Новости особенности восточно сибирского моря

Восточно-Сибирское море, окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и о. Врангеля. Восточно-Сибирское море расположено в северо-восточной части Азии. окраинное море Северного Ледовитого океана, расположено между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Побережье Восточно-Сибирского моря издавна было заселено коренными народами северной Сибири, такими как юкагиры и чукчи (восточные районы). Восточно-Сибирское море, омывающее северные берега России на Востоке, при всей своей мелководности буквально замораживает.

Все об акулах

Соленость поверхностных вод увеличивается с юго-запада на северо-восток. У поверхности моря постоянные течения, направленные с запада на восток. Они слабые и поэтому могут временно менять направление из-за ветра. Приливы полусуточные поднимаются дважды в день с амплитудой от 5 до 25 см. Приливная волна ослабевает к берегу из-за мелководья. Уровень моря максимален летом из-за речного стока, а осенью из-за ветров. Он самый низкий в марте — апреле с суммой годовых колебаний около 70 см. Ветры приносят штормы с волнами, достигающими 3—5 м в западной части, тогда как в восточных районах относительно спокойно.

Летом штормы обычно длятся 1-2 дня; они более часты зимой и могут длиться до 3—5 дней. Море замерзает с октября по ноябрь и с июня по июль. Лед сплошной и неподвижный у берегов, достигая к концу зимы толщины 2 м; Мощность уменьшается с запада на восток. Далее в море ледяной покров переходит в дрейфующий лед толщиной 2—3 м. Южные зимние ветры сдвигают этот лед к северу, образуя полыньи вблизи центра моря. Таяние льда обычно начинается примерно в мае, сначала в районе дельты большой реки Колымы. В отсутствие промышленности морская вода довольно чистая.

Флора и фауна Флора и фауна относительно скудны из-за сурового климата. Летнее цветение планктона непродолжительное, но интенсивное, в результате чего в августе и сентябре производится 5 миллионов тонн планктона, тогда как годовой объем производства составляет 7 миллионов тонн. Питательные вещества в воде в основном поступают из реки и береговой эрозии. Среди видов планктона преобладают тихоокеанские виды копепод. Морские берега и ледяные поля содержат кольчатых нерп Phoca hispida , морских котиков Erignathus barbatus и моржи Odobenus rosmarus вместе со своим хищником, белым медведем Ursus maritimus. Среди птиц - чайки, урия и бакланы. Морские воды часто посещают гренландский кит Balaena mysticetus , серый кит Eschrichtius robustus , белуга Delphinapterus leucas и нарвал Monodon monoceros.

Основными видами рыб являются хариус и Coregonus сиг , такие как муксун Coregonus muksun , сиг Coregonus nasus и омуль Coregonus autumnalis. Также распространены полярная корюшка , шафрановая треска , полярная треска , камбала и арктический голец. История Побережье Восточно-Сибирского моря издавна было заселено коренными народами северной Сибири, такими как юкагиры и чукчи восточные районы.

Грузоперевозки через Восточно-Сибирское море имеют большое значение для коммерческих компаний, особенно в сферах нефтегазовой промышленности, рыбной отрасли, лесной промышленности и добычи металлических руд. Экономическая активность Восточно-Сибирского моря также связана с его богатыми рыбными ресурсами. Море является одним из крупнейших рыболовных районов в мире, где водятся множество видов рыбы, таких как треска, лосось, сельдь и другие. Рыболовство является ключевой отраслью экономики региона и обеспечивает множество рабочих мест. С развитием транспорта и торговли, экономическое значение Восточно-Сибирского моря продолжает расти. Государственные и частные инвестиции направлены на развитие портов, строительство новых судов, модернизацию траспортной инфраструктуры и поддержку рыболовства.

Из них река Колыма даёт 132 куб. Индигирка сбрасывает в Восточно-Сибирское море 59 куб. Пресная вода концентрируется у берега за счёт слабого течения и не оказывает существенного влияния на гидрологию водоёма. Зато присутствует водообмен с соседними морями и Северным Ледовитым океаном. Температура поверхности воды понижается с юга на север. Зимой в дельтах рек она составляет -0,2 и -0,6 градусов по Цельсию. А в северной части моря опускается до -1,8 градуса по Цельсию. Летом в заливах вода прогревается до 7-8 градусов по Цельсию, а на свободных ото льда морских зонах составляет 2-3 градуса по Цельсию. Солёность поверхностных вод увеличивается с юго-запада на северо-восток. В районе дельт рек зимой и весной она составляет 4-5 промилле. В открытых водах доходит до 28-30 промилле, а на севере до 31-32 промилле. Годовое колебание уровня Восточно-Сибирского моря составляет 70 см в связи с летними речными стоками. Ветра приносят шторма с волнами высотой 3-5 метра в западной части морского региона, а на востоке сравнительно спокойно. Бури обычно длятся 1-2 дня летом, а зимой 3-5 дней. Толщина льда к концу зимы достигает 2 метров и уменьшается с запада на восток. Помимо этого имеются дрейфующие льдины с толщиной 2-3 метра. Таяние льда начинается в мае с дельты реки Колымы.

Современные донные осадки состоят в основном из песчанистого ила , содержащего раздробленные валуны и гальку, принесённые льдом. Земная кора Восточно-Сибирского моря характеризуется континентальным типом строения; мощность земной коры составляет 30—35 км. Регион сейсмически пассивен. Верхние горизонты земной коры относятся к области позднемезозойской складчатости , завершившейся в раннем мелу. В северной части моря, где располагается блок с древней домезозойской континентальной корой гипотетическая древняя Гиперборейская платформа , складчатые комплексы, возможно, имеют более древний возраст. В позднем мезозое в земной коре моря широко проявился рифтогенез , благодаря чему сформировалась система крупных осадочных прогибов, имеющих в плане сложный рисунок. Выделяются 3 фазы рифтогенеза: в раннем мелу, палеоцене и эоцене. Благодаря сейсмическим исследованиям в рифтогенных прогибах изучено строение осадочной толщи, в некоторых из них мощность осадков превышает 2 км. В основании ряда прогибов в сейсмических записях выделяются пачки высокоамплитудных отражений, которые интерпретируются как базальты ; их возраст датируется ранним мелом. Предполагается, что период базальтовых излияний относится к началу рифтогенеза. Перспективы нефтегазоности в некоторых рифтогенных прогибах оцениваются как весьма высокие. Зимой под влиянием Сибирского максимума над морем преобладают холодные юго-западные и южные ветры. В летнее время погода над Восточно-Сибирским морем преимущественно пасмурная с мелким моросящим дождём, иногда мокрым снегом; преобладают ветры северных направлений. В год выпадает 100—200 мм осадков. Река Колыма Магаданская область. Основная часть вод Восточно-Сибирского моря представлена поверхностными арктическими водами. В приустьевых районах распространены воды, образованные в результате смешения речной и морской вод. Летом распределение температуры поверхностных вод обусловлено ледовой обстановкой. Большую часть года Восточно-Сибирское море покрыто льдом.

Глубина восточно сибирского моря

Благодаря этим особенностям, Восточно-Сибирское море обладает обширными гидротермальными системами и богатыми ресурсами, привлекающими внимание ученых и исследователей. Климат Восточно-Сибирского моря арктический. Дальновидные и прагматичные китайцы стали очень «любить» активно посещать Восточную Сибирь (подмечено и услышано из личного общения с местными). Восточно-Сибирское море, омывающее северные берега России на Востоке, при всей своей мелководности буквально замораживает.

15 интересных фактов о Восточно-Сибирском море

Восточно-сибирское море – уникальная западная часть Тихого океана, расположенная между Чукотским полуостровом и Камчаткой на востоке и Русским островом и. какого размера Восточно-Сибирское море, какой рельеф дна, состав воды, флора и фауна. Северную часть Восточной Сибири омывает Восточно-Сибирское море. окраинное море Северного Ледовитого океана, расположено между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Годовое колебание уровня Восточно-Сибирского моря составляет 70 см в связи с летними речными стоками. ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МОРЕ, окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и островом Врангеля.

Гидрофизики выяснили по спутниковым измерениям выяснили, что влияет на соленость Чукотского моря

Нельзя не отметить еще одну проблему, которая в последнее время обрела глобальный характер. Речь идёт о таянии ледников, от которого страдает местная фауна. Помимо всего прочего, отрицательно на состоянии акватории сказывается также и человеческая деятельность, связанная с разработками месторождений нефти и газа.

Восточные районы моря оказываются доступны для циклонов тихоокеанского происхождения. Таким образом, климат Восточно-Сибирского моря можно охарактеризовать как полярный морской, на который оказывает большое влияние континент. Особенность континентального климата значительно проявляются зимой и летом. В переходные сезоны они существенно не влияют, так как в эти периоды атмосферные процессы непостоянны. В зимнее время оказывает большое влияние на климат Восточно-Сибирского моря Сибирский максимум.

Эти ветры двигаются с континента и поэтому способствуют распространению холодного воздуха. Средняя температура в январе составляет примерно — 28 — 30,0С. В зимнее время преимущественно держится ясная погода. Лишь иногда циклоны на несколько дней нарушают устоявшуюся спокойную погоду. Атлантические циклоны, которые преобладают в западной части моря, способствуют усилению ветра и повышению температуры. Тихоокеанские циклоны, которые преобладают в юго-восточной части моря, приносят сильные ветра, метели и пасмурную погоду. На побережьях, имеющих гористый ландшафт, тихоокеанский циклон способствует образованию сильного ветра — фена.

В результате этого штормового ветра происходит повышение температуры, при этом влажность воздуха становится меньше. Летом над морем образуются зоны повышенного давления, а над сушей — пониженного. В связи с этим дуют ветра преимущественно северного направления. К концу лета западная часть моря превращается в зоны сильных бурей. В это время данный участок становится наиболее опасным на всей трассе Северного морского пути. На юго-восточной части моря такие сильные ветры не наблюдаются. Скорость ветра здесь может повышаться только в связи с фенами.

Постоянные ветры северного и северо-восточного направлений способствуют сохранению низких температур воздуха.

После ослабления антициклона область циклонического круговорота увеличивается и в море поступает многолетний лёд. Солёность моря различна в западной и восточной частях моря. В восточной части моря у поверхности она обычно составляет около 30 промилле. Речной сток в восточной части моря приводит к снижению солёности до 10-15 промилле, а в устьях крупных рек почти до нуля. Около ледяных полей солёность увеличивается до 30 промилле.

С глубиной солёность повышается до 32 промилле. Флора и фауна Белые медведи, обитающие во льдах Чукотского моря, относятся к одной из пяти генетически различающихся популяций этого вида. Также обитают тюлени, моржи, киты. Из рыб — дальневосточная навага, хариус, арктический голец, полярная треска. Летом берега покрывают птичьи базары. Встречаются утки, гуси, чайки и др.

Кроме того, речной сток также добавляется непосредственно в ЕС из рек Индигирки и Колымы со среднегодовыми расходами 50,6 км3 за период 1936—1998 и 102,7 км3 за период 1978—2000 соответственно. Содержание пресной воды в ESS является высоким, особенно в западной части, но его пространственное распределение в значительной степени зависит от ветра и контролируется моделью атмосферного давления. Есть явная тенденция иметь меньше пресной воды в восточной части в течение лет с доминирующим высоким давлением в центральной Арктике и наоборот для ситуации низкого давления. Значительные долговременные изменения содержания пресной воды, как видно из исторических данных, были объяснены изменениями расхода реки в сочетании с изменениями в циркуляции атмосферы. На движение морского льда также влияет характер ветра, в результате чего морской лед, как правило, движется в направлении ветра, за исключением зимы в прибрежной зоне, когда присутствует стационарный сухой лед на суше. Значительное уменьшение летнего ледяного покрова Северного Ледовитого океана, наблюдавшееся в последние годы, привело к тому, что ESS перешел от области, в основном покрытой льдом летом, к области, в настоящее время в значительной степени свободной от льда.

Летом 2008 г.

Восточно сибирское море в Тихом океане

Восточно-Сибирское море Факт 1. Восточно-Сибирское море отличается очень неоднородной солёностью, которая тут может разниться в 5-6 раз.
Проблемы восточно сибирского моря - фотоподборка Восточно-Сибирское море — Восточно Сибирское море, окраинное море Северного Ледовитого океана, между Новосибирскими островами и островом Врангеля.
Восточно-Сибирское море: описание, ресурсы и проблемы Восточно-Сибирское море имеет береговую линию, которая сильно отличается своим рельефом в восточной и западной части.
Интересные факты о Восточно-Сибирском море Сибирское море сообщается с морем Лаптевых, на Востоке проливом Лонга - с Чукотским морем.

Восточно-Сибирское море: описание, ресурсы и проблемы

Формирование ветров в Восточно-Сибирском море связано с общей циркуляцией атмосферы и местными особенностями: на море в зависимости от дрейфующего льда (отсутствие/наличие), а на суше сказывается влияние рельефа местности. Дальновидные и прагматичные китайцы стали очень «любить» активно посещать Восточную Сибирь (подмечено и услышано из личного общения с местными). Характерная особенность льдов Восточно-Сибирского моря — значительное развитие припая зимой. Восточно-Сибирское море является одним из самых суровых и ледовитых морей Российской Арктики. Восточно-Сибирское море расположено в северо-восточной части Азии. Восточно-Сибирское море — Восточно Сибирское море, окраинное море Северного Ледовитого океана, между Новосибирскими островами и островом Врангеля.

Проблемы восточно сибирского моря - фотоподборка

Особенности природы восточно сибирского моря кратко Границами Восточно-Сибирского моря преимущественно являются условные линии, и лишь в некоторых частях оно ограничено сушей.
Восточно-Сибирское море Восточно-Сибирское море является одним из самых суровых и ледовитых морей Российской Арктики.
Географическое положение Восточно-Сибирского моря и его краткая характеристика Восточно-Сибирское море отличается немного более теплыми водами относительно море Лаптевых.
Восточно-Сибирское море: описание, ресурсы и проблемы О: Восточно-Сибирское море граничит с морем Лаптевых на западе и Чукотским морем на востоке.

Восточно-Сибирское море

Даже в разгар лета здесь сохраняются огромные массивы многолетних льдов, а также дрейфуют тысячи айсбергов. Средняя глубина составляет 45 метров, а максимальная глубина достигает 915 метров. Морские порты здесь немногочисленны, основной из них — Певек, самый северный город России. Соленость воды в море также сильно варьирует — от почти нулевой у устьев крупных рек до 30 промилле на севере акватории. Редкие природные явления восточно-сибирских вод Одним из уникальных природных явлений, которое можно наблюдать в «восточно сибирском море, является белая радуга. Это очень редкое оптическое явление возникает в результате преломления солнечного света в мельчайших капельках взвешенного в воздухе тумана или в облаках. Белая радуга имеет более широкую и рассеянную форму по сравнению с обычной радугой. Ее цвета выглядят блеклыми и как бы «выцветшими». Это связано с тем, что из-за многократных отражений и преломлений в мельчайших капельках влаги спектральные цвета смешиваются, давая в результате белый или сероватый оттенок. Обычная радуга.

От Чукотского моря Восточно-Сибирское отделяют только острова, так что между ними протекают активные водообменные процессы. Тут и сейчас живут представители северных народов России, многие из которых ведут традиционный образ жизни. Населённых пунктов на побережье Восточно-Сибирского моря очень много, но все они невелики, это просто деревни и небольшие посёлки. Промышленный вылов рыбы в его водах почти не практикуется. Несмотря на ценные дары моря, которые можно здесь добыть, рыболовство в подобных условиях затруднено из-за экстремального климата. Площадь Восточно-Сибирского моря составляет 944. Это лишь чуть-чуть меньше площади всего Египта. Если бы на территории этого моря располагалось независимое государство, оно заняло бы 30-ю строчку в списке крупнейших стран мира.

В начале лета после вскрытия и разрушения припая кромка льдов изменяет свое положение под действием ветров и течений.

Однако льды всегда встречаются к северу от — Новосибирские острова. В западной части моря на месте обширного припая формируется Новосибирский ледяной массив. Он состоит преимущественно из однолетних льдов и к концу лета обычно разрушается. Подавляющая часть пространств на востоке моря занята отрогом Айонского океанического ледяного массива, который в значительной мере образует тяжелые многолетние льды. Его южная периферия в течение всего года почти примыкает к побережью материка, усложняя ледовую обстановку в море. Гидрохимические условия. Характерные черты гидрохимических условий Восточно-Сибирского моря иллюстрируют содержание и распределение кислорода и фосфатов в нем. Уменьшение содержания кислорода связано с расходом его на окисление органических веществ, что интенсивнее всего происходит у дна. Поэтому и кислородный минимум находится в придонном слое.

Это объясняется слабым развитием фитопланктона под ледяным покровом. Восточно-Сибирское море город-порт Певек Хозяйственное использование. Труднодоступное Восточно-Сибирское море используется главным образом в транспортном отношении как часть Северного морского пути, по которой проходят транзитные перевозки и через порт Певек идут грузы снабжения в северные районы Восточной Сибири. Устьевое рыболовство и добыча морского зверя в прибрежных водах имеют значение только для местных жителей. Проблемы исследования Восточно-Сибирского моря сходны с проблемами изучения других арктических морей. Однако здесь в большей степени уделяется внимание изучению ледовитости моря, поведению Айонского ледяного массива главное препятствие для мореплавания , колебаниям уровня моря и их прогнозам, течениям, дрейфу льдов и т. Важные задачи — оперативное обслуживание навигации, изыскание путей продления ее сроков, выбор наиболее рациональных судоходных трасс и другие научно-прикладные вопросы, с решением которых связано дальнейшее хозяйственное освоение моря. Многие энтузиасты отправлялись в путь, мечтая замкнуть кольцо своего маршрута, обойдя северную шапку нашей планеты вдоль условной линии, к северу от которой и начинается та самая Арктика, как магнитом притягивающая всех, кто хоть раз побывал на ее просторах. Невероятные приключения ждали путешественников на этом тяжелом и опасном пути, который, как правило, длился не один год.

Отважные люди шли на собачьих упряжках, пешком или на лыжах, плыли на каяках и яхтах, передвигались на снегоходах и даже поднимались в воздух на воздушных шарах , чтобы пересечь северную часть Атлантики, перебраться через Берингов пролив. Наша основная задача заключалась в том, чтобы намеченный маршрут можно было пройти единой командой, избрав такой способ передвижения, который был бы одинаково пригоден и для просторов тундры, и для арктического мелколесья, и для дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана. Лучше любой другой техники могли бы соответствовать этим требованиям антарктические колесные вездеходы, которые мы собрали для того, чтобы дойти до Южного полюса. Но прежде чем отправляться в путь, нужно было максимально повысить их надежность. То есть практически создать новую машину , которая вобрала бы в свою конструкцию весь положительный опыт наших вездеходов прежних моделей, только имела бы еще более высокие технические показатели и максимальную надежность. На таких машинах мы и намерены были предпринять попытку пройти кольцевой маршрут вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Надо сказать, что новые машины действительно удались. Серьезных проблем с техникой не было, а приключений, как можно было ожидать с самого начала, хватило бы не на один сценарий приключенческого фильма. Наш путь, общей протяженностью не менее 25 000 км, который получил название «Полярное кольцо», мы разбили на три этапа.

На первом этапе экспедиции, который проходил по побережью России от Ямала до Чукотки, за 50 дней путешествия было пройдено свыше 6 000 километров. Второй должен был соединить берега России с берегами Гренландии и Канады и пройти через точку Северного полюса. Третий, заключительный, этап запланирован на лето 2004 года: стартовав в канадском поселке Резольют-Бей, пройдя вдоль побережья Аляски и преодолев Берингов пролив, мы вновь финишируем на Чукотке. Чаунская Губа, остров Большой Роутан 11 мая 2002 года. Тридцать пятый день В этот день мы вышли из Тикси. Накануне целый день пришлось провести в автомастерских на погранзаставе — приводили в порядок машины. Пройдена уже большая часть маршрута, а за последние дни им досталось немало. Это и тяжелые торосы в районе острова Большой Бегичев, и настоящие песчаные бури в Оленекской протоке, и встречи с первой весенней водой. В устьях небольших рек и ручьев под снегом скапливается вода, образуя большие наледи, а то и просто озера.

И все же больше всего поразило нас то, что встретили мы в среднем течении Оленекской протоки на реке Лене. Река образовала здесь бесконечное количество песчаных отмелей, кос, островов, которые и являют собой ту, самую гигантскую, дельту реки Лены. Берега низкие. Не всегда удавалось понять, по льду мы движемся или по земле. С материка постоянно дуют ветра, набравшие силу на просторах Лены, их сила такова, что снежный покров не образуется. Какая-то плотная серая масса, срывая песок и мелкие камни с промороженных песчаных барханов-застругов, несется по дельте на север, в сторону Ледовитого океана. Воздух наполнен песком, который сечет лицо, руки, стучит по одежде, корпусам вездеходов. Глаза невозможно даже приоткрыть. Песок набивается внутрь машины сквозь малейшие щели, образуя песчаные «сугробы» в самых неподходящих местах.

Надолго запомнилась нам ночевка в районе озера Куогастах-Арыта. Снежно-песчаная буря совершенно лишила нас видимости. Машины просто скользят по ветру, не слушаясь руля, стоит только выехать на чистый лед. Нам едва удалось укрыться от ветра за обрывистым берегом мыса, вдающегося в русло, но и это не спасло. К утру машины завалило какой-то серо-коричневой смесью песка и снега. Страшно хочется пить. Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку. О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года.

Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил. И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция. А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга. В составе нашей команды — некоторые замены. Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать. В Нижнеянске к нам присоединился новосибирец Виталий Заруба, бессменный радист многих наших экспедиций. Вообще же Нижнеянск сегодня — это готовые декорации для фильма ужасов.

Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Мы подошли к нему глубокой ночью, при белесом сумеречном освещении. Первое, что мы увидели, — это какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянулись в глубь города, образуя мрачные улицы. Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника. Мы остановились в поисках прохода сквозь забор, опоясывающий город с запада, переговариваясь друг с другом по внутренней радиосвязи. Неожиданно в разговор вмешивается возбужденный и хорошо мне знакомый голос Юры Зарубы, который дежурит на нашей частоте, зная, что мы на подходе к городу. С его штурманским сопровождением по радио мы медленно двинулись по ночному Нижнеянску. Вот улица Первомайская, вот центральная площадь с огромной надписью на одном из зданий — Бассейн «Умка», вот котельная, напоминающая своим видом 4-й блок Чернобыльской АЭС после катастрофы...

Еще минут 15 путаного хода по городу, и мы встречаемся с Юрием, который ждал нас в общежитии, — это одно из немногих городских зданий, где есть вода, правда, в виде ржавого кипятка, текущего из всех кранов. Большая же его часть — вообще без тепла и воды. Но люди, вынужденные здесь выживать в полном смысле этого слова, удивительно отзывчивы. Несмотря на горы собственных проблем, они находят возможность помочь нам и с жильем, и с небольшим ремонтом машин, и с заправкой. Узнали мы там и о совершенно диких, на наш взгляд, вещах. Где-то «наверху» было дано указание разбирать дома и все, что может пригодиться, для того, чтобы делать где-то неподалеку новый поселок для коренного населения. Среди бела дня подъезжали грузовики и куда-то вывозили то, что еще могло быть использовано для строительства. Нередко, в азарте, принимались за те дома, в которых еще жили русские, так что часто на дверях подъездов можно было увидеть надписи: «Не ломайте! Мы еще здесь живем!

Потекло с крыш, снег напитался водой, ледовая корка раскисла. На выходе из города проехали мимо традиционной для советских времен «Доски почета». Вырезанный из металла проржавевший профиль Ленина, красные от ржавчины знамена, оторвавшиеся от стенда и издающие на ветру зловещий скрежет. Сверху остатки надписи, призывающей претворять в жизнь решения какого-то съезда КПСС. По сторонам старались не смотреть, чтобы не видеть этой тягостной картины... Сорок восьмой день Бухта Амбарчик. Весна бурно вступала в свои права. Тундра стремительно освобождалась от снега, оживала. По берегам появились горы.

При низком вечернем или утреннем освещении картины возникали просто фантастические. Но воды с каждым днем становилось все больше и больше. И это немного беспокоило, ведь впереди был еще довольно долгий путь. Особенно трудно пришлось в устье Колымы. Вечером с трудом пробились к месту ночевки на острове Каменка. По набухшему снегу машины шли тяжело. Участки открытой воды казались более опасными, хотя это пока еще только верховая вода. Под ней все еще надежный лед. Со временем поняли, что идти по воде даже проще, но этот опыт пришел не сразу.

Вначале пришлось досыта намучиться в снежном «болоте». К востоку от устья Колымы знаменитая бухта Амбарчик, вся покрытая водой. Выбирать дорогу практически бессмысленно. Шли напрямик, курсом на какие-то строения в глубине залива. Как на зло отказали дворники. Ветровое стекло заливало водой. Горячий водяной пар от двигателя засасывался отопителем и заволакивал конденсатом стекла изнутри. Сидящий рядом фотооператор Афанасий Маковнев вынужден был сменить фото- и видеокамеры на большое махровое полотенце и непрерывно работать «дворником», протирая стекло хотя бы изнутри. Минут через 40 подошли к берегу и стали искать место, где можно было бы подняться наверх.

Вдоль берега торчали деревянные сваи — остатки причала, покосившиеся и рухнувшие бараки, фрагменты заборов из колючей проволоки, которые в три кольца опоясывали весь этот «город». С трудом нашли проход, вышли на дорогу, ведущую к трем зданиям, чудом сохранившимся в этом мертвом царстве. Проходим мимо скромного памятника, установленного в 1993 году в память о жертвах сталинских репрессий, погибших в лагерях Северной Колымы. Одни оставались здесь навсегда, других гнали дальше на восток. Сколько можно было продержаться в этих нечеловеческих условиях? Были ли те, кому удалось выбраться из этого ада живыми? В сохранившихся домах сейчас расположена полярная станция. Четверо человек полностью оторваны от внешнего мира. Радиостанция вышла из строя, никакой другой связи нет.

Из продуктов — одни консервы, грудой сваленные в углу большой кухни. Вода — из снега или льда. На ладан дышит какой-то древний дизель, питающий пока еще полярку электроэнергией. Единственный трактор не глушится никогда, так как запустить его после остановки механик уже не надеется. Наутро попрощались со всем населением «города» Амбарчик, взяли с собой какую-то коробку с метеодонесениями, чтобы передать ее в Певеке в Управление Гидрометслужбы, да еще какое-то письмо, из которого явно следовало, что продержаться полярники без внешней поддержки смогут совсем недолго. Пятьдесят второй день Пройдены последние сотни метров нашего 6 000-километрового маршрута. Около четырех часов пытались выйти на берег с изъеденного солнцем и черного от песка, копоти и угля льда Певекского залива. К Певеку подошли рано утром. Ощущение было такое, что это — наш последний шанс выбраться на берег.

Едва не влетев в открытую воду в районе котельной, чудом не потеряв провалившийся под лед прицеп около морпорта, по остаткам зимника поднялись по каменистому замусоренному берегу на дорогу, ведущую из порта в город. Последний ходовой день нашего непростого путешествия. Он оказался, пожалуй, одним из наиболее насыщенных событиями и впечатлениями. Задержка на полярной станции острова Айон едва не обернулась для нас серьезными проблемами. Все реки и ручьи, вздувшиеся от талых вод, превратились в бурные потоки, безжалостно кромсающие обрывистые берега глубокими оврагами. Двигаться вдоль береговой кромки было практически невозможно. Под метровой толщей талой воды на каждом шагу нас подстерегали глубокие промоины с крутыми берегами, опасные топляки, вынесенные сюда во время ледохода, а то и просто следы пребывания человека в виде старых топливных бочек, брошенной техники и остатков каких-то металлических конструкций. Первое время мы все же пытались идти по берегу, но вскоре поняли, что нужно попытаться уйти от берега — лед еще достаточно мощный и выдержит наши машины без особых проблем, правда, в этом случае нам придется испытать свою технику на плавучесть не только в переносном, но и в прямом смысле. Связываем машины попарно и так, страхуя и помогая друг другу, уходим на несколько километров от берега.

И вскоре уже свыклись с положением «водоплавающих», постепенно получая первый опыт движения по большим открытым пространствам. Машины держатся на плаву за счет водоизмещения шести больших колес. А так как специального движителя для воды не предусмотрено, то перемещаемся только за счет их вращения. В кабине вода доходила едва ли не до сидений. Педали и аккумулятор — под водой, генератор на двигателе — тоже. Главным же было уберечь двигатели от попадания воды в воздухозаборники. Только отъехали от острова Айон, пытаемся выйти на более крепкий лед А потому перебираться из кабины на корму, чтобы двигатель был хоть немного выше, приходилось на ходу.

Животный мир Восточно-Сибирского моря не отличается особым изобилием разнообразных видов и форм. Среди фитопланктона преобладают диатомовые и сине-зеленые водоросли. Среди зоопланктона больше всего коловраток, морских стрелок, веслоногих рачков и инфузорий. На дне моря обитает большое количество фораманифер. Из моллюсков можно встретить массу арктической портландии. Иглокожие представлены высокоарктическими видами морских звезд и офиур. Рыбы представлены коренными жителями северных морей - европейской корюшкой, мойвой, тресковыми и сельдевыми, и некоторыми видами донных рыб. В прибрежной зоне у устьев впадающих рек можно встретить ценных рыб семейства лососевых, сиговых и осетровых, которые заходят сюда из рек и не удаляются далеко на север.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий