Сорок Севастийских мучеников святые и святыни мученики. Новости по теме. В день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском храме в посёлке Мирный. Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы. Храм Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе (официальное церковное название) находится в непосредственной близости от основного входа в Новоспасский монастырь. Через три дня 40 святых мучеников явились севастийскому епископу и попросили похоронить их останки. Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала.
Страдание святых 40 мучеников Севастийских
Один из мучеников не выдержал, побежал на берег и упал замертво. По преданию, стражник на берегу увидел, как на воинов с неба сходят чудесные венцы. Он объявил себя христианином и присоединился к мученикам. В страшном холоде воины не погибли за ночь. Тогда им перебили молотами голени, а тела сожгли.
Кости бросили в реку. Мощи святых собрал и похоронил епископ Севастийский Петр с помощниками. Замерзший водоем. Сорок Севастийских мучеников 2019: традиции праздника День памяти 40 мучеников Севастийских — один из самых почитаемых праздников святых в православной церкви.
В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии ныне на территории Турции. Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии.
Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать.
Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.
Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане.
Для усиления мучений на берегу растопили баню, предлагая любому из мучеников спасти свою жизнь в обмен на отречение от Христа. Воины храбро держались, поддерживая друг друга, но один из них не выдержал и побежал к бане. Лишь переступив её порог, несчастный упал замертво.
Вдруг произошло новое чудо: посреди ночи над озером засиял дивный свет, лёд растаял, вода стала тёплой. Один из стражников, по имени Аглаий, увидел, как с неба на мучеников спускаются прекрасные венцы, и один из венцов не находит себе места. Тот, кому этот венец был предназначен, не выдержал испытания. Тогда Аглаий бросил оружие, снял с себя одежду и побежал к мученикам, закричав: «И я — христианин! И хотя он мало знал о христианской вере, он взмолился Богу, силу которого видел своими глазами.
Утром истязатели увидели, что мученики живы и не сломлены, а их стражник сам стал христианином. Тогда в бессильной злобе Лисий приказал перебить воинам-христианам голени и сжечь их тела. Сгоревшие останки были брошены в озеро, чтобы сделать невозможным их достойное погребение. Через три дня святые мученики явились Севастийскому епископу Петру и велели ему похоронить их останки. Епископ с духовенством ночью пришёл к озеру и собрал святые мощи, чтобы воздать должные почести воинам-мученикам.
Эта история по-житейски кажется немыслимо трагичной: христиане были убиты уже после официального окончания преследований, Ликиний после этого прожил совсем недолго, и с позором закончил свою жизнь, отказавшись от власти после череды поражений. Казалось бы, ещё немного, и этой трагедии могло не случиться.
Остальные молились и пели псалмы, превозмогая ужасные муки. Когда наступила ночь, один из стражников, охранявших мучеников в озере, долго не мог уснуть, размышляя, почему так сильна их вера, и как получается им выживать в таких невыносимых условиях. И тут он увидел над озером яркое сияние, и лед начал таять, а над головами 39 пленников появились светящиеся венцы. Тогда он бросился к страдальцам, попросив принять его в ряды верующих. Вернувшийся начальник, увидев, что все пленники все еще живы, приказал их убить. Мучеников забили молотами, тела сожгли, а останки утопили в озере, чтобы ни похоронить их, ни поклоняться им никто не мог. Но через три дня все 40 погибших за веру явились во сне епископу Севастии Петру и велели ему поднять их кости из реки. Так он и сделал со священниками тайно под покровом темноты, ведь найти кости было легко — они светились в озере.
Что принято делать на день сорока мучеников и причем здесь жаворонки В церкви возносят молитвы сорока Севастийским мученикам. Молятся им чаще за воинов, чтобы те скорее вернулись со службы. К тому же 22 марта — это еще и встреча весенних птиц. Считается, что в этот день из теплых стран возвращается 40 видов перелетных птиц.
Праздник «Младенцы» или как сербы празднуют память 40 севастийских мучеников
22 марта, история о подвиге солдат римского отряда, зачем пекут жаворонков на праздник, православные традиции дня, приметы, особенности церковной службы - в статье. Память святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся иером. Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала.
Сорок мучеников
Сорок мучеников Севастийских – это святые первых веков христианства. Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Страдание святых 40 мучеников Севастийских. В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Если на 40 Севастийских мучеников будет тепло, то следующие сорок дней (до Зосима пчельника – дата приходится на 30 апреля) будут теплыми. История и традиции дня 40 мучеников Севастийских — в материале
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины? (22 марта)
Также сдобных жаворонков развешивали на деревьях в саду, дарили соседям, — считалось, что так еще и домашняя птица будет здоровой. А все потому, что считалось, что в этот день окончательно вступает в свои права весна, из теплых краев возвращается 40 видов птиц, среди них и жаворонки. Когда праздник 40 мучеников приходит, с удовольствием устраивают застолье с родными и друзьями, блюда на столе при этом обязательно должны быть постными. И чем больше гостей будет, тем лучше. Также хозяева выходили к земле, сеяли горох и мак, веря, что так урожай в этом году будет богатым.
Православный праздник 40 святых попровительствовал еще одному виду птиц — сорокам, которые по происхождению названия связаны со святыми. Считалось, что в этот день сорока берет сорок веточек и строит себе из них гнездо. Люди старались не тревожить птицу, так как она еще и была оберегом дома, возле которого живет. Случалось, что утром на праздник 40 мучеников Севастийских был мороз, обычно длящийся следующие 40 дней, поэтому люди старались уберечь посевы и пекли 40 шариков из ржи или овса.
По традиции, их выбрасывали по одному на улицу в следующие 40 дней. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим имена , защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. День 40 святых: приметы дня На Сорока мучеников присматривались к знакам природы, чтобы сделать свой прогноз на будущий урожай и погоду. Если посеять в этот день мак, урожай будет в 40 раз больше посеянного.
Босыми ногами, без одежды они стояли на морозе, охраняемые стражниками. Чтобы заставить их изменить Богу, на берегу озера растопили баню, обещая сразу обогреть каждого, кто откажется от христианства. И действительно, после полуночи, когда холод стал ужасающим, один из дружинников бросился в баню… и упал мертвым на пороге ее. Возможно, Господь не попустил ему стать мучителем своих товарищей, взяв хотя бы на окраину рая за перенесенные мучения. Остальные же продолжали подбадривать друг друга и петь молитвы. После трех утра Бог облегчил муки невинных страдальцев: в зимнюю ночь небо просияло светом, лед растаял и превратился в теплую воду, в которой мученики теперь стояли по пояс. На головы их зримо опустились сияющие венцы. Это чудо, как и бегство одного из дружинников, видел стражник Аглаий. Он сам снял с себя одежду и, разбудив остальных воинов охраны, исповедовал себя перед ними христианином, а затем вошел в озеро с молитвой: «Господь и Бог, в Которого верят эти воины, присоедини меня к их сонму, чтобы и я с Твоими рабами достойно пострадал».
Утром палачи увидели живых мучеников вместе с присоединившимся к ним охранником. Тогда их вывели из воды и казнили, перебив голени. Они скончались быстро, но в муках. Жизнь теплилась лишь в одном, самом юном — Мелитоне. Его мать, пришедшая на место казни, умоляла его терпеть страдания до конца. А когда тела всех мучеников сложили и повезли на костер, мать Мелитона понесла его за ними, чтобы пытки над ее сыном не продолжились и он не предал Бога. У костра скончался и он. Тела Севастийских мучеников были сожжены на костре в тайном месте, а останки пущены в воду — ведь палачам было известно, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню. Важно Но сами святые явились через три дня в сияющем сонме главе церкви Севастийской епископу Петру, указав на место, где пребывали их мощи.
Владыка Петр со священниками Севастии ночью предал погребению останки мучеников. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя. В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму.
Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет». Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Совет Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Фото Марии Черкашиной И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво. Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин! Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню. Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована. В 2018 году праздник переносится на 20 марта из-за совпадения с четвергом Великого Канона. Храм 40 Севастийских мучеников Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28. В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора. Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Фото Марии Черкашиной Молитвы святым сорока мученикам Севастийским Молитва первая О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Молитва вторая О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим имена , защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Читайте также: Зеркало в спальне напротив кровати: почему по приметам нельзя вешать, чем его закрыть Икона 40 Севастийских мучеников В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна.
Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства. В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых. Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки с ударением на первый слог. Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков». Святой образ, помещенный в вашем доме, способен оградить вас от зла и сплетен, помочь собраться с силами и одолеть любую беду. Во времена царствования римского правителя Константина православным людям была дана свобода вероисповедания. Однако не все были согласны с подобным положением вещей.
Имеющий власть воевода Ликиний мечтал возродить язычество и избавить римские земли от последователей православия. Начать вероломный язычник решил с военных отрядов, на тот момент почти полностью состоящих из православных людей. Один из отрядов под началом Ликиния оказался в городе Севастии. Воевода собрал солдат у себя и посулил им богатые дары за отказ от православной веры и принесение жертвы языческим идолам. Воины возмущенно отказались, и тогда Ликиний повелел своим прислужникам бросить несогласных в темницу. Семь дней и ночей верующие провели в сыром подвале, непрестанно молясь Господу. На восьмой день Ликиний вновь потребовал отказаться от Христа, но никто не согласился, и тогда язычник приказал раздеть православных, выгнать их на середину замерзшей реки, а рядом растопить баню, чтобы перед лицом смерти от лютого холода заставить воинов отказаться от их веры. Верные Христу сорок мучеников приняли смерть и отошли в Царствие Небесное в славе и блаженстве. Через несколько лет монахи города Севастии написали икону, повествующую о великом мученическом подвиге.
Где находится святой образ Нетленные мощи сорока Севастийских мучеников были сохранены в Севастийском монастыре, где и находятся в настоящее время. Список первоначальной иконы вместе с частицей чудотворных мощей также можно найти в храме сорока Севастийских мучеников в Москве. Описание иконы На иконе, написанной через 5 лет после мученической смерти римских православных воинов, изображены Севастийские мученики, готовые принять мучительную смерть во имя Господа и Его Царствия. Мученики стоят на льдах, но их глаза устремлены в небеса: там ожидает их Милость и Слава Божия. О чем молятся перед иконой «Сорок Севастийских мучеников» Подвиг и жертва римских православных воинов обратили в православие многих людей, видевших их мужество и стойкость. С того времени и по сегодняшний день Севастийским мученикам молятся, прося о даровании сил, укреплении веры и обретении стойкости перед лицом жизненных трудностей.
Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте. Празднование Память святых сорока мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Тропарь Севастийским мученикам Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам». Кондак Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.
Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин! Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа.
Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их.
День памяти Сорока Севастийских мучеников
Разъяренные язычники убили всех: перебили голени. По преданию, самый юный, Мелитон, скончался последним. Его мать, все это время ободрявшая сына, молившаяся за него, сама положила его тело на колесницу. Дабы христиане не устроили «культа» мучеников, тела их сожгли, кости — бросили в реку. Тогда случилось еще одно чудо: верующие, по явленному епископу видению, смогли найти сожженные мощи и собрать их. Святость угодников Божиих была несомненна, чудеса — явны всем, так что их почитание началось сразу по кончине: в Константинополе было по крайней мере 8 храмов святых; а на Руси уже в первые десятилетия по Крещении появились первые храмовые фрески их изображающие — причем в Софийском соборе «стольного града», Киева.
Историки предполагают, что такое почитание могло сложиться ввиду того, что одним из первых митрополитов Руси был Феофилакт, раньше бывший епископом в Севастии. Возможно, именно он постарался, чтобы мучеников знали и чтили русичи. О чем молятся в чем помогают. Святые считаются покровителями: воинов,всех, кто гоним за веру. Ну а русские крестьяне, так как память святых приходилась на весну, еще всегда молились им, чтобы поскорее пришло тепло, благоприятным было лето и хорошим — будущий урожай.
Чаще всего святых пишут всех вместе. На многих образах представлено их мучение в озере, растопленная баня и бегущий к ней Мелетий, сходящие с небес венцы и уверовавший во Христа стражник. Но встречаются и изображения отдельных мучеников — ведь многие мужчины тезоимениты кому-то из их дружины, и желают иметь икону своего святого. Самая знаменитая церковь. Можно сказать, что она находится в Иерусалиме, в колокольне Храма Воскресения известного также как Храм Гроба Господня.
Церковь известна с XII в. Сейчас она — усыпальница Патриархов Иерусалимских. Другие храмы. Всего в мире около 20 церквей, посвященных святым. Традиции и обычаи.
Среди них было немало языческих: например, сербы убирали двор и сжигали мусор при этом все домашние трижды прыгали через костер. А вот на Руси пели особые песни, «закликающие» весну, «веснянки». Это, пожалуй, самый известный обычай дня — изначально к мученикам отношения не имевший. У него, как и у других, происхождение — языческое.
Так, однажды ночью сами воины и дежурившие в темнице сторожа услышали дивный глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Видимо так Господь дал понять храбрым воинам, что им предстоит вскоре принять мученический венец во славу Имя Его Святого. После того, как мужчины некоторое время пробыли в темнице, их вывели к Агриколаю, который был военачальником дружины.
Он и учинил им первый суд. Первоначально язычники хотели лестью заставить мучеников отречься от Христа — они стали всячески восхвалять их воинские заслуги. Агриколай пообещал, что если мужчины принесут жертву богам, о том обязательно сообщат императору. Да, предложение это было действительно очень заманчивым. Ведь в этом случае мужчин ждало всеобщее признание. Их «карьера» быстро бы пошла в гору, что открывало большие перспективы, на что и не могли надеяться простые воины. Да только не нужна была мученикам слава человеческая.
Они всем сердцем любили истинного Бога и не собирались отрекаться от него ни словом, ни, тем более, делом. Поэтому военачальник получил отказ. Тогда в ход пошли прямые угрозы. Агриколай напомнил мужчинам, что ждет любого человека, который рискнет ослушаться императорского указа. Но и это не испугало христиан. Так, ничего и не добившись от них, военачальник вновь повелел заключить мужчин в темницу. Неизвестно, сколько бы пришлось томиться здесь святым мужам, если бы через неделю после первого суда в Севастию не прибыл бы один знатный сановник по имени Лисий.
Он вновь призвал воинов к ответу и прямо приказал им принести жертву скверным богам. Но мученики не изменили своей позиции. Они вновь отказались отрекаться от Христа. Тогда Лисий отдал приказ побить их камнями. И тут случилось первое чудо. Сколько бы мучители не пытались попасть в воинов, которые смиренно стояли на одном месте, ни один камень так и не причинил им вреда. Зрителям казалось, что какая-то невидимая сила покрыла святых мужей непробиваемым покровом.
Более того, когда Лисий сам решил привести приговор в исполнение видимо, подумав, что стражники специально кидают камни мимо , брошенный им камень попал прямо в лицо Агриколаю. Мучители так и не осознали, что то была Сила Божия. Они приписали это колдовству и повелели вновь заключить святых в темницу. Здесь Господь вновь постарался укрепить страдальцев. Ибо ночью опять мужи услышали голос: «Верующий в Меня, если и умрет, то оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные». На следующий день святых вновь повели на допрос к Лисию.
Воины все также отказывались принести жертву богам. Поняв, что дальше с ними разговаривать нет смысла и, опасаясь, как бы кто из горожан не впечатлился их мужеством ибо многие в те времена хотя и тайно, но сочувствовали христианам , мучители придумали для страдальцев страшную пытку. В то время на улице стоял сильный мороз. Водоемы сковало льдом. Мучители повелели вывести мужчин к расположенному недалеко от города озеру. Здесь их поставили на лед. Чтобы никому не удалось сбежать, рядом с озером установили постоянные караулы, состоящие из рьяных язычников.
Ничего не напоминает? Видимо постепенно в народной памяти это событие и стало отожествляться с подвигом Сорока Севастийских мучеников. Ведь в обоих случаях люди страдали от холода из-за чужой воли. Конечно, это всего лишь предположение. Но оно имеет место быть. Как бы то ни было, но в России особое почитание мучеников сохранилось и по сей день. Более того, с днем памяти этих святых страдальцев уже много веков связаны определенные традиции.
В народе праздник называется «Сороки». В этот день традиционно было принято печь «жаворонков». Причем хозяйки делали это еще с вечера, а утром всех птичек обязательно нужно было раздать детям своим или чужим — не так важно. Но почему именно жаворонки? Простых людей еще с давних пор поражала одна интересная особенность в поведении этой птицы. Жаворонок сначала летит чуть ли не вертикально вверх, а потом буквально камнем падает вниз. Научного объяснения такого поведения тогда, естественно, не существовало.
Вот и трактовали это крестьяне по-своему. Дескать, птица вначале устремляется ввысь, но там видит Бога и, пораженная его величеством, с благоговением бросается вниз. Вот и получается, что все это символизировало как бы Песнь Славы Господу. Иконы Когда мучеников впервые стали писать на иконах — доподлинно не известно, однако ряд историков считает, что произошло это практически сразу после их подвига, т. Такое предположение имеет место быть, ведь самая старая из сохранившихся ныне икон датируется седьмым веком. Сегодня она хранится в Риме. К X веку складывается уже определенная иконографическая традиция, связанная с мучениками.
Так, на большинстве образов их стали изображать стоящими в озере и поддерживающими друг друга. Однако если изображения использовались в росписях храмов или фресках, святых нередко изображали в полном воинском облачении. При этом, в руках они могли держать либо оружие, либо кресты. Нередко святых изображали и поодиночке. Особенно часто в этом случае иконописцы отдавали предпочтение Аглаю, который заменил не выдержавшего мучений воина и, тем самым, за одну ночь снискал себе «венец нетленный». Вместо заключения Подвиг этих мучеников поражал людей во все времена. Но особенно ему дивятся наши современники.
Сами посудите. В 21 веке мы привыкли жить в комфортных условиях. Даже небольшая ранка становится для нас настоящей трагедией, а если какая-нибудь не в меру ретивая мать заметит, что ее ребенок зимой на минуту снял шапку, его недели две будут отпаивать горячим чаем и кормить самыми разными таблетками. А что же сделали мученики? Они не побоялись страданий. Более того, ведь отказываясь принести жертву богам, они даже не знали, что именно их ожидает. А ведь уже в то время гонения на христиан было не таким уж и редким явлением.
При этом, мучители изобретали самые разные орудия для пыток, которые даже каким-нибудь папуасам-людоедам могут показаться жестокими. С живых людей сдирали кожу, и в таком виде их оставляли в лесу, на съедение гнусом; их закапывали живьем, жгли, били. И это еще далеко не все пытки.
Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись.
Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с честью похоронил. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В этот день разрешается растительное масло. По традиции на Руси пекли изделия из постного теста в виде птиц — «жаворонки».
Икона сорока святым мученикам Севастийским
В день памяти святых сорока мучеников Севастийских предлагаем вниманию наших читателей проповедь архимандрита Тихона (Агрикова). 320 год – год страдания Святых Сорока Мучеников Севастийских за свою веру во Христа-Спасителя. В чем помогают святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся. История страданий воспоминаемых ныне святых сорока мучеников вполне подтверждает эту отрадную для грешников истину.
Кто такие эти 40 мучеников, в честь которых назвали праздник?
- 22 марта – память 40 Севастийских мучеников – Святые
- Главное меню
- Праздник настоящих мужчин: 22 марта — память 40 Севастийских мучеников - Валерий ШАМБАРОВ
- 40 Севастийских мучеников
- Сорок молодых и сильных парней сутки простояли в ледяной воде
- Размышления о подвиге мученичества на примере 40 Севастийских мучеников
Праздник «Младенцы» или как сербы празднуют память 40 севастийских мучеников
Видимо постепенно в народной памяти это событие и стало отожествляться с подвигом Сорока Севастийских мучеников. Сорок Севастийских мучеников, по одной из версий, – воины-каппадокийцы. ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. Через три дня после мученической кончины все 40 воинов показались севастийскому епископу Петру во сне и велели предать их останки земле, что епископ и сделал. 40 мучеников Севастийских приняли мученическую кончину за Христа в первые века христианства. Также День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который отмечают в День жён-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи.