"В интервью Ксении Собчак митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) ответил на вопрос о том, можно ли было избежать спецоперации, рассказал о пророчествах украинских старцев. Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Митрополит Тихон (Шевкунов) был назначен епископом Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии 14 мая 2018 года. Справка: Митрополит Тихон (Шевкунов) был назначен епископом Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии 14 мая 2018 года.
Синод РПЦ назначил главой Крымской митрополии митрополита Тихона
- Трагедия Украины
- ВЗГЛЯД / «Нам еще вместе жить». Митрополит Тихон – о единстве России и Украины :: Общество
- Использованные материалы
- Кто такой митрополит Тихон (Шевкунов)?
- События биографии
«Я конечно всё приму!» Митрополит Тихон (Шевкунов) сравнил назначение в Крым со ссылкой на Колыму
Мы жили обычной студенческой радостной, полной открытий жизнью, которая, впрочем, была очень напряженной: мы много и с охотой учились… У нас были замечательные преподаватели. Многих из тех, кто учил нас тогда во ВГИКе, по идеологическим соображениям не брали в большие вузы, например, в университет. Такие преподаватели считались неблагонадежными, например, Мераб Константинович Мамардашвили, выдающийся философ, хотя сам себя он философом никогда не называл. Говорил, что философы — это Платон, Гегель, Кант, а он занимается философией. Мамардашвили, философ Георгий и его однокурсники много читали, ездили по стране. А еще любили гулять по Москве, по Замоскворечью. Эти прогулки, наши бесконечные юношеские разговоры и споры, столь важные тогда для становления личности, запомнились на всю жизнь как очень светлое ощущение», — напишет владыка о своей студенческой юности. Студенты… стояли перед иконой и читали акафист В те годы в обширной библиотеке ВГИКа не было даже Библии, не говоря уж о творениях церковных и религиозных писателей. Приходилось выискивать сведения о вере по крупицам то в учебниках по атеизму, то в произведениях классических философов. Огромное влияние оказала на студентов великая русская литература.
Владыка признается позднее: «Мы любили свою страну, но относительно власти и системы не питали никаких иллюзий. Наше поколение, отторгая навязчивый, лживый идеологический официоз, училось находить духовную опору сначала в русской и мировой культуре, литературе, а уже они постепенно подвели нас к самому великому и главному — к вере, к упованию и надежде на Господа Бога». Примечателен такой эпизод из студенческой жизни тех лет. Общежитие нередко инспектировала комиссия во главе с проректором. Как-то раз такая нежданная проверка наткнулась на противоположные сцены: в одной из комнат стоял дым коромыслом и шла пирушка, а в соседней студенты, и Георгий Шевкунов среди них, перед иконой читали акафист. Появление высокой комиссии их не смутило: они спокойно продолжали молиться. В конце 1970-х репрессии могли последовать скорее за молитву, чем за обычные в студенческой жизни пирушки, но привыкшая ко всему администрация ВГИКа не стала наказывать ни тех, ни других. Что двигало студентами, молившимися в присутствии грозной комиссии: исповедничество или молодой задор? Трудно сказать.
Но трусами эти парни точно не были. Конец 1960-х - начало 1970-х гг. Иногда их туда водил заслуженный деятель искусств, профессор Николай Николаевич Третьяков — тайком от институтского начальства. Время было непростое, за посещение храма и профессор, и студенты могли серьезно поплатиться. Но Николай Николаевич не боялся гонений. Фронтовик, человек духовный, он был выдающимся педагогом, благодаря которому к Богу пришли многие молодые люди. После лекций — посещение Третьяковской галереи, потом — храма, а потом мы, студенты, вместе с нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме. Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление в те годы. Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной школы, являясь подлинным наставником и учителем».
В Тихвинской церкви в те годы служил замечательный священник отец Владимир Чувикин ныне настоятель храма Николо-Перервинского монастыря, ректор семинарии , и молодых людей до глубины души поражали его горячие проповеди. С отцом Александром приходилось беседовать не в церкви, где за ним следили, а… в метро Протоиерей Александр Шаргунов Нужно понимать, что в те годы встреча со священником была целым событием, а священника за любые контакты с молодежью могли наказать вплоть до запрета в служении. Так что отцу Александру и жаждущему духовного окормления юноше приходилось беседовать не в церкви, где за священником следили, а в метро. Отец Александр обычно ждал Георгия, уже будучи в светской одежде, чтобы избежать слежки. Они выходили из метро, бродили по улицам, и священник отвечал на многочисленные вопросы молодого человека, что внушало тому уважение и доверие. Свою дипломную работу будущий владыка писал о патриархе Никоне: личность этого церковного иерарха и государственного деятеля произвела на него большое впечатление. Патриарх Никон был пострижеником соловецкого Анзерского скита, и молодой человек даже отправился на Соловки, чтобы собрать материал для своего диплома и воочию увидеть эти места. Важным для юноши оказалось знакомство с протоиереем Николаем Смирновым, сыном священника. Блестящий специалист по истории Русской Православной Церкви, он уделял Георгию немало времени.
Обладатель целого ряда церковных и светских наград, включая Орден благоверного князя Александра Невского II степени, Орден преподобного Сергия Радонежского III степени и национальную премию «Человек года» в 2007, 2008 и 2013. Тихон Шевкунов и Владимир Путин По свидетельству некоторых источников — личный духовник Владимира Путина и один из наиболее вероятных кандидатов на должность следующего патриарха РПЦ. Многие оценивают прославленного священноархимандрита очень высоко и утверждают, что человек, сумевший приблизится к главе государства, не может быть заурядным. В околоцерковных кругах якобы существует и противоположное мнение, что в действительности он — обычный карьерист, в прошлом связанный с КГБ. Детство Будущий видный служитель церкви появился на свет 2 июля 1958 года в Москве, рос без отца. Его мать Елена Анатольевна Шевкунова была известным врачом-микробиологом, занималась изучением токсоплазмоза и работала в НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Жили они в небольшой квартире в Чертаново. Гоша был шустрым и отзывчивым ребенком, но очень болезненным — у него была астма, хромота, частые пневмонии.
Мама, конечно, хотела, чтобы сын продолжил ее дело и пошел учиться на медика. Однако после окончания школы в 1977 году он выбрал ВГИК, поступив на сценарный факультет мастерская кинодраматургии Евгения Григорьева, автора сценариев фильмов «Звезда», «Романс о влюбленных», «Горячий снег». Тихон Шевкунов в юности Сокурсники Георгия отмечали в интервью, что он хорошо писал, был комсоргом курса, доброжелательным, «наивным и чистым, как Кандид» [герой философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» — прим. На последнем году обучения благодаря интересным лекциям преподавателя по древнерусскому искусству, эрудированного православного человека, у него появился интерес к религии. Он читал Библию, ходил на службы. Церковная карьера В 1982 молодой человек успешно окончил вуз, получив специальность «Литературная работа». В том же году 24-летний Георгий принял крещение и поехал в Псково-Печерский монастырь в поисках Бога, где затем прожил в качестве послушника около девяти лет. Там обитал почитаемый старец-провидец Иоанн Крестьянкин , ставший его духовным отцом.
В 1986 Георгий вернулся в Москву и начал работать в издательском отделе Московской патриархии под руководством владыки Питирима Нечаева. По одной версии, переезд Шевкунова организовала мать, однажды приехавшая в монастырь и увидевшая больного сына в карцере на каменной скамье. По другой, его перевод произошел по просьбе жены некого офицера КГБ, которая во время экскурсии по монастырю пожалела дипломированного киносценариста-послушника, работавшего в коровнике, и попросила мужа устроить его к Питириму. Тихон Шевкунов слева в молодости В 1991 Шевкунов принял монашеский постриг в Донском монастыре Москвы, получил новое имя Тихон в честь патриарха Московского Тихона и переехал в эту ставропигиальную то есть подчиняющуюся непосредственно Святейшему синоду обитель. Вскоре патриархом Алексием II он был посвящен в духовный сан иеродиакона, а затем — в сан иеромонаха.
Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир». С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу — на несколько минут. Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, — о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, — отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино — это язык. Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн Крестьянкин станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря. Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника». Георгий выдержал все десять дней: ранние подъемы, трудные послушания, нескончаемые службы с кричащими то и дело под ухом бесноватыми. В последний из десяти дней он всей душой стремился в Москву. Но выйдя за ворота обители, молодой человек испытал настоящий шок. Он вспоминал позднее об этом так: «Первым чувством, охватившим меня, было неудержимое желание — бросить сумки и стремглав бежать назад! Такого я от себя никак не ожидал… Из кинотеатра выходила молодежь. Кто-то громко хохотал. Влюбленные парочки, обнявшись, прошли мимо меня. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим… И действительно — все стало другим. Не знаю, что произошло, но мир потерял для меня весь интерес и привлекательность». Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа — ничто не касалось моего сердца. Даже книги, даже любимые Достоевский и Толстой не задерживали внимания. Я понял, что совершенно изменился. А может, безнадежно испортился для этого, столь любезного для меня раньше, мира. Открылась другая жизнь, по сравнению с которой всё прожитое мною за двадцать четыре года не шло ни в какое сравнение». А Господь уже позвал молодого человека, и этот зов был подобен тому, что услышали когда-то молодые рыбаки из Капернаума: они просто не могли продолжать свою обычную жизнь и, бросив все, поспешили за Господом, чтобы стать Его учениками. Так и Георгий вскоре снова оказался в обители, променяв будущую блестящую карьеру, перспективу счастливой семейной жизни и прочие земные радости на тяжелые иноческие труды в Псково-Печерском монастыре. Позднее, уже подвизаясь несколько десятилетий в монашеском чине, владыка Тихон делился: «Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы». Один почтенный питерский протоиерей сказал как-то: «Один год Псково-Печерского монастыря — это все равно что пятьдесят лет духовной академии». И Георгий теперь начал учебу в этой монашеской академии, возрастая у ног своего духовного отца — великого старца Иоанна Крестьянкина. Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин Сретенского монастыря и духовное чадо владыки Тихона, вспоминал о тех годах: «Я часто приезжал к нему в монастырь и всегда замечал, с какой радостью он нес все послушания, среди которых были и не самые приятные, особенно на скотном дворе, где ему приходилось чистить коровники. С умилением я наблюдал за поведением огромного быка, наводившего ужас на монахов не только своими размерами, но и налитыми кровью глазами. Мало кого он впускал в свое стойло, но Гошу так звали Георгия его друзья. Стоило Гоше подойти к нему, как бык, словно ласковый щенок, принимался тереться о его руку». И, кстати, нередко благодаря монастырскому начальству, заступавшемуся за своего послушника. Я должен им руки целовать за такое попечение о моей душе!
К верующим я относился спокойно и даже в какой-то мере уважал. В Советском Союзе отношение к ним, мягко говоря, было недоброжелательным. Уже в возрасте за 60 лет, в основном, поддавшись уговорам жены, мыс ней покрестились в небольшой деревенской церкви недалеко от дачи.
Зачем Тихон Шевкунов удалился из Москвы в Псков | Репортаж
Автор социального антиалкогольного проекта "Общее дело", запущенного в 2009 году. Член попечительского совета благотворительного Фонда Святителя Василия Великого. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2010 года утвержден членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В 2019 году стал членом общественного совета при Комитете по культуре Государственной думы РФ. Глава общественного совета Росалкогольрегулирования. Читайте также на РИА Новости Крым:Духовно-нравственные ценности как основа национальной безопасностиГде расположены монастыри в КрымуСила в правде: как священник укрепляет не только дух, но и тело псков.
Председатель Патриаршего совета по культуре, писатель, сценарист. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Главный редактор интернет-портала Православие. Родился 2 июля 1958 года в Москве в семье служащих. Образование В 1982 г. В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником. Карьера В 1982 году принял крещение в Никольском храме в Кузнецах. В 1991 году принял монашеский постриг. В 1995 году назначен наместником Сретенского монастыря на Большой Лубянке в Москве.
В 2004 году окончил Сретенскую духовную семинарию. В 1991 году пострижен в монашество в Донском ставропигиальном монастыре. В этом же году рукоприложен во иеромонаха и иеродиакона. В 1993 году стал настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, расположенного в здании бывшего Сретенского монастыря. В 1995 году в сане игумена назначен наместником Сретенского мужского монастыря. В 1998 году возведен в сан архимандрита.
Блестящий специалист по истории Русской Православной Церкви, он уделял Георгию немало времени. Отвечал на наивные вопросы юноши, рассказывал о патриархе Никоне, советовал, какой литературой пользоваться, — в общем, отнесся очень по-доброму и снисходительно. Он рассказывает о слежке за ним в 1970-е годы: «Ко мне кагебешники приставали. Сколько здоровья истратили мы с матушкой — до сих пор чувствуем! Ездили за нами: выхожу из дому — стоит машина, сидит там человек и читает газету. Я иду на автобус — складывает газету, заводит мотор и едет следом. Едешь в электричке — прямо сзади идут! Мы приобрели часть дома в Бабушкине — так там даже в окна заглядывали. Собака исходилась лаем, подходим к окну, а там высовывается голова. Я у него попрошу ружье и в следующий раз за себя не отвечаю! В 1982 году обучение завершилось. Перед молодым специалистом открывались заманчивые перспективы: карьера, хороший заработок… Но он совершает совсем уж нелогичный по тем временам поступок: отправляется в храм, чтобы покреститься. До юбилейного 1988 года — года 1000-летия Крещения Руси, — когда произошел радикальный сдвиг к лучшему в отношениях государства к Церкви, оставалось еще долгих шесть лет. Протоиерей Алексий Зотов Крестил юношу замечательный батюшка — отец Алексий Зотов — в церкви Николы в Кузнецах, одном из немногих храмов, которые не закрывались в годы гонений на Церковь. Вместе с Георгием крестились полтора десятка младенцев и несколько взрослых. Дети так истошно кричали, а батюшка произносил молитвы настолько неразборчиво, что молодой человек ничего за эти полтора часа не понял. Он не знал еще и того, что Господь уже избрал его и имеет на него большие планы. Через эту глубоко верующую женщину, трудившуюся в храме не из корысти, а из жертвенной любви, Господь совершенно чудесным образом явил молодому человеку Свой Промысл и внушил ей сказать Георгию слова, которые определили всю его дальнейшую судьбу. Она посоветовала крестнику: «Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы. Но когда приедешь в монастырь, сразу не уезжай, проживи не меньше десяти дней». Он еще не знал, что эта поездка перевернет всю его жизнь. Здесь придерживались многовековых традиций, служили в намоленных за пять веков храмах, и — самое главное — здесь в те годы жили великие старцы и подвижники: «светлейший старец Печорский», как звали его иноки монастыря, архимандрит Серафим Розенберг , великий «солнечный» старец архимандрит Иоанн Крестьянкин , архимандрит Адриан Кирсанов , архимандрит Нафанаил Поспелов. В Псково-Печерском монастыре в те годы жили великие старцы и подвижники Георгий, первый раз в жизни оказавшийся в монастыре, прожил в Печорах, как и наказывала крестная, десять дней. Поначалу он сильно уставал от довольно тяжелых послушаний, о которых позднее вспоминал так: «На следующий день меня поставили колоть дрова и складывать их в огромные поленницы, возвышавшиеся на хозяйственном дворе, как необычайные многоэтажные избы. Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир». С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу — на несколько минут. Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, — о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, — отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино — это язык. Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн Крестьянкин станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря. Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника». Георгий выдержал все десять дней: ранние подъемы, трудные послушания, нескончаемые службы с кричащими то и дело под ухом бесноватыми.
Митрополит Тихон (Шевкунов)
- Это ссылка. Зачем Кирилл отправил Тихона Шевкунова в Псков
- Крымский пост: почему митрополит Тихон не радуется новому назначению
- Тихон (Шевкунов) — Википедия
- ВЗГЛЯД / «Нам еще вместе жить». Митрополит Тихон – о единстве России и Украины :: Общество
- Кто он - духовный наставник и самый загадочный человек в окружении президента Путина: Отец Тихон
«На курорты Колымы»: митрополит Тихон (Шевкунов) прокомментировал назначение в Крым
Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского. Главные новости о персоне Тихон Шевкунов на Глава Патриаршего совета РПЦ по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считает, что тело Ленина. Новое назначение митрополита Тихона (Шевкунова), перевод с псковской на крымскую кафедру, получило, мягко говоря, противоречивы оценки наблюдателей.
Поделиться
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Естественная империя
- Митрополит Тихон (Шевкунов) - новый митрополит Крымский: berezinan55 — LiveJournal
- 72. Митрополит Тихон (Шевкунов, 2018–2023)
Митрополиту Тихону – 60 лет
4 Биография епископа Тихона Шевкунова богата на различные события. В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Интервью Ксении Собчак с митрополитом Тихоном Шевкуновым, высказавшимся о спецоперации и своих отношениях с президентом, стало причиной скандала.
Тихон Шевкунов — последние новости
Митрополит Тихон о проекте развития г. Печоры. Митрополит Тихон Шевкунов и Путин. С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Открывал её философ Александр Дугин, а подытоживал результаты дискуссии тогда ещё не епископ, а архимандрит Тихон (Шевкунов).
«Нам еще вместе жить». Митрополит Тихон – о единстве России и Украины
Зачем встретились митрополит Тихон (Шевкунов) и Ксения Собчак - 20.05.2023 Украина.ру | Почему епископ так влиятелен – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Путин, Тихон Шевкунов, знания на развлекательном портале Митрополит Тихон. |
Кто такой митрополит Тихон (Шевкунов)?: aba_g — LiveJournal | В окружении святейшего Кирилла шепчутся, что на патриаршей службе в Торжке 21 июля между митрополитом Тихоном (Шевкунов) и главой РПЦ произошла неприятная пикировка. |
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) | [11] "Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского", официальный сайт Русской Православной Церкви, 24 октября 2015. |
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
В апреле 2008 г. В июле того же года на свой 50-летний юбилей был награждён Орденом прп. Сергия Радонежского. В 2008 г. Византийский урок», снятых по сценарию архимандрита. Священник также выступил в качестве ведущего каждого выпуска. В 2009-2010 гг. В январе 2010 г. Нестора Летописца.
В 2010 г. Спустя 6 лет должность была упразднена. В 2011 г. Книга быстро завоевала популярность и стала бестселлером. В последующие 9 лет произведение выдержало более 20 изданий и было переведено на английский, французский, греческий, польский, эстонский и десяток других иностранных языков. В том же году был принят в Высший церковный совет РПЦ. В 2012 г. В 2013 г.
В 2015 г. В конце того же года правительство Российской Федерации вручило епископу Тихону премию в области культуры. Через несколько дней Российский фонд культуры отметил труды архиерея Памятной медалью С. Весной 2016 г. Летом 2016 г.
С 22 октября 2015 г. Одновременно с 29 октября 2015 г. С июля 2016 г. Ранее, с 2010 г.
С 14 мая 2018 г. С 14 июля 2018 г. Любовец, Псковская обл. С 17 июня 2021 г. С 27 декабря 2023 г. Священный синод РПЦ постановил открыть Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь в Севастополе по прошению митрополита Тихона и утвердил его священноархимандритом этой обители непосредственное руководство монастырем будет осуществлять иеромонах Иларион Карандеев, назначенный и. Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству с 2010 г. Член попечительского совета фонда "История Отечества" с 2016 г.
Шевкунов Т. Шевкунов с середины 2000-х постоянно увеличивает свое присутствие в российском информационном пространстве и всеми силами стремится расширить влияние церкви на общество, попутно внедряя свои конспирологические взгляды на историю и современность. Он становится главным редактором интернет-портала «Православие. В 2008 г. Византийский урок» — многих профессиональных историков, общественных деятелей и даже православных священников возмутила примитивная, конспирологическая трактовка Шевкуновым сложных исторических процессов и попытка сделать прямые параллели между событиями византийской истории и современной Россией [165]. Отметим, что даже будущий патриарх, а тогда митрополит Смоленский Кирилл Гундяев , заявил, что исторические оценки архимандрита Тихона в фильме «Византийский урок» являются его личной трактовкой [166]. Тем не менее, федеральные каналы трижды показали фильм в прайм-тайм, а в том же году он был переведен на английский, испанский, португальский, греческий и сербский языки, и естественно получил премию «Золотой орёл», карманную кинонаграду Н. Несколько лет спустя Т. Шевкунов издал книгу «Несвятые святые и другие рассказы». Наполненный исключительно положительными персонажами сборник лубочных рассказов, повествующий о жизни монастыря в конце советской эпохи, выдержал на сегодняшний день 17 изданий и разошёлся тиражом почти в 2,5 млн экземпляров. Сборник был переведен на основные европейские языки и получил множество российских литературных премий [167]. Критики, в том числе из православной среды, отмечали, впрочем, что «Несвятые святые» — это свидетельство того, как суеверие подменяет собой веру, создавая иллюзию духовной жизни и созерцания неисповедимых «путей Господних», а на практике оборачиваясь элементарным оккультным аутотренингом — неким самовнушением, которое, к сожалению, удовлетворяет многих христиан, но заслоняет от них более глубокие стороны в познании собственной веры» [168]. Ямпольская — креатура Т. Шевкунова и Н. Михалкова в Госдуме Редактором а по некоторым сведениям, и соавтором этой книги была Елена Ямпольская, ставшая впоследствии при поддержке ультраконсервативного Министра культуры Владимира Мединского и все того же Т. Шевкунова, главой комитета Госдумы по культуре и прославившаяся своим известным тезисом: «Россию способны удержать над бездной две силы. Первая называется — Бог. Вторая — Сталин» [169]. Не довольствуясь изданием самой массовой в новейшей российской истории художественно-публицистической книги, Т. Шевкунов взялся за историю страны и пропаганду клерикально-монархической её версии в общероссийском масштабе. С этой целью одиозный архимандрит инициировал проект «Россия — моя история» — систему мультимедийных псевдоисторических парков-выставок, в которых представлена тихоновская концепция многовековой истории России. Выше мы уже писали о содержании этих антинаучных экспозиций, призванных представить историю нашей стране в ультраконсервативном и псевдопатриотическом ключе. Отметим лишь, что даже выступая на открытии одного из парков в Екатеринбурге Т. Шевкунов не смог удержаться от очередного исторического подлога и приписал В. Ленину фразу «А на Россию мне плевать», которую лидер большевиков в действительности никогда не произносил [170]. Используя свои давние связи с В. Мединским и другими ультраконсерваторами во власти, Т. Шевкунов добился того, что Минобрнауки России предложило ректорам вузов использовать эти экспозиции для организации внеучебной работы студентов и для переподготовки учителей истории. По данном правозащитников, «с 2013 года только через систему президентских грантов на создание контента выставки было выделено почти 150 млн рублей, через субсидии Минкульта — 50 млн рублей, техническое обеспечение выставок обошлось в 160 млн, а на строительство павильона на ВДНХ, где сейчас постоянно располагается выставка, потрачено 1,5 миллиарда. Кроме того, выставки активно финансирует российский бизнес. Получаемое бюджетное финансирование абсолютно не конкурентно, то есть фактически в 2013 году под конкретную идею конкретного лица была создана конкретная сеть организаций, которым была гарантирована финансовая поддержка на несколько лет вперёд [171]. Шевкунов и В. Мединский на подписании соглашение о продвижении исторических парков «Россия — Моя история» Именно Т. Шевкунова связывают с ультраконсервативной волной, накрывшей российский мир культуры в последние годы: «дело Тангейзера» в Новосибирске, уголовное преследование режиссера Кирилла Серебренникова и, конечно, попытки срыва выхода на широкий экран фильма «Матильда». Последний скандал явственно обозначил связь Т. Шевкунова с сектой царебожников и примыкающими к ней околоцерковными и политическими группами.
Понятно, что за столь длительный срок у многих — и внутри епархии, и вне ее, в том числе у светских властей и региональных элит, накопилась усталость, тем более что последние годы «эпохи Евсевия» ознаменовались резонансными скандалами, церковь была закрыта от СМИ, фигура иерарха вызывала у многих раздражение. Назначение более молодого, просвещенного, открытого священника, умеющего завоевывать сердца совершенно разных людей, воспринималось как дуновение свежего ветра. Многие уже тогда «пробили», кто такой Тихон, какие у него связи, какие отношения сложились с президентом России, поэтому неудивительно, что с первых дней в Пскове митрополит оказался в максимальной степени в центре всеобщего внимания, многие к нему потянулись. Смотрите также 02. Пожалуй, единственные, у кого митрополит Тихон вызывал и продолжает вызывать острое раздражение и желчь, - это бывшие журналисты «Псковской губернии», уехавшие в Ригу, для которых священник стал едва ли не большим раздражителем, чем действующий губернатор. И неудивительно, что его перевод в Крым вызвал у них такой восторг и очередной фейерверк конспирологических версий. Повторюсь, митрополит Тихон позитивно воспринимался практически всеми. И за 5 лет в Псковской области действительно многое сделал по целому ряду направлений - будь то вопросы духовно-нравственного воспитания и историко-культурного возрождения, открытие грандиозного памятника Александру Невскому в Самолве или реализация уникальных музейных проектов - одно только открытие в Печорах филиала Русского музея чего стоит! Все эти годы митрополит Тихон был мощнейшим «лоббистом» Псковской области - активным и очень влиятельным. Не удивительно, что вместе с губернатором Михаилом Ведерниковым и секретарем Генсовета «Единой России», первым зампредседателя Совета Федерации Андреем Турчаком владыка входил в тройку рейтинга ста самых влиятельных персон региона - так считают эксперты, ежегодно опрашиваемые Псковской Лентой Новостей. Однако оценки экспертов - это дело субъективное, а вот миллиарды рублей, привлеченные в регион прежде всего на реконструкцию объектов и модернизацию инфраструктуры в Печорах благодаря митрополиту, - вещь более чем объективная. Не менее важно то, что митрополит Тихон привлекал внимание к нашему региону.