Тогда же митрополит Филипп в последний раз всенародно, во время службы в Успенском соборе, потребовал отмены опричнины: „С тех пор как солнце светит в небесах, не было слышно, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу“. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины. 3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +. Филипп поставил ультиматум: он станет митрополитом только в случае отмены опричнины.
Тест с ответами по истории «Опричнина» 7 класс
Смерть бо неправедную, горькую, во Отроче монастыре от рук злаго слуги царского восприял еси. Присно со Христом пребывая, молитву за убийц твоих творил еси, святителю, егда праведная душа твоя от тела нуждею разлучашеся. Мы же, прославляюще твою страдальческую кончину, со слезами умиления вопием премудрому Господу: Аллилуиа. Икос 11 Свет благодатных исцелений обильно возсия от честных мощей твоих, святителю Филиппе, первее в Соловецкой обители, а послежде во граде Москве, в нюже многоцелебныя мощи твоя великим Никоном пренесошася. К сим мощем припадающе, в похвалу тебе, наш великий святителю, тако глаголем: Радуйся, возвращением твоим в Соловецкую обитель братию обители зело возвеселивый. Радуйся, игуменство твое в ней духовне возобновивый. Радуйся, яко Соловецкая обитель части мощей твоих благодарне поклоняется. Радуйся, яко сию часть мощей твоих обитель твоя, яко драгоценную жемчужину, почитает. Радуйся, яко прославлением честнаго твоего тела и град Москву и все отечество наше возвеличил еси. Радуйся, яко чудесами от нетленных мощей твоих благочестие в стране нашей умножил еси. Радуйся, святителем Христовым Петру, Алексию и Ионе единоправный.
Радуйся, подвигом твоим святителя Ермогена на великое пастырское дерзновение воодушевивый. Радуйся, светозарное солнце земли Российския. Радуйся, разумного света заре. Радуйся, светило церковное и архиерейская красото. Радуйся, небесных законов на земли живая проповедь и христоподражательного жития образе. Кондак 12 Благодать святаго дерзновения безбоязненно делом и словом вещати Христово учение подаждь нам, немощным, великий угодниче Божий и святителю Филиппе, наипаче подаждь сию благодать пастырем Церкви Христовыя, да возмогут они немолчно свою духовную паству учити и вразумляти, лицеприятия избегати, да таковое дерзновение стяжавше, вси мы на благом пути ко спасению обрящемся и сподобимся в вечном Небесном Царствии выну воспевати Господу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твое дивное житие, твоя иноческия подвиги на отоце Соловецком воспевающе, твою святительскую ревность и дерзновение восхваляюще, поклоняющеся твоему до крове правдолюбию и исповедничеству, святителю отче наш Филиппе, молим тя в борениях и искушениях многоразличных не оставляти нас, но наипаче твоими молитвами укрепити, да возможем и мы твоими подражательми быти и тебе, нашего отца и наставника, восхваляти сице: Радуйся, звездо Российская. Радуйся, чистый сосуде Святаго Духа. Радуйся, вселенским мучеником и исповедником подобниче. Радуйся, Церкви Российския похвало и всего священства украшение.
Радуйся, иноческия кротости образе. Радуйся, монашеского постнического жительства истинное правило. Радуйся, безплотных сожителю. Радуйся, Христова смирения ревнителю. Радуйся, чудес велиих совершителю. Радуйся, о скорбех земнаго отечества твоего милостивый пред Богом печальниче. Радуйся, яко тобою Соловецкая обитель славится. Радуйся, яко тобою град Москва и вся Россия украшается. Кондак 13 О, великий святителю Христов Филиппе! Приими от нас, грешных, сие похвальное пение и священными твоими молитвами тя поющия в мире сохрани, от напастей и бед избави, во святей православной вере укрепи, угодное Богу житие проводити помози, уныние наше в радость претвори, дух крепкого стояния за церковныя законы и церковныя предания обнови в нас, да тако сподобимся во веки в райских обителех воспевати нашему Пастыреначальнику и Господу: Аллилуиа.
Аллилуиа трижды и таже икос I и кондак I. Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши. И мы, грешнии, заступничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно. Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святии славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Почитание святого в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре Святитель Филипп Колычев родился 11 февраля ст. Имя его в Святом Крещении было Феодор.
В училище, куда отрок был отдан для «книжного учения», он особенно полюбил духовное чтение и «в ранних летах выказывал особенное благочестие». В правление Великой Княгини Елены Феодор поступил на службу к великокняжескому двору. Положение его было блестящим. Малолетний Иоанн IV принял его в круг своих приближенных. Но не было сердце Феодора привязано к мирским почестям и славе. В 1537 году, 5-го июля ст. Слова эти, и прежде неоднократно слышанные Феодором, благодатно подействовали на него, и он решился навсегда уйти от мира и всех соблазнов его. Ему известно было о дальней Соловецкой обители и о подвигах ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Втайне от всех, переодевшись в простую одежду, он скрылся из Москвы и направил свой путь на Север. У Онежского озера, в деревне Хижи хижины , он прожил некоторое время у благочестивого селянина Субботы.
Феодор делил с ним труды и заботы по хозяйству, отчего внешность его изменилась, и «нелегко было узнать прежнего царедворца в сельском пастухе». Приближалась осень, и Феодор покинул гостеприимного хозяина, желая достичь Соловецкого острова до наступления зимы. Игумен Алексий и братия с любовью приняли нового послушника. Более полутора лет проходил он нелегкие послушания. Феодор был пострижен и наречен Филиппом. Новоначальный инок был отдан на послушание иеромонаху Ионе, опытному подвижнику, который в юности своей был собеседником преподобного Александра Свирского, тогда уже прославленного в лике святых. Будущий Святитель у стен Соловецкой обителиИнок Филипп выполнял различные тяжелые послушания: смотрел за монастырской кузницей, трудился в хлебне, где он охотно носил воду и дрова. В Спасо-Преображенском сборном храме обители был образ Богоматери «Хлебный», явившийся Филиппу, когда он проходил послушание в хлебне. Будущему игумену дали послушание при храме, в качестве екклесиарха, и здесь усердное исполнение своих обязанностей снискало ему всеобщее уважение и любовь. Но даже тень славы человеческой смущала инока Филиппа, и он удалился из монастыря в пустынь, ныне называемою Филипповской.
Много лет прошло в уединении и сокрытых от посторонних глаз подвигах. Когда он возвратился в обитель, игумен Алексий приблизил его к себе, сделав помощником по разным частям управления. В 1548 году игумен пожелал передать управление монастырем Филиппу. Неоднократно Филипп отказывался от звания настоятеля, но игумен Алексий, в душе своей похваляя смирение избранного им преемника, созвал братию, и, сказав о своей старости и немощах, спросил: «кого по нем изволят они в настоятели? Тогда, не смея прекословить общему решению, инок Филипп отправился с несколькими братиями в Новгород к архиепископу Феодосию, который рукоположил его во пресвитера и вручил ему игуменский жезл. Престарелый игумен Алексий со всею братией торжественно встретил Филиппа на пристани с крестным ходом, ввел в храм и поставил на свое место. Силы игумена Алексия стали восстанавливаться, и игумен Филипп упросил его продолжать правление, обещая полное послушание. Алексий вторично принял жезл правления и еще полтора года был настоятелем. Филипп удалился в свою любимую пустынь, и еще более строгой, чем прежде, была жизнь его. Игуменство святителя Филиппа продолжалось 18 лет, считая со дня поставления и до призвания на Всероссийскую митрополию.
Соловецкий патерик так повествует о деятельности святого игумена: «На всем легла печать мудрой прозорливости его, не только для тогдашняго, но и для будущего благоустройства обители». Время его настоятельства «…напечатлелось в Соловецкой обители неизгладимыми чертами: там, по истине, если бы умолкли люди, возопили бы самые камни». Монастырское хозяйство в то время, когда инок Филипп стал игуменом, требовало немалых трудов. Еще оставались последствия сильного пожара, произошедшего в 1538 году. Игумен Филипп увеличил число соляных варниц на морском берегу шестью новыми. Царь Иоанн Васильевич разрешил в 1548 году продавать безпошлинно 10 000 пудов соли вместо 6 тысяч и на вырученную сумму также безпошлинно делать закупки. В монастыре готовились к большому строительству: был поставлен кирпичный завод, проводились дороги, было проведено лесоустройство с тем, чтобы беспорядочные рубки не истощали лес. Множество озер острова, общим числом 52, были соединены каналами и сведены к монастырю, у восточной стены которого игумен Филипп благословил копать большое озеро, ныне называемое Святым. За счет системы каналов монастырь был не только обеспечен запасом питьевой воды, но и стены его получили дополнительную защиту с восточной стороны. В то время еще не было тех стен и башен, которые привычны для нашего взора, и поэтому для обороны монастыря озеро имело важное значение.
В самом монастыре игумен благословил построить двух- и трехэтажные корпуса для братских келлий. В гавани Большого Заяцкого острова он построил каменную пристань с палатою о поварнею При столь нелегких трудах игумен Филипп не усомнился приступить к строительству соборного храма в честь Успения Божией Матери. В храме также предполагалось возвести придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и присоединить к храму просторную трапезную палату. Надеясь на помощь Государя, игумен Филипп обратился за помощью в Москву. Иоанн IV был особенно щедр к Соловецкой обители в то время и пожаловал монастырю в 1550 году Колежемскую волость, а в следующем году деревню Сороцкую Сорока, ныне Беломорск , где при Троицкой церкви был погребен первоначально преподобный Савватий. Успенский собор был возведен искусными новгородскими зодчими. В 1557 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, игумен Филипп освятил новый храм. Святитель Филипп. Из Соловецкого патерика. Часть иноков высказывала опасение, что нет достаточных средств.
Уповая на помощь Божию, игумен Филипп приступил к строительству. Спасо-Преображенский собор был заложен в 1558 году. Царь пожертвовал 1000 рублей на новый храм, а в 1559 году разрешил безпошлинный провоз соли и безпошлинную закупку разных припасов. Строительство не было завершено при игумене Филиппе, но он успел приготовить утварь, сосуды, образа, ризы, кадила, серебряные подсвечники, цветные стекла для окон, и под папертью, с северной стороны, ископал себе могилу. Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси. Не только в самой обители проявились благие плоды его трудов. В монастырских волостях он входил во все нужды крестьян, вплоть до того, что из монастыря отпускали дрова для варки соли в деревнях. Игумен сам указывал, какие работы когда проводить, и какими семенами засевать поля. Наиболее вредные пороки - пьянство и игра в зернь - были им запрещены, под угрозою изгнания из монастырских волостей. Более всего игумен Филипп уделял внимание духовной жизни братии.
Четверо подвижников, подвизавшихся в обители во времена игуменства святителя Филиппа, прославлены Церковью - преподобные Вассиан и Иона Пертоминские и миряне Иоанн и Лонгин Яренгские. Внимание Иоанна Грозного к обители было связано и с тем, что он благоволил лично игумену Филиппу. Царь неоднократно призывал его в Москву.
В 1568 г. Филипп, понимая, что весь суд является спектаклем с целью его низложить, сам прилюдно отказался от митрополичьего сана. Грозный хотел казнить строптивого монаха; однако народная любовь и просьбы духовенства удержали его от этого решения.
Тогда опальный митрополит был сослан в Тверской Отроч монастырь, а некоторые его родственники были казнены. Зимой 1569 г. По пути Иван Васильевич отправил своего поверенного, главу опричников Малюту Скуратова, в Тверь - якобы за благословением Филиппа. Когда Малюта пришел в келью с просьбой благословить поход на Новгород, Филипп ответил решительным отказом.
Макарий был старше Ивана IV на 48 лет. Он был хорошо осведомлен о всех особенностях характера молодого царя, выросшего без отца и матери. В отношениях с царем он вел себя как осторожный и искусный политик, умело использовал благоприятные обстоятельства и возможности воздействовать на своенравного правителя. Святитель славился как талантливый оратор и обладал даром убеждения. Макарий входил в Избранную Раду, давал советы царю, которые никогда не превращались в категорические требования и обличения.
Федор Степанович Колычев 1507—1569 был знатным московским боярином. В тридцать лет постригся в монахи Соловецкого монастыря. В качестве игумена превратил Соловки в процветающую обитель, приобрел огромный авторитет суровым и праведным нравом. Царь Иван в начальный период опричнины уговорил Колычева стать митрополитом Московским. Соловецкий игумен согласился при условии, что опричные казни будут прекращены, стал митрополитом Филиппом. Царь продолжал убийства и казни. Во время церковной службы Филипп открыто осудил действия Грозного. Он был заточен в Тверской Отроч монастырь, откуда продолжал направлять царю увещевательные письма. Царь же презрительно называл Филиппа Филькой, а его послания — «филькиными грамотами».
Родные Филиппа подверглись гонениям. Филиппу была принесена отрубленная голова его родного племянника. Затем главарь опричников Малюта Скуратов-Вельский по приказу царя задушил опального главу Русской православной церкви.
Возможно, Андрей в той или иной мере был причастен к ведению летописания при митрополичьей кафедре в 1550-х гг. Он мог быть информатором летописца, а возможно, и сам принимал участие в ведении некоторых погодных записей.
