Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке. Вот неужели командир террористической группы, захватившей Театральный центр на Дубровке, Мовсар Бараев всерьёз мог рассчитывать, что в обмен на захваченных заложников государство откажется от результатов победоносной военной операции. 23 октября 2002 года стал черным днем для России — вооруженные килограммами взрывчатки террористы захватили Театральный центр на Дубровке. Лента новостей. Politico объяснила сдержанность Байдена на фоне удара Ирана по Израилю Политика, 07:11. Ирина Фадеева, заложница театрального центра на Дубровке: «Мы с ним были вместе в зале.
Театральный центр на Дубровке, что там сейчас
Легендарный спектакль Театра на Дубровке "Норд-Ост" обретает новую жизнь на больших киноэкранах. Да, действительно, сейчас иногда даже русскую женщину можно бывает встретить в хиджабе. После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале. Ровно 20 лет назад, 26 октября 2002 года, начался штурм Театрального центра на Дубровке, захваченного террористами во время мюзикла «Норд-Ост». После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале. 26 октября 2002 года спецслужбы России провели вынужденную операцию по освобождению заложников, захваченных в здании Театрального центра на Дубровке в Москве группой вооруженных боевиков.
«Мы идем умирать»: что произошло на Дубровке в «три черных дня» ровно 19 лет назад
Ровно 20 лет назад, 26 октября 2002 года, начался штурм Театрального центра на Дубровке, захваченного террористами во время мюзикла «Норд-Ост». Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор.
Легендарный "Норд-Ост" снова выходит к массовому зрителю
Ее застрелили. Военный юрист Константин Васильев предложил себя в заложники вместо нескольких детей. Боевики приняли его за шпиона и тоже хладнокровно убили. Благодаря им удалось вызволить из плена несколько десятков человек, в основном несовершеннолетних. Общий туалет — в оркестровой яме. Людям не разрешали вставать с кресел и не гасили яркий свет. В заложниках оказалась и почти вся детская труппа мюзикла.
Рано утром 26 октября первая группа бойцов незаметно проникла в подвал. В стенах и перегородках проделали небольшие отверстия. Через них в здание запустили газ. Штурм начался около шести утра и продлился всего несколько минут.
В середине его устроен внутренний двор с фонтаном, с площади перед театральным зданием в него ведут две проездные арки, закрытые решетками. От основного объема крытый переход-мост ведет к отдельному меньшему объему кинозала. Убранство здания типично для позднего советского модернизма — простые формы, монументальные пилоны конструкций, большие поверхности остекления, облицовка светло-серым камнем.
Наиболее любопытен объем кинотеатра — его трапециевидные глухие боковые стены эффектно контрастируют с жестким повторением пилонов основного здания.
В 2019 году был снят фильм «Последнее испытание». Он основан на реальных событиях. Но о Дубровке в нем — ни слова.
Фото: «Последнее испытание» В результате проведенной спецоперации все находившиеся на тот момент в здании террористы были уничтожены, а большая часть заложников освобождена. И когда в октябре 2001 года прошла весть о том, что в столице состоялась премьера первого «посконного, домотканого расейского» мюзикла, конечно, я загорелся его увидеть! Но попал в Театральный центр у метро «Дубровка» Москва, ул. Показы там шли ежедневно.
Видимо, было подготовлено несколько составов исполнителей. Его специально взяли в долгосрочную аренду и переоборудовали под это грандиозное шоу. Должен признать, что спектакля такого масштаба, с такой сложностью декораций, мощью световых спецэффектов я не видел до этого никогда! Огромные движущиеся пандусы, гигантские льдины, все время перемещающиеся в свете рампы… Самолет чуть ли не в естественных габаритах, приземляющийся на сцену… Поезда в натуральную величину, проезжающие в разных направлениях… Всплывающий громадный остов шхуны… Все это требовало, конечно, большого пространства.
Что и мог предоставить постановщикам дом культуры бывшего завода-гиганта. Это была очень многолюдная постановка. Как положено в классическом мюзикле: много песен, много хореографии. Масштабные массовые сцены.
Причем в них очень много было задействовано детей. В целом все это производило очень сильное впечатление. Чтобы иметь возможность обозревать весь масштаб, я намеренно купил билет в первом ряду на балконе. Примерно в середине.
Планировка зала там была стандартной для типового дома культуры, возведенного в стиле советского конструктивизма. Очень напоминала зал в нашем саранском РДК, но более вытянутый в ширину. Все увиденное меня так захватило, что даже не помню сейчас, насколько это все было продолжительно по времени, был ли антракт… Причем поразительно, но совсем в памяти не осталось какой-то музыкальной темы, ключевой мелодии, песни, арии. Только общее ощущение восторга от масштаба и яркости.
Наверное, потому, что авторами либретто и музыки мюзикла созданного по мотивам легендарного романа Вениамина Каверина «Два капитана» , а также его продюсерами были Алексей Иващенко и Георгий Васильев, знаменитые некогда барды. Им, видимо, хватило таланта и мастерства придать всему задуманному требуемую музыкальную форму. Я был на их могилах. И каково же было мое удивление, когда пришел все в тот же бывший клуб подшипникового завода!
Он сменил название, даже в билете адрес был указан измененный. В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки. Захват случился сразу после песни летчиков и поначалу был воспринят зрителями как часть спектакля. Террористы во главе с Бараевым зашли в зал двумя группами: одна поднялась на сцену, и кто-то из преступников сразу же выстрелил из автомата в потолок.
Другие зашли в зал с центрального входа и быстро распределились среди сидящих. Бандиты находились в крайнем возбуждении и совершенно точно знали, что делали: они готовили бойню… Сначала заложникам позволили позвонить домой, сообщить о захвате. В конце зрительских рядов разместились женщины-смертницы с поясами шахидов.
Желание Араза Агаларова восстановить «Крокус Сити Холл» с точки зрения ведения бизнеса весьма оправдано. Земля здесь на вес золота, она очень выгодна с точки зрения ведения бизнеса, поэтому есть мотивы восстановить. В 2002 году после теракта в «Норд-Осте» Центр культуры на Дубровке возобновил свою работу. Прецедент восстановления подобного объекта есть, и об этом тоже надо помнить. По-человечески, учитывая трагедию, которая произошла, понять это пока сложно.
«Люди поспят и проснутся»: штурм «Норд-Оста», как это было
Полная картина случившегося на Дубровке, конечно, сложилась позже, после выяснения всех действий боевиков в здании Театрального центра. По факту захвата Театрального центра на Дубровке уголовное дело было возбуждено прокуратурой Москвы сразу в день захвата театра — 23 октября 2002 года. 23 октября 2002 г. чеченские боевики захватили Театральный центр на Дубровке в Москве, где зрители смотрели мюзикл «Норд-Ост». Ирина Фадеева, заложница театрального центра на Дубровке: «Мы с ним были вместе в зале. Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. Иосиф Кобзон выводит из здания Театрального центра на Дубровке гражданина Великобритании, женщину, уроженку Сергиева Посада, и трех девочек.
18 лет назад чеченские боевики захватили «Норд-Ост». История жестокой трагедии России — в 20 фото
Один процент из ста, что кто-то выберется живым, думал я. Удивительно проявила себя моя девушка: если я пытался дипломатично себя держать с боевиками, она, на тот момент ученица 11-го класса, вела себя дерзко. Я переживал, что ее ударят или убьют, но женщин они как-то терпели — видимо, всерьез не воспринимали, а мужчин сразу били или стреляли в них. Примерно на второй день снаружи началась стрельба, боевики выбежали из зала, а шахидки выстроились рядами и достали батарейки, чтобы вставить их в детонаторы. Я спросил у шахидки: «Это что, всё? Но потом стрельба утихла, обошлось. Родственники заложников у здания ДК на Дубровке. Потом нам сказали, что начались переговоры, пришли врачи, стали давать воду, все расслабились. Я спросил шахидку, можно ли мне прилечь на ступеньках, она разрешила. Мне стало казаться, что нос у меня забит какой-то дрянью, потом я очнулся уже в кислородной маске, а рядом были врачи. Всё это случилось накануне моего дня рождения — 30 октября мне исполнилось 22 года.
Когда я пришел в себя, врачи спросили, сколько мне лет. Я ответил: смотря сколько я пролежал без сознания. Друзьям говорю: можете поздравлять меня заранее, у меня теперь два дня рождения. После долгой отключки у меня испортился слух. Когда общаюсь с одним человеком, смотрю на губы, а в большой компании тяжело общаться. Председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах профессор Леонид Рошаль выходит из здания ДК на улице Мельникова. Я не знал, что этот мюзикл осовременили и там вместо римских легионеров в первом действии на сцене появляются люди в камуфляже. И когда они появились, я обмер. Думаю: как, опять? Да сколько ж можно!
Это было натуральное дежавю. Потом началась увертюра, и я понял, что всё хорошо. Советник президента Сирии Луна Аш-Шибль — о возможной федерализации страны, переговорах с курдами и произошедшем в Казахстане Я работал программистом в разных компаниях, был женат, потом развелся, сейчас в отношениях. Детей пока нет, но уверен, что будут. Последствий я не ощущаю, главное, мы выжили. Руки и голова на месте, работать могу, моя жизнь хуже не стала. И мне не хочется ныть. Три из них достались социальному работнику района Соколиная Гора Галине Будницкой. На мюзикл они собирались идти с мужем Сергеем и дочерью Ириной, но в последней момент у Галины на работе заболел заместитель, и она отдала свой билет племяннице Ксюше. Все они остались живы.
У меня был срыв, хорошо, что старшая дочь с внучкой были дома. Все три ночи были бессонные, но по ночам им разрешали звонить, мы были на связи. Машины скорой помощи готовы к приему пострадавших заложников. Но тот сказал, что 13 и 14 лет — это не дети, в Чечне в этом возрасте уже оружие держат. Ксюша первое время плакала, потом они стали играть в слова и города — муж старался их отвлекать. Он предвидел, что будет газовая атака, намочил всем края одежды, велел прикрывать рот и нос, положил девочек на пол и сам на них прилег. После освобождения их развезли по разным больницам, причем мужа по ошибке записали погибшим. Но мы его нашли в Склифе живым, через три дня он вышел. Девчонок выписали на следующий день после захвата. Спецназовцы выносят заложников из здания ДК на улице Мельникова.
Девчонкам было тяжело — до сих пор нервы на взводе, невроз, истерики.
На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым. Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни». Тем временем двое боевиков прикрепили на сцене лозунг на арабском языке. Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям.
Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск. На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах. Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать.
Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку. Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму.
Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии. Если время истекало, доступ в яму прекращался.
И это была пытка. В пытку превращалось и само посещение этой ямы. Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом.
Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее. Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах. Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках.
Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета. Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя. Эти две девочки были старшеклассницами.
Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать». Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо.
Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались! Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман. Юрий Жаботинский был доктором технических наук, профессором, автором 70 изобретений, руководителем научно-производственной фирмы «Старт» Источник: книга «Комета моей судьбы» Успокаивая девочек, сам ты в благополучный конец не верил.
Я это поняла, когда террористы велели звонить своим родным и знакомым, чтобы те устроили митинг на Красной площади с требованием вывести русские войска из Чечни. Свой телефон я забыла, и звонил ты. Позвонив Игорю Романову, ты передал, что требуют террористы, и попросил его позаботиться о дочери. Но ты, как будто не слыша меня, начал вызывать Олин номер. Потом бандиты под угрозой расстрела отобрали все телефоны.
Но, несмотря на нехорошее предчувствие, духом ты не пал. Когда обстановка в зале накалилась в очередной раз, я, чуть не плача, сказала: — Юрочка, прости меня, что я тебя сюда привела. Ты, не задумываясь, ответил: — Ну, что ты, Тата.
А что касается памяти, так после целого ряда терактов прошлых лет спустя время были вновь отстроены здания, и никто ничем не возмущается. Там тоже теракты были. И в Питер не ногой? А город весь стоит на костях, — парирует критикам Елена Семеренко. Тоже люди погибли, разрушено здание было, и что, разве забросили и перестали отстраивать? Нет, отстроили, потому что не место красит человека, а человек место, — убеждена Татьяна Каменских. И людей не в «Крокусе» похоронят.
Так что надо восстанавливать, если есть возможность. И первый концерт, назло врагам, провести митинг-концерт и деньги первые от концерта на памятник у входа поставить, — считает женщина. Владельцев «Крокуса» призывают наказать по всей строгости А вот в чём большинство пользователей соцсетей сходятся, так это в том, что на владельцах «Крокуса» лежит как минимум часть вины за гибель людей. В адрес Араза Агаларова летят упрёки: — Лучше бы поддержал семьи погибших. Столько задохнулось людей из-за неработавшей системы пожаротушения. Ему ответить бы по всей строгости, а не хвастаться восстановлением, — говорят в Сети. Действительно, как рассказали те, кому удалось спастись от кровавой бойни и пожара, многие эвакуационные выходы были заперты, а часть проходов, вопреки всем пожарным нормам, была завалена мусором и коробками. Это подтверждают и пожарные: один из спасателей рассказал РБК, что часть эвакуационных выходов оказалась перекрыта, а системы пожаротушения сработали не в полной мере. Люди считают, что если бы владельцы «Крокуса» следили за соблюдением требований безопасности, жертв было бы намного меньше, ведь большая часть погибших элементарно задохнулись в дыму или оказались раздавлены рухнувшими многотонными конструкциями. Сам Араз Агаларов, президент «Крокус Интернешнл» и отец известного певца Эмина, поспешил заверить журналистов, что «сработало абсолютно всё».
Он уверяет, что системы несколько часов удерживали конструкцию от обрушения, что дало зрителям время на спасение. Фото: t. Впрочем, вероятнее всего, никаких нарушений со стороны владельцев не обнаружат — ведь не нашли же ничего криминального в том, что ЧОПовцы, которые охраняли площадку в день концерта группы «Пикник», даже не были вооружены и не смогли противостоять террористам с автоматами. Как выяснилось, это обычная практика — считается, что в таких ситуациях необходимости в вооружённой охране нет.
Ее застрелили. Военный юрист Константин Васильев предложил себя в заложники вместо нескольких детей. Боевики приняли его за шпиона и тоже хладнокровно убили. Благодаря им удалось вызволить из плена несколько десятков человек, в основном несовершеннолетних. Общий туалет — в оркестровой яме. Людям не разрешали вставать с кресел и не гасили яркий свет. В заложниках оказалась и почти вся детская труппа мюзикла. Рано утром 26 октября первая группа бойцов незаметно проникла в подвал. В стенах и перегородках проделали небольшие отверстия. Через них в здание запустили газ. Штурм начался около шести утра и продлился всего несколько минут.