Если кто-то мечтает стать ректором, попробуйте повторить достижения кого-либо из действующих руководителей вузов.
кто такой ректор определение
Обязательно наличие ученого звания и ученой степени. Препятствием к получению заветного места может стать возраст — ректору не должно быть более шестидесяти пяти лет. В некоторых случаях решением ученого совета эту планку могут повысить до семидесяти лет. Контракт или трудовой договор заключается на пять лет, после чего назначается процедура переизбрания. В должностные обязанности ректора входит: Управление научной и педагогической сферой Ведение финансовых и хозяйственных дел Утверждение штата Составление ежегодного отчета для ученого совета Планирование путей развития учебного заведение Издание приказов Можно сказать, что ректор — мастер на все руки. Он должен быть отличным управленцем, экономистом, менеджером, но при этом оставаться преподавателем и ученым. Быть главой любого высшего учебного заведения — это не только почетное, но и очень хлопотное занятие.
Этот представитель административного аппарата вуза отвечает за создание благоприятной рабочей атмосферы для всех членов коллектива. Таким образом, функции и полномочия проректора являются неотъемлемой частью работы института. Он отвечает за организацию учебного процесса, контролирует качество преподавания, заботится о приеме студентов и поддерживает международные связи вуза. Данный университетский менеджер также представляет интересы образовательного центра перед государственными структурами и отвечает за разработку стратегии оптимизации и действия образовательного центра. Работая с персоналом, он создает благоприятные условия для работы всех сотрудников.
В целом, этот индивид является ключевым фигурой в системе высшего образования и играет значительную роль в успехе вуза. Второе лицо вуза: полномочия и ответственность проректора В качестве заместителя ректора, проректор также отвечает за подготовку и проведение значимых мероприятий на факультете или выше на уровне учреждения в целом. Его полномочия также распространяются на контроль качества образовательного процесса: принятие новых студентов, назначение и контроль за ходом и результатами экзаменов, а также подготовку и внедрение программ обучения с акцентом на действующие требования ФГОС, внутренние стандарты института, потребности рынка труда и пр. Полномочия проректора Данный представитель института отвечает за организацию и поддержку НИР, поощряет студентов к участию в конференциях и научных мероприятиях. Руководитель также выступает как связующее звено между факультетами и другими академиями или организациями для создания партнерских отношений и расширения возможностей для научного роста.
Основной задачей этого «менеджера» является поддержание высокого качества образования. Он следит за тем, чтобы все процессы образования соответствовали требованиям государственных стандартов, а также были доступны для всех слоев населения. Данный представитель выполняет связующую роль между администрацией и студенческой общественностью, а также взаимодействует с иными сторонними и дочерними институтами и научными организациями.
Во время вступительных экзаменов ректор поинтересовался у абитуриента, почему тот выбрал именно этот ВУЗ для поступления. Абитуриент в ответ: «Папа, голову не морочь!
В России[ править править код ] Должность восстановлена в 1939 году.
Однако до марта 1961 года согласно Типовому уставу высшего учебного заведения [2] руководители вузов учебных институтов , за исключением университетов, по-прежнему именовались директорами, и только с принятием «Положения о высших учебных заведениях» [3] должность директора вуза была заменена на ректора. Требования к квалификации ректора[ править править код ] В России установлены следующие квалификационные требования к ректорам [4] : высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие учёной степени и учёного звания и или — в отношении образовательных организаций в области искусств, физкультуры и спорта, теологического и религиозного образования — наличие почётной степени и или почётного звания; наличие не менее 5-ти лет стажа работы на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования или не менее 10-ти лет суммарного стажа работы на руководящих должностях и не менее 5-лет стажа научной или научно-педагогической деятельности [5]. Порядок избрания ректора[ править править код ] Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании конференции на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов претендента. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются учёным советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур должен предусматривать возможность самовыдвижения.
Ректор в университете: функции, обязанности, роль и значения
До семидесятых годов прошлого столетия должность ректора была только в университетах, во главе других высших учебных заведений по-прежнему были директора. Кто такой ректор и что он делает Ректором называют главу любого высшего учебного заведения. руководитель вуза. В Императорском Московском университете должность ректора пришла на смену должности директора. В назначении ректоров университетов заметны два новых тренда. ими руководят деканы.
Ректор - это управляющий в университете или институте
А все потому что наш ректор, Александр Павлович Горбунов, несмотря на нелегкую работу и загруженность, всегда готов ответить на все вопросы студентов и дать важный совет, за что мы ему безмерно благодарны. это высший должностной лицо университета или высшего учебного заведения, ответственное за руководство и управление всеми аспектами его деятельности. Ректор университета – высшая должностная особа университета, чья роль заключается в управлении и руководстве академическим учреждением.
Ректор – это руководитель высшего учебного заведения.
Александр Павлович, мы желаем Вам крепкого здоровья, счастья, успеха и благополучия. Пусть каждый Ваш день будет полон событий таких же замечательных как наш университет, а все поставленные цели будут успешно достигнуты. Своим примером вы заставляете нас двигаться вперёд, усердно учиться и достигать намеченных высот!
Его роль заключается в том, чтобы вдохновлять и мотивировать студентов и сотрудников на достижение высоких результатов и обеспечивать успешное функционирование университета как образовательного и научного центра. Роль ректора в университете Ректор — высшая должностная особа в университете, играющая ключевую роль в управлении и развитии учебного заведения. Ректор является главой университетского административного аппарата и отвечает за создание благоприятных условий для обучения и научной работы студентов и преподавателей. Основная задача ректора заключается в обеспечении эффективной учебной и научной деятельности университета. Для достижения этой цели ректор осуществляет ряд важных функций: Управление университетом: ректор определяет стратегию развития университета, разрабатывает и проводит политику по повышению качества образования и научных исследований.
Он также формирует организационную структуру университета, назначает руководителей кафедр и других подразделений и контролирует их работу. Представительство университета: ректор выступает в качестве официального представителя университета перед государственными органами, общественностью и деловыми партнерами. Он поддерживает связи с другими университетами и научными организациями, осуществляет международное сотрудничество. Финансовое планирование и управление: ректор отвечает за финансовую устойчивость университета и разработку бюджета. Он контролирует распределение средств, обеспечивает эффективное использование ресурсов и поиск дополнительных источников финансирования. Поддержка и развитие персонала: ректор участвует в найме и оценке преподавателей и научных сотрудников.
Распоряжение Президента или Правительства РФ для федеральных университетов.
После наделения полномочиями заключается трудовой договор на срок до 5 лет. Взаимодействие с органами управления вузом В своей деятельности ректор опирается на решения Ученого совета вуза. Контроль осуществляют Наблюдательный совет и учредители.
Что касается публикаций в ведущих зарубежных журналах, то в них же ссылаются на те работы, которые действительно являются важными и интересными. Понятно, что если у наших авторов не будет возможности публиковаться в крупных международных изданиях, о результатах и достижениях их работы узнает меньшее количество людей. Но я вас уверяю, что даже если эти результаты будут опубликованы только в отечественных журналах, но будут качественными и важными для всего научного сообщества, коллеги об этом все равно узнают. Индекс цитирования, как мне кажется, больше зависит от содержания публикаций, а не от журналов, где они размещены. Одно время она была очень острой, причем не столько для научной сферы, сколько для студенчества, когда зачастую у чужой дипломной или курсовой работы просто меняли титульный лист.
Удалось ли изменить эту ситуацию? На всю библиотеку два компьютерных класса с модемным подключением. Таких технических, цифровых возможностей найти информацию, как сегодня, у студентов тогда не было. Когда же возможности появились, учащиеся оказались к этому не готовы в этическом плане, и начался настоящий бум плагиата. Сейчас, на мой взгляд, его количество снижается, благодаря тем техническим средствам отслеживания, которые у нас есть. Но надо понимать, что уважение к чужому интеллектуальному труду — это элемент академической культуры, который все еще формируется и который необходимо воспитывать в наших студентах. Прогулки по воде и под водой — У нас есть еще пара личных вопросов, чтобы в том числе Ваши новые коллеги и студенты узнали о Вас побольше. Урал для Вас, как мы понимаем, — новая территория.
