Новости когда гагарин полетел в космос первый раз

12 апреля 2024 года в России отмечается День космонавтики, приуроченный к первому полету в космос Юрия Гагарина. Первые 108 минут в космосе Юрия Гагарина и первый многосуточный полет Андрияна Николаева, первая женщина в космическом пространстве Валентина Терешкова и первый в истории выход в открытый космос Алексея Леонова. Это был первый полет человека в космос <br>На фото: первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с космонавтами Германом Титовым (слева) и Юрием Гагариным на трибуне Мавзолея.

Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире

Полет Гагарина в космос как главный позитивный нарратив Советского Союза. 12 апреля 1961 года, в девять часов семь минут по Москве первый человек в космосе, старший лейтенант Юрий Гагарин после старта двигателей ракеты весело крикнул: «Поехали!». Почему Юрий Гагарин полетел в космос именно 12 апреля? Полёт по околоземной орбите космического корабля "Восток" с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов. Полёт по околоземной орбите космического корабля "Восток" с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов.

Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов

Хрущёв, где приняли решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила предложение допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить как запасного космонавта. Другие цифры легендарного полета смотрите тут.

Долгие годы это, понятное дело, держали в тайне. Гагарин делился своими впечатлениями.

Был невероятный гул, могучие двигатели запустили ракету вверх. И тут же начали расти перегрузки. Гагарин в книге «Дорога в космос» вспоминал, как сила притяжения буквально вдавливала его в кресло. Юрий Алексеевич ответил бодро, а сам подумал: «Неужели только семьдесят секунд? Секунды длинные, как минуты».

Перегрузки росли и дальше, но организм к ним привыкал. Материалы по теме «Трясёт час, как в лихорадке». Суровые тренировки Юрия Гагарина перед полётом в космос «Я даже подумал, что на центрифуге приходилось переносить и не такое. Вибрация тоже во время тренировок донимала значительно больше. Словом, не так страшен чёрт, как его малюют».

Потом появилась невесомость, о которой Гагарин читал ещё в детстве и которую мог непродолжительное время испытывать во время тренировочных полётов на самолёте. Во время полёта он вёл наблюдение, принимал пищу, общался по радиосвязи — всё проходило хорошо. Но определённые трудности возникли, когда начался процесс возвращения. Вход в плотные слои атмосферы Гагарин в книге описывает довольно красочно, но спокойно: «Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремлённом вниз.

Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они всё увеличивались и были значительнее, чем при взлёте.

Провожая взглядом уходящую ввысь ракету-носитель Королев произнес: «Только бы слетал и вернулся живым! Все участники этого подвига прилагали неимоверные усилия для того, чтобы так и было, однако никакой абсолютной уверенности в благополучном исходе — не было. Поэтому невероятное напряжение, царившее в центре управления, длилось все 108 минут этого эпохального полета.

Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоял из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами. В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду.

Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы.

Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин. На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс.

Так происходит во время каждого приземления. Но для Юрия Гагарина эффектное космическое зрелище стало большой неожиданностью. О его прощальной фразе еще долгое время нигде не упоминалось, а потому она до сих пор остается малоизвестной. Катапульта и парашют Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». Он не был оснащен системой мягкой посадки, необходимой для безопасного приземления. Такой технологии в СССР еще не существовало, а без нее находящийся внутри человек рисковал умереть из-за резкого удара о землю.

Поэтому была придумана такая схема: за десять минут до посадки космонавт должен катапультироваться и завершить полет прыжком с парашютом.

Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым

Ельцина, которая подготовила список источников по этой теме, доступных, в том числе, в цифровом виде: Борзенко С. Первый космонавт. На космических стартах и финишах. Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. Путешествие к далёким мирам. Основы космонавтики. Королёва: сайт.

Ему наливают, все пьют и так далее. Я его ни разу не видел пьяным и не знаю, кто его видел», — Владимир Лебедев, доктор психологических наук, психолог первого отряда космонавтов. Старт ракеты с человеком на борту откладывается уже более, чем на час — монтажные работы затягиваются. Королёв, и тот уже сомневается, сумеют ли инженеры наладить контакт крышки люка. А если и получится, не появятся ли новые проблемы? Тем более, что он постоянно на проводе и напоминает о поставленной задаче — обогнать США, то есть перенести старт корабля на другой день никак нельзя. Скорость нарастает. Приборы в Центре управления полетом фиксируют пульс Гагарина.

Он увеличивается с нормального значения в 65 до 150 ударов в минуту. Было трудно пошевелить рукой — я знаю, это состояние продлится недолго, пока корабль наберет необходимую скорость и выйдет на орбиту вокруг Земли», — вспоминал Юрий Гагарин. Генеральный конструктор не может скрыть волнения. Он хватает микрофон дрожащими руками. Что пережил Королев в эти 5 минут, пока связь будет восстановлена? До того мига, когда раздастся радостный голос Гагарина: «Все по плану, самочувствие отличное, накрываю обеденный стол, невесомость». Никто из них еще не знает, что отправившийся в космос старший лейтенант уже стал майором, ведь слова Хрущёва «Негоже, что космос у нас покоряют старшие лейтенанты» стали своего рода командой. Спуск на Землю...

Включается система торможения, невесомость пропадает. Давление усиливается, и первого космонавта просто вжимает в кресло, значительно сильнее, чем во время взлета. Даже для такого подготовленного человеческого организма 10G — это невероятные перегрузки. Юрию Алексеевичу мерещится, что его лицо расплющено. Однако ни через минуту, ни через две разделение отсеков корабля не происходит. Ракета начинает бешено крутиться вокруг своей оси. Он считает — паниковать рано. На 10 минут позднее заработает система, и Юрий Алексеевич готовится к катапультированию.

Когда парашют с человеком отделится от космического аппарата, у гермошлема внезапно откажет воздушный клапан, целых шесть минут Гагарин будет пребывать на волосок от смерти, когда нечем дышать, немеют конечности, а сознание путается. И даже в таком состоянии он собственноручно устраняет проблему. У нас еще не была отработана мягкая посадка, и поэтому на высоте где-то 5 000 метров, космонавт отстреливался на катапульте и потом спускался на парашюте. Корабль сам по себе шел на парашюте, а космонавт сам по себе шел на парашюте, правда, на неуправляемом парашюте», — Владимир Лебедев, психолог первого отряда космонавтов. Первый космонавт планеты возвращается на Землю. Как это случится, никто не имеет представления. Спускаемая капсула Юрия Гагарина Добрых полтора часа продолжается монтаж крышки люка. Юрий Алексеевич сохраняет спокойствие.

Он сама невозмутимость, и Королёв лишний раз убеждается, что сделал правильный выбор. Не все разделяли его мнение даже и за несколько дней до запланированного старта. Интересно, что 7 апреля Хрущеву передадут личные дела отобранных для первого полета кандидатов. Кто — Гагарин, Титов или Нелюбов? Слово за генеральным секретарем. Кандидатуру Нелюбова по неизвестной причине Никита Сергеевич в расчет не берет. Он листает личные дела Титова и Гагарина. И выбирает того, кто имел крестьянское происхождение.

Хрущева не остановит даже пункт в анкете, гласящий, что Гагарин во время войны находился на оккупированной территории, с которым и в институт-то поступить в те времена было не так просто. Я думаю не поэтому. Думаю, был выбор, как говорят, прям в яблочко», — Владимир Лебедев, психолог первого отряда космонавтов. Через час сорок пять инженерная группа рапортует о завершении монтажа. Наверное, только Гагарин удалось бы сохранить самообладание в такой ситуации. Женщины в жизни Юрия Гагарина Пройдет два года, и Гагарин будет заниматься подготовкой первого женского отряда космонавтов. Прежде всего, он станет уделять особое внимание физической форме девушек. Всего их пять, и каждая внимает руководителю со всем почтением, чётко выполняя указания и восхищаясь одновременно.

Ну, а мы в бигудях, ну, как девчата, а спать хочется — нагрузки большие, и он уходил. Мы, конечно, еще продолжали спать, но если он третий раз заходил, мы знали, что он приходит с ведром воды. Тогда уж лучше не попадайся, поэтому мы выскакивали пулей на зарядку и впереди он бежал, а мы за ним гуськом», — летчик-космонавт Валентина Терешкова, Герой Советского Союза. Не сразу Юрию стали благоволить представительницы противоположного пола. В юности, когда он учился в Саратове, местная красавица, на которую он обратил внимание, не ответила ему взаимностью, выбрав саратовского спортсмена-футболиста по имени Николай. Красивый, значительно выше Юры. Женщины любят таких. Коля был на виду у всего города, а потом всей страны, когда начал играть в «Трудовых резервах».

Покорение космоса принесет Гагарину внимание самых знаменитых женщин. Их покоряет его улыбка, и дамы, в свою очередь, с особой сердечностью относятся к Юрию Алексеевичу и даже готовы поддержать в затруднительных моментах. Так, во время трапезы с самой английской королевой первый космонавт посетует, что никак не осилит всех премудростей столового этикета — где разобраться во всех этих многочисленных вилках и ложечках. Елизавета тут же подхватит: «Я тоже никак не запомню этих нудных правил». Юрий Гагарин на приеме у королевы Елизаветы II Еще одна неловкая ситуация случится, когда Юрий Алексеевич, закончив чаевничать, вынет лимонную дольку из чашки и ловко закинет в рот. Чопорные гости будут в ужасе от таких манер, но королева, заметив, как покраснеет Гагарин, мгновенно спасет положение, проделав то же самое. Она еще и прибавит, причмокнув: «О, как вкусно! Она подошла к Юре, обняла его и так далее, но это, понимаете, это было не только у королевы.

Где бы он ни был, все хотели дотронуться до него», — Владимир Лебедев, психолог первого отряда космонавтов. Байконур 12 апреля 1961 года, 9 часов 00 минут Считанные минуты остаются до старта корабля «Восток». Всем ясно, что он не останется незамеченным для спутников Соединенных Штатов. Засекретить полет полностью невозможно. Но будет ли запуск успешным? Чем обернется эксперимент с человеком на борту космической ракеты? Именно поэтому будут составлены три версии сообщения ТАСС, одобренных лично генсеком Хрущевым: трагический первый в случае гибели космонавта ; второй — с призывом к международному сообществу оказать содействие Гагарину при возможной посадке приземления за границами СССР ; триумфальный третий. Спустя два с половиной часа звучит третий вариант: «Говорит Москва!

Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время: 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич». Вся планета, затаив дыхание, будет повторять эти слова на разных языках. Улицы наших городов заполнятся людьми — всеобщая радость и ликование. Даже незнакомые люди обнимаются и спешат поздравить друг друга. Когда мы посмотрели — боже мой!

Такое милое русское лицо — в детстве, наверное, был похож на зайчика, вот такое доброе. Мы были потрясены этим, и весь этот день был такой.

Поставить его в номер не успели. Партийное руководство зло издевалось над «Вечеркой»: «Только два человека в мире не поверили в запуск советского спутника — государственный секретарь США Джон Фостер Даллес и редактор "Вечерней Москвы" товарищ Фомичев». Так что 12 апреля 1961 года журналистам «Вечерки» надо было любой ценой не ударить в грязь лицом и отыграться за предыдущую неудачу.

И у них это получилось блестяще. Номер был увенчан красной «шапкой»: «Советский человек — покоритель космоса». Газета, выходившая до 2003 года исключительно в черно-белом цвете, позволяла себе такие украшения только в очень торжественных случаях мы можем припомнить только один - номер за 6 сентября 1947 года , посвященный 800-летию Москвы. Вся первая полоса занята официальными сообщениями ТАСС: информация о полете и возвращении, биографическая справка о Гагарине, его краткий отчет после приземления «чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею» , приветствие Никиты Хрущева, обращения Центрального комитета КПСС, Президиума Верховного совета РСФСР и Совета Министров к «народам и правительствам всех стран» и «всему прогрессивному человечеству». Центральные газеты опубликовали это лишь на следующий день.

Номер от 12 апреля 1961 года На третьей полосе космической теме зарубежные отклики о полете Гагарина, переданные ТАСС отдана примерно четверть площади. Остальное — материалы о Москве и стране. А последняя страница, как всегда, занята рекламой и объявлениями.

Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа». Его мнение: Гагарин и Серегин резко заметили в облачности другой самолет, поэтому и совершили резкий маневр.

В книге «Дорогами испытаний» Аксенов объяснял еще одну возможную причину катастрофы — необычную облачность: «Нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты четырех тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость». Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом.

Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам. Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам. Вместе сложились несколько факторов. Аксенов говорил: «Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования». Объяснение из журнала «Огонек» по известным фактам в 1998 году косвенно подтверждает эту версию. Летчики получили ошибочный доклад, где нижняя граница облаков была на границе 900 метров.

Именно с такими данными они вышли в полет — на нее и реагировали в критичной ситуации. Еще одно дополнение: работа высотомера, по которому они следили за высотой. При интенсивном снижении самолета показания высотомера запаздывают. Он показывает большую высоту, чем есть на самом деле. Обычно разница достигает примерно 200 метров. При штопоре разница в показателях и реальности может быть в 400 метров.

Об этом летчики могли забыть и неправильно определить реальную высоту при попытке спасти самолет. Останки на ветках деревьев, увезенный на тракторе парашют, воронка от взрыва В книге Анны Гагариной «Память сердца» есть подробности ее разговора с Владимиром Шаталовым. Тот тоже участвовал в полетах, но его вылет был запланирован уже после Гагарина. Шаталов говорил, что в момент катастрофы рассматривались обычные проблемы с радиопередатчиком. Бортинженер планировал починить его после приземления. Каманин писал: «Более четырех часов поиск был безрезультатным.

В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома «Чкаловский» и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия». Валентина Романова Первое доказательство гибели Гагарина — планшет, который нашла поисковая группа. Он был в куске куртки Гагарина. Каманин писал об этом в дневнике. Адриян Николаев подтверждал ему: Гагарин при нем заполнял такой планшет красными чернилами.

Уже потом нашелся талончик на завтрак на имя Гагарина. Только тогда все поняли — он погиб. Гибель Серегина подтвердилась по обломку челюсти. Об этом тоже рассказывал Каманин: «Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина».

Космонавт Виталий Севастьянов вспоминал опознание по двум ведрам с частями тел: «На столе лежали два правых уха с кусочком кости черепа и волосами. Больше того, за одним ухом была родинка, как бородавка на ножке. Эта была родинка Юры. Его даже когда стригли, он просил осторожнее, чтобы не задеть. Мы тогда отстригли волосы, положили в конверт и отдали Вале [вдова Гагарина]». В тот день мой дед Николай Живоглядов возил работников киржачского аэродрома на место катастрофы на поиски останков.

Тогда же экстренно прибыли спецслужбы и люди с аэродрома «Чкаловский». Дед был простым водителем и не участвовал в поисках, но попал в эпицентр. Говорят, что часть кишок висело на срубленных самолетом деревьях. Виктор Кириллов работал механиком-водителем на киржачском аэродроме. В день катастрофы он участвовал в поисках останков тел и разлетевшихся частей самолета. Так рассказывал об этом в книге «Кумир планеты»: «В 11:45 на КП поступает команда из «Чкаловского»: «В вашем районе упал самолет в деревне Новоселки.

Поднять вертолет на поиски». Командир вертолета Замычкин отметил на карте Новоселки Александровского района, и вертолет ушел в Новоселки. Через некоторое время звонок из деревни Новоселово. Звонила бригадир колхоза Салеева: «Упал ваш самолет в районе погоста, ориентир — церковь». Экипаж собрался в считанные минуты: радист Круглов, парашютисты Левченко, Хомутов, Овчинников, а дальше дело техники. Поля, леса.

Через час мы были на месте падения самолета. Огляделись, видим, на высокой березе висит на оборванной подвеске парашюта половина куртки. Спилили березу, а в куртке — левая рука. В кармане куртки водительское удостоверение, технический паспорт на машину, ключи от машины на брелке шарик примерно 30 мм, в нем жидкость, там циферблат плавающий. В метрах 200 от места падения была сторожка, где жил лесник. Я объехал поляну: пней, ям нет.

Радист передал на борт вертолета, что площадка подготовлена. Как только приземлился вертолет, вышли генералы, полковники. Я отвез их на место гибели. Генерал-майор спросил меня: «Откуда техника? Сказали генералу: «У нас рабочий день до пяти часов». Он ответил на высокой ноте: «С этого часа, с этой минуты вы выполняете постановление Совета Министров».

Вот и закипела работа. Генерал спросил: «До вас здесь были посторонние? Генерал сел в кабину: «Давай за ним по следу». Подъезжаем к дому. Стоит трактор, в кабине парашют. Выходит парень.

Спрашиваем: «Твоя техника? Садись, поехали, покажешь, где он лежал». Потом парня посадили в вертолет и увезли в «Чкаловский». Поздно вечером пришла колонна спецтехники в Новоселово. Дороги к месту не было, снега была тьма. Всю эту технику буксировали на место гибели.

Днем ездили по деревням, спрашивали очевидцев: как летел, сколько взрывов слышали. Парашют Юрия Алексеевича Гагарина нашли, когда растаял снег, под елью, в шести метрах от костра, где мы коротали ночь». Еще один член поисковой группы — Иван Колосов. Его воспоминания из книги Льва Данилкина «Юрий Гагарин»: «Наш вертолет взлетел в 12:20 и пошел курсом, противоположным тому, по которому самолет МиГ-15 должен был возвращаться на аэродром «Чкаловский».

Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.

12 апреля 2024 года в России отмечается День космонавтики, приуроченный к первому полету в космос Юрия Гагарина. Несколько раз Борис Валентинович был очень близок к тому, чтобы полететь в космос. После полёта в космос Гагарин был награждён чёрной «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ (дата полёта и инициалы космонавта). О первом полёте в космос нашего соотечественника Юрия Гагарина известно, казалось бы, всё: об этом написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов.

«Народ на улице слушал радио, разинув рот». Воспоминания кировчан о полёте Гагарина

И у них это получилось блестяще. Номер был увенчан красной «шапкой»: «Советский человек — покоритель космоса». Газета, выходившая до 2003 года исключительно в черно-белом цвете, позволяла себе такие украшения только в очень торжественных случаях мы можем припомнить только один - номер за 6 сентября 1947 года , посвященный 800-летию Москвы. Вся первая полоса занята официальными сообщениями ТАСС: информация о полете и возвращении, биографическая справка о Гагарине, его краткий отчет после приземления «чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею» , приветствие Никиты Хрущева, обращения Центрального комитета КПСС, Президиума Верховного совета РСФСР и Совета Министров к «народам и правительствам всех стран» и «всему прогрессивному человечеству». Центральные газеты опубликовали это лишь на следующий день. Номер от 12 апреля 1961 года На третьей полосе космической теме зарубежные отклики о полете Гагарина, переданные ТАСС отдана примерно четверть площади. Остальное — материалы о Москве и стране. А последняя страница, как всегда, занята рекламой и объявлениями. Больше всего оперативности от журналистов потребовала вторая полоса. Весь подвал второй полосы занимает статья И. Меркулова к сожалению, в те годы часто не указывалось полное имя автора «Возвращение из космоса».

Спуск совершался с восьми, даже десятикратными перегрузками. Но Гагарин был готов к этому. Он видел, как плавился жидкий металл на стеклах иллюминаторов и слышал треск кабины — температура при этом достигала пяти тысяч градусов. В семи километрах от земли он катапультировался.

Приземлился он не в запланированной местности - в ста десяти километрах от Сталинграда, а в Саратовской области. Встреча в Москве Изначально встречать космонавта с почестями не планировали. Однако Н. Хрущев потребовал подготовить в Москве достойную встречу и настоял на том, чтобы Гагарину присвоили звание майора.

Первый космонавт летел в Москву на Ил-18, а у столицы к нему присоединился эскорт из семи истребителей. Пролетев над центром города, он приземлился во Внуково, где ждали ликующие люди, журналисты и руководство СССР. Гагарин прошел от трапа самолета по ярко-красной дорожке, подошел к трибуне и отрапортовал Хрущеву о выполнении задания партии и Советского правительства. После этого он приветствовал всех, проезжая на «ЗИЛ-111В».

Мальчиков, рожденных в тот день, многие мамы назвали Юриями. Зарубежные поездки и награды Не только в нашей стране, но и во всем мире хотели увидеть первого космонавта после того, как Гагарин полетел в космос. Год, два, три он ездил с «Миссией мира» за рубеж. В Чехословакии его удостоили звания «Герой Социалистического Труда ЧССР», в Болгарии — избрали почетным гражданином городов Софии и Пловдива, в Англии — сделали Почетным литейщиком, вручили медаль от золотого развития космоса, и он встретился лично с премьер-министром и королевой Елизаветой Второй.

Всего он побывал в почти тридцати странах, где его ждал очень теплый прием и множество различных наград. После полета В результате постоянных поездок и застолий Юрий Алексеевич перестал заниматься регулярно спортом и набрал почти девять лишних килограмм. Тем не менее с 1961 года, когда полетел Гагарин в космос, он учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского и в 1968 году защитил диплом. Учёба, а также общественная деятельность не оставляли времени для летной практики.

Исследовал катастрофу и главный научный сотрудник ЛИИ им. Громова, доктор технических наук Арсений Миронов. В 2010 году он сказал в интервью «Интерфаксу»: «Официальной версии трагедии, как вы знаете, нет.

Правительственная комиссия по итогам расследования никакого решения не приняла». Даже версия со столкновением с шаром-зондом позже опровергалась. Расчеты подтвердили — только в штопоре самолет Гагарина и Серегина мог за минуту долететь до земли.

Вывод самолета МиГ-15УТИ из штопора с высоты около 400 метров невозможен — примерно с этой высоты Гагарин и Серегин до последнего пытались выровнять самолет. Для успешного выполнения маневра нужна высота около 800 метров. В тот день на нем оставались два подвесных топливных бака.

Емкость каждого — 260 литров. Они снижали допустимые перегрузки самолета. Конструкция самолета предполагает, что первым катапультируется инструктор, который сидит сзади.

Только потом — пилот. Так что произошло? Его мнение — первый взрыв самолета произошел еще в воздухе.

Падение самолета продолжалось около минуты. Каманин не исключал и взрыв от столкновения — писал об этом с отсылкой к версии с шаром-зондом. Взрыв в воздухе он доказывал четырьмя пунктами: 1.

Согласно результатам специальных испытаний, разгерметизация кабин произошла в воздухе. Разрушение остекления фонарями кабин в воздухе подтверждается тем, что при самом тщательном просеивании земли в районе падения самолета удалось подобрать только 38 процентов остекления кабин и 13 процентов остекления фонаря. Отсутствие радиосвязи и попыток катапультироваться.

На сайте «Роскосмоса» есть материал о выводах правительственной комиссии: «Первое — самолет перед ударом о землю был целым. Второе — двигатель самолета работал в момент удара на оборотах, достаточных для горизонтального полета. Третье — летчики не пытались катапультироваться.

Четвертое — летчики были в рабочем состоянии». Жуковского, доктор технических наук. Осколки разбросало по длине до 600 метров и по ширине до 100 метров.

После взрыва от летчиков практически ничего не осталось. Николай Живоглядов, Гол. Якобы из-за этого он свалился в штопор.

Об этом же говорил Алексей Леонов. Он приводил в пример показания трех колхозников, которые видели сорвавшийся в облака самолет. Сначала Леонов говорил о самолете Су-11, потом — о Су-15 его модернизированная модель.

Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов». Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово.

В документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11. Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании.

Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор. Это результат еще одного эксперимента. В том же фильме опровергается версия о том, что самолет Су-11 поучаствовал в катастрофе.

Установлено, что самолет Гагарина и Серегина разбился в 10:32. Только через две минуты после этого Су-11 вошел в зону полетов аэродрома «Чкаловский». Поэтому его появление и след от полета — это не причина.

Когда он пролетал, самолета Гагарина и Серегина там уже не было. В интервью ТАСС он тоже говорил о втором самолете, но о другом. Миронов рассказывал, что параллельно с самолетом Гагарина и Серегина в то время проходил учебный полет другого МиГ-15.

Им управлял летчик Андреев. Миронов говорил: «На запрос Гагарина в 10:29:57 — «Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов или его помощник немедленно ответил — «Разрешаю», — по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина-Гагарина и Андреева на экране локатора.

Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения». Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа».

Его мнение: Гагарин и Серегин резко заметили в облачности другой самолет, поэтому и совершили резкий маневр. В книге «Дорогами испытаний» Аксенов объяснял еще одну возможную причину катастрофы — необычную облачность: «Нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты четырех тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями.

Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость». Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами.

Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом. Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам. Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам.

Вместе сложились несколько факторов. Аксенов говорил: «Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования». Объяснение из журнала «Огонек» по известным фактам в 1998 году косвенно подтверждает эту версию.

Летчики получили ошибочный доклад, где нижняя граница облаков была на границе 900 метров. Именно с такими данными они вышли в полет — на нее и реагировали в критичной ситуации. Еще одно дополнение: работа высотомера, по которому они следили за высотой.

При интенсивном снижении самолета показания высотомера запаздывают. Он показывает большую высоту, чем есть на самом деле. Обычно разница достигает примерно 200 метров.

При штопоре разница в показателях и реальности может быть в 400 метров. Об этом летчики могли забыть и неправильно определить реальную высоту при попытке спасти самолет. Останки на ветках деревьев, увезенный на тракторе парашют, воронка от взрыва В книге Анны Гагариной «Память сердца» есть подробности ее разговора с Владимиром Шаталовым.

Тот тоже участвовал в полетах, но его вылет был запланирован уже после Гагарина. Шаталов говорил, что в момент катастрофы рассматривались обычные проблемы с радиопередатчиком. Бортинженер планировал починить его после приземления.

Каманин писал: «Более четырех часов поиск был безрезультатным. В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома «Чкаловский» и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия».

Валентина Романова Первое доказательство гибели Гагарина — планшет, который нашла поисковая группа. Он был в куске куртки Гагарина. Каманин писал об этом в дневнике.

Адриян Николаев подтверждал ему: Гагарин при нем заполнял такой планшет красными чернилами.

Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код. Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим.

Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125».

К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока».

Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин. На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было.

Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс. Так происходит во время каждого приземления.

Но для Юрия Гагарина эффектное космическое зрелище стало большой неожиданностью. О его прощальной фразе еще долгое время нигде не упоминалось, а потому она до сих пор остается малоизвестной. Катапульта и парашют Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток».

Он не был оснащен системой мягкой посадки, необходимой для безопасного приземления. Такой технологии в СССР еще не существовало, а без нее находящийся внутри человек рисковал умереть из-за резкого удара о землю.

Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина

Предполагали, что Гагарин на самом деле был не первым человеком, побывавшим в космосе, летали и до него, однако эти полеты завершились гибелью космонавтов. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. К 60-летию первого полета Юрий Гагарина в космос в школе собираются открыть обновленный музей. Первые 108 минут в космосе Юрия Гагарина и первый многосуточный полет Андрияна Николаева, первая женщина в космическом пространстве Валентина Терешкова и первый в истории выход в открытый космос Алексея Леонова.

«Народ на улице слушал радио, разинув рот». Воспоминания кировчан о полёте Гагарина

Он его блестяще выдержал. Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Так тихонько голову кверху повернул, и в этот момент выстрел — и я катапультировался - быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом. Смотрю, ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле сел как на стуле. Сидеть на нем удобно, очень хорошо, и вращает в правую сторону. Я сразу увидел: река большая — Волга. Думаю, что здесь больше других рек таких нет, — значит, Волга. Потом смотрю, что-то вроде города, на одном берегу большой город и на другом значительный.

Думаю, что-то вроде знакомое. Катапультирование произошло над берегом, по-моему, приблизительно около километра. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит туда, буду приводняться. Отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют — и тут мягко так, я ничего даже не заметил, стащило. Кресло ушло от меня, вниз пошло. Я стал спускаться на основном парашюте... Думаю, наверное, Саратов здесь, в Саратове приземляюсь. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис вниз, он не открылся, произошло просто открытие ранца... Тут слой облачков был, в облачке поддуло немножко, раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался...

Но беда, как говорится, не приходит одна. Не открылся клапан подачи воздуха для дыхания. Вновь слово Гагарину: «Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку … минут шесть я всё старался его достать. Но потом взял расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил этот самый тросик и открыл его нормально». Весь полет был риском, цена риска — жизнь. Гагарин рисковал ради славы своей страны. Ради продвижения человечества по пути прогресса. И победил все трудности. Реакция в мире Первый полет за пределы Земли вызвал огромный резонанс в мире.

Лондонская «Таймс» писала: «Юрий Гагарин стал героем в глазах всего мира. Он летал туда, куда до него не проникал ни один человек. Он расширил горизонты познания и открыл космическую эру. Он показал нам, что век путешествий и открытий еще не закончен». На улицах Европы, Азии, Африки собирались стихийные митинги, люди танцевали, пели. Буквально на следующий день повсюду появились самодельные скафандры. И лишь в США праздником не пахло. Американский сенатор Генри Джексон назвал те дни «неделей позора и опасности». А сенатор Линдон Джонсон, будущий президент США, описал этот день в своих воспоминаниях так: «Теперь вдруг небо выглядело почти чужим.

Я также помню глубокий шок от осознания того, что другая нация смогла достичь технологического превосходства над этой великой нашей страной». То, что полет в космос — прежде всего политическая победа, прекрасно понимали все. Газета «Нью-Йорк геральд трибьюн» высказалась прямо: «С точки зрения пропаганды, первый человек в космосе стоит, возможно, более 100 дивизий или дюжины готовых взлететь по первому приказу межконтинентальных баллистических ракет». Американские историки в книге об отце американской космической программы немце Вернере фон Брауне написали: «... Очень негативное событие произошло 12 апреля 1961 г. Но эта новость о полете совсем не удивила начальника оперативной группы NASA Гилруфа: «Мы знали, что СССР занимается такими же разработками, как и мы, но наша разведка не имела сведений об их успехах. Но я знал, потому что, когда я встретился с некоторыми специалистами из СССР на международной конференции, они у меня спросили: «Для какой вертикальной скорости при посадке вы ведёте разработки? Уолтер Липпман, известный журналист, написал в своей статье: «Тот факт, что СССР обогнал нас, нельзя объяснить случайным изобретением. В СССР должно быть большое количество учёных, инженеров и рабочих, а также высокоразвитая промышленность, хорошо управляемая и обильно финансируемая».

Президент США потребовал форсировать космическую программу. Три дня спустя ракета «Маленький Джо», поднимающая очередную капсулу «Меркурий», во время проверки системы выживания при чрезвычайной ситуации вышла из-под контроля, и была уничтожена. На следующий день в Овальном кабинете заседала комиссия, которая решала, что делать дальше. Многие настаивали на том, что полёт американца в космос нужно отложить. Но президент США был непреклонен. Тогда пошли на хитрость. Полёт не откладывать, но провести его в значительно урезанном виде, то есть короткий прыжок в космос и сразу — обратно, а от американского обывателя эту «деталь» скрыть. Полёт в общей сложности длился 15 мин. На 8-й минуте корабль достиг космоса, а на 10-й минуте наступила фаза быстрого торможения.

Полноценный орбитальный полёт американцы смогли осуществить только в феврале 1962 года. Космические «утки» Почти сразу после приземления корабля «Восток-1» на Западе началось шельмование полета Гагарина. Самая распространенная «утка»: он не был первым космонавтом. В публикациях западных СМИ за полвека пилотируемой космонавтики названы около десяти фамилий, якобы погибших до 12 апреля 1961 года космонавтов. В Книге рекордов Гиннесса издание 1964 года первым человеком, полетевшим в космос, назван Владимир Ильюшин. На самом деле сын знаменитого авиаконструктора 8 июня 1960 года попал в автокатастрофу. Автомобиль с пьяной компанией молодых людей вылетел на встречную полосу и столкнулся с машиной Владимира, который ехал на аэродром. Молодого человека долго лечили в Москве, а затем в Китае, что дало повод для зарождения в западной прессе «утки» о неудачном космическом запуске и аварийном приземлении в Поднебесной. Рассказ самого Ильюшина о подробностях аварии на страницах журнала «Юность» в доказательство обратного почему-то не принимался.

Ходили слухи и о других летчиках, которые якобы пилотировали ракеты, запущенные до 1961 года. Иностранная пресса, например, называла фамилии Шаборина и Ледовских. Даже сегодня иностранные журналисты пытаются сочинять истории про тех участников гагаринского набора, которые так и не стали космонавтами. А таких насчитывается девять человек. Помимо уже упомянутых летчиков по личным мотивам ушел из команды Марс Рафиков. Дмитрий Заикин и Анатолий Карташов были отчислены неумолимыми медиками. Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска. В западной прессе до сих пор пишут, что все эти космонавты погибли, выполняя полеты в космос, а подробности, мол, тщательно замалчивались и замалчиваются. В дневнике тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенанта авиации Николая Каманина есть запись: «После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы слышали стоны и прерывистую русскую речь.

Риск, на который в наше время никто бы не пошёл, ознаменовал победу СССР в этой партии за космическое господство. Но не победу в космической гонке. Давайте проведем ретроспективу и вспомним, как это было. Подготовка к полету После отправки первого искусственного спутника в космос естественным образом появилась новая цель: отправить в космос человека. Возникал один из главных вопросов: как поведет себя организм человека в космосе?

Пёсики… Пёсики… Тебе нравятся пёсики? Для поиска ответа было принято отправить в космос живых существ. В принципе, подобные эксперименты не были для мира чем-то новым. В течение 50-х годов несколько десятков собак были пассажирами баллистических ракет. Некоторые, к сожалению, погибли.

Об отношении к собакам В то же время нельзя сказать, что к ним относились как к экспериментальному материалу. Во время работ, собаки становились друзьями и коллегами для исследователей. Животным старались создать максимально комфортные условия: ежедневные прогулки, хорошее питание и уход. Каждая потеря во время исследований воспринималась как личное горе. Допустимые ли это потери — пусть каждый решает для себя сам.

Первым живым существом, выведенным на орбиту Земли, стала собака Лайка в 1957 году, через месяц после отправки первого спутника. К сожалению, возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Подразумевалось, что Лайка проведет на орбите около недели. Для этого на борт добавили кормушку, добавив яд в последнюю порцию, в попытке избавить от мучений. Но Лайка погибла во время полёта через 5—7 часов после старта.

При выходе на орбиту из строя вышла система вентиляции и собака погибла от перегрева и стресса. Почтовая марка с Лайкой Следующий запуск с собаками на борту состоялся через 3 года. В этот раз на корабле восток-1 о нём далее оказались две собаки - Лисичка и Чайка.

Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи.

Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране.

Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней.

Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила.

Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось.

Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский.

В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился.

Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории.

Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю.

Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета?

Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками.

Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс.

Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.

Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек.

Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения.

Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью?

Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми.

Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения.

Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку.

Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным.

О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио.

Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность.

Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров.

Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи.

Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы?

Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру.

Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли.

На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей.

Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им.

Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка.

Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли.

В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет.

Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной.

Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал.

В атмосфере наконец произошло разделение отсеков. Спуск совершался с восьми, даже десятикратными перегрузками. Но Гагарин был готов к этому.

Он видел, как плавился жидкий металл на стеклах иллюминаторов и слышал треск кабины — температура при этом достигала пяти тысяч градусов. В семи километрах от земли он катапультировался. Приземлился он не в запланированной местности - в ста десяти километрах от Сталинграда, а в Саратовской области.

Встреча в Москве Изначально встречать космонавта с почестями не планировали. Однако Н. Хрущев потребовал подготовить в Москве достойную встречу и настоял на том, чтобы Гагарину присвоили звание майора.

Первый космонавт летел в Москву на Ил-18, а у столицы к нему присоединился эскорт из семи истребителей. Пролетев над центром города, он приземлился во Внуково, где ждали ликующие люди, журналисты и руководство СССР. Гагарин прошел от трапа самолета по ярко-красной дорожке, подошел к трибуне и отрапортовал Хрущеву о выполнении задания партии и Советского правительства.

После этого он приветствовал всех, проезжая на «ЗИЛ-111В». Мальчиков, рожденных в тот день, многие мамы назвали Юриями. Зарубежные поездки и награды Не только в нашей стране, но и во всем мире хотели увидеть первого космонавта после того, как Гагарин полетел в космос.

Год, два, три он ездил с «Миссией мира» за рубеж. В Чехословакии его удостоили звания «Герой Социалистического Труда ЧССР», в Болгарии — избрали почетным гражданином городов Софии и Пловдива, в Англии — сделали Почетным литейщиком, вручили медаль от золотого развития космоса, и он встретился лично с премьер-министром и королевой Елизаветой Второй. Всего он побывал в почти тридцати странах, где его ждал очень теплый прием и множество различных наград.

После полета В результате постоянных поездок и застолий Юрий Алексеевич перестал заниматься регулярно спортом и набрал почти девять лишних килограмм. Тем не менее с 1961 года, когда полетел Гагарин в космос, он учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского и в 1968 году защитил диплом.

Гагарин Юрий Алексеевич

Сколько уж хожено-перехожено по этой дороге! Потом разбудила, накормила, отправила и остальных: зятя Диму — на работу, внучку Тамару и внука Юру — в школу. Дома оставалась только дочка Зоя, ей в тот день нужно было выходить во вторую смену. Занялись женщины обычными хозяйственными делами: уборкой да стиркой. Вдруг раздался стук в дверь, дробно так, нетерпеливо, и голос Марии — жены старшего сына Валентина: — Мама! Радио включено? Вы что молчите?! Радио, говорю, включайте!

Наш Юра... Мы так часто возвращались к этому утру, когда готовили воспоминания о сыне Анны Тимофеевны, что голос ее звучит во мне и по сей день. И мне не хочется пересказывать ее переживания, а хочется передать ей слово. Так будет достовернее. Итак, говорит Анна Тимофеевна: Я к двери бросилась, отворяю, а сама ни жива ни мертва. Юра — что? Что с ним?

А Мария стоит тоже растерянная, толком объяснить ничего не может: — По радио сообщение. Первый полет человека в космическое пространство. Юра наш — командир космического корабля. Больше я ничего слушать не стала, накинула телогрейку и побежала на железнодорожную станцию, чтобы ехать в Звёздный, к Вале. Не помню, как бежала. Уже на вокзале, когда билет взяла, чуть опомнилась: сообразила расписание посмотреть — оказывается, поезда на Москву чуть подождать придется. Себя оглядела и ужаснулась — несуразно одета: в халате, в домашних тапках, поверху телогрейка.

Ну да ладно, возвращаться не буду, как-нибудь доберусь, а там Валя свое платье даст. Еще чуть посидела, вспомнила, что сдачу в кассе с десятки не взяла, а встать, двинуться, чувствую, сил нет. Рядом со мной девушка на скамейке примостилась, я ее и попросила: — Сходите, милая, объясните кассирше, что позабыла сдачу, да извинитесь, скажите, женщина тут одна совсем растерялась. Она деньги мне принесла, спрашивает: — Вам помочь? Все в порядке. А сама сижу, жду — может, по радио что передадут. На вокзале громкая веселая музыка играет, но ничего не сообщается.

Вскоре поезд подошел. Тут и вовсе новостей не узнаешь. Отвлечься от своих мыслей все никак не могу: как он там, мой Юра? Что Валя сейчас делает? В окно смотрю. Вроде бы на станциях все смеются, но обмануться боюсь. В Москву прибыли, вышла я на площадь у Белорусского вокзала — народу как на праздник, у многих в руках плакаты: «Ура Гагарину!

Какая-то женщина спросила у меня: — Что с вами? У вас горе? Я улыбнулась — у самой слезы рекой льются — и говорю: — У меня радость! Знаете, человек поднялся в космос! Спустилась в метро, доехала до Ярославского вокзала. Оттуда уж электричкой до городка. Но в электричке еще один забавный случай произошел.

Я уж тут, как о благополучном приземлении узнала, сдержаться не смогла, сижу, приговариваю: — Сынок! Женщины, что сидели рядом, видно, поняли, что мне поделиться чем-то хочется, спрашивают, в чем дело. Я сказала, что Юрий Гагарин — мой сын. Сразу люди вокруг столпились, расспрашивать о нем, о семье, о детстве его стали. Я рассказываю, рассказываю, рассказываю... Вдруг одна женщина этак подозрительно на меня посмотрела, вопрос задает: — Вас как зовут? Мне вначале странными ее вопросы показались, потом я сообразила, что вид-то у меня больно странный: телогрейка, из-под которой халат торчит.

А она дальше расспросы ведет: — А детей его как зовут? На родах-то я в городке была, но потом пришлось домой в Гжатск вернуться.

Будучи нетрезвым, Григорий грубо ответил патрульным. Рапорт о его поведении лег на стол Николая Каманина, руководившего отбором космонавтов.

Нелюбову предлагали извиниться, но тот отказался и был отчислен из отряда. Несколько лет Григорий пытался вернуться в Звездный городок — в него все еще верил Королев. После смерти Сергея Павловича в январе 1966 года для бывшего члена первого отряда космонавтов была закрыта последняя дорога назад. Месяцем позже Григорий Нелюбов погиб, попав под поезд.

Судьба была благосклонна к Нелюбову. Просто не хватило у человека сил сделать свою жизнь, так счастливо и интересно начавшуюся…» Марс Рафиков Марс Рафиков родился в 1933 году в Киргизской ССР. Как и большинству детей тех лет, юному Марсу пришлось на себе испытать все трудности войны. Вместе с взрослыми он собирал хлопок, урожай, металлолом.

После окончания боевых действий 14-летнего мальчика наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Он решил связать свою жизнь с небом и стал летчиком. В 1960 году его успехи заметили, и Марс Закирович стал одним из счастливчиков, отобранных для полета в космос. Рафиков отлично справлялся со всеми тренировками — другие члены первого отряда космонавтов были уверены, что он отправится в космос одним из первых.

Однако в работу вмешалась личная жизнь — так считал сам Рафиков. Он собирался развестись с женой, о чем сообщил начальству. Руководители космической программы просили Рафикова сохранить семью, но тот был настроен решительно. Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс.

После увольнения он вернулся к работе летчика. В 1980 году судьба привела его в Афганистан, где он служил в составе советской миссии авианаводчиком, за что позже был награжден орденом Красной Звезды. Даже после выхода на пенсию небо не отпускало Марса Рафикова — долгое время он работал в Алматинском аэроклубе. Валентин Бондаренко Полет в космическое пространство всегда связан со смертельной опасностью: малейший просчет инженеров или летчиков может привести к страшным последствиям.

Затем включился тормозной двигатель. По расчётам он должен был отработать ровно 41 секунду. Но в клапане оказался небольшой брак и двигатель отключился раньше положенного. Это привело к тому, что магистрали наддува остались открытыми. В них под огромным давлением стал поступать азот. В результате корабль закрутило со скоростью 30 оборотов в секунду. В докладе пилот писал об этом так: «Получился какой-то кордебалет: голова—ноги, голова—ноги... Всё это на огромных скоростях. Вокруг всё кружилось. Передо мной мелькали то Африка, то небо, то горизонт.

Я только и мог, что закрывать глаза от Солнца. Свои ноги я поставил прямо на иллюминатор. Шторки не закрывал. Мне самому было безумно интересно, что происходит. Я ждал пока настанет момент разделения, а он всё не наступал... Аварийное приземление В результате совокупности всех мелких технических неполадок и несоответствий, сложилась совершенно уникальная ситуация. Пилот не имел никакой возможности оценить степень опасности развивающихся событий. Надо отдать должное Юрию Алексеевичу — он не запаниковал. Гагарин делал всё возможное, чтобы полёт проходил по плану. Космонавт засёк время по часам и продолжил контролировать происходящее.

Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем. Высота была не более 120 километров. Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться. Перегрузки всё нарастали. Кабина ракеты озарилась ярко—багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля. Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок. Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью.

Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче. Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью. Вход корабля в плотные слои атмосферы был зарегистрирован в Симферополе местным измерительным пунктом. Некоторое время спустя, на скорости чуть более 200 метров в секунду, на семикилометровой высоте, система открыла крышку люка и произошло катапультирование пилота. Сработал основной парашют, Гагарин вылетел из кресла. Вместе с этим отделился аварийный запас в контейнере. По непонятным причинам он не повис на фале, а сорвался. Таким образом, лётчик был лишён всех необходимых медикаментов, продуктовых запасов, рации и пеленгатора. Когда Юрий Алексеевич находился на высоте три километра над Землёй, раскрылся запасной парашют.

Управлять ими двумя Гагарин не мог, поэтому летел спиной вперёд. Только когда он оказался на высоте тридцать метров, его развернуло лицом.

Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. Словом, две державы с тревогой приглядывались друг к другу. Кстати, ни американская, ни советская разведка не сумели добыть точных сведений о космических разработках противоположной стороны.

Поступали только ориентировочные сведения о работе конкурентов. И в СССР примерно с начала 1960 года знали, что американцы готовят полет человека в космос. Именно тогда и наши конструкторы стали форсировать этот сложный и рискованный проект, проект, в котором частичной удачи быть не могло. Недостаточно было вывести первого космонавта на орбиту. Он должен был непременно вернуться живым.

Но с животными и манекенами было немало неудачных запусков. Риск был велик. Отряд для «Востока» Наши возможности были известны, их хватало на различные вариации шарообразного спутника, одним из которых и стал будущий космический корабль «Восток-1». Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким. Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста.

Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно. Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов.

Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других. И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная. Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки.

И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться. Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты. Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли. И знали об этом.

А иначе полет Гагарина, наверное, не был бы таким Подвигом с большой буквы. Многих специалистов пугала невесомость — загадочная, неизученная. Как отреагирует на нее человеческий организм, даже самый натренированный?

Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века

Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета. После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле. Первый полёт в космос. 61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий