Новости неизвестные факты о блокаде ленинграда

блокада Ленинграда. Сообщение о блокаде Ленинграда моментально появилось в европейских газетах. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. О "войне тактик" на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе — в материале ТАСС. Факты о блокаде Ленинграда. Боевые действия в ходе блокады Ленинграда никогда не прекращались насовсем, хоть и стихали время от времени.

Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда

В связи с 80-летием полного снятия блокады Ленинграда «МК» рассказывает о некоторых малоизвестных подвигах на фронте и в тылу, которые помогли городу пережить страшную почти 900-дневную эпопею и не сдаться врагу. Второй факт, который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, – это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии. Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Длиннопост, Блокада Ленинграда. Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Длиннопост, Блокада Ленинграда.

О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной

умирающий город" - главный стереотип представлений о блокаде. Однако отступал он с войсками, отходившими под давлением финнов не в Петрозаводск, а в Ленинград, и оказался в блокаде, в начале которой едва выжил на положении умирающего от голода иждивенца. Есть версия, что именно Нина, вернувшись в Ленинград после снятия блокады, обнаружила дневник младшей сестры в своей рабочей записной книжке. приводит 10 фактов о блокадном Ленинграде. Прежде всего, неточен сам термин «блокада Ленинграда».

Новости проекта

  • Меняю на продукты золотые запонки. 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда
  • 80 фактов о блокаде Ленинграда - Архивы Санкт-Петербурга
  • 25 интересных фактов о блокаде Ленинграда
  • Жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

Правда о блокаде- далеко не вся...

Это поразительно! В Санкт-Петербурге существует исследовательский проект «Блокадные свадьбы» под руководством Валерии Рылеевой, рассказавшей об этом подробно. Большинство свадеб было сыграно в 1943 году. Наряды к свадебным торжествам специально не готовились, только у одной блокадной невесты, Варвары Митрофановны Мясоедовой, был свадебный наряд, специально приготовленный к этому событию: «Платье невесты — сшито из ночной шелковой рубашки моей бабки М.

Сапожниковой, на ее ногах — мамины подвенечные чулки, фата, чудный оренбургский платок её собственный , тонкий и прозрачный». У двух невест были платья, сшитые для школьного Выпускного. Обручальных колец чаще всего не было, либо они были кольцами родителей».

Сообщение о блокаде Ленинграда моментально появилось в европейских газетах. Уже 10 сентября французская газета на фото опубликовала на первой полосе главную статью номера с заголовком «Ленинград окружён». Знаменитая поэтесса-блокадница Ольга Берггольц писала в своем дневнике 24 сентября 1941 года: «…кроме того, надо написать для Европы об обороне Ленинграда, о которой они знают в сотни раз больше, чем мы, живущие в нем…» Двойная правда.

Радио Ленинграда и радио в Москве. С начала войны существовала некая «раздвоенность информации» в эфире Блокадного радио. В сентябре 1941 года, по указанию из Москвы, ежедневно на Ленинградском радио стала выходить программа «Говорит Ленинград», которую включали в эфир всесоюзного радио.

Когда память о пережитой городом катастрофе стала постепенно возвращаться в публичное пространство? День Победы все-таки стали отмечать уже при Брежневе, а вот День снятия блокады стал городским праздником только на самом закате советского времени, на рубеже 1980-1990-х. Учреждение Дня снятия блокады Ленинграда, появление статуса «Житель блокадного Ленинграда», предоставление льгот и надбавок людям, пережившим блокаду, произошло уже при Собчаке. Разве еще в советское время не было реабилитации памяти о блокаде Ленинграда, когда при Брежневе ему присвоили почетное звание города-героя, сняли фильм-эпопею «Блокада» и часто вспоминали про дневник Тани Савичевой?

Да, о трагедии Ленинграда тогда хоть как-то заговорили, но исключительно в контексте официальной советской версии истории Великой Отечественной: город-герой, единство фронта и тыла, руководящая роль партии и правительства в Победе, и тому подобное. Это имело мало общего с народной, личной памятью о блокаде. Уникальная блокадная судьба Ленинграда, противостоявшего врагу на протяжении 871 дня, гуманитарная катастрофа его жителей, их отношения с властью — все это замалчивалось. Кто первым в послевоенные годы поднял вопрос о сохранении памяти о блокадном Ленинграде?

Например, о подвиге героев Брестской крепости мы во многом знаем благодаря историку и писателю Сергею Смирнову , отцу и деду режиссеров Андрея Смирнова и Авдотьи Смирновой. Первым об этом заговорил Алесь Адамович, предложивший Даниилу Гранину записывать воспоминания блокадников. Так родилась «Блокадная книга». В полном объеме она вышла только в 2014 году, а тогда ее с большим трудом удалось опубликовать с купюрами, да и то в Москве.

Норма хлеба в первые месяцы блокады. Фото: Wikimedia Почему в Москве, а не в Ленинграде? Потому что в годы брежневского застоя Ленинградом управлял Григорий Романов — человек, с которым закономерно ассоциируется самая цементная серость ленинградского застоя. Он был жестко против честной и просто любой человеческой памяти о блокаде.

Именно он запретил хоронить Ольгу Берггольц на Пискаревском кладбище, несмотря на ее желание и многочисленные просьбы ленинградцев. Кстати, Романов и в постсоветское время настаивал на своем, негативно отзываясь о Гранине. Именно из-за Романова разгромленный при Сталине музей обороны Ленинграда не открыли даже при Брежневе? Не только.

Память о блокадном Ленинграде плохо вписывалась в каноническую советскую концепцию истории Великой Отечественной — битва за Москву, затем Сталинградская битва и Курская дуга, а потом взятие Берлина. Тема ленинградской блокады была слишком сложна и непонятна, чтобы о ней говорить отдельно. Музей обороны Ленинграда вновь открылся только во время перестройки, в 1989 году. Представляете, он не работал целых сорок лет!

Этот факт красноречиво свидетельствует о том, как на самом деле в СССР относились к теме блокады. Юбилей без музея Сейчас этот музей вновь закрыт, но уже на реконструкцию. Насколько мне известно, совсем недавно обсуждались планы размещения музея в новом здании на набережной Невы при сохранении экспозиции в нынешних помещениях в Соляном переулке. Как сейчас с этим обстоят дела?

В 1989 году музей снова открыли в том же историческом здании в Соляном переулке, что и в 1944 году. Но ему предоставили лишь два небольших зала, в которых он ютится и по сей день. Остальную часть здания занимают структуры Министерства обороны , которые категорически не желают съезжать оттуда. Хотя и в 1989 году, и позже, городские власти неоднократно обещали решить этот вопрос.

В 2014 году местные власти после сигнала из Москвы наконец решили построить для музея новое здание. Потом это тихо трансформировалось в идею строительства некоего «музейно-выставочного центра», посвященного блокаде. Прошел международный конкурс на строительство под него здания, был объявлен его победитель. Что вас тут смущает?

Настораживает очевидное: отсутствие концепции самого музея, его «начинки». Что будет в этих стенах, откуда возьмутся экспонаты, как будут в новом пространстве из пяти огромных зданий говорить о блокаде? И почему надо создавать новый музейно-выставочный комплекс, а не отдать старому музею новые помещения, если их действительно когда-нибудь построят? Тем более, что этому музею жизненно необходимы реставрационные мастерские, залы для выставок, для занятий с детьми, для постоянной экспозиции, остро нуждающейся в обновлении, расширении и современном оснащении.

Еще ему нужны нормальные помещения для фондов, собранных во многом усилиями самих горожан в начале 1990-х, когда музей начали возрождать, и люди несли в него семейные реликвии. Совершенно очевидно, что новое помпезное «нечто» заслонит исторический блокадный музей, являющийся «свидетелем времени». Очевидно и то, что у города просто не хватит денег на два музея блокады. Как эта проблема сейчас решается?

По состоянию на сегодняшний день эта ситуация с новым музеем подвешена. Возможно, ее как-то спустят на тормозах. Многострадальный старый музей сейчас закрыт на реконструкцию. Его обещают открыть ко Дню Победы, то есть к маю 2019 года — в прежних двух маленьких тесных залах.

Салют в Ленинграде 27 января 1944 года. Фото: М. Для тех, кто знает историю, праздник 75-летия снятия блокады омрачен невольной отсылкой к 1949 году, когда музей был закрыт, а потом и вовсе уничтожен.

Вечером для тех, кто работает, бесплатно бутерброд с сыром, белая булочка и пара стаканов сладкого чая». При этом он отмечает, что талоны в столовой вырезают только на хлеб и мясо, так что по карточкам «можно будет выкупить в магазинах крупу, масло и другое, что полагается, и подкармливаться малость дома». Однако и на таком прикорме Николай Андреевич смотрит на себя в ужасе — за время иждивенчества он превратился в ходячий скелет: «Даже сомнение взяло: мое ли это тело или мне его кто-то подменил? Ноги и кисти рук, точно у ребенка… живот провалился. Ребра чуть не наружу вылезли» 13. И он, и другие горкомовцы хоть и не умирают с голода, но постоянно болеют желудочными расстройствами. Некоторые в больнице», — записывает он 26 февраля 1942 года.

И сам он уже меньше чем через неделю попадет в тот самый «стационар», где и сделает запись, которую теперь приводят как свидетельство роскошеств номенклатуры. Он называет это «семидневным домом отдыха». Погуляв по морозу, надышавшись хвоей в лесу, в котором когда-то охотился Сергей Киров, Рибковский разваливается в кресле и начинает описывать свое «разнообразное и вкусное» питание. Однако вот, что настораживает в этой картине пиршества: преувеличенная художественность одних частей описания «баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса…» и сухая деловитая точность других, столь часто встречающаяся в блокадных дневниках: «300 граммов белого и столько же черного хлеба на день, 30 граммов сливочного масла…». Вы можете с точностью высчитать, сколько хлеба и масла съедаете в день, не прибегая к измерительным приборам? Вот эта блокадная точность в вычислениях вызывает доверие, а картина разнообразных пиршеств — нет. Совершенно невозможно представить это все на столах санатория военных лет для низовых партработников, да еще и одновременно. К тому же Рибковский добавляет: «Я и еще двое товарищей получаем дополнительный завтрак между завтраком и обедом: пару бутербродов или булочку и стакан сладкого чая» 5. Только что столы ломились от ветчины, баранины, леща, икры, балыка, и тут же, в следующем абзаце, повествователь пишет как о своей привилегии о булочке с чаем! Здесь какой-то подвох… Секрет этого подвоха раскрывается буквально десятком строк ниже в той же записи.

Так вот за него и взялся с вниманием и пристрастием». Заглядываем в «Демидовых» и обнаруживаем буквально дословно описания «пиршеств» Рибковского. Дьяк запивал еду крепким вином, но не хмелел». Кузнец подошел к горке, вытащил даренный царем серебряный ковш и налил виноградного вина». Все тут — даже «виноградное вино». У многих пишущих людей, особенно с невыработанным стилем, возникает зависимость от прочитанного. По стилю романа «Как закалялась сталь» писателя-коммуниста Николая Островского можно определить, какого автора ему читали в тот день, когда он надиктовал тот или иной отрывок: Гоголя, Толстого или Чехова. Ту же шутку литература сыграла и с Рибковским.

Страшные цифры Блокада началась 8 сентября 1941 года.

Прорвали блокаду в январе 1943 года. Жить стало намного легче, но до окончания блокады было еще далеко. Окончательно разорвали кольцо лишь 27 января 1944 года. Остальных продуктов было намного меньше и давали с перебоями. В 10 раз меньше чем нужно для выживания обычного человека. Население Ленинграда до войны — 3 млн человек. Во время блокада погибли до 1,5 млн человек! Причем самая высокая смертность — от голода, а не от бомбардировки. Жители Ленинграда не знали, что происходит Люди в блокадном Ленинграде не знали о масштабе трагедии.

Они были в курсе жизни только ближнего окружения. Страшные факты о блокаде Ленинграда, как люди погибали от голода, семейные трагедии — все это тщательно скрывалось. Фотографировать погибших и разрушенные от бомбардировки дома было категорически запрещено. Говорить об этом стали только в период перестройки и гласности. Летом в начале блокады власти предложили семьям с детьми эвакуацию. Но агитация, по воспоминаниям современников, была неактивной. Власти не предупредили людей об опасности, а, напротив, агитировали защищать город. Заместитель директора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Милена Третьякова в интервью ИА Regnum говорит, что никто не агитировал покидать город семьям с детьми, как это было принято в Европе при нападении фашистов. А о том, что город нужно покинуть, о защите детей — нет», — говорит Третьякова.

Лично у меня бабушку из Ленинграда отправили в эвакуацию - в Нижний Новгород.

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

Сегодня, 27 января исполняется 80 лет окончания военной блокады Ленинграда. 7. За время блокады жители сдали более 140 тонн донорской крови для защитников города. Измождëнные хроническим голодом люди регулярно сдавали кровь для госпиталей с ранеными защитниками города. 10 фактов о блокаде Ленинграда8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург, отрезав город с многомиллионным населением от остальной страны.1. умирающий город" - главный стереотип представлений о блокаде.

Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде

Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Каждый из фактов представляет самостоятельное краткое сообщение, преимущественно с количественными данными, характеризующее то или иное явление, связанное с блокадой Ленинграда. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда.

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

Для производства желе также использовались отходы овсяного помола и клюквенный жмых. Пищевая промышленность города выпускала глюкозу, щавельную кислоту, каротин, таннин. Попытки прорыва блокады. Плацдарм «Невский пятачок» Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта.

Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта.

Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно.

Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной…» Весна—лето 1942 года Первый прорыв блокады Ленинграда 29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам. Организация подсобных хозяйств 19 марта 1942 года исполком Ленсовета принял положение «О личных потребительских огородах трудящихся и их объединений», предусматривающее развитие личного потребительского огородничества как в самом городе, так и пригородах. Помимо собственно индивидуального огородничества, были созданы и подсобные хозяйства на предприятиях.

Для этого расчищались свободные участки земли, примыкающие к предприятиям, и сотрудникам предприятий по спискам, утверждаемым руководителями предприятий, предоставлялись участки площадью 2-3 сотки для личных огородов. Подсобные хозяйства охранялись круглосуточно силами персонала предприятий. Владельцам огородов оказывалась помощь в приобретении рассады и её экономном использовании. Так, при рассадке картофеля использовались только небольшие части плода с проросшим «глазком». Кроме того, Ленгорисполком обязал некоторые предприятия обеспечить жителей необходимым инвентарём, а также выпустить пособия по сельскому хозяйству «Агроправила для индивидуального овощеводства», статьи в Ленинградской правде, и др. Всего весной 1942 года было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, общий валовой сбор от совхозов, индивидуального огородничества и подсобных хозяйств составил 77 тыс. Сокращение уличных смертей Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора.

В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий. Восстановление движения городского общественного транспорта 8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии. Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку.

Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети. Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным. Официальная статистика Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе—феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 человек, в сентябре — 7000 человек. Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Активизация обстрела. Контрбатарейная борьба В апреле — мае немецкое командование в ходе операции «Айсштосс» безуспешно попыталось уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота.

К лету руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов.

В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз. Прорыв блокады 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров.

Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая «Дорога победы» дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл.

Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. Крупской было произведено три тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере». После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу. Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 км. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Это позволило 21 января Л. Говорову и А.

Жданову обратиться к И. Сталину: В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 2. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны. Одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны считается блокада Ленинграда. История сохранила множество фактов, свидетельствующих об этом ужасном испытании в жизни города на Неве.

Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков почти 900 дней с 8 сентября 1941 г. Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице перед началом войны, за время блокады только от голода умерло более 600 000 человек, ещё несколько десятков тысяч горожан погибло от бомбёжек. Несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, сильные морозы, отсутствие тепла и электричества, ленинградцы мужественно выстояли перед фашистским натиском и не отдали врагу свой город. О блокадном городе сквозь десятилетия В 2014 году в России отмечалось 70-летие блокады Ленинграда. Сегодня, как и несколько десятилетий тому назад, русский народ высоко чтит подвиг жителей города на Неве. О блокадном Ленинграде написано большое количество книг, снято множество документальных и художественных фильмов. Про героическую оборону города рассказывают школьникам и студентам. Чтобы лучше представить себе положение людей, оказавшихся в окружённом фашистскими войсками Ленинграде, предлагаем вам ознакомиться с событиями, связанными с его осаждением. Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков Для захвата советских земель у гитлеровцев был разработан В соответствии с ним фашисты планировали за несколько месяцев завоевать европейскую часть СССР.

Городу на Неве в процессе оккупации отводилась важная роль, ведь Гитлер считал, что если Москва - это сердце страны, то Ленинград - его душа. Фюрер был уверен, что как только северная столица падёт под натиском немецко-фашистских войск, боевой дух огромного государства ослабнет, и после этого его с лёгкостью можно будет завоевать. Несмотря на сопротивление наших войск, гитлеровцам удалось значительно продвинуться вглубь страны и окружить город на Неве со всех сторон. Именно тогда все сухопутные пути из города были перерезаны, и он оказался в окружении врага. Ежедневно Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам, однако не сдавался. Северная столица находилась в блокадном кольце почти 900 дней. За всю историю существования человечества это была самая длительная и страшная осада города. На долю этих людей выпали страшные мучения, и далеко не всем им удалось дожить до освобождения своего родного города. Ужасы голода Регулярные авиаудары - это не самое ужасное, что довелось пережить ленинградцам во время войны.

Запаса продуктов в осаждённом городе оказалось недостаточно, и это привело к страшному голоду. Завозить продовольствие из других населённых пунктов мешала блокада Ленинграда. Интересные факты оставили горожане об этом периоде: местное население падало в прямо на улице, случаи каннибализма уже никого не удивляли. С каждым днём фиксировалось всё больше смертей от истощения, трупы лежали на городских улицах, и их некому было убирать. С началом блокады ленинградцам стали выдавать по которым можно было получить хлеб. С октября 1941 года суточная норма хлеба для работников составляла 400 г на человека, а для детей до 12 лет, иждивенцев и служащих - 200 г. Но и это не спасло горожан от голода. Продовольственные запасы стремительно сокращались, и уже к ноябрю 1941 года суточную порцию хлеба были вынуждены уменьшить до 250 г для работников и до 125 г для остальных категорий граждан. Из-за нехватки муки он состоял наполовину из несъедобных примесей, был чёрным и горьким.

Ленинградцы не жаловались, ведь для них кусочек такого хлеба был единственным спасением от смерти. Но голод не продолжался все 900 дней блокады Ленинграда. Уже в начале 1942 года суточные нормы хлеба повысились, а сам он стал более качественным. В середине февраля 1942 года жителям города на Неве впервые выдали в пайке замороженное баранье и говяжье мясо. Постепенно продовольственное положение в северной столице удалось стабилизировать. Аномальная зима Но не только голодом запомнилась горожанам блокада Ленинграда. История содержит факты того, что зима 1941-1942 годов была необычайно холодной. Морозы в городе стояли с октября по апрель и были гораздо сильнее, чем в предыдущие годы. В некоторые месяцы столбик термометра опускался до -32 градусов.

Усугубляли ситуацию и обильные снегопады: к апрелю 1942 года высота сугробов составила 53 см. Несмотря на аномально холодную зиму, из-за нехватки топлива в городе не удалось запустить централизованное отопление, отсутствовало электричество, было отключено водоснабжение. Чтобы хоть как-то обогреть жильё, ленинградцы использовали печки-буржуйки: в них жгли всё, что могло гореть - книги, тряпки, старую мебель. Измученные голодом люди не выдерживали холодов и умирали. Общее количество горожан, погибших от истощения и морозов, к концу февраля 1942 г. По «дороге жизни» и жизнь в окружении врага Пока не произошло полное снятие блокады Ленинграда, единственным путём, по которому эвакуировали жителей и снабжали город, оставалось Ладожское озеро. По нему зимой переправляли грузовики и конные обозы, а в летнее время круглосуточно ходили баржи. Узкая дорога, совершенно не защищённая от бомбардировок с воздуха, была единственной связью блокадного Ленинграда с миром. Местные жители называли Ладожское озеро «дорогой жизни», ведь если бы не оно, жертв фашистов было бы несоизмеримо больше.

Около трёх лет длилась блокада Ленинграда. Интересные факты этого периода указывают на то, что, несмотря на катастрофическое положение, в городе продолжалась жизнь. В Ленинграде даже во время голода выпускалась военная техника , были открыты театры и музеи. Боевой дух горожан поддерживали знаменитые писатели и поэты, которые регулярно выступали по радио. К зиме 1942-1943 годов ситуация в северной столице была уже не такой критичной, как раньше.

Он обвинил автора статьи в "идеологической диверсии". Была цифра, и он возмутился, что так прекрасно кормили, и так хорошо все было, что не могло столько умереть. И он написал письмо в ЦК. Цифру запретили. В общем, началась определенная травля.

Это был такой очень тяжелый период на самом деле", — вспоминает сын историка. Блокадные коммуникации Другой темой, которой историк посвятил более 20 лет, стали коммуникации осажденного города. Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. Но совсем не знали о воздушном мосте, налаженном между Ленинградом и Большой землей. О линии электропередачи с Волховской ГЭС, она питала током ленинградские предприятия и жилые дома; о ледовой железной дороге, проложенной военными строителями и мобилизованными горожанами; о трубопроводе, построенном через озеро всего за месяц — топливо, отправленное по нему, шло на боевые корабли, подводные лодки и в городские котельные. Не знал никто и о подвиге связистов, ценой невероятных усилий и потерь протянувших телефонный кабель по дну Ладоги. Именно Валентин Михайлович первым поведал еще об одной, менее известной ледовой трассе — Дороге Победы. Это в три раза больше, чем по Ладоге было перевезено", — пояснял в одном из интервью Ковальчук. Выдающийся историк и порядочный человек "Основа истории — факты. И каждый из них должен быть перепроверен.

Однако суденышко потопили, и все они погибли. Остался на память единственный снимок брата с женой. Генриетта Филипповна, которую в семье называли Александрой, сумела найти после бомбежки на месте своей квартиры только несколько старых фотографий. В первое время после начала блокады она ходила убирать трупы с улиц — их складывали в штабеля. Большую часть своего скудного пайка мать отдавала детям, поэтому слегла первой. Выходил за водой и хлебом только ее сын. Элеоноре Васильевне запомнилось, что в те дни он был особенно ласковым: — Мамуленька, я только понюхал кусочки два раза, а крошки все собрал и вам принес… Элеонора Васильевна собрала много блокадных книг, в одной из них она наткнулась на фотографию брата, набирающего воду в полузамерзшем ручье. По Дороге жизни В апреле 1942 года Казанских закутали в чужие тряпки и вывезли по Дороге жизни. На льду была вода, ехавший за ними грузовик провалился, а детям взрослые прикрыли глаза, чтобы не увидели этого ужаса.

На берегу их уже ждали в больших палатках, дали пшенной каши, вспоминает блокадница. На вокзале выдали по две буханки хлеба. Многие прибывшие вместе с ними ленинградцы умирали с куском хлеба во рту: после голода нельзя было есть много. А брат, никогда не просивший поесть в Ленинграде, в тот день умолял: «Мамочка, хлебца! Позже в мирное время Александра Филипповна говорила дочери: «В жизни нет ничего страшнее, чем когда твой ребенок просит есть, и не лакомства, а хлеба, но его нет…» Выбравшись из блокадного города, семья попала в госпиталь, заново учились ходить «по стеночкам». Позже эвакуированные попали в Кировскую область. У Акулины Ивановны, хозяйки дома, где они жили, муж и дочка были на фронте: — Бывало, испечет круглый хлеб, режет его ножом-полусерпом, наливает козье молоко, а сама на нас смотрит и плачет, такие мы худые. Был случай, когда только чудом Рудольф не погиб — его затянуло в механизм сельхозмашины. За давностью лет ее точное название Элеонора Васильевна не помнит.

Зато в памяти осталась кличка коня, за которым она помогала ухаживать, когда семья перебралась в Карелию на лесозаготовки, — Трактор. В 12—13 лет она уже помогала матери, трудившейся в колхозе.

Именно под черными кучами такого топлива прятали эти «малютки». Немецкая воздушная разведка в итоге была введена в заблуждение. Гитлеровцы даже не подозревали, что на «лайбах» со столь незамысловатым грузом перевозят бронированную технику, очень важную для ведения боевых действий на этом участке фронта. А «шестидесятки» зимой 1943 года действительно сыграли серьезную роль в прорыве блокады. Только эти легкие танки смогли форсировать Неву по льду для атаки неприятельских позиций. Знаменитые наши Т-34 а данной ситуации пасовали: ледяной панцирь реки не выдерживал их тяжести. И еще о снабжении осажденного города через Ладогу.

К весне 1942 года над Северной столицей и защищающими ее армиями нависла угроза полного истощения запасов топлива для автомобилей и боевых машин. Запасов горюче-смазочных материалов в городе оставалось буквально на считанные недели. А как воевать дальше? Вот тогда и появился проект прокладки по дну озера подводного трубопровода, по которому можно перекачивать бензин. Ничего подобного в мире тогда не существовало. В начале Великой Отечественной она занимала должность инженера специального подразделения, выполнявшего работы под водой, — в том числе подъем техники, продовольствия с затонувших барж. Позднее, осенью 1941-го Нина Васильевна участвовала в прокладке бронированного телефонного кабеля по дну Ладоги для создания надежной телефонной связи Ленинграда с Большой землей. Несколько месяцев спустя по предложению Соколовой было начато строительство еще одной подводной коммуникации. Бензинопровод тянули от Осиновецкого маяка.

Общая длина этой магистрали составила почти 30 километров, в том числе 21 километр — подводная часть. Трубы диаметром около 10 см уходили на максимальную глубину 35 метров. Их соединяли методом сварки. В общей сложности строительство бензинопровода заняло 43 дня — с 5 мая по 16 июня. Среди водолазов, занимающихся его прокладкой, была и сама Нина Соколова. Позднее подсчитали, что эта смелая женщина во время работ на Ладоге в период войны провела под водой суммарно почти 27 суток! Уникальный трубопровод, о существовании которого гитлеровское командование так и не узнало, работал вплоть до весны 1943-го.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий