Ведущие концерта в этом путешествии в прекрасный духовный мир рассказывали нам историю от сотворения мира Господом, наполнением его гармонией и красотой и восхищение человека всем богатством, разнообразием и дивным устройством Творения Божьего. Духовный концерт как жанр композиторского творчества и вид исполни-тельской деятельности хоровых коллективов. Духовный концерт конспект 6 класс. М. Березовский. Хоровой концерт «не отвержи мене во время старости». Первые духовные концерты (начало 18 в.) заметно выделялись из общего музыкального звучания православного богослужения. Главная» Новости» В каком веке появился духовный концерт.
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
- Духовный концерт. 6 класс презентация
- Русский духовный концерт
- Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт" - Есть ответ на
- Конспект урока "Русская духовная музыка" 6 класс скачать
- Духовный концерт конспект урока
- Д. С. Бортнянский «Херувимская песнь»
Духовный концерт
Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. Концерт утонченный (французский: «духовный концерт» или «духовный, остроумный концерт») это название концертного мероприятия, которые существовали в Париже с 1725 по 1791 год и был новаторским для музыкальных вкусов в восемнадцатом веке Франция. «Духовный концерт» написал русский композитор Максим Березовский.
"Над временем и пространством" - концерт духовной музыки
Древние лит. Петербург , рус. Творчество особенно духовная музыка Б. Пашкевича, И. Хандошкина, Д.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит.
Проводились исключительно в дни церковных праздников, когда сама Опера была закрыта. Основанные Анном Даниканом Филидором, впоследствии духовные концерты многократно меняли руководителей и прекратили своё существование в годы Французской революции. Изначально на них исполнялась преимущественно духовная музыка, но затем репертуар значительно расширился и стал по большей части светским.
Преображенского «Культовая музыка в России», выпущенной в 1924 году. Ливанова , позже — в 1960-е годы — С. Скребков , Ю. Келдыш , Н. В дальнейшем исследования в данной области» успешно продолжили В. Протопопов , Н. Герасимова-Персидская , Т. Владышевская и многие другие. Усилиями этих авторов раскрылось богатство целого века русской профессиональной культуры, имеющее огромное историческое и художественное значение. По-иному проходило научное осмысление классического хорового кон-церта вторая половина XVIII — начало XIX века , который создавался в эпоху стремительного формирования русской композиторской школы в её активных связях с западноевропейской культурой. Классический концерт изучался, как правило, на примерах творчества того или иного композитора М. Березовский, Д. Бортнянский и др. Монографическое исследование М. Рыцаревой «Духовный концерт в России второй половины XVIII века», изданное в 2006 году, является первым серьезным трудом, посвященным классическому хоровому концерту как самостоятельному и целостному явлению. Духовный концерт конца XIX — начала XX века, получивший название позднеромантическгш, в силу определённых исторических закономерностей своего развития не становится ведущим жанром в композиторском творчестве, как в предыдущие периоды, поэтому специальные работы, посвященные ему, довольно малочисленны. Наиболее интересны исследования И. Дабаевой, опубликовавшей несколько научных статей о стилевых и жанровых тенденциях духовного концерта данного периода. Кроме того, как известно, к изучению жанра на данном этапе обращались многие композиторы Нового направления, а острая полемика, сопровождавшая их деятельность, в том числе и композиторскую, нашла свой отклик и в наше время. До 1917 года вышло немало работ о Новом направлении, в числе их авторов ведущие критики и композиторы тех дней — А. Никольский, А. Кастальский, А. Гречанинов, Н. Компанейский, свящ. Лисицын, А. К настоящему времени создано немало новых работ о рассматриваемом движении: это книги, статьи, главы в коллективных трудах А. Кандинского , Н. Гуляницкой , М. Рахмановой , С. Зверевой , Е. Левашёва и других, раскрывающие как творчество отдельных композиторов, так и общие теоретические и практические вопросы, связанные с их деятельностью. Огромный интерес, возникший к жанру духовного концерта в современном музыкознании, также вызвал ряд работ в этом направлении. Наиболее плодотворно его изучением занимаются такие исследователи, как Ю. Паисов- и Н. Существенный вклад в определение жанра храмового клиросного концерта во второй половине XX века в России и православном зарубежье внесла музыковед С. Хватова, защитившая кандидатскую диссертацию в 2006 году. В музыковедческой литературе разных периодов были затронуты многие вопросы, касающиеся духовной музыки, но духовный концерт как само- стоятельный жанр, как отдельная ветвь русского искусства со своей историей, со своими закономерностями, традициями, взаимосвязями с другими музыкальными жанрами, в своём прогрессивном значении для развития русской музыкальной культуры, не подвергался отдельному комплексному анализу. Объектом исследования является жанр русского духовного концерта на всём протяжении его эволюции, то есть с середины XVII до начала XXI века. Предмет исследования — эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности. Цель работы — изучение основных этапов развития русского духовного концерта с выявлением форм и способов его бытования в системе русского музыкального искусства. Достижение данной цели требует разрешения ряда задач: проследить эволюцию русского духовного концерта общая характеристика жанра, определение его границ, исторических,перспектив ; рассмотреть динамику модификации стилевых параметров жанра на основе анализа текстов духовных концертов, их фактуры, музыкального те-матизма, формообразования; выявить стабильные и мобильные признаки жанра с определением его архетипической модели; установить степень соответствия современных духовных концертов своему жанровому прототипу и выявить факторы обновления жанра; определить роль духовного концерта в становлении русской хоровой культуры. Методология исследования. В решении обозначенного круга проблем использовался ряд общенаучных методов-исследования, однако непосредственно с проблематикой работы связаны следующие методологические принципы. Наиболее актуальным представляется историко-типологический подход современной теории, который акцентирует внимание на модификации признаков жанра в его диахроническом существовании и в контексте исторических из- менений жанровых систем в целом, что диктует необходимость включения в теоретическое рассмотрение жанра его истории, систематику выявлением «структуры исторического становления жанра», его «модели развития». Именно поэтому стало необходимым привлечение трудов широкого содержательного спектра, созданных отечественными авторами. В разработке темы основополагающее значение имели труды по философии Н. Бердяев , культурологии Л. Березовая, Н. Берлякова , а также истории русской музыки и церковного пения в России М. Бражников, В. Владышевская, И. Гарднер, Н. Компанейский, Ю. Келдыш, М. Лисицын, В. Металлов, А. Преображенский, Д. Разумовский, С. Смоленский, Н. Методологической основой явились также исследования, посвященные вопросам христианской культуры и- искусства,. Ливанова, В. Мартынов, В. Для разработки данной темы важное значение имели работы, касающиеся изучения исторического контекста, сущности изменений, происходивших в русской духовной музыке исследования Т. Гуляницкой, И. Дабаевой, Е. Долинской, Н. Заболотной, А. Кандинского, Е. Левашёва, Н. В- Иарфентьевых, Ю:Паисова г В. Протопопова, Л. Ваабена, М. Москва , Государственной»библиотеки имени В. Ленина г. Наряду с историческим методом исследования, позволяющим рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления и в. Асафьева, В. Бобровского, В. Васиной-Гроссман, В. Холоповой, Ю. Холопова и др. Арановский, А. Коробова, М. Лобанова, Е. Назайкинский, Г. Поспелов, О. Соколов А. В качестве установки принято положение М. Арановского о том, что «определение внешней и внутренней структур жанра позволяет понять механизм его исторической эволюции». Параллельно с формированием стилистических признаков искусства нового времени происходят коренные изменения норм средневековой культуры, которые не разрушаются окончательно. Новое время вбирает в себя и сохраняет отдельные элементы культуры древнего периода, «придав им, — по словам КЖелдыша, — иную форму выражения». На основе такого взаимодействия двух культурных эпох, их «сцепления» исследователи выдвинули и обосновали концепцию непрерывности и преемственности развития русской художественной культуры XVII — XVIII веков. Сам факт зарождения в XVI веке таких распевов, как демественный, путевой, большой, свидетельствует о зарождении в музыкальном искусстве новых черт: в большей степени ощущается стилистическая дифференциация профессиональной музыки, формируется красочный, торжественно-эмоциональный стиль пения с присущими ему широкой кантиленой, интонационной и ритмической усложнённостью мелодии. Самые первые образцы русского многоголосия строчное и демест-венное , возникшие на Руси незадолго до появления партесного, являлись во многом естественным продолжением древнерусских певческих традиций. Они представляли собой особую форму многораспевности, но организованную вертикально, как сочетание одновременно нескольких мелодических линий. Техника подобного рода многоголосия была линеарной, голоса мыслились как достаточно самостоятельные линии и были столь же полноценны, как и основной напев cantus firmus , помещённый в партию тенора. В строчном пении не были выработаны вполне, чёткие правила гармонии и голосоведения; технически совершенные приёмы записи. Вполне естественно, что когда в середине XVII века с Запада пришла устоявшаяся, развитая форма многоголосия партесное пение со своими гармоническими и контрапунктическими правилами и законами,- с разработанной «формулой» музыкального письма, русское пение строчное и демественное не смогло достойно конкурировать из-за своего несовершенства.
В европейской христианской традиции с ее развитыми музыкальным языком, богатством форм и средств выразительности, многогранностью создаваемых образов, музыка духовного содержания имеет глубокую и давнюю традицию и самые разнообразные стили выражения религиозного чувства. Первая половина выступления будет посвящена отечественной духовной музыке — в исполнении хора «Элегия» прозвучат сочинения таких мастеров русской хоровой культуры как Александр Архангельский, Алексей Львов, Павел Чесноков: это образцы наивысших достижений композиторской мысли в области религиозной музыки, настоящие шедевры духовного творчества всемирно исторического значения. Классические опусы дополнит суровое и одновременно экспрессивное сочинение — духовный стих «Песня странников» в обработке В. Вторая половина концерта знаменует собой мысленный выход за пределы нашего отечества: хор «Элегия» познакомит своих слушателей с образцами духовной музыки других народов и стран.
Остались вопросы?
Духовный концерт — это уникальное событие, которое помогает каждому человеку найти в себе что-то большее, чем просто физическое тело. Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Ведущая концерта и руководитель ансамбля Наталья Мосягина предваряла каждое песнопение объяснениями и комментариями, погружая в историю и традиции древнерусского певческого искусства. онятие «духовный концерт» относится к раз-личным областям музыкальной культуры.
Исторические предпосылки «духовного ренессанса» на рубеже ХІХ-ХХ и в конце XX века
- Русская музыкальная традиция
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Похожие презентации
- Презентация к уроку музыки 6 класс Духовный концерт доклад, проект
Духовный концерт
План-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему: Архипова Н. И. 6 кл. "Духовный концерт" | Главная» Новости» Духовный концерт это многоголосие или одноголосие. |
Духовный концерт конспект урока | Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. |
План-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему: Архипова Н. И. 6 кл. "Духовный концерт"
Максим Созонтович Березовский 1745—1777 прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Музыкально одаренный ребёнок был привезён в Петербург из маленького украинского городка Глухова. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах в том числе и народных , сочинять музыку.
Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра. Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек.
Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины. Юные певчие Духовный концерт М.
К сожалению, многие их произведения были найдены спустя годы после их смерти, а некоторые оказались безвозвратно утрачены. Дмитрий Бортнянский стал продолжателем идей М. Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые произведения звучат празднично и торжественно, а другие, наоборот, проникнуты лиризмом и возвышенностью. Сегодня духовные концерты Д.
Бортнянского и М.
Как поняли эти слова? Д: В молитве звучит просьба научить его любить ближнего, не роптать на свою долю, принимать жизнь такой, какая она есть.
У: В России широкое распространение получил жанр духовного концерта, а в западной Европе- реквием. Изначально это была траурная церковная служба, посвященная памяти усопших. Само слово « Реквием» произошло от первого латинского слова молитвы « Покой вечный даруй им, Господи.
Показалась ли вам знакомой музыка реквиема? Д: хор, оркестр. У: Да, в отличие от хорового концерта, реквием был рассчитан на исполнение хором, солистами и оркестром.
Курской губ. Сын шорника, эмигрировавшего в сер. Дошедшие до нас сведения о … Музыкальная энциклопедия Германия — лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна государство в Европе со столицей в г. Берлин , существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.
Музыка. 6 класс
Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии? Люди должны быть терпеливыми и внимательными к своим престарелым и немощным родным. Как вы думаете, сколько лет было композитору М. Березовскому, когда он написал этот концерт? Он родился в Украине, в городе Глухове.
Кастальского, А. Никольского, Ю. Сахновского, П. Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению корневых традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора об рядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания. Не случайно А. Гречанинов заявил в ноябре 1917 года: «Да позволено будет и нам, сынам восточной церкви, следуя св.
Последовавший после 1917 года долгий период насильственного замалчивания русской духовной музыки приостановил на время творческие поиски отечественных композиторов. Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поиски возобновились. И тогда обнаружилось, что немалая часть того, что было найдено и опробовано предыдущими поколениями авторов, не потеряла своей жизнеспособности и в наши дни. В то же время особенности современного развития национальной и мировой музыкальной культуры неизбежно оказывают своё влияние на характер российской духовной музыки. Новые черты приобрёл в наши дни и жанр духовного хорового концерта. Изменения коснулись буквально всех его особенностей. Многочастность формы, построенной на контрастном сопоставлении законченных разделов, всё чаще сменяется сквозным развитием, сочетающим элементы репризности с вариационностью и строфичностью.
Свойственная эпохе сжатость авторского высказывания привела к тому, что намного сократился масштаб произведений время звучания одного номера редко превышает 4 минуты. Контрастность внешнего порядка по принципу «тихо — громко», «быстро — медленно», «мажор — минор», «солист — хор» всё чаще заменяется контрастностью внутренней, скрытой полиладовой, полиметрической и т. Следствием часто возникающей завуалированной диалогичности стало то, что значительно уменьшилось по сравнению с эпохой Чеснокова число концертов, написанных для солиста с хором. Скромнее, а то и беднее стала мелодическая основа сочинений, уступив место гармоническому и звукоподражательному колорированию. Главной же особенностью современной духовной музыки стало использование свободно трактуемого принципа концертности — почти во всех сочинениях, создаваемых на канонические тексты. Показательно отношение современных авторов к тексту духовных композиций. Если в начале XIX века поэтической основой духовных концертов являлись стихи псалмов или отдельные строки исполняемых на Утрене стихир и тропарей, то уже в начале XX столетия поводом для написания произведения в «концертном стиле» могли стать любые канонические тексты, вплоть до сугубо служебных.
Достаточно упомянуть о духовных сочинениях П. Чеснокова, А. Гречанинова, А. Никольского и других авторов дореволюционной эпохи: именно они стали применять принцип концертности к текстам Вечерни, Литургии, Панихиды, Отпевания, монастырских чинов и др. И следует признать, что духовно-очистительное воздействие этих текстов становилось намного более глубоким, когда подчёркивалось и усиливалось выразительной и талантливой музыкой. В наши дни опыты выдающихся композиторов московской школы церковного пения получают дальнейшее творческое развитие. Используя приёмы концертирования, современные авторы перелагают на музыку светилены, икосы, тропари, молитвословия и т.
При этом нередко можно наблюдать, как автор не сочиняет оригинальной мелодии, но и не цитирует обиходный напев, а избирает некий «срединный» путь — творчески, то есть достаточно свободно обрабатывает гласовую мелодию, сохраняя некоторые её элементы и в то же время придавая ей черты выразительного мелодизированного речитатива. При этом гармонический язык хорового сопровождения может быть самым разнообразным — от традиционной диатоники церковных ладов до полиладовых построений или хроматически окрашенной переменности. Фактурные же приёмы изложения в значительной мере связаны с традиционной храмовой певческой традицией: читок, псалмодия, иссон, антифон, респонсорность и т. Возможно, художественные результаты творчества современных российских авторов духовной музыки покажутся более скромными, нежели столетней давности достижения их предшественников. Это вполне понятно: после многолетнего перерыва многое приходится как бы начинать заново, осторожно связуя прошлое с настоящим, примеряя к современным музыкальным вкусам всё наиболее ценное и плодотворное из опыта прошлых веков. Идёт напряжённый, многоплановый, подчас малозаметный окружающим, поиск — выразительных средств, стилистического своеобразия, нравственно-эстетической преемственности, духовной глубины и осмысленности. Итогом этого поиска должно стать грядущее обновление.
Обновление жанра духовного хорового концерта, обновление российской духовной музыки, обновление национальной духовно-музыкальной культуры. И тогда сбудется прореченное: «Обновится, яко орля, юность твоя». Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь кдостижениям европейской цивилизации. Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски — круто и решительно. Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры иформы. Главное достижение русского Просвещения — расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».
Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется. В музыке века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму. Новые формы великосветского быта-гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балыи «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы- способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петрав каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором.
Примеру двора следовала петербургская и московская знать, котораязаводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов. Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр , созданный российским императорским камер-музыкантом И. Марешом по поручению С. Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов 3 октавы.
Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш»,поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта. В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов,преимущественно итальянцев, среди которыхкомпозиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж.
Сарти, Д. Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А. Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria. В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант. Канты петровского времени нередко назывались «виватами» , поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований «Радуйся, Росско земле».
Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» — за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству». В середине XVIII века стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов.
Во второй половине столетия на смену торжественному пар-тесному концерту приходит новое художественное явление — ду-ховный концерт. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции — от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором самый знаменитый образец — полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху 1762- 1796.
Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества. В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала — церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление.
Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы. Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso , то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения. В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития. Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге Д.
Бортнянский «Херувимская песнь» Скоморохи А. Бородин «Хор скоморохов» из оперы «Князь Игорь» Скоморохи. Лаковая миниатюра О том, что на Руси существовали скоморохи, говорят нам их изображения на фресках, упоминание в письменности. Скоморох — это многожанровый артист, который поёт и играет, танцует и читает стихи, выполняет акробатические трюки и выступает как дрессировщик животных, жонглирует и показывает фокусы.
Скоморохи объединялись в ватаги или артели, иногда достигающие 70-100 человек, и странствовали по городам и деревням. Они не просто показывали спектакли, но и вовлекали зрителей в свои представления.
Объясните, что означает жанр «концерт»? Каков характер произведения, состав исполнителей?
Какая в этом произведении фактура? Вы уже знакомы с гомофонно- гармонической и аккордовой фактурами. Здесь фактура полифоническая. Что такое полифония?
Это не простое многоголосие. Внимательно рассмотрите партитуру в учебнике.
Духовная музыка.Конспект урока в 6 классе
Аминь - звучит как утверждение ценности человеческой жизни. У: В чем сила такой музыки? Д: Слушая такую музыку, сердце не приемлет зла. У :Да, она пробуждает в слушателях добрые чувства; учит всматриваться в глаза близких людей, заглядывать в собственную душу- чем она наполнена. Такая музыка объединяет верующих людей в святой любви к богу, а нас слушателе трепетать от осознания близости к вечному. В этом сила любой музыки, будь то молитва, духовные песнопения или современная песня. А: Только ли церковную музыку можно назвать духовной?
Д: Духовной будет музыка, которая проповедует Добро, согревает душу, воспевает любовь.
Многие сочинения основаны на библейских текстах и образах, а их музыкальная аранжировка акцентирует душевные переживания верующих, помогая им пережить и размышлять о вечных темах. В-третьих, русский духовный концерт имеет образовательное значение. Он способствует распространению и сохранению духовной культуры и наследия России. Через музыку передаются исторические события, религиозные учения, этические принципы и культурные ценности.
Наконец, русский духовный концерт является ценным художественным произведением, обладающим эмоциональной силой и красотой. Многие произведения великих русских композиторов, таких как Сергей Рахманинов, Петр Чайковский и Александр Гречанинов, стали классикой мировой музыкальной литературы благодаря своей глубине и художественной ценности. В целом, русский духовный концерт является важной частью культурного наследия России. Он отражает особенности русской души, раскрывает богатство православной традиции, позволяет испытать духовное возвышение и ощутить связь с высшими ценностями. Оцените статью.
Причины этого кроются, прежде всего в отношении самих россиян того времени к музыке как к искусству: ее считали второстепенным, более низшим искусством, чем литература или изобразительные искусства. За ненадобностью сжигались партитуры, уничтожались нотные рукописи. В XIX в.
В русской православной церкви с середины XVIIв. Так как количество голосов в пении колебалось от 3 до 48, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства — знания вокальных способностей человеческого голоса, искусства управления хором. Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалистами.
Слайд 7 Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его родители неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учился в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты.
От природы обладал абсолютным музыкальным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый случай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге.
Вокально-хоровая работа Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» каноном, сначала двухголосным, потом 3-х, 4-х голосным.
Закрепление темы Вернемся к духовному концерту. Что значит «не отвержи»? Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии?
Люди должны быть терпеливыми и внимательными к своим престарелым и немощным родным. Как вы думаете, сколько лет было композитору М. Березовскому, когда он написал этот концерт?
Он родился в Украине, в городе Глухове.
План-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему: Архипова Н. И. 6 кл. "Духовный концерт"
Главная» Новости» Духовный концерт 6 класс музыка. это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для. Духовный концерт «Перезвоны». Молитва Цель урока: Познакомить с духовной музыкой, колокольном звоном как ярким явлением русской Православной культуры. 1777) Основоположник жанра – «духовный концерт».
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
- ДУХО́ВНЫЙ КОНЦЕ́РТ
- Вы точно человек?
- Русская музыкальная традиция
- Историческая обстановка
- Духовный концерт конспект 6 класс
- Духовная музыка.Конспект урока в 6 классе
Духовный концерт. 6 класс
Она развивалась в постоянном взаимодействии с муз. Помимо тесных связей с муз. Древние лит. Петербург , рус.
Творчество особенно духовная музыка Б. Пашкевича, И.
Кто уже нашёл? Имя , объясни ход своих мыслей. Один ученик показывает на экране с объяснением: Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом.
Продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Слайд 9. В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название. Орнамент 1 2. Зверь нападает на всадника 3. Орнамент 2 4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 5. Михайловский Придел 6.
Борьба Ряженых 9. Орнамент 3 Обратите внимание, на слайде отсутствуют музыкальные фрагменты под номерами 1, 3 и 9. Это музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии и скрепляет все музыкальные образы фресок. Она как рефрен повторяется в них несколько раз. Она похожа на узор с повторяющимся мотивом орнамент. Слушание: В. Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр. А что происходит со струной, если её дёрнуть?
Она деформируется. Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом 123456 — 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа. Каждая из ваших групп — это разложенный аккорд по типу арпеджио дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано или под фонограмму звучания арфы. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Проектная деятельность в творческих группах 10 мин Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни. Как же нам её услышать?
Слайд 4 « Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не остави меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего» Боже! Не отдаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне» Хочу дополнить, что это стихи из 70 псалма Давида.
Воспитательная : воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать чувство уважения к православной культуре, к музыке русских композиторов, к высоким образцам русского певческого хорового искусства, к духовной музыке, к православным традициям, способствовать воспитанию высокохудожественного вкуса, нравственных качеств личности, культуры исполнения, слушания музыки; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса. Личностные : у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов; разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику музыки. Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными и художественными произведениями различных жанров и видов искусства. Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ; ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса. Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства. Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения. Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Урок расширение и углубление знаний. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Учитель: - Здравствуйте, ребята. На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров. Назовём их. Ученики: Д. Бортнянский, М. Березовский, П. Чайковский, С. Рахманинов, А.
Гречанинов, П. Чесноков и др. Духовная церковная музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания напр. Учитель: - Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что: православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве. Учитель: Затем, позднее, в хvш веке, в России было распространено партесное пение. Ученики: Партесное- многоголосное пение, исполнялось также при богослужении в церкви.