Cape Chelyuskin (Russian: мыс Челюскина) is the northernmost point of the Eurasian continent (and indeed of any continental mainland), and the northernmos. Мыс дежнева: 66,4° с. ш. 169,4° з. д Мыс Рока: 38,5° северной широты, 9,3° западной долготы Мыс Челюскин: 77 с. ш., 104 в. д. Мыс Пиай: 1 с. ш., 103 в. д. Северная – мыс Гальинас, координаты 12 25' северной широты, 71 град. Сегодня «Первооткрыватели» дошли до мыса Челюскин, где «Московские профессионалы» уже поставили палатку и приготовили все к встрече коллег. Сегодня «Первооткрыватели» дошли до мыса Челюскин, где «Московские профессионалы» уже поставили палатку и приготовили все к встрече коллег.
Интересные факты о мысе Челюскина
- Последние вопросы
- Географические особенности мыса Челюскина
- Точка на карте: мыс Челюскин
- 20 мая 1742 года - героическое открытие русского штурмана Семёна Челюскина
- Отели на мысе Челюскина и рядом с ним
- Точка на карте: мыс Челюскин
найти координаты: мыс рока, мыс челюскин, мыс дежнего, мыс пиай
северная оконечность полуострова Таймыр и самая северная точка материка Евразия. На карты мыс Челюскин был занесён только в XVIII веке. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя. Мыс Челюскин с координатами 77º с.ш. 104º в.д. является самой северной материковой точкой. Главная» Новости» Средняя температура в июле и январе мыс челюскин. Челюскин — северная оконечность (мыс) одноимённого полуострова, расположенного на севере полуострова Таймыр, и самая северная материковая точка Евразии, Азии и России.
Мыс Челюскин: Край земли, где остановилось время
На памятнике значится: «Оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая» пунктуация сохранена. Гурий Амундсена Ещё одна достопримечательность мыса Челюскин — гурий Амундсена. Гурии — это искусственные каменные сооружения, которые исследователи устанавливают в качестве ориентира. Гурий Амундсена сложен из сланцевых плит и находится на самом северном выступе берега. Экспедиция норвежца Руаля Амундсена, которого прозвали «Наполеоном полярных вод», воздвигла его в честь шведского изыскателя Норденшельда. Полярная станция Главная задача гидрометеорологической станции имени Е. Федорова — это наблюдение за изменениями погодных условий на мысе Челюскин. Пролив Вилькицкого, омывающий мыс, является самой узкой частью Северного морского пути, а значит, для эксплуатации данной водной магистрали важно понимать, какая здесь ледовая обстановка. В советское время станция содержала 100—120 сотрудников, для которых здесь были возведены музей, клуб, медпункт и пр. Сейчас на полярной станции мыса Челюскин служит 10 человек.
Они работают здесь по две зимы стандартный период зимовки : забирают пробы воды, замеряют солнечную радиацию, проводят другие исследования. Туристы, совершающие путешествия на мыс Челюскин, делятся, что полярники гостеприимно встречают посетителей, проводят экскурсии по обсерватории, приглашают на чай и охотно делятся историями из жизни на краю континента. Аэродром Аэродром мыса Челюскин — самая северная взлётно-посадочная площадка Евразии, сыгравшая свою роль в проведении ледовых разведок и развитии Севморпути. Благодаря ему началось развитие лётного сообщения в Арктике, когда в 1932 году первый гидросамолёт совершил здесь посадку. На мысе базировался заправочный пункт для самолётов, отходивших на Северный Полюс. Сейчас аэродром обслуживается Хатангским авиапредприятием. Поклонный крест Самая поздняя достопримечательность мыса Челюскин — православный Поклонный крест. Он был поставлен в 2009 году «в честь покровителя защитников Российской границы преподобного Илии Муромца» и стал ещё одним символом, отмечающим государственность России на северных рубежах. Памятная табличка на Поклонном кресте была сделана на средства, собранные школьниками посёлка Диксон.
Путешествие на мыс Челюскин: что нужно знать Мыс Челюскин является самой северной точкой сухопутной границы РФ, поэтому на его территории установлен особый пограничный режим. В связи с этим, планируя посетить его, надо получить пропуск для въезда прохода членов группы и транспортных средств. Оформить документ можно на портале «Госуслуги» услуга «Выдача пропусков в пограничную зону». Показать пропуск необходимо на погранзаставе. На самом мысе нужно придерживаться правил безопасности.
Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Большая часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии « Мыс Челюскин », который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными. В 2009 году на мысе был установлен поклонный крест [2]. География [ править править код ] Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр Таймырский Долгано-Ненецкий район , Красноярский край , Россия и омывается проливом Вилькицкого. До ближайшего берега острова Большевик — 53 км. Глубина вод у мыса до 10 метров. Высота суши менее 10 метров, берег обрывистый. С запада мыс омывает бухта Спартак. На мысе расположена полярная станция Челюскин. Климат [ править править код ] Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый. Зима очень суровая и продолжительная.
Снег лежит 10-11 месяцев в году и может лежать даже круглый год, то есть к следующей зиме прошлогодний снег не успевает растаять. Полярный день на параллели, на которой лежит метеорологическая станция и мыс, длится 125 суток, с 21 апреля по 23 августа — 4 месяца и 1 сутки; полярная ночь продолжается 109 суток, с 29 октября по 14 февраля — 3 месяца и 21 сутки, смена дня и ночи происходит с 15 февраля по 20 апреля и с 24 августа по 28 октября 132 дня — 66 суток. Хотя солнце в этот период и не восходит, но освещение схоже с белой ночью. С декабря по март оттепели исключены, в январе — единичный случай 21 числа[ когда? С середины февраля по вторую декаду июля происходит повышение температуры, с последних дней июля по конец декабря — понижение. Самое быстрое понижение температуры происходит в конце октября, самое быстрое повышение — в третьей декаде апреля. Пик морозов происходит после первых двух недель в середине февраля. Самая высокая среднесуточная температура — во второй половине июля. С 22 октября по 8 апреля, в отдельные дни — с 12 октября по 15 мая, более 6 месяцев в году, оттепели исключены. Мыс — единственный и самый северный из материковых станций, кроме арктических островов России, где средняя температура всех месяцев отрицательная; при этом на протяжении почти всей второй половины июля средняя температура положительная. Зимы на мысе Челюскин из-за воздействия моря теплее, чем на юге полуострова Таймыр, а лето прохладнее. В последние годы климат значительно потеплел. За десятилетие 2009—2018 во все годы в июле и августе наблюдалась положительная среднемесячная температура, в половине случаев положительная средняя температура наблюдалась и в сентябре, а в 2011, 2012 и 2018 годах и в июне.
Вот 4 карты с указанием на них крайних точек Евразии листайте слайды : Мыс Челюскин на карте, взято с Яндекс. Картинки Мыс Дежнёва на карте, взято с Яндекс. Картинки Мыс Рока на карте, взято с Яндекс. Картинки Мыс Пиай на карте, взято с Яндекс. Картинки Мыс Челюскин на карте, взято с Яндекс. Картинки Запомнить эти точки не так сложно. Вся Евразия материковая часть расположена севернее экватора - тоже интересный факт. А сейчас пятиминутка рекламы.
Крайние точки | Таблицa
На карты мыс Челюскин был занесён только в XVIII веке. Мыс Челюскин: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | Сегодня «Первооткрыватели» дошли до мыса Челюскин, где «Московские профессионалы» уже поставили палатку и приготовили все к встрече коллег.
Челюскин: на пути к северному краю мира
С мыса Челюскин в ясную погоду можно хорошо рассмотреть огромные ледяные глыбы — дрейфующие айсберги. Мыс впервые был открыт участником 2-й Камчатской экспедиции штурманом Семеном Челюскиным в 1742 году. К 100-летию экспедиции Русским географическим обществом он был переименован из Восточно-Северного в мыс Челюскин.
Но в связи с тем, что Калининградская область отделена от остальной площади России территорией других государств и является анклавом, крайняя западная точка превратилась в своеобразную «островную» точку.
При огромной протяженности территории с запада на восток изменяется степень континентальности климата, что влечет за собой проявление секторности в изменении природы. В пределах Российской Федерации находится 10 часовых поясов.
Если ориентироваться по местности, то мыс Челюскина находится в проливе Вилькицкого, соединяющем Карское море и море Лаптевых и отделяющем материк от острова Большевик Северной земли смотрите ниже на карте. Самая восточная точка материка находится на Чукотке и называется мыс Дежнёва. Эскимосы называют его Тугнехалха. Находится он в Беринговом проливе, соединяющем Берингово и Чукотское моря смотри карту внизу. Самая западная точка Евразии это мыс Рока.
Находится он в Португалии, в 40 километрах от Лиссабона. Самым западным материковым городом Евразии является португальская Синтра. Ну и южная оконечность Евразийского материка это мыс Пиай в Малайзии.
С мыса Челюскин в ясную погоду можно хорошо рассмотреть огромные ледяные глыбы — дрейфующие айсберги. Мыс впервые был открыт участником 2-й Камчатской экспедиции штурманом Семеном Челюскиным в 1742 году. К 100-летию экспедиции Русским географическим обществом он был переименован из Восточно-Северного в мыс Челюскин.
Сообщение о мысе челюскин
Список судов, которые ходят между задаными портами маринтрафик. Ссылка на карту:.
Крайние географические точки России на карте. Крайние точки Евразии. Крайние точки Мысы Евразии. Крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс рока, мыс Дежнева.. Маяк мыса Челюскин. Евразия мыс Челюскин. Гора Базардюзю крайняя точка. Где находится мыс Базардюзю на карте России. Где находится мыс Челюскин на карте.
Мыс Челюскин памятник. Полуостров Таймыр и Челюскин. Мыс Челюскин самая Северная точка России карта. Остров Ратманова крайняя точка России. Мыс Челюскин мыс флигели мыс Дежнева мыс бороздюю. Крайние точки мыс Дежнева и остров Ратманова. Мыс Дежнева крайняя точка России на карте. Крайняя Северная точка материковой Росси. Крайний Северный материковый пункт России. Мысы Челюскин, Пиай, рока, Дежнёва..
Челюскин, мыс Пиай, мыс рока, мыс Дежнева.. Мыс Дежнёва Евразия физическая карта. Крайняя Северная материковая точка России мыс Челюскин находится. Самая Северная точк аросссии. Россия мыс Челюскин. Хатанга мыс Челюскин. Метеорологическая станция мыс Челюскин. Северная материковая мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Крайние точки Северная мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Географическая карта России полуостров Таймыр.
Мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс рока, мыс Дежнева.. Карта России мыс Челюскин на карте России. М Челюскин на карте России. Мыс Челюскина на карте Евразии. Челюскин мыс открыл. Мыс Челюскина самая Северная оконечность Евразии. Крайняя Северная точка островная точка России. Крайняя Северная точка России мыс флигели. Крайняя Северная островная точка РФ. Мыс флигели самая Северная островная точка России и Евразии.
Великая Северная Экспедиция Челюскин. Фото семена Челюскина и его членов Северной экспедиции. Крайняя Северная точка России на карте.
Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою". Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с "небольшим выгибом". По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время... Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина.
И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина. Именно он 20 9 по ст. Недоросль из Навигацкой школы Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты — 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук. Однако его могло и не быть... Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича.
Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны. А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с "небольшим выгибом". По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время... Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина. И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина.
Именно он 20 9 по ст. Недоросль из Навигацкой школы Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты — 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук. Однако его могло и не быть...
Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.
А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду.
Крайние точки России и их координаты
Полигоном для отработки навыков по защите островных и континентальных территорий России в Арктике стал мыс Челюскин. Мыс дежнева: 66,4° с. ш. 169,4° з. д Мыс Рока: 38,5° северной широты, 9,3° западной долготы Мыс Челюскин: 77 с. ш., 104 в. д. Мыс Пиай: 1 с. ш., 103 в. д. северная оконечность полуострова Таймыр и самая северная точка материка Евразия.
Северный флот провел учения по высадке десанта на мысе Челюскин
На карты мыс Челюскин был занесён только в XVIII веке. Мыс дежнева: 66,4° с. ш. 169,4° з. д Мыс Рока: 38,5° северной широты, 9,3° западной долготы Мыс Челюскин: 77 с. ш., 104 в. д. Мыс Пиай: 1 с. ш., 103 в. д. В 1952 годы метеостанция мыс Челюскин была занесена в Первый список синоптических станций СССР, на которых проводятся приземные метеонаблюдения. Посмотрите, где находится Полярная Станция Мыс Челюскин на онлайн картах: топографических, старых, тематических и исторических.
Мыс Челюскина снова взят, теперь на китайском пикапе
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.
Прончищев, его похоронили вместе с женой, первой женщиной-исследователем северных территорий, в вечной мерзлоте на берегу р. Поэтому северный поход был прерван. Но в 1740 г. В июле к полуострову направляется судно «Якутск», история этого путешествия храниться в архивах Военно-Морского Адмиралтейства в С-Петербурге. Через 60 суток пути судно заблокировали дрейфующие льды, членам экспедиции пришлось высаживаться на берег, они решили дождаться крепкого льда, который мог бы выдержать вес припасов и снаряжения.
Ждать пришлось в землянках, их сооружение стоило больших трудов — кругом вечная мерзлота, каменистый грунт, лопаты ломались очень часто. Пройдя по суше около 700 верст, члены экспедиции добрались до зимовья — многие участники похода заболели цингой, были сильно простужены. Здесь им оказали врачебную помощь. Но Челюскин не собирался прерывать исследования, и вместе с добровольцами с 2 казаками — Фофановым и Гороховым отправился дальше на север Таймыра, чтобы закончить начатые географические исследования. Во время всего путешествия стояли сильные морозы, но троица на собачьих упряжках продолжала двигаться дальше. В апреле они добрались до м. Феддея, здесь ими был установлен маяк, но поход по исследованию Севера продолжили.
Группа исследователей поставила здесь верстовой столб, где указали принадлежность местности — Россия. За все это время было пройдено более 7 тыс. С 1878 г.
На памятнике значится: «Оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая» пунктуация сохранена. Гурий Амундсена Ещё одна достопримечательность мыса Челюскин — гурий Амундсена. Гурии — это искусственные каменные сооружения, которые исследователи устанавливают в качестве ориентира. Гурий Амундсена сложен из сланцевых плит и находится на самом северном выступе берега. Экспедиция норвежца Руаля Амундсена, которого прозвали «Наполеоном полярных вод», воздвигла его в честь шведского изыскателя Норденшельда. Полярная станция Главная задача гидрометеорологической станции имени Е. Федорова — это наблюдение за изменениями погодных условий на мысе Челюскин.
Пролив Вилькицкого, омывающий мыс, является самой узкой частью Северного морского пути, а значит, для эксплуатации данной водной магистрали важно понимать, какая здесь ледовая обстановка. В советское время станция содержала 100—120 сотрудников, для которых здесь были возведены музей, клуб, медпункт и пр. Сейчас на полярной станции мыса Челюскин служит 10 человек. Они работают здесь по две зимы стандартный период зимовки : забирают пробы воды, замеряют солнечную радиацию, проводят другие исследования. Туристы, совершающие путешествия на мыс Челюскин, делятся, что полярники гостеприимно встречают посетителей, проводят экскурсии по обсерватории, приглашают на чай и охотно делятся историями из жизни на краю континента. Аэродром Аэродром мыса Челюскин — самая северная взлётно-посадочная площадка Евразии, сыгравшая свою роль в проведении ледовых разведок и развитии Севморпути. Благодаря ему началось развитие лётного сообщения в Арктике, когда в 1932 году первый гидросамолёт совершил здесь посадку. На мысе базировался заправочный пункт для самолётов, отходивших на Северный Полюс. Сейчас аэродром обслуживается Хатангским авиапредприятием. Поклонный крест Самая поздняя достопримечательность мыса Челюскин — православный Поклонный крест.
Он был поставлен в 2009 году «в честь покровителя защитников Российской границы преподобного Илии Муромца» и стал ещё одним символом, отмечающим государственность России на северных рубежах. Памятная табличка на Поклонном кресте была сделана на средства, собранные школьниками посёлка Диксон. Путешествие на мыс Челюскин: что нужно знать Мыс Челюскин является самой северной точкой сухопутной границы РФ, поэтому на его территории установлен особый пограничный режим. В связи с этим, планируя посетить его, надо получить пропуск для въезда прохода членов группы и транспортных средств. Оформить документ можно на портале «Госуслуги» услуга «Выдача пропусков в пограничную зону». Показать пропуск необходимо на погранзаставе. На самом мысе нужно придерживаться правил безопасности.
Закончилась эта поездка потерей автомобиля провалился под лёд и эвакуацией ребят вертолётом. Недоступен этот маршрут еще и тем, что на всём протяжении, а это почти 600 км, негде заправиться. Но как же зато притягателен этот путь! Здесь вся история Таймыра! Древние зимовья, старые захоронения, заброшенные метеостанции и военные базы. Эти места были настолько безлюдные, что основной быт у нас проходил в машинах. Здесь мы готовили, ели, отдыхали и спали. В одной машине ехало два человека, в другой три. И если в той, где два, кресла раскладывались полностью и можно было улечься горизонтально, как в кровати, то во второй, где был я, раскладывалось только водительское место, а двоим, в том числе и мне, приходилось спать сидя. Честно признаюсь, что ради такой поездки я готов был бы спать и стоя, поэтому ничуть дискомфорта не испытывал и быстро привык к этому. Чтобы максимально упростить вопрос в приготовлении пищи, мы ее приготовили заранее и брали готовые полуфабрикаты в замороженном виде — котлеты, плов, вермишель, блинчики, жареники, сырники. Единственное, что было нужно, это закинуть их в мультиварку и подогреть. Воду в такие длительные поездки брать нет смысла, так как вокруг экологически чистый снег и лед, который мы добывали на месте стоянок. Все это кипятили в термопоте, поэтому горячая вода для чая и кофе была всегда. В этом году мы проделали огромную работу на этом маршруте. Посетили и описали все избы, все заброшенные советские геологические базы, старинную буровую, заброшенную метеостанцию Усть-Таймыр, несколько захоронений и заехали в одно из самых загадочных мест на Таймыре — остров Бэра, где находится один из самых больших в мире цельных кусков белого кварца. И после этого интереснейшего маршрута добрались до мыса Челюскина.
найти координаты: мыс рока, мыс челюскин, мыс дежнего, мыс пиай
Сегодня «Первооткрыватели» дошли до мыса Челюскин, где «Московские профессионалы» уже поставили палатку и приготовили все к встрече коллег. Мыс Челюскин остается знаковой географической точкой и важным объектом для метеонаблюдений. 27 апреля на мысе Челюскина встретились два отряда московских школьников, которые отправились покорять Север.
Координаты Мыса Челюскин
- Интересные факты о мысе Челюскина
- АРКТИКА В СЕРДЦЕ НАВСЕГДА
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Челюскин крайняя точка - фото сборник
- Мыс Челюскина на карте России. Фото, координаты, где находится, история, кто открыл
Прогноз погоды обсерватория федорова (мыс челюскин) по модели e.corvus
Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти. Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова. В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года.
Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад. К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал , у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу.
Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века… Путешествие на мыс Челюскина Пулковская обсерватория Поселок Хатанга в апреле месяце превращается в своеобразный туристический центр, энтузиасты Севера самостоятельно организовывают путешествия на мыс — на вездеходах, снегоходах или лыжах. В центре поселения в муниципалитете, в отделении МЧС следует оставить памятку, что группа из нескольких человек собирается отправиться на крайнюю северную точку. В ней необходимо точно указать кол-во путешественников, имеющееся снаряжение и имеющиеся средства помощи.
Также нужно записать контакты на случай непредвиденных ситуаций. Перед путешествием туристам необходимо пройти адаптацию: Привыкнуть к местным погодным условиям, северным ветрам снежной пурге, которая бывает в этих местах очень часто. Изучить маршруты следования — каждая группа может выбрать способ прибытия на мыс: либо вертолетом, либо в составе лыжной группы или на вездеходах Если есть желание, то можно на лыжах проложить маршрут. Но если на пути лыжников встретятся крупные полыньи, то через них туристов переправляют на вертолетах.
Семену Ивановичу, помимо прочего, было поручено вести дневник путешествия: его записи содержали много описаний природы и животного мира Севера.
Из 45 человек команды многие страдали цингой, на корабле погибли друг и покровитель Челюскина Василий Прончищев и его жена, после чего руководство экспедицией полностью перешло к Челюскину. Корабль пережил опаснейший дрейф, закончившийся его гибелью. Экипажу пришлось возвращаться к месту зимовья пешком, это был тяжелый, а для некоторых гибельный маршрут — почти 800 километров по ледяной пустыне, однако люди вопреки всему продолжали исследование новых земель и составление карт. Казалось бы, такие приключения могут надолго отбить желание участвовать в дальнейших исследованиях, но только не у Челюскина: суровые испытания лишь подстегнули интерес мореплавателя к открытию новых земель. После Великой Северной экспедиции он еще два года готовился к новому походу на Север — в неисследованный Таймыр.
В этот поход Челюскин отправился в сопровождении троих солдат на нартах — специальных санях, запряженных ездовыми собаками. Путь был невероятно трудным: в то время такие походы держались только на энтузиазме участников, плохо снаряжались и, конечно, не имели никакой опытной базы: люди не знали, что их ожидает и как влияет на здоровье отсутствие света и тепла. Да и вообще мало кто понимал смысл подобных походов и оказывал путешественникам содействие.
А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа.
А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет… Несломленный Севером Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север.
Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти. Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».
Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова. В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.
Дружки, Тузики и Лайки кинулись к вертолету. Гости обычно привозят что-то вкусненькое. Начальник метеостанции Дмитрий Бодров был рад ребятам. Все-таки к его шестерым сотрудникам прибавятся целых десять! Кроме провизии с вертолета сгружали научную аппаратуру и гитару.
Тут же девчонки организовали импровизированный концерт, а потом отправились на кухню топить снег для борща.