1.6Библиография. Отобразить/Скрыть содержание. придворная дама. В большой степени, видимо, благодаря ее придворной карьере и близости к официальным политическим партиям.
Что значит придворная дама
Фрейлина-это законное положение девушки при дворе, она помощница королевы, Фаворитка же (статс дам), это избраница короля (любовница короля). Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской. А фрейлина или же придворная дама женщина личный ассистент в суде, королевский или же феодальный, посещая королевскую женщину или высокопоставленного дворянка. Должность помощницы высокопоставленной дамы существует до сих пор почти во всех современных монархиях, однако количество придворных фрейлин везде разнится. Фрейлина-это законное положение девушки при дворе, она помощница королевы, Фаворитка же (статс дам), это избраница короля (любовница короля).
Разница между девицей и почетной матроном
Помощницы королевы. Кто такие фрейлины, что они делают и какие секреты хранят | Кто же такие придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины). |
Спутницы Королевы: кто такие фрейлины и какую роль они выполняют при дворе на самом деле | Придворную даму, обслуживающую королеву, обычно называют Первой леди опочивальни, и они ранжируются между Первая леди опочивальни и Женщинами опочивальни, каждая из которых выполняет различные обязанности. |
Жизнь и роль придворной дамы в истории и культуре. | Роль придворной дамы видоизменялась в течение столетий, но и по сей день та является поверенной и верной спутницей королевских особ. |
Альбом "Придворных дамских нарядов": kazanocheka — LiveJournal | Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне. |
ПРИДВОРНЫЕ ШЛЕЙФЫ | В соответствии с "табелем" придворные дамы делились на: обер-гофмейстерин, жён действительных тайных советников, действительных статс-дам, действительных камер-девиц, гоф-дам, гоф-девиц, камер-девиц. |
Откройте свой Мир!
Приталенный силуэт, пышный низ и роскошный тяжелый бархат подходят для вечернего бала. А вот - дневной костюм - из шелковой юбки и легкой кружевной блузки. В таком модницы щеголяли на прогулке в парке. Внешний вид красавиц строго соответствовал дворцовому этикету. Внимание в одежде уделяли каждой детали, особенно цвету. Она может себе это позволить.
В фасоне второй половины 19 века уже мало от 1830-х и слава Богу. Как видно, и от русского тут уже практически ничего не осталось, даже классических кокошников. Их полностью вытесняют отдаленно напоминающие их диадемы. Что касается мужского придворного костюма, он тоже был регламентирован тем же указом Николая I от 1834 года. Русские императоры, как известно, преимущественно одевались очень скромно, их "парадной униформой" не считая коронаций, венчаний был парадный мундир.
Такая же норма была установлена для всех мужчин при дворе. Поскольку приближенные ко двору дворяне как правило состояли на военной или гражданской чиновники службе, им полагались мундиры. Придворный костюм состоял из мундира, густо покрытого золотым шитьем спереди, обычных брюк и туфель. Также полагалось надевать самые главные ордена и награды. Форма и расположение шитья также зависели от статуса придворного. До конца своего существования придворный мундир вместе с придворным чином или званием оставался самой желанной наградой для верхов российского чиновничества. Выглядело все это в лучшие годы невероятно эффектно. Европейцы воспринимали русский двор как "роскошный и слегка экзотический" - последнее благодаря национальным веяниям. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне: Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Какие тут были роскошные кокошники… какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых.
Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами.
Очевидна связь между творчеством Кастильоне с творческим наследием античности. Кастильоне опирается как на античную, так и на ренессансную культурные традиции. Особенно часто он ссылается на Цицерона, Платона, Ксенофонта, Квинтилиана. Изложенная в книге концепция любви и красоты тесно связана с идеями ренессансного неоплатонизма. Маргарита Наваррская вполне могла стать прообразом «идеальной придворной дамы». Все отличали ее исключительную нравственную чистоту и стремление к духовному развитию. Здесь стоит уделить немного времени женщинам, окружавших свою государыню Маргариту Ангулемскую и почти неотлучно состоявших при ней. Первая дама - Эма дэ Лафайет.
Вдова Франциска де Селли близкий друг королевы, ездившая вместе с ней в Испанию в 1525г. Маргарита, лишенная возможности лично наблюдать за своей дочерью, возложила эту обязанность на самого близкого и преданного ей человека, выражая этим поступком более, чем какими-либо словами, свое безусловное доверие к госпоже де Лафайет. Вторая дама - это бабушка знаменитого хроникера Брантома, Луиза де Дальон. Она повсюду сопровождала Маргариту в ее носилках и когда королева в своих путешествиях что-нибудь сочиняла, Луиза де Дальоне держала ее чернильницу или писала под диктовку. Так были написаны многие стихи Маргариты и многие из ее новелл, составившие в последствие знаменитый сборник «Гептамерон». Далее можно назвать Анну де Вивонн, мать Брантома, выведенную, по словам Маргариты, одной из рассказчиц «Гептамерона». Теперь скажем пару слов о фрейлине де Сент-Патерь. Маргарита ей очень доверяла и через нее оказывала тайную помощь тем, кому по разным обстоятельствам, не могла помогать открыто. И наконец, стоит упомянуть о двух дамах де Орсонвилье и де Авогур.
Дамы своим присутствием оживляли общество. Это уже не робкие шателенки средних веков, а женщины эпохи Возрождения, воспитанные при блестящем дворе Франциска, умеющие вести тонкий, умный разговор, умеющие ценить произведения искусства, литературы и иногда даже науки. Словом, это те женские фигуры, в которых без труда можно увидеть будущих держательниц салонов. Маргарита вывела некоторых из них в качестве рассказчиц своих новелл. Но до сих пор ещё не разгаданы те личности, которые рассказываются под вымышленными именами дам Гептамерона. Преобразования при дворе начались с изменения статуса женщин. Культ женщин стал основным мотивом жизни двора: с Анны Бретонской женщины начинают жить при дворе, имея оплачиваемые должности. Дом королевы Франции или же двор королевы как составная часть большого королевского двора организационно существовал во все времена французской монархии, однако выделился в самостоятельное образование только в конце XV в. Именно тогда был создан список служащих при королеве знатных дам, которые получали жалование за свою службу.
Постепенно штат дома королевы стал состоять из больших и малых служб, где были заняты лица благородного и неблагородного происхождения в зависимости от выполняемых функций , которые обеспечивали поддержание ее частной и публичной жизни. Во многом именно они создали придворный этикет и церемонии; они обучали мужчин искусству галантного обращения и разговора.
SH: НЕТ, а какой вы национальности? Я: Я родилась здесь и я британка. SH: Нет, а откуда вы на самом деле, откуда ваш народ?
Я: «Мой народ», леди, что это? SH: О, я вижу, у меня будет вызов, чтобы заставить вас сказать, откуда вы. Когда вы впервые приехали сюда? Я: Леди! Я гражданка Великобритании, мои родители приехали сюда в 50-х годах, когда… SH: О, я знал, что в конце концов мы туда доберемся, ведь вы же с Карибских островов!
Я: Нет, леди, у меня африканское происхождение, карибское происхождение и британское гражданство. ШХ: О, так вы из…» Попытка любопытной и очень немолодой дамы докопаться до этнических корней ее собеседницы спровоцировала скандал. Букингемский дворец заявил: «Мы очень серьезно относимся к этому инциденту и немедленно провели расследование, чтобы установить все факты. В данном случае были сделаны неприемлемые и вызывающие глубокое сожаление замечания. Мы связались с Нгози Фулани по этому вопросу и приглашаем ее лично обсудить все элементы ее опыта, если она того пожелает.
Тем временем заинтересованное лицо хотело бы выразить свои глубокие извинения за причиненный вред и немедленно отошло от своей почетной роли». Комментарии придворной дамы подверглись широкому осуждению в соцсетях.
Любовницы на полставки. Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей
Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины), согласно приведённой ниже иерархии. (Большой Российский энциклопедический словарь) _____ ФРЕЙЛИНА ж. В нек-рых монархических государствах: звание состоящей при императрице (царице, королеве, принцессе) придворной дамы [первонач. девушки аристократического происхождения] ; лицо, имеющее. Придворная дама чересчур заинтересовалась этническими корнями чернокожей собеседницы. Придворная дама дворца династии Чосон, обычно, возвысившаяся служанка, которая ухаживает и выполняет приказы членов королевской семьи Чосон. Придворные дамы также служили своеобразными послами, передавая сообщения между дворцами и помогая поддерживать дипломатические связи. Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России.
В образе Придворной Дамы
Так дамам предписывалось быть одетыми в кринолины черного бархата с таким же шлейфом и юбкой. Война 1812 года также повлияла на светскую моду тем, что дамы в знак протеста не желали более говорить по-французски и одеваться в платья французского покроя. Хотя до этого дамскую моду Франция уже более полутора столетия диктовала всей Европе. Например, на портрете ниже это уже и не французское платье в стиле ампир как у героини Льва Николаевича Толстого Наташи Ростовой, но и русским народным сарафаном его все-таки не назовешь. Есть элементы от первого линия талии под грудью и от второго. Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой Роберт Лефевр, 1817 г. Вот еще несколько изображений, передающих дух той эпохи. Скотти Михаил, «Портрет графа Кутайсова с детьми» Основную роль в появлении на свет так называемого русского придворного платья сыграл Николай I, которого отличала страсть к всяческого рода порядку. И вскоре были подписаны императором два документа: «Положение о гражданских мундирах» для мужчин и «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору» соответственно, для женщин. Это фрагменты из документа «Положения о гражданских мундирах».
Нам же более интересен второй документ, который был снабжен описанием дамских туалетов для светских мероприятий. В том же 1834 году вышел альбом с однотипными рисунками придворных фасонов. Наряд состоял из бархатного верхнего платья со шлейфом треном , откидными рукавами а-ля боярскими, с разрезом, открывающим юбку из белого материала обычно атласа , с золотым или серебренным шитьем. Все дамы без мужей должны были иметь повойник или кокошник произвольного цвета с белым вуалем, а девицам — повязку также произвольного цвета и так же с вуалем. Наряд дополняли высокие, выше локтя белые перчатки, шелковые или лайковые. На многих парадных портретах или фотографиях можно заметить то, что правая перчатка снята и вложена в кисть руки. Этому есть свое объяснение — церемониальный этикет. Так делали, приближаясь к высокопоставленному лицу, алтарю, или Богу. С одной стороны, это означает разоружение рыцарские времена с их доспехами дают о себе знать , а с другой стороны — это открытость и искренность замыслов.
А все вместе это значит признание власти царя и демонстрацию миролюбивых намерений. Все весьма строго было определено вплоть до мелочей. Даже узор вышивки на парадных платьях был прописан. Это колосья и виноградная лоза, которые совместно друг с другом в религиозном искусстве символизируют причастие. Издавна на Руси золотым шитьём богато украшались царские, княжеские и церковные наряды. Сначала только из золота, а затем и из серебра изготовляли очень тонкую проволоку, которой затем по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или же использовали в вышивке непосредственно саму проволоку. Такое шитье выполняли на дорогих тканях тафта, атлас, парча, бархат. Поэтому и материал, и готовые изделия получались очень дорогими. Не каждый мог себе такое позволить.
По этой же причине вышивка золотом или серебром выполнялась всегда только с лицевой стороны, чтобы сэкономить материалы.
Поэтому и материал, и готовые изделия получались очень дорогими. Не каждый мог себе такое позволить.
По этой же причине вышивка золотом или серебром выполнялась всегда только с лицевой стороны, чтобы сэкономить материалы. Придворное платье просуществовало в своем первозданном виде вплоть до революции 1917 года. Изменялись лишь незначительные детали такие, как, например, положение талии чуть выше или ниже.
Согласно занимаемому статусу Табелю о рангах было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета. Самый низший, но самый и многочисленный дамский чин — это фрейлины. Фрейлины императрицы должны были появляться в красном платье с золотым шитьём фрагмент альбома представлен ниже.
Кроме того, фрейлинам полагалось носить на левой стороне фрейлинский бриллиантовый шифр на голубой андреевской ленте. О нем отдельная статья. Портрет М.
Кикиной Волконской в парадном форменном платье фрейлины худ. Соколов Музейный экспонат, дошедший до наших дней В1826 году тот же Николай I, так любивший во всем порядок, установил комплект фрейлин в 36 человек. Ими обязательно должны были быть незамужние девушки на выданье.
После же удачного замужества, чему способствовало нахождение при дворе в этом статусе, фрейлину отчисляли. Список так сказать «действительных» фрейлин ежегодно публиковался в адрес-календаре Российской Империи. Эти так называемые свитные фрейлины состояли не только при императрицах, но и при великих княгинях и великих княжнах.
Фрейлинам великих княгинь полагалось платье красного бархата, но с серебряным шитьем в отличии от фрейлин императрицы. Фрейлины великих княжон должны были появляться при дворе уже не в красном, а в светло-синем наряде с золотым шитьём. Беккера мы видим самую крайнюю левую даму в светло-синем форменном платье.
А вот и картина целиком Следующая категория — наставницы великих княжон должны были носить как и их воспитанницы, синий цвет с золотым шитьем, но более темного оттенка. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагался зелёный бархат с золотой вышивкой и на левой груди портрет императрицы на голубой андреевской ленте. Обычно камер-фрейлинами становились фрейлины самые близкие и, хорошо зарекомендовавшие себя.
Поэтому их количество было весьма ограничено примерно 4-6. Это была самая высокая для незамужних дам должность. Замужество подразумевало под собой автоматическое отчисление из фрейлин или камер-фрейлин, как об этом уже писалось.
Статс-дамы вторая по численности группа при дворе находились в ведении обер-гофмейстерины. Обычно ими становились жены важных и видных мужей. Это статусный чин в прямом смысле этого слова.
Как только девушка выходила замуж — её повышали в звании или, наоборот, разжаловали. Историк Павел Карабанов упоминает даже о пятилетних фрейлинах, "получивших" должность за заслуги отцов. Средний возраст таких "специалистов" сложился в XIX веке и составил 15—18 лет. Императрицы могли сделать исключение на такой "минус в резюме", но редко. Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц. Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело. Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью не всегда это было равно красивой. При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать. Одним из требований было умение держать себя при дворе.
Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены "царя-освободителя" Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного "похода налево". Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств. К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу. Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий.
Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: "Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви". И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание", — пишет он. Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова. Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну "страшненькую" фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне. А сама Екатерина, как пишут, была "не голливудской" внешности. Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — "Варварины палаты". Закончила, правда, она монахиней.
Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов "со всей фамилией". Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе. Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини. Любовница "на полставки" Д. Репродукция картины "Портрет Екатерины Нелидовой".
В 1893 г. Парадные костюмы фрейлин и других чинов двора менее других были подвержены изменениям, происходившим в модном костюме под влиянием смены стилей. Однако в костюмах императрицы и членов царской семьи веяния стиля все же ощущаются прежде всего в цветовом решении и характере декора при сохранении традиционного фасона. Свидетельством этого является великолепный парадный шлейф, исполненный в 1896 г. Сам шлейф и лиф сшиты из палевого атласа, эффектно сочетающегося с бледно-розовым тоном юбки и вставки-манишки на лифе. Гармонично вписывается в общую цветовую гамму этого костюма великолепная вышивка серебром, в виде стилизованных в духе модерн вьющихся гирлянд из побегов лавра с цветами розы, шитыми шелком в розово-палевых тонах. Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны атлас, серебряная и шелковая нить дл. Бульбенковой 1896 г. Коллекция Эрмитажа Инв. Оно близко костюму, в котором императрица Мария Федоровна изображена на сохранившейся фотографии конца века. Платье могло принадлежать либо Марии Федоровне, либо кому-то из членов царской семьи, так как использование серебряной парчи в придворном костюме было привилегией императорского дома. Парадное придворное платье Великой Княгини Александры Федоровны серебряной парчи, серебряной нитью, шелк, проволока, блестки, пуховые, кружевные длина лифа: 33,0 см; длина юбки: 169,0 см; длина шлейфа: 340,0 см Мастерская О. Бульбенковой 1894 г. Автограф на фотографии "Мария" Фотограф: А. Pasetti Третье платье — из пунцового бархата, с форменным золотым шитьем — могла носить одна из фрейлин императрицы, о чем свидетельствует цвет бархата и узор украшающего его золотого шитья. Платье придворное парадное бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки Мастерская О. Так в ее мастерской был изготовлен придворный парадный шлейф для княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Это платье тоже находится в собрании Государственного Эрмитажа. Платье парадное придворное: лиф, шлейф, пелерина Принадлежало княгине З. Юсуповой Шелк, серебро, нить посеребреная, бить серебряная, канитель, блестки, китовый ус, металл, вышивка, литье, штамповка, серебрение, ручная работа; юбка — реконструкция. Юсуповой длина лифа: 38,0 см; пелерина: 33,0х158,0 см; длина шлейфа: 242,0 см Москва. Мастерская Н. Начало XX в. Оно состоит из очень узкого лифа на косточках, с круглым вырезом и откидными рукавами, сшитого из ярко-розового бархата; длинного трена того же бархата и юбки белого атласа с богатой отделкой. Юбка расшита золото-серебряными нитями и отделана таким же кружевом. Края трена также отделаны золото-серебряным кружевом, в узоре - меандровый орнамент, цветы, побеги, листья.
Прибывшая женщина
Платье фрейлин при Петре 1. Фрейлины российского Императорского двора. фрейлина и фрейлина — младшее придворное звание. Придворная дама дворца династии Чосон, обычно, возвысившаяся служанка, которая ухаживает и выполняет приказы членов королевской семьи Чосон. царица наук», то Светлана Николаевна – верная придворная дама, которая сорок три года отдала служению этому предмету. Придворная фрейлина.
Разница между девицей и почетной матроном
Ежедневник придворной дамы | Фрейлиной императрицы называлась дама, которая занимала высшую позицию в. Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и. |
Прибывшая женщина | Таким образом, придворная дама является высокопоставленным лицом, имеющим свои специфические обязанности, которые она выполняет для поддержания связей и развития отношений между двумя странами. |
Жизнь и роль придворной дамы в истории и культуре. | Придворный штат императрицы-королевы состоял в общем ведении обер-гофмейстерины; включал в себя придворных дам, лейб-медика и секретаря, не считая низших служителей и служительниц. |
Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков | 12 канал | Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам. |
Женщины, как действующие лица королевского двора | царица наук», то Светлана Николаевна – верная придворная дама, которая сорок три года отдала служению этому предмету. |
Придворная дама это - 84 фото
Придворная дама – это особая позиция в истории и обществе, которая длительное время играла важную роль при дворах монархов. Придворные (придворные чины и кавалеры, а также женский штат – статс-дамы и фрейлины) представляли собой особую сословно-корпоративную и профессиональную общность. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. 1.6Библиография. Отобразить/Скрыть содержание. придворная дама. Интересные исторические факты о фрейлинах: что входило в их обязанности, как императрица выбирала придворных дам и что было недопустимым.
Придворные дамы Российской империи
Согласно занимаемому статусу (Табелю о рангах) было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета. Значение словосочетания «придворная дама» придворная дама 1. истор. женщина, состоящая в штате при дворе монарха Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. false Фрейлины – и прислуга, и участницы «пикантной» жизни особ императорского двора.