Поминальная молитва. Автор пьесы «Поминальная молитва» Григорий Горин создал ее на основе классической прозы Шолома-Алейхема. Два премьерных спектакля белгородские зрители рукоплескали блестящему актёрскому составу, так точно пронзительно и искренне передавшему главный мотив «Поминальной молитвы». Купить билеты на спектакль Поминальная молитва в Москве, билеты по цене от 2900,00 руб. 17 мая 2024 г. в 19.00, Ленком Марка Захарова Поминальная молитва, официальные электронные билеты на спектакль на сайте В конце этого тревожного года и вышла «Поминальная молитва», спектакль по пьесе, которую драматург «Ленкома» Григорий Горин написал по рассказам Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике.
Создатели спектакля
- Спектакль ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА — Санкт-Петербургский Государственный Молодежный театр на Фонтанке
- Горин поминальная молитва спектакль
- Подробное описание
- Поминальная молитва — Пермский академический Театр-Театр
- Поминальная молитва — Театр «Комедианты»
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
Поминальная молитва: смерть и воскрешение, любовь и предательство
Завораживающая музыка, хореография, обряд как таковой. Это сокровенная, почти интимная история, несмотря на большое количество ее участников, завершается погромом. Так и хочется сказать: «Святое растоптали…». Это финал первого действия. Во втором значительно больше тревожных и драматичных эпизодов. Вот покидает отчий дом Годл, решившая повторить судьбу жен декабристов. Следом за ней обращается в другую веру Хава, выходя замуж за русского писаря Федора. Умирает Голда. Ее провожают в последний путь подсолнухами, самым солнечным цветком — символом любви, которая никогда не умирает.
Все это на бессознательном уровне затрагивает самые тонкие струны души и придает истории особую пронзительность. Завершающий аккорд — предписание, согласно которому евреи должны покинуть Анатовку. Но и этому не удалось сломить волю главного героя — Тевье-молочника. В финале спектакля звучит смех как знак того, что пережить и преодолеть можно все.
Появление «Поминальной молитвы» в репертуаре театра «Ленком Марка Захарова» - бесценный подарок и для артистов, и для зрителей. Многие поклонники спектакля поспешили на «Поминальную молитву», чтобы вновь испытать незабываемую гамму чувств, а молодое поколение зрителей получило уникальную возможность увидеть этот театральный шедевр на сцене.
Называть возобновлённую «Поминальную молитву» новой версией, наверное, не совсем корректно: вся команда спектакля во главе с Александром Лазаревым максимально бережно, внимательно и чутко, буквально ювелирно восстановили эталонную постановку Марка Захарова, сценографию Олега Шейнциса, драматургию Григория Горина и музыку Михаила Глуза, и это стало действительно эпохальным событием. Многие актёры, которые участвуют в восстановленном спектакле, играли другие роли согласно возрасту в культовой постановке Марка Захарова: Сергей Степанченко, Иван Агапов, Александр Сирин… Масштабную многогранную «Поминальную молитву» Александр Лазарев восстановил с двумя актёрскими составами: это абсолютно верное и полностью оправданное решение как с творческой, так и с технической точки зрения. Каждый актёр привносит своему персонажу особую индивидуальность и уникальность, проживая на сцене судьбу своего героя в самой широкой амплитуде эмоций. В спектакле задействованы около 60 человек, в том числе хор, танцевальная группа и, конечно, музыканты - спектакль сопровождает живая музыка. Пронзительная, проникновенная, темпераментная музыка Михаила Глуза является основой концептуальной ткани спектакля, без неё невозможно представить "Поминальную молитву"... Бедный молочник Тевье цитирует Священное Писание и пытается устроить судьбу своих дочерей.
