Данный праздник также часто называют Новруз, Нуруз, Наурыз, Навруз-байрам. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ.
Навруз - Новый год по Природному календарю
Международный день Навруз: все о празднике, традиции и обряды | Назывался этот праздник – Навруз (в переводе с фарси «новый день»). |
Праздник Навруз | Навруз – день весеннего равноденствия, ежегодно отмечается в Узбекистане как государственный праздник. |
Навруз 2024. Как отмечать праздник персоязычных и тюркоязычных народов
Что такое Навруз и почему он важен 20 марта 2,2K прочитали Персидские и тюркские народы традиционно отмечают собственный день весеннего равноденствия — древнейший праздник Навруз. Он знаменует начало сельскохозяйственного года, поэтому его еще называют «персидским Новым годом». В 2024 году Навруз отмечают 21 марта. О традициях, истории и обычаях народного праздника — в материале «360». Иранские женщины, одетые в национальные костюмы, празднуют приближающийся Навруз, или иранский Новый год. Считается, что иранские и тюркские народы начали отмечать его одновременно с возникновением земледелия и земледельческого календаря, а сам праздник и его главные традиции быстро распространились по всем сопредельным странам. Навруз празднуют в день весеннего равноденствия, поэтому ежегодно праздник выпадает на 20—21 марта — это связано с возникновением у народов Средней Азии и Ирана календаря солнечного летоисчисления семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. В этом году День весеннего равноденствия отмечали 20 марта, а Навруз выпал на следующий день — 21 марта. Национальный праздник Навруз в Узбекистане, 1990 год.
В 2009 году Навруз включили в Репрезентативный список нематериального наследия человечества как культурную традицию, а с 2010 года ежегодно 21 марта отмечают Международный день Навруз, установленный резолюцией ООН. История и суть Навруза Официальный статус национального праздника Навруз приобрел в персидской империи Ахеменидов еще в VI—IV веках до нашей эры, согласно информации из электронной иранской энциклопедии. Возникновение праздника у тюркских народов, как и у славян, связано с культом Солнца, возрождением всего живого, приходом астрономической весны и наступлением нового года. Старейший источник, где упомянули празднование Навруза, который помимо солнечного культа связали с именем древнеперсидского пророка Заратуштры , — священная книга зороастрийцев «Авеста». Согласно учению, люди каждую весну должны отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» — земле, растениях, воде, небе, животных и человеке. Однако Навруз отмечают не во всех мусульманских странах — например, на Ближнем Востоке его празднуют только те народы, которые жили там еще до прихода арабов и распространения ислама. Более того, в Сирии Навруз официально запретили, а в Турции сняли запрет на его празднование лишь в 1991 году. Навруз как официальное начало нового года по солнечному календарю отмечают в Иране, Афганистане, Македонии, Иракском Курдистане, Индии, Азербайджане, Турции и других государствах.
В России и странах СНГ праздник отмечают татары, киргизы, башкиры, узбеки, казахи и таджики.
Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов.
Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е.
Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла».
В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись!
Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е.
Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон.
Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен».
Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение.
Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды.
Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием.
Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996.
Это яблоко «себ» как символ красоты и здоровья, пророщенные зерна пшеницы «сабзи» — символ возрождения природы, уксус «серке» — символ долголетия и терпения, дикая маслина «сенджед» — знак любви, монета «секке» — символ процветания, чеснок «сир» как символ здоровья и, наконец, сумах — специя, символизирующая солнце и победу над злом. К этой «инсталляции» нередко добавляют раскрытый Коран или томик любимого персидского поэта, а также мини-аквариумы с золотыми рыбками, символизирующими счастливую жизнь.
Новогодние торжества продолжаются две недели. Вдоволь наотмечавшись дома и посетив живущих поблизости родственников, весь Иран отправляется в дорогу — навестить тещу в Захедане, давних друзей в Мешхеде или просто попутешествовать по стране. Те же, кто не хочет покидать дом слишком надолго, «путешествуют» до ближайшего городского парка. Тем более что традиция советует провести на природе тринадцатый день после Навруза, чтобы не столкнуться с заглянувшими в дом злыми духами.
Мужчины ставят палатку, женщины готовят обед на газовом примусе, заваривают чай — и семейный пикник удался! Лакский лайфхак: разбудить весну будильником Главная забота в каждой семье — встретить весну достойно. У лакцев для этого еще накануне праздника, 20 марта, готовят сладкие пироги «барта», а к вечеру 21-го — мясной суп «итти нак» с растертыми пшеничными зернами. Как правило, утром того же дня их перемалывает старшая в доме женщина.
Для этого во двор выносят ручные каменные жернова, которым запросто может быть лет сто, а то и двести. Фото: Сергей Новиков Каменные жернова для перемалывания зерна. Фото: Сергей Новиков А мужчины собираются в центре села, чтобы разбудить весну. Начинается самая шумная часть праздника.
А в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане принято поздравлять друг друга приветственными словами "С праздником Навруз! Повсеместной традицией считается приготовление праздничного стола. Во многих странах Навруз немыслим без блюда суманак или сумаляк — сладкой каши из проросших зерен пшеницы.
В Азербайджане главным угощением называют плов, а также традиционные сладости: шекербуру, пахлаву и гогал. В древние времена Навруз праздновался более 53 дней, однако сейчас празднование сократилось в среднем до одного-трех дней. Отмечают праздник весны и в нескольких регионах России — в Татарстане, Дагестане и Башкирии.
Кроме того, Навруз популярен у народов тюркского и персидского происхождения, живущих за пределами своих стран. Почему на Навруз красят яйца Многих удивляет, что народы, исповедующие ислам, украшают праздничный стол разукрашенными яйцами. Для большинства эта традиция связана с Пасхой.
А вот народы Ближнего Востока и Средней Азии красят яйца именно в честь Навруза — праздника наступления весны. Традиция пошла с доисламских времен, а разукрашенное яйцо символизирует зарождение жизни.
Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника
Ходят друг к другу в гости, дарят подарки, поздравляют с наступившим новым годом. С таджикского языка Навруз переводится как «Новый день». Его отмечали в этих краях еще несколько тысяч лет назад. А вообще свои корни этот праздник берет со времен зороастризма. Несмотря на исламизацию региона в 7-9 веках, праздник удалось сохранить до наших дней. Праздник Навруз включает в себя много различных традиций и ритуалов.
Одним из них является уборка дома. Перед праздником принято чистить жилища, выкинуть старые и разбитые предметы. Также принято украшать дом ветками плодовых деревьев. Это делается для того, чтобы год был урожайным и благополучным. Красиво накрытый стол — это еще одна традиция Навруза.
Центральное место на праздничном столе занимает «Суманак» - десерт, который готовят в каждом доме, и считается главным блюдом. Готовят его из проросшей пшеницы.
Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три.
Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба.
На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы.
В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы.
Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза.
Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание.
Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким!
Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е.
В самом центре стола среди изобилия мясных и рыбных блюд размещают сумаляк. Это ритуальное яство готовится долго, поэтому хозяйки начинают им заниматься еще накануне. Блюдом обязательно угощают всех своих гостей. А для детей имеется масса угощений в виде фруктов, пахлавы и прочих восточных сладостей. Традиции Важность этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество традиций, обрядов и обычаев — все они связаны с магическими действиями, культом природы и плодородия. Готовиться к Наврузу мусульмане начинают за месяц до праздника — особенно предпраздничными считаются вторники чершенбе. Каждый из них имеет свое название в соответствии с стихией природы воды, огня, земли и ветру , "пробуждению" которой она посвящается. Свои древние традиции и обряды имеет каждый вторник, многие из них сохранились по сей день. В первый вторник сажают "сямяни" проросшие семена пшеницы , неотъемлемый символ Навруза — символ жизни, богатства, здоровья и благополучия семьи. Традиции празднования Навруза во всех странах примерно одинаковы существует традиция в ночь перед праздником окуривать жилища дымящимися веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Перед праздником, по традиции, также нужно примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверью, добрые ангелы-фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого помыслы чисты, кто душой светел, у кого в доме убрано. Поэтому хозяева перед Наврузом стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Все работы по дому, связанные с празднованием Навруза, по традиции нужно завершить накануне, в том числе уборку, приготовление блюд к празднику, украшение жилища зелеными ветками яблони и граната. Люди считали, что вода смоет весь негатив, поэтому обязательно перед праздником стирали одежду, особенно детскую.
Отмечается он как день Навруз Новый год у иранских и тюркских народов. В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом. Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья. Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.
Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз
Да будет новый день, или что такое сумаляк | Навруз — праздник, связанный с началом нового периода. |
В Ташкенте отмечают Навруз – международный праздник весны и обновления природы | Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. |
ООН в одиннадцатый раз объявила 21 марта Международным днем Навруза | Хотя Навруз считается семейным праздником, гостям в этот день особенно рады. |
Навруз-2022: почему в этот праздник нужно подслушать разговор соседей
Навруз — праздник, связанный с началом нового периода. «Навруз – это также праздник богатого культурного наследия и разнообразия человечества, – отметил Гутерриш. Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских. Праздник Новруза в Азербайджане отмечается очень весело и богато, ведь согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на столе должны обеспечить материальное благополучие семьи в новом году. Новруз с персидского означает «новый день», а в тюркских странах праздник Весны ранее именовался Тураном (до сих пор чуваши называют этот праздник как "Тура"), что доказывают древнекитайские летописи и тюркский дастан "Эргенекон", созданный 3 тысячи лет назад.
“Праздник Навруз”
Празднуется он восточными народами в день весеннего равноденствия 21 марта 2023 года , когда день равен ночи. Считается, что именно с этого дня начинается активное пробуждение природы от зимнего сна. А люди, благополучно пережив тяготы зимы и воздавая за это хвалу Всевышнему, сделали этот день истинным торжеством. Навруз Байрам очень похож на привычную нам Масленицу. Посадить дерево, обнять человека У восточных народов посадка дерева в день Навруза считается великим поступком во благо матери-природы. Также традиционными для этого широкого праздника считаются приготовления национальных блюд, проведение национальных игр, обмен объятиями при встрече, прощение обид и пожелание себе и другим всего лучшего.
Ведь чистый дом - это символ чистоты, мира и нового благополучия. По случаю праздника Навруз таджики готовят разнообразные блюда и напитки, накрывают праздничный стол. Суманак - это праздничное блюдо приготовленное из ростков пшеницы. Сама трава является символом возрождения природы и здоровья, красоты, мира и спокойствия в жизни. Еще в прошлые века, во время Навруза, таджики украшали праздничный стол семьювидами фруктов. В каждом доме на стол выкладывали разные фрукты, будь то яблоки, гранаты, виноград, амруд, грецкие орехи, миндаль, фисташки, курага, малина, изюм и другие. В дни Навруза также готовят особые весенние блюда из вкусных трав и злаков. Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы.
Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза, - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек. После распространения ислама в Иране и Средней Азии Навруз был запрещен, но, несмотря на преследования, широко отмечался в народе, особенно популярны были его обряды, связанные с практикой земледельцев, например, обряд первой борозды - начало весеннего сева. В Средние века мусульманское духовенство, не сумев искоренить этот народный языческий праздник, внесло в него некоторые исламские компоненты. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а День весеннего равноденствия - выходным днем. В древности время наступления Навруза определялось астрологами. Сейчас их сменили астрономы, которые вычисляют наступление праздника с точностью до минуты. В 2015 году День весеннего равноденствия, наступит 21 марта в 01. Суть праздника - торжественная встреча весны. Обряды Навруза лишь незначительно варьируются из страны в страну, из области в область. Они связаны с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. Примерно за две недели на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зелёные ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе к празднику зерно проращивается ещё раз — чтобы стать основой для праздничного блюда. Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта. Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды.
Самый главный день праздника - первый, 21 марта. В этот день принято накрывать праздничный стол и угощать всех знакомых, соседей и каждого встречного «новогодними» яствами, главные из которых - халиса и сумаляк они готовятся только раз в году - на Навруз. Халиса готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. А сумаляк приготавливается из проросшего зерна пшеницы с добавлением муки и сахара. Начинают готовить эти сложные блюда накануне праздника. Все женщины большой семьи, общины в современных условиях многоэтажек - соседки собираются у больших котлов и всю ночь по очереди помешивают блюдо, чтобы оно не подгорело на дровяном огне. Часто на дно котла кладут горсть небольших камней, не в качестве приправы, разумеется, а чтобы при помешивании лучше перемалывалось и не подгорало густое ритуальное блюдо. Считается, что если кому-то случайно попадет «счастливый» камешек, то его обязательно ждет удача в Новом году. Чтобы долгий и трудоемкий процесс у костра не превратился в утомительную обязанность, его сопровождают музыкой, песнями и танцами, начиная тем самым веселую встречу Нового дня. А утром каждая женщина отнесет домой свою долю от общего котла.
Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника
история и традиции праздника. В древний праздник Навруз нельзя работать, поэтому уборку и многие домашние дела хозяйки проводят накануне. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. 21 марта отмечают Навруз – день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы.
Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника
«Навруз – это также праздник богатого культурного наследия и разнообразия человечества, – отметил Гутерриш. Навруз — праздник прихода нового года и весны по астрономическому солнечному календарю — приходится на период весеннего равноденствия. Так ежегодно празднование Навруза совпадает с днем весеннего равноденствия. Назывался этот праздник – Навруз (в переводе с фарси «новый день»). Навруз – весенний праздник нового года, своими корнями он уходит в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии. Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы.
Навруз 2023: дата, история, где и как отмечают праздник
Состав «хафт син» не изменился с глубокой древности. Это яблоко «себ» как символ красоты и здоровья, пророщенные зерна пшеницы «сабзи» — символ возрождения природы, уксус «серке» — символ долголетия и терпения, дикая маслина «сенджед» — знак любви, монета «секке» — символ процветания, чеснок «сир» как символ здоровья и, наконец, сумах — специя, символизирующая солнце и победу над злом. К этой «инсталляции» нередко добавляют раскрытый Коран или томик любимого персидского поэта, а также мини-аквариумы с золотыми рыбками, символизирующими счастливую жизнь. Новогодние торжества продолжаются две недели. Вдоволь наотмечавшись дома и посетив живущих поблизости родственников, весь Иран отправляется в дорогу — навестить тещу в Захедане, давних друзей в Мешхеде или просто попутешествовать по стране. Те же, кто не хочет покидать дом слишком надолго, «путешествуют» до ближайшего городского парка. Тем более что традиция советует провести на природе тринадцатый день после Навруза, чтобы не столкнуться с заглянувшими в дом злыми духами. Мужчины ставят палатку, женщины готовят обед на газовом примусе, заваривают чай — и семейный пикник удался! Лакский лайфхак: разбудить весну будильником Главная забота в каждой семье — встретить весну достойно. У лакцев для этого еще накануне праздника, 20 марта, готовят сладкие пироги «барта», а к вечеру 21-го — мясной суп «итти нак» с растертыми пшеничными зернами.
Как правило, утром того же дня их перемалывает старшая в доме женщина. Для этого во двор выносят ручные каменные жернова, которым запросто может быть лет сто, а то и двести. Фото: Сергей Новиков Каменные жернова для перемалывания зерна. Фото: Сергей Новиков А мужчины собираются в центре села, чтобы разбудить весну.
К примеру, жители Ирана отмечают Ноуруз, а для населения Афганистана день известен, как Новруз.
В Турции и Ираке речь идет об Неврузе. Праздник у мусульман значительно отличается от Нового года, отмечаемого славянами. Приход новой поры встречают не среди ночи, а днем. В то же время, торжество считается семейным и предусматривает большое застолье. К моменту прихода нового календарного периода все близкие люди должны оказаться в одном доме.
Лишь в кругу всей семьи полноценно встречают Навруз. Согласно традициям, накрывают богатый и щедрый стол, на котором обязательно должны быть, кроме стандартных блюд, еще семь предметов. Название каждого из них начинается на букву «с». К примеру, на столе обязательно должны быть чеснок сир , рута сэпанд , зелень из пророщенных зерен сабэн , уксус сэрке , оливки синджид , тимьян сатар и яблоки сиб. Во главе пиршества должен оказаться огромный каравай, который имеет народное название сангак.
Для питья используется сосуд с водой, в который кладут зеленый лист. На праздничных тарелках присутствуют крашеные яйца. Праздник Навруз имеет многовековую историю. Изначально целью его празднования было обновление природы и начало новой жизни.
Телеканал «360» Телеканал «360» Исламовед и доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Азат Ахунов подтвердил «360», что праздник Навруз никак не относится к религии, поскольку «не имеет никакого отношения к исламу». Сначала этот языческий праздник был в ираноязычных странах, а потом распространился на тюркоязычные народы, на кого сильно повлияла иранская культура», — уточнил он. Мужчина с детьми во время курдского праздника Навруз в Турции. Как правило, они связаны с магией, а также культом природы и плодородия. Воссоединение с природой В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Затем люди выходили в поля и встречали Новый год, чтобы привлечь семейное счастье и благополучие в свой дом.
Было принято наблюдать за изменениями в природе и выражать ей благодарность за это. В некоторых странах и по сей день следуют этой древней традиции, и 13-й день весны проводят вместе с родными и близкими на природе. Так, например, делают курдский и иранские народы. Курдский народ празднует Навруз. Каждый из них имеет свое название в соответствии со стихией природы — воды, огня, земли и воздуха, «пробуждению» которой он и посвящается. До наступления Навруза люди должны навести порядок не только в доме, но и на участке, если они живут в частном секторе. Считается, что в эти же сроки нужно отдать все долги. В ночь на 21 марта, по традиции, люди окуривают дома дымящимися веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Freepik Freepik Также людям советуют примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверьям, добрые ангелы по-персидски фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого чисты помыслы, светлая душа и убранный, аккуратный дом.
Люди считали, что вода в этот период смывает весь негатив, поэтому обязательно перед праздником стирали одежду, особенно детскую. Неделю перед Наврузом еще до появления ислама посвящали памяти предков.
Празднуется он восточными народами в день весеннего равноденствия 21 марта 2023 года , когда день равен ночи. Считается, что именно с этого дня начинается активное пробуждение природы от зимнего сна. А люди, благополучно пережив тяготы зимы и воздавая за это хвалу Всевышнему, сделали этот день истинным торжеством. Навруз Байрам очень похож на привычную нам Масленицу. Посадить дерево, обнять человека У восточных народов посадка дерева в день Навруза считается великим поступком во благо матери-природы.
Также традиционными для этого широкого праздника считаются приготовления национальных блюд, проведение национальных игр, обмен объятиями при встрече, прощение обид и пожелание себе и другим всего лучшего.
Навруз – как празднуют самый древний Новый год?
Разберемся, что такое Навруз Байрам, какие обычаи и традиции сопровождают этот праздник. Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. 21 марта отмечают Навруз – день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Навруз, или Новруз, — это праздник прихода весны и восточного Нового года, который отмечается в странах Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Балкан, а также в некоторых других регионах.