Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно. В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю.
Читайте также
- Образование государства
- Битва под горой Арбуга в 1183 году
- О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
- Поход на волжскую булгарию
Поход князя Святослава на Булгар
Степные районы Волжской Булгарии были заселены кочевыми племенами кипчаков и монголов, и развитие сельского хозяйства вследствие этого резко сократились. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. В Булгарии была выработана идеология, что булгары являются защитниками ислама на краю обитаемого мира и защищают его от вторжения язычников. Исходя из этого, он видят в походе Юрия Долгорукого на Булгарию 1120 г. акт справедливого возмездия злокозненным булгарам, протянувшим руки к чужой собственности. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа.
1183 год. Крестовый поход на Волге
Та область была завоевана. Эта победа была одним из великих дел». В этом сообщении интересно обратить внимание на два момента. Во-первых, уточняется соотношение сил противников: булгар оказалось вдвое больше, чем монголов. Во-вторых, интересна информация о ритуале, совершенном Бату перед битвой: он обратился к Небу, прося даровать ему победу. Отметим, что источники не сообщают об исполнении этого ритуала другими монгольскими полководцами: только Чингис-хан, согласно «Сокровенному сказанию», совершил аналогичный ритуал, начиная войну с империей Цзинь как сообщает источник, Бату и действовал «по обычаю Чингиз-хана».
Это свидетельствует о том, что Бату обладал некими сакральными полномочиями и некоей харизматической властью, отсутствовавшими у других Чингизидов — его современников. Надо полагать, что на границе войска Бату столкнулись с главными силами булгар, набранных для отпора натиску монголов. После их разгрома серьезного сопротивления монгольские войска уже не встречали: Рашид ад-Дин сообщает далее, что «царевичи и эмиры собрались в долинах рек Хабан и отправили эмира Субэдэя с войском в страну асов и в пределы Булгара», а сами «составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сражения и занимая попадавшиеся им по пути города». Подобное решение могло быть принято, если бы предводители похода были уверены, что не встретят на своем пути многочисленных войск противника, как это было в пограничном сражении. Следовательно, основные силы булгар были уничтожены или рассеяны в первом же бою, и войскам Бату оставалось только захватить города, все еще пытавшиеся оказать сопротивление.
Пример такой осады приводит Джувейни: «Сначала они штурмом взяли город Булгар, известный на весь мир неприступностью своего места и многочисленным населением. Жителей его они убили и [частью] угнали в плен для угрозы другим. Оттуда они обратились на страну Рус и покорили области до города М. Царевичи вместе стояли по сторонам его [города] и с каждой стороны проложили дорогу шириной, достаточной для проезда рядом 3-4 повозок, а напротив него [города] установили метательную машину и в течение нескольких дней не оставили от города ничего кроме его имени, и нашли [там] богатую добычу. Они отдали приказ отрезать правое ухо у [убитых] людей.
Было насчитано 270000 ушей». Любопытно, что речь идет о «стране Рус» и городе «М. Березина, нередко отождествляют с Москвой. Но, во-первых, Москва в то время была лишь простой пограничной крепостью Владимиро-Суздальской Руси, а вовсе не огромным городом, о каком писал Джувейни, наверняка даже не слышавший о Москве. Во-вторых, исследователи обоснованно ползают, что речь идет все же о войне с булгарами, поскольку «русская тема» в персидских исторических сочинениях ХIII-ХIV вв.
И восточные хронисты, и русские летописцы сообщают о взятии монголами булгарских городов — Булгара, Жукотина, Биляра, Кернека и других. Биляр был взят и жестоко разорен: по зультатам исследований современных археологов, столица Волжской Булгарии так и не была восстановлена, и новый город возник в трех километрах от развалин прежнего. Вероятно, именно о Биляре Лаврентьевская летопись сообщает, что «... Джувейни говорит о взятии и Булгара штурмом, но при этом не сообщает о полном истреблении его населения. Рашид ад-Дин также сообщает, что монгольские войска «дошли до города Булгара Великого...
Самих булгар ал-Масуди причислял к сакалиба. Болгарское городище. Фото wikipedia. Города были укреплены против врагов и находились на берегах рек. Отмечено, что страна булгар находится в лесах и они воюют с буртасами. Булгария лежит между западом и севером по направлению к полюсу. Она находилась в 3 месяцах пути от Хорезма.
В их лесах живут животные, меха которых были очень ценны. Булгары воевали против враждебных тюрок, которые окружали их со всех сторон. Термин тюрк для Тахира ал-Марвази был равнозначен термину скиф для античных и византийских хронистов, то есть житель местностей на север. Характерно, что, говоря о Гиппократе, он заменял слово «скиф» на тюрк. Ал-Мукаддаси отмечал, что на Итиле находятся города Булгар и Сувар. Дома в Булгаре из дерева и камыша. Жители Сувара же живут в шатрах, однако выращивают посевы и у них есть хлеба.
Среди городов при Итиле ошибочно указаны Семендер и Беленджер. Ибн Русте отмечал, что соседями булкар-ашкелов являются земли буртасов и маджгарийа венгров. Булкары живут около буртас. Земля булгар лежит между землями саклабов и хазар. Они живут на реке Атил. Отмечалось, что буртасы ходят в набеги на булгар. Арабский географ знал правителя булгар по имени Алмуш.
Отмечалось, что он принял ислам. Характеризуя страну булгар, им сказано, что она лежит в лесах и болотах. Отмечено, что булгары земледельцы и ведут торговлю с хазарами и Русью, что они являются всадниками в кольчунах с полным вооружением, которые ходят в набеги на буртасов и обращают их в рабов. Между ними и буртасами три дня пути. Страна булгар лежит в лесах, живут они в шатрах, торгуют с русами и хазарами мехами и являются земледельцами. Ибн Русте упоминал, что большинство из булгар мусульмане. К ним прибывают мусульманские суда.
Булгары одеваются как мусульман и их погребения приводятся как у мусульман. Ал-Бекри говорил, что правитель булгар это Алмир, и он исповедует ислам. Булгары локализованы между фурдасами и саклабами. Страна булкан находилась около страны фурдасов. Их 5 тысяч домов. Они торгуют с русами и хазарами.
Участившиеся набеги монголо-татар на Нижегородские земли вынудили Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича, в 1364 году отказавшегося от ярлыка на великое княжение в пользу Дмитрия Ивановича Московского, обратиться к последнему за помощью. В условиях окончательно обозначившегося к середине 1370-х годов «розмирия» с Мамаем Дмитрий Московский решил подчинить себе булгарские земли, контролируемые его ставленниками. За время похода, в землях волжских булгар было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей.
Хасан-хан вывел своё войско навстречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство».
Попытки оспорить факт тюркоязычного происхождения поволжских болгар в пользу индоиранского неубедительны. Этимология слова «болгар» скорее всего, означает «пять угров» то есть в данном случае «пять частей» как принцип организации социальной структуры. Российский историк А. Новосельцев считал, что этноним «болгары» означает «смешанные угры». Болгар можно считать ближайшими соседями гуннов, а также родственниками населявших Тюркский каганат этнических образований середина V — середина VI вв. Они происходили из этнической общности огуро-онуров, в составе которых были племена билу, бугу, чеши и пулей. Впервые племена под названием «болгар» упоминает анонимный «Хронограф» 354 г.
К этому времени относится переход болгарских и суварских племен к оседлости. Во второй половине VIII в. Как кочевники стали оседлыми и построили страну городов О становлении государственности непосредственно у волжских болгар достоверно можно говорить с VII-IX вв. В первой четверти VII в. Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями. А столицей был город Фанагория. Однако после смерти Кубрата Великая Болгария раскололась на две части — два союза племён западную и восточную. Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство. Часть восточных болгар т. А затем в Среднее Поволжье.
Остальные остались на месте и подчинились хазарам. Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии. Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в.
Походы в Волжскую Булгарию
Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. 13 июня 922 года – принятие ислама Волжской Булгарией (Болгарией).
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
Поход на волжских булгар в 1376 году - Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе | Электроника Походы в Волжскую Булгарию 1 глава В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. |
Выпуск - Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства | Выгодное стратегическое положение Волжской Булгарии привело к тому, что Хазария, совершив военные походы, принудила булгар выплачивать дань Хазарскому каганату. |
Монгольское завоевание Волжской Булгарии: kstk71 — LiveJournal | Поход на Запад и завоевание Волжской Булгарии (1236—1237 годы). В короткие сроки после курултая 1234 года был осуществлен сбор дополнительных налогов и начался набор войск. |
Изге Болгар җыены 2024 (Болгар) | | Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. |
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. | После образования Золотой Орды территория Волжской Булгарии вошла в её состав и волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей. |
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя — Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища… Караван-сарай в городе Биляре. Реконструкция А. В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай. На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды.
Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии. Этот город по праву считался торговым центром тогдашнего Поволжья, чьи товары пользовались спросом далеко за пределами страны. Центр города занимала огромная цитадель. Ее площадь — 60 гектаров.
Рядом располагались каменные дома, в которых жили царская семья и приближенные. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века: каменные и кирпичные строения обогревались подпольной системой отопления, окна в домах были застеклены. В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью. В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием… Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники. Во времена голода на Руси в 1024 и в 1229 годах богатый булгарский город оказывал «гуманитарную помощь» голодающим русским городам… Билярское городище в наши дни Источник: nargizaitugan, CC BY-SA 4.
Во времена «серебряного кризиса» купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами — их эквивалентом служили шкурки куниц и белок.
Болтин [54]. Карамзин в своей « Истории государства Российского » писал, что Владимир с новгородцами и Добрыней отправился на судах вниз по Волге конные торки шли берегом , однозначно утверждая, что его целью было завладение «Камскою Болгариею» [55]. Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56]. Относительно данного похода, который С.
Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А.
Шахматов , В. Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др.
Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68].
Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64]. Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70]. Указывалось на предполагаемые ошибки переписчиков «Памяти…» Мниха Иакова, из чего следует, что «сребреныя» следует толковать как «сербяны» т.
В то же время ряд же других исследователей, такие как Ч. Френ В. Григорьев , Д. Иловайский , С.
Алмас — первый правитель волжских булгар — отчетливо понимал, что без принятия государственной религии будет трудно объединить разрозненные племена, и потому созвал всех предводителей на общий сбор. Официально был принят ислам, а Алмас стал легитимным правителем всех булгар и объявил себя эмиром. Укоренившиеся языческие и родоплеменные обычаи постепенно сменились более сложными социальными и политическими формами правления, при этом сохранив общественно-семейные отношения, присущие булгарам. Официальная религия способствовала укреплению связей с единоверцами из восточных стран-соседей. С исламом появилось и письмо, начали строить первые учебные заведения, мечети, основным письменным языком стал арабский. Легитимизации ислама способствовали также багдадские послы, которых Алмас пригласил, чтобы официально принять эту религию и попутно наладить торговые связи с богатым Ближним Востоком. К середине 10-го века ещё примитивные города с полукочевым укладом жизни уже простирались на территориях современных Самарской, Ульяновской, Пензенской областей и частично Татарстана и Чувашии. Современная реконструкция города Булгар и его жителей. По речным путям Волги и Камы проходила оживлённая транзитная торговля между Западом и Востоком. В летние месяцы Волжская Булгария превращалась в большую ярмарку для купцов со всех концов мира. Благодаря компактности городов по периметру государства раскинулись небольшие города-гарнизоны и мобильности хорошо подготовленных дружин Булгария могла дать отпор не только «залётным» кочевникам, но и сама нападала на соседние племена, обращая их в рабство. На тот момент тут даже чеканилась собственная монета. Осталось не так много сведений о том, как была устроена мирная жизнь булгарского народа. Зачастую исторические свитки обнаруживались далеко от мест их обитания. Например, сохранились путевые заметки арабского путешественника Аль-Гарнати, датированные 12-м веком. В них он подробно рассказывает о тогдашней жизни этого народа.
Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. Последствия В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю.
Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. После того, как монголы покинули Волжскую Булгарию, чтобы завоевать русских, булгары восстали во главе со знатью. Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным. Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар.
Куда исчезла Волжская Булгария?
Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них». Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. В Булгаре был посажен русский таможенник.
Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава. Из них русскими войсками было одержано 13 побед. Дважды русские дружины потерпели поражение.
Следующий — в 985 году предпринял князь Владимир: Киевская Русь во что бы то ни стало хотела заполучить торговые связи Булгарии с арабами.
Монголы же рвались в Европу, но этим устремлениям мешала Волжская Булгария. А потому участь ее была решена. Древняя легенда гласит, что это был город с красивейшими мечетями, стройными минаретами и роскошными дворцами. Именно здесь в 922 году эмир Альмуш принял ислам. Одиннадцать веков назад «через тысячи племен неверных» шло из Багдада в город Булгар посольство халифа ал-Муктадира. Восемь месяцев добирался сюда караван из 3 тысяч верблюдов и лошадей и 5 тысяч человек. Обращение в ислам государства на Волге стало эпохальным событием, повлиявшим как на историю города, так и на историю всего народа — волжских булгар. Город Булгар обладал мощнейшими по тем временам оборонительными сооружениями — огромным земляным валом и рвом длиной почти в 6 километров. Для покорения непокорных внук Чингисхана — Батый собрал огромное по тем временам войско — от 200 до 250 тысяч человек.
Но захватить и разрушить Булгар им удалось только в 1236-м. А через два года, когда монгольские войска ушли на Русь, в Булгаре вспыхнуло восстание… Именно сюда, в Булгар, за ярлыками на правление приходили русские, армянские и другие князья завоеванных монголами стран… Только через 20 лет городу удалось оправиться от ран, нанесенных монголами. В конце XIII века Булгар, именуемый в русских летописях как «Бряхимов» — или город Ибрагима, был самым значительным городом Поволжья — сосредоточением ремесел и торговли. В 1250-х здесь уже чеканили монеты от имени верховных монгольских правителей. Ага-Базар, в 6 километрах от города, стал крупнейшим международным речным портом, куда приезжали купцы из Каспия, Руси и Скандинавии. Волжская Булгария, хотя и вошла в состав Золотой Орды, но все же сохранила самостоятельность в строительстве и торговле. Впрочем, богатые булгарские земли не давали покоя не только монголам. Русские князья также не упускали шанса захватить богатый город и поживиться добычей… В 1376 году великий князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Суздальский послали в Булгарию большое войско под командованием князя Боброка-Волынского. Здесь, у стен Булгара, русские войска впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов.
Булгарские лошади привыкли к виду верблюдов, но русская конница, завидев диковинных животных, буквально бросилась врассыпную.
И послал Давид сына своего Святослава, а Юрий Олега, с дружинами своими в помощь. И встретились все на Волге, в устье Оки, на насадах и в ладьях». То есть пунктом сбора войск стало как раз то место, где и расположится Нижний Новгород.
Подробный перечень полков, князей и воевод, маршрутов движения свидетельствует о хорошей осведомленности составителя летописной статьи. На это же указывает и обилие подробностей в описании взятия Святославом булгарского города Ошел». Кузнецов считает, что «замысел комбинированного удара по Булгарии, возможно, строился на опыте похода 1183 года». Летописец продолжал повествование: «И оттуда пошли вниз, и были они на Исадах против Ошлы, и вышли на берег».
А теперь предложим немного рассказать об этом походе Святослава Всеволодовича летописям и нашим прославленным историкам прошлого. Начнет Соловьев: «Святослав выстроил войско: ростовский полк поставил по правую руку, переяславский — по левую, а сам стал с муромскими князьями посередине и в таком порядке двинулся к лесу, оставив один полк у лодок. Прошедши лес, русские полки вышли на поле к городу; здесь были они встречены болгарскою конницею, которая, постоявши немного, пустила в наших по стреле и помчалась к городу; Святослав двинулся за нею и осадил Ошел. Около города был сделан острог, огороженный крепким дубовым тыном, за острогом были еще два укрепления и между ними вал: по этому валу бегали осажденные и бились с русскими».
Усилия по обороне города были напрасными. И посекли тын, рассекли оплоты, и зажгли их, и они побежали в город, и гнали их, и секли до города. Потом окружили город отовсюду и зажгли его, и был дым силен. И потянул ветер с города на полки Святослава, и не было видно людей в дыму, и нельзя было терпеть дыма и зноя, особенно же — безволия, тогда отступили от города и сели отдохнуть от многого труда.
Святослав сказал: - Пойдем с подветренной стороны на другую сторону города. И они, встав, пошли на ту сторону города, и, придя, встали против ворот города. И сказал им князь: - Братья и дружина! Сегодня нам одно предстоит — или добро, или зло, двинемся быстрее.
И пошел сам князь впереди всех к городу. Видевшие это его воины все устремились быстро к городу. Посекли тын и оплоты и с той стороны его зажгли, а болгары побежали в город, они же погнали их, секуще». Историю разорения Ошела, которое летописи датируют 15 июня 1220 года, доверим перу Карамзина: «Зрелище было ужасно: целые улицы пылали; огонь, раздуваемый бурею, лился быстрою рекою; отчаянные жители с воплем бежали из города и не могли уйти от меча Россиян; только Князь Болгарский и некоторые его всадники спаслися бегством.
Другие, не требуя пощады, убивали жен, детей своих и самых себя или сделались жертвою пламени, вместе со многими Россиянами, искавшими добычи в городе. Святослав, видя там наконец одни кучи дымящегося пепла, удалился, провождаемый толпами пленников, большею частию жен и младенцев». В летописи еще можно прочесть: «Некоторые из воинов Святослава дерзнули войти в город корысти ради и едва бежали от пламени, а иные там и сгорели. Князь же Святослав стоял тут, пока весь город не сгорел».
И вновь продолжит Соловьев: «Пожегши город, Святослав пошел назад к лодкам; когда он пришел к ним, то поднялась сильная буря с дождем, так что с трудом можно было удержать лодки у берега; потом буря начала стихать, и Святослав, переночевавши тут и пообедавши на другой день, поплыл назад вверх по Волге. Между тем болгары из Великого и других городов, услыхавши об истреблении Ошела, собрались с князьями своими и пришли к берегу; Святослав знал о приближении врагов и велел своим приготовиться к битве: пошли полк за полком, били в бубны, играли в трубы и сопели, а князь шел сзади всех. Болгары, подошедши к берегу, увидали между русскими своих пленников — кто отца, кто сына и дочь, кто братьев и сестер — и стали вопить, кивая головами и закрывая глаза, но напасть на русских не посмели, и Святослав благополучно достиг устья Камы, где соединился с ростовским и устюжским полками, бывшими под начальством воеводы Воислава Добрынича». Эти полки времени зря не теряли, они пришли «с множеством полона и с многим добром, ибо они отпущены были еще раньше вниз воевать по Каме, и взяли по ней много городков, несколько сел, и пожгли все, а людей одних посекли, а иных в плен увели.
Оттуда же послал Святослав весть перед собой брату своему, великому князю Юрию Всеволодовичу».
Походы в Волжскую Булгарию
Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни. Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой. Встретили их здесь крайне недружелюбно. Монахи вынуждены были ночевать в заброшенном шалаше из дырявых шкур. Герард слабел с каждым днем. Юлиан оставлял его в шалаше, а сам ходил просить милостыню. Наконец, больной немного окреп, и они продолжили путь. Однако в дороге стало совсем плохо, и брат Герард, который умел вырезать ложки, умер на руках Юлиана. Похоронив товарища, тот остался в степи один. Юлиан и Герард. Скульптура работы Антала Кароя, Будапешт Волжская Булгария И вот когда Юлиан, наверное, совсем уже упал духом и перестал на что-либо надеяться, ему начало везти.
Ему вдруг случайно встретился мулла, едущий в Волжскую Булгарию. В той ситуации было уже не до религиозных принципов - католический монах с радостью согласился стать слугой, когда мулла вдруг предложил. В Поволжье Юлиан впервые увидел монголов. Несколько раз они с воинственными криками и устрашающим воем бросались на караван, но всякий раз мулла вытаскивал из-за пазухи пайцзу, и монголы расступались, пропуская телеги. В том царстве говорят в народе, что вскоре они должны стать христианами и подчиниться римской церкви, но дня, как говорят, они не знают, а слышали так от своих мудрецов", - рассказывал позднее Юлиан в донесении папе Григорию IX. В большом булгарском городе, который, как Юлиану сказали, может выставить на бой армию в 50 тысяч человек, монах с муллой распрощались. Доминиканец бродил по улицам, смотрел, слушал. Он привез в Европу первые рассказы о монголах - явно услышанные на рынке басни про то, что Чингисхан мстит куманам половцам за жизнь и честь своей изнасилованной и обезглавленной сестры. Великая Венгрия На этом же рынке брату Юлиану опять невероятно повезло. Причем ровно так же, как за несколько лет до этого умершему брату Отто: однажды венгерский монах на булгарском базаре вдруг услышал венгерскую женскую речь.
Женщина оказалась мадьяркой, выданной замуж за булгарского купца: "Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось. Ибо нашел он их близ большой реки Этиль [р. Белая, две дневки — два дневных перехода верхом]. Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевстве братьев своих христиан. И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их. Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! Едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь.
Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы.
Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин. Историк В. Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем.
В 1120 году с булгарами воевал сам Юрий Долгорукий, легендарный основатель Москвы. Он совершил поход в Поволжье, пользуясь союзом с половцами. Половцы охотно помогли Юрию в борьбе с булгарами. На протяжении всего 12-го века русичи и Волжская Булгария нередко сталкивались друг с другом. В войнах гибли тысячи славных воинов с обеих сторон. Боевые действия продолжались даже в начале 13-го столетия, когда над всеми уже нависла угроза монгольского вторжения. В 1221 году между Волжской Булгарией и Владимиром был подписан мирный договор на 6 лет. Впоследствии, в 1229 году ещё на 6 лет.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата.
Литература
- Смотрите также
- Становление Волжской Булгарии
- Смотрите также
- Легенда о Биляре
- Хазары и булгары
- Смотрите также
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
И устроил великий князь Юрий встречу брату своему Святославу и всем воинам на три дня, и многие дары дал брату своему: золотом и серебром, и одеждами различными, конями, и оружием, аксамитами и паволоками и белью, также и воинов одарил повелику, каждому по достоинству. Князь великий Юрий Всеволодович отпустил брата своего Святослава с честью великою в город его Юрьев, на свой стол». Важнейшим следствием удачной операции 1220 года стала открывшаяся возможность дальнейшей экспансии Владимиро-Суздальского княжества на восток. Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. Теперь уже сам великий князь Владимирский был готов возглавить войско для еще более масштабных действий. Летопись сообщает: «В том же году великий князь Юрий Всеволодович сам начал снаряжаться на болгар.
Болгары же прислали послов своих с мольбою и с челобитьем. Но он не принял прошения их и отпустил послов». Похоже, на сей раз приготовления сильно не скрывали, возможно, даже проводили их демонстративно. Во всяком случае, в Булгарии о планах Георгия Всеволодовича стало известно, и обеспокоенные булгары прислали к великому князю послов с дарами и просьбой о мире. Именно реальность военной угрозы вынудила просить мира.
И именно осознание Георгием Всеволодовичем своей превосходящей силы побуждало не спешить. Князь мира не принял, а послов отпустил восвояси. Более того, Георгий повелел своему племяннику ростовскому князю Васильку Константиновичу вместе с войском идти на булгар. Как видим, Городец вновь выступал в роли места сбора войск для большого похода. И когда он был на Омуте, пришли к нему другие послы болгарские с мольбою».
Кучкин считает, что «Омут - скорее всего, с. Омуцкое на р. Нерли несколько выше Суздаля. Следовательно, идя к Городцу, Юрий подымался по р. Нерли Клязьминской, а далее сворачивал на восток.
Сухопутный путь связывал Городец и с Ростовом». Возле Омута Георгия Всеволодовича встретило второе посольство булгар с предложением мира. Великий князь вновь отверг предложения булгар и с владимирским войском направился в Городец. И пошли они на Городец к Васильку Константиновичу». Но запланированный поход так и не состоялся.
Именно туда, в Городец, прибыло третье булгарское посольство. И именно там были достигнуты исторические соглашения. Храмцовский писал, что посольство «мольбами, унижением, всевозможными уступками и золотом купило у Юрия мир». То есть, был заключен мир на неких договоренностях, действовавших со времен Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. Приведя булгар к присяге, Георгий Всеволодович отправил в Волжскую Булгарию ответное посольство.
Пудалов полагает, что и в этом детальном рассказе летописи о дипломатических перипетиях отношений Владимиро-Суздальской Руси и Волжской Булгарии присутствовал некоторый мифологический элемент.
Предпосылки Участившиеся набеги монголо-татар на Нижегородские земли вынудили Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича, в 1364 году отказавшегося от ярлыка на великое княжение в пользу Дмитрия Ивановича Московского, обратиться к последнему за помощью. В условиях окончательно обозначившегося к середине 1370-х годов «розмирия» с Мамаем Дмитрий Московский решил подчинить себе булгарские земли, контролируемые его ставленниками. Поход За время похода, в Волжской Булгарии было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско на встречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство».
Последствия В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша. Мамай, препятствуя усилению Москвы, которая уже длительное время не выплачивала ему дань, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара в русских летописях — Арапша. Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество, сжёг Нижний Новгород, а затем и Засурье. В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский.
Во второй половине VIII в. Как кочевники стали оседлыми и построили страну городов О становлении государственности непосредственно у волжских болгар достоверно можно говорить с VII-IX вв. В первой четверти VII в. Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями. А столицей был город Фанагория. Однако после смерти Кубрата Великая Болгария раскололась на две части — два союза племён западную и восточную. Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство. Часть восточных болгар т. А затем в Среднее Поволжье. Остальные остались на месте и подчинились хазарам. Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии. Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в. Однако, учитывая, что история волжских болгар неоднократно подвергалась попыткам политизации особенно в период «парада суверенитетов» в 1990-е гг. Придя на Волгу, болгары, вероятно, вытеснили или подчинили племена балто-славянской родовой группы именьковская археологическая культура. Вполне возможно, территория Среднего Поволжья была освоена огурскими племенами ещё ранее. В любом случае, оседлый характер хозяйствования волжских болгар свидетельствует об интенсивных контактах с земледельцами Евразии. Персидские и арабские хронисты Х в. Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён». Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение.