Новости эпопея челюскина год

Happy end челюскинской эпопеи, за которой, затаив дыхание, следил буквально весь мир, показал всем «высокий профессионализм, смелость, отвагу и силу духа всех принимавших в ней участие людей — как челюскинцев, так и спасателей. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места.

Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода

Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов.
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ В сентябре 1989 года затонувший "Челюскин" нашел Сергей Мельникофф на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев".

90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году

В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов. 13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. Следующим после "Сибирякова", 10 августа 1933 года, из Мурманска во Владивосток отправился "Челюскин": все были уверены, что он сможет повторить успех "Сибирякова" и доставит за одну навигацию грузы и новых зимовщиков на остров Врангеля. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска. 13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода «Челюскин», который позже назовут советским Титаником.

В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи

На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. А также 2 995 т угля, 500 т воды, продовольствие на полтора года, объем снабжения для острова Врангеля на три года, 26 коров и 4 поросенка, которые в ходе экспедиции стали взрослыми боровами. Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина.

В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась.

Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней.

В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло. Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна.

На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка.

Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы.

Вкратце официальная версия событий следующая. Вышедший из Ленинграда 16 июля 1933 года «Челюскин» с экспедицией под руководством О. Шмидта на борту, зайдя в Копенгаген и Мурманск, отправился по Северному морскому пути во Владивосток. Но попав в тяжелую ледовую обстановку, «Челюскин» был раздавлен льдами и отправился на дно 13 февраля 1934 года. Более сотни человек оказались на льду и вывозились самолетами в течение двух месяцев.

Последний полет произошел 13 апреля 1934 года. Герои-летчики стали первыми Героями Советского Союза, а всех зимовщиков удостоили орденов Красной Звезды. В суровых условиях люди боролись за свои жизни и выжили.

Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев — кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине» было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический морской круиз. Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка — перегрелись подшипники. Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали. В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин» отправился в Карское море, где было самое сложное — лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями. Идущий впереди и пробивающий дорогу ледокол «Красин» развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму, и, не прочитав ее, положил в карман, а радисту Кренкелю сказал, что пока отвечать не будем. Поступил бы он, тогда как написано в телеграмме дальнейшая судьба парохода «Челюскин» выглядела бы иначе. Он раскроет карты, но отступать будет поздно. Команда притихла. Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин», а пароходу «Челюскин» предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие. За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед. Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин» шел дальше. Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин» ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину» не повезло. Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке», но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю. Корпус парохода «Челюскин» крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь.

В первый поход в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием «Лена». В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. В Мурманске в обязанности капитана вступил опытный полярник В. В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё раньше, а завхоз Б. Могилевич погиб во время затопления судна. Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Первый рейс был совершён лётчиком Анатолием Ляпидевским 5 марта, последний — 13 апреля 1934 года.

«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»

Благо, технический прогресс дал стране невиданные возможности: радио, самолеты, новые ледоколы — все это способствовало в работе на севере. На рубеже 30-х годов в Арктику приехал Отто Шмидт. Это был один из примечательных персонажей той бурной эпохи. Он получил отличное образование еще до революции, работал приват-доцентом Киевского университета, занимался математикой.

После революции он не уехал. Кипучая натура Шмидта толкала его на самые разные занятия. Он участвовал в экспедициях на Памир, редактировал математический журнал, разрабатывал Большую советскую энциклопедию.

Словом, человек был удивительно разносторонним. В Арктике он участвовал в научных экспедициях, а затем возглавил Главсевморпуть. Это была созданная с нуля структура для объединения усилий всех ведомств по освоению Арктики.

Шмидт, человек неуемной энергии, легко адаптировался на Крайнем Севере. Одной из его задач была, собственно, проверка возможности пройти Севморпуть на всей дистанции — от портов Мурманска и Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Севморпуть освобождался ото льдов отнюдь не надолго.

Поход вышел полууспешным: корабль добрался до Чукотского моря, где во льдах потерял винт. Так что результат можно было назвать полууспешным. Шмидт не унывал и решил предпринять вторую попытку преодолеть кошмарный маршрут.

На сей раз главную роль в походе должен был сыграть пароход «Челюскин». Это судно было выбрано в результате сложного сочетания обстоятельств, где непосредственная пригодность для экспедиции была лишь одним из факторов. Пароходы требовались везде, и Шмидт сумел буквально выбить для своей экспедиции судно, достраивавшееся в Дании.

Поход предполагался не чисто научным: следовало еще и доставить смену полярников на станцию на острове Врангеля, где уже несколько лет работала предыдущая команда. Фото: Wikimedia Основу экипажа составили люди, уже ходившие на «Сибирякове». Начиная с капитана.

Владимир Воронин ходил по полярным морям буквально с детства и обладал богатейшим опытом. Он переживал и катастрофы, и успехи. Словом, это был настоящий полярный морской волк.

К таким же «звездам севера» относился пилот корабельного гидроплана Михаил Бабушкин. Он начал летать еще в 1914 году, имел большой опыт службы в Арктике и участвовал, например, в спасении итальянской экспедиции Умберто Нобиле, разбившейся на дирижабле о полярный лед. Еще одним полярником, известным миру, был радист Эрнст Кренкель — ас радиодела, опять-таки, с многолетним опытом работы в экстремальных условиях.

Причем Кренкель участвовал в походах и на кораблях, и на дирижабле «Граф Цеппелин», работал на стационарных полярных станциях. Команда подобралась просто звездная. Помимо, собственно, моряков ехали зимовщики, некоторые с семьями, а также журналисты, писатели и даже один поэт — Илья Сельвинский.

Правда, Воронин скептически относился к самому кораблю и считал, что «Челюскин» недостаточно приспособлен для хождения во льдах. Однако на Шмидта давили сверху, на Врангеле ждали смены люди, поэтому решили, что ждать нельзя — 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток северным маршрутом. Путь во льдах Поначалу ничего не предвещало серьезных проблем.

Вибрация и мелкие течи вызывали некоторое беспокойство, но находились в рамках приемлемого. Зато Бабушкин со своим гидропланом получил возможность показать, зачем арктическому кораблю самолет: ледовая разведка с воздуха давала отличные результаты, так что капитан Воронин, сдержанно относившийся к авиации, смягчился. Первые серьезные проблемы начались в сентябре, когда пришла пора подходить к острову Врангеля.

Михаил Кутюмов. Презентация на встрече. Как взрослыми жителями города, так и молодежью, студентами и школьниками.

Выставка вызвала неподдельный интерес. Одно дело "смотреть картинки и тексты в интернете", другое - потрогать артефакты и подержать документы своими руками, - сказала посетительница Наталья Романова организаторам. Одним из челюскинцев был земляк, вологжанин Борис Александрович Кукушкин, награжденный как и радист Э.

Кренкель, орденом Красной Звезды. Он же перед этим участвовал в легендарном походе "Сибирякова", за что был отмечен правительством орденом Трудового Красного Знамени.

Слепнев на «Флистере», за которым на своих Р-5 последовали Н. Каманин и В. Комендант аэродрома челюскинцев Сандро Погосов так описал их прибытие: «Слепневская быстроходная «американка» — нарядненькая, чистенькая и кокетливая — три раза пыталась идти на посадку и, наконец, при попытке сесть наискось против ветра, заковыляла по ропакам и перевалилась на бок. На аэродроме воцарилось гробовое молчание… Слепнев вышел из кабины, осмотрел повреждения, а Ушаков стоял рядом с ним. Оба были целы и невредимы… Через два часа появились два самолета Р-5. Раза два прицелившись к небольшой полосе аэродрома, обе машины благополучно сели одна за другой. Настроение, заметно упавшее при неудачной посадке «американки», быстро поднялось.

Наши родные, советские машины показали лучшие качества при этой рискованной посадке. Через полчаса, забрав пять человек, они улетели в Ванкарем. Слепнев остался ждать запасных частей». Поскольку «пассажироемкость» у Р-5, замысленного конструктором Н. Поликарповым как разведчик и ближний бомбардировщик, была минимальной, действовать приходилось исходя из сложившейся обстановки. Молоков, например, перевозил лишнего пассажира в парашютном ящике под фюзеляжем. Судовой машинист «Челюскина» Мартисов был таким «лишним»: «…сложил руки по швам, двое товарищей взяли меня, подняли и втолкнули в футляр головой вперед. Отверстие закрыли, и машина пошла… При подъеме с аэродрома жутко трясло: било то затылком вверх, то носом вниз. Потрясло, потом чувствую, стало спокойно — значит, машина в воздухе… Мои страхи оказались напрасными.

Прилетел вполне благополучно. Вытащили меня за ноги — и все в порядке». Финальный акт В дальнейшем воздушный мост работал безостановочно, и каждый день людей в лагере становилось все меньше. Особая ситуация сложилась с самим Отто Юльевичем Шмидтом. Вместе со Слепневым в лагерь прилетел уполномоченный комиссии В. Куйбышева Г. Он в то время по праву считался полярником из полярников — за его плечами было пять зимовок на самых неизведанных «белых пятнах», каковыми в 1920-е годы являлись остров Врангеля и архипелаг Северная Земля. На этот раз он выступал представителем высших партийных и государственных инстанций, которому предстояло ввести руководство погибшего «Челюскина» в курс принятых «наверху» решений. Положение осложнялось тем, что у Шмидта начала прогрессировать застарелая легочная болезнь и с каждым днем он чувствовал себя все хуже.

Однако, не считая себя вправе оставить дело незавершенным, Шмидт категорически отказывался покинуть лагерь. Но поскольку температура у него поднялась до 39, Ушаков, не дожидаясь, пока положение станет критическим, сообщил о ситуации в Кремль. Вскоре из Москвы на имя Шмидта пришел приказ передать руководство своему заместителю Боброву и незамедлительно эвакуироваться на Аляску под опеку американских врачей. Основная часть челюскинцев была вывезена всего за неделю, с 7 по 13 апреля. За это время наиболее отличились пилоты Молоков и Каманин, совершившие по 9 рейсов: первый вывез 39 человек, второй — 34. Водопьянов сделал 3 рейса, эвакуировав 10 человек, остальных же на Большую землю доставили Слепнев и Доронин. Смертельно уставшие пилоты, поднимавшие в воздух свои машины на пределе сил, и их отлетавшие товарищи, занятые на лютом полярном морозе заправкой и бесконечным ремонтом изношенных самолетов, даже и не подозревали, что им суждено вскоре стать первыми Героями страны и в этом новом звании войти в ее историю. Прощальный танец Эпопея «Челюскина» близилась к завершению. В самом лагере к исходу дня 12 апреля осталось всего трое: капитан Воронин, заменивший Шмидта Бобров и Кренкель.

А на ледовом аэродроме свою вахту продолжал нести комендант Погосов. Воронин с Бобровым решили перед сном осмотреть окрестности. Они поднялись на смотровую вышку и только тогда ощутили, насколько сильным было нервное напряжение, державшее их в своих тисках последние месяцы. Картина, очевидно, со стороны была жуткая: два уже не совсем молодых человека… пустились откалывать трепака, потом обнялись и расцеловались. И только тут я увидал удивленную физиономию Кренкеля, который оказался свидетелем этой непонятной для него сцены». Воронин тут же почувствовал неловкость, вспомнив о своем капитанском достоинстве, и даже взял с обоих слово забыть о проявленной им впервые с начала похода слабости. В тот же день Кренкель записал в своем дневнике: «Вечер незабываемо прекрасный. Полнейший штиль. С вышки отличная видимость на много десятков миль.

Полная тишина. Изредка чуть-чуть похрустывает лед…» А вот впечатления Воронина: «В палатке горел фонарь. Я зажег примус. Вскипятил чаю, вымыл посуду и все аккуратно прибрал, оставив в палатке по поморскому обычаю запас продовольствия и вещей, необходимых человеку, который бы оказался заброшенным на эти льдины… С рассветом вышел на воздух. Было ясно. Кругом царило безмолвие». Видимо, под занавес Арктика стремилась очаровать тех, кого не смогла удержать в своих ледяных объятиях. Триумф, которого могло не быть Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года вся страна начинала свой день с вопроса: «Как дела на льдине? Триумфальное возвращение участников экспедиции стало логическим продолжением того беспрецедентного внимания, с которым освещался ход спасательной операции, — передовицы газет, радиопередачи, выпуски кинохроники ни на минуту не переставали напоминать о лагере Шмидта.

Челюскинцам предстояло вернуться из Владивостока в Москву поездом, проехав через всю страну по дороге, буквально усыпанной цветами, и выдержав настоящий ураган восторженного внимания. Это было ни с чем не сравнимое, доселе невиданное ликование нации, едва ли не впервые почувствовавшей себя единой и сильной. Апофеозом встречи стал парад на Красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с вокзала по затопленным торжествующими людьми московским улицам. Сделать — и не умереть Опыт «Челюскина» — как в техническом, так и в организационном плане — учли уже в самом ближайшем будущем. Были построены новые грузовые суда типа «Дежнев» и новые ледоколы типа «Сталин». Также очевидной стала необходимость создания особой полярной авиации, которая и была организована в системе ГУ СМП. Наконец, 2-месячное существование дрейфующего лагеря Шмидта стало прелюдией для создания первой дрейфующей станции — «Северный полюс». Так что поход «Челюскина» определенно был не напрасным. Все связанные с ним события явились настолько масштабными и многогранными, что рассматривать их как проявление чьих-то амбиций или как результат роковых решений «в верхах» было бы неправильно.

Во всей челюскинской эпопее роковым, видимо, стало стечение неблагоприятных обстоятельств, которые было невозможно предугадать, а самым значительным — поведение людей, оказавшихся сильнее всех этих обстоятельств. В любом случае энергетика событий, происходивших 70 лет назад, докатилась и до нас, живущих и в другое время, и уже в другой стране. Люди с «Челюскина», равно как и их спасители, оказавшиеся в драматических обстоятельствах на фоне экстремальных природных и общественных условий и действовавшие по принципу «сделай или умри», вышли из всех испытаний с незапятнанной репутацией. И уже поэтому достойны всяческого уважения… Надежда на небо После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трех направлений. Отряд Н. Каманина из семи машин предполагалось доставить морем из Владивостока в бухту Провидения, но из-за льда пароходы «Смоленск» и «Совет» выгрузили самолеты и экипажи у мыса Олюторский, откуда они добирались к селению Ванкарем уже самостоятельно. Из этого отряда в лагерь Шмидта летали только сам Каманин и В. Из Хабаровска вдоль Охотского побережья на север вылетел отряд М. Водопьянова на трех машинах, из которых до Ванкарема добрались лишь Водопьянов и И.

Наконец, в Америке были закуплены два самолета для пилотов М. Слепнева и С. Леваневского, которые действовали с Аляски. Основная же работа в качестве спасателей выпала на «работяг» Р-5. Их полеты проходили над местностью, на которой не было ни метеостанций, ни сколько-нибудь надежных карт. Молодого пилота Каманина одолевали сомнения: «Как толст слой облачности?

Дрейф продолжался почти 5 месяцев. До чистой воды оставалось несколько километров, однако судно было увлечено назад льдами. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 1 человек погиб. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Все члены экипажа парохода «Челюскин» были спасены. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев. Фотоколлаж Насколько удалось «Челюскину» справиться с поставленной задачей? Фактически рейс закончился трагедией. Дорогой, только что купленный за границей пароход был затоплен. Груз к месту назначения не доставлен.

Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска

В 2019 году отмечается 85-летие окончания героической эпопеи спасения челюскинцев. 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска в свое первое и последнее арктическое плавание. В апреле 1934 года правительство приняло постановление «О возведении монумента в память полярного похода «Челюскина» в 1933—1934 годах». Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин».

Вы точно человек?

От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола.

Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив.

Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике.

Шмидт в 1933-34 годах хорошо знали и частенько вспоминали загадочную судьбу Семена Ивановича Челюскина — реального человека, ставшего пароходом. Судьбу, которая обошлась с ним до крайности несправедливо и жестоко. Моряки, особенно — полярные, народ суеверный. А что поделать - в таких нечеловеческих условиях поневоле будешь придавать значение всякой чертовщине, мистике… И потому, когда пароход под названием «Лена», сошедший со стапелей датской верфи в Копенгагене, внезапно был переименован в «Челюскин», знающие люди переглядывались, а кое-кто и крестился украдкой. Ибо — как корабль назовешь, так он и поплывет… Семен Иванович Челюскин 1700 — 1766 гг. Ровно за 200 лет до роковой экспедиции О. Шмидта на пароходе «Челюскин», в 1733-43 годах, Семен Иванович участвовал в Великой Северной экспедиции, которую возглавил в 1736 году после внезапной болезни и смерти начальника — В. Мичман Челюскин фактически сам взял командование на себя, проявил дерзость и невиданною силу воли и духа. Собственно, именно Семен Челюскин «закрепил» наличие у России Северного морского пути, хотя и до него, сказывают, ходили смельчаки вдоль кромки северных берегов Руси-матушки… Конечно, не за одну арктическую навигацию, а с зимовками —порой даже и не с одной, в приполярных российских укрепленных пунктах. В память об этом человеке осталось название самой северной материковой оконечности Евразии — мыс Челюскин на Таймыре. Ни чинов, ни наград, ни денег. Еле-еле дослужившись до капитана 3-го ранга, Семен Иванович вышел в отставку. А когда уже в XIX веке о нем наконец-то вспомнили и решили воздать посмертные почести, то выяснилось, что… Что ничего не выяснилось. Даже могилки Семена Ивановича не нашли. При каких обстоятельствах он отдал Богу душу, как и кем был похоронен? Одни только слухи и домыслы. И вот, если размышлять о гибели парохода «Челюскин» с этой точки зрения, то поневоле мерещится некое «проклятие веков». Безвестная могила человека, давшего имя пароходу, обиженный и обделенный мореплаватель давно минувших дней… Что ж, раз мерещится — перекрестимся, да и постараемся непредвзято изложить версии того, что произошло с пароходом «Челюскин». Причем ни одна из версий не может считаться окончательной, ибо архивные данные о тех далеких событиях по сей хранятся под грифом «секретно», а многое —попросту утеряно для нас, людей XXI века. Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было вновь попытаться пройти весь маршрут от Мурманска до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Напомним, что первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». На «родной» верфи устранили замеченные дефекты. Затем - переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Это было роковое опоздание. Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив ее тем самым на год никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — О. Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли.

Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина. В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло. Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна. На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом.

Переход по Севморпути за одну навигацию не осуществлен. Были потрачены огромные ресурсы для спасения людей. С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты. Вера в то, что это возможно, была настолько велика, что пароход «Челюскин» загрузили выше нормы, а среди экипажа оказалась беременная жена одного из членов экипажа. Пароход «Челюскин» у пирса Катастрофа, которая случилась с теплоходом во льдах Чукотского моря, могла стать одной из больших трагедий в истории мореплавания, но стала триумфом СССР. Во многом авантюрная идея с переходом «Челюскина» продемонстрировала всему миру, что СССР активно работает в Арктике, что при освоении Арктики страна готова идти на любые финансовые затраты. А кроме того, отдельная героическая история спасения челюскинцев советской авиацией продемонстрировала всему миру возможность полета в высоких широтах на не самых технически совершенных самолетах. Несмотря на громкое чествование и торжества по случаю возвращения челюскинцев, правильные выводы по вопросам судоходства в Арктике руководством страны и Главсевморпути были сделаны. Отныне все суда, работавшие в Арктике, оснащались дополнительной ледовой защитой и работали при помощи ледоколов.

"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."

Таким образом, удалось выяснить, что эпопея челюскинцев является важнейшей вехой в процессе формирования «полярного» мифа в идеологии и культуре СССР 1930-х годов. 13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла трагедия: огромный сухогруз "Челюскин", совершавший очередной рейс, в течение двух часов ушел под воду. 1 сентября 1933 года по судовой трансляции "Челюскина" неожиданно прозвучало объявление: "Товарищи!

В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи

"Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. 27 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялось торжественное заседание Общественного Комитета по подготовке празднования 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» и учреждения звания «Герой Советского Союза». 16 июня в библиотеке провели информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея», приуроченный к 90-летию со дня начала полярной экспедиции на пароходе «Челюскин». 5 ноября 1933 года "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе и отброшен на север в Чукотское. 13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла трагедия: огромный сухогруз "Челюскин" под руководством знаменитого арктического исследователя Отто Юльевича Шмидта, совершавший очередной рейс по прокладыванию северного морского пути. 81 год назад, в ноябре 1933 года, пароход «Челюскин», уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море.

День в истории: Как спасали челюскинцев

В него вошли потомки героев «челюскинской эпопеи» — дети, внуки и правнуки полярников и лётчиков, Герои Отечества, учёные, специалисты по истории освоения Арктики, популяризаторы отечественной истории покорения Севера, руководители общественных организаций. В своём выступлении он рассказал о жизни и работе своего отца — советского полярника, участника арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.

В Чукотском море из-за неблагоприятной ледовой обстановки «Челюскин» попал в ледовый плен и 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами. Члены экспедиции и экипаж во главе со Шмидтом высадились на льдину.

Присутствующие так же узнали всё о пароходе «Челюскин», как он дрейфовал, когда и как затонул, кто руководил экспедицией, об организации ледового лагеря Шмидта, сооружении аэродрома. А также о лётчиках, совершивших несколько рейсов, чтобы спасти челюскинцев, и в честь которых была учреждена высшая степень отличия в СССР — Герой Советского Союза.

Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н.

Круглосуточная служба новостей.

Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. Челюскин продолжал вести наблюдения с особой тщательностью. Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, — замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана, его прекрасных организаторских способностях. Он записал в путевом журнале навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: "Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою". Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с "небольшим выгибом".

По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время... Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина. И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина. Именно он 20 9 по ст. Недоросль из Навигацкой школы Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты — 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук. Однако его могло и не быть... Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих.

Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных.

Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места. Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». 31.12 Книжная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» 12+ В Центре краеведческой информа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий