Новости 12 февраля праздник трех святых

12 февраля 2019 года христиане отмечают большой праздник — День трех святых. Посвящен этот светлый день памяти Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста.

Собор вселенских учителей: праздник Трёх святителей

В связи с таким ограничением день в народе стали называть днем трех святителей-непрядильщиков. День трех святителей считается указателем на отношения в семье. Все три святых имели крепкие и дружные семьи и вырастили благочестивых детей. Поэтому по традиции в этот день нужно быть внимательными к своим чадам, а между мужем и женой должны быть лад и понимание. Нельзя в этот день ссориться и конфликтовать. Считалось, что если поругаться в день трех святителей, то долго вражда и обида будут держаться. Нужно, наоборот, просить прощения и мириться. В феврале природа понемногу пробуждается от зимы. Начинается звериный свадебник — и это первое подтверждение, что скоро весна.

Зародился он в Константинополе в период, когда люди разделились на три «лагеря» и стали выяснять, кто из святителей важнее. Внутри общества разгорались серьезные споры, которые перерастали в большой разлад. Конфликт пришлось решать самим преподобным. Однажды святые явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитинскому и попросили чтить их в один день, так как все трое одинаково равны перед Господом. После зародилась добрая традиция праздновать «Трехсвятие».

Мужья были законодателями; поэтому и закон обращен против жен. Этим спорам не было видно конца, поскольку чем дальше, тем больше людей принимали ту или иную сторону и пререкания продолжались. Тогда три Святителя явились во сне св.

Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому и сказали в один голос: «Скажи нашей пастве, что мы у Бога все одинаковы, у нас нет соперничества. Каждый из нас обладая той или иной благодатью Святого Духа творил необходимое для спасения людей. У нас нет первого, второго, третьего. Призывая в молитве имя одного святителя, двое других также присутствуют. Повели ссорящимся не создавать расколов в церкви, а способствовать единству и согласию. Составь один праздник нам троим, мы у Бога в одинаковой чести, составь для него, а для нас службу, где будут песнопения каждому из нас, передай пастве, чтобы праздновали каждый год. Если будут почитать нас таким образом, мы будем молить Господа в общей молитве о спасении». После этих слов святители поднялись на небо озаренные светом.

А святой Иоанн Мавропод собрал народ и сообщил о своем видении. Все спорившие партии примирились, поскольку митрополита все очень уважали за его добродетели.

Традиции и приметы За дверь выставляли давно неношенную обувь, чтобы вернуть в семью благополучие и счастье. Обязательно подавали мясные блюда. Считалось, что если заяц забежит во двор, то погода в конце зимы будет сильно испорчена. А если снегирь запел скрипучую песню, будет вьюга. Какие запреты соблюдают 12 февраля В этот день женщинам не стоит прясть, а также вязать и стирать.

Мужчинам же нельзя было отправляться на охоту.

12 февраля отмечается праздник Трех Святых: Что нельзя делать в этот день

Главная» Новости» 12 февраля праздник трех святых. 12 февраля 2024 года Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. По церковному календарю 12 февраля отмечают Собор трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Собор трёх святителей православные отмечают 12 февраля

Главная» Новости» 12 февраля праздник трех святых. 12 февраля (30 января) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 12 февраля 2019 года христиане отмечают большой праздник — День трех святых. Посвящен этот светлый день памяти Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Сегодня православные отмечают Собор трех святителей или Трехсвятие. Праздник Собор трех святителей, отмечаемый 12 февраля, посвящен памяти великих учителей христианской церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. 12 февраля, отмечается, церковный праздник, трех святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Православные 12 февраля отмечают «Трехсвятие»

Открытка на праздник — Василий Тёплый. Красная луна в ночном небе. Если на снегу видны следы полевых мышей, то скоро будет потепление. Волк в зимнем лесу. Красногрудый снегирёк на веточке дерева. Чёрный ворон. Люди, которые в ссоре, должны помириться 12 февраля на Василия Великого, иначе вражда будет на весь год. Курица в апельсинами в открытке.

Дикие животные в снегу.

Это видение послужило основанием для учреждения праздника Собор трех святителей, символизирующего единство и согласие в церкви. Традиции в праздник Собор трех святых Традиции, связанные с праздником Собор трех святых, глубоко укоренились в народной культуре и отражают связь человека с природой и верой. Вот некоторые из них.

Традиционные блюда Блюда из добытой дичи. На праздничный стол принято было подавать блюда из дичи, что символизировало уважение к природе и её дарам. Запреты Прядение. В этот день запрещалось заниматься прядением, что отражало уважение к труду святителей и их вкладу в духовное просвещение.

Народные поверья Звериные свадьбы. Праздник ассоциировался с началом брачного периода у млекопитающих, что отмечалось повышенной активностью животных в природе. Приметы Поведение животных и погодные условия. В этот день по поведению животных традиционно судили о предстоящей погоде.

Например, встреча зайцев в садах предвещала продолжение холодов, а активность мышей на снегу указывала на приближение оттепели. Иней на деревьях.

В этот день принято ходить в храмы на службу, молиться и обращаться к святым за помощью. Григорий Богослов укажет праведный путь, отрезвит ум и вернет веру в Бога. Иоанн Златоуст убережет от обмана, мошенников и аферистов. Кроме этого, он не даст потерять веру в себя.

К Василию Великому чаще всего обращаются, чтобы защитить себя от искушения, зла и дьявольщины, а также святитель поможет укрепить дух и сделать смелее.

В этот день строили планы, планировали, намечали задуманное — к удаче дел. Если за дверь выставить старую обувь — разногласия в семье исчезнут. Те, кто находятся в ссоре, до этого дня или сегодня должны помириться, иначе весь год будут ссориться и конфликтовать. Нужно перестелить постель. Ложиться в старую постель — к болезни. Согласно церковному календарю, в эту дату празднуют Собор трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, а также Григория Богослова, отчего этот день получил название Трехсвятие.

В народе же отмечают Васильев день. По народным поверьям считалось, что 12 февраля лесные жители отмечают свадьбы, во время которой дерутся все звери, чтобы самые сильные самцы могли стать «женихами» для избранницы стаи. Люди боялись оказаться на «зверином свадебнике», поэтому в лес сегодня не ходили, в том числе и не охотились. Существовало в народе поверье, что если в Васильев день женщины примутся за прядение, вязание и шитье, а мужчины начнут подковывать коней, то не избежать им болезней рук и ног. Но если была срочная необходимость заняться этими делами, то обязательно читали «Отче наш» и просили прощения у икон трех святых. Хозяйки на Трехсвятие готовили дичь, начиняя ее яблоками, капустой, грибами или другими начинками. Это блюдо ставили в середине стола, а вокруг него расставляли другие угощения.

Старались, чтобы их было много, — по примете, тогда семья будет жить в достатке и сытости. На такое пиршество звали непременно гостей. Бытовала на Руси и такая примета: хозяева 12 февраля обязательно должны были поработать во дворе, тогда весь год работа будет удачно складываться. Перед тем, как браться за нее, мужики трижды осеняли крестным знамением все орудия труда. Существовала у крестьян традиция в ночь на 12 февраля ставить за порог входной двери старую обувь, — верили, что тогда в семье не будет ссор и скандалов. Утром ее заносили в дом и в течение дня не трогали. Правда, выяснять отношения сегодня в доме было нельзя, иначе весь негатив снова в обуви накопится.

Те, кто все же поссорился, должны были срочно помириться, потому как иначе весь год проживут во вражде. Считали, что сегодняшний день идеально подходит для приворотных заговоров, поэтому девушки на Василия часто делали привороты парней.

Традиции проведения дня трех святителей 12 февраля призывают чтить семейные святости

Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.

Согласно приметам, плохое отношение к питомцам может привести к крупным неприятностям в доме, избавиться от которых будет очень сложно. Незамужним девушкам строго запрещено надевать новые вещи. Согласно поверьям, из-за этого им придется целый год провести в одиночестве. Нельзя также злиться, завидовать, задумывать недоброе, обижаться и ревновать. Следует прогонять негативные мысли из головы и сконцентрироваться на положительных моментах.

Просвещенные в вопросах веры мужи разделились на три противоборствующих лагеря. Каждый из трех враждующих лагерей старался доказать, что святой, которому они отдают предпочтение, важнее двух остальных. Вскоре эти распри поглотили всех жителей города.

Повсюду разгорались несмолкаемые споры и ссоры, которым не было видно ни конца, ни края. Спор разрешили сами святые. Однажды глубокой ночью они все, сперва по очереди, а потом вместе, явились во сне митрополиту Евхаитинскому.

Отцы Церкви объяснили, что ошибка людей в том, что они пытаются разъединить святых, являющихся единым целым.

Согласно приметам, громкий крик ворон под домом и их попытки скрыться под крышей может указывать на скорую вьюгу. Видимые на снегу следы полевых мышей говорят о потеплении, но вой волков предсказывает похолодание. Если диких животных можно заметить вблизи поселений человека, то это может быть предвестником затяжных морозов.

12 февраля

Поэтому праздник трех великих святителей можно считать и праздником их семей, воспитавших детей, ставших столпами Церкви Христовой. Традиции дня трех святителей 12 февраля призывают чтить семейные святости. 12 февраля народный праздник Васильев день (30 января по старому стилю). Этот день в народе назывался Трехсвятие, так как в этот день почитаются сразу три святых Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Приметы на 12 февраля: что нельзя делать в День памяти трех святых

О чем помолиться святым. Собор трех святителей, традиции. Фото: azbyka. Хозяйки с самого раннего утра начинали наводить в доме порядок. Убирали тщательно пыль, мыли посуду и шторы стирали. Не оставляли без внимания пол, и, конечно же, ковры.

Считалось, что сегодня уборка принесет человеку удачу.

Он еще и военачальник, умеющий собрать многих разрозненных борцов и превратить их в войско. Все трое велики, и велики по-разному. У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трех нет у нее в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни, и некому исцелить их.

Всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Но и соединение всех трех дарований в одном лице решительно невозможно! Проповедник, организатор, уединенный молитвенник. Усмиритель людского моря, сын битвы и сын молитвенной тишины. Что-то одно из трех. Если человек командует другими, распоряжается, управляет, пусть смотрит на образ Василя Великого. Он должен не только управлять, превращая все пять пальцев правой руки в указательные, но должен также запасаться всякими знаниями, как это делал Василий.

Должен любить пост и книги, в уединении должен черпать силы для борьбы за Истину среди многолюдства. Если человек проповедует вовремя и не вовремя, как и заповедал Павел апостол, пусть убежит от празднословных трапез и заискивания перед богатыми, по образу Златоуста. Пусть к чтению и проповеди присоединит горячее служение литургии и обильную милостыню, по примеру великого отца, и пусть пожертвует всем для того, чтобы его уста стали устами Слова. Если же любит уединение человек, любит долгие молитвы и с неохотой отрывает ум от небес ради дел земных, пусть глянет на Григория. Тот, как ни страдал, но оставлял пустыню и занимал кафедру, если Церковь того требовала. Тот пренебрегал своим ради общего и шел трубить в серебряные трубы проповеди, чтобы пали толстые стены Иерихона. Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого мужа, носящего льняной ефод.

В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна.

Одни превозносили св. Василия Великого василиане , как учителя твердого и строгого, другие св. Иоанна Златоуста иоанниты , за необыкновенное красноречие, третьи св. Григория Богослова григориане , как глубоко понимавшего догматы веры. В самом деле трудно было решить кого из святителей считать выше: каждый был велик в своем роде. Споры были оскорбительны для памяти святых. И вот, они являются епископу Евхаитскому Иоанну, сначала порознь, а потом и все вместе и заявляют единодушно: «Мы — едино у Бога, нет среди нас ни первого, ни второго, если называть одного из нас, то за ним последуют другие… Просим тебя прекрати спор и соедини в один день память о нас…».

Перевод: Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость. Традиции в народе в этот день: Приготовление блюд из добытой дичи; запрещено прясть.

О родителях же Василиевых засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, довольно имели у себя похвальных качеств, и, имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному благочадию превзошли бы всех… Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А сие показывает блаженнейшее число иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем так, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели — напротив того, они обратили сие в избрание только рода, а не образа жизни». В такой семье воспитывался святитель Василий и его братья и сестры.

Родители, избравшие путь христианской добродетели, подражая в этом своим родителям — засвидетельствовавшим свою веру мученичеством и исповедничеством, воспитали детей, явивших в своей жизни всё разнообразие христианского подвига. Семья святителя Григория Богослова, самого ближайшего друга святителя Василия Великого, также явила пример христианской святости. Отец святителя Григория, тоже Григорий по имени, был епископом города Назианза; мать его звали Нонной. Святитель Григорий с большой любовью пишет о своей матери: «Она знала одну красоту — красоту душевную — и старалась сохранить или уяснить в себе, по мере сил, образ Божий… Она знала одно истинное благородство — быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство — иждивать свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников». Святая Нонна была не только добродетельной христианкой, верной женой, но еще и наставницей для мужа: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей.

Она сама и словом и делом направляла его ко всему превосходному. День и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами». Дело в том, что отец святителя Григория — Григорий Старший — родился в языческой семье родители святой Нонны были христианами и с детства принадлежал к секте ипсистариан. Святая Нонна через молитвенный подвиг и пример личного христианского благочестия убедила мужа принять таинство Святого Крещения. И вот в возрасте 45 лет Григорий Старший крестился, приняв таинство от архиепископа Каппадокийского Леонтия, который был участником I Вселенского Собора в Никее.

Через два или три года он был рукоположен в пресвитера, а затем и в епископа города Назианза. Святитель Григорий Богослов писал, что, даже не будучи просвещен светом истинной веры, его отец по качествам души и высоте нравственной жизни был христианином: «Он был нашим даже прежде того, как стал членом нашего двора, ибо к нам принадлежал по своей нравственности.

О происхождении праздника собора трёх святителей

Эти дела в Васильев день окажутся напрасными и потом их придется переделывать. Согласно приметам, плохое отношение к питомцам может привести к крупным неприятностям в доме, избавиться от которых будет очень сложно. Незамужним девушкам строго запрещено надевать новые вещи. Согласно поверьям, из-за этого им придется целый год провести в одиночестве. Нельзя также злиться, завидовать, задумывать недоброе, обижаться и ревновать.

Торжество совершается 30 января 12 февраля. История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина , когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви [2].

По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом : Нет между нами ни первого, ни второго.

Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия» [3]. Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…» [4]. Так, родители святителя Василия — Василий Старший и Емилия — были потомками мучеников и исповедников за веру Христову. Нужно сказать и о том, что святая Емилия изначально готовила себя к подвигу девства, но, как пишет ее сын святитель Григорий Нисский, «поскольку была она круглой сиротой, а в пору юности цвела такой красотой телесной, что молва о ней многих побуждала искать ее руки, и возникла даже угроза, что если она с кем-либо не сочетается браком по доброй воле, то претерпит какое-нибудь нежелательное оскорбление, затем что обезумевшие от ее красоты уже готовы были решиться на похищение» [5]. Поэтому святая Емилия вышла замуж за Василия, имевшего славу образованного и благочестивого человека.

Так что родителей святителя Василия объединяла прежде всего любовь ко Христу. Святитель Григорий Богослов восхваляет этот по-настоящему христианский брачный союз: «Супружество Василиевых родителей, состоявшее не столько в плотском союзе, сколько в равном стремлении к добродетели, имело многие отличительные черты, как то: питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания, посвящение Богу части своего имущества… Оно имело и другие добрые качества, которых достаточно было, чтобы наполнить слух многих» [6]. Но главной добродетелью Василия и Емилии были их дети: «Чтобы одни и те же имели и многих и добрых детей, тому найдем, может быть, пример в баснословии. О родителях же Василиевых засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, довольно имели у себя похвальных качеств, и, имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному благочадию превзошли бы всех… Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А сие показывает блаженнейшее число [7] иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем так, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели — напротив того, они обратили сие в избрание только рода, а не образа жизни» [8]. В такой семье воспитывался святитель Василий и его братья и сестры.

Родители, избравшие путь христианской добродетели, подражая в этом своим родителям — засвидетельствовавшим свою веру мученичеством и исповедничеством, воспитали детей, явивших в своей жизни всё разнообразие христианского подвига. Семья святителя Григория Богослова, самого ближайшего друга святителя Василия Великого, также явила пример христианской святости. Отец святителя Григория, тоже Григорий по имени, был епископом города Назианза; мать его звали Нонной. Святитель Григорий с большой любовью пишет о своей матери: «Она знала одну красоту — красоту душевную — и старалась сохранить или уяснить в себе, по мере сил, образ Божий… Она знала одно истинное благородство — быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство — иждивать свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников» [9]. Святая Нонна была не только добродетельной христианкой, верной женой, но еще и наставницей для мужа: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей.

Мало сего: самый плод тела, то есть детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо весь род и всё семейство, как единую душу, очистила и приобрела Богу… В продолжение жизни она служила для детей образцом всего доброго, а когда отозвана отселе — оставила после себя домашним волю свою как безмолвное наставление».

О семье третьего великого святителя и учителя Церкви Иоанна Златоуста известно гораздо меньше, чем о семьях святителей Василия и Григория. Его родителей звали Секунд и Анфиса Анфуса , они были знатного происхождения. Еще будучи ребенком святитель Иоанна потерял отца, поэтому его воспитанием занималась мать, полностью посвятившая себя заботе о сыне и старшей дочери, имя которой не сохранилось. В сочинении «О священстве» святитель Иоанн приводит слова матери, описывающие все тяготы ее жизни: «Сын мой, я сподобилась недолго наслаждаться сожительством с добродетельным отцом твоим; так угодно было Богу. Смерть его, последовавшая вскоре за болезнями твоего рождения, принесла тебе сиротство, а мне преждевременное вдовство и горести вдовства, которые могут хорошо знать только испытавшие их. Никакими словами невозможно изобразить той бури и того волнения, которым подвергается девица, недавно вышедшая из отеческого дома, еще неопытная в делах и вдруг пораженная невыносимой скорбью и принужденная принять на себя заботы, превышающие и возраст, и природу ее».

Более 20 лет прожила мать святителя во вдовстве, что стало ее христианским подвигом. Святитель Иоанн писал об этом так: «Когда я был еще молод, помню, как учитель мой а он был суевернейший из всех людей при многих удивлялся моей матери. Желая узнать, по обыкновению, от окружавших его, кто я таков, и услышав от кого-то, что я сын вдовы, он спросил меня о возрасте моей матери и о времени ее вдовства. От столь мужественной и терпеливой матери получил свое воспитание святитель Иоанн, и сам проявлявший немало мужества и терпения в своем пастырском служении, находясь на столичной кафедре. Хотя родители святителя Иоанна и не прославлены в лике святых, нельзя не назвать святой семью, в которой родился и был воспитан величайший церковный проповедник и пастырь. Воспитание детей в христианской вере — это величайший подвиг и долг каждой верующей семьи.

И самое лучшее воспитание — личный пример христианской жизни, передающийся от родителей к детям, идущий из поколения в поколение. Мы видим это в семье святителя Василия Великого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий