О премьере В 2021 году в Российской национальной библиотеке была найдена полная рукописная копия хорового произведения Мусоргского «Марш Шамиля». членов "Могучей.
Слайды презентации
- Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
- Людмила Викторовна Гринёва
- Урок музыкальной литературы "Творческий путь М.П.Мусоргского"
- Слайды и текст этой презентации
- Информация о презентации
Презентация "Модест Петрович Мусоргский"
биография, новости, личная жизнь. В 1858 году, после нервного или духовного кризиса, Модест Петрович Мусоргский уволился из армии. Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. 3 марта 2023 в Государственном институте искусствознания состоялась презентация нового автографа Модеста Мусоргского.
Мусоргский Модест Петрович. Биография
Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка по Гоголю. Летом 1874 г. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская 1872, на собств. Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.
Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки 1868-1869 годы отданы композитором работе над « Борисом Годуновым », и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна.
Одна из причин отказа — отсутствие крупной женской роли.
С момента окончания оперы в новой редакции началась и новая фаза борьбы за ее сценическую постановку. Партитура вновь была представлена в театральный комитет и... Помогла актриса Платонова, использовавшая свое положение примадонны в Мариинском театре.
К концу 1869 года опера была завершена. И вот наступил долгожданный день. Он превратился в подлинное торжество, триумф композитора. Весть о новой опере молниеносно разнеслась по городу, и все последующие спектакли проходили в полных залах.
Казалось бы, Мусоргский мог быть вполне счастлив. Однако неожиданно тяжелый удар обрушился на Мусоргского с той стороны, с которой он его менее всего ожидал. Когда в феврале 1874 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась разгромная рецензия со знакомой подписью «» так всегда подписывался Кюи , это было точно нож в спину. Все проходит, и постепенно улеглось возбуждение, связанное с премьерой «Бориса», рецензией Кюи и шумом, поднятым вокруг оперы прессой.
Вновь наступили будни. Опять изо дня в день хождение в Лесной департамент он работал теперь по следственной части , изготовление «дел» по несколько тысяч листов каждое. А для себя — новые творческие планы, новые работы. Жизнь, казалось, вошла в прежнюю колею.
Увы, вместо этого начался последний и самый мрачный период ere жизни. Немало было причин для того — внутренних и внешних. И, прежде всего — распад «Могучей кучки», который Мусоргский воспринимал как измену старым идеалам. Нетрудно представить себе возбуждение Мусоргского, все усиливавшееся по мере приближения премьеры.
К тому же спектакли «Бориса Годунова» шли все реже, хотя интерес публики к ним не падал. И, наконец, смерть близких друзей. В начале 1870-х годов умер один из них — художник Гартман. Умерла женщина, горячо любимая Мусоргским, имя которой он всегда скрывал.
Лишь его многочисленные произведения, посвященные ей, да «Надгробное письмо», обращенное к ней же, найденное после смерти композитора, дают представление о глубине его чувства и помогают понять всю безмерность страдания, вызванного кончиной дорогого человека. Появлялись и новые друзья. Он повстречался с молодым поэтом графом Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым и очень привязался к нему. И какой удивительной, восторженной и беспокойной была эта дружба!
Словно ею Мусоргский хотел вознаградить себя за понесенные утраты и разочарования. Лучшие из вокальных произведений Мусоргского 1870-х годов были написаны на слова Голенищева-Кутузова. Но и отношения с Кутузовым принесли горькие разочарования. Через год-полтора после начала дружбы Арсений заявил, что собирается жениться.
Для Мусоргского это явилось ударом.
Летом 1874 г. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге.
А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская 1872, на собств. Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора. Незадолго до кончины, летом 1879 г. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... Здоровье Мусоргского резко ухудшилось.
В феврале 1881 г. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку.
М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
Презентация к уроку, посвященному фортепианному циклу Модеста Петровича Мусорского. Просмотреть и скачать готовую презентацию по теме Мусоргский Модест Петрович. Презентация знакомит с сюитой из 10 пьес Мусоргского «Картинки с выставки».
Мусоргский биография и творчество презентация
Мусоргский М.П | Модест Петрович Мусоргский презентация. презентация на тему, доклад, Без категории. |
Презентация "Мусоргский М.П" - скачать презентации по МХК | Презентация к уроку по музыке "Модест Петрович Мусоргский. |
Презентация по музыке М.П. Мусоргский доклад, проект | ком к созданию музыкальной "прогулки" по вообра-жаемой выставочной галерее. |
Презентация - Модест Петрович Мусоргский. Картинки с выставки (15 слайдов) | Если вам понравилось бесплатно смотреть видео презентация модест петрович мусоргский онлайн которое загрузил Видеопрезентации 26 февраля 2017 длительностью 00 ч 01 мин 14. |
Презентация "Модест Мусоргский (1839-1881)" по мхк – проект, доклад | В 1874 году Мусоргский создаёт сюиту из 10 пьес «Картинки с выставки» по мотивам картин художника Виктора Гартмана (1834-1873). |
Публикация: Презентация «Мини — галерея музыкальных произведений М.П. Мусоргского»
Мусоргского 4 из 10. В 1856 году Модест Петрович окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого.
Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь , в которой главное место заняли Балакирев и кружок « Могучая кучка ». Некрасова, на собственны е тексты Учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков вышел в отставку. В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.
Герке учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков издается первое сочинение Мусоргского полька «Подпрапорщик» для фортепьяно. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления, лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. Леоновой 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе курсах пения знакомство с Д. Даргомыжским, М. Балакиревым, В.
Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни на слова собственные, Н. Некрасова, А. Островского и др. Пушкину и Н.
Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, созданы вокальные циклы на слова А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» 1874 , «Песни и пляски смерти» 187577 , а также «Детская» слова Мусоргского, 1872 , романсы на слова А. Толстого 1877 , фортепьянный цикл «Картинки с выставки» 1874 в деревне Наумове ныне Куньинского района Псковской области открыт Музей-усадьба Мусоргского. Босой, одет в лохмотья, на теле вериги. Особенности мировоззрения Не знает мира без Бога, поэтому это бунтарь против доктрин, но не против Бога, высмеивает пороки отдельных людей и общества в целом Осуждает людей за отступление от христианских заповедей и сам старается жить по нормам христианства, считает, что надо умерщвлять плоть во имя духовного совершенствования Роль в общественной жизни Раскрывают правду о мире и власти, помогают преодолеть страх и неуверенность в завтрашнем дне, пытаются стереть иерархические рамки и вернуться к человеческим отношениям ; за порогом официальной культуры пытаются строить мир антикультуры. Отношения с официальной властью Всякая общечеловеческая правда допускалась лишь в rex случаях, когда она представала в безобидной форме, возбуждая смех и не претендуя на какую- нибудь более серьезную роль в жизни Их признавали лишь до известных пределов, демонстративная близость монархов и юродивых восходит к древнейшему культурному архетипу, отождествляющему царя и изгоя-раба, прокажённого Модест Петрович Мусоргский 1839 г г 1839 г г История жизни Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича.
Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище Школу гвардейских подпрапорщиков. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка». Творческая деятельность Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно.
Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба 1 акт 1868 г. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах.
В 2022 году журнал «Музыкальная академия» посвятил «Торжественному маршу Шамиля» специальный выпуск: в него вошли научная статья Евгения Левашева ставшая последней работой крупнейшего исследователя русской музыки , Надежды Тетериной и Василисы Александровой; партитура хора, опубликованная в нотном приложении; а также компакт-диск и цифровой альбом, выпущенные в партнерстве с Союзом композиторов России и Фирмой «Мелодия». Первыми исполнителями полной версии хора стали Московский государственный академический камерный хор, дирижёр Тимофей Гольберг и пианист Ярослав Тимофеев. В их интерпретации «Марш Шамиля» и прозвучал в концерте 22 марта.
Мусоргский посетил посмертную выставку В.
В феврале—марте 1874 г. По возвращении в Россию за работу по оформлению Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге в 1870 году В. Гартман получил звание академика.
Презентация "Мусоргский М.П. Песни и романсы"
Интересные факты Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору Морису Равелю. членов "Могучей. Предмет: Музыка 6 класс Слайдов: 7 Формат Размер: 2.61 Мб Тема: "Картинки с выставки". Модест Петрович Мусоргский (1839-1881).
Неизвестный Мусоргский: презентация специального выпуска «Музыкальной академии»
Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым.
Слайд 5 В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» - тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее. Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова и др. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного хотя и небольшого источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. Леоновой поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе и часто исполнял собственные новаторские сочинения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившем композитора хотя и ненадолго , что путь его «к новым берегам» избран верно. Слайд 7 Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В музыкальном творчестве Мусоргского нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский - ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского - музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Слайд 8 Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма» «Хованщина» - на тему исторических событий в России конца XVII века раскола и стрелецкого бунта. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия , а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа характерного для стандартной оперной драматургии того времени , раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Слайд 9 Выдающееся произведение Мусоргского - цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её «Богатырские ворота» , теперь преображаясь в гимн России и её православной вере. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
Скачать ее предлагается учителям 1, 2, 3 класса для знакомства с данным жанром творчества.... Ее можно скачать для проведения урока музыки во 2 классе. Много ли... Материал может быть изучен во 2 классе. Однако тема рассматривается...
Большую творческую удачу композитору принес — фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки В. В период создания Картинок с выставки» умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую Модест , по-видимому, был тайно и сильно влюблен. Вывод: Мусоргский — гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский- Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие — Прокофьев и Шостакович.