Как-то уже погружаетесь в его освоение или пока не до того было? Успел съездить в Аркаим — археологический памятник, представляющий собой комплекс городищ возрастом около 4000 лет. С интересом узнал, что, оказывается, Челябинская область — край 3000 озер, и вообще здесь очень много водоемов, которые образовались на месте заброшенных карьеров, где когда-то добывали природные ресурсы. Посетил самое чистое озеро региона — Тургояк, вместе с семьей покатался там на сапе, искупался, хотя вода в нем холодная. Еще побывал на одном из карьеров. Вода в нем настолько прозрачна, что видимость сохраняется на расстоянии 10—15 метров. Убедился лично, когда погружался с аквалангом. Вообще место очень интересное, я такого никогда раньше не видел: из-за того, что вода каждый год прибывает, растущие там деревья приобретают своеобразный желто-серый окрас, выглядит это как кораллы в море.
Очень красиво! Среди них Александр Петрович Потылицын, которого я сменил на должности завкафедрой прикладной физики ТПУ, будучи совсем молодым сотрудником. Мне предстояло руководить хорошо знакомым коллективом моих преподавателей и одногруппников, поэтому было очень волнительно. Александр Петрович оказал мне тогда большую поддержку. Жаль, что работа под его руководством продолжалась всего несколько лет. У него колоссальный жизненный и административный опыт. Кроме уважения к наставнику, карате научило меня дисциплине, потому что это очень тяжелый вид спорта, который требует системной режимной работы, ежедневных тренировок.
Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника
Участие в прослушивании курсовых и дипломных работ. Организация научно-исследовательской деятельности педагогов. Как и у ректоров, и у деканов, у зав. Преподаватели И закончим мы на самых важных людях вуза, без которых бы не было нужды ни в ректорах, ни проректорах, ни деканах — речь идёт про преподавателей.
Они, кстати, тоже имеют свои иерархию: Профессор — имеется степень кандидата или даже доктора наук, у него, чаще всего, небольшая учебная нагрузка, а преподает лишь у магистров и аспирантов, а в остальное время занят своими делами, либо научной деятельностью. Доцент — специалист, ведущий профессиональные дисциплины, являясь при этом кандидатом или доктором наук. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
Ассистент — это позиция, с которой многие педагоги начинают свой путь в сфере образования. Они помогают проводить лабораторные работы, семинары, а иногда им даже доверяют вести лекции, когда у преподавателя нет возможности сделать это самостоятельно. На эту должность чаще всего берут магистров и аспирантов, чтобы педагогический стаж начал копиться.
Также на кафедрах работаю инженеры и лаборанты, которые помогают вести техническую работу.
Требования к кандидатам Специалист, претендующий на пост ректора университета, обязан соответствовать определенным условиям. Он должен иметь высшее образование в сфере управления, экономики или педагогики, а также ученую степень. Согласно правилам, достаточно кандидатской, однако у докторов наук со званием профессора, члена-корреспондента или академика будет преимущество. Кроме того, потенциальный глава вуза должен иметь как минимум пятилетний стаж работы в качестве педагога или управленца, четко знать государственные образовательные стандарты, методы руководства вузом, законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность высшего учебного заведения. Существует и ограничение по возрасту — не старше 65 лет. Все эти правила описаны в квалификационных требованиях к работе ректора вуза. Порядок избрания Существует несколько способов смены ректора университета или института.
Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ.
Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению учёного совета учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет. В Российской империи[ править править код ] Должность ректора, как высшей административной должности в университете была введена в российских университетах в 1803 году в соответствии с «Предварительными правилами народного просвещения». В Московском университете должность ректора пришла на смену должности директора. По университетскому уставу 1804 года ректор избирался из ординарных профессоров университета Советом университета путём баллотировки по большинству голосов сроком на 1 год с 1809 — на 3 года, 1835 — на 4 года ; утверждался в должности императором по представлению министра народного просвещения.
С 1850 года согласно Правилам от 11.
Кроме того, декан занимается набором и расстановкой преподавательского состава на факультете, принимает решения по назначению научных руководителей и кураторов. Он тесно сотрудничает с ректором и проректорами, представляет интересы факультета на административном уровне и обеспечивает эффективное функционирование факультета в целом.
В целом, роль декана состоит в обеспечении качественной работы факультета, развитии и совершенствовании образовательного процесса, а также в решении всех возникающих проблем, связанных с учебной деятельностью на своем факультете. Основные задачи: Ректор вуза исполняет важные обязанности, связанные с управлением и развитием образовательного учреждения. Он ответственен за планирование и координацию всех аспектов работы вуза.
Ректор принимает важные решения, направленные на развитие качества образования и научной деятельности. Проректоры, в свою очередь, занимаются конкретными областями деятельности университета. Например, проректор по учебной работе отвечает за организацию учебного процесса, разработку учебных планов и программ, а также контроль за их выполнением.
Проректор по научной работе отвечает за развитие научной деятельности, поддержку научных исследований и публикаций. Деканы — это административные лица, которые руководят факультетами вуза. Их обязанности включают организацию и контроль учебного процесса, работу с преподавателями и студентами, а также управление бюджетом факультета.
Деканы отвечают за поддержку и развитие академической сферы на своем факультете. Взаимодействие с преподавателями и студентами: Ректор: В обязанности ректора входит планирование и координация работы всего университета. Он осуществляет общее управление высшим учебным заведением, контролирует выполнение учебных программ и руководит административными иссушествами.
Ректор также обеспечивает взаимодействие с преподавателями и студентами, принимает активное участие в разработке курсов и инициировании научно-исследовательской деятельности. Проректор: Проректор отвечает за планирование и контроль учебного процесса. Он обеспечивает выполнение академических программ и осуществляет управление преподавательским составом.
Проректор также осуществляет контроль за качеством преподавания и организацию работы студенческих организаций. Он ведет переговоры с внешними организациями и учреждениями в рамках научной и образовательной сотрудничества. Декан: Декан ответственен за администрирование определенного факультета или отделения в университете.
В его обязанности входит организация образовательного процесса, планирование учебного расписания, контроль успеваемости студентов и руководство преподавательским коллективом. Декан также занимается разрешением конфликтов и деловыми отношениями с другими факультетами и администрацией университета. Отличия между ректором и проректором: Ректор в вузе осуществляет администрирование и управление всеми аспектами деятельности учебного заведения.
Обязанности ректора включают планирование и контроль академической работы, управление кадрами, разработку и исполнение бюджета университета. Проректоры — это высшие руководители, которые помогают ректору в осуществлении его обязанностей. Они часто отвечают за определенные сферы деятельности, например, за преподавательскую работу, науку и исследования, международные связи или воспитательную работу.
Ректор и проректоры тесно сотрудничают для обеспечения эффективного функционирования университета. Они вместе разрабатывают стратегические планы развития учебного заведения, принимают решения и руководят исполнением задач. Ректор обычно принимает окончательные решения, а проректоры обеспечивают реализацию этих решений в своих областях ответственности.
Таким образом, ректор и проректоры вместе образуют руководство университета и работают в партнерстве для достижения высоких целей в области образования и науки. Властные полномочия: У ректора вуза сосредоточены полномочия по планированию и управлению академическим процессом. Это включает определение общей стратегии развития учебного заведения, разработку курсов и программ обучения, а также контроль за их реализацией.
Кто такой ректор в институте?
Ректор – это должностное лицо, руководитель высшего учебного заведения. В Московском университете должность ректора пришла на смену должности директора. Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо. Ректор университета. В назначении ректоров университетов заметны два новых тренда.
Оригинальное значение
- Кто такой ректор? Значение слова
- Вуз — это высшее учебное заведение. Как он устроен?
- Ректор – это руководитель высшего учебного заведения.
- Кто такие ректор, проректор и декан в университете? Обязанности и роли
Путин разграничил полномочия ректоров и президентов вузов
Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий. Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен. Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы. Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом.
Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы обычно не менее трёх лет. Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях. Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации кандидат экономических наук. Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени после кандидата наук. Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации доктор экономических наук. Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.
Как выстраивать коммуникации при работе с несоответствием внутренним стандартам — жалобами, критикой? Эта проблема показала свою актуальность в период пандемии, когда была масса сложностей, которые нужно было оперативно решать, и часто нужен был ответ именно ректора, проректора или декана. Университеты, которые смогли оперативно реагировать на вызовы, заслужили уважение и доверие студентов, а это всё формирует общий имидж университета. Поэтому важно, чтобы внутри университета была создана служба, которая постоянно на связи со студентами. Каждый решает эту задачу в зависимости от масштаба университета.
Какие основные показатели имиджа университета в публичном пространстве? Все базовые советы строятся вокруг желания ректора коммуницировать на разных площадках: СМИ, социальных сетях. Наиболее прогрессивные коллеги начинают работать в Telegram, там они сразу становятся заметными для своих руководителей, партнеров и коллег. Это не обязательно может быть свой канал, многие активно пишут в «Научно-образовательную политику». В этом смысле имидж университета тем лучше, чем честнее ректор реагирует на проблемы и вызовы, чем меньше он прячется за них.
У нас не так много ректоров, которые дают обратную связь студентам в социальных сетях, но у тех, кто постоянно поддерживает коммуникацию, рейтинги растут. Сейчас имидж формируется во многом в социальных сетях, где рождается как негатив, так и позитив. Затем это тиражируется в классических СМИ, и дальше вы уже видите в виде рейтингов — «Давыдов. Индекс», «Медиалогия», то, что мы делаем в «НОП». Как успевать конструктивно участвовать во всех коммуникациях?
Должна быть слаженная команда, и должно быть понимание у первого лица. Пресс-службы должны донести до своих руководителей, что если вы участвуете в пресс-подходе, обязательно скажите хоть слово, если даже небольшое СМИ хочет взять интервью, не надо от этого прятаться. В современном, очень быстром мире коммуникации, даже какие-то маленькие истории часто рождают и укрепляют лидерство университета. Вы дали комментарий какому-то маленькому стартапу или студенческому СМИ, и именно это вошло в дайджест, в аналитику, например, в администрации президента. Я регулярно просматриваю материалы, которые читает руководство, — они, поверьте, не смотрят телевизор, не читают эти замечательные, очень дорогостоящие «простыни», когда ваши ректоры дают интервью, например, в «Коммерсанте», — это, повторюсь, видят в основном массы.
Зато они читают дайджест, когда, например, прошла какая-то история, например финал «Лидеров России», и что лидеры мнения сказали по этому поводу, как университет прозвучал и так далее — вот такие вещи читают, и часто они выходят из маленьких историй, из паблика в Facebook, ВКонтакте и в том же Telegram. Должен ли быть текст в разных пабликах один и тот же? Без всякого сомнения, нет. Мы ориентируемся на разные аудитории. Тексты, визуальное оформление должны быть разными.
Если мы делаем официальный пресс-релиз для Минобрнауки или Минпросвещения, это одна история. Если вы хотите, чтобы вас услышали студенты, молодежь, ваши абитуриенты, текст должен быть написан совсем другим языком: не сухим, с другой лексикой, часто с другим визуальным рядом. Без галстуков. Если мы говорим про элитную аудиторию, про руководителей, министров, заместителей министров, чиновников, подход меняется. То есть для каждой аудитории у вас должен быть свой подход и свои площадки.
В Telegram, например, нет случайных людей.
В старейших вузах Европы и США всё решают преподаватели. В большинстве российских вузов главной остается администрация. Как Вы думаете, ситуация у нас меняется? К сожалению, на эту модель накладывается ряд ограничений нашей системы, которые не дают ей в полной мере развиться. Диссонанс возникает между руководителем образовательной программы, на котором лежит ответственность за ее содержание, и заведующим кафедрой, у которого ресурсы в виде ставок. Основная задача завкафедрой — формировать качественный эффективный коллектив с научным потенциалом, который можно вложить в образовательные программы, чтобы они были содержательно выстроены и соответствовали федеральным государственным образовательным стандартам.
Руководитель может написать хорошую, качественную образовательную программу, но университет просто не может подобрать для ее реализации коллектив. Чтобы занять должность преподавателя или ассистента, нужно пройти конкурс-выборы, на это нужно время. В привлечении преподавателей извне, из других вузов, тоже есть определенные ограничения. В итоге многим руководителям образовательных программ так и не удается получить необходимые трудовые ресурсы. Новые вызовы — Поговорим о некоторых злободневных вопросах. В ЮУрГУ много международных лабораторий. Приходится ли перестраивать их работу в нынешней ситуации?
За последние месяцы корректировка, разумеется, тоже произошла, но я не скажу, что какие-то лаборатории у нас оказались под угрозой или у нас возникло непонимание их дальнейшего функционирования. Что касается публикаций в ведущих зарубежных журналах, то в них же ссылаются на те работы, которые действительно являются важными и интересными. Понятно, что если у наших авторов не будет возможности публиковаться в крупных международных изданиях, о результатах и достижениях их работы узнает меньшее количество людей. Но я вас уверяю, что даже если эти результаты будут опубликованы только в отечественных журналах, но будут качественными и важными для всего научного сообщества, коллеги об этом все равно узнают. Индекс цитирования, как мне кажется, больше зависит от содержания публикаций, а не от журналов, где они размещены. Одно время она была очень острой, причем не столько для научной сферы, сколько для студенчества, когда зачастую у чужой дипломной или курсовой работы просто меняли титульный лист. Удалось ли изменить эту ситуацию?
На всю библиотеку два компьютерных класса с модемным подключением. Таких технических, цифровых возможностей найти информацию, как сегодня, у студентов тогда не было. Когда же возможности появились, учащиеся оказались к этому не готовы в этическом плане, и начался настоящий бум плагиата. Сейчас, на мой взгляд, его количество снижается, благодаря тем техническим средствам отслеживания, которые у нас есть. Но надо понимать, что уважение к чужому интеллектуальному труду — это элемент академической культуры, который все еще формируется и который необходимо воспитывать в наших студентах. Прогулки по воде и под водой — У нас есть еще пара личных вопросов, чтобы в том числе Ваши новые коллеги и студенты узнали о Вас побольше. Урал для Вас, как мы понимаем, — новая территория.
Как-то уже погружаетесь в его освоение или пока не до того было?
На ней также осуществляется организация и контроль за исполнением практики студентов, а также организация и защита курсовых и дипломных работ, через утверждение тем, назначение научного руководителя Характеризуя статус заведующего кафедрой, следует особо отметить, что это, прежде всего человек, имеющий способности к данного рода деятельности. Научить человека заведовать кафедрой нельзя, должен быть талант. Выделим следующие группы качеств, которыми должен обладать руководитель в этом статусе. Первая группа: ум, интеллект, широкий кругозор и эрудиция, диалектическое мировоззрение, высокий культурный уровень, честность, справедливость, соответствующая научно-теоретическая подготовка, способность ориентироваться в научных, теоретических и практических вопросах, в жизни общества и коллектива.
Вторая группа: лидерство, харизма, инициативность, решительность, чувство нового, способность быть стратегом и тактиком, работать в команде, быть на шаг впереди всех, служить личным примером, самостоятельно принимать правильные решения в конкретной ситуации и отвечать за них, правильно распределять обязанности в коллективе в зависимости от возможностей и способностей его членов, умение правильно определять цели и формулировать задачи, организовать общение в коллективе и найти индивидуальный подход к его членам, умение выращивать и продвигать кадры, умение убеждать людей в своей правоте, целеустремленность, самокритичность, единство слова и дела, желание и умение работать с людьми, трудолюбие, требовательность, умение передать свое видение будущего другим, профессионализм, личный вклад не только в управление коллективом, но и в то дело, которым занят коллектив. Третья группа: способности к административной, финансовой, хозяйственной деятельности, делопроизводству, умение прогнозировать развитие своего коллектива; заведующий не может выстроить эффективную деятельность, не руководствуясь перспективой [68, С. Выделенные нами качества руководителя кафедры могут служить своего рода критериями профпригодности возможного кандидата на должность заведующего. Заведующий кафедрой осуществляет непосредственное руководство кафедрой. Заведующий кафедрой избирается из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или ученое звание сроком до 5 лет.
Заведующий кафедрой несет персональную ответственность перед ректором университета и деканом факультета за деятельность возглавляемой кафедры по всем направлениям. Исходя из содержания деятельности выделим основные функции заведующего кафедрой. Заведующий подбирает и отбирает преподавателей, способных эффективно выполнять свои обязанности по подготовке специалистов соответственно профилю. Сложность отбора педагогических кадров заключается в том, что в специализированных вузах он осуществляется из среды студентов. Поэтому успешность исполнения роли заведующего кафедрой определяется его умением заметить перспективных студентов - как с профессиональной точки зрения, так и с позиции их потенциальных педагогических качеств.
Особенность кафедры состоит в том, что здесь работают не просто преподаватели, а научно-педагогические работники, ученые. Они должны не только учить студентов, но и заниматься исследовательской деятельностью - это главный способ повышения их квалификации. Взаимодействие между преподавателями и студентами кафедры осуществляют учебно-вспомогательные работники. Они находятся в центре внешних и внутренних коммуникаций коллектива. От того, насколько профессионально они умеют это делать, зависит эффективность деятельности кафедры в целом и самого заведующего в первую очередь.
Если учебно-вспомогательный персонал и преподаватели заняты общим делом - обучением и воспитанием студентов, успех заведующему обеспечен. Сам заведующий кафедрой должен постоянно участвовать во всех видах деятельности коллектива кафедры. Личный пример здесь значит многое. Вместе с тем проблема эффективного управления осложняется тем, что заведующий совмещает управленческую деятельность с преподавательской и научной работой, что, с одной стороны, увеличивает его временные затраты, с другой - создает высокий уровень социальной и психологической напряженности. Указанные функции заведующего в основном касаются организации процесса обучения, в определенной степени связанного с процессом воспитания.
Организация внеучебной работы на кафедре является нормативной функцией заведующего. В структуре управленческой деятельности заведующего кафедрой она выражена более ярко, чем аналогичная функция в функциональной структуре других руководителей данного уровня управления. Организация учебной и воспитательной работы требует соответствующей материально-технической базы, создание и развитие которой также входит в обязанности заведующего. Среди ее элементов следует особо выделить аудиторный, книжный, компьютерный фонды. Указанные выше функции имеют отношение к внутрикафедральной деятельности заведующего.
Однако для коллектива кафедры немаловажную роль играет процесс взаимодействия с другими коллективами. Умение заведующего выстроить отношения с другими кафедрами внутри вуза и с другими вузами, с деканатом, ректоратом во многом определяет результативность его деятельности. Характеризуя статус заведующего кафедрой, следует обратить особое внимание на критерии правильной оценки его деятельности. Приоритетная роль здесь, видимо, принадлежит показателям, характеризующим динамику развития кафедры по таким направлениям ее деятельности, как кадры, учебный процесс, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность, материально-техническая база, финансовое состояние, внешние связи. Если динамика кафедры по основным направлениям ее деятельности положительная, то и деятельность заведующего может оцениваться соответственно.
В современном высшем образовании наиболее привлекательной для ученого, преподавателя, работающего в вузе является именно должность заведующего кафедрой в первую очередь потому, что она дает возможность проявлять свои организаторские качества и при этом заниматься научной и педагогической деятельностью. И как показали результаты исследований, средний стаж руководства кафедрой увеличивается в зависимости от увеличения возраста заведующих кафедрами. Как и следовало ожидать, чем выше возраст заведующих кафедрами, тем выше среди них удельный вес докторов наук, профессоров [69]. Далее по степени убывания важности направлениями деятельности заведующих кафедрами являются: методическая работа, документационное обеспечение и инновации 4 ранг , экономическая поддержка деятельности кафедры 5 ранг , внешние связи 6 ранг , довузовская работа со школьниками 7 ранг и воспитательная работа со студентами 8 ранг. По содержанию своей деятельности заведующий кафедрой, по мнению экспертов, должен быть скорее всего: управленцем ранг 1 , учёным ранг 2 , педагогом ранг 3 , экономистом ранг 4 [69, с.
Условия рыночной экономики определили и новые приоритеты деятельности заведующих кафедрами современных отечественных университетов. Понравилась статья?