С именем Андрея Афанасия связывают создание нескольких крупных литературных памятников, которые отличала присущая макарьевской эпохе стилистика. Первым его крупным сочинением стало Житие преподобного Даниила Переяславского, составленное по поручению митрополита Макария и Ивана IV около 1556—1562 гг. Главный памятник, связываемый с именем Афанасия, — «Степенная книга» , созданная, вероятно, непосредственно для Ивана IV в конце 1550-х — начале 1560-х гг. Также Афанасию приписывают авторство Сказания о последних днях митрополита Макария, повествующего о его болезни и кончине. Сочинение создавалось вскоре после 31 декабря 1563 г.
Участие Афанасия в подготовке Лицевого свода сомнительно. Судя по послесловию к Псалтири 1568 г. Митрополит Афанасий как иконописец Известно об участии Афанасия в иконописных работах. В 1555 г. С именем Афанасия связывают и организацию работ по росписи Архангельского собора Московского Кремля.
Митрополит Макарий и настоятель Благовещенского собора Андрей «поновляют» перенесённый с Вятки в Москву образ святого Николая Великорецкого. Изображение из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Книга 22. В пользу данной гипотезы свидетельствуют представленные в росписи изображения русских князей с нимбами, что хорошо согласуется с выдержанными в агиографических тонах рассказами о русских государях в «Степенной книге». В литературе также отмечалось созвучие идей «Степенной книги» и иконы середины 16 в.
Оставление кафедры и последние годы жизни Обстоятельства ухода Афанасия с митрополичьей кафедры 19 мая 1566 г.
Связанных вопросов не найдено
- Житие митрополита Филиппа (Колычева)
- Задание МЭШ
- Филькина грамота, или Как Иван Грозный расправился с митрополитом Филиппом?
- Судьба Малюты Скуратова | Иосифо-Волоцкий Монастырь
- Афанасий (митрополит Московский и всея Руси). Большая российская энциклопедия
- Филипп Колычев биография кратко для детей – что сделал и судьба митрополита
Тест по истории Опричнина 7 класс
Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Некоторые исследователи полагают, что Афанасий ушёл под давлением Ивана IV, недовольного попытками митрополита заступаться за жертв опричнины. В миру митрополит Филипп носил имя Федор. Подчеркни всё имена прилагательные, определи их. Этого московского митрополита звали Филипп Колычев, он действительно осуждал Ивана Грозного за ведение опричнины и даже убеждал царя распустить опричнину. 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.
Митрополит Филарет - обличитель Ивана Грозного
Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко.
Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н. Карамзин, С. Соловьев и Н. Тем не менее подробное изучение косвенных фактов говорит о том, что Иван Грозный не имел никакого отношения к смерти святителя Филиппа.
Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах. Учитывая тот факт, что версия убийства митрополита Филиппа по приказу Ивана Грозного появилась значительно позже описываемых событий, нужно обратить особое внимание на все обстоятельства данного дела. Царь даже после наложения опалы продолжал считать святителя Филиппа законным митрополитом. Более того, публично низложившие священнослужителя опричники Алексей и Федор Басмановы с Афанасием Вяземским накануне новгородского похода сами оказались под арестом.
Земские и опричные войска вышли навстречу, но действовали разрозненно. Узнав о прорыве крымцев через Оку, Иван Грозный оставил войско и бежал в Ростов. Кроме того, в русском войске нашелся предатель. В результате защитить Москву не удалось. Город был сожжен, много людей погибло, тысячи были уведены в плен. Расследование неудачных действий воевод вел Малюта.
Тогда были казнены князь М. Черкасский брат покойной царицы Марии Темрюковны , который командовал опричным войском, и более 100 опричников. Высокое служебное положение Скуратова-Бельского в опричнине подкреплялось тем, что ему удалось устроить выгодные для него браки дочерей. Анна была выдана замуж за князя Ивана Михайловича Глинского, входившего в число высших родов русской знати. Екатерина стала женой князя Дмитрия Ивановича Шуйского, рюриковича, брата будущего царя Василия Шуйского. Муж Марьи — Борис Федорович Годунов был не так высокороден, но именно ему впоследствии предстояло занять царский трон. Супругом Елены стал князь татарского происхождения Иван Келмамаевич оба они умерли рано. Следует заметить, что дочерей Малюты преследовала дурная слава их отца. Так, людская молва обвинила Марью в отравлении царя Федора Иоанновича, а Екатерину - в отравлении любимого народом воеводы — князя М. Первенствующая роль Скуратова-Бельского при дворе стала очевидной для всех на последовавшей 28 октября 1571 года свадьбе Ивана Грозного.
Очередной его женой стала дочь коломенского сына боярского Марфа Собакина. Царь выбрал ее по совету Малюты. Свахами Марфы были дочь и супруга Малюты — обе Марьи, а «дружками» царской невесты стали не знатные князья и бояре, как это было при первой женитьбе Ивана Грозного, а сам Малюта вместе с зятем Б. Так Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский вошел в круг царской семьи. Правда, Марфа умерла вскоре после свадьбы, но придворная карьера Малюты, несомненно, упрочилась. Весной 1572 года в смешанном земско-опричном походе Малюта идет к Новгороду вместе с царем как второй дворовый воевода, а это означает, что ниже его были поставлены представители древних боярских родов. Но они не выказывали возмущения, боясь царева гнева. И все же боярское достоинство своему любимцу, несмотря на все его заслуги, царь дать не решился. Следует заметить, что участие Малюты в делах военных и дипломатических вовсе не говорит о его талантах в этих сферах, а скорее свидетельствует о недоверии Ивана Грозного, которое он испытывал к высокопоставленным лицам своего государства. Задача Скуратова была присматривать за ними.
Казни в Новгороде летом 1572 года стали последним «подвигом» палача Малюты. Его заслуги были отмечены данным ему поместьем на Новгородчине. Но в эти дни уже готовился указ об отмене опричнины. Тогда же летом была одержана победа над Девлет-Гиреем с помощью земского войска и земских воевод, что и решило судьбу опричнины. Указом запрещалось даже упоминать об опричнине. Нарушителям грозило наказание: их били кнутом на торгу. Вскоре опричное войско было распущено. Так называемый «двор» заменил опричный охранный корпус царя. Осенью 1572 года русские войска были собраны для похода в Ливонию. Возглавил армию сам Иван Грозный.
При этом Малюта лишился всех высоких постов. О нем говорится так: «Ездит за государем». Столь неопределенный статус больше напоминает должность личного телохранителя. Русские войска в 1558, 1564, 1570 годах безуспешно подступали к этой крепости. На этот раз выстрелами из пушек были проломлены немецкие укрепления. Во главе отрядов на приступ были посланы Василий Грязной и Малюта Скуратов. Малюта получил смертельную рану Грязной уцелел, но в том же году был послан на разведку в донецкие степи, где попал в плен к татарам. Ход событий заставляет думать, что Иван Грозный руками врагов решил уничтожить руководителей опричнины. Но с другой стороны, считается, что именно гибель любимца царя стала причиной жестокой расправы с пленными шведами и немцами, которые в отместку были сожжены. Так или иначе, смерть печально знаменитого опричного палача была весьма почетной.
Церковные документы, а именно рукописи Иосифо-Волоколамского монастыря, которые светские ученые нередко оставляют без внимания, донесли до нас некоторые обстоятельства последних месяцев жизни Скуратова. К концу 1571 года для Малюты стал уже очевиден близкий конец опричнины. Не менее очевидным являлся для него и тот факт, что все бывшие царские фавориты и временщики были безжалостно уничтожены. У него не имелось оснований ждать для себя более благополучного исхода. И тогда, в страхе за свою жизнь, Малюта обратился к Тому, кто выше и сильнее всех земных царей — к Богу. Усердной Заступницей рода христианского народ называет Богородицу. Ее ходатайству перед Небесным Царем и вверил себя Григорий Лукьянович. По его заказу лучшие иконописцы из придворной мастерской Ивана Грозного создали список Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона была с крестным ходом принесена в Волоколамский монастырь из имения Малюты под Вязьмой. Было это Великим Постом, вечером 2 марта ст.
Одновременно Скуратов-Бельский дал в монастырь 200 рублей на строительство храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери как отмечает монастырский Обиходник, «да его Малюты и жены его 500 рублев, а образов Божиих и Пречистые Богородицы и великих чудотворцев окладных златом и сребром и риз многоценных много множество». Слуга опричника, сопровождавший икону, написал «Сказание» об этом событии, сохранившееся в нескольких списках, где поведал о том, что «вельможа Григорий» со слезами молился перед иконой, прося Божию Матерь, чтобы Ее молитвами Господь простил ему его тяжкие согрешения и даровал христианскую кончину. И он получил просимое. Хотя кончина Григория Лукьяновича не была безболезненной и мирной, но достойной и праведной. Господь принял его покаяние, также принял и его вклад. Написанная по заказу Малюты икона сразу по принесении в монастырь явила себя чудом и стала особо чтимой, получив впоследствии название «Волоколамская» икона стояла в местном ряду Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря до 1954 года, когда была увезена в музей имени Андрея Рублева в Москву. Упокоился Малюта рядом с отцом возле стен древней Трапезной палаты. Сохранилось предание, будто иноки монастыря противились погребению в обители такого отъявленного злодея и душегуба, и похоронен он был тайно, под покровом ночи, так что и следы самого погребения были сокрыты. О том, что это семейство было здесь нежеланным, говорит и особое место для родового некрополя Скуратовых-Бельских, вдали от других погребений, сосредоточенных вокруг алтаря Успенского собора. Той же осенью царь с сыновьями, впервые после почти десятилетнего перерыва, побывал в Иосифовом монастыре, а затем уже приезжал ежегодно, делая вклады на помин души Малюты.
Бывала в монастыре и давала деньги на кормы и панихиды жена Скуратова-Бельского, получившая «пансион». Ей ежегодно выплачивали 400 рублей из казны. Для той эпохи это уникальный случай. Обычно вдовам погибших давали часть поместья. Да и сумма пенсии немалая — это размер крупного оклада для служивших при дворе. В мае 1576 года Марья Скуратова-Бельская, уже как инокиня, была погребена в московском Новодевичьем монастыре. Следом за ней умер их с Малютой сын Максим. О нем ничего неизвестно, кроме прозвища — Горяин, что означает горемыка. Погребен он рядом с отцом и дедом. Неизвестна судьба и еще одного сына Малюты по прозвищу Верига.
В дальнейшем вклады по умершим родственникам делала жена Б. Годунова Марья. Сам Борис Федорович, в 1598 году избранный царем, часто присылал деньги на помин души Малюты, а в 1599 году посетил монастырь. Как сообщает Никоновская летопись: «…в Великий Пост ходил царь Борис с сыном своим с царевичем Феодором на Волок на Ламской в Осифов монастырь молитися». Судьба дочерей Малюты Скуратова, стараниями отца вознесшихся так высоко, была трагической, так же как и судьба их детей. Смутное время стало расплатой за всю безвинно пролитую при Иване Грозном кровь. После внезапной смерти Бориса Годунова бояре, сначала присягнувшие его сыну Феодору, тут же свели его с престола и вскоре зверски убили вместе с матерью, а дочь Ксению отдали на поругание Самозванцу.
Федорова и митрополита. На Церковном соборе особенно ярым обвинителем митрополита был новгородский архиепископ Пимен, во всем послушный царю. Заставили ложно высказаться соловецкого игумена Паисия, которому обещали сан епископа.
Послушные иерархи клеветали на святителя, только бы угодить государю. Перед духовенством и боярами Филипп не только отверг все предъявленные обвинения, но вновь потребовал от Ивана прекратить опричнину. Митрополит отказался от сана. Грозный не принял отставку и повелел Филиппу вновь принять митрополичьи символы. Когда Успенский собор заполнили прихожане и Филипп начал богослужение, ворвались опричники во главе с Алексеем Басмановым и Малютой Скуратовым, прервали службу. После прочтения царского указа и соборного приговора о низложении Филиппа Малюта набросился на свергнутого митрополита, сорвал с него святительские одежды. Опричники вывели его из собора, ноги забили в деревянные колодки, на руки надели железные кандалы и в простых санях отвезли в монастырь, понося и избивая по дороге. Филиппа поместили в хлев и морили голодом. Через несколько дней царю донесли, что Филипп освободился от колодок, оков и вериг. Тогда, как повествует легенда, Грозный приказал впустить в темницу к узнику на ночь лютого медведя, но зверь его не тронул… Филиппа отправили в тверской Отроч монастырь.
В декабре 1569 года опричное войско двинулось на разгром Новгорода. По пути каратели остановились в Твери. Грозный послал Малюту Скуратова к Филиппу, чтобы получить благословение, но тот не пожелал освятить преступление. Иноки погребли Филиппа за алтарем.
Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери «Хлебенный», чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Савватия и Зосимы Соловецких память 27 сентября, 17 апреля. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские память 3 июля , Вассиан и Иона Пертоминские память 12 июня. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви.
Имя митрополита погибшего во время опричнины
Жизнь и смерть митрополита-4 | Новгородские ведомости | Это было тяжкое время опричнины. |
Митрополит против опричнины | Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. |
За что на самом деле расстреляли митрополита Вениамина - Российская газета | Как называлась территория, выделенная Иваном IV в управление боярам? 1) опричнина 2) земщина 3) вотчина 4) поместье 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. |
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: МАЛЮТА СКУРАТОВ
- Тест по истории Опричнина 7 класс с ответами бесплатно на Сто тестов
- Царь Иван Грозный и Митрополит Филипп. Царь и христианин
- Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: — ответ на вопрос
- Дополнение к вопросу посетителя
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: — ответ на вопрос
В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа. Ничего против опричнины митрополит в это время не говорил, больше занимался церковными делами. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Это было тяжкое время опричнины. Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует.
Филькина грамота, или Как Иван Грозный расправился с митрополитом Филиппом?
Добиться ликвидации Опричнины ему было не под силу, поэтому митрополит в конце концов решает отказаться от управления Русской Церковью. Вопрос из теста: Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: Ответ на вопрос: Филипп. Разгул опричнины не прекращался, и митрополит Филипп снова и снова обличал эти беззакония. Митрополита, погибшего во время опричнины, звали Филипп Колыванов. Филипп (Колычев) — Митрополит Филипп II Митрополит Московский и всея Руси 25 июля 1566 — 8 ноября 1568 Интронизация: 25 июля 1566 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Афанасий Преемник: Кирилл IV Имя при рождении: Фёдор Степанович.
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.
Если исходить из версии критики как источника конфликта, то эта версия оказывается абсолютно несостоятельной. Ведь, в сущности, критика - пустяковая провинность. Для сравнения: в деле о Новгородской измене главный ее зачинщик архиепископ Пимен, являвшийся организатором и вдохновителем заговора, был наказан только ссылкой. А из 300 человек, проходивших по следственному делу о Новгородской измене, после подробного расследования казнили только 120 или даже 116 , а 180-ти Царь объявил прощение и отпустил. Но проблема взаимоотношений все-таки возникла. Но, если источником этой проблемы не были ни Государь, ни митрополит, возникает закономерный вопрос: так кто же был источником этой проблемы? Если источник не был внутри, значит, он был снаружи. Если конфликт не был вызван внутриличностными причинами, то, значит, он спровоцирован извне.
Кем спровоцирован и для чего? И кто был заинтересован в убийстве Филиппа? Задаем традиционный вопрос: кому выгодно? Вот здесь мы переходим ко второму обстоятельству, связанному с взаимоотношениями между государем и митрополитом Филиппом. Существовала группа людей, кому смерть митрополита Филиппа была выгодна и необходима. Главным из них был архиепископ Новгородский Пимен, мечтавший занять место Филиппа. Большую роль сыграл царский духовник Евстафий, который, видя добрые отношения Государя и первосвятителя, боялся потерять расположение Царя.
Среди заговорщиков были также Пафнутий — епископ Суздальский и Филофей Рязанский. Тактика интриги группы заговорщиков, стремящихся к власти и влиянию, была проста: лгать Царю про митрополита, а святителю клеветать на Царя. При этом главным было не допустить, чтобы недоразумение разрешилось при личной встрече. Кроме того, надо было найти предлог для удаления святителя Филиппа. Время шло, и злые семена лжи давали первые всходы.
В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским!
Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагрённый кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? Ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Боюся Господа единого! И тут он буквально взорвался от ярости: митрополит не только отказался его, царя, благословить, но и позволил себе прилюдно его обличить! Все были уверены, что дни, а может, и часы митрополита Филиппа сочтены. Но Иван Грозный знал о всенародной любви и почитании владыки и не рискнул поднять на него руку: в стране мог бы вспыхнуть бунт.
Но уже на следующий день в Москве с новой силой возобновились аресты и казни: людей брали и убивали почти без разбора. Митрополит Филипп в знак протеста против царских зверств уехал из Кремля и уединился в одном из московских монастырей, проводя время в постоянной молитве о вразумлении тирана и спасении православных людей. Разгул опричнины не прекращался, и митрополит Филипп снова и снова обличал эти беззакония. В конце концов, Иван Грозный решил расправиться с непокорным. Но просто казнить владыку Филиппа как любого из своих подданных он опасался, поэтому решил для начала сместить его с кафедры митрополита. Это мог сделать только епископский собор — для лишения сана нужны были веские доказательства. Тогда царь отправил гонцов в Соловецкий монастырь. Какие «доказательства» собрала комиссия — неизвестно, документы не сохранились.
В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд. Митрополит Филипп не стал ждать его решения, он обратился к архиереям со словами: «Лучше мне принять безвинно мучение и смерть, нежели быть митрополитом при таких мучительствах и беззакониях! Я творю Тебе Богу — ред. Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит». Затем отречение митрополита от власти было узаконено решением собора. Бывшего митрополита посадили под арест в Богоявленский монастырь. Царь намеревался устроить ему самую страшную казнь — сжечь на костре.
В народе, который очень любил митрополита, появилась даже легенда, что бесноватый царь отдал его на растерзание дикому медведю, однако свирепый зверь, как ласковый котёнок, стал тереться о его ноги. На самом же деле по многочисленным челобитным духовенства смертельный приговор был заменён на пожизненное заключение. Царь лично проследил, чтобы его врага заковали в кандалы как убийцу и посадили под замок в маленькую келью в монастыре Николы Старого. Весь род Колычевых подвергся жестоким расправам. Но и этого Ивану Грозному было мало: лично казнив любимого племянника святителя, царь отослалего голову Филиппу в келью.
Тогда Иван решил действовать тоньше. В 1568 г. Филипп, понимая, что весь суд является спектаклем с целью его низложить, сам прилюдно отказался от митрополичьего сана. Грозный хотел казнить строптивого монаха; однако народная любовь и просьбы духовенства удержали его от этого решения.
Тогда опальный митрополит был сослан в Тверской Отроч монастырь, а некоторые его родственники были казнены. Зимой 1569 г. По пути Иван Васильевич отправил своего поверенного, главу опричников Малюту Скуратова, в Тверь - якобы за благословением Филиппа.
После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, поскольку его материалы изложены в ста главах. В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна IV идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление [1]. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Миниатюра из Царственной книги. Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины: «Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего! И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет? И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли». Однажды попросил царь Иоанн IV митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на митрополита: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание [м] почитает, и тот во веки не согрешит». В сентябре 1563 года митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Преставился митрополит Макарий 12 января 30 декабря ст. Был же тогда на погребении Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский; Афанасий, епископ Суздальский и Тарусский; Филофей, епископ Рязанский и Муромский; Варлаам, епископ Коломенский и Каширский; Матфей, епископ Сарский и Подонский; архимандриты и игумены с освященным собором» [2]. Почитание святителя Макария, митрополита Московского Почитание святителя Макария, митрополита Московского, началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего
Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского. Иван IV не послушался митрополита и ввел опричнину. Но известно, что особенно яростно «обличал» святого архиепископ Пимен, надеявшийся стать митрополитом. По словам президента России, соратник Ивана Грозного и один из руководителей опричнины Малюта Скуратов мог просто «проезжать мимо» монастыря, где умер митрополит Филипп. Филипп поставил ультиматум: он станет митрополитом только в случае отмены опричнины.
Святитель Филипп, митрополит Московский: где поклониться митрополиту-мученику?
Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах. Учитывая тот факт, что версия убийства митрополита Филиппа по приказу Ивана Грозного появилась значительно позже описываемых событий, нужно обратить особое внимание на все обстоятельства данного дела. Царь даже после наложения опалы продолжал считать святителя Филиппа законным митрополитом. Более того, публично низложившие священнослужителя опричники Алексей и Федор Басмановы с Афанасием Вяземским накануне новгородского похода сами оказались под арестом. Впоследствии, по одной версии, они были казнены, а по другой - сосланы в тюрьму в Белозерский монастырь, где вскоре скончались. Таким образом, в 1569 году Иван Грозный имел не только желание, но и возможность помириться с Филиппом, вернув его на митрополичий престол. Ни одного исторического документа о том, что Малюта Скуратов получил распоряжение расправиться с низложенным митрополитом в случае отказа благословить царя, естественно, не существует. В то же время пристав Стефан Кобылин, охранявший святителя Филиппа, официально сообщил, что тот умер в результате несчастного случая - угорел. Логично предположить, что Малюта Скуратов просто опоздал и, приехав в монастырь за благословением, нашел священнослужителя уже мертвым, за что устроил разнос настоятелю. В то же время, учитывая негативное отношение историков и мировой общественности к опричнине и Малюте Скуратову, логично предположить, что версия с удушением могла быть вымыслом и сознательным оговором. При этом важно отметить, что пристав Стефан Кобылин за то, что не уберег Филиппа, был пострижен в монахи и заточен в Спасо-Каменный монастырь.
Все монахи, кто клеветал на низвергнутого митрополита, также подверглись жесткой опале. Однако эти репрессии не коснулись Малюты Скуратова. Очевидно, царь не считал главу своего сыскного ведомства виновным в смерти святителя Филиппа. В то же время подобных документальных подтверждений в отношении бояр, заподозренных в измене, - множество.
Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем царским! Из-за несогласия с политикой царя и открытого выступления против опричнины митрополит вскоре попал в опалу. Решением церковного собора он был лишен сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь. Как погиб Филипп Во время новгородского похода в 1569 году царь направил Малюту Скуратова в монастырь к митрополиту — попросить благословения на поход. Вот как описываются последовавшие события на портале pravoslavie. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты 23 декабря 1569 года ». Выйдя из кельи, Малюта отправился к настоятелю и стал обвинять его в том, что по недосмотру в келье Филиппа было так жарко, что тот умер от угара. Историки предполагают, что на убийство опального митрополита имелось тайное указание царя. Основным источником этой версии выступает житие, написанное в конце XVI века, а также несколько летописных упоминаний позднего происхождения и ряд воспоминаний современников. Версия убийства Филиппа Малютой Скуратовым является традиционной в историографии.
Существовала определенная иерархия, где каждому божеству отводилось свое место. Постепенно верховенство перешло к богу грозы и войны — Перуну. Археологи нашли остатки языческих святилищ. К грандиозному языческому сооружению восточных славян относится святилище Перуна под Новгородом на Перынском холме. С принятием христианства на Руси в обиход вошла одна из азбук славянского языка — кириллица, созданная в конце IX в. По замыслу византийских властей солунские братья должны были стать проводниками греческой политической и духовной экспансии в среде славян.
В то время митрополит всей России Афанасий оставил престол 357. Царь пожелал, чтобы на престол Российской митрополии возведен был святой Филипп, — и вот он вызывает святого в Москву для «духовного совета» 358. Православный народ тогда пребывал сначала в мире и любви; враг же дьявол , видя это и искони ненавидя истину, воздвиг многомятежную бурю, возбудив вместо любви в православных христианах ненависть друг к другу. При дворе среди бояр начались свары, ожесточенная вражда и всякого рода злоумышления друг на друга. Своим коварством и междоусобиям они в самом царе возбудили сильнейший гнев и ярость. От тех злых наветов боярских он начал бояться даже своих верных слуг, ближних родственников и друзей, и был в неукротимом гневе на бояр, видя в них своих врагов и крамольников. И вот он разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под именем опричников, которые состояли при особе царя и составили особое управление 359. Опричники злоупотребляли данною им властью, угнетали народ, отнимали имущество, сопровождая свои разбои убийствами и пытками. Царь же верил в их верность и преданность, и потому управы на них нельзя было найти. В это время царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа. С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле. Филипп, по своему смирению, отказывался от этого высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был возведен на митрополичью кафедру 360. В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою. Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину 361. К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие с ним 362 вместе с царскими советниками Малютою Скуратовым 363 и Василием Грязным 364 с их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались низвергнуть его с престола и уговаривали царя своего намерения не оставлять. Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола. В непродолжительном после того времени, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю. Одних из иноков ласками и мздоимством, других — обещанием высших духовных почестей, третьих — угрозами убедили они сделать нарекание на святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святителе непристойное. Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге.
Виновен ли царь Иван IV в смерти митрополита Филиппа Колычева?
Автограф святителя Филиппа на приговоре Освященного собора об избрании его митрополитом и о его невмешательстве в дела опричнины. По словам президента России, соратник Ивана Грозного и один из руководителей опричнины Малюта Скуратов мог просто «проезжать мимо» монастыря, где умер митрополит Филипп. Во время очередного богослужения в кремлёвском Успенском соборе митрополит отказал царю в благословении и просил его прекратить преследование невинных.
Связанных вопросов не найдено
- Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.
- Путин: версия убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — не единственная
- Как звали митрополита погибшего во время опричнины
- Смотреть ещё
- Святитель Филипп, митрополит Московский: где поклониться митрополиту-мученику?
- Иван Грозный и смерть митрополита
За что на самом деле расстреляли митрополита Вениамина
Макарий постепенно укреплял свое влияние и в 1542 г. Макарий занимался распространением христианства на севере Руси, образованием духовенства, исправлением богослужебных книг. Он составил огромный свод разных по характеру текстов, которые получили название Великие Четьи-Минеи ежемесячное чтение. Великие Четьи-Минеи включили в себя Священное писание с толкованиями, евангелия, патерики, книги Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иосифа Волоцкого и других, Кормчую книгу, ряд церковных актов, «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, сочинение о Вселенной — «Космографию» Кузьмы Индикоплова, апокрифы, жития новых московских чудотворцев, канонизированных в середине XVI в. Минеи состояли из 12 рукописных томов объемом более 13 тысяч листов большого формата. На протяжении длительного времени Четьи-Минеи являлись одним из наиболее сложных и плохо изученных исторических источников. Считается, что Макарий был инициатором открытия в Москве первой русской типографии.
Первой печатной книгой, напечатанной в 1564 г. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, стал «Апостол». Митрополит Макарий предполагал, что книги будут печататься с разрешения церкви. В 1551 г. Этот собор дал ответы на сто вопросов, сформулированных царем Иваном IV и составивших сто глав. Утверждение царем Стоглава означало упорядочение внутренней жизни церкви в направлении, определенном царской властью.
Макарий был старше Ивана IV на 48 лет. Он был хорошо осведомлен о всех особенностях характера молодого царя, выросшего без отца и матери. В отношениях с царем он вел себя как осторожный и искусный политик, умело использовал благоприятные обстоятельства и возможности воздействовать на своенравного правителя. Святитель славился как талантливый оратор и обладал даром убеждения.
Царю же стал напоминать о его долге милосердия к подданным, но его слова царя только раздражали. Тогда 21 марта 1568г.
Если ты хочешь нарушать законы Божественные, делай как знаешь, но мне было бы непростительно ослабевать, когда время подвига приближается». Царь вышел в страшном волнении, опричники же постарались его окончательно восстановить против митрополита, потому что больше всего боялись его влияния на царя. Но царь не желал нарушать церковные уставы. Он желал, чтобы митрополит был низложен Собором. Обвинители нашлись среди недостойных лиц духовенства, ненавидевших святителя за его строгость. Главным среди них оказался соловецкий игумен Паисий, преемник его по настоятельству.
Остальные молчали из страха; тех, кто пытался высказаться за митрополита, не слушали. Выслушав обвинения, святитель Филипп оправдываться не стал, а только сказал: «Государь! Ты думаешь, что я тебя боюсь или боюсь смерти? Нет, лучше быть неповинным мучеником, чем молча переживать ужасы беззакония! Вторым открытым сторонником митрополита Филиппа из среды высшего духовенства был Елевферий, архиепископ Суздальский. Богослужение было прервано.
Митрополиту был прочитан обвинительный акт и постановление Собора. Потом опричники на него набросились, сорвали облачение, вытолкали из собора, посадили на розвальни и повезли в Богоявленский монастырь. За ним в отчаянии бежала толпа народа, узкая улица перед монастырем была битком набита. Один только митрополит был невозмутим. Перед входом в монастырь он обратился с последним словом к народу, благословил его, и ворота закрылись за ним. Молча расходился удрученный народ.
Через несколько дней произошла очная ставка митрополита с его главным врагом —соловецким игуменом Паисием. В ответ на клеветы своего недостойного ученика святитель только кротко сказал: «Чадо, что посеял, то и пожнешь». Тогда поднялся невообразимый шум. Все кричали и обвиняли наперерыв святителя во всевозможных преступлениях, особенно в волшебстве. Но святитель уже не отвечал ни слова. Его приговорили к пожизненному заключению в смрадной темнице, в цепях.
Но цепи сами собой спали, А привыкший ко всевозможным лишениям подвижник терпеливо переносил голод и грубое обращение. Раз к нему ввели голодного медведя. Утром царь сам пришел к нему, но застал святого узника на молитве, а медведя — спокойно лежащим в углу. Родственники и близкие люди митрополита погибали в страшных пытках. Отрубленную голову любимого его племянника Ивана Колычева прислали ему в мешке. Митрополит с благоговением принял страшный дар, благословил его и поцеловал.
Наконец его сослали в Тверской Отрочь монастырь. Везли зимой в летней одежде и в дороге не давали есть. Но ни одной жалобы не вырвалось у страдальца.
Отец Михаила, Леонтий. Мать его приняла впоследствии иноческий постриг с именем Евфросиния. Михаил решил избрать для себя путь инока и поступил послушником в Богородице-Рождественский Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был наречен в честь преподобного Макария Великого.
В 1523 году Макарий становится игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. Будучи настоятелем обители, он завел монастырский синодик, установив поминовение всей преждепочившей братии, и устроил в монастырском соборе придел в честь преподобного Макария Великого. В 1526 году Макарий был поставлен в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля. Архиепископ Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. В 1528 году, исполняя постановление Московского Собора 1503 года, архиепископ Макарий предпринял решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Большую заботу он проявил о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, Великого Новгорода.
Всего при святителе Макарии только в Новгороде были построены, перестроены и вновь украшены после пожаров около сорока храмов, для которых написаны книги, изготовлена церковная утварь и сосуды во владычной мастерской. Архиепископ Макарий много сил и забот отдавал служению ближним. Во время мора и засухи в Великом Новгороде архиепископ совершал молебны с особым чином омовения святых мощей и затем кропил все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекратились. Архиепископ Макарий неоднократно совершал длительные поездки по всей епархии. Бывал он и за ее пределами. Так, в период пребывания на новгородской кафедре, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового митрополита Иоасафа.
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. По благословению святителя Макария в Великом Новгороде был составлен новый летописный свод, написаны жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков , работал над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. На Соборах 1547 и 1549 гг. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени.
Это намного ниже любого воеводы. Весной 1571 года на подступах к столице появились орды крымского хана Девлет-Гирея. Земские и опричные войска вышли навстречу, но действовали разрозненно. Узнав о прорыве крымцев через Оку, Иван Грозный оставил войско и бежал в Ростов.
Кроме того, в русском войске нашелся предатель. В результате защитить Москву не удалось. Город был сожжен, много людей погибло, тысячи были уведены в плен. Расследование неудачных действий воевод вел Малюта.
Тогда были казнены князь М. Черкасский брат покойной царицы Марии Темрюковны , который командовал опричным войском, и более 100 опричников. Высокое служебное положение Скуратова-Бельского в опричнине подкреплялось тем, что ему удалось устроить выгодные для него браки дочерей. Анна была выдана замуж за князя Ивана Михайловича Глинского, входившего в число высших родов русской знати.
Екатерина стала женой князя Дмитрия Ивановича Шуйского, рюриковича, брата будущего царя Василия Шуйского. Муж Марьи — Борис Федорович Годунов был не так высокороден, но именно ему впоследствии предстояло занять царский трон. Супругом Елены стал князь татарского происхождения Иван Келмамаевич оба они умерли рано. Следует заметить, что дочерей Малюты преследовала дурная слава их отца.
Так, людская молва обвинила Марью в отравлении царя Федора Иоанновича, а Екатерину - в отравлении любимого народом воеводы — князя М. Первенствующая роль Скуратова-Бельского при дворе стала очевидной для всех на последовавшей 28 октября 1571 года свадьбе Ивана Грозного. Очередной его женой стала дочь коломенского сына боярского Марфа Собакина. Царь выбрал ее по совету Малюты.
Свахами Марфы были дочь и супруга Малюты — обе Марьи, а «дружками» царской невесты стали не знатные князья и бояре, как это было при первой женитьбе Ивана Грозного, а сам Малюта вместе с зятем Б. Так Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский вошел в круг царской семьи. Правда, Марфа умерла вскоре после свадьбы, но придворная карьера Малюты, несомненно, упрочилась. Весной 1572 года в смешанном земско-опричном походе Малюта идет к Новгороду вместе с царем как второй дворовый воевода, а это означает, что ниже его были поставлены представители древних боярских родов.
Но они не выказывали возмущения, боясь царева гнева. И все же боярское достоинство своему любимцу, несмотря на все его заслуги, царь дать не решился. Следует заметить, что участие Малюты в делах военных и дипломатических вовсе не говорит о его талантах в этих сферах, а скорее свидетельствует о недоверии Ивана Грозного, которое он испытывал к высокопоставленным лицам своего государства. Задача Скуратова была присматривать за ними.
Казни в Новгороде летом 1572 года стали последним «подвигом» палача Малюты. Его заслуги были отмечены данным ему поместьем на Новгородчине. Но в эти дни уже готовился указ об отмене опричнины. Тогда же летом была одержана победа над Девлет-Гиреем с помощью земского войска и земских воевод, что и решило судьбу опричнины.
Указом запрещалось даже упоминать об опричнине. Нарушителям грозило наказание: их били кнутом на торгу. Вскоре опричное войско было распущено. Так называемый «двор» заменил опричный охранный корпус царя.
Осенью 1572 года русские войска были собраны для похода в Ливонию. Возглавил армию сам Иван Грозный. При этом Малюта лишился всех высоких постов. О нем говорится так: «Ездит за государем».
Столь неопределенный статус больше напоминает должность личного телохранителя. Русские войска в 1558, 1564, 1570 годах безуспешно подступали к этой крепости. На этот раз выстрелами из пушек были проломлены немецкие укрепления. Во главе отрядов на приступ были посланы Василий Грязной и Малюта Скуратов.
Малюта получил смертельную рану Грязной уцелел, но в том же году был послан на разведку в донецкие степи, где попал в плен к татарам. Ход событий заставляет думать, что Иван Грозный руками врагов решил уничтожить руководителей опричнины. Но с другой стороны, считается, что именно гибель любимца царя стала причиной жестокой расправы с пленными шведами и немцами, которые в отместку были сожжены. Так или иначе, смерть печально знаменитого опричного палача была весьма почетной.
Церковные документы, а именно рукописи Иосифо-Волоколамского монастыря, которые светские ученые нередко оставляют без внимания, донесли до нас некоторые обстоятельства последних месяцев жизни Скуратова. К концу 1571 года для Малюты стал уже очевиден близкий конец опричнины. Не менее очевидным являлся для него и тот факт, что все бывшие царские фавориты и временщики были безжалостно уничтожены. У него не имелось оснований ждать для себя более благополучного исхода.
И тогда, в страхе за свою жизнь, Малюта обратился к Тому, кто выше и сильнее всех земных царей — к Богу. Усердной Заступницей рода христианского народ называет Богородицу. Ее ходатайству перед Небесным Царем и вверил себя Григорий Лукьянович. По его заказу лучшие иконописцы из придворной мастерской Ивана Грозного создали список Владимирской иконы Божией Матери.
Эта икона была с крестным ходом принесена в Волоколамский монастырь из имения Малюты под Вязьмой. Было это Великим Постом, вечером 2 марта ст. Одновременно Скуратов-Бельский дал в монастырь 200 рублей на строительство храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери как отмечает монастырский Обиходник, «да его Малюты и жены его 500 рублев, а образов Божиих и Пречистые Богородицы и великих чудотворцев окладных златом и сребром и риз многоценных много множество». Слуга опричника, сопровождавший икону, написал «Сказание» об этом событии, сохранившееся в нескольких списках, где поведал о том, что «вельможа Григорий» со слезами молился перед иконой, прося Божию Матерь, чтобы Ее молитвами Господь простил ему его тяжкие согрешения и даровал христианскую кончину.
И он получил просимое. Хотя кончина Григория Лукьяновича не была безболезненной и мирной, но достойной и праведной. Господь принял его покаяние, также принял и его вклад. Написанная по заказу Малюты икона сразу по принесении в монастырь явила себя чудом и стала особо чтимой, получив впоследствии название «Волоколамская» икона стояла в местном ряду Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря до 1954 года, когда была увезена в музей имени Андрея Рублева в Москву.
Упокоился Малюта рядом с отцом возле стен древней Трапезной палаты. Сохранилось предание, будто иноки монастыря противились погребению в обители такого отъявленного злодея и душегуба, и похоронен он был тайно, под покровом ночи, так что и следы самого погребения были сокрыты. О том, что это семейство было здесь нежеланным, говорит и особое место для родового некрополя Скуратовых-Бельских, вдали от других погребений, сосредоточенных вокруг алтаря Успенского собора. Той же осенью царь с сыновьями, впервые после почти десятилетнего перерыва, побывал в Иосифовом монастыре, а затем уже приезжал ежегодно, делая вклады на помин души Малюты.
Бывала в монастыре и давала деньги на кормы и панихиды жена Скуратова-Бельского, получившая «пансион». Ей ежегодно выплачивали 400 рублей из казны. Для той эпохи это уникальный случай. Обычно вдовам погибших давали часть поместья.
Да и сумма пенсии немалая — это размер крупного оклада для служивших при дворе. В мае 1576 года Марья Скуратова-Бельская, уже как инокиня, была погребена в московском Новодевичьем монастыре. Следом за ней умер их с Малютой сын Максим. О нем ничего неизвестно, кроме прозвища — Горяин, что означает горемыка.
Погребен он рядом с отцом и дедом. Неизвестна судьба и еще одного сына Малюты по прозвищу Верига. В дальнейшем вклады по умершим родственникам делала жена Б. Годунова Марья.
Сам Борис Федорович, в 1598 году избранный царем, часто присылал деньги на помин души Малюты, а в 1599 году посетил монастырь. Как сообщает Никоновская летопись: «…в Великий Пост ходил царь Борис с сыном своим с царевичем Феодором на Волок на Ламской в Осифов монастырь молитися». Судьба дочерей Малюты Скуратова, стараниями отца вознесшихся так высоко, была трагической, так же как и судьба их детей.