Небольшую роль сыграла Нина Ургант, которую сейчас все больше знают, как бабушку своего знаменитого внука.
Запомните меня такой краткое содержание
Фильм Запомните меня такой | Драма Павла Чухрая "Запомните меня такой" 1-я серия По мотивам пьесы ва "Мать и сын". |
"Запомните меня такой (DVD)" купить | Лабиринт | Использовать приложение. Редактировать. Запомните меня такой (телефильм 1989 года). Полный актерский состав и съемочная группа. Смотрите агентов этого актерского состава и съемочной группы на IMDbPro. |
ВЫСОКАЯ МЕЛОДИЯ. «Запомните меня такой» как «Последний срок» для интеллигенции | «Запомните меня такой» — двухсерийный телевизионный фильм 1987 года. |
Запомните меня такой - Фильмы ХХ века - Форум на КиноПоиске | Актеры и съемочная группа. Сиквелы и приквелы. Факты и киноляпы. |
"Запомните меня такой". : blau_kraehe — LiveJournal | По дороге на фронт она пережила в ролях Ангелина Степанова, Олег Борисов, Ия Саввина. |
ВЫСОКАЯ МЕЛОДИЯ. «Запомните меня такой» как «Последний срок» для интеллигенции
Любопытно, что актёр, сыгравший юного говнюка, сыграл также главную роль в фильме "Плюмбум, или опвсная игра". Запомните меня такой Жанр драма Режиссёр Павел Чухрай Автор сценария Мария Зверева В главных ролях Ангелина Степанова Олег Борисов Ия Саввина Елена Проклова Оператор Владимир Бондарев Кинокомпания Мосфильм по заказу Гостелерадио СССР Длительность 133. Драма Павла Чухрая "Запомните меня такой" 1-я серия По мотивам пьесы ва "Мать и сын". Драма. Режиссер: Павел Чухрай. В ролях: Ангелина Степанова, Олег Борисов, Ия Саввина и др. В центре кинодрамы — женщина, чья молодость пришлась на 30 — е годы. Жизнь практически не изменила ее принципов и убеждений. Запомните меня такой обсуждение диксон также работал победителем и униатским мужчиной (кулак-мера, стриптиз) в митингах Chess Records в Чикаго.
Запомните меня такой (1987) — актеры и съемочная группа — FNV
Такое состояние, хоть и лишает душевного покоя, однако, считаю, является главной целью любого настоящего искусства. Одновременно это состояние вызывает такой рой разнообразных переплетающихся мыслей, которые трудно разложить по полочкам и невозможно в их полноте донести до других. В этом плане не отношу здесь мной написанное к рецензии. Что же всё-таки главное?..
Каждый найдёт, наверное, что-то своё, именно его потревожившее. Для меня это, пожалуй, неразрывная связь судьбы каждой отдельной личности с судьбой его страны. Эту связь мы либо не видим, либо, увидев, предпочитаем перевести стрелки на обстоятельства, время и других; либо, с выгодой для себя, вдруг готовы снизвести свою личность на самый ничтожный уровень.
А что в итоге? Не уготовлено ли нам жёсткое и жгучее прозрение в последние дни, часы жизни? В этом плане у меня почему-то в последнее время не выходят из головы недавно услышанные и, скорее всего, одни из последних обращённых к людям слова Юрия Бондарева: помните, что, в сущности, жизнь каждого человека лишь мизерное мгновение.
Всякая истина обладает двумя неотъемлимыми признаками — она проста по форме и чрезвычайно глубока по содержанию. Всю её мудрую «простоту» многим не дано осознать даже за всю их жизнь. На что же истратить это «мгновение»?
Вариантов не так много как может казаться. Не сочтите меня религиозным фанатиком упаси, Боже! Достоевского: душа человеческая есть поле битвы между Богом и Дьяволом.
Нам самостоятельно представляется возможность сделать выбор между Правдой и Ложью, Верой и безверием кажущейся безнаказанной вседозволенностью. В этом плане совершенно к месту в фильме звучит вопрос убеждённой атеистки: как же можно жить без веры? И финальная пронзительная сцена, невольно напоминающая Причащение, когда все по очереди разделяют сохранённый сухарь блокадной пайки, макая его в красное вино, вся эта сцена возникает совершенно органично, естественно, без ложной патетики.
