Новости высший государственный орган подчиненный императору

Сенат – высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год, подчинённый императору.

Сенат и коллегии в Российской империи презентация

В сенате проводились обсуждения важных государственных дел. Он никак не ограничивал власть монарха, напротив, его действия тщательно разбирались самим Петром. Вместе с тем, у сената были широкие полномочия, так как он являлся высшим органом следующих властей: судебной; законодательной; исполнительной.

Значение Сената не было подорвано и учреждением в 1718—1720 годах коллегий. Замечание 1 Наоборот, после учреждения коллегий, куда отошла масса текущих дел, значение Сената повысилось. По указу 1718 все президенты коллегий были сделаны сенаторами.

Этот порядок существовал недолго; медленность делопроизводства в Сенате заставила признать, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести труды сенатора. Также Петр нашёл, что Сенат, как инстанция над коллегиями, не должен состоять из сидящих в коллегиях лиц. Современники указывали и на то, что президенты коллегий, будучи сенаторами, подавляли своих «советников» и уничтожали всякое значение коллегиального рассмотрения дел. Пётр 30 мая 1720 года повелел учредить должность рекетмейстера для приёма челобитных в Сенат на коллегии и на канцелярии. Рекетмейстер вскоре приобрёл огромное значение в качестве надзорного органа за делопроизводством в коллегиях.

По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция; 3 в Древнем Риме один из главных органов Государства. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха 20-е гг. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения senatus consultum ultimum. О словаре Словарь-справочник «Политическая наука» — научно-справочный словарь, раскрывающий содержание категорий и понятий современной российской и мировой политической науки.

В словаре приведены основные термины и определения, используемые в политической науке, отражающие ключевые проблемы политической системы общества, сведения о политических режимах, принципах избирательной системы, о государстве и власти, о политических партиях и общественно-политических движениях, политических теориях и идеологиях, о политических кризисах и геополитике. Словарь будет интересен широкому кругу читателей, интересующихся современной политикой. Античный мир. Словарь-справочник сенат от лат. Функции с.

Заседал с. Постановление с. В период ранней Империи с. Лисовый, К. Термины, названия и имена в словаре приведены с оригинальной, греческой или латинской транскрипцией.

Многие словарные статьи снабжены библиографическими указателями, что облегчает поиск информации для читателей, желающих узнать о том или ином явлении более подробно. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, но будет также полезен и специалистам-историкам и культурологам. Высший орган государственного управления в Древнем Риме. Высший суд - административное учреждение в России. О словаре Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков — справочный словарь, содержащий устойчивые слова и выражения, встречавшиеся в русскоязычной литературе периода 18-19 веков — времени, когда русский язык претерпевал существенные изменения и происходило замещение слов новой лексикой.

Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст.

Сенат надзирает и контролирует приход и расход государственных сумм; распоряжается всеми расходами; налагает новые подати; взыскивает новые платежные силы Монетное дело. Забота Сената о постройке Петербурга, прорытии каналов, проложении дорог, о почтовом деле, о чистоте столиц. Участие Сената в делах внешней политики 314 Глава четвертая. Делопроизводство в Сенате. Первоначальный ход дела в Канцелярии Сената. Учрежден Петром Великим как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX века высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По Судебным уставам 1864 г.

Правительствующий Сенат Российской Империи

Заседал с. Постановление с. В период ранней Империи с. Лисовый, К. Термины, названия и имена в словаре приведены с оригинальной, греческой или латинской транскрипцией. Многие словарные статьи снабжены библиографическими указателями, что облегчает поиск информации для читателей, желающих узнать о том или ином явлении более подробно. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, но будет также полезен и специалистам-историкам и культурологам. Высший орган государственного управления в Древнем Риме.

Высший суд - административное учреждение в России. О словаре Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков — справочный словарь, содержащий устойчивые слова и выражения, встречавшиеся в русскоязычной литературе периода 18-19 веков — времени, когда русский язык претерпевал существенные изменения и происходило замещение слов новой лексикой. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось. Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Историко-этимологический словарь латинских заимствований сенат 1 Государственный орган верховной власти в Древнем Риме; 2 в дореволюционной России: правительственный орган, осуществляющий функции высшего суда и надзора за деятельностью правительственного аппарата; 3 название верхней палаты парламента в ряде современных государств. Возможно, заимств.

Senat «государственный совет» Фасм. Впервые фиксируется в Л. Сенат был учрежден в России в 1711 году и просуществовал до 1907 года. Его функции на разных исторических этапах были различны. Сенату, созданному взамен Боярской думы, сначала вменялось в обязанность надзирать за деятельностью всех правительственных учреждений. В первой половине XIX века сенат олицетворял высший судебно-административный орган, а со второй половины XIX века вплоть до его упразднения является одним из высших правительственных органов.

Снабжение армии и флота людьми, лошадьми, амуницией, боевыми припасами, жалованьем и провиантом.

Сенат надзирает и контролирует приход и расход государственных сумм; распоряжается всеми расходами; налагает новые подати; взыскивает новые платежные силы Монетное дело. Забота Сената о постройке Петербурга, прорытии каналов, проложении дорог, о почтовом деле, о чистоте столиц. Участие Сената в делах внешней политики 314 Глава четвертая. Делопроизводство в Сенате. Первоначальный ход дела в Канцелярии Сената. Учрежден Петром Великим как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX века высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

Особое положение в Правительствующем Сенате практически на протяжении всего периода его существования занимал институт прокуратуры, созданный в 1722 году. В основе экспозиции — подлинные документы из фондов отдела официальных и нормативных изданий РГБ, изданные в важнейшие периоды деятельности Сената с 1711 по 1917 год. Посетителям выставки также представлены официальные документы, учебники, монографии, исследования и дополнительная литература для более полного изучения истории деятельности Правительствующего Сената, развития и становления Российского государства. Выставка открыта в главном здании РГБ на 3-м этаже в Центре деловой и правовой информации с 1 февраля по 1 апреля 2021 года. Посетить экспозицию можно по читательскому билету. О Правительствующем Сенате Правительствующий в 1726—1730 годах — Высокий Сенат в 1711—1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху. Он представлял собой центральное государственное учреждение или фактически совокупность центральных учреждений. Функции его менялись.

Сенат был образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22 февраля 5 марта и 2 13 марта 1711 года как временный коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. Однако на практике Сенат действовал постоянно.

Существовала система тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов».

Комиссаров назначали губернаторы, что служило связью сената с губерниями. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, тако ж и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе». При Сенате состоял обер-фискал впоследствии генерал-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала.

Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718—1720 коллегий. Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г. Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось.

Главная навигация

  • Ответы на вопрос:
  • One moment, please...
  • Исторический словарь петровской эпохи
  • ЕГЭ. История. КРАТКО. Екатерина I (1725-1727)
  • Американский парламент - слово из 5 букв в ответах на сканворды, кроссворды
  • 53. Правительствующий Сенат в системе Государственной власти Российской империи.

Исторический словарь петровской эпохи

Правительствующий сенат — Википедия старик) - в России в 1711 - 1917 г. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору.
Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г высший государственный орган, подчинённый императору. Сенат был учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления в 1711 г. Просуществовал до 1917 г.

Реформа сената при Петре I

Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору, 5 букв. в России с 1711 по 1917 гг. высший государственный орган, подчинённый императору. Высший государственный орган, учрежденный Петром 1. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору. Сенат — высший государственный орган России, подчиненный Императору (с XVII по XX век).

Словарь основных понятий по истории России

Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. в России с 1711 по 1917 гг. высший государственный орган, подчинённый императору. 5 марта (22 февраля по старому стилю) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Новости Новости. В дореволюционной России: высший государственный и судебный орган, подчиненный непосредсдвенно царю 5 букв.

Что Петр I учредил как высший орган государственной власти?

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа Это произошло 22.02.1711 г. Сенат стал высшим органом государственной и законодательной власти, который подчинялся непосредственно российскому императору.
Что Петр I учредил как высший орган государственной власти? Сенат — высший государственный орган, назначавшийся царём и осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть.

Остались вопросы?

высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. 22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору, 5 букв. Правительствующий сенат — название высшего государственного органа законодательной, исполнительной и судебной власти России, подчинённого императору и назначаемого им, который был создан изображённым на марке монархом. (латинское sеnatus, от sеnеx старик), Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. 1917 г.г. - высший государственный орган, подчинённый императору. учре-ждён петром 1 как высший орган по делам законодательства и управления.

Правительствующий Сенат Российской Империи

Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие царя. Созданный с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вскоре становится органом, координирующим работу других государственных учреждений. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. В 1722 году Сенат был реорганизован, и работа его упорядочена.

Здание, в котором размещается этот орган. Подъехать к сенату. Выстроиться перед сенатом. Восстание 1825 года на Сенатской площади ист. Учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

С первой половины XIX в.

Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царем из числа высокопоставленных светских чиновников. Исполнительную и судебную власть на местах в 8 губерниях осуществляли назначаемые царем губернаторы, при которых имелись губернские канцелярии. Губернии были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем.

Провинции в свою очередь делились на дистрикты уезды с воеводой и уездной канцелярией.

Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения Сената было запрещено приносить под угрозой смертной казни. Значение Сената в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 году должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера: он принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий подавать челобитные лично монарху было запрещено , решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в Сенат, с 17 28 апреля 1722 года, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору.

А с 1722 года при Сенате действовала Герольдия. Контроль за производством дел в Сенате первоначально осуществляли генеральный ревизор в 1715—1720 годах , обер-секретарь сенатской канцелярии в 1720 году , штаб-офицеры гвардии в 1721 году. С 1722 года гласный надзор за законностью деятельности Сената и всех присутственных мест империи осуществлял генерал-прокурор при Сенате.

Его должность существовала до 1726 года и в 1730—1802 годах, а в 1735—1740 годах оставалась вакантной. Он имел право доклада монарху по делам Сената и объявлял ему Высочайшую волю, возглавлял канцелярию Сената, ему подчинялись обер-прокуроры. В его же ведении находились прокуроры при коллегиях и надворных судах, а также губернские прокуроры.

При преемниках Петра I статус Сената и сфера его деятельности менялись. Текст: Вера Марунова.

Исторический словарь петровской эпохи

История Сената в Российской империи. Функции Сената Петра 1. Правительствующий Сенат при Петре 1. Функции Сената 1711. Правительствующий Сенат при Петре 1 функции. Органы гос власти припе. Органы государственной власти при Петре.

Органы государственной власти Петра 1. Высшие органы власти при Петре 1. Реформы органов государственной власти. Реформа высших органов власти. Реформы высших органов управления. Высшие органы власти государственный совет комитет министров Синод.

Реформы Сперанского при Александре 1 структура гос власти. Органы гос власти Александра 1. Организация государственной власти Сперанский схема. Реформы Сперанского при Александре 1 схема. Высшие органы государственной власти Российской империи. Высшие органы гос власти и управления Российской империи.

Схема управления российским государством в 1725. Схема органов власти Российской империи. Император государственный совет Правительствующий Сенат. Система управления Российской империи. Органы государственной власти в Российской империи. Схема управления Российской империи.

Учреждение Сената при Петре 1. Состав Сената при Петре 1 кратко таблица. Правительствующий Сенат при Екатерине 1. Схема государственного управления при Петре 1. Схема органов власти при Петре 1. Схема органов управления к 1725 году.

Органы власти в 1725 году. Высший государственный орган подчиненный императору. Высший орган подчиненный императору. Глоссарий история. Назовите высшие органы власти Российской Федерации. Перечислите высшие органы власти РФ.

Схема государственных органов РФ. Высшие органы государственной власти и управления РФ таблица. Проект реформы государственного устройства России м. Проект м Сперанского при Александре 1. Схема организации гос власти после реформ Александра 1. Реформа управления Александра 1.

Александр 1 органы власти. Сенат орган власти при Александре 1. Схема Император государственный совет. Император Сенат государственный совет. Органы гос власти императора. Схема органов государственной власти по Конституции 1993,.

Схема высшие органы власти РФ. Высшие органы государственной власти России схема. Высшие органы гос власти РФ. Структура высших органов власти РФ. Система высших органов гос власти РФ. Высшие органы государственной власти и управления РФ.

План государственного преобразования Сперанского при Александре 1. План схема реформы Сперанского. План государственного преобразования м. Приказы коллегии Министерства. Боярская Дума Петр 1. Различия приказов и коллегий.

Приказы органы центрального управления. Система управления государством по проекту Сперанского. Схема органов гос власти по проекту Сперанского. Судебная власть в Российской империи по проекту Сперанского. Структура органов власти по плану м. Организация государственной власти после реформ Александра 1.

Схема государственной власти после реформ Александра 1. Схема власти после реформ Александра 1. Верховные органы управления в России после 1810 г.. Органы гос власти и управления. Органы Верховного управления в 19 веке. Органы гос власти в первой половине 19 века.

Реформа государственной власти Александра 1. Органы гос власти при Александре 1. Система государственного управления Александр 1. Структура органов власти при Александре 1.

Административная деятельность Сената была разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Сенат был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, а с 1713—1714 годов — и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю. Делопроизводство велось в канцелярии Сената, возглавляемой обер-секретарём. Так было до 1722 года. С учреждением коллегий в 1717—1718 годах Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720 года. Одновременно Сенат стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения Сената было запрещено приносить под угрозой смертной казни. Значение Сената в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 году должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера: он принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий подавать челобитные лично монарху было запрещено , решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в Сенат, с 17 28 апреля 1722 года, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору. А с 1722 года при Сенате действовала Герольдия. Контроль за производством дел в Сенате первоначально осуществляли генеральный ревизор в 1715—1720 годах , обер-секретарь сенатской канцелярии в 1720 году , штаб-офицеры гвардии в 1721 году.

В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Политическая наука: словарь-справочник лат. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1-й пол. По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция; 3 в Древнем Риме один из главных органов Государства. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха 20-е гг. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения senatus consultum ultimum. О словаре Словарь-справочник «Политическая наука» — научно-справочный словарь, раскрывающий содержание категорий и понятий современной российской и мировой политической науки. В словаре приведены основные термины и определения, используемые в политической науке, отражающие ключевые проблемы политической системы общества, сведения о политических режимах, принципах избирательной системы, о государстве и власти, о политических партиях и общественно-политических движениях, политических теориях и идеологиях, о политических кризисах и геополитике. Словарь будет интересен широкому кругу читателей, интересующихся современной политикой. Античный мир. Словарь-справочник сенат от лат. Функции с. Заседал с. Постановление с. В период ранней Империи с. Лисовый, К. Термины, названия и имена в словаре приведены с оригинальной, греческой или латинской транскрипцией. Многие словарные статьи снабжены библиографическими указателями, что облегчает поиск информации для читателей, желающих узнать о том или ином явлении более подробно.

Так было до 1722 года. С учреждением коллегий в 1717—1718 годах Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720 года. Одновременно Сенат стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения Сената было запрещено приносить под угрозой смертной казни. Значение Сената в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 году должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера: он принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий подавать челобитные лично монарху было запрещено , решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в Сенат, с 17 28 апреля 1722 года, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору. А с 1722 года при Сенате действовала Герольдия. Контроль за производством дел в Сенате первоначально осуществляли генеральный ревизор в 1715—1720 годах , обер-секретарь сенатской канцелярии в 1720 году , штаб-офицеры гвардии в 1721 году. С 1722 года гласный надзор за законностью деятельности Сената и всех присутственных мест империи осуществлял генерал-прокурор при Сенате. Его должность существовала до 1726 года и в 1730—1802 годах, а в 1735—1740 годах оставалась вакантной. Он имел право доклада монарху по делам Сената и объявлял ему Высочайшую волю, возглавлял канцелярию Сената, ему подчинялись обер-прокуроры.

Создание новых органов управления

  • 300 лет со дня учреждения Сената
  • Правительствующий сенат — Рувики
  • Что Петр I учредил как высший орган государственной власти? | Актуальные вопросы и грамотные ответы
  • Высший государственный орган, подчинённый императору - id43484351 от nika0483 14.06.2022 08:21

Высший орган государственной власти подчиненный императору

Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат. Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый и. Правительствующий сенат Высший государственный орган Российской империи Высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. 22 февраля (5 марта) 1711 г. в Москве по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Учреждён Сенат

Впоследствии, с учреждением коллегий , значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. В 1720 году Пётр I подписал законодательный акт обозначивший основные принципы по которым должны работать все учреждения Генеральный регламент от 28 февраля 10 марта 1720 [13]. Одновременно с учреждением Сената Пётр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате». Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием , ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722 годах разрядный стол был преобразован сначала в разборную канцелярию , также состоявшую при Сенате, а 5 16 февраля 1722 года назначен при Сенате герольдмейстер , ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие [3]. При Сенате состоял обер-фискал впоследствии генерал-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных надсмотрщиков до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос , фискалы, несомненно, принесли пользу, являясь орудием надзора над местными учреждениями [8]. Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник [8].

При всё более теряющих своё значение приказах Сенат стал местом, где производились все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718—1720 коллегий , несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы — Генрих Фик и другие — предполагали, по-видимому, упразднить. Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената только повысилось. По указу 1718 года «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами [8]. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать в указе 12 23 января 1722 года, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Кроме того, Пётр нашёл, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то, что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел.

Вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. Рекетмейстер весьма скоро приобрёл огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия [3]. Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры , появившийся также в 1722 году [9]. К учреждению прокуратуры Пётр пришёл не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением 27 ноября 8 декабря 1715 года должности генерал-ревизора , или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов. В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась [14].

Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний [8]. Избранное 13 24 февраля 1720 года им лицо — Анисим Щукин — оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарём Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина 28 января 8 февраля 1721 года Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним [3].

В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления».

Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г.

Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы.

Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось.

Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета.

После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III[ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3].

КОЛЛЕГИИ — центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления подчинялись Сенату , в том числе: Главный магистрат — ведал всем посадским населением, ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Вотчинная — ведала дворянским землевладением. Коммерц-коллегия, Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия — ведали торговлей и промышленностью. Иностранная — ведала международными отношениями. Военная — высший орган управления военным ведомством.

В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых. В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.

Особое положение в Правительствующем сенате практически во все времена занимал институт прокуратуры, созданный в 1722 году. На протяжении веков значение, роль и функции Сената менялись в соответствии с указаниями царствующих особ и реформами управления страной, но Сенат всегда оставался главным государственным органом России. Об учреждении Сената, его работе и о том, как он менялся, можно узнать на выставке. В основе экспозиции — подлинные документы из фондов отдела официальных и нормативных изданий РГБ, изданные в важнейшие периоды деятельности Сената с 1711 по 1917 год. С этой даты Россия официально стала империей, что явилось свидетельством её новой роли в международных делах.

Исторический словарь петровской эпохи

Что Петр I учредил как высший орган государственной власти? Как назывался высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год подчиненный императору?
Остались вопросы? Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат.
5 марта 1711 г. | Вместе с тем, у сената были широкие полномочия, так как он являлся высшим органом следующих властей.
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории. с, последняя - т).

Ответы на кроссворды и сканворды

  • Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
  • Что Петр I учредил как высший орган государственной власти?
  • Словарь основных понятий по истории России
  • Похожие презентации

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий