Сейчас Исаакиевский собор носит статус действующего музея, но в нём проводят православные службы по большим религиозным праздникам.
Исаакиевский собор открывает концертный сезон
В 1992 принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем. Храм имеет три престола: центральный — во имя св. Исаакия Далматского престольный праздник 12 июня ; левый придел — св. Александра Невского 12 сентября, 6 декабря ; правый — св. Екатерины 7 декабря.
Например, здесь вы сможете узнать о принятых законах, главных изменениях в жизни россиян, всех самых громких происшествиях и предстоящих масштабных событиях. Наша цель — предоставить вам полную и объективную информацию, чтобы вы могли быть в курсе того, что происходит вокруг вас.
Строительство было начато в 1825 и длилось почти 40 лет. Освящен 12 июня 1858 во имя св. Исаакия Далматского митрополитом Григорием как кафедральный собор. В 1928 закрыт.
В 1957 собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством. В 1992 принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем.
В процессе вы узнаете об истории города. После обзорной поездки вас ждет посещение Исаакиевского собора. Гид расскажет о его строительстве, убранстве, необычных фактах и таинственных легендах. Внутри вас ждут фрески, мозаики, статуи и другие произведения искусства. Продолжительность: 2,5 часа.
Стоимость: 1200 рублей. Максимальный размер группы — 25 участников. Входные билеты включены в стоимость. Расписание: экскурсии проводятся по пятницам, начало в 10:30. Подробнее об обзорной экскурсии по Петербургу с посещением Исаакиевского собора Архитектура и легенды Исаакиевской площади Эта экскурсия позволит познакомиться с архитектурой одного из самых красивых мест Петербурга — Исаакиевской площади. Вы узнаете о строительстве зданий и памятников, об их стилях и эпохах, в которые они были созданы. Гид расскажет о назначениях построек, а также о тайнах и легендах, живущих вокруг памятников архитектуры.
Подробнее об экскурсии «Архитектура и легенды Исаакиевской площади» Расписание богослужений в Исаакиевском соборе 2024 В 1991 году церковь вновь получила право на богослужения в соборе. С тех пор они проводятся каждый день, кроме среды, в 8:00 и 16:45. Актуальное расписание можно узнать на официальном сайте. Как бесплатно посетить Исаакиевский собор, правила посещения, полезные советы Собор является действующим, так как в нем проводятся богослужения. Вход на них — бесплатный.
В Исаакиевском соборе состоялось богослужение в честь 165-летия освящения храма
Исаакиевский собор расписание и режим работы 2024, билеты онлайн, вход без очереди, билеты на колоннаду. В целях усиления мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции допуск посетителей на богослужения в Исаакиевском соборе осуществляется утром до 10:00, вечером до 17:30. Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. ТК Союз нуждается в поддержке: Группа ВК? МузСоюз Также рекомендуем вам посмотреть:?Святейший Патриарх Кирилл:?Лекции профессора а:?Церковный календарь:?Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн «Божественная литургия 12.
Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе
Православный храм «Исаакиевский собор» по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4, метро Адмиралтейская, показать телефоны. Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения: ежедневно кроме среды. Исповедь: в 9:30, Литургия: в 10:00, Вечернее богослужение: в 17:00 Посмотреть расписание на сайте собора. В пресс-службе государственного музея-памятника (ГМП) "Исаакиевский собор" сообщили ТАСС, что в расписании богослужений, которое было согласовано с руководством ГМП, значится, что они будут проходить по прежнему графику.
Праздничное богослужение прошло в Исаакиевском соборе в честь 165-летия освящения храма
Кажется, что общество разделилось на равные половины: кто за и кто против данного решения городских властей. Русская Православная Церковь и Министерство культуры заключили договор о сохранении всех соборных ценностей. Исаакий передают Церкви на сорок девять лет. Его собственниками остаются петербуржцы. Митрополит Кирилл заверил прихожан, петербуржцев в том, что Исаакиевский собор будет работать и как музей, и как храм для служения Богу. Даже теперь вход будет бесплатным, правда, за исключением подъёма на колоннаду и экскурсий. Все расходы на содержание собора возьмет на себя теперь митрополия. На реконструкцию деньги будут выделяться из городского бюджета. Собор будет находиться в ведении и городской власти, и православной церкви.
По духу ли это будет буквально всем горожанам, покажет время. Мозаика в Исаакиевском соборе Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой. Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов. Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков. Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов.
В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю». Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа. Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос. Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце. Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма.
Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм. Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой. Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине расположен справа венчает скульптурная группа «Воскресение». Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому слева , венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором.
Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое. С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится. Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города скульптуры, мебель, книги, фарфор хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.
В настоящее время собор считается одной из главных достопримечательностей города и его символом.
Ежегодно храм посещают тысячи туристов, особенно популярна колоннада Исаакиевского собора, с которой открывается круговая панорама. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет. Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая 11 июня 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.
В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города , Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда. С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка. В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали.
Вместе с ним перед судом предстали более восьмидесяти человек — священнослужителей и мирян. Показательный процесс, целью которого была дискредитация Церкви и духовенства, закончился страшным приговором, по которому митрополит Вениамин, а также архимандрит Сергий Шеин и мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны. Последние публикации.
Процесс строительства затронул царствования Александра I. По завершении богослужения прошёл крестный ход вокруг собора.
У главного храма Петербурга сложная судьба. В первые годы советской власти он был разграблен, а в 1928 году закрыт.
Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе
Последний, вероятно, понял, что поставил перед архитекторами неразрешимую задачу, и не дал никаких распоряжений. В работе Комитета наступил перерыв, продолжавшийся до февраля 1824 года, когда появился указ о продолжении проектных работ. В нём снова были повторены условия императора, уступкой стало разрешение изменить удлинённый план предложенный Монферраном на квадратный, что давало некоторый простор для работы архитекторам, но требовало демонтажа части уже построенного фундамента. Разрешено было также разобрать восточные пилоны, что способствовало увеличению подкупольного пространства и созданию конструктивно верной связи барабана с куполом. Таким образом начался второй этап конкурса на исправление проекта, в котором принял участие и сам Монферран. Он изучил конкурсные проекты и переработал свой, взяв некоторые решения из проектов Михайлова 2-го и Стасова, а также предложил свои идеи, исправляя ошибки прежнего проекта. Императору исправленный проект Монферрана был предоставлен 9 марта 1825 года, он и был утверждён 8 апреля этого же года [55].
Проект 1825 года[ править править код ] Новый проект Монферрана, исправленный и дополненный, был снова признан лучшим и утверждён Александром I 13 апреля 1825 г. Комиссия по строительству была реорганизована — в неё вошли члены упразднённого комитета по рассмотрению замечаний Модюи. Были учтены ошибки прошлых лет: работы по возведению собора уже не велись широким фронтом, разрабатывались рабочие чертежи чего ранее не делалось , составлялись календарные планы и сметы ориентировочные, сроком на один год, общая же стоимость строительства так и не была определена [56]. В новом проекте был увеличен главный купол, а четыре малых звонницы фиксировали углы центрального квадрата. Лёгкая удлинённость базиликального плана с тремя нефами была искусно замаскирована четырьмя симметричными портиками. В результате храм приобрёл более традиционный для православия пятиглавый вид, но внешняя симметрия далась ценой потери выступа алтарной апсиды в восточной части.
Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный. Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены. Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте.
Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора, его общий вид стал более компактным, уравновешенным, центральный купол стал главенствовать в композиции [57] [58]. Симметричные портики позволили объединить главный с художественной точки зрения северный фасад, обращённый к Неве и Медному всаднику, и основной, по канонам церкви, западный фасад, где находится вход в храм. Северный и южный портики с тремя рядами колонн в отличие от однорядных западного и восточного повторяют по идее Монферрана в увеличенном размере колонный портик римского Пантеона 118—120 гг. По распоряжению президента Академии художеств А. Оленина, поддержавшего эту идею, из Рима выписали слепки капителей коринфского ордера Пантеона, они прибыли в Петербург в 1828 году. Строительство собора[ править править код ] Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана.
Сложные технические вопросы должен был решать Бетанкур, но, занятый на строительстве других объектов вне Петербурга, он не мог входить во все проблемы, возникающие по ходу строительства [к 4]. Таким образом, Монферран, не бывший инженером, на которого изначально были возложены авторский контроль за качеством материалов и строительства работ, был поставлен в сложное положение. В сферу его обязанностей не входили вопросы снабжения и организации строительных работ, и он добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности, к 1819 году это ему удалось [60]. Строительство началось с разборки существующих полукруглых апсид и подготовительных работ для возведения новых частей фундамента. Монферран подчёркивал, что новые фундаменты нужно возвести до уровня гранитной базы, обеспечивая таким образом равномерную осадку здания. На первый год строительства он запросил 506 300 рублей, предполагая, что в течение лета будет добыто достаточно камня для возведения в следующем году фасадов здания до уровня антаблемента [61].
Под новые части фундамента были вырыты траншеи, из которых выкачивали воду. Затем в грунт вертикально вбивали просмолённые сосновые сваи [36] диаметром 26—28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.
Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда [62] [36]. По словам Монферрана, под фундамент было забито 12 130 еловых свай [52]. При устройстве фундамента Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это позволило также лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки. Выломка гранитных колонн в Пютерлаксе в 1820-е гг. Литография середины XIX века по рис. Монферрана Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга [63].
Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре. Преимуществами именно этого места для каменоломни были большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…» Работами на каменоломне вначале руководил купец Самсон Суханов , который участвовал также в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Суханов по договору от января 1819 года выступал как производитель работ, однако уже в мае этого же года часть подряда на заготовку колонн была передана купцу Шихину. Позднее подряд был полностью отдан Шихину [64]. В сентябре 1820 года первая колонна для собора была доставлена в Петербург [65].
Метод выломки монолитов гранита, применявшийся в Пютерлаксе, описан в 1824 году Олениным, который посещал ломки вместе с Монферраном и Стасовым. На отвесной гранитной скале находились подходящие по размеру монолиты длиной не менее 8 саженей и шириной в 1 или 2, если из монолита предполагалось изготовление двух колонн без видимых недостатков. Слои гранита в Пютерлаксе разделялись между собой прослойками земли их называли рупазами шириной около полу дюйма. По контуру, отмечавшему длину будущей колонны, сверлились отверстия глубиной до рупаза, расстояния между ними оставляли в 5—6 вершков. В отверстия забивали порох и пыжи и отделяли монолит по длине колонны пороховыми взрывами. Далее «по горизонтальной поверхности скалы» вбивались железные клинья, рабочие били по ним, пока заготовка не отделялась и не падала на подготовленные леса у подошвы скалы.
Оленин отмечал, что работа по отделению гранитных масс была трудной и медленной [66]. Отделённая гранитная масса обследовалась на предмет отсутствия дефектов и соответствия размерам. Затем заготовке для колонн придавалась вчерне «круглая форма» с помощью молотов [67]. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге.
Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России [68]. Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется». Установка колонн Исаакиевского собора с помощью лесов , спроектированных А. Бетанкуром около 1830. Литография середины XIX в.
Монферрана Строительство Исаакиевского собора в 1838 году. Монферрана Вид Исаакиевского собора в лесах. Раскрашенная литография по рис. Монферрана 1840 г. Бойка свай, фундаменты под четырьмя башнями, восточным и западным портиками, стилобаты северного и южного портиков были завершены в 1826 году [69]. Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора.
Такое решение архитектора, противоречащее общепринятой практике, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн [70]. Бетанкур ещё в 1822 году спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн Исаакиевского собора, они не были использованы Монферраном, так как строительные работы были приостановлены [71]. По проекту Бетанкура была создана система механизмов, с помощью которой Монферран установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади [72]. Чертежи лесов были выполнены для каждого портика отдельно, подписаны Монферраном, а также архитекторами Глинкой и Адамини, утверждены 15 июня 1828 года [69]. Для подъёма колонн были построены специальные леса [к 5] , состоявшие из трёх высоких пролётов для больших портиков или одного пролёта для малых , образованных вертикальными стойками, перекрытыми балками. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах.
Установка одной 17-метровой колонны диаметром 1,8 метра и массой 114 тонн занимала около 40—45 минут [73]. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа». Первая колонна крайняя справа в северном портике была установлена 20 марта 1828 года [70] в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль [74] с изображением Александра I. Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года [75]. Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора.
В кирпичную кладку на известковом растворе для большей прочности делались гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Стены и пилоны выкладывались одновременно по всему периметру [76]. Решение Монферрана выполнить кладку пилонов с чередованием рядов из кирпича и тёсаного гранита было новаторским, как отмечают Ротач и Чеканова, таким образом создавалась «идеальная опорная конструкция». Прокладные ряды из гранита, имеющие в плане различную конфигурацию, обеспечили передачу давления по чисто вытесанным горизонтальным и вертикальным поверхностям [77]. Толщина стен составляла от 2,5 до 5 м. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 40—50 см [78] , внутренней — 15—20 см.
Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев пиронов , вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи. В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий.
В каждой новости вы найдете всю информацию о событии, его причины, последствия и реакцию общества. Мы будем рассказывать о происходящем в различных областях жизни — политике, экономике, культуре, спорте и так далее. Например, здесь вы сможете узнать о принятых законах, главных изменениях в жизни россиян, всех самых громких происшествиях и предстоящих масштабных событиях.
Исаакиевский собор открылся для посетителей. Кроме того, горожане и гости города уже могут полюбоваться видами Северной столицы с колоннады собора. Конечно, в связи с пандемией запускают туда ограниченное число человек. Но желающих посетить Исаакиевский очень много.
Вместе с ним перед судом предстали более восьмидесяти человек — священнослужителей и мирян. Показательный процесс, целью которого была дискредитация Церкви и духовенства, закончился страшным приговором, по которому митрополит Вениамин, а также архимандрит Сергий Шеин и мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны. Последние публикации.
В Исаакиевском соборе объявили об изменении расписания богослужений
В понедельник в Исаакиевском соборе в Петербурге пройдет праздничное богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма. Первое после долгого перерыва богослужение в Исаакиевском соборе было совершено в 1990 году. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма. Первое после долгого перерыва богослужение в Исаакиевском соборе было совершено в 1990 году. Приход Исаакиевского собора хочет изменить расписание богослужений — РИА Новости, 15.03.2021.
Что еще почитать
- В Исаакиевском соборе пройдёт богослужение в честь 165-летия освящения храма
- Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе
- Исаакиевский собор — Википедия
- В Исаакиевском соборе объявили об изменении расписания богослужений - ТАСС
В Исаакиевском соборе объявили об изменении расписания богослужений
Так, на веб-ресурсе можно изучить технические возможности музея, а также посмотреть информацию по экскурсионным программам «Петербург с высоты птичьего полёта» для посетителей на инвалидных колясках и «От ощущений к чувствам» для незрячих и слабовидящих посетителей. Доступная среда Исаакиевского собора Помимо вкладок основного меню официальный сайт музея также располагает рядом других вкладок, представленных непосредственно на главной странице. Так, Вы сможете ознакомиться с расписанием работы таких объектов, как музей-памятник «Исаакиевский собор», колоннада Исаакиевского собора, музей-памятник «Спас на крови» и Музей камня. Здесь же располагается информация о стоимости посещения входного билета, в том числе и в вечернее время, а также дополнительных услуг. Сайт Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге позволяет не только узнать стоимость билета в музей, но и купить его прямо на веб-ресурсе. Кроме того, здесь можно купить билеты на теплоходную и автобусную экскурсии, а также на концерт. Купить билет на концерт Масса полезных материалов доступна по вкладке «Информация». Здесь Вы сможете ознакомиться с архивом выставок и экскурсионными программами, посмотреть расписание работы, стоимость и правила посещения. Здесь же представлена информация о расписании богослужений и схема проезда.
Кроме того, здесь размещены материалы, адресованные гидам-переводчикам и туроператорам.
В 2007 году к этой сложнейшей партитуре обратился Владимир Беглецов, и до сих пор Концертный хор Санкт-Петербурга остается единственным петербургским коллективом, в чей репертуар сочинение входит целиком. И здесь нет противоречия. Она требует не только мастерства, но и колоссальной концентрации духа, и тогда в ней открывается свет! Сейчас нам удается этот свет увидеть…». На время концертов для удобства слушателей выставляются стулья.
На реконструкцию деньги будут выделяться из городского бюджета. Собор будет находиться в ведении и городской власти, и православной церкви. По духу ли это будет буквально всем горожанам, покажет время.
Мозаика в Исаакиевском соборе Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой. Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет.
При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов. Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков. Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду.
За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю». Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна.
Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа. Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.
Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце. Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма.
Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм. Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой. Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине расположен справа венчает скульптурная группа «Воскресение».
Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому слева , венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы.
При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.
С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится. Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города скульптуры, мебель, книги, фарфор хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.
Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города. В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими.
Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива.
Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.
С его резкой критикой вступил архитектор А. Модюи , бывший одним из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ». К записке прилагались чертежи, демонстрирующие ошибки Монферрана [48]. Модюи ходатайствовал о прекращении всех строительных работ, кроме каменотёсных и разборки тех частей сооружения, которые были предназначены к сносу. На первом заседании комитета в августе 1821 года были заслушаны два письма Модюи Голицыну об остановке работ и Оленину о вопросах, поднятых в замечаниях к проекту, требующих первоочередного рассмотрения , его записка и возражения на неё Монферрана. Было решено рассмотреть утверждённые планы, фасады и разрезы здания и обследовать само здание в присутствии Монферрана.
Первый осмотр постройки состоялся 15 августа [49]. Суть замечаний Модюи, имевших большой резонанс, сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и возможность обвала купола, опирающегося на разные по времени постройки пилоны [50] [51]. По мнению Модюи, Монферран не имел должной квалификации и опыта для работы над таким серьёзным проектом и, приступая к нему, не понимал, с какими трудностями сопряжено его воплощение [52]. Далее Модюи отмечал, что, приступив к перестройке здания, Монферран не имел должного представления о существующих фундаментах, не знал, на какую глубину нужно будет закладывать новые, и собирался их выполнить из бутовой плиты — способом, не подходящим для такого сложного сооружения. Согласно ответу Монферрана, он осматривал фундаменты под северным углом здания, а также с одним из членов комиссии исследовал погреба [52]. В вопросе о забивке свайного фундамента под оба крыльца вновь сооружаемых портиков, что, по мнению Модюи, было излишним и повлекло за собой «ненужный крупный расход», комитет счёл действия архитектора верными [52]. Как считал Модюи, четыре пилона, на которые опирался фонарь с куполом третьего собора, оставить было «почти невозможно», так как фундамент под «вспомогательными опорами» не выдержит нагрузки существующих пилонов.
Два старых пилона и два вновь сооружённых, по замыслу Монферрана, должны служить опорой для нового фонаря и купола. Модюи указывал, что пилоны, сооружённые в разное время, будут иметь неравномерную осадку. Комитет посчитал, что при сохранении под существующими пилонами старых фундаментов возведение тяжёлого каменного купола небезопасно по причине неравномерной осадки [53]. Узнав о выводах комитета, Александр I поручил ему заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также предписывалось сохранить основные черты проекта Монферрана — пять глав и колонные портики. Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета. Монферрану разрешалось участвовать в работе на общих основаниях.
В этом конкурсе помимо самого Монферрана участвовали архитекторы В. Стасов, А. Мельников, А. Михайлов-старший и другие [54] [к 3]. По итогам конкурса Комитет не смог принять никакого решения: проекты были переданы на рассмотрение Александру I. Последний, вероятно, понял, что поставил перед архитекторами неразрешимую задачу, и не дал никаких распоряжений. В работе Комитета наступил перерыв, продолжавшийся до февраля 1824 года, когда появился указ о продолжении проектных работ.
В нём снова были повторены условия императора, уступкой стало разрешение изменить удлинённый план предложенный Монферраном на квадратный, что давало некоторый простор для работы архитекторам, но требовало демонтажа части уже построенного фундамента. Разрешено было также разобрать восточные пилоны, что способствовало увеличению подкупольного пространства и созданию конструктивно верной связи барабана с куполом. Таким образом начался второй этап конкурса на исправление проекта, в котором принял участие и сам Монферран. Он изучил конкурсные проекты и переработал свой, взяв некоторые решения из проектов Михайлова 2-го и Стасова, а также предложил свои идеи, исправляя ошибки прежнего проекта. Императору исправленный проект Монферрана был предоставлен 9 марта 1825 года, он и был утверждён 8 апреля этого же года [55]. Проект 1825 года[ править править код ] Новый проект Монферрана, исправленный и дополненный, был снова признан лучшим и утверждён Александром I 13 апреля 1825 г. Комиссия по строительству была реорганизована — в неё вошли члены упразднённого комитета по рассмотрению замечаний Модюи.
Были учтены ошибки прошлых лет: работы по возведению собора уже не велись широким фронтом, разрабатывались рабочие чертежи чего ранее не делалось , составлялись календарные планы и сметы ориентировочные, сроком на один год, общая же стоимость строительства так и не была определена [56]. В новом проекте был увеличен главный купол, а четыре малых звонницы фиксировали углы центрального квадрата. Лёгкая удлинённость базиликального плана с тремя нефами была искусно замаскирована четырьмя симметричными портиками. В результате храм приобрёл более традиционный для православия пятиглавый вид, но внешняя симметрия далась ценой потери выступа алтарной апсиды в восточной части. Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный. Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных.
Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены. Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора, его общий вид стал более компактным, уравновешенным, центральный купол стал главенствовать в композиции [57] [58]. Симметричные портики позволили объединить главный с художественной точки зрения северный фасад, обращённый к Неве и Медному всаднику, и основной, по канонам церкви, западный фасад, где находится вход в храм. Северный и южный портики с тремя рядами колонн в отличие от однорядных западного и восточного повторяют по идее Монферрана в увеличенном размере колонный портик римского Пантеона 118—120 гг. По распоряжению президента Академии художеств А.
Оленина, поддержавшего эту идею, из Рима выписали слепки капителей коринфского ордера Пантеона, они прибыли в Петербург в 1828 году. Строительство собора[ править править код ] Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Сложные технические вопросы должен был решать Бетанкур, но, занятый на строительстве других объектов вне Петербурга, он не мог входить во все проблемы, возникающие по ходу строительства [к 4]. Таким образом, Монферран, не бывший инженером, на которого изначально были возложены авторский контроль за качеством материалов и строительства работ, был поставлен в сложное положение. В сферу его обязанностей не входили вопросы снабжения и организации строительных работ, и он добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности, к 1819 году это ему удалось [60]. Строительство началось с разборки существующих полукруглых апсид и подготовительных работ для возведения новых частей фундамента. Монферран подчёркивал, что новые фундаменты нужно возвести до уровня гранитной базы, обеспечивая таким образом равномерную осадку здания.
На первый год строительства он запросил 506 300 рублей, предполагая, что в течение лета будет добыто достаточно камня для возведения в следующем году фасадов здания до уровня антаблемента [61]. Под новые части фундамента были вырыты траншеи, из которых выкачивали воду. Затем в грунт вертикально вбивали просмолённые сосновые сваи [36] диаметром 26—28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.
Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда [62] [36]. По словам Монферрана, под фундамент было забито 12 130 еловых свай [52]. При устройстве фундамента Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это позволило также лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки. Выломка гранитных колонн в Пютерлаксе в 1820-е гг. Литография середины XIX века по рис. Монферрана Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга [63]. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.
Преимуществами именно этого места для каменоломни были большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…» Работами на каменоломне вначале руководил купец Самсон Суханов , который участвовал также в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Суханов по договору от января 1819 года выступал как производитель работ, однако уже в мае этого же года часть подряда на заготовку колонн была передана купцу Шихину. Позднее подряд был полностью отдан Шихину [64]. В сентябре 1820 года первая колонна для собора была доставлена в Петербург [65]. Метод выломки монолитов гранита, применявшийся в Пютерлаксе, описан в 1824 году Олениным, который посещал ломки вместе с Монферраном и Стасовым. На отвесной гранитной скале находились подходящие по размеру монолиты длиной не менее 8 саженей и шириной в 1 или 2, если из монолита предполагалось изготовление двух колонн без видимых недостатков.
Слои гранита в Пютерлаксе разделялись между собой прослойками земли их называли рупазами шириной около полу дюйма. По контуру, отмечавшему длину будущей колонны, сверлились отверстия глубиной до рупаза, расстояния между ними оставляли в 5—6 вершков. В отверстия забивали порох и пыжи и отделяли монолит по длине колонны пороховыми взрывами. Далее «по горизонтальной поверхности скалы» вбивались железные клинья, рабочие били по ним, пока заготовка не отделялась и не падала на подготовленные леса у подошвы скалы. Оленин отмечал, что работа по отделению гранитных масс была трудной и медленной [66]. Отделённая гранитная масса обследовалась на предмет отсутствия дефектов и соответствия размерам. Затем заготовке для колонн придавалась вчерне «круглая форма» с помощью молотов [67].
Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России [68]. Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется». Установка колонн Исаакиевского собора с помощью лесов , спроектированных А.
Бетанкуром около 1830. Литография середины XIX в. Монферрана Строительство Исаакиевского собора в 1838 году. Монферрана Вид Исаакиевского собора в лесах. Раскрашенная литография по рис. Монферрана 1840 г.