растение не предоставлено природой, если же об этом имеются мифологические данные, автору следовало указать на них. Но если даже такие растения и не предоставлены природой и они являются продуктом убийства, то все-таки непонятно, почему из-за этого следует поедать себе подобных — это никак не следует из текстов М. Тем более неясно, как каннибализм обеспечивает жизнь растений, если следовать этому автору. Между тем изыскания этнологов свидетельствуют о том, что человеческие жертвоприношения ради урожая или иных благ иногда действительно сопровождались каннибализмом. Но, как можно полагать, здесь существуют иной смысл и иной механизм, чем те, которые проанализировал М. Возможно, это есть совместная трапеза с богами богом , что делало их психологически ближе и доступнее, а значит, более реальной была бы их помощь в произрастании растений, приумножении скота и т. Возможно, что, поедая людей во время ритуальных жертвоприношений, древний человек одновременно элементарно удовлетворял свой голод. Это представляется обоснованием потому, что необходимость в любом жертвоприношении дикаря была бы излишней, если бы людям не грозила голодная смерть. Поиск пропитания — актуальнейшая его забота. Если боги, как, например, у фиджийцев, считались большими охотниками до человеческой плоти, то каннибализм позволял довольно близко приблизиться к ним, приобретя новое могущество. Боги были особенно активны в начале времен, и этот период весьма свят для первобытного человека; постоянно возвращаясь к нему, такой человек в нем черпает свою силу. По названной причине людоедство тоже было весьма возможно. Вместе с тем несомненно, что каннибализм, как отмечает М. Элиаде, является типом поведения, свойственным данной культуре и основанным на религиозном точнее, дорелигиозном видении мира. Между тем хотелось бы уточнить, что под культурой следовало понимать не только религиозное, духовное и нравственное развитие, но и состояние производительных сил. Не следует думать, что такие дикие представления имели и имеют место только среди первобытных народов. Дело в том, что подобные взгляды сохраняются в общечеловеческой невспоминаемой памяти и по механизмам коллективного бессознательного соответствующая теория создана К. Юнгом возвращаются к людям, живущим не только в странах так называемого третьего мира, но и во вполне цивилизованных. В этом убеждает анализ уголовных дел о серийных сексуальных убийствах. Он позволяет сделать вывод, что названные представления продолжают жить и сейчас среди тех, кто и не знал о такой значимости людоедства в древности и поэтому не оценивал соответствующие акты в подобном качестве. Сексуальный убийца Чикатило откусывал и поедал соски и матки у убитых женщин, то есть те части тела, которые связаны с сексуальной жизнью. Это можно интерпретировать как попытку символического овладения женщиной, поскольку он, будучи импотентом, не смог сделать это в реальности. Этот же преступник съедал кончики языков и яички у мальчиков, что можно объяснить его желанием взять у них мужскую сексуальную силу, которой у него, импотента, не было. Такие символические каннибальские действия можно наблюдать и у некоторых других сексуальных убийц, в том числе у Джумагалиева, которого, по его же словам, съеденное женское тело наделяло даром пророчества и приводило к усилению «самостоятельного хода мыслей». Иными словами, он якобы приобретал качества, которых до этого был лишен. Символический каннибализм тесно переплетается с той разновидностью этого явления в целом, которую можно назвать ритуальным, когда человека приносят в жертву божеству или каким-то тайным могущественным силам в целях их умилостивления, обретения желаемых благ, но при этом отдельные части тела съедаются самими убийцами, чтобы овладеть качествами и способностями съеденного. Поскольку дикарь отдавал часть тела жертвы божеству, а другую поглощал сам, он, как уже Отмечалось выше, тем самым создавал с божеством общую трапезу, то есть психологически максимально приближался к нему, а это сулило ему большие выгоды. Представляется, что наличие ритуальной мотивации у современных людоедов ни в коем случае не следует игнорировать. Дело в том, что в нашей стране получили, к сожалению, опасное распространение самые варварские верования, не имеющие ничего общего с цивилизованной религией. Поэтому отнюдь не исключается людоедство и на столь мистической почве. Увлечение лиц, подозреваемых в соответствующих преступлениях, древними тайными учениями может служить признаком, указывающим на наличие названного мотива. Напомню, что Джумагалиева очень интересовали жертвоприношения животных и людей. Его намерение обмазать жиром убитой женщины могилу деда можно расценить как попытку жертвоприношения, но это еще не акт людоедства, который интересует нас в первую очередь, тем более что жертва приносилась не богу, а его деду. Каннибализм лиц, которые убивают и поедают других людей, угощают знакомых человеческим мясом или продают его, однако в их действиях не обнаруживаются мотивы, свойственные людоедам из первых трех групп. Представляется, что людоедство представителей этого типа порождается бессознательным ощущением себя как биологического существа, не принадлежащего человеческому роду, полностью находящегося за пределами этого рода, не связанного с ним ни социально, ни психологически, ни биологически, ни тем более нравственно. Акты людоедства могут сопровождаться у них эротическими, садистскими или мистическими фантазиями, которые можно наблюдать и у представителей первых трех групп. Среди этой группы людоедов можно выделить тех, которые путем поедания других людей утверждают себя в глазах малой антиобщественной группы, показывая себя сверхчеловеком. Каннибализм может выступать и в качестве способа самоутверждения, когда человек стремится доказать самому себе, что он способен преодолеть все запреты и нормы, поступая только так, как он сам желает. В глубокой древности, на стадии перехода от животных к человеку, каннибализм вообще был распространенным явлением, и человеческое тело употреблялось в пищу, как животные и растения. Это была наиболее дикая эра, когда человек еще не полностью выделил себя из животного мира и тем более из числа себе подобных, что, по-видимому, надолго сохранилось у наиболее архаичных племен. Многие первобытные люди даже считали, что отдельные животные не только превосходят их своей физической силой, но и умнее, хитрее, изворотливее их. Думаю, что невыделение себя из животного мира, неощущение себя личностью, тем более автономной, является главной причиной людоедства в так называемые доисторические времена. Вечно современный миф об утерянном рае, о благородном дикаре, прекраснейшей земле и великолепных пейзажах, идеальном государстве например, доколумбовой эпохи и т. Но дело в том, что и у дикарей-каннибалов в свою очередь есть собственные представления об утраченном рае, об изначальном безмерном счастье, когда человек был бессмертен и напрямую общался с богом богами , ему не нужно было работать, поскольку его «просто» кормила природа или сказочные сельскохозяйственные орудия, работавшие наподобие автоматов. Казалось бы, можно подумать, что его ничегонеделание в те блаженные времена выражалось и в том, что он не выращивал злаки, не охотился и не разводил домашний скот: ему достаточно было пойти войной на другое племя или захватить зазевавшегося соседа, чтобы обеспечить себе превосходный обед или ужин. Во всяком случае, несмотря на всю его омерзительность и опасность, каннибализм глубоко внедрился в человеческое сознание, и хотя со времени его широкого распространения цивилизация достигла несомненных успехов, он время от времени и в разных формах вновь проявляет себя. Но, конечно, не следует преувеличивать масштабы этого явления и связывать его только с трудными социально-экономическими явлениями или падением нравственности. Это было бы примитивизацией: как было показано выше, причины и механизмы рассматриваемого явления носят довольно сложный и неоднозначный характер. Однако встречающиеся отдельные акты каннибализма производят оглушительное впечатление, а те люди, которые непосредственно сталкиваются с ними, обычно приходят в шоковое состояние. Можно предположить, что каннибализм, но в совершенно иной форме ее можно назвать психологической , приняло и христианство. Так, во время Тайной вечери Христос установил таинство евхаристии, или причащения, как благодатного средства единения верующих с Христом — причащения Его тела и крови как истинного агнца. Во время вечери «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Евангелие от Матфея, 26:26—28. Разумеется, причащение Его тела и крови, несмотря на все различия в понимании евхаристии разными ветвями христианства, всегда носит символический характер. Другой, не менее серьезной, гипотезой является предположение, что таинство евхаристии представляет собой пережиток древнего тотемического обычая богоедства геофагии , при котором участники мистерий поедали мясо священного животного и пили его кровь. Позже для подобных жертвоприношений стали употреблять изображения животных и богов. Фрэзер отмечал, что «обычай умерщвлять бога в лице животного возник на очень ранней стадии человеческой культуры. Разрывание на части и пожирание живьем, например, быков и телят, было, по-видимому, ти- личной чертой дионисийского культа. Фрэзер приводит многочисленные примеры поедания бога из жизни первобытных племен. Умерщвления представителя бога по Дж. Фрэзеру оставили заметный след, например, в кондонских жертвенных обрядах. Так, по полям рассеивали пепел зарезанного мариа; кровью юноши-брахмана окропляли посевы и поле; плоть убитого нага помещали на хранение в хлебные закрома; кровью девушки из племени сиу орошали семена. Отождествление жертвы с хлебом, то есть представление о ней как о воплощении или духе хлеба, дает себя знать в условиях, которые прилагали к тому, чтобы установить физическое соответствие между духом и природным объектом, служащим его воплощением или представителем. Мексиканцы, к примеру, приносили детей в жертву молодым всходам, а стариков — спелым колосьям. Итак, существует две версии о происхождении евхаристии, которая, как я предположил выше, на символическом уровне порождена людоедством. Какая из них более верна, или обе верны и не противоречат друг другу, не предшествовал ли «простой» каннибализм евхаристии, то есть антропофагия теофагии? Возможно, что в разных районах мира сама жизнь решала этот вопрос по-разному, но, скорее всего, первое предшествовало второму, но не наоборот, или они существовали одновременно, что наиболее вероятно. Вернемся к криминальному каннибализму. Каннибальские действия Джумагалиева никак не могли быть продиктованы голодом либо стремлением утвердить себя в качестве сверхчеловека в чьих-либо глазах или в своих собственных. Он прибегал к людоедству для того, чтобы, по его же словам, таким способом приобрести определенные и очень нужные ему качества, то есть следовал в этом за своими давно ушедшими предками — я имею в виду механизмы коллективного бессознательного. Думается, однако, что не только это мотивировало поведение данного людоеда, а больше его бессознательное стремление в целом и полностью возвратиться в дикую древность. Вот почему он подолгу жил в пещерах, иными словами, практически вел то существование, которое было у первых людей на Земле. Сверхценное отношение к животным тоже можно расценить как попытку возвращения в животный мир, но на психологическом уровне. Есть основания предположить, что шизофрения стала тем механизмом, который способствовал созданию необходимых предпосылок для формирования и реализации всех названных тенденций. Иными словами, шизофрения создавала некоторые внутренние условия для формирования и проявления каннибальских тенденций у этого человека, но сама по себе ни в коем случае не может рассматриваться в качестве причины или источника подобных действий. Шизофрения — лишь медицинский диагноз, а не полное объяснение общественно опасного поведения. Можно говорить о наличии различных степеней и форм каннибализма. Кирсанин, например, убив в 1944 г. Когда посторонние разошлись, он черенком лопаты снял кожу с лица, головы и шеи, с полости рта и носоглотки. Ни разу после задержания, ни потом, в том числе в беседе со мною, Кирсанин не мог пояснить, зачем он все это делал: «Делал все как будто во сне, что-то руководило мною, делал все машинально; сам не хотел, а руки делали, в голове потемнело. Потом я эту кожу закопал, где — не помню». Он работал обвальщиком мяса на мясокомбинате, пристрастился к крови забитых животных, находил в этом удовлетворение. После увольнения с мясокомбината при отсутствии крови стал убивать собак и пить их кровь. Пил и человеческую донорскую кровь. Говорит, что «если будет нужно, еще задавлю». Сказанное позволяет утверждать, что Кирсанин является опасной каннибальской личностью с вампирическими тенденциями. Он слабо управляет своими желаниями и потребностями, реализация которых не опосредуется социальными, нравственными нормами. Характерно, что он плохо помнит то, что делал, все происходило как бы в тумане, во сне, что им двигало, он не знает. Следователями не добыто неопровержимых доказательств, что Кирсанин съел части тела жертвы, но некоторые обстоятельства позволяют утверждать, что именно это он и делал.