Репозиторий БНТУ. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Экономика строительства». Запись опубликована Блог Научной библиотеки можете оставить комментарии здесь или тут Открылся репозиторий Белорусского национального технического университета. Репозитории БГУ и БНТУ попали в топ-30 мирового рейтинга репозиториев Transparent Ranking of Repositories от 16-й редакции за март 2024 года. Репозиторий Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ филиал БНТУ "МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ".
Репозиторий БНТУ впервые в топ-30 репозиториев мира
Полнотекстовые электронные издания около 5000 документов Интернет-ресурсы Приобретенные электронные базы данных с онлайн-доступом. Пользуется особой популярностью Зал электронных ресурсов, где обеспечен доступ к ведущим научным мировым и национальным электронным информационным ресурсам виртуального читального зала Национальной библиотеки Беларуси , ЭБД РГБ , Emerald, Ebsco, Интегрум и другим. С августа 2009 г. Одновременно в читальных залах библиотеки могут работать до 700 читателей. Приоритетные направления деятельности на современном этапе: [1] создание и поддержка ресурсов открытого доступа : институционального репозитория и системы сайтов научных журналов БНТУ; информационно-аналитическая деятельность, связанная с мониторингом и поддержкой публикационной активности исследователей БНТУ библиометрические исследования ; внедрение информационных продуктов и услуг, предоставляемых в результате проведения информационных исследований: определение библиометрических показателей ученых, разработка карты исследователя, анализ и уточнение авторского идентификатора в базах данных научного цитирования, подбор журналов для публикации статьи, консультирование авторов по вопросам регистрации в международных системах идентификации ученых и др.
Нас постепенно поглощает сумасшедший информационный мир. Во всех сферах жизни человека происходит постепенное угасание непосредственного вербального общения.
Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к социальной изоляции. Люди становятся...
Великая Отечественная война и восстановление В годы военного лихолетья библиотека была разрушена и разграблена, десятки тысяч ценных учебных и научных книг уничтожены. Часть литературы вывезли в Германию. В делах Нюрнбергского процесса имеется доклад немецкого ефрейтора Абеля «О библиотеках Минска», в котором сообщается, что «библиотека политехнического института свалена в подвальном этаже левого флигеля, разгромлена и приведена в беспорядок, как и большинство лабораторий института». В ноябре 1944 г. Послевоенное возрождение началось с 25 тыс. В 1945 г. В штате библиотеки на тот момент числилось 7 человек.
К лету 1946 г. Черной страницей вписан в историю февраль 1947 г. Уцелело лишь около 4 тыс. Сушили по страницам каждую спасенную книгу, но восстановить фонд было невозможно. В соответствии с распоряжением Министерства высшего образования СССР, ряд учебных заведений и организаций выделили в порядке помощи значительное количество учебников и учебных пособий для восстановления библиотеки. Довоенный уровень фонд превысил только к 1953 г. Трудности послевоенного становления вместе со своим немногочисленным коллективом переживали руководители библиотеки: В. Пепик, Я. Вильнер, Ф.
Рабинович, Н. Прокофьева, Г. Развитие библиотеки С 1948 г. Расширялись площади, открывались читальные залы, росло количество читателей, увеличивался объем фонда, внедрялись новые формы работы. К 1962 г.
Репозитории высших учебных заведений Баларуси созданы в основном на платформе DSpace, которая позволяет создавать и хранить электронные документы, регулировать к ним доступ. DSpace — бесплатное программное обеспечение, находящееся в открытом доступе, адресованное научным и образовательным организациям и предназначенное для создания архива электронных ресурсов репозитория либо электронной библиотеки. В качестве базового средства для описания ресурсов DSpace использует стандарт метаданных Dublin Core, который позволяет описывать ресурс не так детально, как, например, стандарт MARC, и тем самым сократить затраты на описание. Некоторые учебные заведения используют другое программное обеспечение, например, Гродненский государственный университет им. Купалы использует в электронной библиотеке программное обеспечение собственной разработки. Хранение документов в репозиториях организовано, как правило, в виде разделов, подразделов и коллекций. Поиск осуществляется по ключевым словам, автору, названию, дате по всему репозиторию или отдельным коллекциям.
Репозиторий БНТУ улучшил позиции в мировом рейтинге
1. Репозиторий Белорусского национального технического университета. В рейтинге институциональных репозиториев (Institutional Repositories) репозиторий БНТУ расположился на 23-м месте среди 4508 других ресурсов. Сегодня Белорусский национальный технический университет обеспечивает квалифицированными кадрами многие отрасли народного хозяйства страны. Научная библиотека Белорусского национального технического университета (БНТУ) (англ. Топ-10 белорусских университетов в международном рейтинге Webometrics (информация для абитуриентов).
Научная библиотека Белорусского национального технического университета (БНТУ)
Репозиторий Белорусского национального технического университета улучшил позиции в мировом рейтинге репозиториев Transparent Ranking of Repositories, согласно 11-й редакции. Репозиторий Белорусского национального технического университета улучшил позиции в мировом рейтинге репозиториев Transparent Ranking of Repositories от. 1. Репозиторий Белорусского национального технического университета. План приёма в УО «Белорусский национальный технический университет» на 2024г. Список специальностей, количество мест на дневное и заочное, бюджет и платное в «БНТУ».
Студенты-кибернетики СибГМУ прошли стажировку в одном из лучших инженерных вузов Беларуси
БГЭУ, 2005 электронный вариант. Сборник упражнений по грамматике французского языка. Metall — Technologie. Учебно-методическое пособие по немецкому языку для студентов специальностей 1-36 01 02 «Материаловедение в машиностроении», 1-42 01 01 «Металлургическое производство и материалообработка», 1-42 01 02 «Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия», авторы: Ермолович Л. In der Welt des Computers. Учебное пособие по немецкому языку, авторы: Сосна Т. Методическое пособие по грамматике английского языка. Часть 2, авторы: Точилина А. Business English Language Portfolio.
Языковой портфолио делового английского языка, автор: Дерман И. Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава Преподаватели кафедры осуществляют разноплановую научно-исследовательскую работу. В настоящее время кафедра заканчивает работу над госбюджетной темой «Совершенствование иноязычной подготовки студентов технического вуза» 2016-2020 гг. Работа осуществляется в пять этапов. Активное участие преподаватели кафедры принимают в ежегодной научно-практической конференции БНТУ и в работе научно-практического семинара для преподавателей вузов, аспирантов и магистрантов «Совершенствовани е иноязычной подготовки студентов технического вуза», БНТУ, март 2017 г. Практическим результатом участия в конференциях является публикация докладов в соответствующих сборниках материалов. На кафедре регулярно проводятся заседания научно-методического семинара по актуальным вопросам лингвистики, педагогики, психологии, методики преподавания и другим смежным областям знаний. Сотрудники кафедры выступают с докладами, обсуждают проблемные вопросы, а также готовящиеся к изданию учебно-методические пособия, принимают решения по совершенствованию учебного процесса.
Кафедра осуществляет рецензирование учебно-методических пособий, научных статей, студенческих научных работ, представленных на конкурс научных работ студентов вузов Республики Беларусь и т.
Он поблагодарил... В результате лучшим номером Фестиваля...
В медиацентре подчеркнули: БНТУ — многонациональный вуз, который объединяет... Фото предоставлены медиацентром БНТУ.
Мероприятие приурочено ко Всемирному дню охраны труда, который отмечается ежегодно 28 апреля. Всемирный день охраны труда - масштабная кампания, проводимая на международном уровне, которая содействует безопасным, здоровым и достойным условиям труда, акцентирует внимание на мерах по предотвращению аварий и травматизма на рабочем месте, используя потенциал трехстороннего подхода и социального диалога. Члены президиума обратились к присутствующим с приветственными словами.
Многие сотрудники удостоены звания Ветеранов труда , награждены медалями, знаками, Почётными Грамотами. Корпус по ул. Якуба Коласа, 16 Современная научная библиотека — это крупнейшая вузовская библиотека Республики Беларусь технического профиля, с универсальным фондом по технике, архитектуре, искусству, естественным и другим наукам с 1831 года. Библиотека осуществляет информационное обеспечение учебного процесса и научных исследований. Фонд насчитывает свыше 2 млн экземпляров. Количество читателей — более 30 тыс. В систему обслуживания Научной библиотеки БНТУ входит 9 абонементов, 16 читальных залов, Зал электронных ресурсов, 40 кафедральных библиотек. Функционирует служба электронной доставки документов и виртуальная справочная служба, межбиблиотечный абонемент. Для удобства студентов открыты читальные залы в общежитиях и удалённых корпусах. Синтез традиционных форм обслуживания и современных технологий гарантирует полное информационно-библиотечное обеспечение учебной и научной деятельности. Справочно-поисковый аппарат библиотеки представлен традиционными каталогами систематический, алфавитный , электронным каталогом, который доступен как во внутривузовской сети, так и в Интернет. Автоматизированы все основные библиотечные процессы.
Репозиторий бнту
В частности, достигнуты договоренности о взаимной академической мобильности студентов и магистрантов, профессорско-преподавательского состава; в продвижении программ образования различных форматов для обучающихся; более тесном взаимодействии в научно-исследовательской деятельности: подготовке совместных методических пособий в области педагогического образования и совместных публикаций, совместной реализации НИР. Особый интерес у гостей вызвал белорусский опыт организации ранней профессиональной ориентации школьников педагогические классы и гражданско-патриотический и духовно-нравственный проект — интернациональный Звёздный поход студентов и преподавателей по местам боевой и трудовой славы белорусского народа, ставший инструментом формирования международного имиджа БГПУ. В рамках встречи также состоялись переговоры с начальником Главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Пищовым Сергеем Николаевичем, ректором Белорусского национального технического университета Харитончиком Сергеем Викторовичем, проректором по учебной работе БНТУ Николайчиком Юрием Александровичем. Минск, ул.
Дополнительное приложение Meshtastic для Android доступно в Google Play , а исходный код находится в отдельном репозитории. Это решение полезно в удаленных местах, где сотовые сети недоступны, и мы могли бы также предположить, что это было бы хорошим решением в зонах бедствия, где инфраструктура не работает, поскольку дальность прямой видимости превышает несколько километров. Программное обеспечение по-прежнему считается альфа, поэтому они работают над улучшением системы и в конечном итоге планируют иметь модифицированную версию приложения Signal, которая работает с проектом.
Репозиторий Белорусского национального технического университета улучшил позиции в мировом рейтинге репозиториев Transparent Ranking of Repositories, согласно 11-й редакции рейтинга за май 2021 года. По сравнению с версией рейтинга за сентябрь 2020 года репозиторий БНТУ поднялся на шесть позиций в мировом и на семь позиций в институциональном списках рейтинга Transparent Ranking of Repositories, также став третьим в рейтинге репозиториев на постсоветском пространстве, обойдя Сумский государственный университет первое место занимает Белорусский государственный университет, второе - Уральский федеральный университет ", - рассказали в вузе. В основе его методологии - показатель количества документов, размещенных в репозиториях открытого доступа и проиндексированных сервисом Google Scholar.
По сравнению с версией рейтинга за сентябрь 2020 года репозиторий БНТУ поднялся на шесть позиций в мировом и на семь позиций в институциональном списках рейтинга Transparent Ranking of Repositories, также став третьим в рейтинге репозиториев на постсоветском пространстве, обойдя Сумский государственный университет первое место занимает Белорусский государственный университет, второе - Уральский федеральный университет ", - рассказали в вузе. В основе его методологии - показатель количества документов, размещенных в репозиториях открытого доступа и проиндексированных сервисом Google Scholar. Таким образом, оценивается степень открытости академических ресурсов и их интеграция в информационное пространство.
Репозиторий БНТУ улучшил позиции в мировом рейтинге
Военно-технический факультет в БНТУ. Представлена деятельность научной библиотеки Белорусского национального технического университета, связанная с информационным сопровождением образовательного. ректором Белорусского национального технического университета Харитончиком Сергеем Викторовичем, проректором по учебной работе БНТУ Николайчиком Юрием Александровичем. Хранилище электронных копий статей, книг и пр. работ ученых Белорусского национального технического университета, материалов конференций, периодических изданий БНТУ.
Репозитории Беларуси
Пресс-релизы/новости | Репозиторий БНТУ. |
Новости по теме: БНТУ | репозиторий бнту электротехника и электроника — статьи и видео в Дзене. |
Новости по теме: БНТУ | Белорусский национальный технический. |
Научная библиотека Белорусского национального технического университета (БНТУ) | Новости Республиканского центра сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности. |
Научная библиотека Белорусского национального технического университета — Википедия | Почти 200 студентов и старшеклассников из Санкт-Петербурга и Архангельска приняли участие в фестивале установки российских операционных систем с использованием свободного. |
БНТУ — Факультеты — Репозиторий
Выступил на открытии конференции с приветственным словом, а также на пленарном заседании с докладом «Современные тенденции развития АПК Республики Беларусь». Принял участие в форуме ректоров вузов Российской Федерации и иностранных государств, который состоялся с участием заместителя губернатора Свердловской области. Принял участие в обсуждении проблемных вопросов и направлений международного сотрудничества в области высшего образования и выступил в дискуссиях. Принял участие в качестве эксперта Международного конкурса научно-исследовательских проектов молодежи «Продовольственная безопасность» по направлению «Инновации в сфере агро- и биотехнологии, пищевой и перерабатывающей промышленности». Всего на конкурс было представлено 20 проектов, в том числе 2 проекта от нашего университета.
Методическое пособие по инженерной графике. Методичка заданий по инженерной графике. БГУ библиотека. Электронная библиотека белорусского государственного университета. Электронная система БГУ. Белорусский политехнический институт. Батяновский БНТУ. Баннер для абитуриентов. Счастливый абитуриент. Конгресс центр проект. Проект конгресс центра центра план. Конгресс-центры диплом. Проект Слава на белорусской. РГР 1 Инженерная Графика чертежи. Инженерная и компьютерная Графика. Компьютерная Графика черчение. Компьютерная Графика чертежи. Минский государственный машиностроительный колледж. Филиал БНТУ машиностроительный колледж. Дизайн концепция маршрута. Дизайн концепция фестиваля.
С 1920 по 1941 гг. Горбунов, М. Дубовик, М. Кузнецова, Ф. Великая Отечественная война и восстановление В годы военного лихолетья библиотека была разрушена и разграблена, десятки тысяч ценных учебных и научных книг уничтожены. Часть литературы вывезли в Германию. В делах Нюрнбергского процесса имеется доклад немецкого ефрейтора Абеля «О библиотеках Минска», в котором сообщается, что «библиотека политехнического института свалена в подвальном этаже левого флигеля, разгромлена и приведена в беспорядок, как и большинство лабораторий института». В ноябре 1944 г. Послевоенное возрождение началось с 25 тыс. В 1945 г. В штате библиотеки на тот момент числилось 7 человек. К лету 1946 г. Черной страницей вписан в историю февраль 1947 г. Уцелело лишь около 4 тыс. Сушили по страницам каждую спасенную книгу, но восстановить фонд было невозможно. В соответствии с распоряжением Министерства высшего образования СССР, ряд учебных заведений и организаций выделили в порядке помощи значительное количество учебников и учебных пособий для восстановления библиотеки. Довоенный уровень фонд превысил только к 1953 г. Трудности послевоенного становления вместе со своим немногочисленным коллективом переживали руководители библиотеки: В. Пепик, Я. Вильнер, Ф. Рабинович, Н.
Схема упрощенного обессоливания и условия ее применения. Схема двухступенчатого обессоливания и условия ее применения. Схема трехступенчатого обессоливания и условия ее применения. Выбор схемы обессоливания воды методами ионного обмена. Типы и конструкции фильтров смешанного действия. Пути повышения эффективности метода ионного обмена. Области применения омагниченной воды в теплоэнергетике. Мембранные методы обработки воды и области их применения. Достоинства мембранных методов обработки воды. Электродиализные мембраны и установки. Обратноосмотические мембраны и элементы. Антикоррозионные покрытия оборудования водоподготовительных установок. Термическое обессоливание воды. Типы испарительных установок и требования к питательной воде испарителя. Испарители кипящего типа. Испарители мгновенного вскипания. Основные факторы, влияющие на унос влаги с паром. Устройства, применяемые для очистки вторичного пара испарителей. Подготовка питательной воды для испарителей. Способы удаления из воды растворенных газов. Конструкции и назначение декарбонизаторов. Термическая деаэрация воды. Классификация деаэраторов и их конструкций. Условия эффективной деаэрации воды. Химическая дегазация воды. Амминирование питательной воды. Обработка питательной воды гидразином. Правила техники безопасности при обращении с кислотами. Правила техники безопасности при обращении со щелочами. Правила техники безопасности при работе с ядовитыми веществами. Правила техники безопасности при обращении с легковоспламеняющимися веществами. Доставка, слив и хранение кислот и щелочей. Общие указания по технике безопасности при работе с оборудованием водоподготовительных установок. Выбор источника водоснабжения ТЭС. Определение производительности водоподготовительной установки ВПУ. Способы выражения концентраций растворов. Коллекторная и блочная цепочки схемы компоновки ВПУ. Классификация растворов по з ит о ри й БН ТУ Концентрацию приблизительных растворов большей частью выражают в массовых или объемных процентах; точных — в молях, в грамм-эквивалентах, содержащихся в одном литре раствора, или в титрах. При выражении концентрации в массовых процентах указывают содержание растворенного вещества в граммах в 100 г раствора но не в 100 мл раствора! Раствор, содержащий в 1 литре один моль растворенного вещества называется молярным, а концентрация этого раствора — молярностью. Молем грамм-молекулой вещества называют его молекулярную массу молекулярный вес , выраженную в граммах. Если концентрация выражена числом грамм-эквивалентов, содержащихся в 1 литре раствора, то такую концентрацию называют нормальностью, а раствор — нормальным. Грамм-эквивалентом вещества является такое его количество выраженное в граммах , которое в данной реакции соединяется, вытесняет или эквивалентно 1,008 г водорода. Грамм-эквивалент одного и того же вещества может иметь различную величину в зависимости от химической реакции, в которой это вещество участвует, и равен молекулярной массе вещества, деленной на его валентность. Это значит, что в 100 г раствора содержится 10 г поваренной соли и 90 г воды. Пример 2. Если известна плотность раствора, то для решения этой задачи раствор удобнее брать по объему, а не по массе. Следовательно, необходимо определить, сколько ее потребуется для приготовления 1500 г раствора. Пример 4. Далее решение как в примере 3. Пример 5. Пример 6. Необходимо приготовить 1 л молярного раствора азотно-кислого серебра. Пример 7. Следует приготовить 0,1 н раствора H2SO4. ТУ Данное количество кислоты должно содержаться в 1 л 0,1 н раствора. Для быстрого приготовления точных растворов кислот, щелочей и солей удобно применять фиксоналы. Это заранее приготовленные, содержащиеся в запаянных стеклянных или пластиковых ампулах, точно отмеренные количества реактива, необходимые для приготовления 1 л 0,1 н или 0,001 н раствора. Сколько миллилитров данного раствора необходимо взять, чтобы в этом объеме содержалось b г вещества? Варианты выбираются из табл. Варианты представлены в табл. Варианты заданы в табл. Мягкие воды конденсат, дистиллят и др. Пример 1. Анализ недостоверен. Определить виды жесткостей в данном растворе. ТУ Задачи Задача 1. Задача 2. Определить достоверность полученного анализа сырой воды. Различают щелочность по метилоранжу Щмо, называемую также общей щелочностью, и щелочность по фенолфталеину Щфф. Между этими величинами имеются различные соотношения в зависимости от характера щелочности. БН Решение. Используя данные табл. Так как жесткость раствора равна нулю, то единственным соединением, определяющим карбонатную щелочность, будет Na2CO3. Задача 1. Найти соединения, присутствующие в растворе, щелочность и жесткость которого определяется значениями, приведенными в табл. В сухой остаток не входят взвешенные вещества, растворенные в воде газы и летучие вещества например, Н2СО3, NH3 и др. Уменьшение массы получается вследствие сгорания органических веществ, разложения карбонатов и удаления остатков влаги. Плотным называется остаток, получающийся при упаривании нефильтрованной воды, содержащей также и грубодисперсные примеси. Выполнение работы. Чашка с сухим остатком должна выдерживаться в эксикаторе для охлаждения не менее 20 мин, после чего ее взвешивают. Вычисление результатов. Результаты определений свести в табл. Кислотность воды возникает при Н-катионировании; этот процесс сводится к обмену всех катионов, содержащихся в воде, на ионы водорода. При контроле кислотности Н-катионированной воды определяют только концентрацию сильных кислот, титрующихся щелочью по индикатору метилоранжу. Необходимые реактивы. Растворы щелочи 0,1н и 0,01н концентрации. В коническую емкость 250 — 300 мл отбирают мерным цилиндром 100 мл анализируемой воды, добавляют две капли раствора метилоранжа и титруют окрашенную в розовый цвет жидкость 0,1н раствором щелочи до чисто желтого цвета сравнивают с образцом, в качестве которого служит раствор, содержащий 100 мл дистиллированной воды, 1 мл — 0,1н раствора щелочи и две капли метилоранжа. При этом можно применять смешанный индикатор. Кислотность, как и щелочность, выражают обычно в миллиграмм-эквивалентах на килограмм. Так как все перечисленные вещества взаимодействуют с кислотой, то общая щелочность воды определяется количеством кислоты, затраченной на титрование в присутствии индикатора метилоранжа. Раствор соляной или серной кислот 0,1н или 0,01н концентрации. Для выполнения титрования при искусственном освещении удобно пользоваться смешанным индикатором. Для определения щелочности анализируемая вода должна быть предварительно освобождена от взвешенных веществ фильтрованием. Титрование щелочности котловых, умягченных и природных вод ведут 0,1н раствором кислоты; 0,01н раствор кислоты применяют для определения щелочности конденсата пара, турбинных конденсатов и дистиллятов испарителей. Для определения щелочности котловой, умягченной или природной воды отбирают 100 мл воды в коническую колбу емкостью 250 — 300 мл, добавляют две-три капли спиртового раствора фенолфталеина и при появлении красного окрашивания что указывает на наличие в воде гидратных ионов OН - титруют 0,1н раствором кислоты до обесцвечивания. После этого, отметив расход кислоты, вводят три-четыре капли метилоранжа и продолжают титровать до перехода окраски от желтой к оранжевой не красной , вновь отмечают расход кислоты общий, то есть с самого начала титрования. В том случае, когда вода не окрасилась в красный или розовый цвет после добавления фенолфталеина то есть в воде отсутствуют ионы OН - , непосредственно за ним вводят две капли раствора метилоранжа и титруют до перехода окраски от желтой к оранжевой. Титрование ведут при интенсивном и частом перемешивании воды, а кислоту прибавляют по каплям. После этого, отметив расход кислоты, вводят две капли раствора метилоранжа или смешанного индикатора и продолжают титрование до перехода окраски воды от желтой к оранжевой или от зеленой к фиолетовой. Затем охлаждают и титруют, как указывалось выше. Жесткость конденсатов, питательной и химически обработанной вод является строго нормируемым показателем. Сущность метода. Эти комплексы обладают различной прочностью и образуются при определенных для каждого катиона значениях рН. К числу катионов, с которыми трилон Б образует комплексы, относятся катионы кальция, магния, меди, цинка, марганца, двух- и трехвалентного железа, алюминия и некоторые другие. При использовании индикатора черного хромогена цвет раствора станет синим, а при использовании темно-синего хрома — синевато-сиреневым. При определении жесткости воды необходимо строгое соблюдение определенной щелочности среды. Значение pH титруемой пробы должно находиться в пределах 8…9, для чего в титруемый раствор вводят 5 мл аммиачно-буферного раствора. В коническую колбу емкостью 250 — 300 мл отмеривают мерным цилиндром необходимый объем прозрачной воды, который зависит от ее жесткости табл. При этом черный хромоген окрашивает пробу в винно-красный, а кислотный темносиний хром — в розово-красный цвет. Для определения жесткости в водах, содержащих ионы меди и цинка, необходимо их перевести в сульфиды, что достигается прибавлением к отобранной пробе 1 мл раствора сульфида натрия. Ре Анализируемая вода 1-я проба 2-я проба 3-я проба Т а б л и ц а 1. Вода поверхностных источников водоснабжения обычно содержит некоторое количество органических и минеральных коллоидных примесей, оказывающих вредное влияние на внутрикотловые физико-химические процессы умягчения воды. Коллоидные примеси нельзя удалить из воды путем естественного осаждения, так как их частицы имеют на своей поверхности отрицательные электрические заряды и, взаимно отталкиваясь, держатся во взвешенном состоянии. Нельзя удалить из воды коллоидные примеси и путем фильтрования через осветлительные фильтры, так как размеры их частиц 0,01 — 0,1 микрон настолько малы, что, не задерживаясь, проходят через фильтрующий слой. Укрупнение коллоидных частиц до размеров, при которых они достаточно быстро осаждаются в отстойниках или задерживаются на фильтрах, достигается коагуляцией. Реагенты, способные при добавлении в воду вызывать коагуляцию естественных коллоидов, называются коагулянтами. При определенных значениях рН среды коллоидные частицы коагулянта слипаются с частицами мелкодисперсных и коллоидных загрязнений воды в крупные хлопья, выпадающие под действием силы тяжести в осадок. Коагуляция воды сернокислым железом обычно сочетается с известкованием воды. Правильно выбранная доза коагулянта имеет большое значение для нормального протекания процесса коагуляции воды. Оптимальная доза коагулянта не может быть определена расчетным путем, поэтому для ее установления выполняются лабораторные опыты. Определяют общую щелочность исходной воды. В противном случае добавляют и раствор щелочи. Необходимую дозировку реагентов находят следующим образом: 1. Приготавливают 5 — 7 стаканов емкостью 500 мл. Находят дозировку коагулянта. Раствор перемешивают и в течение 20 мин наблюдают за образованием хлопьев. Выбирают дозировку коагулянта, при которой процесс образования хлопьев проходит быстрее всего. Дозу коагулянта, добавленную в этот стакан, считают оптимальной для данной воды например, 4 мл. Результаты опыта. Суммарное содержание в воде всех кальциевых и магниевых соединений называют общей жесткостью воды. Определение необходимого для умягчения воды количества извести и соды. Приведенные выше реакции умягчения воды показывают, что известь расходуется на осаждение солей карбонатной и магниевой жесткости и на связывание свободной углекислоты, а сода — на осаждение солей некарбонатной жесткости. Затем при помощи пипетки или цилиндра вводят необходимые дозы реагентов в виде растворов известной концентрации. После ввода реагентов содержимое стакана тщательно перемешивают стеклянной палочкой и выпавшему осадку дают отстояться в течение одного часа. Затем его отфильтровывают и производят определение общей жесткости и щелочности фильтрата умягченной воды. Результаты определения свести в табл. Умягчение воды методом катионного обмена заключается в использовании способности некоторых практически нерастворимых в воде специальных материалов катионитов вступать в ионный обмен с растворенными в воде солями, поглощая их катионы и отдавая в раствор эквивалентное количество катионов, которыми они насыщены. В данной лабораторной работе процесс умягчения воды будет проходить на Na-катионитовом фильтре рис. Лабораторная установка состоит из фильтра диаметром 50 мм, высотой 240 мм, заполненного катионитом С-100 на высоту 120 мм. Для управления отдельными процессами работы фильтра он оборудован верхним и нижним дренажно-распределительным устройством и зажимами задвижками 1 — 4. Na-катионитовый фильтр Выполнение работы Ре Процесс умягчения воды. Перед началом выполнения работы определяют карбонатную, некарбонатную и общую жесткость водопроводной исходной воды. Умягченную воду отбирают в сосуды по 500 мл с небольшим промежутком между отборами 3 — 5 проб. По окончании процесса умягчения задвижки 1 — 2 закрывают. Выполняют анализ отобранных проб натрий-катионированной воды по жесткости и по щелочности. Процесс регенерации фильтра. Взрыхление катионита необходимо для устранения слежавшихся слоев и удаления из него механических загрязнений. При взрыхлении воду подают на фильтр снизу вверх, для чего открывают задвижки 3, 4. Скорость подачи воды увеличивают постепенно, так, чтобы весь катионит пришел во взвешенное состояние, исключая выброс его из фильтра. Процесс взрыхления занимает около 10 мин. ТУ После окончания процесса взрыхления переходят к процессу пропуска регенерационного раствора. Отмывка катионита. Данный процесс имеет целью удалить из слоя катионита продукты регенерации CaCl2 и MgCl2, а также избыток поваренной соли NaCl. Отмывку производят умягченной водой, полученной в процессе умягчения, подавая ее сверху вниз. Через некоторое время после начала отмывки примерно 5…10 мин отбирают пробы воды и проверяют на жесткость. Количество воды, необходимое для отмывки, определяют по расходу умягченной воды, затраченной на этот процесс.