Невзирая на меркантильные соблазны, дочери самостоятельно принимают решение относительно своего будущего — старшая, отказавшись от «выгодной» партии с богатым мясником, выходит за бедного портного по имени Мотл; средняя — за студента-революционера Перчика; а младшая, следуя за любовью к русскому писарю Фёдору, предав веру своего отца, — за православного… Реальные исторические события - фабула: с межнациональными конфликтами, к сожалению, в разные исторические периоды сталкивались многие народы, каждая нация в той или иной степени может сказать, что этот спектакль про них. Эта постановка не о национальностях, обычаях и традициях, а о том, что в динамичном ритме времен, эпох и событий, можно и нужно сохранять человеческое достоинство и благородство. В спектакле всё, как в жизни: комедия соседствует с трагедией, ирония - с сарказмом, вечные вопросы о вере, верности и чести вступают в диссонанс с меркантильностью и корыстью, порядочность контрастирует с подлостью, а гуманность - с несправедливостью. А люди стремятся к простому человеческому счастью: им чужды странные, страшные, а порой нелепые и ужасные указы и постановления сильных мира сего, у них гораздо более понятные приоритеты - гармония в сердце и мир вокруг. Тевье в воплощении Сергея Степанченко - мудрый глава большой семьи, который живёт по совести и чести, принимая какие-либо решения, герой руководствуется святым писанием. Тевье убеждён, что «путь каждого записан в книге судеб», он точно знает, что «вера у людей может быть разной, а власть всегда одна».
Была у него любимая жена, пять дочерей, две коровы и одна старая лошадь. Была у него мечта счастливо выдать дочек замуж. Была дорогая его сердцу деревенька Анатовка, построенный своими руками дом и дуб у забора. А еще была вера, Бог, с которым он вел ироничные разговоры, запросто беседовал по душам, советовался по самым пустяковым и самым важным вопросам. Но колесо истории закрутилось так, что, по признанию Тевье, "все это счастье хваленое в трубу вылетело!
И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь…» Смех сквозь слезы, вечные темы семьи и любви, веры и прощения — пронзительная история семьи Тевье-молочника в пьесе Григория Горина по мотивам рассказов Шолом-Алейхема. Спектакль «Поминальная молитва» — одна из визитных карточек Театра Дождей. Клип спектакля.
"Поминальная молитва" в Ленкоме
Автором реконструкции культового спектакля выступил Александр Лазарев. Он сохранил постановку в первозданном варианте, не меняя акценты и мизансценический рисунок. Та же музыка композитора Михаила Глуза разливается по массивным декорациям Олега Шейнциса: золотые маковки церкви, высокие травы за деревянными срубами, длинные столы и парящая картонная птица. И даже белая лошадь, покорно жующая сено в сарае, на своём месте! Источник фото: сайт театра Но обновлённый актёрский состав видоизменяет характер спектакля — то, что не зависит от материального обрамления. Хотя на сцене немало артистов, игравших в первой версии: Сергей Степанченко выходит в роли Тевье, а вместо него урядника играет Виктор Раков, прежде исполнявший роль Менахема-Мендла в первом составе эту роль играл Александр Абдулов. Источник фото: сайт театра Если Тевье в трактовке Евгения Леонова был простодушным ребёнком, которому невозможно было не сопереживать, то Сергей Степанченко играет взрослого и мудрого еврея. Актёр делает это максимально аккуратно, понимая всю ответственность перед историей спектакля! Некая ритуальность ощущается в этом переповторении роли, особое почитание и преклонение перед театром и людьми, которые отдали ленкомовской сцене всю свою жизнь.
Так вот, Голда, у меня к вам дело. Начну издалека… Как вы думаете, чем я сейчас промышляю? Откуда знать бедной женщине, чем занимается такой удачливый коммерсант? Наверное, торгуете воздухом или прошлогодним снегом… Наверное, разбогатели… Видела как-то вашу жену. Глаза заплаканы… Наверное, от счастья… Менахем. С такой женщиной говорить — надо сперва хорошо подпоясаться… Не буду издалека. Начну с середины. Был я и страховым агентом, был и на Одесской бирже, был и в Киевском остроге… Но теперь — все! С прошлым покончено! Теперь у меня в руках настоящее дело… И оно будет интересно для вас. Я сват. Голда вздрогнув. Девочки с любопытством уставились на Менахема. Я же говорил, вы заинтересуетесь. Я сват! С тем и пришел. Голда дочерям. А ну, дети, марш во двор! Дочери робко выходят. И не подслушивать! Трогает Степана. Голова прошла? Степан храпит. Бог с ним, он нам не мешает… Так вот, Голда, я вам расскажу, как стал сватом. Начну издалека… Голда. Умоляю, Менахем, начните с ближнего края. Вообще-то, такой разговор надо бы начинать с хорошей закуски и рюмки водки… Голда. Степан проснется… Умоляю, Менахем, говори… Менахем. Так вот, Голда, после того как я вышел из острога, куда, как вы знаете, попал по недоразумению и по той же причине вышел, я поселился в Киеве на одной квартире… А у хозяйки был дядя-сват. Некто Лебельский — может быть, слышали?.. Всем сватам сват! Половина всех счастливых браков — его работа… Если есть хоть одна невеста в Виннице, а один жених в Таганроге, он их найдет — и без промаха… дуплетом в угол… Голда. Лебельский — это Лебельский. При чем здесь ты?
В камерном театре Комедианты был аншлаг, все билеты раскуплены, а зрители завалили цветами актёров. Действие спектакля погружает нас в самое начало XX века - тревожное для России время: война с Японией, Первая русская революция 1905-1907, во время которой шли еврейские погромы, Манифест 17 октября, принятие Конституции - дух перемен в душах и умах многих людей того времени. Но у молочника Тевье Валерий Полетаев свои заботы — большое семейство: пять дочерей, три из которых на выданье. А как их пристроить, если воле отца подчиняться не хотят? Старшая дочь Цейтл Наталья Боярёнок влюблена в бедного портного Мотла Роман Якушев , Годл Мария Осипова уезжает вслед за арестованным революционером Перчиком Леонид Зябкин , а примерная, тихая и начитанная Хава Светлана Суханова встречает Фёдора Станислав Воронецкий , влюбляется и принимает его веру, обретая новое имя при крещении. На сцене деревянные столы, двери, лестница — антураж переносит нас в деревню. В спектакле крупным планом показана религиозная тематика, а точнее проблема взаимопонимания людей разных религий и разных обычаев. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище…Таков обычай», - это слова молочника Тевье. Он был рупором всех житейских проблем его семьи и деревни, а также связующей ниточкой всего спектакля - всегда находил к любой ситуации слова из Писания. Один из артистов задаёт православному Попу и иудейскому Ребе вопросы: «отчего петух по утрам поет? Позднее, в разговоре с попом Тевье скажет: «Бог один! Это верно! Бог один, да дороги к нему разные…». Так и выходит, что людей разделяет то, где они родились, как их нарекли и какую веру они имеют. Следующей проблемой становится, главная для Тевье и Голды з. РФ Таисия Попенко , выдача дочерей замуж.
Привычный уютный и знакомый мир рушится на глазах. На помощь героям приходит любовь и юмор. В основе «Поминальной молитвы» лежит повесть «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема - классика еврейской литературы.
“Поминальная молитва” Григорий Горин
- Вспомнить всех: «Поминальная молитва» в «Ленкоме Марка Захарова»
- Поминальная молитва
- Купить билеты на спектакль "Поминальная молитва"
- Шалом, славяне! «Поминальная молитва» по Марку Захарову и Евгению Леонову
- Спектакль «Поминальная молитва» в театре на Покровке – билеты на Ticketland
- Поминальная молитва (спектакль) — Википедия Переиздание // WIKI 2
«Мы просили любви и покоя…». Рецензия на спектакль «Поминальная молитва»
Этот спектакль вовлекает в мир, где рядом живут русские, евреи, украинцы, и, кажется, им нечего делить, кроме своей нищеты. Автор пьесы «Поминальная молитва» Григорий Горин создал ее на основе классической прозы Шолома-Алейхема. В этом спектакле, на мой взгляд, обращено внимание, на то, что России постоянно кто-то мешает, если этот кто-то приспосабливается жить на ее территории.
На сцену «Ленкома» вернулась «Поминальная молитва»
В конце монолога на дороге появился Перчик, молодой человек в студенческой фуражке и со связкой книг в руках. Несколько секунд с улыбкой наблюдал за Тевье. Между прочим, «цыц» будет «цыц»! Тевье оглянулся. Вы это кому, молодой человек? Просто говорю: и по-французски «цыц» будет «цыц». А «холера» — «холера».
Вот как? Не каждый день встретишь на дороге образованного человека. Откуда шагает такой умный паренек? Паренек шагает издалека. Вижу по башмакам. А если по фуражечке, то, наверное, из самого Киева?
Верно, реб Тевье. А если и меня по имени знаете, стало быть, родом из здешних мест? Родом, реб Тевье, я из той деревни, где много вопросов задают и вопросом на вопрос отвечают. Значит, наш… Из Анатовки. Я и смотрю: лицо знакомое. Не иначе, думаю, отца паренька знал.
Знали, реб Тевье. Кто ж таков? Чем занимался? Отец говорил: дело мое — табак, деньги — дым. Как же, как же… Хороший был человек, Царство ему Небесное. Сам не курил и другим не советовал… Оттого и по миру пошел со своей табачной лавкой.
Но вижу, кое-что оставил, раз сын в университетах учится. На «кое-что» не проживешь… Поэтому иду в деревню подработать. Хорошее дело.
Олеся Железняк в роли жены Тевье Голды - это, как говорится, нечто отдельное. Мне кажется, мы не заметили, как у нас в театре появилась поразительная, универсальная, по-настоящему большая актриса. Как она поразительно играет мать - прикосновением, взглядом, улыбкой. Предсмертный монолог Голды - образец актерского искусства. Олеся Железняк стала абсолютно отдельной, ни на кого не похожей актрисой, каждую работу которой теперь стоит ждать.
Слишком много восхищенных эпитетов в моей колонке? Но что поделать? Спектакль еще раз напомнил нам о гениальности Марка Захарова. Время - бинокль. Оно приблизило к нам тему, очень не модную в современном театре, но очень важную и для Горина, и для Захарова. В сущности, "Поминальная"-2021 - это спектакль о доброте и смирении. О человеке, который верит Богу больше, чем себе, и только это помогает ему сохраниться в нечеловеческих, немыслимых условиях. О человеке, который верит Богу больше, чем себе "Поминальная"-2021 напомнила нам, что на сцене могут действовать живые, интересные люди.
Люди, понимаете? Не носители проблем, как принято нынче, но - человеки. Которые совершают ошибки, отчаиваются, ошибаются, но всегда остаются людьми. Потому что их ведет доброта и вера. Потому что они умеют прощать и видеть в другом живого человека. Современный театр любит тыкать нас лицом в жизнь: мол, смотрите, как вы живете. Я люблю тот театр, который, наоборот, вырывает нас из жизни.
Это время когда начинают обвинять во всех бедах евреев, массово их притеснять и громить их дома. Тевье пытается выдать замуж дочерей. Но девушки находят себе мужей самостоятельно, отказываясь следовать выбору отца. Кульминация спектакля происходит, когда зачитывают царский указ, в котором говорится о том, что евреи должны выехать из этой губернии. Семья молочника готовиться к переезду.
Суметь сохранить в себе способность к состраданию и жалости. Не потерять Бога в себе. И не разучиться — верить.
Максимов: "Поминальная молитва" в Ленкоме - новая и нужная нам история
На сегодняшний спектакль «Поминальная молитва» появились 4 билета на очень хорошие места. Поминальная молитва - Премьера. Новый театральный сезон в Академическом театре драмы начнется с премьеры спектакля по пьесе "Поминальная молитва" (12+). На сегодняшний спектакль «Поминальная молитва» появились 4 билета на очень хорошие места. Официальные билеты на спектакль «Поминальная молитва» в театр Ленком. Онлайн заказ по схеме зала 24/7. Экспресс-доставка за 1 ч! Безопасная покупка онлайн.
Притча как семейная хроника: в «Свободном пространстве» поставили «Поминальную молитву»
Поминальная молитва (спектакль)Поминальная молитваОснован на произведениях Шолом-Алейхема Автор Григорий Горин Композитор Михаил Глуз Режиссёр Марк Захаров. Поклонники Театра на Покровке встретились с персонажами пьесы Григория Горина «Поминальная молитва» в сценической версии режиссера Геннадия Шапошникова. Григорий Горин Пьеса по мотивам произведений Шолом-Алейхема Спектакль "Театра Дождей"Премьера — 8 июня 2003 Спектакль идёт с одним антрактом Продолжительность — 3 часа 30 минут. история Тевье-молочника, отца пятерых дочерей, жителя деревни Антоновки, где «с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Об этом и не только идет речь в спектакле "Поминальная молитва". В спектакле крупным планом показана религиозная тематика, а точнее проблема взаимопонимания людей разных религий и разных обычаев.
«Поминальная молитва». Четверть века спустя
В такой тревожной атмосфере и родилась пьеса Григория Горина, написанная по рассказам Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике перевод Михаила Шамбадала. Парадоксально, но спустя более тридцати лет история еврейской семьи выглядит не просто современной, но и словно написанной вчера. Автором реконструкции культового спектакля выступил Александр Лазарев. Он сохранил постановку в первозданном варианте, не меняя акценты и мизансценический рисунок. Та же музыка композитора Михаила Глуза разливается по массивным декорациям Олега Шейнциса: золотые маковки церкви, высокие травы за деревянными срубами, длинные столы и парящая картонная птица.
И даже белая лошадь, покорно жующая сено в сарае, на своём месте! Источник фото: сайт театра Но обновлённый актёрский состав видоизменяет характер спектакля — то, что не зависит от материального обрамления. Хотя на сцене немало артистов, игравших в первой версии: Сергей Степанченко выходит в роли Тевье, а вместо него урядника играет Виктор Раков, прежде исполнявший роль Менахема-Мендла в первом составе эту роль играл Александр Абдулов. Источник фото: сайт театра Если Тевье в трактовке Евгения Леонова был простодушным ребёнком, которому невозможно было не сопереживать, то Сергей Степанченко играет взрослого и мудрого еврея.
Как остаться тогда человеком? Как не потерять себя и свое человеческое достоинство в тревожное и непростое время? Самое важное в этот момент для создателей спектакля — не исказить своё лицо злобой и ненавистью.
Не важно, кто ты по национальности, важно только, какой ты человек. Мы приходим на этот свет голым и уходим такими же, но с нами остается русская душа, которая нас объединяет", - выступил Д. Рабочий процесс над пьесой начался еще в феврале этого года - ознакомление с текстом и первые читки.
Заслуженная артистка России Ольга Носкова поделилась, что у героини Голды она переняла правило быстро отпускать тяжелые ситуации. От своей роли я до сих пор получаю умиротворение. Голда в себе собрала всю любовь к своей семье, мужу и детям. Она быстрая на эмоции - сначала так громко плачет, что слышит вся деревня, а уже через секунду отпускает ситуацию и смеется. Это я переняла на себя - теперь в жизни я отходчивая. Мне действительно повезло получить и сыграть эту роль", - высказалась О.
Чрезвычайно развито это качество у далекого родственника Тевье — Менахема Мендела в исполнении Александра Славского, который меняет профессии как перчатки. Вот он сват, а вот он — страховой агент. Самоирония и находчивость выручают его даже в самых непростых ситуациях. Среди подобных — сватовство мясника Лейзера Вольфа старшей дочери Тевье — Цейтл. Александр Запорожец наделяет своего героя, пожилого бизнесмена, простотой, широтой души и невероятной щедростью. Вместе с тем он проявляет гибкость: и когда терпит фиаско на любовном фронте, и когда лишается бизнеса. Не так прост и портяшка Мотл в исполнении Евгения Горенко.
Трогательный, почти нищий возлюбленный Цейтл весьма целеустремлен, трудолюбив и несмотря ни на что не опускает руки. А студент Перчик в исполнении Валентина Запорожца? Даже отправляясь в Сибирь, он не теряет чувства юмора и веры в лучшее. И так можно сказать о каждом. В культуру еврейского народа максимально погружает свадьба. Завораживающая музыка, хореография, обряд как таковой.
Шалом, славяне! «Поминальная молитва» по Марку Захарову и Евгению Леонову
Была у него мечта счастливо выдать дочек замуж. Была дорогая его сердцу деревенька Анатовка, построенный своими руками дом и дуб у забора. А еще была вера, Бог, с которым он вел ироничные разговоры, запросто беседовал по душам, советовался по самым пустяковым и самым важным вопросам. Но колесо истории закрутилось так, что, по признанию Тевье, "все это счастье хваленое в трубу вылетело! Да как ещё вылетело!
Своеобразную пару образуют самоуверенный ребе артист В. Вагайцев и лукавый поп артист С. Предприимчивый Менахем артист А. Шпеко утрирует жесты, вольные манеры персонажа и рядом Лейзер — мясник артист А. Водопьянов , чья благородная натура раскрывается через несуетные движения, спокойные речевые интонации. В спектаклях заняты две актрисы, играющие Голду, — Е. Царёва и Н. Волкова, и это неслучайно. Согласно режиссёрской композиции, Голда — душа дома, основа его стабильности, центр семейного круга, она — воплощение материнства. Царёва создаёт характер, исполненный поэзии и красоты. Она лёгкая, изящная и беззащитная. Платок на голове повязан красиво, месит тесто, как будто танцует. Сценическое поведение её персонажа основывается на природном обаянии: «она идёт по жизни смеясь». Голда в исполнении актрисы Волковой — земная, она — опора Тевье, она настоящая хранительница очага, актриса акцентирует силу национального характера. Там, где Царёва использует лёгкое касание, намёки, полутона, Волкова играет напористо, эмоционально, реалистично. Сцена болезни особенно подчёркивает разницу в трактовке образа. Усталая пластика движений, голос Голды — Волковой отражают страдание и жизнь через силу. У Царёвой героиня как будто и не больна, она почти не меняет интонации, не желая причинить окружающим боль. Читайте так же: Молитва православный символ веры с ударением В сцене смерти Голды, в момент, когда она помогает издалека рожающей дочери, обе актрисы избегают нажима и мелодраматизма, поскольку эмоциональная окраска эпизода — это сложное сплетение печали, радости, ухода в небытие. Волкова играет так, будто рожает вместе с дочкой, сжимая руки, напрягая тело, а уходя в небытие, ещё медлит у ворот: земное — притягивает. В голосе Царёвой —нежность и ласка, она гладит, колдует, избавляет от боли, как бы утрачивая собственную телесность, становясь прозрачной. Центром актёрского ансамбля становится Тевье в исполнении Владимира Равдановича, и это несомненная удача актёра. Перед ним стоит двойная задача: он — рассказчик, а также играет главную роль, соединяя воспоминания с настоящим. Зритель не замечает стыковки образов, поскольку герой говорит на современном русском языке другие персонажи — с характерными еврейскими интонациями. Мизансценически Тевье почти всегда в центре и большей частью в двух фронтальных ракурсах: лицом или спиной к залу, молится у алтаря или рассказывает историю семьи. Основой сценического поведения героя становится сдержанность. Пластически роль основывается на чёткости линий, простоте жестов, некоторой монументальности образа, что оправдано патриархальными семейными установками Тевье. Сдержанность как лейтмотивное свойство характера раскрывается по мере того, как от горя каменеет душа Тевье. В эпизодах болезни и смерти Голды актёр выходит в застёгнутой наглухо куртке, напоминающей военную форму. В финале драмы герой замыкается в молчании. Эпическая суровость и отстранённость образа объясняется и обобщённым контекстом: Тевье — это несчастный библейский Иов, шекспировский Лир, любой скиталец, утративший дом и корни. Это единственный герой в драме, стремящийся познать судьбу. Духовный склад Тевье определяется его верой в Бога. Герой Равдановича цитирует Ветхий Завет обыденно, как житейскую норму, однако ему ни разу не удаётся в процессе спектакля завершить молитву, он отвлекается на земные дела, на просьбы любимых. Божественная справедливость и человеческое милосердие в его душе не согласуются между собой, поэтому на сцене появляется двойник героя — Микола, книжник, которому передается формальная функция цитирования священных книг, и он не вписывается в общий круг страдающих, любящих, смеющихся и плачущих героев. Мы увидели историю, рассказанную языком правды, юмора и поэтической метафоры. Порадовав зрителей тремя осенними премьерами на малой сцене, в Театре-Театре представили новый спектакль на сцене большой. Можно смело сказать, что на данный момент это самая яркая и значимая постановка текущего театрального сезона в Перми. Пьесу по мотивам произведений Шолом-Алейхема это псевдоним, в переводе означающий приветствие «Мир вам! Главную роль Тевье-молочника в постановке сыграл Евгений Леонов, это была последняя роль великого актёра в театре. Пьеса Горина пользуется большой популярностью в театрах России. Главный режиссёр Пермского академического Театра-Театра Владимир Львович Гурфинкель сам неоднократно ставил «Поминальную молитву»: в Красноярском драматическом театре в 1993 году, в Свердловском театре драмы в 1997 году и в Челябинском академическом театре драмы в 2005 году. Удивительно, что до Владимира Львовича в Перми эту пьесу ещё никто не ставил. Похоже, время для этого спектакля пришло именно сейчас. Фото: Юлия Трегуб И дело даже не в том, что действие «Поминальной молитвы» происходит на Украине 100 лет назад. Конечно, любое упоминание сопредельного государства сегодня вызывает самые разные ассоциации. Да чего стоит одна только фраза в начале спектакля: «В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи.
В прошлом веке ее играла Елена Шанина, в нынешнем — ее дочь Татьяна Збруева. Мотл надевает ей на палец кольцо. Но недолго музыка играла. Как и предупреждал урядник Павел Капитонов , пришли мужики во главе с барышней, похожей на мужчину. И барышня эта как закричит противным голосом: — Мы — истинные патриоты России, говорим вам, дьявольскому племени: изыдите с нашей земли! Чаша народного гнева переполнена! Бойтесь, если она прольется на ваши головы! Едрит твою душу бога мать! Обернулась к мужикам. Тебе слово, народ православный! Ничего не напоминает? Семейство Тевье. Марк Захаров подал сигнал Кто в буфет, а я — к режиссеру: «Саша, все-таки как возникла идея возвращения «Поминальной»? В день похорон Марка Анатольевича, после поминок, мы зашли к нашему директору. Оказалось, что мы думали об одном и том же, но кто-то первым должен был это произнести вслух. По моему мнению, он не шел только по недоразумению, а должен быть таким же долгожителем, как «Фигаро», как «Юнона», и больше всех среди спектаклей Захарова имеет право на долгое существование. Но так случилось, что умер Евгений Павлович, после ухода из театра Стеклова Тевье должен был играть Джигарханян, и даже были пошиты костюмы на него, но Армен Борисович в последний момент передумал, написал покаянное письмо. И Марк Анатольевич поскольку был молод и крут нравом сказал: «Раз так Армен поступил, не бывать больше этому спектаклю! Где-то за месяц до ухода Марка Анатольевича наш помреж Алена Петровская встретила его на улице, и он попросил ее разыскать к новому сезону «Поминальную молитву». Есть ощущение, что он хотел ее вернуть. Только работают сегодняшние артисты, и ритм изменился: жизнь диктует свои правила. Но там много крупных планов, и какие-то мизансценические вещи не видны. Но, слава богу, остались люди в машинно-декорационном, в реквизиторском цехе и, конечно же, актеры — Саша Сирин, Ваня Агапов, Гена Козлов, Сережа Степанченко... И мы общими усилиями, пошагово все восстанавливали. Мне показалось или нет? Ребята говорят, что с удовольствием бегут на репетицию. Работа с такой драматургией и режиссурой — большое счастье для всех. А как раскрылись люди! Здесь заняты актеры, в других спектаклях не имевшие даже слов, а тут прекрасно работают. Никто из них живьем спектакля не видел только в Инете , и они воспринимают его без давления со стороны легенды. Был ли у тебя такой знак от Марка Захарова? В самом начале. Мы с моей женой Алиной поехали на Новодевичье, к нему на могилу — попросить разрешение на постановку. Был канун 40-го дня после его ухода. Приехали под закрытие кладбища. Уже смеркалось, купили большую свечку. Зажгли на могиле Марка Анатольевича, спросили разрешения и пошли к Евгению Павловичу — они недалеко друг от друга лежат. И когда мы возвращались от Евгения Павловича и вышли на центральную аллею, метрах в 50 остановились пораженные — свечка горела неестественно ярко. Мы обалдели. Может, и правда это был знак — он радуется, что мы захотели вернуть спектакль. Невозможно забыть, как она горела. Но это не показатель: здесь у меня есть колоссальное захаровское подспорье и его помощь. Не знаю, что я буду делать сам, но на данном этапе я знаю, что хорошо объясняю актерам, и все меня понимают. Она ведь тоже играла тогда, в 89-м. Она пришла на первую читку, но потом сама отказалась.
Жизнь идет своим чередом, но, если пришла в дом беда — отворяй ворота! В спектакле задействована не только тема межэтнических отношений, в нем остро развивается кризис веры в существовании Бога, об истинной любви, дружбе, великодушии, политическом и людском несовершенстве. Уникальность «Поминальной молитвы» также заключается в том, что в спектакле задействована вся труппа актеров. В многочисленной массовке порой приходится выходить и реквизиторам, и костюмерам и работникам сцены, дабы создать реалистичную картину в сценах еврейской свадьбы или деревенского погрома.