Вестник Мининского университета является сетевым продолжающимся изданием и не имеет печатного эквивалента. Вестник Мининского университета, 2, 2016.
Вестник мининского университета - 88 фото
Цель журнала — создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.
Новик Ирина Рафаиловна Мининский университет. Брюсов Евгений Юрьевич Мининский университет. Белохвостов Мининский университет. Жулина Мининский.
Ханжина Мининский. Ректор Мининского университета Нижний Новгород. Мининский университет ректор. Виктор Павлович Кузнецов профессор Мининского университета. Дмитрий Лудин Мининский университет.
Ректор Мининского Фёдоров Александр. Александр Федоров Мининский университет. Мининский университет Круподерова. Мининский университет иностранные языки. Мининский университет философ.
Мининский университет награждение медалями. Мининский университет 1 корпус. Мининский университет на автозаводе. Технопарк Мининский университет 7 корпус. Мининский университет 6 корпус.
Факультет Мининского университета. Кафедры Мининского университета. Преподаватели Мининского университета. Площадка для студентов. С 1 сентября Мининский.
Актив креативных студентов Мининский. Day of knowledge University. Учебные заведения Нижегородской области. Вузы Нижегородской области. Партнеры вуза ННГУ.
Современные университеты в Нижегородской области. Педагогическая дискуссионная площадка предмет. Вузы партнеры. Семенов Нижегородская область учебные заведения. Выпускники Мининского университета.
Потапова Татьяна Константиновна Мининский университет. Орлова Мининский. Волкова Оксана Николаевна Мининский. Веселый берег Мининский университет. Мининский университет 110 лет.
Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Что есть «Фаворский свет» исихазма? В этом вопросе богословско-философская мысль следует за повествованием библейского текста о Преображении Христа. Указанное событие расценивается здесь как явление световой природы божества. Как отмечает С.
Хоружий, этот процесс имел антропологическую окраску, так как дал в итоге возможность человеку созерцать трансцендентное бытие [15, с. Исихастское понимание природы взаимоотношения света и цвета стоит на позициях духовно-мистического созерцания. Процесс «боговидения» Григорием Паламой описывается следующим образом: «Человек видит тогда духом, а не умом и не телом… Не по-нашему видят обожившиеся… Чудесным образом, они чувством видят сверхчувственное и умом — высшее ума…» [4, с. Иконическое изображение при этом является неотъемлемой частью этого процесса. Икона являет собой отражение соборного духовного опыта христианства.
Иными словами, иконописец призван изобразить цветом увиденный аскетом-исихастом свет божества. Стоит отметить, что в русской философии «серебряного века», как известно, была открыта с философской точки зрения икона П. Флоренский, Е. Иконическое изображение русскими мыслителями рассматривалось как особая онтологическая реальность, одним из формирующих элементов которой была и составляющая цвета. Позиция указанной традиции мысли емко выражается словами Флоренского в его небольшой статье «Моленные иконы Преподобного Сергия»: «Художник не сочиняет из себя образы, он снимает покровы с уже сущего образа: не накладывает краски на холст, а как бы расчищает посторонние налеты его, «записи» духовной реальности» [14, с.
Итак, цвет в иконе не является простым элементом, изобразительным средством, но имеет укорененность как в доктринальных положениях христианства, так и в его духовномистических практиках. Он способствует визуальному явлению трансценденции, утверждаемому христианской мыслью. Поэтому, основываясь на вышеизложенном, обратимся непосредственно к цвету иконы. В искусствоведческом, иконографическом подходе со своих позиций подробно изучена феноменальность иконического цвета. Так, советский искусствовед, исследователь русской иконописи В.
Практика пользования цветом иконописца имеет свою специфику. Общеизвестно, что цветовая гамма в живописи служит отражением эмоции и настроения. Применительно к иконному цвету к этому добавляется импульс духовно-мистических истин и прозрений. Цвет в иконе дан локально, он не знает деления на свет, тень и полутень. Из-за этого предметы и явления, изображенные на плоскости иконы, монолитны, представлены выделенными, цельными «пятнами».
Цвета при этом не смешиваются, даются каждый отдельно, связь же их устанавливается на семантико-символическом уровне. Иллюстративным примером указанного послойного нанесения цвета на иконную плоскость можно привести процесс создания лика иконы. Он включает в себя такие этапы: одноцветная основа зеленовато-коричневого цвета санкирь , прокладка, плавка, телесный колер, румяна и пробела. Прояснив изобразительную колористическую практику иконописи, обратимся непосредственно к цветам иконы и их символико-смысловому уровню. Первоначально мы остановимся на связи богословско-философского концепта света с использованием золота в иконе, а потом предпримем попытку разложить символико-смысловую палитру цветов иконы.
Золото в рамках иконического изображения в наибольшей степени призвано отразить трансцендентное бытие божества. Золото в иконе — это непосредственный визуальный образ «света Бога», описанного в богословско-философской традиции христианства. Золото иконописи в основном используется для изображения нимбов, фона и ассиста, линий-штрихов на одежде и предметах иконы. Оно используется беспримесно, в своей чистоте, как отмечает П. Флоренский, «золото есть чистый беспримесный свет…» [13, с.
Следует отметить, что написание иконы на золотом фоне имеет особый символический и онтологический характер. На духовно-мистическом уровне мы получаем своего рода проявление трансцендентного средствами, нам имманентными: золото являет «свет Бога». В иконе в целом сложилось двоякое отношение к цвету фона. С одной стороны, способ применения цвета для изображения фона иконического изображения сразу раскрывает стремление иконописца к уходу от изобразительности, к отстраненности от мира. Цвет способствует, иными словами, визуальному выражению религиозно-мистических смыслов христианской традиции.
С другой стороны, цвет фона создает своего рода условную плоскость для разворачивания сакрального события. Иными словами, он дает возможность посредством взгляда прочувствовать доступные свойства и признаки трансцендентного бытия. Цветовой фон, таким образом, выражает пребывание иконического изображения на грани между композиционным и символико-смысловым уровнями. Линию иноприродности золота по отношению к остальным цветам иконы продолжает ассист. Его П.
Другой мыслитель «серебряного века», Е. Трубецкой представляет ассист «эфирной, воздушной паутинкой тонких золотых лучей, исходящих от Божества и блистанием своим озаряющих все окружающее» [12, с. На символико-смысловом уровне ассист предназначен для указания на приобщенность трансцендентному бытию. Неслучайно в иконе им покрываются одежды Христа, Богородицы и христианских подвижников. Аверинцев, историк культуры и исследователь византийской эстетики, в своей работе «Золото в системе символов ранневизантийской культуры», прослеживая связь между золотом и произведением изобразительного искусства, утверждает, что золото являет себя своего рода фундаментом цвета иконы, так как оно символизирует сферу божества и «восьмого дня творения», образ которого дан в духовно-мистической традиции христианства [2, с.
Итак, теперь совершим попытку разложить, последовательно представить цветовую палитру иконописца. При указании цвета мы будем параллельно приводить его символический смысл согласно богословско-философской мысли христианства и давать ссылки на наиболее часто встречающиеся фрагменты различных икон, содержащих рассматриваемый цвет. Наименование цвета Белый цвет Красный цвет Синий цвет Символическое содержание цвета Святость, чистота, непорочность, причастность божеству, отражение «света Бога» Духовный огонь, царская власть, образ воскресения и восьмого дня творения. Но вместе с этим этот цвет имеет апокалипсические смыслы Образ небесной сферы и духовного, райского бытия; богородичный цвет Зеленый цвет Образ «древа жизни», вечная жизнь, духовное цветение Коричневый цвет охра Бренность человеческого существования, аскетизм духа смирение и отречение от мира Непостижимость вселенной и, одновременно, пустота бытия без Бога Черный цвет Иконописный пример 1. Пелена младенца Христа икона «Рождество Христово».
Душа Богородицы икона «Успение Пресвятой Богородцы». Одежды праведников Икона «Радость праведных о Господе…» 1. Одежды Христа и Богородицы. Образ «геенны огненной» икона «Страшный Суд» 1.
Нижний Новгород. Об этом сообщает пресс-служба Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина.
Согласно информации, мероприятия состоялись в рамках прошедшего во всех образовательных организациях РФ Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ.
Мининский вестник - фотоподборка
Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Шурупова Е.Ю., Карабущенко Н.Б. Вестник Мининского университета. Том 7. 2019. Вестник Мининского университета is an academic journal published by Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The journal publishes majorly in the area(s): Epistemology & Psychology. It has an ISSN identifier of 2307-1281. It is also open access. Over the lifetime, 48 publications have been. Вестник Мининского университета. Indexed In. doaj. Short Name. Вестник Мининского университета Vestnik of Minin University. В Мининском университете открылся цикл лекций для студентов вузов в рамках. Ректор Мининского университета Виктор Сдобняков в ходе представления вуза рассказал, что команда университета стремится развивать его как профессионального помощника для системы образования региона.
Подпишитесь
Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет. Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Журнал является сетевым изданием и не имеет печатного эквивалента. Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени.
Марков Кирилл Александрович Мининский университет. Кудрявцев Мининский. Лукоянов Мининский. Банковское дело Мининский университет.
Кузнецова Мининский университет финансы. Кузнецова Екатерина Андреевна Мининский университет. Мининский университет презентация. Мининский университет библиотека. Музей Просвещения Мининский университет. ВШЭ НН день открытых дверей. Мининский университет день открытых дверей 2023.
Лещенко Никита Андреевич Мининский университет. Лунин Мининский университет. Общежитие Мининского университета. Мининский университет Нижний Новгород общежитие. Волонтеры Мининский университет. Общежитие Мининского университета Нижний Новгород. Мудл Мининский.
Грамота Мининский университет. Мининский университет физической культуры. Сертификат участника Мининский университет. Печать Мининский университет. Мининский университет ректор. Мининский университет изнутри. Мининский Нижний Новгород.
Студенты Мининского университета. Школа Потанина в Павловской Слободе. Мининский университет зал. Мининский университет преподаватели. Актовый зал ТОГУ. Актовый зал Мининский. Мининский университет НГПУ им.
Минина корпус 4. Мининский университет 1 корпус. Мининский университет логотип. Мининский презентация. Шапка Мининского университета. Мининский университет фон. Артем Маратович Мининский.
Мининского университета. Комышкова Мининский. Розанов в Мининском университете. Буклет Мининского. Цель и задачи Мининского университета. Мининский университет ремонт. МФЦ Мининский университет.
The article deals with the model of the human exclusiveness through the prism of artistic intuitions of the Modern Age as illustrations of the development of anthropological theme in the Western European culture. The interest to this topic is determined by modern discussions turning around the human being as a subject of philosophical anthropology. Materials and Methods. The model of the human exclusiveness based on the theses developed by the French philosopher J. Schaeffer is the conceptual frame of the research.
Ранее мы обсуждали с Ольгой Владимировной Кирилловой, президентом Ассоциации научных редакторов и издателей, и Павлом Геннадьевичем Арефьевым, руководителем аналитического отдела «Научная электронная библиотека» основные проблемы поиска научной информации, учета научных публикаций и оценки результатов научной деятельности Научные журналы считают «по белому».
В опубликованном новом рейтинге к основным принципам его построения разработчики относят: 1. Переход на учет цитирования только из ядра РИНЦ 2. Учет только идентифицированных ссылок 3. Тематическая нормировка на уровне статей 4.
Подпишитесь
Местоположение издательства: Нижний Новгород Аннотация: Журнал «Вестник Мининского университета» представляет собой издание научно-исследовательского и научно-практического направления, на страницах которого публикуются оригинальные исследования, проекты, обзоры, сообщения, касающиеся актуальных вопросов педагогического, психологического и философского знания, а также развития и модернизации образования в целом. Цель журнала — создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.
Новый фон Мининский университет. Каштанова Светлана Николаевна Мининский. Каштанова Мининский университет. Каштанова Светлана Николаевна Мининский университет. Мининский университет иностранные языки. Виктор Сдобняков Мининский университет. Виктор Сдобняков Нижний Новгород ректор. Ректор Мининского университета Нижний Новгород. Встреча ректора со студентами.
Мининский университет ФГН. Дзюба Мининский. Мининский университет Степан Кожевников. Мининский университет преподаватели. Декан Мининского университета. Конференция Мининский Германия. Конференция новый разум. НГПУ им. Педагогический институт Нижний Новгород. Мининский университет Нижний Новгород.
Костюм для женщины на выступлении на заседании кафедры университета. Мининский университет лого. Эмблема Мининского университета. Мининский университет фон. Мининский университет презентация. Потапова Татьяна Константиновна Мининский университет. Орлова Мининский. Волкова Оксана Николаевна Мининский. Веселый берег Мининский университет. Педагогическая дискуссионная площадка предмет.
Вузы партнеры. Семенов Нижегородская область учебные заведения. Мининский университет Новосибирск. Кафедры Мининского университета. Мининский сотрудники. Актовый зал Мининского университета. Лекционный зал Евстигнеев Мининский университет. Актовый зал ТОГУ. Факультет Мининского университета. Мининский университет истфак.
В данной учебной программе Жуковской И. Рассматриваются основные закономерности функционирования природных систем различного уровня от популяций и элементарных экосистем до биосферы , факторы, определяющие их устойчивость, продуктивность. Большое внимание уделено защите атмосферы, гидросферы и литосферы от загрязнения, при этом сделан акцент на экологоправовой инструментарий охраны природы. Рассмотрены вопросы экологии урбанизированных территорий, даны рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижению ущерба от них.
Историческое развитие экологической культуры человека, понятие духовного мира человека, формирование экологического сознания являются важными разделами в учебном пособии. Показана культура общества, как совокупность знаний, умений и навыков, представлений, образов и идеалов, материализованных и идеальных ценностей, потребностей и интересов людей к окружающей среде. Поэтому данное учебное пособие позволяет студенту приобрести экологическое сознание, сформировать экологическую культуру на базе экологического образования, воспитания, практического, интеллектуального и духовного постижения. В результате изучения студенты должны уметь, опираясь на полученные экологические знания, дать научную оценку тем или иным природоохранным мероприятиям, которые проводятся в данном регионе или в целом по стране, а также они должны уметь использовать экологические знания при решении вопросов рационального природопользования и управления качеством окружающей среды.
Материал программы подобран таким образом, что происходит движение от простого к сложному, включает в себя в основном новые знания, не содержащиеся в базовых программах, но необходимые для последующей жизни. Работа над темами предполагает большой объем самостоятельной работы. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. По практической направленности курса создаются условия для повышения экологической культуры, формируется навык работы с дополнительной литературой, приобретается умение анализировать и отстаивать свое мнение.
Программа предполагает проведение занятий различного типа: лекции, семинарские занятия, обсуждение проблемных ситуаций, эвристические дискуссии, защита проектов, рефератов и научно-исследовательских работ. Разработанная пояснительную учебная записку, программа тематическое имеет четкую планирование, структуру содержание, и включает методические рекомендации к изучению разделов и тем, список литературы и приложения. Содержание разделов и тем пропорциональны сложности рассматриваемого вопроса, выстроены в логике учебных программ и соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Программа прошла апробацию в 2010-2012 уч.
Образование для устойчивого развития представляет собой в целом интегративное направление, цель которого — помочь студентам принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Поэтому в курсе востребованы отдельные темы, рассматриваемые в социальных науках и предметах естественнонаучного и гуманитарного циклов в вузе.
Ушинского развивается в диалогическом подходе Т. Флоренской, основанном на утвердившихся в веках духовно-нравственных ориентирах и неразрывно связанном с традициями русской философской мысли. Особое внимание уделяется диалогу, который понимается как творческое духовно преобразующее общение. Рассматриваются конституирующие принципы и основные понятия духовно-ориентированного диалога. Обозначен вектор личностного развития человека в условиях внутреннего диалога и названы последствия в ситуации его деформации.
Показано влияние идеи К. Ушинского о роли художественного творчества на современную арт-терапевтическую практику, сочетающую различные виды искусства с терапевтическими, коррекционными и развивающими целями. Перечислены причины, по которым занятия художественным творчеством необходимы для полноценного личностного развития ребенка. Сделан вывод о том, что проблемы человека, диалога, художественного творчества, волновавшие великого русского педагога, остаются эпицентром в поле современных научно-практических исследований. Идеи великого мыслителя не копируются, а продолжают жить, развиваться, переосмысляться и творчески преобразовываться. Ушинский, педагогическая антропология, психологическая антропология, практическая психология, проблема человека, диалогический подход, духовно-ориентированный диалог, художественное творчество. Ананьев Б.
Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Богоявленская Д. Бодалев А. Личность и общение: избранные труды. Братусь Б. Христианская психология в контексте научного мировоззрения.
Вельский В. Водовозова Е. На заре жизни. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Днепров Э.
ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
How to publish in Vestnik of Minin University = Вестник Мининского университета. Подробная информация о научном журнале «ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»: официальный сайт, ISSN, индексация в ВАК и РИНЦ. Публикация БЕСПЛАТНАЯ Требования к оформлению статей см. здесь: #a. Последние записи: Кафедра документоведения, права, истории и. У Тинькофф открылась стипендиальная программа.
ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Вестник Мининского университета» 2015 – № 2 В этом плане мы видим наиболее оптимальную перспективу – создавать условия, когда студенты с самого начала обучения в вузе начинают практику и взаимодействие с конкретной организацией (предприятием). Сайт представляет собой сетевой журнал ежеквартального Вестника Мининского университета. niver has the lowest Google pagerank and bad results in terms of Yandex topical citation index. Вестник Мининского университета Vestnik of Minin University.
Vestnik.mininuniver.ru
Как отметил ректор вуза Виктор Сдобняков, проведение Дня единых действий заставляет не только еще раз вспомнить историческое прошлое, но и задуматься о будущем. По его словам, диалог со студентами должен выстраиваться по принципу открытости.
Поэтому данное учебное пособие позволяет студенту приобрести экологическое сознание, сформировать экологическую культуру на базе экологического образования, воспитания, практического, интеллектуального и духовного постижения. В результате изучения студенты должны уметь, опираясь на полученные экологические знания, дать научную оценку тем или иным природоохранным мероприятиям, которые проводятся в данном регионе или в целом по стране, а также они должны уметь использовать экологические знания при решении вопросов рационального природопользования и управления качеством окружающей среды. Материал программы подобран таким образом, что происходит движение от простого к сложному, включает в себя в основном новые знания, не содержащиеся в базовых программах, но необходимые для последующей жизни. Работа над темами предполагает большой объем самостоятельной работы. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. По практической направленности курса создаются условия для повышения экологической культуры, формируется навык работы с дополнительной литературой, приобретается умение анализировать и отстаивать свое мнение. Программа предполагает проведение занятий различного типа: лекции, семинарские занятия, обсуждение проблемных ситуаций, эвристические дискуссии, защита проектов, рефератов и научно-исследовательских работ. Разработанная пояснительную учебная записку, программа тематическое имеет четкую планирование, структуру содержание, и включает методические рекомендации к изучению разделов и тем, список литературы и приложения.
Содержание разделов и тем пропорциональны сложности рассматриваемого вопроса, выстроены в логике учебных программ и соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Программа прошла апробацию в 2010-2012 уч. Образование для устойчивого развития представляет собой в целом интегративное направление, цель которого — помочь студентам принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Поэтому в курсе востребованы отдельные темы, рассматриваемые в социальных науках и предметах естественнонаучного и гуманитарного циклов в вузе. Содержательная новизна курса заключается во введении, с одной стороны, новой парадигмы экогуманистического мышления и, с другой стороны, регионального компонента в содержание общего образования. В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о совместном развитии человека и природы в регионе, формируется гражданская и патриотическая позиция студента. Сложнейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается студентами на реальном, доступном и понятном им краеведческом региональном материале, на примере знакомых им культурно-исторических и природных особенностей; - использование современных педагогических технологий, что дает возможность студентам осмыслить и систематизировать ранее полученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Кроме этого, совокупность приемов и методов, используемых в рамках курса, позволяет студентам развить коммуникативные навыки умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнера или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата. Программа курса предполагает также развитие способности адекватной самооценки и рефлексии образовательной деятельности. Полученные знания и навыки могут быть ими применены для осмысления экологических проблем региона и поиска эффективных путей их решения в интересах устойчивого развития.
Для нас важно быть не просто центром педагогического образования региона, но показывать будущим абитуриентам возможности, которые открывают занятия наукой. Помогать им в профессиональном выборе, расширять кругозор и развивать личностные качества», —...
Brief abstract: Adoption of the ideas of sustainable development is possible only through education and enlightenment. It is this area of activity is the ability to change mass consciousness of people, focusing him on the conservation of natural and cultural values, ethical, humane attitude to life, search of compromise where economic interests production in conflict with the environmental interests of society.
Zhukovskaya is an interdisciplinary course, the teaching of which is connected with gaining knowledge and skills, and the rethinking of the ideological, cultural landmarks of students, the formation of a holistic active personality. Key words: co-evolutionary relationship of man and nature, ecology, environmental issues, ecological knowledge, ecological education, ecological culture. На современном этапе перед человечеством стоит нелегкая задача — осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов в поведении людей, механизмах экономики и социального развития.
Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества. Во второй половине XX столетия человечество начало осознавать, что вследствие прогрессирующей мощи его влияния на окружающую среду уменьшается продуктивность биосферы, истощаются природные ресурсы, разрушаются природные ландшафты, загрязняется окружающая среда. Важнейшим условием решения данной ситуации является не только понимание сущности проблем, но и поиск эффективных способов их решения, осознание важности собственного вклада в него каждого человека.
Для этого необходимо повышение уровня экологического образования и экологической культуры населения. В системе экологического образования экология как учебный предмет занимает значительное место, поскольку является важной наукой в познании законов природы, в решении глобальных экологических проблем, в формировании научной картины мира. Недостаточность экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли науки в решении экологических проблем. К сожалению, осознание экологических проблем еще не обеспечивает их решения и предупреждения.
В связи с этим ведущие ученые уделяют особое внимание коэволюционным взаимоотношениям человечества и природы, имея в виду духовно-нравственный аспект экологического совершенствования человека, что осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического и нравственного сознания. Для этого необходимо формирование высокого уровня экологической культуры у широких слоев населения. Поэтому за последние десятилетия значение экологии необычайно возросло. Экология как учебный предмет — неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения, которая вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций, ключевых компетенций.