Рассмотрим две версии о участии в Федорчуковой рати князя московского Ивана Калиты. Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве.
Нашествия монголо-татар на Русь: сколько их на самом деле было
Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина [ править править код ] Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть».
Столь краткие справки способствуют возникновению у многих читателей своего рода чёрно-белого восприятия тех давних событий и их основных действующих лиц. На самом деле ситуация тогда была куда более сложной и многогранной. Первопричиной всех неурядиц Древней Руси, включая и завоевание войсками Батыя, была её раздробленность на отдельные княжества с регулярным выяснением отношений между возглавлявшими их князьями и княжескими кланами. Междоусобицы между сыновьями Ярослава Мудрого, начавшиеся спустя десяток с лишним лет после смерти последнего действительно Великого Киевского князя, правившего единой Русью, очень быстро вылились в то, что века спустя английский философ Джон Гоббс назвал «войной всех против всех». В итоге тумены Батыя достаточно легко разбили дружины отдельных русских князей поодиночке. Причём ещё не разбитые Рюриковичи нередко даже радовались, что их соперников разгромили чужими руками, пока очередь на разгром не доходила уже до них самих. Впрочем, как это ни печально, но нет худа без добра. Монгольское завоевание, по крайней мере, помешало экспансии католического Запада. Ведь европейские короли и князья были отнюдь не прочь прирастить свои владения землями «восточных схизматиков», как они именовали православных. Невская битва и битва на Чудском озере, блестяще выигранные военным гением великого Александра Невского — только верхушка айсберга этой экспансии. Жертвами агрессии Запада, увы, уже к середине XIII века стали земли Юго-Западной Руси, которые удалось воссоединить с материнской цивилизацией лишь спустя четыре столетия, после восстания Богдана Хмельницкого и помощи восставшим со стороны уже окрепшего Московского царства. Впрочем, в действительно единой и мощной, пусть и подконтрольной Руси не были заинтересованы и монголы тоже. А потому, хотя и санкционировали власть Великого князя часто не только в одном крупном княжестве , на что и выдавали претендентам ярлык, документ на княжение, но, в целом, исповедовали известный ещё с Древнего Рима принцип «разделяй и властвуй», не препятствуя вновь и вновь возникающим княжеским междоусобицам да ещё и принимая сторону то одного, то другого соперника. Зато ханам Золотой Орды практически не приходилось держать на русских землях постоянных наместников, обходясь посылкой баскаков — сборщиков дани. Эту работу нередко соглашались выполнять сами князья, под предлогом сбора дани для хана собиравших с населения куда большие суммы, разницу оставляя себе. На таком фоне в Северо-Восточных княжествах Древней Руси и возникло к концу XIII века соперничество между основными претендентами на великокняжескую власть — княжескими родами Твери и Москвы, которые являлись близкими родственниками. Даниил Московский, ставший фактическим родоначальником самостоятельной династии московских князей, являлся внуком знаменитого Александра Невского, а Ярослав Ярославович Тверской — его братом. Увы, довольно скоро «родичи-Рюриковичи», враждуя между собой, дошли и до смертоубийства. Только в начале XIV века между тверичами и москвичами состоялось несколько битв — с переменным успехом. Чаще защищаться приходилось Москве.
То есть формально был главой всех русских княжеств. Унижение, однако, Александр Михайлович стерпел. И уговаривал горожан терпеть притеснения от ордынцев. Князь понимал, что попытка ответить на обиды спровоцирует карательный поход со стороны Орды. Который, к тому же, могут поддержать и соперники из других русских княжеств. Например, московский князь Иван Калита так, собственно, и произошло. Восстание спровоцировало мелкое происшествие — ордынцы попытались отнять кобылу у дьякона Дудко. Это стало последней каплей — избиение ордынцев началось по всему городу.
То есть сами-то восставшие, конечно, глобальные цели едва ли ставили — горожан возмутило поведение отряда под командованием Чолхана. Щелкана, как его назвали тверичи. Чолхан и его люди действительно вели себя бесцеремонно. Возможно, предводитель золотоордынского отряда и вел бы себя поскромнее, если б ко всему прочему не был еще и двоюродным братом правителя Золотой Орды, хана Узбека. Явившись в Тверь, Чолхан первым делом выгнал из дворца если его так можно называть князя Александра Михайловича. Надо заметить, что менее чем за год до визита Чолхана тверской князь получил от Узбека ярлык на великое княжение. То есть формально был главой всех русских княжеств. Унижение, однако, Александр Михайлович стерпел.
Последняя интрига Калиты
На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»). «Федорчукова рать», карательный поход ордынских войск, направленных ханом Узбеком против Тверского княжества. Федорчуковой рати. Федорчукова рать 1327.
1243 год – получение владимирским князем Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение
- Китайский Фоменко и двухвековая борьба Москвы и Твери за выдуманный рудник
- Тверское восстание против Золотой Орды
- "Поход федорчуковой рати на Тверь" | Пикабу
- Даниил Московский
- Федорчукова рать - Википедия
Усиление Тверского княжества в конце XIII - начале XIV века. попытки сопротивления Золотой Орде
Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, стал второй независимый властитель этой державы Туда-Менгу, правивший в 1282-1287 гг. Два его преемника оставались приверженцами традиционных тюркских верований. Но вступивший на трон в Сарае в 1313 году Узбек перешёл в ислам в 1320 году. С тех пор ислам стал государственной религией Золотой Орды. Очевидно, русские опасались, как бы эта перемена не коснулась и их. Известно, что многие русские, жившие в Орде, принимали в это время ислам — вероятно, под давлением или ради выгоды.
Одним из пяти татарских туменов, отправленных Узбеком разорять Тверское княжество в наказание за бунт, командовал русский мусульманин Федорчук — летописи сохранили его имя в истории. Были ли опасения обоснованны? Карательный поход татар Федорчукова рать , к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович Калита , закончился разорением Твери, избиением и пленением большого числа русских людей. Ярлык на великое княжение Владимирское хан Узбек передал Ивану Калите.
Карательная акция была направлена против Владимиро-Суздальской земли, которую монголы вторично разорили дотла. Неврюй вручил власть над этой частью Руси брату Андрея, Александру Невскому. В то время, как Неврюй разорял Северную Русь, другой татарский полководец Куремса отправился против мятежного Галицкого княжества и воевал несколько лет.
В 1258 году полководец Бурундай одним своим появлением заставил князя Даниила смириться и платить ему дань. В 1285 году татары отправились покорять Венгрию, отказавшуюся платить им дань, и снова прошли через Галицкую землю. Но победа венгров позволила и Галицкому княжеству почувствовать себя свободно. В дальнейшем мы не видим попыток монголов подчинить себе это самое западное из русских княжеств. В 1257 году Александр Невский привёл татар для переписи податного населения Новгорода. Есть смутные свидетельства, что местами татарам было оказано сопротивление битва на Туговой горе под Ярославлем , и эта полицейская акция имела характер нашествия. В 1293 году состоялось полномасштабное вторжение татарских сил под предводительством Тудана Дюденя в Северо-Восточную Русь — «Дюденева рать».
В ходе его было разорено 14 городов Владимиро-Суздальского и Муромского княжеств. В составе ордынских войск были дружины нескольких русских князей. Цель похода точно неизвестна.
Любарт Гедиминович принял православие под именем Дмитрия получил удел — князь луцкий и любарский восточноволынский. В итоге он стал последним правителем единого Галицко-Волынского княжества. Усиление Литвы и укрепление позиций западных держав в Галицко-Волынском княжестве обеспокоили Узбека. Южная Русь платила ему дань, и уступать её он не собирался. Поэтому он продолжил свою политику по установлению порядка на Северной Руси. Тут ему способствовал митрополит Пётр.
По царской воле митрополит договорился о браке младшего сына убитого тверского князя Михаила, Константина с дочерью Юрия Московского. Этот брак должен был остановить кровную вражду между Тверью и Москвой. Однако сам Юрий Данилович оказался в затруднительном положении. От первого брака он имел только дочь. Вторая жена Агафья-Кончака была отравлена. Церковь в то время была категорически против третьего брака. К тому же Узбек, наказав Тверь, ослабил её, политическая цель была реализована. Юрий Московский был более не интересен ордынскому владыке. Теперь, согласно стратегии «разделяй и властвуй», следовало поддержать Тверь.
Это должно было восстановить баланс сил. Царь Узбек, сначала подыграв Москве, теперь совершил поворот в обратную сторону. Он взял под своё покровительство Дмитрия Михайловича. Новый же тверской князь не собирался мириться с Юрием Московским, которого считал главным виновником гибели своего отца. Человек он был весьма жесткий — летописи сообщают его прозвище Звериные Очи. Позднее прозвание несколько смягчили — Грозные Очи. Почувствовав политический поворот в Сарае, Дмитрий сразу воспрянул духом и хотел отомстить за отца и вернуть владимирский стол. Тверские бояре возобновили политическую игру в Орде. Одновременно Узбек решил вовлечь в свою игру и Литву.
В 1320 году Тверь, выполняя волю ордынского царя, заслала в Литву сватов. Неженатый Дмитрий показался Узбеку хорошей кандидатурой для реализации его планов. Дмитрий взял в жены дочь Гедимина Марию. В Твери была большая радость. Дмитрий был в чести у хана и установил союз с Литвой. У Юрия же дела шли всё хуже. В 1320 году умер его брат Борис, который был князем Нижнего Новгорода и Городца. Ярлыка не дал и оставил Ивана при себе, чтобы оценить московского князя. Ситуация для Юрия осложнялась и тем, что временно замирив Русь, Узбек хотел навести порядок в налогообложении.
Но проблема оказалась слишком запущенной и фактически нереализуемой в старых рамках. Дань в прежнем объёме платить было невозможно. Ярославские, ростовские, суздальские, белозерские, рязанские земли распались на уделы, которые были сильно разорены и продолжались подвергаться регулярному опустошению. Люди из этих земель стали уходить на более безопасные территории, защищённые расстоянием, лесами и болотами. Уходили в Московскую, Тверскую, Новгородскую земли. А размер ордынского выхода для этих территорий был определён в раннее время. Долги росли. Узбек, требуя выплат, направлял на русские земли «посольства», фактически карательные экспедиции. Получался замкнутый порочный круг.
Узбек также давил на великого князя Юрия. К нему прибыл посол Байдера, который бесчинствовал во Владимире. Однако Юрий не мог выправить эту ситуацию. Он был больше воином, чем хозяйственником. Раньше хозяйственными, финансовыми вопросами занимался Иван, но его теперь рядом не было. В Ростове жители устали от бесчинств и восстали, выгнали «злых татар». Это рассердило ордынского царя, он стал думать, что Юрий не справляется со своими обязанностями. В 1321 году в Кашине, уделе тверского князя, ордынцы собирали дань, но не смогли выбить все. Пожаловались великому князю.
Юрий решил, что удачный повод, чтобы окоротить соперника. Собрал войско и выступил на Тверь. Дмитрий Звериные Очи вывел навстречу рать. Войска снова стали друг против друга на берегах Волги. Обошлось без битвы. Юрий не хотел сражения, это была демонстрация. Дмитрий опасался первый вступить в бой, москвичи выполняли ордынскую волю. Было заключено соглашение. Тверь признала власть Юрия Даниловича и выплатила ордынский долг — 2 тыс.
Юрий Московский, вместо того, чтобы сразу отвезти тверскую дань в Золотую Орду, отвёз её к брату в Великий Новгород и через купцов пустил её в оборот, планируя получить дополнительную прибыль. Это был ещё одни шаг, который разгневал ордынского хана.
Тем не менее, Михаил Александрович сумел вернуть в состав Твери в 1382 г Кашинское княжество. Владимирское княжество в этом же году соединяется с княжеством московским, а Тверь получает независимость и начинает самостоятельные отношения с Ордой. Новый договор 1399 г заключается с Василием I Дмитриевичем, на основании этого договора князья выступают в роли равных. Сопротивление Тверского княжества Золотой Орде Главным в Орде в 1313 г был хан Узбек, а тверской князь Михаил ярлык на княжение получил от предыдущего хана, хотя по монгольским меркам это ничего не значило. Князю пришлось снова ехать в Орду.
В это время Юрий Данилович, князь московский атакует союзный Твери Новгород. Сын Михаила и новгородская рать несколько дней простояли против московского воинства и решили, что Новгород переходит к Москве. Смысл этого заключался в том, что данный акт был прямым вызовом и Твери и всему порядку Орды. Хан подтверждает законность правления Твери, и Михаил с татарским воинством устремляется на Москву. В битве Твери и Москвы под Торжком участие принимали и новгородцы и татары — Москва была разбита. Сын тверского князя Михаила — Александр Михайлович, в 1326 г получает ярлык на великокняжеское правление и правит один год. В следующем 1327 г в Тверь с войском приходит двоюродный брат хана — Челхан и, выгнав князя, поселяется в его тереме.
В округе он чинит разбой и насилие. Терпение населения кончалось, и последней каплей стал факт избиения священника за коня, которого татары решили отобрать. Русские убивали татар без разбора, убивали повсюду, и в округе не осталось ни одного татарина. Сам Челхан вместе с остатками своей рати закрылся в тереме, где был сожжен заживо. Иван Калита князь московский просит хана Узбека дать воинов, для наказания Твери и ведет на Тверь 50 тыс.
«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин
«На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. Рассмотрим две версии о участии в Федорчуковой рати князя московского Ивана Калиты. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. «Федорчукова рать». На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. После «Федорчуковой рати» в Твери сел княжить третий сын Михаила Ярославича Константин. Это нашествие на тверскую землю вошло в историю под названием «Федорчукова рать» — по имени одного из ордынских военачальников (христианина).
Федорчукова рать: за что хан Узбек жестоко наказал жителей Твери
Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать».
«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин
И прочитал там о таких захватывающих дух событиях, перед которыми и значительная часть фэнтези блекнет. Кому из нас не известно со школьной скамьи о борьбе между Московским и Тверским княжествами в средневековой Руси во времена ордынского ига? Пожалуй, об этом сюжете помнят даже те, кто после окончания школы обходил историю десятой дорогой. Но о том, что увидел в китайской Википедии Ифань, слыхом не слыхивали даже люди, защищавшие диссертации о противостоянии Москвы и Твери. Оказалось, что яблоком раздора между двумя средневековыми русскими княжествами послужил серебряный рудник Кашен, обнаруженный на изначально подконтрольной тверским князьям земле. Рудник этот оказался потрясающе богатым, на добыче серебра в нем трудилось около 30 тысяч рабов и 10 тысяч вольноотпущенников. И естественно, подобный кладезь не мог не привлечь внимания московских князей, которые и начали череду войн, длившихся аж 180 лет, с 1305 по 1485 год куда там Столетней войне между Англией и Францией! И этот рудник продолжал еще многие столетия обеспечивать казну Русской державы, исчерпавшись только в середине XVIII века — воистину, за такой приз стоило бороться два века. Все больше и больше он узнавал нового о сечах злых и великих, о разных личностях, так или иначе связанных с Кашенским рудником и борьбой за него. Благо недостатка в информации не было — в китайской Википедии обнаружились сотни тесно взаимосвязанных статей, правда написанных не очень увлекательно, языком весьма суконным.
Вот только чем больше Ифань вникал в сюжет, тем сильнее становились сомнения в его историчности.
Поддержка горожан и радость в Твери были велики: многие годы город соперничал с нахально выскочкой - Москвой. Поэтому посольство во главе с Чол-ханом, князь принял ласково и с почетом: царевич потребовал освободить княжеский терем для себя и своей свиты. Это было целенаправленное унижение для Александра, но князь стерпел. Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. Люди начали роптать. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать.
Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось. Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу.
В том же 1327 году в Сарай по приказу хана явились русские князья. Хан приказал собрать конное войско численностью около 50 тысяч всадников. Во главе стояли пять «темников великих». Летопись донесла до нас имена трёх из них — «Федорчюк, Туралык, Сюга». По имени первого из них летописцы и назвали этот поход Орды Федорчюковой ратью. Хан повелел идти на Тверь войной и дружинам русских князей — московскому, суздальским и другим. Уклонение от расправы над мятежниками ордынцы могли расценить только как измену их великому хану. Карательное войско двинулось в поход зимой, по замёрзшему руслу Волги, что позволяло Ивану Даниловичу и князьям Суздальской земли уберечь свои владения от опустошительных действий ордынской конницы. Тверские князья с семьями бежали из города, а княжество покрылось дымом пожарищ.
Ну что же, прежде чем продолжить рассказ обо всех этих событиях, мне хотелось бы, чтобы в эфире прозвучала музыка Михаила Ивановича Глинки к театральной постановке Нестора Кукольника «Князь Холмский». И я рад после этой героической музыки объяснить, что мы продолжаем разговор об одном из величайших военных триумфов в истории Древней Руси, да и России в целом — о стоянии на Угре 1480 года. Итак, Ахмат отступает. С чем это связано, почему это происходит? Это в значительной степени загадка даже и для современных историков, хотя собрано немало материала, существуют источники летописные, существуют источники, которые, скажем так, относится уже к сочинениям церковных авторов, существуют кое-какие документы, правда, относительно небольшие. Тем не менее на этот вопрос даются разные ответы. Итак, один из ответов состоит в том, что вот ну по некоторым более или менее достоверным, по некоторым подвергаемым сомнению источникам, в тыл к Ахмату вышла русская экспедиция князя Ноздроватого, ударила по его столице Сараю, нанесла ущерб. И Ахмат понял, что надо возвращаться, иначе, собственно, русские ратники в его тылу так разгромят его владения, как он сам мечтал поступить со срединной коренной Русью. Но это один из вариантов. Другой вариант, более, на мой взгляд, основательный. Собственно, чего ждал-то Ахмат на Угре? Прорывался, не мог прорваться, но не уходил. Если бы они обрушились вместе — ох, у Ивана III возникла бы чудовищная проблема. Но он переиграл их обоих заранее, поскольку договорился о том, что крымский хан Менгли-Гирей в этот момент ударит по южным землям великого княжества Литовского и оттянет на себя силы Казимира Ягеллончика, что и произошло. Действительно, литовские польские войска так и не пришли на Угру, и некому оказалось поддержать Ахмата, некому оказалось вселить в него уверенность, что он абсолютно превосходит в силах Москву. Это один из аспектов, собственно, почему он не попробовал решить проблему, используя современную терминологию, собственными силами. И здесь, очевидно, стоит вглядеться в летописные источники, воспользоваться, кроме того, здравым смыслом. Октябрь и ноябрь на территории Северо-Восточной Руси — это, в общем, время не сахар. Ударили морозы, и от этих морозов изменилась не только Угра, изменилось положение тех, кто встал на ее берегах для того, чтобы сразиться. А ведь надо было стоять в поле — под холодными ветрами, под снегом, в условиях морозов. И действительно, ударили морозы. А между тем ордынское воинство находилось на территории Руси в походе уже много месяцев, с лета: оно, что называется, поистрепалось, оно выело — вот, наверное, это точное, правильное слово — выело вокруг себя все пищевые запасы округи. Уже очень сложно было добыть фураж для коней, а ордынцы воевали в конном строю. И получалось так, что воинство, в общем, устало, не добилось никакого успеха, лишилось пищи, а должно воевать в сложных условиях, в условиях морозов, да еще, кроме того, очевидно, начинается конский падеж. В силу чего все это происходит? Ну в силу того, что у Ахмата нет надежного тыла: те небольшие небогатые русские городки, которые должны были его обеспечить, конечно, не могли это долго делать. А у Ивана III такой тыл был: собственно, вся Русь за его спиной могла кормить его воинов, обеспечить их деньгами. С братьями удалось договориться, их полки все-таки двинулись на юг, и они впоследствии присоединятся к армии Ивана III, благо, в общем, соглашение было достигнуто. В общем, он еще может выставить свежих воинов в поле. Конечно, русская армия тоже устала, конечно, ей тоже было не сахар и не мед драться на Угре. Ордынцы — серьезный противник, они никогда не отступали, не испробовав всех возможностей. Но давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения тех, кто сражался тогда на берегах этой русской реки, а ее иногда называют Поясом Богородицы. Для русских, для православных людей, не пропустить Ахмата было делом веры, чести и выживания. Все прекрасно знали, какой страшный, смертоносный вихрь обрушится тогда на Русь, какой смерч будет сметать города и деревни, Русь лишится мира и покоя. А она ведь жила достаточно долго, десятилетия в состоянии, когда могла не испытывать этих самых нашествий, она привыкла к этому. И теперь все опять сгорит, будет уничтожено. То есть они, в общем, стояли насмерть за землю и за веру. А для воинов Ахмата претензия их правителя на восстановление ордынской власти над Русью — это была задача, которая их самих не касается. Вот есть хан Ахмат, у него есть такая политическая амбиция: он хочет улусника Ивана поставить на колени, может быть, снести ему голову, поставить другого улусника и весь улус присоединить к своим землям. Ну что же, хороший правитель, человек, который долгое время удерживал Большую Орду в состоянии боеспособности и стабильности, почему бы не пойти вместе с ним в поход? Но основная задача ратников ордынских — это все-таки не то что осуществление мечты Ахмата, это добыча, которую можно получить на Руси — это пленники, это угон скота, это ограбление городов, сел — это, короче говоря, захват всего того ценного, что может попасть им в руки в ходе боевых действий. То есть, иными словами, они пришли не для того, чтобы головы свои класть, они пришли для того, чтобы обогатиться, а это совсем другая задача. И когда выяснилось, что вместе триумфального победоносного шествия по русским землям на их долю выпала тяжелая многомесячная боевая работа, да еще и в условиях, которые с каждой неделей только ухудшаются, и впереди морозная зима — ну, очевидно, воинство это утратило желание воевать. И, очевидно, Ахмат это почувствовал. Как хороший правитель он понимал настроение воинства, именно поэтому в ноябре он повернул свои войска назад и более уже на Русь не приходил. Никто из ханов Большой Орды уже не придет на Русь, и сама Большая Орда будет разгромлена целиком и полностью и исчезнет в 1506 году, в данном случае усилиями союзника Ивана III, крымского хана Менгли-Гирея. Впоследствии, конечно, Москва и Крымское ханство будут враждовать, и придется держать оборону уже от нового государства, которое попыталось принять на себя роль старшего юрта на просторах бывшей Золотой Орды. Но это уже не было иго, это было уже что-то вроде ситуации, ну скажем, перманентной войны на южных рубежах, когда надо просто хорошо организовывать оборону: где-то платить, откупаться, где-то встречать с саблями в руках, где-то добиваться успеха дипломатическим путем — но это уже независимость, а не что-нибудь другое. Итак, мне хотелось бы подчеркнуть несколько важных пунктов, касающихся стояния на Угре. Прежде всего, оно не было мирным, это была череда тяжелых боев и тяжелейших испытаний для русского воинства. Кроме того, стояние на Угре имело ясный христианский аспект: Русская Церковь поддержала Ивана III, а видный ее представитель, духовный писатель, человек с огненным сердцем и прекрасным отточенным пером, архиепископ Ростовский Вассиан, эту поддержку выразил в виде послания на Угру. Третий момент. Русь превращалась в Россию. Для того чтобы это произошло до конца и навсегда, требовалась победа в этом грандиозном стоянии на Угре — она была достигнута. И только после нее Иван III решился на, может быть, гораздо более рискованное вооруженное противостояние — противостояние с Великим княжеством Литовским. И наконец последнее. Один из них в Калуге, перед зданием администрации. Он там, слава Богу, сменил памятник Ильичу. И выглядит он необычно, но вот тем не менее народ его принял: в руке у Ивана III посох, на посохе сидит орел, и великий князь московский выглядит как настоящий Геркулес. Второй памятник находится во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни, на территории Калужской области. Там великий князь Иван III гораздо более традиционный: государь в шапке Мономаха, делающий жест, как будто он ладонью останавливает вражеское войско. Очень хороший памятник, замечательно, что именно его поставили там. Не хватает этого памятника в Москве. Иван III — великий создатель России как самостоятельного государства. Иван III — человек, который отстоял его независимость.