Новости традиции праздника масленица

Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами.

Масленица в России: история и традиции праздничной недели

Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника Дату языческого праздника церковникам пришлось сместить, назад, так как традиционная славянская Масленица выпадала на пост, во время которого было запрещено обжорство и массовые гуляния.
Как правильно встречать Масленицу Широкий четверг, 4 марта - Тещины вечерки, 5 марта - Хлебосольная Масленица.

Масленица: история и традиции праздника

Большинство традиций и обрядов на Масленицу связаны именно с представительницами прекрасного пола. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. Современные традиции празднования Масленицы исключают языческие ритуалы вроде жертвоприношений или поклонения тотемам. По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. Самый вкусный и веселый праздник — Масленица (она же Блиноедка, Прожорница, Прожорная неделя, Объедуха, Целовальница, Коляда масленая) — в этом году длится с 11-го по 17 марта. Между тем некоторые масленичные обычаи и традиции, как древние, так и современные, могут показаться шокирующими.

Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю

Также поминались усопшие. Днем люди ходили в баню. Ближе к вечеру в конце праздника торжественно сжигалось соломенное чучело. Зачем сжигают чучело Говоря о Масленице нельзя не сказать и о традиции, которая у многих ассоциируется с этим праздником. И речь сейчас пойдет не о блинах. Один из главных символов Масленицы — чучело, которое торжественно сжигают на костре.

Фото Виктории Перевязко, «Кубань 24» Как уже ранее говорилось, многие масленичные обычаи являются отголоском языческого прошлого. В представлении восточных славян соломенное чучело отождествлялось с древней богиней зимы — Мораной. Поэтому обряд сжигания чучела — это в некотором смысле похороны зимы. По традиции, чучело перед сожжением носили по всем улицам города или села, чтобы его могли увидеть все жители. При этом, при проносе соломенной куклы по улицам пародировалась похоронная процессия.

Конечно же, никто не плакал. Напротив, все окружающие пели веселые песни и громко смеялись. На чучело надевали старую одежду. На голове куклы повязывали яркие ленточки. Считалось, что чем больше на нем будет тряпок, тем лучше и ярче оно будет гореть.

В костер с горящим чучелом также кидали различную пищу — яйца, блины и т. Оставшийся пепел рассыпали по полям для обеспечения хорошего урожая. Масленичный «бойцовский клуб» Еще одной широко известной масленичной традицией были кулачные бои. Уберите от экранов женщин, детей и людей с неустойчивой психикой. Сейчас мы расскажем о настоящих боях на кулаках, которые были популярны у наших предков.

Одним из первых свидетельств о кулачных боях является «Повесть временных лет». Как и сжигание чучела, эта традиция имеет языческие корни. По некоторым данным, до принятия христианства славяне устраивали кулачные бои в честь громовержца Перуна. Со временем они стали частью масленичной традиции.

Как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами. Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку.

Их пекут каждый день в больших количествах. Мультфильм «Ишь ты, Масленица», 1985 год Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков. Понедельник — «Встреча Масленицы» В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям.

