Новости 1654 год воссоединение украины с россией

Воссоединение Украины с Россией в 1654 году. Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией. Воссоединение России и Украины?

Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад

Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины О так называемом "воссоединении Украины с Россией" которое якобы имело место в 1654 году по "единодушному решению казачества и широких масс трудящихся" Украины.
«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада, принявшая решение о присоединении Украины к России.
«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России Развитие городов Левобережной Украины после воссоединения с Россией (во второй половине XVII в.).

«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России

Первый раз воссоединение Украины с Россией состоялось достаточно давно — в ХVII веке, в 1654 году во времена гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и русского царя Алексея Михайловича. 370 лет назад, в 1654 году, Украина вышла из состава Речи Посполитой и присоединилась к России. После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства.

Переяславская рада

Сидоров, П. Содержание К. Исторические связи Украины с Россией К. Переселение украинцев в Россию накануне освободительной войны 1648—1654 гг. Освободительная война украинского народа 1648—1654 гг. Победы украинского народа над польско-шляхетскими войсками на начальном этапе освободительной войны 1648 г.

Уже 26 января 1918 года советские войска взяли Киев, свергли Центральную раду и установили свой контроль над большей частью территории Украины этому поспособствовали умело организованные большевиками просоветские, а фактически пророссийские, восстания в Киеве и других крупных украинских городах. До революции - здание дворянского собрания 17-19 марта 1918 года в Екатеринославе прошёл, созванный по инициативе Ленина Второй Всеукраинский съезд Советов , который уже провозгласил Советскую Украину полностью независимым от России государством под названием — Украинская Советская Республика УСР. Естественно, провозглашённая в Екатеринославе независимая УСР была марионеточным и тотально подконтрольным Ленину государством. Но теперь украинским националистам стало сложней объяснять украинскому народу, чем они лучше большевиков, ведь те тоже официально выступили за независимость Украины и даже в пропагандистских целях задействовали в своём государственном флаге жовто-блакитную символику украинских националистов. Символ советской государственности Однако большевики смогли удерживать под своим контролем Киев, Харьков, Екатеринослав и всю остальную Украину также лишь весьма непродолжительное время. Сбежавшие из Киева представители Центральной рады 9 февраля 1918 года подписали в Брест-Литовске сепаратный мирный договор с Германией и попросили её предоставить УНР военную помощь в борьбе с советскими войсками. Германия откликнулась на это обращение и и совместно со своим союзником Австро-Венгрией оккупировала Украину в марте немецкие войска уже были в Киеве — руководству Советской Украины пришлось эвакуироваться на территорию Советской России. Немецкие войска в Киеве 1918 Центральная рада, вернувшаяся в Киев благодаря немецким штыкам, уже было воспряла духом, но, как оказалось, напрасно. В конце апреля 1918 года она была упразднена в результате поддержанного оккупационными войсками Германии государственного переворота П. Последний провозгласил создание вместо УНР другого самостийного украинского государства — Украинской державы , а себя определил в её верховные правители — гетмана. Выделена тёмно-серым цетом Бывший генерал-лейтенант царской армии Скоропадский после Февральской революции 1917 года тоже подрядился в украинские националисты и какое-то время даже находился в УНР на военной службе, подчиняясь Центральной раде. Но в Центральной раде было сильно влияние Украинской партии социалистов революционеров эсеров , которые ратовали за некоторые социалистические преобразования в Украине их в том поддерживали также украинские социал-демократы. В связи с этим в январе 1918 года Центральная рада приняла Земельный закон, предусматривающий аннулирование права собственности на землю и передачу её в частнотрудовое пользование сельским общинам и добровольно созданным товариществам. Украинским помещикам в царские времена относившихся к привилегированному дворянскому сословию и прочим крупным собственникам земли в Украине этот закон, разумеется, не понравился. Защитником их шкурных интересов как раз и явился Скоропадский. С генерал-фельдмаршалом Гинденбургом У власти гетман Скоропадский смог продержаться только до 14 декабря 1918 года.

Было поставлено под сомнение существование единой общности коренных жителей. Шляхта презрительно относилась к ним, считая «мужиками», к их вере, которую называла «ересью». Современную территорию Восточной Украины с ее богатейшими черноземами захватывали польские магнаты с тысячами их наймитов. Вследствие этого образовывались огромные латифундии, практически не подчинявшиеся польской короне. Они имели свои войска и административно-репрессивный аппарат. Местное население жестоко эксплуатировалось. Основные проблемы Население Украины, исповедовавшее православие, подвергалось жесточайшему гнету и преследованию со стороны поляков-католиков. Особенно усердствовала в этом шляхта, которая представляла на местах административную власть. Это вызывало неоднократное возмущение коренного населения, что выливалось в акты неповиновения, восстания, и в итоге привело к воссоединению Украины с Россией. Еще одной причиной серьезного внутреннего единоборства внутри государства являлись казаки, которые охраняли границы от набегов крымских татар. Верховная власть побаивалась их и относилась к ним с большой долей недоверия. Это была серьезная проблема, которую попытался разрешить Сигизмунд II в 1572 году. Он предложил поступить к нему на службу представителям казачьей вольницы, но не более 300 человек. Так запорожское казачество было разделено на две части: реестровых казаков и запорожскую вольницу. Реестровые казаки При короле Стефане Батории в 1572 г. Они получали жалование от государства и, в свою очередь, должны были находиться в подчинении у польских офицеров, не совершать набеги на Крымское ханство. Всех поступивших на службу вносили в специальные реестры, откуда и произошло название. Они уже не были «вольными казаками», так как приносили присягу польскому королю, что освобождало их от налогов и пошлин. В 1589 году их уже было более 3 тысяч. Среди «вольных казаков» считалось большой удачей попасть в реестр. Поляки понимали силу казачества, и при малейших волнениях реестровые списки сокращались. Это вызывало недовольство казаков, что также сыграло определенную роль в вопросе вхождения Украины в состав России. После кончины Сигизмунда III государство встало перед выбором нового короля. Запорожские казаки решили воспользоваться этим моментом, чтобы уравнять в правах католическое и православное население. На это получили ответ сейма, что, несмотря на подданство, они являются полезными государству во время ведения военных действий и обороны южных границ, т. Другими словами, им было указано на их место в Речи Посполитой. Предпосылки вхождения Украины в состав России Положение внутри государства Речь Посполитая было не простым. Угнетение малороссийских народов приводило к восстаниям, недовольство казаков грозило вооруженными противостояниями.

Союзником казаков был крымский хан. Он регулярно предавал их и гетман на Переяславской Раде в январе 1654 года принял решение о присяге русскому царю. На территорию гетманщины Запорожского войска тогда приехали послы Алексея Михайловича, они посетили 177 населенных пунктов. Присягу принесли 127 тыс. В ходе Тринадцатилетней войны, которая шла с 1654 по 1667 год, земли Украины были сильно разорены поляками и крымскими татарами. Левобережье по Андрусовскому перемирию удалось включить в состав царства Русского. Строго говоря, вхождение территории современной Украины в состав России началось еще во время войны великого князя Московского Ивана III с Великим княжеством Литовским в 1500-1503 годах. По ее итогам удалось присоединить территории современных Черниговской и Сумской областей. Эти земли были потеряны по Деулинскому перемирию 1618 года.

Воссоединение Украины с Россией. 1654 г

Но главного – воссоединения Украины с Россией – осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Воссоединение Украины с Россией. Второе воссоединение Украины с Россией случилось в 20 веке и о нем рассказано ЗДЕСЬ! Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. 27 марта 1654 года Переяславская рада провозгласила объединение Украины с Россией, а 6 апреля царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому. 370 лет назад, в 1654 году, Украина вышла из состава Речи Посполитой и присоединилась к России.

«Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так

370 лет назад в Переяславле Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией Празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией на Манежной площади в Москве, 1954 год.
Воссоединение Украины с Россией | это... Что такое Воссоединение Украины с Россией? С 1654 по 1667 год шла третья война, теперь уже за земли левобережной Украины.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад | Москва | ФедералПресс Поэтому 18 января 1654 года руководство Украины проголосовало за воссоединение с Россией.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины Историческое воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году, когда в городе Переяславе гетман.
Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы 8 (18) января 1654 г. в городе Переяславле (современный Переяслав-Хмельницкий) гетманом Богданом Хмельницким была созвана Рада – собрание представителей украинского народа, – которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией.

Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий

18 января: День воссоединения Украины с Россией - Православие.фм Введение Воссоединение Украины с Россией, то есть, переход Войска Запорожского Речи Посполитой и части областей Малороссии, подконтрольных ему, в подданство русского Царя произошло в 1654 году.
История. 7 класс В 1654 году с Россией никакая Украина не воссоединялась, а воссоединились земли, контролируемые запорожским казачеством.
Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв. С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением Руси.
1654 :: Развернутая хронология Введение Воссоединение Украины с Россией, то есть, переход Войска Запорожского Речи Посполитой и части областей Малороссии, подконтрольных ему, в подданство русского Царя произошло в 1654 году.

Родичi Родины

27 марта 1654 года Переяславская рада провозгласила объединение Украины с Россией, а 6 апреля царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому. Первое, что надо подчеркнуть, говоря о решении Переяславской Рады в контексте современных событий: в 1654 году совершилось воссоединение двух ветвей разорванного русского народа. Воссоединение Украины с Россией (1654 год). Воссоединение Украины с Россией (1654 год). Поэтому 18 января 1654 года руководство Украины проголосовало за воссоединение с Россией.

«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России

На помощь казакам пришёл крымский хан с большим войском. Союзное войско казаков и татар вынудило Ян-Казимира заключить мир, Зборовский договор, на невыгодных для поляков условиях: число реестрового казацкого войска составляет 40 тыс. Однако условия Зборовского договора оказались невыполнимыми для обеих сторон. Польская шляхта не хотела примириться с уступками мятежным холопам. И Хмельницкий не мог заставить множество крестьян снова идти в польскую неволю. В 1651г.

Хмельницкий должен был согласиться на невыгодный мир под Белой Церковью: число реестровых казаков сокращалось до 20 тыс. Значительная часть крестьян и казаков не желая возвращаться в панскую неволю, толпами уходила в Московскую Украину и заселяло верховья Донца и Оскола, где основали города Харьков, Изюм, Сумы и др. Хмельницкий увидел, что освобождение Украины собственными силами и при помощи такого ненадёжного союзника как крымский князь, невозможно, и он обратился за помощь к московскому царю с настойчивой просьбой принять запорожское войско и всю Украину Малороссийскую под высокую царскую руку в противном случае угрожая поддаться турецкому султану. Москва долго выжидала и колебалась, понимая, что такой шаг повлечет за собой новую войну с Польшей. Созванный в 1653г.

Земский собор постановил, что гетмана Богдана Хмельницкого надлежит под государеву руку «для православные христианские веры», которая терпит гонения от поляков. Царские послы отправились к гетману и 8 января 1654г. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны, подтвердила сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.

Решение Собора 1653 г. В 1654 г. Эта война, в которую тому же вмешались шведы, приняла затяжной характер.

Стало ясно, что без помощи мощного союзника выйти из-под опеки Речи Посполитой не удастся, в результате состоялось воссоединение Украины с Россией.

Кратко опишем причины исторического события. Равноправие и автономия За шесть лет войны в многочисленных кровавых битвах украинский народ огромным напряжением своих сил много раз громил польские войска. Но, нанося ощутимые удары Речи Посполитой, Хмельницкий в первое время еще не собирался отрывать Украину от Польского государства. Он стоял на позиции казацкой автономии, то есть стремился, чтобы казачество со шляхтой обладали равными правами, а украинские земли стали равноправны в пределах Речи Посполитой наравне с Польшей и Литвой.

