одна из древнейших в мире. Традиция письма в древнем Египте была одним из главных столпов развития египетской культуры. одна из древнейших в мире.
Письмо в египте - 87 фото
По определению Крума, черные чернила на коптских остраконах состояли в основном из углерода142. Я исследовал различные образцы черных чернил на документах143. Сюда входит ряд остраконов неизвестной даты; ряд папирусов, относящихся к периоду от римского владычества до IX века н. Использованный для изготовления чернил углерод в большинстве случаев представлял собою сажу, вероятно чаще всего соскобленную с кухонной посуды, но, возможно, иногда и специально приготовленную. Обнаруженный Лори древесный уголь является исключением. Один священник коптской церкви познакомил меня со способом добывания углерода для изготовления чернил, применяющихся для написания священных текстов. Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевернутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила. Hayes, Bull.
II—III, 239, 240. Schubart, Einfuhrang in die Papyruskunde, 1918, p. Сrum, Coptic Ostraca, p. В одной древнеарабской книге из Королевской библиотеки в Каире к сожалению, без указания автора и даты приводится рецепт изготовления так называемых «персидских чернил». Нужно взять финиковые косточки, положить их в глиняный сосуд, замазать сосуд глиной и поставить его на огонь до [548] следующего дня; на другой день сосуд снимают и остужают; содержимое его перемалывается, просеивается и превращается в чернила путем смешивания с гуммиарабиком и водой. Однако такие чернила должны быть низкого качества и содержать очень мало свободного углерода. Углерод является древнейшим из известных материалов для чернил, и употребление его в Египте для письма относится ко времени до начала I династии, иными словами, до 3400 года до н. Петри нашел «десятки глиняных кувшинов с надписями чернилами», относящихся, «по-видимому, к середине династии, предшествовавшей царствованию Мины»144.
Имеются образцы надписей черными чернилами эпохи I династии, в том числе г 145 " 145 на кусках разбитых каменных чаш145, на куске глины, замазывающей горло кувшина145, и две —на деревянных табличках146. Правда, ни на одном из этих предметов чернила не были подвергнуты анализу, но маловероятно, чтобы они оказались не углеродом, а чем-нибудь иным.
Четыре иероглифа появились около 3250 г. Исследователи разглядели четыре символа: голову быка на шесте, двух аистов и ибиса. В более поздних надписях такая последовательность связывалась с солнечным циклом. Она также могла выражать власть фараона над упорядоченным космосом. Известные до 2017 года надписи периода Нулевой династии носили исключительно деловой характер и были небольшими по размеру не больше 2,5 см.
Высота новооткрытых знаков — около полуметра. Древнейшие из известных нам документов на древнеегипетском языке относятся ко времени правления I династии и датируются концом 4 — началом 3 тысячелетия до н. Почти все каменные памятники этого периода покрыты иероглифическими словесно-слоговыми письменами, в которых сохранились черты пиктографического письма. В деловой документации со времен глубокой древности использовалась особого рода иероглифическая скоропись; после периода правления V династии около 2500 до н. После 7 в. Монументальная рисуночная форма египетского письма после появления иератики использовалась редко. В истории древнеегипетского языка принято выделять несколько периодов.
Древнейший, называемый староегипетским языком, датируется 32—22 веками до н. Следующий период истории древнеегипетского языка — среднеегипетский язык, который оставался литературным языком Египта с 22 по 14 век до н. После примерно 1350 года до н. Позднеегипетский оставался в употреблении до тех пор, пока его приблизительно в 7 в. Примерно во 2 в. Последняя известная запись иератическим письмом датируется 3 в. В период Средневековья древнеегипетские иероглифы были забыты, но с развитием науки стали предприниматься многочисленные усилия по их дешифровке.
Все эти попытки, основывавшиеся главным образом на трактате Гораполло ок. В 1799 был обнаружен Розеттский камень, содержавший надписи 3 в. Эта надпись стала солидной основой для дешифровки, которая была немедленно начата и в 1822 доведена до завершения французским ученым Ж. С тех пор египтологи последовательно работали над реконструкцией древнеегипетской грамматики и лексики, в результате чего большинство древнеегипетских документов всех периодов поддается переводу. Элементы фонографии в древнеегипетской письменности В первых же доступных прочтению и интерпретации образцах собственно письма, помимо логограмм и детерминативов, обнаруживается вполне развитая система фонетического письма, причем в том же виде, в каком она сохранялась на протяжении тысячелетий ее употребления в Египте. Бросающейся в глаза особенностью фонетических знаков является то, что они несут информацию только о согласных звуках текста и об их расположении относительно друг друга, но ничего не сообщают нам о гласных, которые тоже не могли не присутствовать в воспроизводимой данным письмом речи.
Суть его научного открытия заключалась в сопоставлении иероглифов, записанных на картушах геральдических знаках египетских фараонов с текстом, высеченным на найденном камне. Этому предшествовала большая работа, связанная с расшифровкой древнейшего вида письменности — пиктограмм реликтовое запечатленное слово , которые можно было только толковать и интерпретировать часто с помощью догадки или озарения. Шампольон убедился, что самое древнее письмо — это только зарисовка предметов. Пиктограммы все же были рисунками, и их можно рассматривать не только как свидетельства о тех или иных событиях, но и как картину. Пиктограмма, возникшая в период каменного века, передает сообщения, графически не расчлененные на отдельные слова. Происхождение пиктограмм — способ познания человеком окружающего мира и осуществления коммуникативных связей. В дальнейшем рисунки постепенно теряют свои очертания, становятся округлыми или острыми в зависимости от орудия письма и материала, использованного автором текста, появляются условные значки, которые принято считать основой появления иероглифов. Иероглифами древние жрецы называли не только знаки, но и священные письмена, высеченные на камне. Их чаще всего высекали на колоннах, обелисках и каменных стенах. Египетское иероглифическое письмо представлено знаками, изображающими одушевленные и неодушевленные предметы. Появлению иероглифов предшествовало идеографическое, или логографическое, письмо идеограмма, логограмма — письменное обозначение понятия , где отдельные знаки передают не только слова, но и действия. Выбитый на скале рисунок домика, как и теперь, говорит путнику о прибежище, кувшин с льющейся водой обозначает прохладу, наконечник стрелы — направление, завиток над головой человека означал мысль или приглашение к диалогу. Пиктограммы и идеограммы благодаря их большой емкости и наглядности широко применяются в современности: знак доллара или евро, дорожные знаки, сердечко валентинка , компьютерная иконка и т. Знак египетского письма был рисуночным и звуковым, выражавшим один и более согласный. Звуковым он становился тогда, когда рисунок переставал передавать лишь смысл слова и стал использоваться для передачи входивших в него звуков. Письмо, передающее человеческую речь, появляется в период развития классового общества на территории древнего Египта и Двуречья. Изобретенная египтянами в период Древнего царства приблизительно III тыс. На Синайском полуострове были обнаружены надписи, внешний вид которых очень напоминает древнеегипетские иероглифы. Это еще раз подтверждает факт использования иероглифов и египетского алфавита сначала финикийцами, а затем и в странах, расположенных на побережье Средиземного моря. Воображение человека впервые попавшего в древнейший храм бога солнца Амона, находящийся в Луксоре древние Фивы на берегу Нила, поражает сама конструкция гигантских колонн и обелисков, расписанных иероглифами. С запада к храму ведет аллея сфинксов священного животного с головой овна и телом льва , символизирующих царственную силу и противостояние добра злу и обеспечивающих защиту храма от злых сил. Раскрашенные голубой и желтой краской рельефы колонн производили неповторимое впечатление солнечного и радужного восприятия окружающего мира. Рельефы содержат сведения о фараонах, исторических событиях. Храм в Дендере — еще одно свидетельство египетской цивилизации — богато расписан письменами о празднествах и рождении наследников фараонов. При храме Карнака существовала библиотека, где хранили и переписывали священные папирусы. В сувенирных лавках современного Египта можно приобрести картуши с выбитыми иероглифами именами Клеопатры и Птолемея, папирусы, а также сувенирный знак «анкх» — символы мудрости и вечной жизни.
Первую попытку дешифровки египетских надписей совершили арабские историки X—XI веков. Благодаря знаниям коптского языка частичного успеха достиг Ибн Вахшия. Европейские ученые XVI—XVII веков, опираясь на неточные высказывания античных авторов, повторили их ошибки и не смогли правильно подойти к дешифровке египетских надписей. В XVIII веке некоторые ученые правильно установили, что отчасти египетские иероглифы обозначали звуки и что в картушах содержались собственные царские имена. Томас Юнг установил наличие в египетской письменности фонетических знаков, определил значение некоторых иероглифов и разобрал некоторые имена. Честь окончательной дешифровки принадлежит ученому из Франции Франсуа Шампольону. Используя достижения предшественников, он тщательно изучил надписи, добытые в ходе наполеоновской экспедиции; особенное внимание уделялось Розеттской двуязычной надписи, начертанной на греческом языке и на египетском — иероглифами и демотическими знаками. В 1822 году Шампольон добился правильного прочтения в ней многих слов и имён, верно предположив, что египетские иероглифы могли обозначать не только слова, но также некоторые отдельные слоги и звуки.
Папирус - свиток длиною в пять тысячелетий
Папирус – материал для письма и рисования в древнем Египте. Иератическое письмо появилось в Египте в раннединастическом периоде уже после того, как иероглифика была хорошо развита. Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. Папирус использовался, в частности, в Древнем Египте, в связи с изобилием растения под названием Cyperus papyrus, которое росло возле берегов Нила. Первоначально, без сомнения, египетское письмо, как и письмо других народов, не имело никакого отношения к звуковому письму.
ЕГИПЕТ И МЕЖДУРЕЧЬЕ
Самая известная профессия в Древнем Египте (после фараона) — это писец. Египетское письмо (егип. «слова бога») — это письменность, использовавшаяся в Древнем Египте в течение 3500 лет с начала 3-го тысячелетия до нашей эры. Особенность египетского письма состояла в том, что гласные при письме не обозначались. Орудия и материалы письма Древнейшим памятником греческого письма считается надпись на дипилонской вазе из Афин.
Бумага. Письменные носители до появления бумаги
Сказка, возникнув в доме, где были дети, передавалась устно от одного поколения другому, и, следуя законам развития жизни, отражала своими дополнениями современную каждому рассказчику обстановку в государстве. Есть сказки — они же религиозные сказания или легенды, есть повествования о победоносных походах, битвах и сменах династий фараонов, о дальних путешествиях. Нам известны те, что были записаны и сохранились, тогда как очевидно, что многие просто не фиксировались письменным образом. Язык сказок книжный, прозаический, не отражающий в полной мере присущего жанру напевного характера изложения и непосредственности сюжетных линий. Но зато в такой форме сказки пришлись ко двору и служили развлечением фараонов с их высоким окружением. Неудивительно, что до нас не дошли такие тексты сказок, где бы высмеивались правители или образ жизни жрецов, а народный юмор представал бы во всём великолепии своей остроты.
Хотя такие, вероятнее всего, имелись во множестве. Их отчасти пересказал в своём труде Геродот. Около 400 г н. В 1799 году, при сооружении форта Сен-Жюльен близ порта Розетта, на западном рукаве дельты Нила, офицер армии Наполеона Бушар обнаружил базальтовый камень с текстом на разных языках и тремя видами письма: иероглифическом, демотическим и древнегреческим. Камень получил имя «Розетский».
Демотическое письмо расшифровали довольно быстро, тогда как иероглифы процесс затрудняли. В 1808 г. Знающий отлично латынь, греческий, древнееврейский, арабский и коптский языки, он сумел прочесть на камне имя «Птолемей» на греческом, после распознал эквивалент греческим буквам уже среди иероглифов. Так, постепенно, сверяясь с другими источниками, был впервые расшифрован артефакт с начертанными иероглифами. И оказалось, что на камне начертан указ мемфисских жрецов 196 г.
Ключ к прочтению был найден. Так в календаре появилась новая дата рождения науки Египтологии. Теперь ведущие музеи мира имеют любопытные коллекции памятников древнеегипетской письменности мирового значения. А имена востоковедов, египтологов, среди которых — наши соотечественники В. Голенищев, Б.
Тураев и др. Литература: Грант Н. Древний Египет и Древняя Греция. От пирамид до первой демократии. Древний Египет за 30 секунд.
Под ред. Древний Египет. Древний Восток. Смит М. Как светское развлечение, игра известна с Додинастического периода ок.
Входил в VIII верхнеегипетский ном. С сер. IV тыс. Располагается на левом берегу реки Нил, близ современного населённого пункта Эль-Араба-эль-Мадфуна. Основные термины генерируются автоматически : древнеегипетская письменность, Древний Египет, загробный мир, иератическое письмо, иероглиф, коптский язык, писец, IV-III, демотическое письмо, иероглифическое письмо.
В XVIII веке некоторые ученые правильно установили, что отчасти египетские иероглифы обозначали звуки и что в картушах содержались собственные царские имена. Томас Юнг установил наличие в египетской письменности фонетических знаков, определил значение некоторых иероглифов и разобрал некоторые имена. Честь окончательной дешифровки принадлежит ученому из Франции Франсуа Шампольону. Используя достижения предшественников, он тщательно изучил надписи, добытые в ходе наполеоновской экспедиции; особенное внимание уделялось Розеттской двуязычной надписи, начертанной на греческом языке и на египетском — иероглифами и демотическими знаками. В 1822 году Шампольон добился правильного прочтения в ней многих слов и имён, верно предположив, что египетские иероглифы могли обозначать не только слова, но также некоторые отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил имена, встречающиеся в греко-египетской надписи, с соответствующими начертаниями их в иероглифических надписях. Так ему удалось установить, что некоторые иероглифы имеют звуковое значение, и определить почти все знаки египетского алфавита. Однако ученый не остановился на первой стадии дешифровки.
Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высушивали листок и на нем же выполняли новое задание — переписывали мифы, сказки, поучения старых писцов. С давних времен до нас дошло множество древних папирусов. Например папирус Райнда, который унаследовал свое название от своего покупателя, Александра Генри Райнда, шотландского антиквара. Этот древний свиток был куплен в 1858 году. В нем содержатся математические таблицы и задачи. Туринский папирус можно увидеть в Египетском музей в Турине, Италия. Это рукопись 19 династии 1292-1190 до н. В ней содержится хронология жизни египетских царей. Он был заказан Рамсесом II.
К сожалению, начало и конец этого папируса были потеряны. Папирус Эберса датируется с 550 до н. Он показывает, что древние египтяне знали о существовании кровеносных сосудов, а также, что сердце поставляет кровь всему организму. В нем также содержатся около 700 формул и народные средства для борьбы с вредителями в доме, а также средства от лечения укусов крокодила.
Народное письмо было предназначено для повседневного употребления, поэтому написание знаков было упрощенным. Чтобы записывать быстрее. Наиболее интересна иероглифическая письменность. Именно её вырезали на каменных стенах древнеегипетских храмов.
Благодаря декоративности иероглифов, это смотрелось очень эффектно и монументально.
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Греки называли его «каламос», а арабы — «калям». Чернила для письма делали из охры и сажи. Древнейшим образцом египетской письменности является палетка Нармера, датированная 3100 годом до н.
Плутарх, в целом считая египетское письмо символическим, сообщил, что у египтян был алфавит из 25 знаков. Геродот отметил, что у египтян было письмо двух видов — «священное» и «народное». Климент Александрийский насчитал три вида письма: священное письмо иероглифику; иератическое священное письмо свитков; эпистолографику для повседневного употребления. Первую попытку дешифровки египетских надписей совершили арабские историки X—XI веков. Благодаря знаниям коптского языка частичного успеха достиг Ибн Вахшия. Европейские ученые XVI—XVII веков, опираясь на неточные высказывания античных авторов, повторили их ошибки и не смогли правильно подойти к дешифровке египетских надписей.
В XVIII веке некоторые ученые правильно установили, что отчасти египетские иероглифы обозначали звуки и что в картушах содержались собственные царские имена. Томас Юнг установил наличие в египетской письменности фонетических знаков, определил значение некоторых иероглифов и разобрал некоторые имена.
И чтобы попросить о милости того или иного бога, человек должен был вручить жрецам подношение: ювелирное украшение, фрукты, красивую одежду, животное.
Только жрецы имели права входить на территорию храма, подносить богам жертвенные дары. Древнеегипетские жрецы пользовались большим уважением среди всего населения, к их советам прислушивались даже фараоны. Искусство Древние египтяне были прекрасными художниками и скульпторами.
Они украшали настенными росписями жилые дома, дворцы, храмы. Художники изображали сцены из жизни простых людей, развлечения знатных господ, религиозные церемонии, сражения и охоту. Рост людей на картинах зависел от их общественного положения.
Самыми высокими изображали фараонов, меньшего роста были жрецы и чиновники, еще ниже были ремесленники, крестьяне и рабы. Особое внимание уделяли росписи внутренних помещений в пирамидах фараонов. Чаще всего там изображали богов, сцены из загробного мира, фараона со своей свитой.
Саркофаг, в который помещали тело умершего, также разрисовывался с особой роскошью. Церемония — это особый распорядок проведения торжественных мероприятий. Саркофаг — это разновидность гроба, используемая в Древнем Египте.
Древнеегипетская скульптура отличалась особенной реалистичностью. Статуи людей создавали в соответствии с пропорциями тела человека. В основном, скульпторы изображали фараонов и богов, значительно реже жрецов, чиновников, военных.
Самая известная скульптура Древнего Египта, сохранившаяся до наших дней —сфинкс — мифическое существо с головой человека и телом льва. Согласно верованиям, сфинкс являлся хранителем тайных знаний, охранял вход в пирамиды. Письменность В те времена, когда другие народы еще не знали грамоты и передавали свои знания в устной форме, египтяне овладели письменностью.
Письменность древних египтян состояла из множества специальных рисунков — иероглифов. Волнистой линией обозначали воду, кружком с точкой посередине —солнце и так далее. Всего историки насчитали более 650 различных египетских значков-рисунков.
Материалом для письма в Древнем Египте служил папирус по своим качествам и внешнему виду он походил на бумагу. Его стебли разрезали, смачивали водой, отделяли тонкие полупрозрачные полоски, накладывали полоски одна на другую в форме решетки, склеивали их между собой и прижимали прессом. Также иероглифы выбивали на каменных стенах храмов.
Древнеегипетское государство нуждалось в большом количестве образованных людей. Умение считать и писать требовалось сборщикам налогов, архитекторам, чиновникам, жрецам, писцам. Пройти обучение можно было только в древнеегипетских школах при храмах, но чтобы туда поступить требовались немалые деньги и высокое положение в обществе.
В одном не сомневаюсь: бумага, на которой мы пишем, вряд ли проживет хотя бы треть этого срока. А жаль... Банально, конечно, говорить, что изобретение папируса, заменившего глиняные таблички с клинописью, которые использовались для всевозможных записей, произвело революцию в истории цивилизации. Лучше обращусь к юмористической "Всеобщей истории ", изданной в начале века журналом "Сатирикон" и читанной мною в студенчестве, перед экзаменом по истории отечественной журналистики. Вот как доходчиво и весело описала она этот этап в жизни человечества: "Для того чтобы возлюбленный мог как следует изложить предмету своей любви волнующие его чувства, ему приходилось отправлять ей целую подводу кирпичей. Прочесть написанное представляло такую неблагодарную работу, что терпение девицы лопалось, и она на десятом кирпиче выходила замуж за другого". Ну как в такой ситуации обойтись без легкого емкого папируса? Сама жизнь заставила его придумать...
А сколько подвод потребовалось бы, чтобы перевезти знаменитый Большой папирус Харриса длиной 40,5 метра и шириной 64,25 сантиметра? Конечно, заняться подобными пустяковыми подсчетами никому, кроме юмористов, не приходило в голову. Зато наука доподлинно установила, что такие папирусные свитки, каллиграфически переписанные профессиональными писцами, заменяли нынешние книги. Изготовление папирусного листа Кстати, профессия писца была самой почитаемой в древнем Египте, но об этом чуть позже. А пока вместе с сотрудниками Института папируса попытаемся превратить крепкий стебель в почти невесомый лист. Довольно подробное описание, как это сделать, оставили ученик Аристотеля Теофраст и римский естествоиспытатель Плиний Старший. Стебли растения разрезаются вдоль на узкие длинные ленты, которые затем укладываются в два слоя - одни горизонтально, другие вертикально, и скрепляются каким-то клеящим веществом, раскрывают они тайну "папирусной кухни ". Просохшие листы разглаживаются, как утюгом, гладким камнем или раковиной.
Вот и все. Но, похоже, какой-то главный секрет древние исследователи все же утаили, потому что, когда уже наши современники, пользуясь их "инструкцией", попытались воссоздать этот писчий материал, они получили грубые, покоробившиеся, ни к чему не пригодные жесткие листы. Энтузиасты, однако, не оставляли мысли постичь секреты древних. Удача выпала самому терпеливому, упорному и... Но теперь его имя тоже вписано в историю египтологии. Это был Хасан Рагаб. Инженер по образованию, Рагаб долгие годы служил в армии и как член организации "Свободные офицеры" под руководством Гамаля Абдель Насера активно участвовал в антимонархической и антиимпериалистической революции 1952 года. Потом его разносторонний талант, ум и воспитание потребовались на дипломатическом поприще, и молодая республика направила Рагаба своим послом в ряд стран.
И вдруг Хасан неожиданно для всех делает крутой вираж, бросает блестящую карьеру и посвящает себя возрождению папируса. Он покупает участок земли на острове Яакуба, на Ниле , в предместье Каира , и погружается в эксперименты.
Способ письма древних египтян
Иероглифическое письмо древнего Египта. Египетское письмо древний Египет. Виды письма в древнем Египте. Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала III тысячелетия до н.э. Формальная система письма, используемая древними египтянами египетскими иероглифами были формальной системой письма, использовавшейся в Древнем Египте.
Эволюция материалов для письма
Порядок остался прежним, однако буквы потеряли свое смысловое значение, их стали использовать для обозначения гласных, глухих и других звуков. Таким образом, греческий алфавит был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил основой для латинского, славянского и других алфавитов. Латинский алфавит произошел от греческого и стал одним из главных в огромной Римской империи. Некоторые буквы видоизменились, однако их порядок остался прежним.
Вместо камня или дерева для фиксирования информации стали использовать изобретенную в Китае бумагу, вместо резца — перо. В разное время на различных территориях Европы появлялись свои особенности написания букв. Так, древние римляне использовали только заглавные формы букв, современные строчные буквы появились только на рубеже античности и средних веков.
Изначально в латинском алфавите была 21 буква, затем, по мере приспособления к устной речи, его состав расширялся. Современный латинский алфавит является основой письменности многих языков мира в том числе романских и германских и в базовом варианте состоит из 26 букв. Древнейшие славянские письмена выполнялись с помощью двух видов азбуки — глаголицы и кириллицы.
Они отличались количеством букв и способом их написания. Большинство филологов утверждает, что глаголица была создана святым Кириллом, библиотекарем при храме святой Софии в Константинополе, при помощи его брата Мефодия и вполне соответствовала старославянскому языку, где основным знаком был крест. Первая надпись на глаголице датируется 893 годом.
Всего в алфавите насчитывалось 40 букв. Эту азбуку чаще всего использовали для тайных переписок.
Для хранения ее оборачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток, длина которого больше сорока метров.
Папирус в Древнем Египте Папирус в древнем Египте различался по качеству. Грубый папирус использовали в качестве упаковки, а папирус самого высокого качества использовали, чтобы писать на нем религиозные или литературные тексты. Сухой климат Египта был наиболее благоприятен для использования папируса. Но вскоре, он также стал популярным в Греции и Риме.
Читайте также Почему египтянин не разводится с женой, но не живёт с ней, 4 причины Папирус был дорогим в древнем Египте, и сначала ученики писали на чем-нибудь другом, например на черепках битой посуды. И только потом им доверяли и папирус. На нем писали острой тростинкой, обмакивая ее в черную краску. Рядом в пенале находилась красная краска, которой начинали новый абзац.
Так до наших дней используется выражение — «писать с красной строки». Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высушивали листок и на нем же выполняли новое задание — переписывали мифы, сказки, поучения старых писцов. С давних времен до нас дошло множество древних папирусов.
В древности дикорастущий папирус был распространён в дельте Нила, ныне же он почти вывелся. При изготовлении писчего материала стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски.
Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому; передний из них назывался протоколон. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках а в более позднее время — соединялись в книги лат.
Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой лат. Папирус - царское растение.
Этапы изготовления папируса: расщепление, «сборка», сушка под прессом, полировка, склейка Нижнюю часть стебля очищали от оболочки, освобождая плотную, волокнистую и липкую мякоть. Её расщепляли на тонкие пластины длиной 40-50 см. Современная технология предполагает вымачивание полос в течение нескольких дней. Готовые пластинки филюры укладывали внахлест на ровной поверхности, застеленной тканью и кожей: первый слой — параллельно краю стола, второй — перпендикулярно. Поначалу ширина готового листа составляла не более 15 см, но позже египтяне научились делать довольно широкие полотна. В процессе укладки материал смачивали водой из Нила. Затем листы помещали под пресс. Это нужно было для того, чтобы полоски склеились между собой, и папирус стал тонким и однородным.
Нюансы и малоизвестные факты Какова технология изготовления папируса, объяснить несложно. Вся сложность заключалась в нюансах. Так, чем дольше папирус выдерживали под прессом или предварительно вымачивали, тем он получался темнее. Важно было не затягивать процесс: египтяне предпочитали светлый материал. Поверхность листов обрабатывали специальным составом, который предотвращал растекание чернил. Его изготавливали из уксуса, муки и кипящей воды. Вынув листы из-под пресса, мастера отбивали их специальными молотками и выглаживали полировальными камнями, кусками дерева или кости.
Глава 11 Египетские иероглифы
Папирус использовался преимущественно для письма и служил отличным материалом, на котором египтяне фиксировали свои астрономические познания, навыки в медицине и математике. Главная страница» Видео» Древний Египет» Материал для письма в Древнем Египте. Иератическое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Папирусные письма и документы представляют богатейший материал для изучения истории христианской церкви в Египте, в особенности монашества.