Презентация мусоргский картинки с выставки кратко историю создания и содержание
Первыми исполнителями полной версии «Марша Шамиля» станут Московский государственный академический камерный хор, дирижёр Тимофей Гольберг и пианист Ярослав Тимофеев. Запись сделана на студии Культурного центра «Минин-хор». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Мусоргский хорошо понимал значение этих поездок. Слайд 8 Мусоргский написал еще несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Царь Эдип". Последняя работа, однако, не была окончена, и только один хор народа у храма Эвменид из музыки к "Эдипу", дополненный в концерте К.
Лядова в 1861 году, был издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Слайд 9 В 1872 году им были сочинены песни - "Кот Матрос", "Поехал на палочке" и некоторые другие, вошедшие позже в сборник "Детская" 1868-1872 - очаровательные сценки из детской жизни. Последние полтора года жизни Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. С февраля 1880 года, оставив государственную службу, он был вынужден добывать средства к жизни ремеслом аккомпаниатора в вокальных классах, организованных певицей Д.
Слайд 10 В начале февраля 1881 года М. Мусоргский серьезно заболел. Помраченное сознание, эффект тревоги, страха, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость - налицо были все признаки белой горячки. В начале марта Мусоргского, как бывшего военного, поместили в Петербургский Николаевский военный госпиталь на Слоновой улице, 63 ныне - Суворовский проспект. Проведя две недели на больничной койке в отделении для душевнобольных, 16 28 марта 1881 года Мусоргский скончался.
Слайд 11 Мусоргский умер от приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. В 1935—1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого Некрополя мастеров искусства арх.
Гном На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцыдля колки орехов "щелкунчик" в виде карлика на кривых ножках.
Изначальнонеподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодииужимки крадущегося гнома, слушатель "наблюдает", как он перебегает с мес-та на место и замирает. Рисунок изображал старин-ный замок, на фоне которогобыл нарисован трубадур. У Мусоргского звучит краси-вая протяжная меланхолич-ная мелодия. Эта короткаяпьеса совершенно отличает-ся по характеру от предыду-щей.
Звучит солнечная мелодия,ритм которой напоминает дет-ские считалки и дразнилки. Сочетание несерьёзной темысо строгим следованием клас-сической форме создаёт до-полнительный комическийэффект. РынокБольшая новость Рисунок Гартмана, если онбыл, не сохранился.
Изначальнонеподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодииужимки крадущегося гнома, слушатель "наблюдает", как он перебегает с мес-та на место и замирает. Рисунок изображал старин-ный замок, на фоне которогобыл нарисован трубадур. У Мусоргского звучит краси-вая протяжная меланхолич-ная мелодия. Эта короткаяпьеса совершенно отличает-ся по характеру от предыду-щей. Звучит солнечная мелодия,ритм которой напоминает дет-ские считалки и дразнилки.
Сочетание несерьёзной темысо строгим следованием клас-сической форме создаёт до-полнительный комическийэффект. РынокБольшая новость Рисунок Гартмана, если онбыл, не сохранился. Извест-но, что Гартман жил в Лимо-же и изучал архитектуру мест-ного собора, но в каталогевыставки картина с похожимсюжетом не значится.
биография, новости, личная жизнь. Творческие метания Мусоргского и житейские перипетии Модест Мусоргский родился 9 марта (21 марта) 1839 года. Презентация к уроку по музыке "Модест Петрович Мусоргский. 3 марта 2023 в Государственном институте искусствознания состоялась презентация нового автографа Модеста Мусоргского. Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022 начался с презентации оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» на территории Астраханского кремля. Мусоргский написал еще несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Большой сборник презентаций в помощь школьнику.
- Похожие презентации
- Комментарии
- Жизнь и творчество М.П. Мусоргского
М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище — Школу гвардейских подпрапорщиков. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны.
Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».
Возвышение Москвы. Объединительный процесс русских земель в IV - начале XV веков. Ознакомление с составом и внутренней организацией русского войска. Путь в Москву. Учеба в "Спасских школах", Славяно-греко-латинской Академии. Изучение истории, физики, механики в Германии. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого.
Валентина и Рауль, Марфа и Андрей Хованский. Обе пары проходят тернистый пусть. В-четвертых — страшный финал, которым заканчиваются обе оперы: самосожжение раскольников у Мусоргского, Варфоломеевская ночь у Мейербера.
Вероятно, после премьеры «Гугенотов» в Мариинском театре мы по-новому взглянем на народную музыкальную драму Мусоргского, но уже сейчас можно наметить несколько параллелей. Во-первых — исторический фон и исторические личности. И также в каждой опере есть реальное историческое событие, которое позволяет точно датировать события: с 1682 по 1689 годы — в период стрелецких бунтов у Мусоргского , август 1572 год — Варфоломеевская ночь у Мейербера. Во-вторых — религиозный конфликт.