О подборе актёров и их проживании ролей не говорю. Они не могут не вызвать уважения и восхищения. Говоря о пьесе невозможно не вспомнить её создателя — Романа Харисовича Солнцева Ринат Харисович Суфиев 1939 — 2007 — русского писателя, поэта, драматурга.
Произведения затрагивающие потаённые струнки души читателей и зрителей не появляются «просто так», они рождаются либо от радости, либо от боли. Когда-то Роман Солнцев был жизнерадостным оптимистом и настоящим романтиком — ярким поэтом-шестидесятником, безоглядно влюблённым в искусство, в музыку, в красоту природы. Те годы — это эмоциональный рай для людей, по горло «хлебнувших» страшной войны.
Окрылённые свободой, люди читали стихи, говорили об искусстве, о поэзии, о музыке. Роман Солнцев с первых же дней появления в Красноярске завоевал популярность у местных любителей поэзии своими яркими, эмоциональными, метафорическими стихами. Его метафоры отличались оригинальностью и тонким лиризмом: «Светают полумесяцы ногтей на кончиках твоих уснувших пальцев…» или «Мы памятник скорости поставим вскорости: вдоль постамента чёрна черта, на постаменте — ни черта…» Поэт живёт внутри общества, и с этим обществом он меняется.
Постепенно изменились и стихи Романа Солнцева. Его позднее четверостишие «Автобиография», больше похожее на автоэпитафию: «Романтик был, простого норова… Родня мне: русичи, татаре… Сгорел, как верный пёс, которого не отцепили при пожаре…» Чувства горечи, обиды и разочарования нередко испытывал поэт в последние годы жизни, потому что видел, куда идёт его страна… Павел Чухрай снял фильм, который нужно показывать не только в институте кинематографии, чтобы молодёжь училась Настоящему Искусству у Великих актёров. Его нужно показывать в школьных программах по истории.
А ещё — что важнее всего — перед инаугурацией наших многочисленных «президентов», плодящихся с пугающей скоростью. Понимаю, что подобное невозможно, но почему-то хочется в это верить. Верить, потому что без веры жить нельзя.
Именно об этом говорит Ангелина Иосифовна Степанова 1905—2000 — советская и российская актриса театра и кино, педагог. Роль Марии Ивановны Киреевой — последняя роль в кино этой замечательной, удивительной актрисы. Именно поэтому у названия картины «Запомните меня такой» появляется новый смысл, о котором не догадывались её создатели.
В последние годы жизни отличалась молчаливостью, переходившей в скрытность, отказывалась от интервью. Когда Чухрай пригласил Ангелину Иосифовну сниматься в своём фильме, ей было 82 года. Почти ровесница века, своей биографией она была отражением целой эпохи, заканчивавшейся на глазах актрисы.
По мотивам пьесы Романа Солнцева "Мать и сын". В Ленинград ко дню рождения матери приезжает сын. Юридический адрес: 117587, г. Москва, Варшавское шоссе, д.
Простой способ - купите подписку на нужный сервис. Такой вариант позволит вам смотреть онлайн все серии подряд без рекламы. Часть анонсов размещены на: Одноклассники, Вконтакте и Яндекс видео, но на этих платформах отключить рекламу нельзя. Наличие рекламы позволяет бесплатно показывать видео в хорошем качестве.
Содержание фильма «Запомните меня такой».
Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода. Фильм начинается с видов осеннего Ленинграда.
«Запомните меня такой» (1987)
Смотреть онлайн фильм Помни меня. В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства. В этом учреждении совместно с интересными клубами Северо-Западного фронта действовали выборы Балтийского флота и созданной в октябре 1989 года Ладожской военной патриархии запомните меня такой актеры роли. в ролях: Ангелина Степанова, Олег Борисов, Ия Саввина, Елена Проклова, Елена Финогеева, Людмила Аринина, Антон Андросов, Александра Колкунова, Михаил Глузский, Людмила Давыдова. Актер, сыгравший роль легендарного вратаря: о съемках, футболе и кинокритиках В год 90-летия самого знаменитого. Узнайте кто играет главную и другие роли.
Павел Чухрай: Запомните меня такой (DVD)
«Запомните меня такой» (1987) | В ролях: Ольга Лукьяненко, [?], Наталия Денисенко и др. По сюжету новой истории, капризная и эгоистичная дочь столичного богача Даша готовится к свадьбе с помощником отца Павлом. Она настолько капризная. |
Фильм Запомните меня такой (1987) - актеры и роли | Из актеров, игравших в неоконченной версии Григорьева, в картине Фокина остались Борис Клюев (Трианон), Вячеслав Тихонов (Константин Константинов, генерал-майор КГБ), Алексей Петренко (Пол Дик, американский журналист). |
Запомните меня такой фильм 1987 актеры и роли | Актеры популярных фильмов и сериалов | Драма Павла Чухрая "Запомните меня такой" 2-я серияПервая серия мотивам пьесы ва "Мать и сын". |
Запомните меня такой фильм (1987) смотреть онлайн | Неразрешим в «Запомните меня такой» не отвлечённый конфликт поколений с физиологически объяснимой разницей ценностей и установок – нет! |
Запомните меня такой краткое содержание
Запомните меня такой — Википедия | Запомните меня такой двухсерийный телевизионный фильм 1987 года режиссёра Павла Чухрая, социальная драма по мотивам пьесы Романа Солнцева Мать и сын. |
Запомните меня такой (1987) — актеры и съемочная группа — FNV | Запомните меня такой (1988) / актёры и создатели. |
Павел Чухрай: Запомните меня такой (DVD)
О фильме. Актёры. Похожие. Режиссер. Актер. Сценарист. Полная информация о фильме Запомните меня такой: актерский состав, кто снимался, главные герои, сценарист, дата выхода, номинации и награды. Запомните меня такой Жанр драма Режиссёр Павел Чухрай Автор сценария Мария Зверева В главных ролях Ангелина Степанова Олег Борисов Ия Саввина Елена Проклова Оператор Владимир Бондарев Кинокомпания Мосфильм по заказу Гостелерадио СССР Длительность 133. Елена Проклова в социальной драме «Запомните меня такой». Фото, актёры, отзывы критиков и посетителей.
«Запомните меня такой» (1987)
Клуб путешественников Года выхода: 1960 — 2003 Советская и российская телевизионная программа, посвященная популяризации туризма и путешествий. Была в телевизионном эфире с 18 марта 1960 года и сначала носила название «Клуб кинопутешествий».
Но главные черты среднего поколения — не возрастная усталость, а замутнённость и нервность.
Формалином тянет от первой жены Ия Савина , прокурора: на бумаге одно, в жизни другое, и среднего нет — воруют все, система карает мелочь. Другая страна, другое небо, земля другая, — говорит Борисов-сын матери. Поздние, романтические, но отчего-то режущие пополам слова.
Конфликт пророс ещё дальше — на младших надеяться и вовсе нельзя.
Дочь Чухрая с семьёй,естественно,живёт в Лондоне. Она дизайнер. Да, в этой семье не на кого было оставить страну.. Где там потомки Чухрая сейчас живут, в какой стране? Великолепный фильм, да.
Но чем больше проходит времени, тем чаще я вспоминаю её, наши разговоры и тот наш последний приезд». Несколько поколений одной семьи предстают перед нами в этой картине. В центре кинодрамы — Мария Ивановна Ангелина Степанова — блокадница , которая волею судеб живёт в Ленинграде, с уже немолодой дочерью. Жизнь практически не изменила её принципов и убеждений. На день рождения к ней в гости из Сибири прилетает сын с двумя своими женами нынешней и предыдущей , дочерью и внуком.
Помни меня
Но в советском кино 80-х как раз торжествовали выразительные, часто не стыкующиеся с самим фильмом, но неизмеримо нравоучительные финалы. Так вышло и на этот раз. Отдельно несколько слов нужно сказать и формально главном персонаже - матери главного героя. Без сомнения и сам развод, и сложности сына обусловлены именно жестокосердием этой женщины.
Но в то же время, как можно ее в чем либо обвинять? Чухрай умело сталкивает два поколения - творцов Великой Победы и их детей. У них были слишком разные условия для жизни, что обусловило кардинально разное мировоззрение, разные ценности.
И эти сокровенные для многих моменты показаны без особых прикрас. У мамы Олега Борисова день рождение, в ее ДР вся семья обязана собраться, сесть за стол, покаяться и выслушать как жить дальше. Мама в Ленинграде, коммунистка со стажем в полторы сотни лет.
Он в неназванном сибирском городе, большой чиновник. Пытающийся сохранить остатки честности как мама учила , что в 87-м году и невозможно и смешно. У него вторая семья, но в Ленинград придется тащить и первую.
Потому что за 30 лет бывшая жена Ия Саввина стала для мамы родной. Еще есть дочка от первого брака царственная Проклова , внук - мальчик из Плюмбума. Жалкие попытки развести две семьи по разным рейсам, разумеется, кончаются эпичной встречей всех со всеми в аэропорту, истериками с битьем стаканов в буфете.
Зато это самый веселый момент в фильме. Кино невероятно мрачное, все герои в легкой депрессии, бродят потерянные. Цепляются из последних сил за родственные связи.
Много общих планов города и людей на улицах. Все какое-то грязное, бесприютное, чужое. А казалось бы архитектура та же, испытанная множеством фильмов.
Холодная романтика Петербурга, стеклянные клетки аэропортов. Единственная что осталось у героев настоящего - это блокада. Ее постоянно вспоминают.
Вот здесь лежали трупы, вот пайка хранится как драгоценность в ларце. Еще есть Нина Ургант. Живет в Ленинграде в том же доме.
Собирает бутылки, пьянствует. Хороший момент, где они с Олегом Борисовым сталкиваются случайно во дворе и начинают вспоминать, как дружили в детстве. Она опустившаяся женщина, он без пяти минут министр чего-то там.
В кабинете у Олега Борисова гвоздики на стене от снятого портрета. Краткий миг пересменки генсеков. Здесь все люди со шрамами.
Шрамами от страхов. Запечетлённые психические травмы советского времени. Годами запущенные неврозы, виртуозно изображённые невероятными советскими актёрами, знакомыми с ними не понаслышке.
Нелюбовь образца 80-х. Сдвиги эпох равнодушны к переживаниям ничтожных людишек. Красота запущенной бедности и разлагающего действия времени.
Именно поэтому у названия картины «Запомните меня такой» появляется новый смысл, о котором не догадывались её создатели. В последние годы жизни отличалась молчаливостью, переходившей в скрытность, отказывалась от интервью. Когда Чухрай пригласил Ангелину Иосифовну сниматься в своём фильме, ей было 82 года. Почти ровесница века, своей биографией она была отражением целой эпохи, заканчивавшейся на глазах актрисы. Всё это нашло отражение в последней её роли. Самыми сильными получаются лишь те фильмы, в которых невозможно отличить экранных персонажей от живого человека.
Ангелина Степанова именно такая. На съёмочной площадке она вспоминала прожитую жизнь, и… ей ничего не приходилось делать — память вела её по своим извилистым тропинкам. Об этом фильме можно спорить до хрипоты, но так и не прийти к единому мнению. Потому что его попросту нет. Мария Ивановна Киреева прожила долгую, трудную, насыщенную жизнь. Все эти годы она искренне, беззаветно верила в идеалы революции.
Используя богатый словарный запас русского языка, для жизненной позиции Марии Ивановны можно подобрать ещё множество характеристик: одержимость, самоотверженность, страсть, увлечённость, горение. Все они будут отражать одно свойство характера женщины из времён её юности — энтузиазм. Если хронологически разложить всех персонажей картины, то можно увидеть неразрывную связь поколений: Мария Ивановна — юность 30-х, её дети — Андрей, Настя и первая жена Андрея Лидия Ия Саввина — юность 50-х, внучка — Маша Елена Проклова и вторая жена Андрея Ася Елена Финогенова — юность 70-х, правнук Олег Антон Андросов — юность 80-х. Поколение за поколением семья — от революции 1917 года — пришла к закату СССР — 1987 году. В русском языке слова «Родина» и «Россия» — женского рода. Мария Ивановна старше, но как мать она понимает всю степень своей ответственности за детей, внуков, правнуков.
В чём можно упрекнуть эту старую женщину? В том, что она страстно, самоотверженно верила в то, чем жила вся страна? В том, что сама она жила и работала с искренней верой в светлое будущее? В том, что верила в идеалы социализма, которого так и не построили, потому что общественно-политические формации строят не лозунги, а люди. А люди оказались слабее лозунгов. Искушение властью оказалось сильнее здравого смысла.
И мы получили то, что получили — социализма в стране не было. Он провозглашался, декларировался, а страна, тем временем, жила по-своему. Весь этот процесс ухода всё дальше и дальше от постулированных целей социализма показан на примере одной семьи. Если частично зашоренная незыблемостью идеалов революции Мария Ивановна живёт в оторванном от реальности мире, то её дети, сохраняя в себе всё самое лучшее, чему учила их мать, прекрасно понимают проблемы конца 80-х. Но именно воспитание не позволяет тому же Андрею, пойти на повышение, потому что он знает, что там ему придётся лгать и изворачиваться ещё больше. Внучка Маша уже другая.
Мифические идеалу мало что для неё значат. Она живёт в реальном мире, и хочет, по возможности, пользоваться всеми доступными в её положении благами. И никакие угрызения совести уже не берутся в расчёт. Последнее поколение, представленное в лице правнука Олега, — это будущая формация «людей дела». Человек, который ни во что не верит: «Зачем?! Человек, буквально изнывающий от безделья и ежеминутно готовый на мелкие пакости и даже подлости.
Лезвие на его шее даже бутафорское означает полное пренебрежение собственной жизнью. Что уж говорить о чужих жизнях? А в конце её — не начавший ещё жить, но уже уставший от этой жизни подросток — без целей, без идеалов, без «тормозов», для которого в недалёком будущем высказывание 3-го президента США Томаса Джефферсона «Древо свободы следует время от времени поливать кровью патриотов и тиранов. Иначе оно увянет» может стать руководством к действию.
Ангелина Степанова, в жизни — вдова застрелившегося после смерти Сталина Александра Фадеева, как вполголоса прокомментировала мама, и, значит, заслужившая право играть свою центральную Марью Ивановну личной судьбой, смотрелась четверть века назад вздорной, безнадёжно отставшей от времени старухой, теряющей власть над людьми, и не больше. По крайней мере, никакой симпатии она тогда точно не вызывала. Типаж революционной монашенки был ещё совершенно обычным в райкомах комсомола, РОНО, хирургических отделениях больниц и «иных казённых учреждениях». Мама, например, совершенно спокойно лежала в хирургии с женой Постышева и имела с ней продолжительные беседы о 1930-х, и далеко не только.
Раз и навсегда эпоха выковала таких женщин: одинокая, несгибаемая, не поступившаяся принципами, и, однако же, такая отличная от Нины Андреевой, бодрой, в теле, обтянутой кожаном комиссарши, «мешавшей нам достичь покоя и счастья» без Советской власти. В детстве — «Железная Кнопка», евангелически выписанная Роланом Быковым в «Чучеле», в зрелости — мать Искры из «Завтра была война», в ленте Чухрая она застигнута нами на пороге небытия, дающей завет будущим поколениям. Во второй половине 1980-х понять её правду было почти немыслимо. Облик дан скупыми штрихами: чуть согнутая худоба, жизнь в коммуналке, строжайшее соблюдение «ленинских норм» с их партминимумами и жёсткой позицией по любым вопросам, высказываемой «публично и гласно, не взирая на лица». Устав КПСС. Уже в 1990-м было совершенно ясно, что идейных фанатиков с их тихим, но яростным горением, единицы, а воровская, по сути, беспрерывно хапающая «жизнь человеческая», реальность, обтекает их со всех сторон маслянистыми струями пошлости, и они — не управляют ею, а противостоят ей, будто герои репинской картины «Отказ от исповеди». Общий тон десятилетия задавал скорее модный усатый брюнет в дымчатых очках и на тонированной «шестёрке», торгующий мандаринами. Старые революционеры?
Мнения их выслушиваются по праздникам, но сглатываются обществом вполне безопасно: возраст, максимализм… жизнь сложнее лозунгов. Наголодались, хватит. Жизнь — одна. И вообще окончательно освобождаясь от бремени навешанных долгов , мы никого в Афган не посылали, мы — не их дети, мы — дети случайно выживших в мясорубке, которую они затеяли! В 1970—80-е страна ещё не знала роскоши, до продуктового изобилия и сплошь отдельных квартир ещё не добрались, но как трагически быстро, уже после войны, начал окончательно закатываться в общественном сознании «свет революции», так много обещавшей каждому из нас! Всего за несколько десятилетий люди бесповоротно «поумнели», поняв, что «всего на всех не хватит», испарился энтузиазм, которого требовали от каждого идеологические отделы ЦК.
Великолепный фильм, да. Ну это уж преувеличение. Люди всегда разные, неужели вы других не знали? Главная героиня - это крайность, практически аномалия.
Хотя глубоко-глубоко в душе всё же что-то...
Запомните меня такой
Небольшую роль сыграла Нина Ургант, которую сейчас все больше знают, как бабушку своего знаменитого внука. Полный список актёров и участников съемочной группы на портале о кино Киноафиша. В главных ролях: Ангелина Степанова, Олег Борисов, Ия Саввина, Елена Проклова, Елена Финогеева. Драма. Режиссер: Павел Чухрай. В ролях: Елена Проклова, Людмила Давыдова, Олег Борисов и др. Фильм рассказывает историю нескольких поколений одной семьи, начиная с блокады Ленинграда. В роли Максима выступил талантливый актер Игорь Костолевский, чья игра была одним из ярких моментов фильма. Запомните меня такой двухсерийный телевизионный фильм 1987 года режиссёра Павла Чухрая, социальная драма по мотивам пьесы Романа Солнцева Мать и сын. «Запомните меня такой» — двухсерийный телевизионный фильм 1987 года.
Запомните меня такой - постеры к фильму
- Смотреть фильм Помни меня в хорошем качестве онлайн на сайте
- Помни меня
- Актеры и роли фильма «Запомните меня такой» (1987) - «Кино »
- Запомните меня такой фильм (1987) смотреть онлайн
- "Запомните меня такой".
- Запомните меня такой: 1964l — LiveJournal
"Запомните меня такой".
Финальная сцена фильма: Мария Ивановна делит между членами своей семьи самое дорогое, что у неё есть — те самые 125 «блокадных» граммов хлеба, которые она хранила все эти годы. Этот раздел не соответствует рекомендациям оформления статей о произведениях искусства. Вы можете помочь проекту, добавив эти данные. Пожалуйста, пишите текст сами, а не копируйте с других ресурсов. В ролях.
Её называли Мадонной 1960-х... Можно говорить о любимейшей актрисе долго, страстно и увлечённо, но я безумно люблю Ию Сергеевну Саввину, потому что каждая сыгранная ею роль - Бриллиант чистой воды!!!
С особым удовольствием подчеркну, и вспомню бесподобные фильмы, которые вызывают у меня неподдельный восторг: Показать полностью...
Старые революционеры? Мнения их выслушиваются по праздникам, но сглатываются обществом вполне безопасно: возраст, максимализм… жизнь сложнее лозунгов. Наголодались, хватит. Жизнь — одна. И вообще окончательно освобождаясь от бремени навешанных долгов , мы никого в Афган не посылали, мы — не их дети, мы — дети случайно выживших в мясорубке, которую они затеяли!
В 1970—80-е страна ещё не знала роскоши, до продуктового изобилия и сплошь отдельных квартир ещё не добрались, но как трагически быстро, уже после войны, начал окончательно закатываться в общественном сознании «свет революции», так много обещавшей каждому из нас! Всего за несколько десятилетий люди бесповоротно «поумнели», поняв, что «всего на всех не хватит», испарился энтузиазм, которого требовали от каждого идеологические отделы ЦК. Люди втихомолку отчаялись, видя, как бесплодно проходит их единственная жизнь, крепко уверовав в то, что, несмотря ни на какие фантомы «бесклассовых обществ», вечно пребудут два — элита и «массы». И ни один отважный пропагандист не объяснил, что терпеть и ждать уготовано дольше, чем предполагали в ревущих двадцатых и Смольный, и Кремль, — не одно, но как минимум, три-четыре-пять поколений, в судьбы которых укладывалась и революция, и война, и может быть, не одна. И терпение — лопалось, и, прежде всего, у той же самой элиты. Стоило ли обещать?
А если не обещать, как заставить почти триста миллионов вчерашних рабов беспрерывно созидать? Марья Ивановна — Советская власть. Глубинным сознанием она пытается если не воспрепятствовать развалу, то понять его истоки, обнаружить «корень зла». И, чтобы было понятнее, кто она такая, встречая их у себя в «коммуналке» из «голубых городов» Сибири, Степанова надевает красное платье, пылающее, как брызжущая из разорванной артерии кровь. С чёрного и красного платья, раздельных для будней и праздников, начинает складываться аскетический символизм картины. Кстати, о литературной основе: Роман Солнцев, основатель одного из самых значительных сибирских краевых журналов «День и Ночь», в пьесе вовсе не повторяет, но переиначивает мотив сибирских титанов-«деревенщиков», Валентина Распутина и, к слову, второго основателя журнала Виктора Астафьева.
Зовёт — горожан.
Здесь все люди со шрамами. Шрамами от страхов. Запечетлённые психические травмы советского времени. Годами запущенные неврозы, виртуозно изображённые невероятными советскими актёрами, знакомыми с ними не понаслышке. Нелюбовь образца 80-х. Сдвиги эпох равнодушны к переживаниям ничтожных людишек. Красота запущенной бедности и разлагающего действия времени.
Лирика обшарпанного петербургского величия и проходных дворов. Попытки приспособиться к давящей реальности и к друг другу. Невозможность прорваться за границы этой реальности. Но дух времени вместе со всеми штампами и размышлениями той поры зафиксирован не менее отчётливо, чем в более знаменитых перестроечных кинолентах. Рембрандтовские светотени в интерьерах придают мелким склокам библейский масштаб. Так что всё завершается причастием пайковым хлебом, размоченным в вине. В вине и ошибках всех поколений, живших в СССР. Слишком много чувств и мыслей вызвала у меня история одной семьи, рассказанная в этом фильме!
В последние десятилетия я не могу припомнить подобного. Такое состояние, хоть и лишает душевного покоя, однако, считаю, является главной целью любого настоящего искусства. Одновременно это состояние вызывает такой рой разнообразных переплетающихся мыслей, которые трудно разложить по полочкам и невозможно в их полноте донести до других. В этом плане не отношу здесь мной написанное к рецензии. Что же всё-таки главное?.. Каждый найдёт, наверное, что-то своё, именно его потревожившее. Для меня это, пожалуй, неразрывная связь судьбы каждой отдельной личности с судьбой его страны. Эту связь мы либо не видим, либо, увидев, предпочитаем перевести стрелки на обстоятельства, время и других; либо, с выгодой для себя, вдруг готовы снизвести свою личность на самый ничтожный уровень.
А что в итоге? Не уготовлено ли нам жёсткое и жгучее прозрение в последние дни, часы жизни? В этом плане у меня почему-то в последнее время не выходят из головы недавно услышанные и, скорее всего, одни из последних обращённых к людям слова Юрия Бондарева: помните, что, в сущности, жизнь каждого человека лишь мизерное мгновение. Всякая истина обладает двумя неотъемлимыми признаками — она проста по форме и чрезвычайно глубока по содержанию. Всю её мудрую «простоту» многим не дано осознать даже за всю их жизнь. На что же истратить это «мгновение»? Вариантов не так много как может казаться. Не сочтите меня религиозным фанатиком упаси, Боже!
Достоевского: душа человеческая есть поле битвы между Богом и Дьяволом. Нам самостоятельно представляется возможность сделать выбор между Правдой и Ложью, Верой и безверием кажущейся безнаказанной вседозволенностью. В этом плане совершенно к месту в фильме звучит вопрос убеждённой атеистки: как же можно жить без веры? И финальная пронзительная сцена, невольно напоминающая Причащение, когда все по очереди разделяют сохранённый сухарь блокадной пайки, макая его в красное вино, вся эта сцена возникает совершенно органично, естественно, без ложной патетики. О подборе актёров и их проживании ролей не говорю. Они не могут не вызвать уважения и восхищения. Говоря о пьесе невозможно не вспомнить её создателя — Романа Харисовича Солнцева Ринат Харисович Суфиев 1939 — 2007 — русского писателя, поэта, драматурга. Произведения затрагивающие потаённые струнки души читателей и зрителей не появляются «просто так», они рождаются либо от радости, либо от боли.
Когда-то Роман Солнцев был жизнерадостным оптимистом и настоящим романтиком — ярким поэтом-шестидесятником, безоглядно влюблённым в искусство, в музыку, в красоту природы.