18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. В этом году задания диктанта посвящены 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? 18 января в России празднуется День прорыва фашистской блокады Ленинграда.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
Николай Тихонов писал тогда, что на пристани освобождённого Шлиссельбурга уже снуют моряки, железнодорожники осматривают пути… На противоположном берегу, где раньше нельзя было показаться человеку, открыто дымят паровозы и двигаются поезда. Первый день после прорыва блокады. Победный день, которого мы ждали. Город Ленина получил прямую связь с Большой землей. Предстоит построить железную дорогу протяженностью 30 километров», — вспоминал в одной из радиопередач Матвей Фролов.
В 1941 году последний поезд пришёл в Ленинград 27 августа. Враг перерезал Октябрьскую железную дорогу, вышел на ближние подступы и на долгие 17 месяцев город полностью оказался блокирован. Единственной ниточкой, связывавшей Ленинград с Большой землей — по воде и по льду, — была ладожская Дорога жизни. После прорыва блокады 18 января 1943 года, как говорил Фролов, «появилось окошко», а значит можно было «по земле, по нашей советской земле организовать сообщение со всей страной».
Практически сразу же на отнятую у врага землю пришли строители, железнодорожники, тысячи жителей осаждённого города. В кратчайший срок — дорог каждый день — нужно было в прорубленном коридоре построить железнодорожную ветку длиной 33 км от станции Поляны до Шлиссельбурга. Местность в основном была болотистая, всё, что на тот момент там было, — лишь полуразрушенная узкоколейка, по которой когда-то доставляли торф. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, которые необходимо было обезвредить.
Восемь километров пути находились в прифронтовой зоне, как говорится, «под носом» у противника, работать приходилось под артиллерийским и минометным огнём. Несмотря ни на что, люди трудились сутками напролёт, в пургу и мороз, среди льда и стылой воды, «впрягаясь» в сани из металлических листов, возили грунт и камни, рубили и перетаскивали огромные брёвна, и на засыпанное болото, которое было для строителей, как они говорили, «дороже рыхлого чернозема», ложились ниточки рельс будущей железной дороги. Огромные трудности стояли и перед теми, кто воздвигал железнодорожный мост через Неву. Чтобы проложить свайно-ледовую переправу длиной 1300 м, необходимо было забить более 2,5 тысячи свай при очень большой скорости течения и шестиметровой глубине Невы в этом месте.
Сейчас это кажется невероятным, но дорога была сдана уже 5 февраля, на несколько дней раньше намеченного срока. На портале Президентской библиотеки можно прослушать интервью Матвея Фролова с Вольдемаром Матвеевичем Виролайненом, возглавлявшим Волховстроевский железнодорожный узел. Именно под его руководством велись работы по подготовке к отправлению первого поезда в блокадный Ленинград. Этого почетного права добивались все паровозные бригады, хотя и осознавали, этот рейс длиной 33 км может стать последним ддя них.
Шайка нацистов, захватившая власть в Киеве, наплевала на свой народ, историю и культуру. Они перевернули историческую картину для своих граждан. Сделали свои преступные иллюзии нормой для жителей своих стран. Считать жителей Донбасса «недолюдьми» — это сейчас официальная политика киевской хунты, которая формирует отношение одной части населения к другой. Разве это не нацизм? Одна часть общества возвышается за счет унижения другой.
Ущербная психология киевских властителей. В 2018 году президент Порошенко и парламент вообще узаконили бандеровские приветствия в армии. А регулярно в феврале в Киеве проходят марши с факелами в честь Бандеры. На главном плакате шествия изображен пылающий Кремль, а на его фоне — портрет Бандеры. Что это как не реанимирование нацизма? В Ленинграде, Сталинграде и под Москвой мы как раз боролись для недопущение такого.
Подвиг жителей блокадного Ленинграда — беспримерный, великий, вечный. Мы навсегда должны сохранить память о том страшном времени, о героизме наших предков. Всем ныне живущим блокадникам и ветеранам я говорю спасибо, преклоняя голову.
Они шли вперед, расширяя прорыв. Ранее утро 19 января. На улицах вывешивают алые флаги, флаги победы. Один из них укреплён на развалинах дома, что разрушен фашистской бомбой. Ночь на 19 января 1943 года — историческая ночь позади. С добрым утром, земляки, говорили мы друг другу… А на Невских берегах, только что освобождённых от врага, уже начиналась жизнь — наша, советская. Николай Тихонов писал тогда, что на пристани освобождённого Шлиссельбурга уже снуют моряки, железнодорожники осматривают пути… На противоположном берегу, где раньше нельзя было показаться человеку, открыто дымят паровозы и двигаются поезда.
Первый день после прорыва блокады. Победный день, которого мы ждали. Город Ленина получил прямую связь с Большой землей. Предстоит построить железную дорогу протяженностью 30 километров», — вспоминал в одной из радиопередач Матвей Фролов. В 1941 году последний поезд пришёл в Ленинград 27 августа. Враг перерезал Октябрьскую железную дорогу, вышел на ближние подступы и на долгие 17 месяцев город полностью оказался блокирован. Единственной ниточкой, связывавшей Ленинград с Большой землей — по воде и по льду, — была ладожская Дорога жизни. После прорыва блокады 18 января 1943 года, как говорил Фролов, «появилось окошко», а значит можно было «по земле, по нашей советской земле организовать сообщение со всей страной». Практически сразу же на отнятую у врага землю пришли строители, железнодорожники, тысячи жителей осаждённого города. В кратчайший срок — дорог каждый день — нужно было в прорубленном коридоре построить железнодорожную ветку длиной 33 км от станции Поляны до Шлиссельбурга.
Местность в основном была болотистая, всё, что на тот момент там было, — лишь полуразрушенная узкоколейка, по которой когда-то доставляли торф. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, которые необходимо было обезвредить. Восемь километров пути находились в прифронтовой зоне, как говорится, «под носом» у противника, работать приходилось под артиллерийским и минометным огнём. Несмотря ни на что, люди трудились сутками напролёт, в пургу и мороз, среди льда и стылой воды, «впрягаясь» в сани из металлических листов, возили грунт и камни, рубили и перетаскивали огромные брёвна, и на засыпанное болото, которое было для строителей, как они говорили, «дороже рыхлого чернозема», ложились ниточки рельс будущей железной дороги.
Сегодня этой дате в Санкт-Петербурге был посвящен ряд памятных мероприятий, участие в которых принял и глава государства. Владимир Путин посетил мемориальный военно-исторический комплекс «Невский пятачок» в Ленинградской области, где возложил цветы к памятнику «Рубежный камень». Далее на Пискаревском мемориальном кладбище президент принял участие в церемонии возложения венка к монументу «Мать-Родина». Глава государства в очередной раз напомнил о важности сохранения исторической памяти. И чтобы мы могли вовремя реагировать на возникающие в отношении нашей страны угрозы. Вот это очень важная вещь.
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
Зимой 1943 года советским войскам удалось наконец прорвать блокаду: 18 января был освобожден Шлиссельбург и очищено все южное побережье Ладоги. Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге. 80 лет со дня прорыва блокады. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав блокаду северной столицы.
Исторический момент: 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | 18 января 1943 года Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. |
Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' | День прорыва блокады стал особенно важной датой для всего народа. |
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | Именно поэтому прорыв блокады 18 января 1943 года стал такой важной вехой в истории Великой Победы и каждый год отмечается как праздник мужества и стойкости, надежды и героизма. |
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков» | Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. |
Они первыми прорвали блокаду Ленинграда
Безоружные ополченцы в рукопашном бою противостояли мотопехоте, бросались под танки. Были и паника, и бегство, отступления, но танки ценой чудовищных потерь остановили — благодаря ярости, отчаянию, безысходности. Целенаправленная эвакуация населения Ленинграда началась только зимой по Дороге жизни через Ладожское озеро. Ленинград встретил блокаду без продовольственных запасов.
Нарком внешней торговли Микоян, узнав накануне войны, что немецкие суда спешно покидают советские порты, решил эшелоны с продовольствием, направленные в Германию, завернуть в Ленинград. Но Жданов отказался их принять, доложив о самоуправстве наркома Сталину. Секретарь Ленинградского обкома за все время блокады ни разу не был на передовой: сидел в бункере Смольного и прославился своим чревоугодием.
Основные продовольственные запасы города находились на Бадаевских складах и не были рассредоточены. С 15 сентября нормы по карточкам стали снижаться, а с началом зимы наступил голод, вызвавший цингу и дистрофию. Информация о блокаде использовалась только на Нюрнбергском процессе, а население СССР стало получать ее дозированно с конца 50-х.
Гранин вспоминал, как был командирован в город вместе с сослуживцем. Прихватив водку, они зашли к девицам. Те выставили жареную картошку, тушенку, яблоки и маслины!
Выпив, девочки рассказали кое-что про своих друзей, распоряжающихся продуктами. На снимке общегородского совещания управхозов у всех круглые физиономии, дистрофиков не видно. Некоторые чиновники становились миллионерами, меняя продовольствие на драгоценности.
О матерях, ценою своих жизней подкармливающих детей. О каннибализме. Рассказ заставил депутатов содрогнуться от ужаса.
Ангела Меркель не скрывала слез. Почему замкнулось кольцо Мемуары писали почти все маршалы и генералы. Для обхода острых углов было придумано пропагандистское клише: «Страна находилась на грани гибели, решалась судьба всего мира, поэтому вынужденная жестокость к солдатам была оправдана и необходима».
Понятно, посылать подчиненных на бессмысленную смерть особого ума не требуется. В других сражениях потери бывали и большими, но не столь концентрированными. В ее состав входило 16 дивизий, включая три танковые и три моторизованные.
А противостояло ей 30 советских, в том числе четыре бронетанковых и две моторизованных. Численность дивизий в разных источниках разнится, но соотношение сил очевидно. Тем не менее 8 сентября 1941 года войска фон Лееба, прорвавшись через станцию Мга, замкнули кольцо окружения, началась блокада города, продолжавшаяся 871 день.
Сообщение поддерживалось только по Ладожскому озеру и воздуху. Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте. Тем самым он навсегда запятнал честь немецкого мундира: ведь в предыдущей войне ничего подобного не было.
В блокаду погиб миллион ленинградцев, вдвое больше, чем все гражданские потери Германии от бомбежек. Описывая неудачные наступления под Ленинградом или Ржевом, советские историки не указывали наши потери, а результат скрывали за фразами: «сковали крупные силы противника», «сорвали план захвата». Пример подал Сталин 6 ноября 1941 года, приведя фантастические цифры потерь фашистов.
Американский историк Сэмюэль Митчем пишет: «Советские историки в силу политических причин избегали освещения неудач, чем существенно обеднили историческую картину». Обеспечить взаимодействие войск разных фронтов, тем более разделенных не только сушей, но и полноводной Невой, не имея опыта и времени на подготовку наступления, очень сложно. Это выяснилось при проведении 1-й Синявинской операции.
Но основной причиной неудачи стал человеческий фактор. В штабе Ленинградского фронта царила неразбериха, о чем написал историк Александр Верт. Командующий маршал Ворошилов управлять войсками был не в состоянии.
Его заменил энергичный Жуков. В советском Генштабе понимали, что прочной обороны у немцев нет и встречными ударами в районе Мга-Синявино можно пробить коридор и деблокировать Ленинград. Сталин идею одобрил.
И даже вывел 54-ю армию во главе с маршалом Куликом из состава Ленинградского фронта, подчинив Ставке. Тем временем Лееб приступил к решительному штурму, 58-я пехотная дивизия вторглась в окрестности Ленинграда. Казалось, город обречен.
Наступление немцев захлебнулось. Почему не удалось быстро прорвать блокаду Григорий Кулик в 1919 году под Царицыном руководил артиллерией красных, где познакомился со Сталиным, став в дальнейшем его военной опорой наряду с Ворошиловым и Буденным. Карьеру Кулика можно сравнить с катанием на американских горках.
Оставаясь безграмотным, он на волне репрессий был вынесен на Олимп, став начальником главного артиллерийского управления РККА и заместителем наркома. На этом посту успел развалить производство противотанковой артиллерии и заморозить выпуск «Катюш». В 1936 году за непригодностью Кулик был отозван из Испании, а в 1939 году получил выговор за Халхин-Гол, где только мешал Жукову.
Но во время финской кампании, сконцентрировав артиллерию, пробил линию Маннергейма. Получил звание маршала и звезду Героя. Посланный с инспекцией на Западное направление, попал в окружение и вышел из него в крестьянской одежде.
Тогда Сталин отправил его командовать 54-й армией, где на фоне Ворошилова он выглядел неплохо. Георгий Жуков восполнить недостаток образования тоже не стремился. В 1930-х командовал полком в 7-й Самарской кавалерийской дивизии у Рокоссовского.
В характеристике тот написал: «Не склонен к штабной работе. Суховат и недостаточно чуток. Обладает значительной долей упрямства».
Избежал репрессий, написав письмо Сталину: тот его получил и запомнил адресанта. Отличился в сражениях с японцами и стал командующим Киевским особым ВО. На штабных играх в январе 1941 года «разгромил агрессора» и захватил танковыми частями Варшаву, Прагу и Берлин.
В экспозиции представлены фуражка и погоны героя. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение.
Среди авиационных предметов — контрольный щиток из кабины истребителя полковника П. Кондратьева сбил в воздушных боях 55 немецких самолетов. Герой Советского Союза П.
Героическая помощь гражданского населения и самоотверженность защитников Ленинграда спасли город от уничтожения. Как это удалось и какую цену пришлось заплатить. Прорыв блокады Ленинграда С осени 1941 года город Ленинград был взят немецкими войсками в блокадное кольцо. Так как при штурме Ленинграда ожидались большие потери личного состава с обеих сторон, вражеское командование принимает решение попросту уморить мирных жителей голодом.
Тем самым минимизировав для себя потери. Поэтому во время Ленинградской битвы основной целью армии Советского Союза было прорвать кольцо блокады. Блокада Ленинграда Блокадное кольцо Ленинграда В городе с самого начала не было достаточных запасов пищи. И это было известно как советскому, так и немецкому командованию.
В городе хлебные карточки ввели ещё до начала осады Ленинграда. Сначала это было только превентивной мерой, и норма хлеба была достаточной — 800 граммов на человека. Но уже 2 сентября 1941 года она была снижена блокадное кольцо было замкнуто 8 сентября , а в период с 20 ноября по 25 декабря норму урезали до 250 граммов хлеба рабочим и 125 граммов служащим, детям и иждивенцам. Единственной связующей ниточкой осаждённого города со страной были берега Ладожского озера.
По нему, сначала на судах, а позже по льду, в город доставляли продукты. Этим же путём продолжали эвакуироваться жители блокадного Ленинграда. Этот путь по Ладожскому озеру знали, как Дорогу жизни. Но, при всех стараниях и героизме работавших там людей, поток этот был недостаточным для спасения города.
Хотя благодаря ему и удалось спасти тысячи и тысячи жизней. Передвижение по нему само по себе сопряжено с огромными опасностями. Кроме того, приходилось постоянно опасаться ударов вражеской авиации. Дорога по Ладожскому озеру — «Дорога жизни» События 1941 года Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание.
Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда. Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна. Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны.
Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться.
Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки.
Как только в Москве получили известие о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве на освобожденной полоске земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с «Большой землей». Первый поезд по ней пошел уже через 17 дней. Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска.
Оборона Ленинграда
Да и осведомленных о самом плане операции было немного, «Искра» разрабатывалась строго ограниченным кругом штабных сотрудников. Но в январе 1943-го, незадолго до начала наступательной операции, противнику стало известно о полной готовности советских войск к атаке. Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки.
В ночь на 11 января 1943 года войска заняли исходные позиции. Масштабы сражений и перелом фронта Захваченные после прорыва трофеи. На кону у Красной армии стоял не только крупнейший советский город, но и честь всего фронта.
Нельзя было сдаваться и немцам. После сложнейших атак и неимоверных потерь в полночь 18 января радиодиктор объявил, что военная блокада прорвана. Ленинградские улицы и проспекты накрыло всеобщее ликование.
Не сдерживая эмоций, ленинградцы неустанно благодарили военных за прорыв блокады. Конечно, достигнутый результат в общевоенных масштабах выглядел достаточно скромно, ведь ширина образованного коридора составляла от силы 11 км. Основная суть заключалась в символическом значении прорыва.
Улучшилось и материально-техническое снабжение города. Оперативно были проложены новая железнодорожная линия, автомагистраль и несколько переправ через Неву.
Общий замысел заключался в том, чтобы встречными ударами двух фронтов разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Уже утром 19 января город-герой был украшен флагами. С этим успехом значительно улучшилась обстановка на всем Ленинградском фронте.
Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года.
Начались страшные и невыносимые дни в жизни ленинградцев, которые продолжали сопротивляться врагу. А спустя ещё год удалось, наконец, полностью снять блокаду с Ленинграда. Но 872 дня блокады — это вопрос исторической точности, а не образности. Формулировка «900 дней блокады» закрепилась в публицистической и исторической литературе — причём, что советской, что западной например, книга американского историка Гаррисона Солсбери, выпущенная в 1969 году, так и называлась «The 900 days. The Siege of Leningrad».
В любом случае, 872 или 900 — это не уменьшает значение подвига ленинградцев и защитников города. Если бы город сдали — не было бы стольких жертв и с городом бы тоже ничего не случилось Этот миф много обсуждали в последние годы из-за опроса , проведённого телеканалом «Дождь», — и последовавшей реакции. Но на самом деле само представление, что сдача города могла спасти город, появилось гораздо раньше. Можно вспомнить пример из советской киноэпопеи «Блокада» , в которой есть эпизод, где старый товарищ Сталина попадает к нему на приём осенью 1941 года и задаёт ему вопросы о том, почему страна оказалась в такой сложной ситуации и не стоит ли сдать Ленинград. Сталин отвечает, что нужно сражаться. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» : »…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем.
Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов. Разве победим? Токарь одного из номерных заводов». Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится». Эту записку пишут сотни рабочих, чтобы дали хлеба, а иначе мы сделаем забастовку, поднимемся все, тогда узнаете, как морить рабочих голодом». Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» Так что «пораженческие» настроения действительно были в Ленинграде.
Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей. Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном — поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда. Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях — это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией дневники, опубликованные в сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось! Немцы пришли».
Операция предполагала действия четырёх штурмовых групп. Две из них, батальонной силы, должны были глубокими узкими ударами пронзить русскую оборону в «мешке» вплоть до дороги Синявино-Гонтовая Липка. Две других ротных штурмовых группы, усиленные сапёрами, должны были с двух сторон наступать в створе этой дороги, отрезая от тылов нашу группировку в «мешке». Всем штурмовым группам давались самоходные орудия. Операция началась внезапно в предрассветных сумерках после короткого огневого удара, и, вследствие 45-минутного молчания нашей артиллерии, немцам сопутствовал успех. Бой 6 марта 1943 года, конечно, не был для немцев лёгким. Были у противника трудности с переходом через тракт из-за того, что запоздал подход «тигров». К тому же немцы, по собственному признанию, приуменьшили численность группировки наших частей, оборонявших «мешок». Русская оборонительная система также оказалась гораздо более широкой. Часть её осталась, вследствие отличной маскировки, невыявленной и соответственно ненакрытой немецкой артиллерией. Эти крепкие дзоты, с засевшими в них отчаянно оборонявшимися бойцами и командирами 128-й, 18-й и 11-й стрелковых дивизий, при зачистке «котла» немцы уничтожали с близкого расстояния огнём самоходных орудий. Местность была густолесистой и болотистой. Там где самоходные орудия не могли пройти, против дзотов немцы использовали противотанковую артиллерию и огнемёты. И всё-таки противнику удалось за шесть часов уничтожить наш плацдарм, завоёванный в тяжёлых боях, длившихся более месяца и стоивших нам большой крови. Окончание в следующем номере.
Кто виноват в блокаде Ленинграда
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. С начала блокады – 8 сентября 1941 – прошло 497 дней. Операция началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году | Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки. |
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | А 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – навсегда вошел в историю как пример великой стойкости и патриотизма российского народа. |
Пятая попытка
Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра». С начала блокады – 8 сентября 1941 – прошло 497 дней. Операция началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. С начала блокады – 8 сентября 1941 – прошло 497 дней. Операция началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
В характеристике тот написал: «Не склонен к штабной работе. Суховат и недостаточно чуток. Обладает значительной долей упрямства». Избежал репрессий, написав письмо Сталину: тот его получил и запомнил адресанта.
Отличился в сражениях с японцами и стал командующим Киевским особым ВО. На штабных играх в январе 1941 года «разгромил агрессора» и захватил танковыми частями Варшаву, Прагу и Берлин. Восхищенный Сталин назначил его начальником Генштаба.
В начале войны Жуков вместе с наркомом Тимошенко потеряли управление войсками и лишились своих должностей. Командуя Резервным фронтом, добился крупного успеха под Ельней. Жукова и Кулика послали прорвать блокаду Ленинграда, но к согласию они не пришли, в чем убеждают выдержки из их разговора.
Запись в архиве Министерства обороны разыскал историк Николай Зенькович. Связь по телефону. Приветствую тебя, Григорий Иванович!
Прошу коротко доложить об обстановке… Проинформирую, что делается под Ленинградом информирует. Здравия желаю, Георгий Константинович! Меры мною приняты, думаю отбить атаки и перейти в контрнаступление.
Григорий Иванович, у меня к тебе настойчивая просьба — не ожидать наступления, а немедленно организовывать артподготовку и перейти в наступление на Мгу. Я думаю, 16—17-го. Завтра перейти в наступление не могу, так как не подтянута артиллерия, не проработано взаимодействие, не все части вышли на исходное положение.
Ясно, что вы прежде всего заботитесь о благополучии 54-й армии. Понял, что рассчитывать на активный маневр с вашей стороны не могу. Буду решать задачу сам.
Начальник Генштаба Шапошников просил Жукова выделить войска для встречных с 54-й армией действий. Но тот использовал для наступления лишь одну дивизию и бригаду Невской оперативной группы. Кто кого мог переиграть — неизвестно.
Но 1942 год подтвердил правоту Кулика. Неподготовленные наступления приводили к жесточайшим поражениям. В случае неудачи Кулик, несомненно, стал бы крайним.
А в итоге в смертельном проигрыше оказались блокадники. Надвигающийся голод требовал действий, из Москвы поступали команды в духе Гражданской войны. Сталин приказал «пожертвовать парой дивизий» и пробить коридор.
Местные штабисты говорили, что на крохотном пятачке невозможно маневрировать, но Ставке было виднее. Весной пятачок был ликвидирован. В 1960-х газета «Правда» определила численность погибших в 200 тысяч, ведь раненные не выживали.
Позднее потери корректировали в сторону уменьшения. Но в любом случае крохотный пятачок стал огромной братской могилой десятков тысяч солдат и офицеров. Немцы взяли Тихвин, стремясь на реке Свирь соединиться с финнами и полностью замкнуть сухопутное кольцо в обход Ладожского озера.
Восемь переброшенных дивизий 9 декабря Тихвин вернули. Но коридор шириной 15 км, получивший название шлиссельбурско-синявинского выступа, сохранился и почти полтора года отделял Ленинград от остальной страны. Еще более амбициозной была Любанская операция, предполагавшая разгром всей группы армий «Север» и провозглашенная Сталиным на совещании 5 января.
Но все пошло не по плану, войска фронтов действовали несогласованно, 2-я Ударная ушла в отрыв, а 54-я топталась на месте. Ударная — значит,усиленная, предназначенная для разгрома группировки противника. Но у 2-й Ударной не хватало автоматического оружия и боеприпасов, транспорта и средств связи, продовольствия и фуража, а самое главное — грамотного руководства.
Командовал ею замнаркома внутренних дел генерал Соколов. Вот один пункт из его приказа: «Холода не бояться, бабами рязанскими не обряжаться, быть молодцами и морозу не поддаваться. Уши и руки растирать снегом».
Через месяц Соколова поменяли на генерала Клыкова, продолжавшего гробить армию. Затем спасать ее прислали «сталинского полководца» Власова так называлась выпущенная о нем брошюра. Его заслуга в гибели армии невелика, погубили ее до него.
Чем кончил Власов, известно, а армия потеряла 300 тысяч человек. Отозванный из Ленинграда Жуков оставил командовать фронтом генерала Хозина. Побед тот не добился, а его заместители Запорожец и Мельников официально доложили Жданову о пьянстве и моральном разложении командующего.
Хозина сняли, с июня 1942 года фронтом стал командовать Говоров. Почему Ленинград устоял 670 дней обороной Ленинграда руководил генерал Говоров — профессиональный артиллерист. Он учился в Константиновском артиллерийском училище и закончил Первую мировую подпоручиком.
Городу очень повезло, что его оборону возглавил профессиональный военный, которого хранила судьба вопреки обстоятельствам. Подпоручика Говорова призвали в Белую гвардию, но он вовремя перешел к красным. Командовал дивизионом у Блюхера, затем учился и преподавал в Артиллерийской академии имени Дзержинского, защитил диссертацию, стал доцентом.
Никогда не скрывал, что он человек верующий. До 1942 года дорога в партию ему была закрыта. Во время чисток выжил случайно.
Будущий маршал Рокоссовский в застенках выжил только силой духа, так и не признав себя шпионом, хотя ему выбили зубы и переломали ребра. Кто бы привел Красную армию в Берлин, если бы чекистам не укоротили руки? Немцы активно обстреливали осажденный город, но и Ленинград отвечал.
Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника.
Других продуктов питания не выдавали. В декабре и январе, после начала работы «Дороги жизни», пайка выросла до 200 и 250 граммов соответственно, а к концу февраля достигла 400 граммов. Но к тому времени за три месяца от голода и холода умерли более 250 тысяч человек. Главным отопительным средством для обитаемых квартир стали печки-буржуйки, выпуск которых был налажен уже в декабре 1941-го.
В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Зимой 1942 года и жертв голода и мороза было уже меньше. Удалось эвакуировать почти 600 тысяч человек, жилые дома отапливали 135 тысяч буржуек. Помимо хлеба стали выдавать макароны и сахар. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За следующие семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная «Дороги победы». Через этот коридор началась поставка продовольствия, эвакуация детей и пожилых людей.
Вопросы, возникшие в наше время Переосмысливая историю во времена перестройки, исследователи стали задавать вопросы: а можно ли было прорвать блокаду раньше или вовремя эвакуировать мирное население из Ленинграда? Эти вопросы «Эксперт» задал современным военным экспертам и историкам. Но прежде, чем предоставить им слово, обратимся к документальным фактам, не вызывающим ни у кого сомнений. Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции для восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», который в итоге и был освобожден в 1943 году. Но в 1941 году обе попытки закончились неудачей. В их ходе погибли более 50 тысяч бойцов Красной армии.
Квартира была на 7 хозяев. И старшая была. Маму ругала.
Что она целиком ломала мебель и кидала палки в огонь. Илаз Цараевич был командиром ЖД-войск. Сказал маме: возьми сумку и пошли с солдатами в тупик вокзала. Там настреляли воробьев и маме дали. И мама отваривала. Месяца три жили на этом бульоне воробьином». К концу января 1944-го, когда блокада была полностью снята, число жертв фашистской жестокости достигло 600 тысяч человек. Блокаду прорвали силами Ленинградского и Волховского фронтов. Среди защитников и освободителей — 3,5 тысячи уроженцев Северной Осетии. За время боев в Ленинграде 9 удостоены звания Герой Советского Союза.
Прорыв блокады: 79 лет подвигу
Лобанок прорвал блокаду, я лично разговаривал с теми, кто прорывался и выходил вместе с ним. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров. Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось.
Самая страшная зима
- "Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
- Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»
- Прорыв блокады: 79 лет подвигу
- Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия: