Чтобы Великий пост в 2024 году прошел в молитве, а не в мирских заботах, мы предлагаем уже составленный календарь питания по дням.
Рождественский пост: календарь, традиции, что можно и что нельзя
День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей личной радостью, личными нуждами; накануне престольных храмовых праздников в каждом храме они свои ; в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной Светлой седмицы. Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни и накануне строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября; ночью. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным. Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало. Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше.
С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища?
Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос!
Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше.
У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней.
В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже!
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас.
Некто из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что ещё не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 часов утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе , то есть Великий Пост Тертуллиан , «О посте». Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа , прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» Мф. Прочие посты тогда были произвольными Тертуллиан, «О посте» : пост в среду и пятницу каждой недели, подобно Великому Посту, находил свое основание в страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пятницу Он умер.
Эти посты отличались между собой длительностью, подразделяясь на три категории. Посты в среду и пятницу продолжались до девятого часа до трех часов дня , потому назывались полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался Вечерней , то есть в шесть часов, на закате солнца. Третьим видом поста был сугубый пост, или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, один день каждого месяца, кроме июля и августа. Обоснованием продолжения поста до девятого часа являлась память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — воспоминание Его погребения Тертуллиан, «О посте». Степени воздержания также были различны.
Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения Тертуллиан, «О посте» , воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя только хлеб, орехи, миндаль и т. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонений, как приготовление к мученичеству Тертуллиан, «О посте». Некоторые, по свидетельству Лукиана , помимо Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней, и нередко даже до десятой зари. В эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые церковным законом поститься было запрещено. При описании агап — христианских благотворительных ужинов для нуждающихся, почти никогда не встречается упоминание употребления в пищу мяса , так как дешёвое мясо, продаваемое на городских рынках, всегда было идоложертвенное [3]. В первые века Христианства среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Это отчасти объясняется тем, что в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и ещё более холодных странах, притом спустя более века после апостольских времен, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения [4]. Христиане, подобно иудеям, взирали на пост как на время сетования.
Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерей любимой женщины или другим временным бедствием. Но христиане, все в большей степени прилагая к духовным вещам, чаще употребляли внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение 2Кор.
Страстная пятница: печальный и очень важный для верующих день, когда Иисуса Христа распяли на кресте. Этот день посвящают молитвам и не занимаются никакими бытовыми делами. Уборку нужно закончить в Чистый четверг. Ни шить, ни прясть в Страстную пятницу нельзя. Большой грех рубить дрова или что-либо тесать топором. Любую работу на земле старались не делать, потому что считалось, что все что посажено в этот день не даст урожая. По народным верованиям, в Страстную пятницу нельзя петь — грех. Также в Страстную пятницу необходимо воздержаться от алкоголя и плотских утех.
Люди, которые напиваются в этот день, рискуют стать алкоголиками. А зачатые в Страстную пятницу дети, по поверию, рождаются больными или становятся преступниками. Для сохранения здоровья в этот день необходимо отказаться от стрижки, окрашивания волос и других косметических процедур. Вторник — холодная пища без масла и холодные напитки. Среда — воздержитесь от термически обработанной пищи, можно есть сырые фрукты и овощи, пить холодные напитки. Четверг — можно есть теплую пищу, но только растительную. Можно употреблять небольшое количество вина. Суббота — горячая пища, но без масла Пища во время Великого поста должна быть сытной, но не потакать чревоугодию Соцсети Что можно делать в Страстную пятницу Великого поста В Страстную пятницу христианам стоит посетить богослужение на время карантина онлайн , и помолиться.
Когда можно есть рыбу Великий пост Только на Благовещение 7 апреля и в Вербное воскресенье. Если Благовещение приходится на Страстную седмицу — последнюю перед Пасхой, рыбу также есть нельзя. Кстати По-церковнославянски воскресенье звучит как «неделя», а неделя — «седмица». Успенский пост Только на Преображение Господне 19 августа. Рождественский и Петров посты В субботние и воскресные дни, на праздник Введение во храм Богородицы 4 декабря. Исключение: если сочельник 6 января приходится на субботу или воскресенье, рыбу в этот день не вкушают. В какие дни разрешены морепродукты В дни, когда разрешена рыба, можно есть и морепродукты.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения.
Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой.
В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве.
Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией.
Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа?
Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф.
Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии.
Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом.
Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться», — говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Подобным образом можно разбираться и другими напитками. Можно ли принимать лекарства в пост Конечно можно! Планируя соблюдать пост, надо помнить, что цель отказа от пищи — не нанести вред организму, а лишь укротить желания. Поэтому пост смягчается по отношению к больным, беременным и кормящим женщинам, а также путешествующим — тем, кто в этот период несет дополнительные физические нагрузки. Надо помнить, что правила Успенского поста не распространяются на лекарства, поскольку они не являются пищей.
Например, если врач прописал вам особую диету, в которой используются масло, молоко или яйца, то нельзя отказываться от нее во время поста. Кушая все эти продукты, больной человек не чревоугодничает, а лечится! Предостережение По мнению врачей, категорически противопоказан пост людям с язвой желудка, гастритом, панкреатитом, холециститом, почечной недостаточностью. Кроме того, больным с нарушениями обмена веществ, страдающим такими заболеваниями как сахарный диабет, панкреатит, подагра, анемия, переход на растительную пищу также может быть опасен. Не утруждай свое тело постом, если ты не умеешь прощать и если ты до сих пор не расстался со злом. Главная заповедь поста — не делать зла, совершенствоваться духовно.
В список еды, которую следует исключить, входит сливочное масло, молочные и кисломолочные продукты, и сыры. Выясняя, что нельзя есть в пост, список продуктов должен быть пополнен макаронами, сдобным хлебом, выпечкой и майонезом. Перед покупкой еды обращайте внимание на ее состав. Уже было сказано, что нельзя делать в Великий пост, но будет еще интересно узнать о некоторых правилах, касающихся питания: Многие, желая улучшить вкус постных блюд, добавляют в них соусы и острые приправы, так вот от этого стоит отказаться.
Для правильной работы ЖКТ полезно включать в свое меню кисели, отвар из овса, каши, супы-пюре и кабачковую икру. Людям, склонным к анемии, рекомендуется употреблять железосодержащие препараты, поскольку из-за отказа пищи животного происхождения железа будет в организм поступать недостаточно. Для получения энергии в рацион должны быть включены продукты, содержащие сложные углеводы. Каждый день в меню должно входить 0,5 кг овощей и фруктов. Рекомендуется принимать пищу дробно, разделяя питание на 4-5 приема. Что нельзя есть в первую неделю поста? Начинается пост с Федоровой недели, которая считается самой тяжелой. Людям, которые впервые придерживаются поста, рекомендуется входить в него постепенно. Интересуясь, что нельзя есть во время Великого поста, учтите ограничения для каждого дня: Первый день — Чистый понедельник. Особо набожные люди предпочитают полностью отказаться от пищи, поддерживая свои силы только святой водой.
Другие должны питаться сухой холодной пищей неживотного происхождения. Растительное масло стоит исключить. Второй день — продолжается сухоядение, но более щадящий режим допускает прием горячей пищи, но она должна готовиться без растительного масла. Третий, четвертый и пятый день — в это время можно горячую пищу без масла, например, это могут быть овощи, грибы, постные супы, фрукты, орехи, мед и так далее. Шестой и седьмой день — можно позволить себе горячую еду с любым видом растительного масла. Еще можно выпить немного легкого вина. Какие сладости нельзя в пост? Для приготовления многих сладостей используются продукты животного происхождения, например, яйца, сливочное масло и молоко, поэтому они находятся в списке запретной пищи. Нельзя использовать также желатин и сахарный песок.
Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового. Жирная пища способствует тому, что отток панкреатических ферментов из поджелудочной железы блокируется. Иными словами, эти ферменты начинают самопереваривать поджелудочную железу. Также наиболее часто с проблемами во время соблюдения поста сталкиваются люди, страдающие диабетом. У них развивается гипогликемия: недостаток углеводов приводит к снижению до критических показателей уровня глюкозы, а нехватка глюкозы вызывает голодание мозга, в запущенных случаях — гипогликемическую кому. Как питаться после окончания поста Религиозная традиция предписывает больше месяца придерживаться строго Великого поста, а потом в первый день празднования Пасхи верующие разговляются и устраивают пышные застолья. Но такой резкий переход от легкого растительного питания к жирным мясным блюдам и сдобной выпечке наносит значительный вред здоровью. Чтобы праздник Пасха был светлым и радостным, медики рекомендуют с осторожностью подходить к пасхальному застолью. Не стоит забывать, что переедание наносит вред ЖКТ, печени и поджелудочной железе. Важен выход из поста — организму надо время, чтобы адаптироваться к изменению рациона. Нужно постепенно вводить в рацион сначала молочные продукты, потом яйца, рыбу, после этого птицу. Мясо вводят в последнюю очередь. Сначала мясо, приготовленное на пару. Жареное или копченое — в последнюю очередь. Не злоупотребляйте крашенками, съешьте в первый день Пасхи всего одно крашеное яйцо. Этот продукт достаточно тяжело переваривается ЖКТ, после поста перегружать желудок не стоит. Запеченное мясо и сало вообще постарайтесь исключить из рациона в дни празднования Пасхи. Если очень хочется, позвольте себе съесть не более одного ломтика нежирной буженины с большим количеством свежих овощей. Пейте травяные настои, компоты и простую воду. Ешьте больше салатов из свежих овощей и зелени. Остальные продукты вводите в рацион небольшими порциями. Так вам удастся избежать проблем с желудком и печенью.
Что нельзя есть в пост
Великий пост в 2024 году: история и суть, что нельзя есть, меню | Во все дни недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. |
Великий пост 2023: когда начинается, календарь питания по дням, что можно и нельзя делать | Вот список того, что нельзя делать в Великий пост. |
Что можно и чего нельзя делать в дни Великого поста?
Как войти в пост? Что можно есть в Великий пост? Что нельзя есть в Великий пост? Меню на каждый день на Великий пост Можно ли в пост рыбу? В этом году Великий пост выпадает на период с 18 марта по 4 мая. В это время принято ограничивать себя в пище и веселье. Что можно, а чего нельзя — в нашем материале. Суть Великого поста Считается, что Великий пост установлен в память о подвиге Христа, который после своего Крещения находился в пустыне 40 дней без еды и воды.
Календарь питания в Успенский пост по дням в 2023 году Весь пост можно разбить на две недели или, как их называют в Православии, — седмицы. Первая седмица Успенского поста 14 августа, понедельник Горячая пища без масла — дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.
Допускается немного вина. Наряду с горячей пищей разрешается рыба и морепродукты. Вторая седмица Успенского поста 21 августа, понедельник Горячая пища без масла — дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Успение Пресвятой Богородицы Поста нет. А потому возникает много вопросов. Когда можно есть рыбу в Успенский пост Рыбу во время Успенского поста можно ставить на стол только в День Преображения Господня, 19 августа. Также рыба разрешена в Успение Богородицы, если праздник выпадает на постные дни — среду или пятницу. Готовят рыбные блюда с добавлением растительного масла это не обязательно, но разрешается. Можно ли есть креветки и морепродукты в пост Креветки, ракушки и другие морепродукты на берегах Средиземного моря в древности были дешевле рыбы и не считались деликатесом.
Их кушать во время поста разрешалось.
Тут может быть не только гастроэнтеролог, но и врач-терапевт на приеме. Особенно это касается людей недавно перенесших вирусные заболевания, в том числе и новую коронавирусную инфекцию, людей с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта в стадии обострения, больных сахарным диабетом, с онкологическими заболеваниями, с гиповитаминозом. Безусловно любой пост, и Великий в том числе, при правильном и разумном к нему отношении, может принести большую пользу. Переход к растительной пище, ограничение объема того, что мы съедаем, отказ от вредных продуктов и вредных привычек - как минимум очищение организма: от токсинов, аллергенов, канцерогенов. В конце концов, избавление от лишнего веса. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. И даже появиться такие болезни, о существовании которых мы до этого и не подозревали. Особенно если мы не следим за собой, пренебрегаем регулярной диспансеризацией, или, например, начали лечение, а потом, когда стало полегче, отпустило, самостоятельно отменили и перестали принимать рекомендованные препараты.
Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца. Медики с таким алгоритмом согласны? Ольга Касымова: Постепенность - вообще главный принцип, это важно для того, чтобы избежать резкого стресса для организма, который и может спровоцировать обострение болезней. Надо заранее готовиться к Великому посту, отказавшись, например, не только от мяса, но и всех этих копченостей, консервов, сосисок и колбас. Надо готовиться заранее и к питьевому режиму - в Великий пост особенно важно соблюдать рекомендацию медицинских работников и выпивать не менее полутора литров чистой воды за день, это кроме других напитков. Вода здесь будет способствовать очищению. Обычный путь ограничений в Великий пост - это отказ от пищи животного происхождения: мясного, молочного, от яиц. А откуда тогда организму брать белок?
Ольга Касымова: Белок крайне важен для организма, в том числе и для формирования чувства сытости. Но ведь у нас есть и бобовые чечевица, фасоль, горох, нут, маш , и грибы, и морепродукты кальмары, креветки , которые, в отличие от рыбы, в пост не запрещены. В рацион можно вводить семена - тыквенные семечки, кунжут. Для перекусов хороши орехи - миндаль, кешью, кедровые, грецкие, фундук. Их же можно добавлять в свежие салаты и каши Белковые продукты надо сочетать со сложными углеводами - овсянкой, гречкой, перловой и ячневой крупой, пшеном, булгуром, кус-кусом, рисом - лучше бурым или диким, черным. Ольга Александровна, верующие, соблюдающие пост, часто жалуются: перешёл на растительную пищу: бобы с чечевицей, капуста со свеклой да картошкой, и все, кишечник не выдерживает - в самые ответственные моменты там начинаются революции. Что тут делать? Ольга Касымова: Знаете, не обязательно круглосуточно есть горох с квашенной капустой. Питание в пост должно быть разнообразным и полноценным.
Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим. За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений. По понедельникам, средам и пятницам у них сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. А по выходным — горячая пища с растительным маслом. Под запрет подпадают любое мясо, яйца, молоко и молочные продукты, рыба. Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру. Но то монахи. Они всё же не работают, как миряне, на опасных производствах, не водят поезда и самолёты, не оперируют людей и не ищут пропавших в тайге.
Мирянам на всё это нужны силы. Поэтому им, как правило, разрешается в пост есть растительное масло независимо от дня недели. Нездоровым людям разрешают пить молоко и есть рыбу. Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье.
Великий пост – что нельзя есть категорически
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Красноярске» kras.
Но воздержание в еде не главное, чего должен придерживаться верующий в этот период. В первую очередь, следует обогащаться духовно, молиться, посещать храм, совершать добрые поступки, призывать людей к добру, очищаться от злых помыслов. Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь. Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя.
Отец Дмитрий Лескин рассказал, что поможет очистить тело и душу во время Великого поста.
Не навязывайте никому своего мнения. Во вторую неделю Четырехдесятницы не следует кричать, громко разговаривать, постарайтесь максимально соблюдать тишину. В Великий пост нельзя венчаться, а мужу и жене рекомендуется воздерживаться от супружеской близости. Нельзя сводить пост только к гастрономическим ограничениям. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, поститься должны не только уста, но и «око, слух, руки, ноги и все наше тело». Телесный пост — лишь первая, вспомогательная ступень в общем благом деле. Гораздо важнее, как постится душа. Фото: hramvoskreseniya. Читайте Евангелие, посещайте храм, помогайте людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
А что же разрешается? Перед началом поста священнослужители советуют обязательно исповедаться и причаститься. По воскресеньям нужно посещать церковь и в будние дни молиться. Что касается еды, то во время поста следует соблюдать несколько правил. Так, в понедельник, среду и пятницу рекомендуют сухоядение, то есть нужно потреблять овощи, фрукты, хлеб, а в качестве питья использовать компоты. Фото: ok. К примеру, варить, тушить, запекать овощи.
Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?
Великий пост 2024
Разберемся, что нельзя есть в течение всего поста, вне зависимости от того, какой постный день на дворе. Календарь Великого поста применяют православные россияне с 18 марта по 4 мая в 2024, чтобы составить меню на каждый день по Церковному Уставу. Есть исключения в определенные дни поста Великого что можно кушать рыбу, но нельзя другие белковые продукты. Одновременно Римский Миссал подтверждает существующий в некоторых религиях запрет на половые отношения в постные дни, «тот, кто посредством телесного поста подавляет порок, облагораживает ум и стяжает добродетели и награды». Что можно есть в Великий пост и что нельзя: календарь питания по дням.
Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
- Что можно кушать в пост по дням перед Пасхой 2023
- Блок автора
- Какие посты соблюдают православные христиане
- Великий пост 2023: что можно и что нельзя делать – Рецепты с фото
Что нельзя делать в Великий пост 2024
Что можно есть в Великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. Разберемся, что нельзя есть в течение всего поста, вне зависимости от того, какой постный день на дворе. Для последних двух категорий послабления вводятся по той причине, что сложно найти постные продукты. Постами и особыми постными днями не вкушаем мясо, рыбу и морепродукты (приравниваются к рыбе), яйца, молоко и все продукты их содержащие.
Что нельзя делать в пост – список запрещенных дел и продуктов
Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями.
Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше.
У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней.
Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения.
Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т.
Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели.
Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница.
Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».
Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление».
Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского.
Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».
Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией.
Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению.
Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий.
Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?
Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие.
Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно.
Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году.
Если Благовещение приходится на Страстную седмицу — последнюю перед Пасхой, рыбу также есть нельзя. Кстати По-церковнославянски воскресенье звучит как «неделя», а неделя — «седмица».
Успенский пост Только на Преображение Господне 19 августа. Рождественский и Петров посты В субботние и воскресные дни, на праздник Введение во храм Богородицы 4 декабря. Исключение: если сочельник 6 января приходится на субботу или воскресенье, рыбу в этот день не вкушают. В какие дни разрешены морепродукты В дни, когда разрешена рыба, можно есть и морепродукты.
Но если в Средиземноморье такая еда — часть повседневного меню, то для нас это деликатес.
Фото: tvsamara. Продлится он до самой Пасхи — 4 мая. Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Но делать это нужно грамотно.
Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс.
Об этом мы и поговорим в данной статье. Что нельзя делать в пост перед Пасхой 2024 года? Запреты во время поста перед Пасхой прежде всего касаются рациона питания. На протяжении семи недель верующим нельзя употреблять мясо, молоко и молочные продукты, яйца. Рыбу разрешено есть лишь два раза за время поста — в праздники Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное Воскресенье 28 апреля в 2024 году. В Лазареву субботу 27 апреля можно употреблять рыбную икру но не рыбу. Надо, однако, заметить, что если Благовещенье в какой-либо год выпадет на один из дней Страстной недели, то правила поста остаются в силе, несмотря на этот праздничный день. Но это случается редко.
На первой неделе рекомендации для постящихся следующие. В Чистый понедельник первый день поста нужно полностью воздерживаться от пищи или же употреблять только хлеб и воду. В следующие дни нельзя есть продукты, прошедшие термическую обработку. Как правило, в это время употребляют сырые овощи и фрукты, орехи, сухофрукты. В четверг разрешается добавлять в пищу растительное масло. В субботу и воскресенье можно употреблять вареные продукты и добавлять в них постное масло. Со второй по шестую неделю следует придерживаться следующих рекомендаций: в понедельник, среду и пятницу, дни сухоядения, разрешены термически необработанные продукты без масла. Можно включать в рацион хлеб, овощи и фрукты, орехи, воду, компоты; во вторник и четверг разрешается горячая пища, приготовленная без растительного масла: салаты, каши, овощные и крупяные супы, овощные рагу, блюда из грибов и т. На последней неделе, которая называется Страстной седмицей, рацион становится более строгим.
С понедельника по среду дозволено употребление исключительно сырой растительной пищи без масла. В Чистый четверг разрешена пища с маслом. В Страстную пятницу рекомендовано полное воздержание от еды. В субботу верующие также полностью отказываются от пищи и придерживаются сухоядения после появления на небе первой звезды. Запреты в Пасхальный пост в 2024 году также касаются курения и употребления спиртных напитков.
Календарь постов
Одновременно Римский Миссал подтверждает существующий в некоторых религиях запрет на половые отношения в постные дни, «тот, кто посредством телесного поста подавляет порок, облагораживает ум и стяжает добродетели и награды». Что готовить в Великий пост: идеи постных блюд на каждый день. На шестой неделе Великого поста верующие могут продолжать соблюдать постные правила, укреплять свою веру и духовную жизнь. Календарь Великого поста применяют православные россияне с 18 марта по 4 мая в 2024, чтобы составить меню на каждый день по Церковному Уставу. Что можно и нельзя есть во время Великого поста?
Общие правила
- Духовное удовольствие
- О Великом посте
- "Обжорки" и "кресты": как постились на Руси в стародавние времена
- Принципы питания в Великий пост
- Что нельзя делать в Великий пост?
- Чего нельзя есть в Успенский пост с 14 по 27 августа