В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников. Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния. Масленица в вопросах и ответах Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными. Что же стоит знать об этом празднике? Откуда пошло название? Масленицей праздник назвали из-за большого количества масляной, сытной еды, которые готовили в это время. Всю неделю было принято лакомиться молочными продуктами. Интересно, что даже христианская церковь разрешает на Масленицу вкушать молочную пищу в постные дни среду и пятницу. Существуют и другие названия этой недели: Колодий, Масница, Комоедица. Последнее связано с медведями, которых славяне называли комами. В дохристианские времена, когда праздник отмечали в день весеннего равноденствия, считалось, что именно на Комоедицу просыпались из спячки медведи. Современное название Масленица — появилось примерно в XVI веке. Существует еще одна версия происхождения названия. Масленица — это одно из имен славянской богини Лели. Что едят на Масленицу? Основное блюдо этого праздника — блины: тонкие, ажурные, с начинками или без начинок, соленые или сладкие. Их поливают растопленным маслом, шоколадом или медом, в блинчики заворачивают икру или рыбу, грибы, творог, ягоды. Помимо блинов, на Масленицу заведено лакомиться сыром, рыбными и молочными блюдами. Из напитков наиболее популярен чай, сбитень. Какой это праздник — славянский или христианский В Масленице переплелись славянские православные и христианские традиции. Корни праздника — очень древние, его отмечали задолго до прихода христианства на Русь. По некоторым версиям Масленица и Красная Гора — это разные названия одного и того же торжества, посвященного наступлению нового года, наступления Новолетия. В нем был глубокий космический смысл. Наши предки считали, что Солнце проходит полный цикл развития, похожий на человеческую жизнь. Так, на Коляду, в день зимнего солнцестояния, оно рождается, всю зиму крепнет и развивается, и именно на Масленицу, в день весеннего равноденствия, входит в полную силу, становясь Ярилой. Именно с этого дня ночь начинает отступать, становится короче дня. Это время, когда все живое пробуждается от тяжелой зимней спячки, возрождается.

Еще в первый день сырной седмицы достраивались горки для катания, снежные городки, другие увеселительные сооружения. Начинали их строительство накануне, а в понедельник завершали, доделывая последние штрихи. Также первый день недели служил для изготовления чучела Масленицы. Его водружали около горок и снежных городков. В первый день было принято навещать родственников. С утра невестки отправлялись в гости в отчий дом, а к вечеру приходили их мужья со своими родителями. Самым главным в этот день считалось хорошо накормить свою родню. Народные гуляния на Масленицу Вторник — заигрыши Второй день Масленицы был посвящен знакомству и смотринам. Парни и девушки катались на санях и присматривались друг к другу. Сопровождали это веселье сладкие блины, которые пеклись в качестве угощения для гуляющей молодежи. Пары, недавно вступившие в брак, тоже подвергались веселым испытаниям. Например, их могли вывести за ворота и заставить целоваться на глазах у всех. Молодые девушки, только что ставшие женами, должны были катать на санях своих незамужних подружек. По поверьям, подружки после этого должны были подыскать жениха и выскочить замуж. Среда — лакомка В среду теща приглашала зятя в гости на блины. Помимо зятя, в дом звали других гостей — родственников, друзей и соседей. Угощали не только блинами, но и пирогами с разным начинками, сбитнем, орехами в меду и другими лакомствами. Но блины со сметаной, маслом, икрой были главным блюдом. Считалось, что чем сытнее теща накормит зятя, тем сильнее она его ценит и уважает. Также было принято мазать голову зятя маслом, чтобы он любил и почитал свою жену. На улице в среду обычно проходили кулачные бои, конные состязания. На третий день Масленицы теща угощает зятя блинами Четверг — разгуляй Четвертый день Масленицы проходил в массовых гуляниях.

Масленица. История и традиции праздника

Но какая же масленица без блинов? Гости праздника угощались пышными блинами и сладостями, запивая их горячим ароматным чаем. Информацию подготовила: Людмила Филиппова. Телефон для справок: 74-88-33. Ведущая Ольга Николаева рассказала учащимся об истории и традициях празднования Масленицы в древности и в наши дни. Мероприятие сопровождала слайд-презентация с отрывками из видеофильма о праздновании масленицы в Чувашии. Ребята не только внимательно слушали рассказ ведущего, но и с удовольствием участвовали в масленичной викторине, разгадывали загадки и играли в веселые масленичные игры. Каждый участник в этот день получил заряд бодрости и хорошего настроения, обогатил свои знания о традициях и обычаях чувашского народа. Кульминацией праздника стало традиционное масленичное угощение блинами.

Информацию подготовила Ольга Николаева. В библиотеку им. Хузангая 26 февраля на фольклорный праздник "Масленица хороша - широка её душа" пришли члены женского клуба "Ивановские девчата" 12 человек. Масленица - один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный, старинный славянский праздник проводов зимы. Вот и решили библиотекари в масленичную неделю читателям настроение поднять и самим повеселиться. Используя электронную презентацию "Масленица идёт, блин да мёд несёт", рассказали историю Масленицы, о днях масленичной недели, как наши предки праздновали и шутили на Масленицу, какие молодецкие были забавы. Гости библиотеки с удовольствием поиграли, отгадывали загадки, вспомнили пословицы и поговорки о Масленице и блинах. Мероприятие завершилось чаепитием, песнями в исполнении "Ивановских девчат".

Информацию подготовила Елена Сидорова.

Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.

Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями.

Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам.

Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира.

По другой версии, Масленица восходит к языческому празднику в честь бога Велеса. Считается, что с приходом христианства культ Велеса перешёл в почитание Св. Власия, сохранив при этом черты языческого божества — они оба считались покровителями скота. Праздник этого христианского святого приходится на 11 24 февраля, когда «Власий сшибает рог зиме», что трактуется как конец зимнего времени и начало весны. Кроме того, в этот день принято было освящать коровье масло и печь блины. Коров в это время старались кормить как можно сытнее и лучше. Связь Св. Власия с маслом сохранилась в фольклоре, например, в Беларуси есть поговорка: «На Власа бери ковшом масло».

Ещё одна народная пословица гласит: «У Власия и борода в масле». Однако правдоподобность связи Масленицы с Власием или Велесом ставится под вопрос, ведь, вероятнее всего, эти праздники существовали в одно время. Обряды Масленичные обряды — это целый сложный комплекс, связанный с несколькими направлениями: 1. Эту связь подкрепляют верованиям о том, что умершие предки уходят в загробный мир и оттуда помогают живым. Особенно сильно, по поверьям, они могли воздействовать на урожай. Например, у русских крестьян была традиция зимой зажигать поминальные костры для предков. Они надеялись, что «от этого огня пшеница народится ярая» [Зеленин]. Есть мнение, что Масленица, как и Святки, была когда-то поминальным праздником.

Раньше было принято первый испечённый блин класть на окно или отдавать нищим «на помин усопших». В последнее воскресенье Масленицы Прощёное женщины в полном молчании шли на кладбище. Там они просили прощения у умерших, плакали и причитали. Затем клали на могилы блины иногда ставили и водку и также в молчании уходили обратно. К поминальным обрядам можно отнести кулачные бои, песни, пляски и скачки, которые проводят на Масленицу. Пропп считает, что они дошли до нас с древнейших времён тризны — восточнославянского погребального обычая, когда после сожжения покойника в его честь устраивались пиры, военные состязания и т. Кроме того, танцы и хороводы были направлены на плодородие и хороший урожай.

Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа. С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть. В масленый понедельник и выпекали первый блин, который отдавали бедным. Заигрышный вторник В масленый вторник начинали зазывать Масленицу: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Во время Великого поста справлять свадьбы было запрещено, поэтому их устраивали сразу после него — на Красную горку. Тогда молодые могли пожениться. Также во вторник праздничной недели в гости приглашали друзей и родственников. Лакомая среда или Тещин день В этот день зять должен был прийти в гости к теще, которая угощала блинами. Отведать блинов приходили также его друзья и родственники. Теща в "Лакомку" была особо ласкова и заботлива, показывала свое хорошее отношение к будущему мужу дочери. Наши предки считали, что чем добрее теща к своему зятю, тем крепче и счастливее будет брак. Дела по дому откладывали, заниматься ими в ближайшие дни было нельзя, ведь это считалось плохой приметой.

Масленица — почему так называется?

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Масленичные традиции бережно передавались из века в век, поэтому теперь праздник представляет из себя горячую смесь языческих и христианских обрядов. Масленица традиции и обычаи Масленица: традиции и обычаи. Существует несколько названий этого праздника.

Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования

Пропп «Русские аграрные праздники», 1995 считал, что в первую очередь масленичные обряды были связаны со стимуляцией плодородия, подготовкой к началу полевых работ. Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела. Жертвоприношения Сегодня в это сложно поверить, но, согласно этнографическим источникам, вплоть до XVII столетия на Руси существовала традиция человеческих жертвоприношений на Масленицу. Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь».

Жертвами, как правило, становились люди второго сорта — деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки. Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай.

Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле.

Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем. Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти.

В эти дни все также было принято печь блины и сжигать чучело зимы, но одновременно последний день Масленицы стал Прощеным воскресеньем, когда люди просили друга у друга прощения за причиненное так или иначе зло, а суббота стала — родительской, в этот день поминали усопших. Что было принято делать в каждый день Масленицы Понедельник — встреча. В этот день пекли первый блин, его было принято отдавать бедным. Вторник — заигрыши. На этот день планировали смотрины, родители жениха и невесты договаривались о предстоящей свадьбе, играть которую можно было после Пасхи. Среда — лакомка. К теще на блины было принято ходить именно в этот день.

Четверг — разгул. Первые три дня масленичной недели назывались узкой Масленицей, а с четверга начиналась широкая, когда нужно было приготовиться и отложить все дела, а только лишь печь блины, отдыхать и радоваться. В четверг начинались масленичные гуляния с песнями, плясками, катанием на санях и с горок и взятием снежной крепости.

Возник он ещё во времена язычества. Считается, что изначально празднование Масленицы на Руси было связано с культом бога Солнца Ярилы. Недаром оно приходилось на конец зимы — начало весны, когда Ярила «сходил» на землю. Советский фольклорист В. Пропп «Русские аграрные праздники», 1995 считал, что в первую очередь масленичные обряды были связаны со стимуляцией плодородия, подготовкой к началу полевых работ. Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела. Жертвоприношения Сегодня в это сложно поверить, но, согласно этнографическим источникам, вплоть до XVII столетия на Руси существовала традиция человеческих жертвоприношений на Масленицу. Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь». Жертвами, как правило, становились люди второго сорта — деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки. Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица».

После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю. А по окончании праздника Масленицы у православных верующих начинается один из самых важных постов. Все мы помним высказывание: "Не всё коту Масленица - будет и Великий пост". Пословицы: - Масленица идёт, блин да мёд несёт. Загадки :.

Поговорим о масленице

Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Вообще, масленичные традиции посвящены чествованию молодожёнов, которые женились во втором полугодии предыдущего года. Масленица в 2024 году: традиции, обычаи, обряды. Вообще, масленичные традиции посвящены чествованию молодожёнов, которые женились во втором полугодии предыдущего года. Масленица: дни масленичной седмицы Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение.

Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния

Масленичные традиции бережно передавались из века в век, поэтому теперь праздник представляет из себя горячую смесь языческих и христианских обрядов. Масленица в 2024 году: народные традиции и обычаи. Традиции празднования Масленицы уходят корнями вглубь нашей истории. «» рассказывает, когда масленичная неделя начнется в 2024 году, а также вспоминает историю и традиции праздника. В последний день праздника, Прощеное воскресенье, Масленицу провожали: хоронили, разрывали на части или сжигали. По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела.

Зачем чучелу кармашки? Как сегодня в России празднуют Масленицу

То, за что мы любим Масленицу, — вкусные, пышные блины — никогда не были символом праздника. Блины всегда считались поминальным блюдом, которым нужно было обязательно «умаслить» предков в земле, чтобы они сделали землю плодородной, а значит, почтить их память блинной трапезой. Статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы появился лишь вXIXвеке из-за ошибки некоторых исследователей от культуры. Угощаясь блинами, наши предки верили в то, что получают частичку могущества небесного светила. Сжигание чучела в последний день масленичной недели символизирует не проводы зимы, а жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще полностью повторял похоронный обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб. У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя».

В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами. В католических странах существует прямой аналог Масленице — «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» - что в переводе означает «прощай мясо».

До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в селе Куденском Вологодского и уезда лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда молодежь и останавливается или у родных, или в тех домах, где есть «игровые» или знакомые девушки. А часам к трем пополудни начинается катанье. Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец.

Но всех больше катаются «новожены», т. Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы». Обычай этот принадлежит, несомненно, к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений. Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы обыкновенно в те самые, в которых венчались , встают рядами «столбами» по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга.

Или: — А нуте-ка, покажите, как вы любитесь? Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» и в особенности для молодой чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет. Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых. В некоторых местностях например, в Вологодской губернии визиты начинаются еще в мясное последнее перед масленицей воскресенье. В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но чаще первый визит делают молодые. Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей. Случается и так, что масленичные визиты молодых носят общесемейный характер: молодые с родителями жениха отправляются в дом родителей невесты и начинается угощение сватов.

Молодые при этом играют роль почетных гостей: их первых сажают за стол и с них начинают обносить яствами. Пиршество обыкновенно длится чрезвычайно долго, так как масленица — праздник еды по преимуществу, и обилие блюд считается лучшим доказательством гостеприимства. После бесконечного обеда молодые обыкновенно катаются на санях вместе с бывшими подругами невесты, а сваты в это время начинают уже свою попойку, которая заканчивается только к ночи с тем, чтобы на другой день начаться снова уже в доме родителей жениха. Кроме молодых, масленичные визиты считаются обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходят к кумовьям «с отвязьем», т. В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка. Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т.

Уже самое название этого выкупа — «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т. В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого, идут конечно не «на меч», а на водку которая распивается всем миром и на чай-сахар для баб. По свидетельству нашего корреспондента, эта своеобразная подать взыскивается или в день свадьбы, или в мясное последнее перед масленицей воскресение и притом взыскивается по всей строгости обычаев: ни просьбами, ни хитростью молодому от выкупа не отвертеться. Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. По установившемуся ритуалу, молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней.

Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж.

Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью.

Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1].

Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47].

Сжигание чучела Ритуал уничтожения наряженного соломенного чучела проводится в конце недели — один из значимых и ожидаемых обычаев любимого многими праздника Масленица. Для этих целей делают большую куклу, приносят ее в символическую жертву. В качестве основы брали солому, сверху надевали женский наряд. Во время праздничной недели оставляли чучело на центральной площади поселения.

Перед ритуалом сжигания проводились пляски, игры. Традиция сохранилась и поныне, отмечают праздник в городах и сельской местности. Смысл сжигания чучела: уничтожить зиму, чтобы воскресить весенние силы. Сейчас это больше развлекательное мероприятие, часть культуры и давних традиций. На праздник ходят семьями, чтобы весело и интересно провести время, поучаствовать в играх, попробовать вкусные угощения. Значение дней Масленичной недели Каждый день, согласно давним обычаям, в период праздничной недели имеет свое значение. В память наших предков стоит помнить, как называются дни Масленицы.

Каждый из них сопровождался особыми обрядами. Блины — не только вкусное угощение, но и главный символ праздника, печь их начинают с первого дня. Тот, что испекли первым, раньше принято было отдавать нуждающимся. В этот же период подготавливалось чучело. Раскатывались ледяные горки. День насыщенный, сопровождался весельем. Посвящен он был молодежи.

Назывался «Заигрыш». Проводился активно, весело: устраивались народные гуляния. Молодые искали себе невест и женихов. Звали гостей, обязательно были угощения, среди них и блины. Одно из развлечений — кулачные бои. День назывался «Лакомка».

Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды

Масленица 2021: традиции и обряды празднования. В 2021 году праздновать Масленицу начнут в понедельник 8 марта, а закончат в воскресенье 14 марта. Раньше Масленица отмечалась семь дней, каждый из которых включал в себя определённые традиции и даже имел собственное название. Масленица — древний славянский праздник, который длится целую неделю. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий