Новости опера хованщина большой театр

Спектакль Хованщина в большом театре. Билеты на оперу Модеста Мусоргского Хованщина в Большом театре на сайте Спектакль Мариинского театра с участием хора и оркестра Большого театра. «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича. С 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого театра «Хованщина» будет представлена в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского.

Скандал на репитиции «Хованщины»

Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го. И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации. Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении. Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма.

Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля? Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале. И вот тут-то и скрыта основная проблема. В чем сверхидея Тителя? Как он воспринимает сверхидею Мусоргского?

В таких условиях посредством мощнейших хоров и тяжеловесных соло живописуется неприлично актуальная история про доносы, репресс.

Музыкальный руководитель и дирижёр - Валерий Гергиев, режиссёр-постановщик - Леонид Баратов постановка 1952 , художник-постановщик - Фёдор Федоровский художник возобновления Вячеслав Окунев, 2000. В блоке из пяти спектаклей центральные партии были поручены мариинцам. От Большого театра на роли второстепенных персонажей были выбраны артисты Молодёжной программы.

Интересно было вспомнить хоровой и оркестровый звук Санкт-Петербургского коллектива и сравнивать звучание хора и оркестра Большого театра, управляемых одним и тем же дирижёром. Неуловимо разнился музыкальный голос Питера и Москвы, которой более свойственна вальяжная вразвалочку подача фактуры, менее сконцентрированная, чем у питерских коллег. Главный хормейстер Мариинского - Константин Рылов. Главный хормейстер Большого - Валерий Борисов.

Исторически информированная правдивость сценографии и режиссуры спектакля, ведущего отсчёт на Мариинской сцене от 1911 года, счастливо встроилась в атмосферу Большого театра-2024. Ведомая мастерской рукой Гергиева авторская партитура приобрела ещё более монументальный характер. Украшением спектакля стал ансамбль солистов. Сергей Скороходов Князь Андрей Хованский иногда немного пережимал динамически.

Важно, что хореограф пригласил в компаньоны композитора Сергея Загния, сделавшего специально для постановки рекомпозицию партитуры Чайковского. Наверное, это и был первый, пусть и не слишком удачный случай переноса классического балета на территорию актуального искусства. Сцена из второго акта. В том числе не состоялся приезд живущего в Эстонии Пепеляева и другого зарубежного хореографа, который должен был поставить «Лебединое озеро» на музыку Светличного.

Ольга Цветкова, уволившись из Дома культуры, продолжила курировать свой проект уже из позиции фрилансера для спектакля в «ГЭС-2» она нашла хореографа Альбину Вахитову , а своё авторское «Лебединое озеро» она представила на пленэре с композитором Владимиром Горлинским. Премьера первого варианта состоялась летом 2022 года в Суздале на фестивале «Сенокос». Спектакль игрался в трёх актах с прологом в течение суток: действие происходило в овраге, на реке, в лесу и на колокольне. Зигфрид и Одетта умирали в прологе, их торжественно отпевали девы с птичьими голосами, а после герои пробуждались, чтобы пройти испытания стихиями.

В прологе героиню на глазах у изумлённой публики в буквальном смысле поглощал лес, в первом акте герои тонули вместе с музыкой всё те же девы-вокалистки с пюпитрами в реке Каменке, во втором — сгорали дотла в лесу, в третьем — улетали ввысь с колокольни, соединившись с птицами небесными. Летом 2023 года в Суздале родилась вторая версия «Лебединого озера» Цветковой с новым сюжетом и новой музыкой. Если обстоятельства позволят, спектакль в каком-то виде будет продолжать жить в фестивальном формате. Сцена из третьего акта.

Антон Светличный. Его мировая премьера состоялась в 2021 году в Рахманиновском зале Московской консерватории. В нём композитор зафиксировал очевидный факт: лебедю всегда тотально не везёт — он страдает, его мучают, и в конце птица обычно умирает. В финале опуса Светличного лебедь попадает в автокатастрофу.

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

Однако недавняя премьера "Хованщины" Мусоргского в главном театре России, как кажется, адресована людям большой политики будто бы персонально. Мариинский театр с 13 по 17 марта представит «Хованщину» Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. 3 июня впервые после реконструкции театра прошел спектакль оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского.

Большой и Мариинский: «Хованщина» как точка пересечения

Пуччини (2019) в Базельском театре, опера Осуждение Фауста Г. Берлиоза (2015) в Национальном т. Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Мариинка покажет оперу Хованщина на сцене Большого театра впервые за 20 лет.

Скандал на репитиции «Хованщины»

Смутное время навсегда «Хованщина» Модеста Мусоргского в постановке Дмитрия Чернякова — легендарный мюнхенский спектакль 2007-го года; теперь в кинотеатрах «Народная музыкальная драма» разворачивается в 1682-м году, «в Москве и её окрестностях»; на сцене Bayerische Staatsoper — собирательный образ России прошлого, настоящего и будущего, остроумно гротескный, но без лубка или сатиры; всё по фактам. За дирижёрским пультом — Кент Нагано, выбравший оркестровку Дмитрия Шостаковича с финалом Игоря Стравинского Первым зарубежным спектаклем Дмитрия Чернякова — полагаюсь на память — был «Борис Годунов» в Берлинской Унтер ден Линден; тоже Мусоргский, тоже на основе мрачных и смутных страниц русской истории кажется, что других, светлых и ясных, в этом увесистом «томе» и нет. Мюнхенским дебютом уже звёздного постановщика стал массивный музыкальный эпос, для западного зрителя-слушателя — чистая терра инкогнита; да и редкий россиянин разберётся в сложноустроенном сюжете, сочинённом самим композитором по мотивам стрелецких бунтов и церковного раскола. Помнится, Черняков в интервью Роману Должанскому говорил, что пришлось переписать либретто своими словами, чтобы зрители не запутались: «Там, например, несколько сцен заканчивается одним и тем же — приходит боярин Шакловитый и объявляет: вам всем шандец. Ну что с этим делать? Сочинителем либретто Мусоргский был никудышным, все это написано словно в каком-то хмельном угаре». Браться за такое был риск, ещё какой риск; сам режиссёр сравнивал постановки русских музыкальных блокбастеров с подъёмом груза весом в тонну одной рукой. Ну а про точёную, каллиграфически выверенную работу оркестра, ведомого Кентом Нагано, я, как дилетант в музыкальном плане, могу по-простому, по-обывательски сказать одним словом: фантастика. Бесконечная, волнующая, трагически величественная красота.

В то же время оркестровки почти не было [83] , и этой задачей занялся Николай Римский-Корсаков [9]. Из его воспоминаний известно, что пришлось многое переделывать в опере. Так, в первом и втором действиях «оказалось много лишнего», а в пятом, напротив, «многого не хватало совсем». Например, Римский-Корсаков для монолога Досифея в пятом действии был вынужден заимствовать музыку из первого и изменить песни Марфы в третьем. Немногочисленные фрагменты, которые были оркестрованы самим Мусоргским, Римскому-Корсакову приходилось переоркестровывать. Согласно музыковеду Марине Сабининой, Римский-Корсаков урезал монолог Голицына, убрал его диалог с пастором, сократил партию Сусанны, арию Шакловитого, а также другие мелкие фрагменты [90]. Его работа из-за этого вызывала споры критиков, в то же время музыковеды признают, что если бы не Римский-Корсаков, неизвестно, вышла бы когда-нибудь «Хованщина» на оперную сцену [90] [1]. В 1882 году Римский-Корсаков завершил оперу и спустя год представил её комитету Мариинского театра по приёмке произведений, однако «Хованщина» не была допущена к рассмотрению, один из членов комитета заявил: «Довольно с нас и одной радикальной оперы Мусоргского» [1] [91] [90]. Хотя путь к постановке в государственном театре был закрыт, оперу поставили в Санкт-Петербурге на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале И. Кононова, премьера состоялась 9 21 февраля 1886 года [92]. Владимир Стасов прокомментировал это событие как «великолепный пример и доказательство музыкального сознания и художественного развития современного общества» [91]. Начальные этапы постановки и выбор актёров[ править править код ] Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере «Хованщина» Аполлинария Васнецова 1897 Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского. Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии, но для этого необходимо было иметь партитуру, разрешение на постановку и сопутствующую помощь, ради чего он и обращался к Стасову [93]. Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл. Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94]. Для постановки «Хованщины» был привлечён художник Аполлинарий Васнецов , а также Константин Коровин и Сергей Малютин [95] и в качестве консультанта по постановке планировали назначить Владимира Стасова, но из-за разногласий с Мамонтовым этого не произошло [96].

Последний раз играли три года назад. И вот после такого перерыва «Хованщина» снова звучит на сцене московского музыкального академического театра Станиславского и Немировича Данченко. Карина Макарян.

В блоке из пяти спектаклей центральные партии были поручены мариинцам. От Большого театра на роли второстепенных персонажей были выбраны артисты Молодёжной программы. Интересно было вспомнить хоровой и оркестровый звук Санкт-Петербургского коллектива и сравнивать звучание хора и оркестра Большого театра, управляемых одним и тем же дирижёром. Неуловимо разнился музыкальный голос Питера и Москвы, которой более свойственна вальяжная вразвалочку подача фактуры, менее сконцентрированная, чем у питерских коллег. Главный хормейстер Мариинского - Константин Рылов. Главный хормейстер Большого - Валерий Борисов. Исторически информированная правдивость сценографии и режиссуры спектакля, ведущего отсчёт на Мариинской сцене от 1911 года, счастливо встроилась в атмосферу Большого театра-2024. Ведомая мастерской рукой Гергиева авторская партитура приобрела ещё более монументальный характер. Украшением спектакля стал ансамбль солистов. Сергей Скороходов Князь Андрей Хованский иногда немного пережимал динамически. Жанна Домбровская Эмма не произвела должного впечатления.

​Мариинский и Большой театры объединятся в одном спектакле

И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев. Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?.. В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину.

И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым. И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний.

Спектакль пройдёт с участием хора и оркестра ГАБТа.

За дирижёрским пультом всех показов — Валерий Гергиев. Он начал работать над ней в 1872 году. Композитор, который выступил ещё и как автор либретто, писал это произведение с перерывами 8 лет, но так и не довёл до конца.

До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В своё время Кировский Мариинский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960. В декабре 1988 года постановка была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя Кировского Мариинского театра. Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность и монументальность.

Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и пришедшую ей на смену редакцию Шостаковича.

Не удивлюсь, если эти премьеры тоже будут показаны уже в этом году на сцене Большого театра. Думаю, что это будет естественным продолжением жизни таких новых постановок.

О гостях из регионов Оба театра имеют весьма немалые возможности для того, чтобы приглашать региональные коллективы выступить на своих сценах. Может быть, не на постоянной основе, но все-таки по несколько раз в сезон. Подобные празднества открывали великие голоса, и таким образом Москва могла услышать действительно выдающихся певцов, которые, наверное, с огромным ощущением гордости за свою родную сцену могли выступать в Москве и делали это очень здорово.

История помнит успех таких незабываемых артистов, как, например, Гоар Гаспарян - это совершенно т очно был невероятный успех. Я уже не говорю о композиторских работах - национальные композиторские школы были представлены на столичных сценах довольно сильно: "Гаяне" и "Спартак" Арама Хачатуряна, " Легенда о любви" Арифа Меликова, "Ты сяча и одна но чь" Фикрета Амирова. Из Грузии - целая группа выдающихся композиторов могла увлечь тысячи и тысячи поклонников оперы или балета.

Я считаю это очень важным. Совсем недавно я приглашал спектакль Самарского оперного театра "Мастер и Маргарита" на музыку Сергея Михайловича С лонимского. Это был впечатляющ ий опыт: коллектив показал себя очень хорошо, и спектакль понравился очень многим.

Также мы приглашали спектакль "Лакме" Лео Делиба из Красно ярского оп ерного театра. И дальше обязательно будем искать возможности, чтобы десяток театров России в ближайшие 12-15 месяцев смогли выступить на главных столичных сценах. Мы хотим в ближайшие годы, сделать это не только традицией, но каждый раз - очень успешным явлением.

Думаю, что мы не очень хорошо представляем себе, чем сейчас богаты региональные театры.

В Большом театре впервые за 20 лет покажут оперу "Хованщина"

В 1958 году «Хованщина» обрела новое воплощение: Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая легла в основу одноименного фильма-оперы. это быстро, легко и просто. «Хованщина» Мариинского будет исполнена с участием хора и оркестра Большого театра.

Содержание

  • Результат поиска по запросу «Хованщина»
  • Report Page
  • В Большом театре состоялось открытие нового сезона
  • «Хованщина» возвращается! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 13.04.2022

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

Действительно, мы сейчас разговариваем о совместных планах на будущий сезон. И сегодня логично, что наше сотрудничество продолжается и расширяется». Благодаря Валерию Гергиеву и Мариинскому театру на сцене «Зарядья», например, прозвучали тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» и опера Пуччини «Турандот» с Анной Нетребко, так что и зрители, и музыкальные критики надеются, что совместная работа Большого театра и «Зарядья» ознаменуется не менее яркими проектами. Детали сотрудничества при этом пока не раскрывают.

Величие неоконченного произведения уже после смерти Мусоргского распознал Римский-Корсаков. Он оркестровал сочинение, дописал финальную сцену и связки. Благодаря этому «Хованщина» засияла на русской и европейских сценах. Хотя находились и те, кто критиковал Римского-Корсакова за искажение оригинального замысла. Именно с этой версией работали Федор Шаляпин и Игорь Стравинский он тоже переделал финальную сцену на свое усмотрение. В 1958 году «Хованщина» обрела новое воплощение: Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая легла в основу одноименного фильма-оперы. В МАМТе предпочли именно ее, поскольку она ближе к оригинальному видению Мусоргского — мрачному, полному надрывного экзистенциального ужаса.

Именно с этой версией работали Федор Шаляпин и Игорь Стравинский он тоже переделал финальную сцену на свое усмотрение. В 1958 году «Хованщина» обрела новое воплощение: Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая легла в основу одноименного фильма-оперы. В МАМТе предпочли именно ее, поскольку она ближе к оригинальному видению Мусоргского — мрачному, полному надрывного экзистенциального ужаса. Без музыкальных правок, правда, не обошлось и на этот раз: сопровождение к финальной сцене написал наш современник композитор Владимир Кобекин. Музыкальным руководителем возобновленной постановки стал дирижер Александр Лазарев.

Его труд «КиноРепортеру» удалось оценить даже на камерной репетиции, которая проходила в Малом зале. Актеры, которые проигрывали совместные эпизоды без сценических костюмов, преображались, как только начинали петь, а пары деталей реквизита было достаточно, чтобы дорисовать в воображении масштаб кабинетов, дворцовых залов и площадей.

Декорации Федоровского играют важную роль в операх, таких как "Царская невеста", "Псковитянка", "Борис Годунов" и "Хованщина". Ранее московский и петербургский театры обменивались представлениями оперы Николая Римского-Корсакова, чье 180-летие также отмечается в этом году. Инициатива сотрудничества между театрами стала возможной благодаря усилиям Валерия Гергиева, который выразил стремление к чаще возникающим контактам между театрами и к исполнению музыки отечественных композиторов. Планируется и дальнейшее совместное сотрудничество и выезды на родину выдающихся российских композиторов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий