Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире
А вот титан оправдал все надежды... Когда в 1959 году СКБ-143 предложили создать малогабаритную, одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную АПЛ с минимальным экипажем, вопрос о титановом корпусе ещё не стоял. Анатолий Борисович Петров, назначенный руководителем проекта 705, имел недостаточно опыта в конструировании, и с 1963 года на этой должности его сменил Михаил Георгиевич Русанов 1909 — 1986 гг. К творческим идеям А. Петрова Русанов добавил свой опыт конструктора, в результате чего получился шедевр кораблестроения. По многим техническим показателям АПЛ проекта 705 намного опередил своё время... В зарубежных военно-морских кругах эту АПЛ называют уважительно — «голубой дельфин». Эта атомная подводная лодка строилась как опытная, имела титановый корпус торпедообразной формы и была одновальной. На стабилизаторах располагались двигатели и гребные винты экономического хода. Корпус снаружи покрывался резиновым антигидролокационным слоем.
Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж корабля, но она никого не спасла, потому что экипаж не знал основного свойства корпуса своего корабля, о чём я скажу ниже. Рабочая глубина составляла 1 000 метров, а предельная — 1 250 метров! На такой глубине лодка была неуязвима для противолодочных сил и средств. В 1977 году умер Н. Климов и проект доводил Ю. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других операций. Лодка действительно была уникальной и ей принадлежит рекорд глубины для подводных лодок. Но из-за обширного пожара в апреле 1988 года лодка из надводного положения затонула в Норвежском море. Небывалый случай, чтобы подводная лодка, всплыв в надводное положение, тут же затонула.
В своё время я вплотную занимался этой трагедией — писал статьи, посещал конференции и презентации книг. Я был не согласен с выводами, где основная вина возлагалась на экипаж.
После этого мы всплыли на поверхность. И в этот же момент весь запас воздуха ушёл в горящие 6 и 7 отсеки, потому что на трубопроводах прогорели прокладки. Это был воздух высокого давления, за счёт которого команда должна была существовать весь поход. На лодке было 400 баллонов по 400 литров воздуха в каждом.
Вырвавшийся на волю, он позволил загореться даже тому, что не должно было гореть. Температура в горящих отсеках превысила тысячу градусов, начал плавиться металл, не осталось никакой надежды проникнуть туда. Когда начался пожар, я отдыхал после дежурства. Услышав сигнал тревоги, побежал на боевой пост. Я был техником по штурманской части, и в мои обязанности входило в составе нескольких человек в нештатных ситуациях обращаться к аварийной карте, чтобы выявить неисправности, очаги пожара или другие осложнения и доложить обо всём командиру. Тем временем команда стала разбегаться по разным отсекам, чтобы выполнять свои обязанности в экстремальной ситуации.
Девять человек проникли в пятый отсек. И вдруг там в одном из агрегатов прорывается клапан, и под давлением горячее масло разбрызгивается во все стороны и затем воспламеняется от высокой температуры. Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись. Офицер, закрывавший задвижки, оказался в изолированном пространстве и потому не получил ожогов. Он бросился сбивать пламя с товарищей, но вскоре загорелся и сам. Вовремя подоспела спасательная команда, в которой был и я.
Через полтора часа борьбы с огнём мы смогли выбраться из отсека, вынести обгоревших товарищей. Мы работали в спецкостюмах и дыхательных аппаратах, которые полностью изолировали от внешней среды. Пожар охватил все отсеки, кроме первого. Ценой огромных усилий нам удалось потушить огонь, но шестой и седьмой отсеки горели страшно. Наша спасательная команда едва успевала вытаскивать из отсеков теряющих сознание или почти безжизненных моряков. И меня смерть едва обошла стороной.
Дело в том, что время нахождения в спецкостюме строго ограничено — 40 минут столько действует патрон, вырабатывающий кислород. Я работал всего 10 минут, так что воздуха, по моим подсчётам, оставалось ещё на полчаса. Иду в поражённый отсек. Нахожу человека у него сгорела не только одежда, но даже кожа! Обстановка крайне сложная: видимость — не дальше вытянутой руки, концентрация угарного газа — примерно восемь предельных доз. Открыто дышать в отсеке нельзя — это практически мгновенная смерть.
Обстоятельства требовали полной самоотдачи, и я не заметил, как закончился дыхательный патрон. Ситуация критическая: снять дыхательный аппарат нельзя, а кислорода в нём почти нет. Бежать же к естественному воздуху нужно было через три отсека, впотьмах света на лодке не было. Переходы из отсека в отсек можно сравнить с огромным будильником, где полно всяких шестерёнок, креплений, винтов. В центральных проходах не могли разминуться два человека. А в боковых «лабиринтах» и вовсе передвигались в полусогнутом состоянии или на коленях.
Вся подлодка — сплошная теснота, задействован и учтён каждый сантиметр. И это при огромных размерах лодки — 8 метров в диаметре и 120 — длиной. Для людей места было очень мало, потому что всё было «напичкано» современной техникой, оборудованием, различными запасами. Словом, странное соседство людей, опасной ядерной установки, радиоактивной техники и прочего. Не могу объяснить, как это произошло, но из отсеков я всё-таки выбежал, почти потеряв сознание. Нечто подобное со мной на этом пожаре уже было.
Но мне повезло: задыхаясь в дыму, я увидел на полу аппарат и успел одеть его, но как только вышел из отсека — кислород в нём кончился. Видимо, он был уже кем-то использован и выброшен, но на несколько минут мне его хватило для спасения. События же на лодке продолжали развиваться трагично. Инструкции гласили: если в отсеке пожар — помещение нужно герметизировать; если туда попал сжатый воздух — отсек нужно открывать для проветривания. Но что делать, если одновременно и пожар, и сжатый воздух?
На борту подлодки находились 69 человек, 42 из них спасти не удалось. Субмарина была построена в Северодвинске в 1983 году. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Была предпринята попытка использовать объёмную химическую систему пожаротушения, но это не дало результата.
У наших вероятных противников были на их территориях такие глубины, на которые тогдашние подлодки погружаться не могли. Нужно было судно, способное не только опуститься, но и нанести внезапный удар из глубины: прежде орудия на 800 и 1000 метрах просто раздавливало давлением воды. Кроме того, гидрология океана такова, что на глубинах 500-600 метров образуется подводный звуковой канал — слой воды, в котором возможно сверхдальнее распространение звука. На этой глубине подлодку легко заметить, поэтому К-278 нужно было опустить еще ниже. Для этого были необходимы новые сплавы для корпуса и механизмы, способные выдержать колоссальное давление. Лодку спустили на воду впервые в 1984 году, а в 1985 состоялось рекордное погружение — 1027 метров. Системы и механизмы тестировались полтора года. Перед погружением нам установили специальное оружие для высоких глубин. Подводник Николай Черкашин писал, что на рекордных глубинах от давления вспучивался линолеум на палубах, а железные койки экипажа выгибало дугой. Все было, конечно, не так, все-таки Черкашин — писатель и его рассказам была нужна драма. Для погружения, которое длилось более 7 часов, был разработан специальный план. На каждой ступени, то есть примерно каждые 100 метров, проверялась работа оборудования и его показатели. На корпус давило 1,5 миллиона тонн воды: на каждый квадратный сантиметр — 100 килограмм. Борты прогибались, но аппаратура показала, что подлодка выдерживала глубину лучше, чем планировалось по предварительным расчетам. Причем разные приборы показывали немного разные значения глубины. По решению адмирала Чернова мы погружались до тех пор, пока прибор с самыми малыми значениями не покажет глубину более 1000 метров. Когда отметка была достигнута, все были очень рады и бросились обниматься. Про это погружение и его достижения не писали в газетах — вся информация была строго секретной.
День памяти погибших подводников
7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. Перед боевым походом подводная лодка «Комсомолец» совершила контрольный выход. Филиппов Р.К. (1968 - 1989). См. так же: Указ о награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Пожар на уникальной атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец», приведший к гибели корабля и 42 членов экипажа, стал самой известной аварией в истории советского флота. В 1989 году затонул «Комсомолец» — самая дорогая субмарина в СССР.
Форма поиска
- 7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
- Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
- «Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников
- «Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца»
- Наше видео
- К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», 1989
Основной версией считается возгорание электрооборудования. Была предпринята попытка использовать объёмную химическую систему пожаротушения, но это не дало результата. На фото: репродукция рисунка «Норвежское море. Вскоре во внутренний корпус К-278 стала поступать вода, после чего субмарина затонула на глубину около 1800 м.
Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 м ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 м , подводное водоизмещение 8500 т, скорость хода более 30 узлов. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем 1,5-километровой глубине.
По причине разрыва трубопровода и стравливания кормовых перемычек воздуха высокого давления в седьмой отсек применение системы ЛОХ оказалось не эффективным, пожар распространился на смежные отсеки, а по причине коротких замыканий цепей управления произошло локальное возгорание в центральном посту. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа, всего погибло 42 подводника, тела погибших и оставшиеся в живых подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». В момент, когда ПЛ накренилась и стало ясно, что она утонет, члены экипажа запели песню «Варяг», прощаясь с теми, кто навсегда остался на борту «Комсомольца». Вскоре подошла помощь.
Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» одного за другим подобрала моряков. К этому моменту многие подводники погибли от переохлаждения - на борт подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Как только члены команды были подняты на борт, судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были уже без признаков жизни. Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики, доставленные к месту происшествия на крейсере «Киров», сделали всё возможное. На пути к Североморску использовали все медицинские средства, пригодные в такой ситуации.
Произвели тщательное растирание.
Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в Храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, прошла поминальная литургия. Напомним, АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
Причиной гибели подводной лодки «Комсомолец» явился пожар, возникший около 11 часов. Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить. Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. Дата 7 апреля 1989 года — день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец». И уже через полчаса после посадки на грунт Евгений Черняев сообщил по подводной связи: "Вышли на лодку "Комсомолец".
Список погибших на АПЛ "Комсомолец" в результате аварии, произошедшей 7 апреля 1989 г.
Ровно 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец». Именно такая история связана с расследованием причин и обстоятельств гибели атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Сегодня, в День памяти погибших подводников, в Мурманске и гарнизонах Северного флота – Гаджиево, Видяево, Заозёрске, Полярном и Северодвинске – проходят памятные мероприятия, посвященные 27-й годовщине гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». "Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец".
ВСЁ ЛИ МЫ ЗНАЕМ О ГИБЕЛИ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ «КОМСОМОЛЕЦ»
- Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
- Комсомолец подводная лодка атомная (АПЛ): тайна гибели, причины трагедии
- Тамбовская область
- «Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»
- Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
- Памяти погибших подводников