Тогда еще речь не велась про воссоединение Украины с Россией. А может, независимость? Между тем в идею равноправия в рамках автономии верили немногие. Уже в первые годы войны в Украине, да и в Польше, распространялись слухи, что: Хмельницкий хочет восстановить некое «древнерусское» или создать новое княжество.

Он титулует себя «князем Руси». Казаки хотят основать независимое государство. Но тогда для независимости Украины еще не сложились необходимые предпосылки. Главные участники войны — а это неграмотное казачество и такое же неграмотное крестьянство — не могли создать своей собственной государственной идеологии, руководящий слой — казацкие старшины и шляхта — не имели надлежащего политического веса, чтобы воплотить сепаратистские планы.

Более того, даже гетман Хмельницкий не имел тогда еще всенародного доверия. Лишь в ходе войны, в процессе формирования Украинского казацкого государства все больше распространялась и утверждалась идея независимости. Союз с Турцией Чем дольше шли боевые действия, тем больше Хмельницкий, старшины и народные массы убеждались, что исключительно своими силами без чужой помощи Украина не сможет освободиться от власти шляхетской Польши.

Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е, т. Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича веса Великия и Малыя Росии самодержца нашего царского величества Войска Запорожского гетману Богдану Хмельницкому и всему Войску Запорожскому наше царского величества милостивое слово. В нынешнем во 162-м году 1654 , в марте месяце писали к нам, великому государю к нашему царскому величеству, ты, Богдан Хмельницкий гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское с посланники своими, с Самойлом Богдановым да с Павлом Тетерею с товарыщи, что вы от много лет нашие государские милости искали, и были челом, и молили, чтоб вам, православным християном, быти под нашею государскою высокою рукою. И ныне Бог Вседаровитый совет благ в наше царского величества сердце вложил, что мы, великий государь, возревновав по Бозе над церквами Божиими и над вами, народом християнским, умилосердились, под нашу государскую высокую руку принять вас изволили. А вы, все то возлюбивше, к нашему царскому величеству вседушно приклонились естя, и веру нам, великому государю, учинили совершенную, и служити нам, великому государю, обещались до века.

И мы, великий государь наше царское величество, тебя, гетмана Богдана Хмельницкого, и все наше царского величества Войско Запорожское за то жалуем, милостиво похваляем и хотим вас держать в нашем царского величества милостивом жалованье, и вам бы на нашу государскую милость быти надежным. А что писали к нам, великому государю, ты, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и посланники ваши били челом, чтоб нам, великому государю, пожаловати, стародавные ваши права, и привилия, и вольности духовного и мирского чину людем велети подтвердити и нашими государскими грамотами укрепити, и мы, великий государь наше царское величество, тебя, гетмана, и все Войско Запорожское пожаловали, прежние ваши права и привилия нашею государскою жалованною грамотою подтвердити велели. А посланников ваших, пожаловав нашим государским большим жалованьем, велели их отпустить, к вам не задержав. Да с теми ж посланники вашими послали к тебе, гетману, и в Войско Запорожское нашу государскую печать с нашим государским имянованьем, потому что прежняя войсковая печать — с королевским имянованьем, и ныне тою прежнею печатью печатать не годитца. Писан в государствия нашего дворе в царствующем граде Москве лета от создания миру 7162-го месяца марта 27-го дня. Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович веса Великия и Малыя Росии самодержец, пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкой, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили. И в марте месяце присылали к нам, великому государю к нашему царскому величеству, он, гетман Богдан Хмельницкой, и все Войско Запорожское посланников своих Самойла Богданова, судью войскового, да Павла Тетерю, полковника переяславского. А в листу своем к нам, великому государю к нашему царскому величеству, гетман писал, и посланники ево били челом, чтоб нам, великому государю, его, гетмана Богдана Хмельницкого, и все Войско Запорожское пожаловати велети прежние их права и вольности войсковые, как издавна бывали при великих князьях руских и при королех польских, что суживались и вольности свои имели в добрах и в судах, и чтоб в те их войсковые суды нихто не вступался, но от своих бы старших судились, подтвердити.

И прежних бы их прав, каковы даны духовного и мирского чину людем от великих князей руских и от королей польских, не нарушить, и на те б их права дати нашу государскую жаловальную грамоту, за нашею государскою печатью. И чтоб число Войска Запорожского списковое учинить 60 000, а было б то число всегда полно. А будет судом Божиим смерть случитца гетману, и нам бы, великому государю, поболить Войску Запорожскому по прежнему обычаю самим меж себя гетмана обирати. А кого оберут, и про то нам, великому государю, объявляти. Именей казацких и земель, которые имеют для пожитку, чтоб у них отнимать не велеть. Так же бы и вдов после казаков осталых дети повольности имели, как деды и отцы их. А число Войска Запорожского указали есмя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда полное. А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя.

Также и именей казатцких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними попрежнему. А буде ис которых пограничных государств учнут приходить в Войско Запорожское к гетману к Богдану Хмельницкому послы о добрых делех, и мы, великий государь, тех послов гетману принимать и отпускать повалили. А ис которых государств, и о каких делех те послы присланы, и с чем отпущены будут, и гетману о том о всем писати к нам, великому государю, вскоре. А буде которые послы от кого присланы будут с каким противным к нам, великому государю, делом, и тех послов в Войске задерживать и писать об них к нам, великому государю, вскоре ж, а без нашего царского величества указу назад их не отпускать. И по нашему царского величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского величества Войску Запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою по своим прежним правам и правилиям и по всем статьям, которые писаны выше сего. И нам, великому государю, и сыну нашему, государю царевичю князю Алексею Алексеевичю, и наследником нашим служити, и прямити, и всякого добра хотети, и на наших государских неприятелей, где наше государское повеленье будет, ходити, и с ними битись, и во всем быти в нашей государской воле и послушанье навеки. О которых о иных статьях нам, великому государю нашему царскому величеству, те вышеимянованные посланники, Самойло и Павел, имянем Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и всего нашего царского величества Войска Запорожского били челом и подали нашим царского величества ближним бояром, боярину и наместнику казанскому князю Алексею Никитичю Трубетцкому, боярину и наместнику тверскому Василью Васильевичю Бутурлину, окольничему и наместнику коширскому Петру Петровичю Головину, думному диаку Алмазу Иванову, статьи, и мы, великий государь, тех статей выслушали милостиво. И что на которую статью наше царского величества изволенье, и то велели подписать под теми же статьями.

Да те статьи с нашим царского величества указом велели дать тем же посланником, Самойлу и Павлу. И хотим его, гетмана Богдана Хмельницкого, и все Войско Запорожское держать в нашем царского величества милостивом жалованье и в призренье, и им бы на нашу государскую милость быть надежным. Дана ся наша царского величества жаловальная грамота за нашею государственною печатью в нашем царствующем граде Москве лета от создания миру 7162-го месяца марта 27-го дня. Нынешнем во 162-м году апреля в 7 день писали к нам, великому государю к нашему царскому величеству, ты, гетман Богдан Хмельницкой, и все Войско Запорожское з гонцом своим с Филоном Горкушею, чтоб нам, великому государю, вас пожаловать, права, и привилия, и свободы, и все добра отческие и праотческие, из веков от князей благочестивых и от королей наданые, утвердити и нашими государскими грамотами укрепите навеки. И гонца б вашего велеть отпустить к вам не задержав, чтоб вы, гетман Богдан Хмельнитцкий, тое нашу государскую милость нашего царского величества Войску Запорожскому и всему миру христианскому объявили, и обвеседили их, и утвердили, и в вере, нашему царскому величеству учиненой, непоколебимых учинили. И мы, великий государь наше царское величество, по прежнему твоему и всего Войска Запорожского челобитью на то милостиво изволили прежние ваши права, и привилия, и свободы, и добра утвердити и нашими государскими грамотами укрепити велели. И те наши царского величества грамоты за нашими государственными печатьми послали к вам с посланники вашими, с судьею с Самойлом Богдановым, с полковником с Павлом Тетерею с товарыщи. И хотим то наше царского величества милостивое жалованье по нашим жаловальным грамотам на ваши права, и привилия, и свободы, и добра содержати навеки крепко и нерушимо, безо всякого пременения.

И тебе б, гетману Богдану Хмельницкому, будучи в нашей государской милости, нам, великому государю, служить, и прямить, и всякого добра хотеть во всем. Потому как по непорочной Христове заповеди нам, великому государю, и нашим государским детем и наследником обещался еси и полковников бы еси, и сотников, и всю чернь утверждал, чтоб и они нам, великому государю, служили правдою. А от нас, великого государя, опричь нашей государской милости и вольностей их, тягости им никакие ни в чем отнюдь не будет, и они б в том на нашу государскую милость были надежны безо всякого сумнения. А на польского короля и сенаторей, его злые душепагубные прелести не прельщались, потому что и наперед сего им от королей польских и от сенаторей, опричь неволи и гонения, благоденствия николи не бывало, хотя они в чом и присягают, а всегда на той правде не стоят, а ищут всякого зла. А мы, великий государь наше царское величество, вас, православных християн, во всякой нашей государской милости содержати хотим. Писан в государствия нашего дворе в царствующем граде Москве лета от создания миру 7162-го месяца апреля 12-го дня.

Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху. Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: Сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства. Гетману разрешалось самостоятельно вести переговоры со всеми послами, кроме турецких и польских. При этом представители Запорожской Сечи обязались не действовать против интересов российского государства, а выражали готовность охранять его границы. Впоследствии «Мартовские статьи» неоднократно подвергались пересмотру в сторону уменьшения казачьих вольностей. Итоги и последствия Непосредственным главным итогом Переяславской Рады и последовавших за ней соглашений стало юридическое оформление вхождения Гетманщины в состав России. Гетманщина или Войско Запорожское не было однородным образованием. Первоначально в него входили земли левобережной Украины, юго-восточная часть Беларуси, северные приднестровские земли.

Воссоединение Украины с Россией (1654 год)

После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции. Присоединение Малороссии к России, в январе 1654 г. Отряды Алексия Трубецкого, Шеина и Хованского отбросили польско-литовские отряды и заняли с боя Рославль, Мстиславль, Белый, Невель, Полоцк; передовые отряды главных сил взяли Дорогобуж, а затем царь подошел к Смоленску и приступил к его осаде. Литовский гетман Радзивил был разбит у Гомеля и у Орши. Среди белорусского населения начало явно обнаруживаться тяготение к Москве, выразившееся в добровольной сдаче Могилева и в формировании особого отряда из жителей Могилева для совместных действий с русскими войсками. К этому времени сдался, после трехмесячной осады, Смоленск и был занят Витебск.

После сдачи Смоленска 23 сентября царь возвратился в Вязьму. Дальнейшее наступление русских войск в глубь Белоруссии приостановилось, главным образом, вследствие отъезда из армии Алексея Михайловича и несогласий среди воевод. Хмельницкий, со своей стороны, действовал медленно и несогласно с царскими воеводами; обнаружились даже сношения высшего малороссийского духовенства с польским правительством. В 1654 г. Никон, указав им на ошибки в книгах, просил благословения на их исправление. Собор единогласно отвечал: "достойно и праведно исправити книги противу старых харатейных и греческих"; но когда дело дошло до подписи под постановлением собора, то некоторые, говорят, отказались; и действительно, нет подписей: одного епископа Павла Коломенского , двух архимандритов, одного игумена и двух протопопов.

Затем Никон отправил к константинопольскому патриарху Паисию 26 вопросов относительно обрядов и ошибок, вкравшихся в богослужебные книги; Паисий вполне одобрил мысль Никона и постановления московского собора. Никон , между прочим, спрашивал, как поступить с ослушниками. Паисий известил, что ослушники подлежат отлучению, а также высказался за троеперстие.

Местное православное население горячо приветствовало воссоединение с единоверцами. Однако историки отмечают, что получившие российское дворянство польские помещики стали своеобразной пятой колонной, которая впоследствии способствовала появлению на Украине «особого националистического самосознания». О вековых корнях современных конфликтов — в материале RT. Первые оказались в достаточно сильной зависимости от Золотой Орды, но их правители нашли в себе силы для консолидации, освобождения от Ига и создания мощного независимого государства — России. У вторых всё получилось с точностью до наоборот.

Князь Даниил в середине XIII века занял сразу галицкий, волынский и киевский престолы и, лавируя между монголами и католической Европой, добился относительной самостоятельности. Однако менее чем через столетие созданное им Галицко-Волынское княжество было поделено между Литвой и Польшей. В 1569 году по итогам Люблинской унии, на которой было создано единое польско-литовское государство Речь Посполитая, бывшие юго-западные княжества оказались под прямым управлением Варшавы. Поляки начали проводить политику закрепощения, полонизации и окатоличивания населения. Вместо православной церкви польские власти стали навязывать местному русскому населению специально созданную униатскую церковь, подчинявшуюся Риму. Как писал в своей фундаментальной монографии «История запорожских казаков» историк Дмитрий Яворницкий, православные были лишены всех прав, их можно было безнаказанно убивать, грабить, насиловать. Чтобы сломить в людях волю к сопротивлению, поляки их пытали, жестоко убивали у них на глазах детей, ставили над ними управляющих и арендаторов поместий, принуждавших крестьян работать «на пана» по шесть дней в неделю. Он разгромил польские войска в нескольких сражениях, но понимая, что самостоятельно казакам долго не продержаться, обратился к русскому царю с просьбой взять Войско Запорожское под свою власть.

Большой раскол Для России, которая только поднималась на ноги после несчастий Смутного времени, решение, предполагавшее масштабный конфликт с Польшей, было весьма непростым. Однако единоверцев решили в беде не бросать.

Богдан Хмельницкий тем самым опирался на волю населения территории, которой он управлял. Была одобрена целевая линия на то, что русским суждено жить вместе, что иначе не будет русского народа, - сказал Михаил Мягков. Кроме того, нынешние псевдоисторики, прежде всего на Западе и на Украине, утверждают, что Богдан Хмельницкий якобы желал независимости казацкого государства под протекторатом Москвы, и что азиатская Москва якобы установила свои порядки и подавила самобытность запорожского казачества.

Делается это для того, чтобы поставить "железный занавес" между нынешними Россией и Украиной, еще больше разделить наш общий народ, попытаться показать, что мы происходим не от одного корня, а представляем собой разные миры, - пояснил Михаил Мягков. Сегодня киевский режим всеми силами пытается стереть в памяти людей, что Украина с Россией существовала в границах одного государства. Примерами этому служит снос памятников российским и советским государственным деятелям, запрет на использование русского языка.

После поражения поляков восстание распространилось на всю Украину и часть Белоруссии. Одновременно Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину в состав Российского государства. Он понимал, что только в союзе с Россией можно было избавиться от опасности полного порабощения Украины Польшей и Турцией. Однако в это время правительство Алексея Михайловича удовлетворить его просьбу не могло, так как Россия не была готова к войне. Тем не менее, несмотря на все трудности своего внутриполитического положения, Россия продолжала оказывать Украине дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г.

Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. Земский собор в Москве решил удовлетворить эту просьбу.

Присоединение Украины к России (1654).

Таким образом, вопрос о воссоединении с Россией и в Малороссии решался при самом широком представительстве. Т. 10; Воссоединение Украины с Россией. Для оформления акта воссоединения Украины с Россией 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе была созвана Рада представителей украинского народа. Россия вела борьбу за Украину, которая добровольно присоединилась в 1654 г., а также за Смоленск и Северскую землю.

Польское иго

  • Примите к себе!
  • Вы точно человек?
  • Примите к себе!
  • Тринадцатилетний военный конфликт между Россией и Речью Посполитой (1654 – 1667 гг.)
  • Казаки-разбойники

55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.

К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете?

Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно? Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев.

К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел?

Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства.

Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем? На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен. Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным.

Почему украинцы так часто меняли союзников? Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников.

А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя.

Позже была созвана открытая Рада: кроме казаков на ней присутствовали крестьяне окрестных сел.

Гетман выступил с речью, где говорил об освободительной борьбе 1648-1654 годов против Речи Посполитой.

Разрешено было принимать и иностранные посольства. В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне. Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах, правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии [5]. Приходилось нередко посылать туда кое-что из московских сумм, потому что казачье начальство совершенно не заботилось о состоянии крепостей [5]. На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов.

Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар [5]. На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство. Украинские купцы вывозили в Россию поташ, селитру, кожи, лошадей, овец, шерсть, пеньку, табак, вино. Русские купцы привозили на Украину железные и деревянные изделия, выделанные кожи, меха, шубы, сёдла и предметы домашнего обихода. На Украине широко распространялась литература, издаваемая в Москве [5]. Что приобрела Россия?

Согласие о принятии Украины в состав Московского государства было тяжелым и мучительным решением Земского Собора 1653 года [7]. Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой. На Соборе бояре, думные и служилые люди дали согласие «битися не щадя голов своих» с польским королем, торговые люди «ответили», что они будут воевать и обеспечат войну «вспоможением» [7]. Россия, не оправившаяся от последствий Смуты [7] , вынуждена была вступить в 13 летнюю войну 1654—1667 гг. Вступление России в войну с Речью Посполитой Основная статья: Русско-польская война 1654—1667 Ещё рассматривая просьбу Войска Запорожского о российском подданстве, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Русская дипломатия нашла выход из сложившийся ситуации. По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королем Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [7].

Уже 23 октября 2 ноября 1653 г. В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметьева , выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом. Однако наступательные операции царского и казацкого войск в 1655 году продолжились. К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова который был в октябре 1655 года взят в осаду войсками гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина , включая территорию современной Белоруссии, оказалась под контролем российских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на этническую территорию Польши и Литвы. Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин, Раву и др. В результате военных действий к 1656 году, когда было подписано Виленское перемирие , под контроль России перешла большая часть территории Великого княжества Литовского.

До 1658 года в Вильне шли переговоры о подписании мира между Россией и Речью Посполитой и межевании новых границ.

В 1648 году большое восстание казаков, также называвших себя запорожскими, опрокинуло польскую администрацию. Однако удержать завоеванную власть лидер движения Богдан Хмельницкий без посторонней помощи не мог. Трудности Богдана отражали затяжной конфликт, уходивший корнями в эпоху крушения Золотой Орды.

Возникновение на ее обломках Крымского ханства вылилось в опустошительные набеги 1477 и 1482 годов, считающиеся беспримерными по своей жестокости. Число погибших, попавших в плен и проданных на турецких рынках крестьян историки оценивают в сотни тысяч. Но еще больше было тех, кто бежал в области нынешней Западной Украины, принадлежавшие тогда соединенному государству Польши и Литвы. Битва на Волге: почему татарские полки помогали Ивану Грозному брать Казань?

Как следствие набегов, днепровские берега превратились в опустошенную периферию польско-литовского государства, известного как Речь Посполитая. Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков.

К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным.

Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения.

Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами.

Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков.

Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий