Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам.
Значение слова «Ямщик»
Тогда и возникли у населения, живущего вдоль Владимирской дороги, обычаи подавать бредущим в Сибирь арестантам еду и теплые вещи, называть своих новорожденных детей их именами, жалеть несчастненьких — именно такое общее наименование закрепило за узниками сострадательное русское сердце. Свидетелями того, как тянулся по дороге угонявшийся в Сибирь, закованный в кандалы русский люд, стали и будущие тосненские переселенцы. Ямщики, жившие у Владимирки, как, может быть, никто другой, понимали, что им, возможно, тоже будет уготована подобная участь. Переселение ямщиков из Казанской губернии на Тосненский Ям Возвращаясь к истории основания Тосненского Яма, надо сказать, что в 1714-1716 годах между губерниями и столицей шла по ямщицкому вопросу оживленная переписка. Писали в столицу и губернаторы из губерний, переселявших ямщиков «на половину до Волхова», т. Петр Салтыков, губернатор Казанской губернии, высланные в разное время из Канцелярии Сената упоминавшиеся выше указы и приговоры, получил 23 июля и 19 августа 1714 года. Уже через месяц, 19 сентября, направил он в Петербург доношение, в котором сообщал, что «для переведения в С. Писал губернатор по начальству и о том, что «подможныя деньги с оставшихся ямщиков… собраны»; что «с теми деньгами для получения об отводе земли ведомости и строения дворов» отправился в Петербург из Казани «комиссар Иван Полеологов»; что казанский комиссар привезет списки, «которых городов и кто именами ямщики на переведение выбраны, и что у них детей и других свойственников, и по чему на выти дворов». Салтыков, — в С.
Меньшиковым, а, возможно, и самим Петром Первым, не ранее 13 октября 1714 года. Вскоре П. Салтыков послал в Сенат из Казани очередное доношение, в котором сообщал, что переселяющиеся выти «выбраны из тех, которые наперед сего в службе не бывали, а детей у них и братьев и наемщиков в драгунскую и солдатскую службу не взято». Губернатор доводил до сведения Сената, что «подможные деньги с оставшихся ямщиков 820 рублей собраны». Иван Полеологов ехал в столицу без плотников и «плотничьих снастей», как требовал того указ. На это была причина: «по скаске ямских старост» среди «выборных ямщиков плотников» не оказалось. Так и объяснял в своем доношении П. Салтыков Сенату причины невыполнения некоторых пунктов полученного указа.
Казанский губернатор заканчивает свое доношение вопросом: «Об отводе тем ямщиком земли и о дворовом строении и о выдаче оному коммисару подможных денег, которыя определены взять Сибирской губернии с ямщиков, 211 рублей Прав. Сенат что повелит? Доношение от губернатора Казанской губернии было рассмотрено в Сенате в тот же день и по нему было принято определение, дающее возможность считать, что в декабре 1714 года ямщики из Казанской губернии на Тосненском Яму еще не поселились. Приговор Сената был сформулирован так: «…о показании под то строение мест писать к генералу фельт-маршалу, светлейшему князю, и при том письме послать ведение, сколько… той губернии ямщиков поселить велено; а о заплате с Сибирской губернии денег выписать без мотчания». Приговор Сената «1715 года февраля в 4 день», принятый по доношению казанского комиссара, приказывал «помянутые денги 211 рублев 2 алтына 4 денги, к строению ямов на подмогу Казанской губернии отдать» И. Полеологову «из наличных денег с распискою…» [85] Нельзя не отметить, что Иван Полеологов оказался «пробивным» человеком, и всю казну, причитающуюся к строительству яма для казанских ямщиков «на полпути до Волхова», сумел собрать. Пока строились дома для переселенцев, потянулись из Казанской губернии на Тосну обозы, на которых со своим нехитрым скарбом ехали семьи ямщиков, включая ветхих стариков и грудных младенцев. Можно себе представить, с какой тревогой «лучшие и семьянистые лошадные люди, добрые и пожиточные», переселялись на новое место.
Лишь с упованием на милость Бога, предав себя и свои семьи Его святой воле, отправлялись ямщики в невозвратный путь, в неизведанный северный край, исполняя указы царя и его правительства. Ивану Полеологову удалось выстроить ямской поселок на реке Тосне [86] уже в первой половине 1715 года, где и поселились прибывшие ямщики-переведенцы. Среди дел по ямщицкому вопросу, которые рассматривал Сенат в первом полугодии 1715 г. Это дело приоткрывает поспешность и поверхностность, с какими губернские власти высылали ямщиков с насиженных мест в новую столицу. Причем, подобное положение прослеживается и по другим губерниям. Во всех встречающихся делах по переселению ямщиков чувствуется торопливость и нервозность тех, кто за это переселение отвечал. Итак, 30 мая 1715 года ямщик Козма Вологженинов из города Козмодемьянска Казанской губернии подал в Сенат свое прошение об отъезде назад, в родной дом. Он писал, что по царскому указу должны были выслать из их города лучших ямщиков, «а он, Козма, …стар и дряхл и бездетен».
И просил ямщик Козма сенаторов «для его старости и одиночества отпустить в Козмодемьянск». Рассмотренные выше дела дают возможность относительно точно установить время расселения ямщиков на Тосненском Яму: между 4 февраля и 30 мая 1715 года. В прошении Козмы Вологженинова нет жалобы на отсутствие нормальных условий для жизни на новом месте, но уже сам факт, что он настоял на своем возвращении домой, говорит сам за себя: «от добра добра не ищут» — гласит русская пословица. И хотя комиссар Иван Полеологов оказался человеком расторопным и сумел подготовить на Тосне пригодные для жизни дома и дворы, трудностей и казанским ямщикам при переселении, надо полагать, выпало немало. Трудности устройства переселенцев на новом месте Исследователям истории ямской почты в Ингерманландии еще предстоит обнаружить материалы, иллюстрирующие трудности, с которыми столкнулись при переселении на новое место жительства переведенцы из Казанской губернии. Пока же мы можем представить себе непростые обстоятельства их расселения, ознакомившись с подробностями переселения ямских охотников на большую перспективную дорогу из других губерний. Часть губерний отправила ямщиков в соответствии с указом Сената сразу, «по первому зимнему пути», не построив для переселенцев жилья заранее. Ямщики прибыли в Петербург в начале зимы 1714-1715 гг.
Ямщики, часть из которых прибыла в столицу с семьями, оказались в Санкт-Петербурге без крыши над головой и без пропитания. Так, переведенцы из разных городов Московской губернии в 1715 году жаловались в Сенат, что они высланы в Петербург «с женами и с детьми в скором времени», «неисправясь в нужде», «и до С. В своей жалобе переселенец сообщал, что «высланы они с Воронежа, с ямской слободы на житье на Волхово и для строения домов своих», но «им из ямской слободы с мирских людей никакой подмоги не дано и государева жалованья нигде не выдано», а потому «им построиться и кормиться не чем». Воронежские ямщики просили, «чтоб великий государь пожаловал их, велел на строение домов и им на пропитание выдать жалованье, чтоб им чем было пробыть». Ямщики объясняли, что они сделали все по указу, были «высланы они к тому строению с лошадьми и плотничными снастями на Волхов всего 7 дворов по человеку». В губернии своей «велено им требовать» в Петербурге «под то строение места и других припасов у кого надлежит». Когда они «приехали в С. Потому что «ныне они живут в С.
Так писали ямщики из Воронежа. Канцелярия Сената навела справки, и оказалось, что хотя ямщики и высланы из Азовской губернии, но «коммисара по 19 сего ноября для того поселения с деньгами не прислано». Не взирая на угрожавший наказанием указ Петра о порядке подаче челобитных, ямщики шли на его нарушение и пытались искать в Сенате правду. В своем доношении переведенцы писали, что они «самые скудные, одинокие и безлошадные люди»; что «ныне в С. Не зная, что делать со скопившимися в Петербурге ямщиками, А. Меньшиков 15 марта 1715 года пишет в Сенат, что «царское Величество указал изо всех ямщиков», прибывших в столицу «на переведение, оставить здесь треть, а достальных отпустить в домы их до того времяни, как на здешних ямах дворы им построены будут; а для строения дворов их нарядить изо всех губерний», «из ямщиков, которые на переведение сюда не написаны», «со всякою плотничною снастью, и с подмогою и с провиантом до того времени, как они на здешних ямах все домы переведенцам построят»! Причем, построить эти дома должны были их же земляки, которым надо было прибыть в Петербург с плотниками и «плотничною снастью». Потом эти ямщики-«непереведенцы» должны были вернуться в свои губернии, а переведенцы снова возвращаться в Петербург!
Такие решения Петра Первого и его помощников в комментариях не нуждаются. Можно только посочувствовать русским людям, добравшимся до новой столицы в столь сложное время и вынужденным возвращаться назад без средств к существованию. Вот так и ходила Русь-матушка туда и сюда по «прешпективной» большой дороге. Ходила и умывалась слезами. Часть ямщиков из Азовской губернии осела в Чудово, также претерпев немало. Челобитные ямских людей в Сенат красноречиво рисуют картину обустройства в новом крае, по которой отчасти можно судить, как заселялся и Тосненский Ям. Он выделил дворянина Д. Шамшева для расселения ямщиков «на Волхове на Соснинке реке на новоочищенной большой дороге».
А местные «крестьяне в скасках написали, что на том месте» ямщикам «жить и селиться невозможно, потому что то место ниско, вода… стоит на том месте многое число». А «хлеба пахать и сена косить негде, потому что подошли вблизости болота». Тогда дворянин Шамшев отвел ямщикам «под дворы землю на Чудове на Кересте реке на новоочищенной большой дороге». Место лежало «от реки Керести до деревни Чудова до сельца Куртова», где представитель власти «пашенную землю и сенных покосов и лесных угодий» ямщикам отвел и «приказал им на дворовое строение лес подряжать и самим рубить, кому что пригодно». Ямщики взялись за работу, и «на том месте себе строения хоромы сторговали и лес подряжали и сами рубили и на то место возили и клали, кому что надобно». Казалось бы, все устраивалось благополучно. Однако через несколько месяцев в 1715 г. Ямщики обратились к Меньшикову с просьбой оставить их на указанном месте, для чего «послать добраго человека… а его майора Путилова, ложному его челобитью не поверить».
Через месяц, 16 февраля 1715 года, сенаторы «приказали: вышеписанных городов Касимова, Воронежа выборным ямщиком Андрея Симонова, Анисима Фролова с товарищи об отводе для поселения под дворы и пашенныя земли и сенных покосов и лесных угодий… указ учинить». Показательно в этом смысле прошение ямщиков Московской губернии, прибывших в Петербург числом 73 выти. Поселили московских ямщиков «от С.
А вот производных от него практически не было. Каково же значение слова «ямщик»? Происхождение Понятие «ямщик» восходит к временам Золотой Орды.
Представителям хана давалось специальное разрешение — ярлык, благодаря которому они могли собирать дань, беспрепятственно проезжать русские княжества и по мере надобности менять лошадей. Также им поручалось собрать деньги на почтовую службу, которая позднее получила название «ямская гоньба». Для созданной новой службы вдоль дорог были выстроены специальные избы — ямы. Они располагались на расстоянии от двадцати до пятидесяти верст друг от друга — такой была дистанция, которую мог перекрыть за день татарский гонец. На почтовых дворах посланники могли отдохнуть, восполнить свои силы и получить свежую лошадь. Так что первоначальное значение слова «ямщик» - это гонец, посланник.
Ямщики и ямы Несмотря на кажущуюся подобность, слово «яма» абсолютно не родственно слову «ямщик».
Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты.
Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции.
Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась.
Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии.
Селились ямщики отдельно от всех — слободами. И поныне в разных российских городах есть улицы с названием Ямская, Ямская слобода, Ямское поле в Москве их аж несколько. Можно конечно было и без подорожной обойтись, но это было очень дорого. Заплатить бы пришлось чуть ли не вдвое больше. Разумеется, такие поездки были по карману только очень богатым людям. Помещики, когда отправлялись в столицу в гости или по делам, предпочитали запрягать свою двуколку. Так и продолжали они свистеть и кричать что-есть мочи о своем приближении, пока в моду не вошли валдайские колокольчики.
Их подвешивали на дугу упряжки для лошади. Но звонили они так громко, что в конце концов всем это надоело. Николай I вынужден был своим указом запретить их использование. Исключения составляли фельдъегерские тройки и пожарные. Кстати, в городе Касимове Рязанской области, есть замечательный музей колокольчиков. О касимовских татарах у меня есть на этом канале публикация. По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные.
Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Первый российский паровоз отставал от них. Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал! Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа.
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие
Слово Ямщик | Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. |
Что значит слово «ямщик»? | Ямщик ударил по 783 чахлым клячам, которые, по необъяснимому вдохновению, свойственному только русским почтовым лошадям, вдруг вздернули морды и понеслись как вихрь. |
Значение слова «ямщик»
На ямщика мог наорать и ударить тростью по спине любой горожанин, любая барышня и любой пьяный купец. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей.
Что значит слово «ямщик»?
Лошади и борзые. На перекладных. Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище. Тропинина и московских художников его времени, Москва Абрам Архипов. Рязанский ямщик. Васнецовых, Киров Константин Савицкий. Больная лошадь. В метель. XIX век Вятский областной художественный музей им.
В обязанность ямщиков входило содержание станции и лошадей. Собственно перевозками занималось местное население. Однако постепенно крестьяне см. К середжине XVI в.
Ямщики стали отдельным сословием русского общества. Со второй половины XVII в.
Тут же находились мытные дворы, там мытники взимали мыто — пошлину с товаров. Кроме «неявленной» водки работники древней таможни взимали плату за многие товары, пополняя казну. Мытниками служили «инвалиды» — тогда это слово обозначало просто отставного военного. Иль чума меня подцепит, иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.
Не имея земли, не несли они и государственных повинностей. Массово они стали проявляться в русских документах после Смутного времени[7, с. Применительно к ямскому делу, «ямскими бобылями» обычно называли неких приблудных «пришлых» людей, не нанятых общиной, не имевших, как следствие, своего надела выти в ямской слободе, не имевших и семьи как минимум, на момент прихода в слободу. В ямской слободе бобыли обычно исполняли роль наймитов, обрабатывавших землю охотников и, возможно, ямских приказчиков. Кто-то из них занимался разными промыслами, а кто-то —и«черной работой». Жили ямские бобыли и своими дворами видимо, занимая дворы беглых ямщиков или просто опустелые охотничьи дворы ,ив домах ямских охотников очевидно, заплату или какие-то услуги. За право жить подданные Вышневолоцкому яму бобыли, селившиеся вновь на землях старого Выдропусского яма 67; например, бобыли на ямской земле, подданные владимирскому яму, бобыли на костромской ямской земли, подданные яму ит. Однако в целом «до конца 16 века быть ямским охотником не могло представлять серьезных выгод, по крайней мере, таких, благодаря которым состав ямских слобод делался бы более или менее устойчивым»[7, с.
Значение слова «Ямщик»
кто такой ямщик определение для детей | С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. |
Ямщик — Википедия. Что такое Ямщик | Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. |
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной | проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. |
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
Ямщики на Руси | Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. |
Что такое ямщик? Кратко о профессии | ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях. |
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие | Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. |
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик" | В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. |
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Смотреть что такое “ямщики” в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. Вот и происхождение понятия ЯМЩИК Ямщик это тот,кто на ,дорога,ход Раньше основным путем передвижения был и понятие Река Емца на Архангельщине Саамские слова емья (ямме) в значении “мёртвый” и еммне в значении “земля, страна. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. ЯМЩИК, а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.
Кто такой ямщик
Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4]. Статья автора «История События и Рассказ» в Дзене: Ямщиками в нашей стране называли кучеров, которые выполняли ямскую повинность – перевозку почты, государственных служащих, грузов. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских.
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной
Значение Ямщик — это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга.
При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась.
Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: Ямщики были освобождены от налогообложения.
Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.
В древние времена они были важной частью торговых путей и торгового обмена между различными народами и культурами. Ямщики играли ключевую роль в связи и обмене информацией между различными областями и странами. Исторически ямщики использовались для доставки почты, официальных сообщений, грузов, а иногда и пассажиров. Их служба была особенно ценной в отдаленных и труднодоступных местах, где обычные виды транспорта не могли быть использованы.
Служба ямщиков считалась пожизненной и наследственной. Они освобождались от подушной подати налога и получали наделы земли. В 1550 г. Подчинялись ямщики непосредственно Ямскому приказу.
Хотя, как видно из позднейших узаконений, прием частных писем кроме одних «купецких» был в то же время разрешен на всех трактах, однако это осталось без исполнения. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Вследствие этого, им запрещено было переходить в другие состояния, и произведена была им перепись. Так как, однако, учреждение ямов не везде производилось успешно, то явилась мысль отдавать содержание станций по подряду. Нужные для взимания лошадей как под почты, так и под частных проезжающих подорожные печатались единообразно по предписанной форме и рассылались от Ямской Канцелярии местным начальствам, которые вели для счету их книги и представляли их на ревизию в Ямской Приказ.
Казенные пакеты доставлялись безденежно, для частной же корреспонденции и проездов, хотя и не был еще выработан общий тариф, однако, для различных трактов назначены были таксы. Гоньба при Петре была от 9 до 10 верст в час. Ямщики, возившие почтовые мешки, имели при себе открытые листы, в коих на каждой станции записывался час их прибытия и отъезда. Однако, между ямскою гоньбою, ординарными почтами и иностранною почтою все еще существовало различие, причем ямскою гоньбою ведал Ямской Приказ, ординарными почтами — Посольский Приказ, а немецкой — Коллегия Иностранных Дел. На ординарные почты принимались только казенные пакеты, а иностранная почта для купеческих писем отправлялась совершенно отдельно и даже в особые дни. Наконец, понемногу сглаживаясь, различие это совершенно исчезло, вся деятельность почто была подчинены ведению одного главного лица — генерал-почт-директора, и на всех родах почт разрешен был прием и казенной, и всякой частной корреспонденции. Однако, полное уничтожение различия почт завершилось только при Елизавете Петровне, а, точнее говоря, даже при Екатерине II после радикальных перемен, произведенных ею в почтовых учреждениях. При Екатерине IIпочтам даны были подробные правила приема, записки в книги, укладки, отправления, осмотра на дороге и раздачи корреспонденции во всех почтовых местах и указаны были формы письмоводства. Генерал-губернаторам предписано было стараться об учреждении на тех же основаниях почто между губернскими и уездными городами.
Сибирская почта приведена была в лучшее состояние, положено было начало почтовому сообщению с Кавказом, даже с Константинополем, как сухим путем, так и посредством пакетботов из Херсона; предполагалось, без уничтожения хода заграничной почты через Ригу, устроить еще другой курс чрез Вену. Другой важный предмет, на который императрица обратила внимание, были почтовые тракты. Для приведения их в правильную систему, всем генерал-губернаторам предписано было доставить в Сенат планы существующих дорог, расписание станций, подробные сведения об ямщиках и почтовых домах, где таковые существовали, о почтовых таксах, - вообще обо всем, относившемся к этой части, а также сообщить предположения о том, что надобно сделать для прямого и правильного продолжения дорог по всему государству. Однако, вместе со всеми этими переменами почтовые таксы были против прежних повышены и даже почти удвоены — «для споспешествования в содержании почт». Размер весовых с писем был определен по 2 копейки с лота на 100 верст. Хотя тариф был увеличен, зато он был установлен единообразно, на всю Империю, что окончательно уничтожило всякое различие между немецкими почтами, ямщиками и ординарными почтами. При Екатерине IIна почту уже начинают смотреть, как на возможную статью государственного дохода, и с этого, следовательно, времени возникает у нас фискальное значение почты. Это выразилось в указе государыни 1766 года в следующих выражениях: «Настоящее Всероссийской Империи разделение на губернии, умножение губернских и уездных городов и приращение внешней и внутренней торговли и оборотов поставляет Государство Наше в необходимость иметь порядочные почты, которые могли бы облегчать между всеми местами сообщение, заимствуя от себя содержание свое и со временем присовокупляя и для казны доходы». Встреча помещика… ».
В книге Бржезовского автор совершенно верно указывает на то, что «перемены, произведенные в почтовом устройстве законодательством императрицы Екатерины II, в самом существе своем заключали элементы дальнейшего в том же духе развития и действительно, с некоторыми изменениями, со временем сделавшимися необходимыми, могут быть почитаемы основанием нынешнего положения почтовой части в России». Почта и прежде, как и в наши дни, имела задачей перевозить не только письма и почтовые отправления, но и пассажиров. Со времени своего возникновения, ямские учреждения служили, как мы видим, главным образом, для перевозки правительственных гонцов и служилых людей. Дишь в исключительных случаях ямские лошади и ямщики предоставлялись частным лица м и то не иначе, как по особым грамотам. Обыкновенно же частные лица разъезжали в своих колымагах, санях, тарантасах и повозках или нанимали обывательских лошадей. Однако, со времен Петра Великого езда на ямских и почтовых лошадях стала свободною для частных лиц, а проезжавшие по почте стали делиться на проезжающих по казенной и по частной надобности. Плата с лиц, проезжавших по частной надобности, была установлена высокая, и это служило причиною того, что частные лица редко ездили на ямских и почтовых лошадях. Кроме того, помещичий класс имел всегда своих лошадей и экипажи и поэтому предпочитал езду на долгих, так называли тогда такой способ передвижения в отличие от езды на ямских. Последний способ передвижения назывался ездою «на перекладных».
Первобытные русские повозки, на которых ямщики возили своих чиновных пассажиров, представляли простые телеги, сани и кbбитки. В половине XVIII столетия у людей богатых, ездивших на «долгих», стали появляться венские коляски, а в царствование императрицы Екатерины IIпоявились уже и кареты как двухместные, так и четырехместные, причем в 60-х годах XVIII столетия четырехместная карета стоила всего от 30 до 50 рублей. Зимою ездили в обыкновенных санях, называвшихся также как и теперь «розвальнями» и «пошевнями», а также в двухместных и четырехместных санях и в возках. Так как по дороге сколько-нибудь благоустроенных гостиниц почти не было, то пассажирам приходилось брать с собою и кухню, с съестные припасы, и постели, и, таким образом, путевые экипажи всегда были перегружены, представляя собою целые горы. Иллюстрация к «Станционному смотрителю» А. Из книги: Александр Пушкин. Повести Белкина. Только в 1770 году пришли к мысли, что все телеги и повозки эти отжили свой век, а поэтому учреждена была первая фурная или колясочная почта из Петербурга в Нарву для еженедельной перевозки пассажиров. Попытка эта, однако, не имела успеха, так как провоз пассажиров в почтовых фурах обходился дороже, чем в ямских кибитках.
Устройство фур было сложно и когда они портились, то далеко не на всех станциях можно было найти людей, умевших исправить порчу. Даже в самом начале XIX столетия перевозка пассажиров на почтовых лошадях находилась почти в том же первобытном состоянии, в каком она была и в первой половине XVIIIвека; только лица, нанимавшие почтовых лошадей для перевозов в своих экипажах, пользовались известными удобствами. Появившиеся затем локомотив и почтовые пассажирские вагоны совершенно изменили и письменную, и товарную, и пассажирскую почту. Все эти роды почт оказались теперь во власти культурного «железного коня», который заменил отслужившую свою службу лошадь, почтовый тарантас и почтовые кареты. Удобства пассажирского передвижения, пересылки писем и почтовых пакетов развили постовые операции нашего времени до таких размеров, о которых никогда и не мечтали не только наши деды, но и наши отцы". Иллюстрации к статье подобраны редакцией сайта Приложение. Некоторые архивные источники для исследований по теме «ямы и почта в старину на примере Владимирки, Рогожского Яма, села Рогожи, города Богородска в помощь краеведам Составил Е.
Когда я на почте служил ямщиком…
Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности.
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Ямская повинность Подробнее по этой теме см. Ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Ямские казачьи полки Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях.
Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков.
Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций. Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу.
Фото: hitrovka. Одна лишь одежда, согласно документам 1628 года, обходилась ямщику в 6,4 рублей: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Для сравнения — корова в то время стоила 2 рубля.
Скорость их должна быть высокой — не менее 18 вёрст в час. Затем лошадь нужно было останавливать для отдыха, так как она просто могла упасть замертво.
Сменив лошадь, можно было ехать с прежней скоростью. Вот почему скорость движения по трактам была разная. Быстрее всех ехали курьеры и фельдъегеря, проделывавшие в сутки 200 верст. Остальным удавалось проехать не более 100-150 верст в сутки. Так, например, путешествовал А.
В 1833 г. Самым дешевым способом передвижения, когда путник становился независимым от почтовых трактов, была езда на своих лошадях в личном экипаже. Езда неторопливая, со скоростью не более 5-6 верст в час с частыми остановками для отдыха и кормления лошадей. Можно было также нанимать лошадей с ямщиком. Тот вез до определенного места, где без большого труда можно было найти другого ямщика.
Такой способ передвижения назывался «на вольных». Правда, стоило это дороже, чем езда на почтовых. Важные сообщения везли гонцы Простую почту передавали эстафетой, важные сообщения везли особые гонцы. За корреспонденцию почтальоны отвечали своей головой: «Ехать… им по почтовым станам, переменяясь наскоро, денно и нощно, нигде не мешкая ни четверти часа. А буде который почтарь в пути ехать медленно или оплошно и в указанные часы не спеет, или письма подмочит, или пьянством утеряет и за таким почтарем по указу великого государя учинена будет смертная казнь».
Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали — ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба. Ямская гоньба не была регулярной, как таковая она возникла гораздо позже. Путешествовали по почтовым трактам редко.
Это было дорогое удовольствие для людей нечиновных, невоенных. Для езды по почтовым трактам была нужна подорожная. Ее выдавали в местной полиции, либо в местной управе. Подорожная была свидетельством, в котором указывалось, сколько лошадей, в соответствии с чином и званием, положено было подателю документа. Если путешественник ехал по личной надобности, то сразу оплачивал поездку и получал простую подорожную, а если по казенной надобности, т.
Плату называли прогонами и взимали ее поверстно, т. Без документов выехать из города было вообще затруднительно — на выезде из больших и малых городов стояли заставы, на которых дежурили офицеры, проверявшие подорожные. Лишь после проверки нестроевой солдат, или, как тогда говорили, инвалид, поднимал шлагбаум. Подорожная непременно отмечалась в специальной книге станционным смотрителем. Дилижансы — между Москвой и Петербургом Нередко проезжающим приходилось ждать лошадей, ведь в первую очередь их давали для курьерской, то есть скоростной почты и фельдъегерей.
А уже с 1 сентября 1820 года между Москвой и Петербургом начали курсировать дилижансы. Такой порядок наблюдался повсеместно, строго контролировался, таким он был и в Клинском уезде. Самыми людными почтовыми трактами были Московский и Нарвский. Через равные промежутки, примерно через 30 верст, по трактам были размещены почтовые станции. Почтовые тракты Московской губернии… В связи с этим сразу вспоминаются строки народных песен «Когда я на почте служил ямщиком…» или «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…».
Много исторических событий связано с передвижением по этому тракту, в равной степени, как и проезд знаменитых людей. О чем мог рассказать колокольчик? На станциях содержалось обычно до шести лошадей. Звон поддужных колокольчиков был слышен издалека, и, едва услышав их, станционный смотритель начинал суетиться, готовить лошадей, груз — почта должна была двигаться по расписанию, без задержки. По звуку колокольчиков опытные люди могли определить скорость тройки и состояние дороги.
Ямщиков секли, отстраняли от работы, сажали в холодную — не помогало ничего. По-прежнему, завидев станцию, они предпочитали залихватски свистеть. Кто первым догадался повесить под дугу двухфунтовый колокольчик 800-900 г , неизвестно. Колокольчики начальство быстро разрешило, а рожки остались символом русской почты, и герб Клина как раз тому свидетельство.
Ямщики существуют с самых древних времен, их происхождение уходит в глубокую историю. В древние времена они были важной частью торговых путей и торгового обмена между различными народами и культурами. Ямщики играли ключевую роль в связи и обмене информацией между различными областями и странами. Исторически ямщики использовались для доставки почты, официальных сообщений, грузов, а иногда и пассажиров.
Разбираемся, что такое ямщик
Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. Впоследствии на ямщиков была возложена обязанность поддержания почтовой связи (ямской гоньбы). Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских.
Другие новости раздела «Из истории»
- Чернский районный историко - краеведческий музей им. Н. А. Вознесенского | Новости
- Русский ямщик – а вы знали, что
- Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
- Слово Ямщик (Александр Смирнов Мир Снов) / Проза.ру
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
В случае нарушения целости сургучных печатей на государственных письмах ямщика ждало предварительное заключение и доставка в Москву на допрос а значит, снова пытки. А за каждый час опоздания ямщикам полагался один удар кнутом. В общем, служба была не из легких. Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин.
Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г. Пушкина Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную — специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» — деньги за прохождение лошадью определенного расстояния — пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию.
Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот». Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря 10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей… В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите.
Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов.
И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной.
Схорони меня здесь, в степи глухой, Вороных коней отведи домой. Отведи домой, сдай их батюшке, Отнеси поклон старой матушке. Молодой жене ты скажи, друг мой, Чтоб меня она не ждала домой… Кстати, ей еще не забудь сказать: Тяжело вдовой мне ее кидать! Передай словцо ей прощальное Пусть о мне она не печалится — С тем, кто по сердцу, обвенчается! Голосит она, в степи стон стоит, Та же песня в ней ямщика звучит. В глухой степи замерзает ямщик.
Лютый мороз, но он просит товарища похоронить его здесь. Допустим лето, жара, тушка разлагается, можно было еще понять. А тут зима, замерзшему трупу ничего не будет. Однако умирающий не желает, чтобы его тело товарищ довез до ближайшей деревни или станицы. Чтобы покойника отпели и похоронили по-христиански на кладбище. Он так же не желает, чтобы власти убедились в том, что его смерть была не насильственной Как товарищ посреди степи в лютый мороз должен вырыть могилу? Как минимум у него должен быть лом и лопата.
Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: «Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И.