22 апреля 1769 года 26-летняя блондинка Жанна Мария, графиня Дюбарри (фр. comtesse du Barry), в недавнем прошлом – парижская куртизанка из семьи простолюдинов, была представлена двору 59-летнего короля Людовика XV как его официальная
Мадам дю Барри: последняя королевская фаворитка Франции.
Жанне Дюбарри пришлось пройти трудный путь от простолюдинки и куртизанки до любимицы самого Людовика XV. Достоинства: реальный эпизод со страниц истории Франции XVIII века, достойно снятый фильм, вызывает интерес, основан на биографии куртизанки Людовика XV Жанны Дюбарри. Кто такая Жанна Дюбарри? За статусом представленной ко двору фаворитки Людовика XV скрывается довольно много историй, которые стоило бы рассказать. 58-летний Людовик XV пришёл в восторг от 23-летней Жанны: он вообразил, что она обожает в нём не короля, а мужчину. Историческая драма «Жанна Дюбарри» с Джонни Деппом в роли короля Людовика XV откроет Каннский кинофестиваль в 2023 году, сообщают Variety и Deadline. Людовик XV и Жанна Дюбарри» на канале «LocksOfEleganceEnsemble» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 ноября 2023 года в 8:11, длительностью 00:27:49, на видеохостинге RUTUBE.
Лента «Жанна Дюбарри» с первой за три года ролью Джонни Деппа откроет Каннский кинофестиваль
История взаимоотношений Людовика XV и его последней фаворитки Жанны Дюбарри с Ле Беско, Луи Гаррелем и Пьером Ришаром в главных ролях достойна внимания хотя бы из-за того, что режиссер обещает сконцентрироваться на малоизвестных фактах жизни главной героини. Она влюбляет в себя короля Франции Людовика XV, и у того вновь пробуждается вкус к жизни: настолько сильно, что он делает Жанну своей фавориткой. Каннский кинофестиваль открылся премьерой картины «Жанна Дюбарри» французской постановщицы Майвенн о фаворитке короля Людовика XV, правившего страной почти 60 лет и получившего прозвище Возлюбленный. Лишенная какой-либо актуальности и новизны, «Жанна Дюбарри» — помпезная костюмированная историческая мелодрама об отношениях Людовика XV (Джонни Депп) и, пожалуй, самой известной его фаворитки. "Жанна Дюбарри" – это шестая полнометражная работа Майвенн – яркой представительницы феминистского кино, чьи социальные драмы неоднократно участвовали в каннском конкурсе.
«Жанна Дюбарри»: Под пудрой и кринолинами потерялась куртизанка
- Жанна Дюбарри: как незнатная модистка сумела покорить сердце Людовика XV |
- «Немытые космы»
- Опала . Графиня Дюбарри. Интимная история фаворитки Людовика XV
- Какой пассаж: «Жанна Дюбарри» Майвенн
«Немытые космы»
- До Версаля Жанна успела поработать уличной торговкой, модисткой и куртизанкой
- Дворец Версаль — Апартаменты фавориток Людовика XV
- Распутница из монастыря
- «Жанна Дюбарри» 2023 с Джонни Деппом: актеры, сюжет, стоит ли смотреть фильм
- Дворец Версаль — Апартаменты фавориток Людовика XV
- Какой пассаж: «Жанна Дюбарри» Майвенн
Жанна Дюбарри (2023)
В фильме Депп играет на французском, которым владеет, он здесь почти неузнаваем, и, хотя он появляется на экране не слишком часто, эта лаконичная по метражу работа, на мой взгляд, вошла в число лучших в его практике. По крайней мере, самых неожиданных. Поначалу он - как восковая маска. Напудренная, бесстрастная, безжизненная. Не идет - движется, не жесты, а мановения, взгляд в глубокой заморозке.
Замеченная в толпе девушка его сражает не столько красотой, сколько не принятым при дворе бесстрашием. У нее независимый взгляд. Королю эту мадам Дюбарри практически подложили. Зная о выдающемся таланте куртизанки к эротическим пассам, ее высокородный супруг Мельвиль Пупо поддался уговорам герцога Ришелье Пьер Ришар , и она оказалась в толпе, приветствующей появление в зале Людовика.
Приняв какое-то прошение о помиловании и рассеянно шествуя по дворцовому залу, король обращает внимание на призывную полуулыбку незнакомой дамы, и вскоре она получит приглашение посетить императорские покои.
Считалось, что он помогает графине улаживать ее расстроенные финансовые дела, никаких указаний на более близкие отношения не существует, за исключением истории с проигрышем в карты. Как-то графиня проиграла ему полтора миллиона ливров, но они незаметно для окружающих не стали вставать из-за стола до тех пор, пока Жанна не отыгралась. Особым покровительством пользовались роженицы, которым она посылала бульон и вино для укрепления здоровья, а также белье для матерей и младенцев. Графиня также охотно выступала в роли крестной матери для новорожденных детей своих слуг. В хорошую погоду в парке замка устраивались праздники с танцами. В сентябре 1775 года графиня поселила неподалеку от себя свою мать, приобретя для нее небольшое поместье Мезон-Руж с «замком, конюшнями, часовней, голубятней, оранжереей, садом и парком, а также лугами, виноградниками и возделываемой землей». Покупка обошлась в пятьдесят три тысячи ливров плюс восемь тысяч за мебель. Кроме финансовых проблем хватало и других. Много неприятностей доставлял графине индиец Замор.
Из забавного арапчонка, веселившего своими проказами короля, он вырос в безобразного шестнадцатилетнего юношу, сумевшего вызвать к себе ненависть поголовно у всех слуг. Он не признавал никаких указаний и заносчиво напоминал всем о подписанной покойным королем грамоте, назначавшей его управляющим Лувесьена. Адвокаты и слуги советовали графине уволить Замора, даже если выплата ему некоторой пенсии обошлась бы дороже его содержания в замке. Но у сердобольной Жанны недоставало духа выбросить на улицу туземца, у которого не было ни одной родной души во всем королевстве. Юноша приобрел столь отталкивающую внешность, что графиня не могла переносить его присутствие в комнате подле себя. Надутый и одинокий, он слонялся по замку, переругиваясь со слугами и накапливая злобу на весь мир. Для оплаты своих покупок и урегулирования наиболее неотложных долгов графиня была вынуждена продать свой особняк в Версале на Парижской улице. Покупателем стал ни кто иной как брат короля граф Прованский. Для того чтобы сделка могла быть оформлена, ей позволили осенью 1776 года провести несколько дней в Лувесьене в период отъезда двора в Фонтенбло. Это еще более усилило ее тоску по любимому жилищу, после возвращения в Сен-Врен этот замок показался ей заброшенным, унылым и слишком деревенским.
Денег от продажи версальского особняка все-таки было недостаточно, ибо граф Прованский не проявил особой щедрости в отношении бывшей фаворитки. Она сначала отказалась, и близкие к графу придворные пытались убедить его, что мадам Дюбарри может испытывать чрезвычайную привязанность к этим картинам. Это свидетельствует о том, что, попав в опалу, отставная фаворитка была вынуждена подчиняться капризам королевской семьи. Родня графини также столкнулась с финансовыми трудностями. Прощелыга вскоре оказался за границей на мели, к тому же он попытался обеспечить своего сына, который после изгнания от двора остался буквально без гроша. Жан-Батист решил продать графу Прованскому свое графство Иль-Журден за девятьсот тысяч ливров. Однако брат короля ловко надул Прощелыгу: он не стал выплачивать ему эту сумму целиком, а оформил ее как ежегодную пожизненную ренту от парижской ратуши в сумме двадцать четыре тысячи ливров. Это было достаточно на прожитие, но недостаточно, чтобы содержать еще и Адольфа с молодой красавицей-женой, уже вкусившей от жизни при дворе. Далее Прощелыга обратился за разрешением вернуться в Париж для поправки здоровья и приведения в порядок своих дел. Таковое было дано на том основании, что «сие будет лучше, нежели непристойный спектакль, который Жан-Батист станет представлять, разъезжая по иностранным государствам, то под одним именем, то под другим, играя в карты по крупной и ведя привычный для него образ жизни».
В Париже его появление было принято с неодобрением, и Прощелыга уехал в Тулузу. Там он ухитрился жениться на барышне из весьма почтенного семейства Рабоди[59] и стал проявлять большую заботу о поддержании должного облика своего имени. Что же касается мужа графини, когда Жанна подверглась опале, Гийом был изгнан из Тулузы и возвратился на свои земли в Рокелоре, оставив неоплаченных долгов на 200 000 ливров. Замок Сен-Врен так и не стал домом для графини, хотя она довольно часто появлялась на деревенских праздниках, крестинах, балах или свадьбах. Наиболее примечательным событием стало рождение в семье ее шеф-повара Траншана тройни. Один младенец умер, но мадам Дюбарри стала крестной матерью оставшихся в живых двоих детей. Чрезвычайно неприятное происшествие заставило графиню возненавидеть замок Сен-Врен. Как-то в воскресенье, когда она находилась в комнате одна, в замок забрели трое подвыпивших бродяг. Слуги отсутствовали, и незваные гости с угрозами потребовали у графини ее драгоценности.
Раз за разом своей вольностью она шокирует придворных: то появится в мужском платье, то с распущенными волосами, без парика это вообще по версальским представлениям конец света , то будет осыпать ласками мальчика-пажа Замора, подаренного королем а мальчик — чернокожий, и придворные расистки шипят, что он — недочеловек. Хорошо хоть дофин, будущий Людовик XVI, поддерживает Жанну, — то ли из уважения к королю, то ли потому, что он просвещеннее, тоньше и умнее собравшейся около трона швали. Майвенн Ле Беско в фильме «Жанна Дюбарри» Майвенн, 47-летняя девушка бретонско-франко-вьетнамско-алжирского происхождения, ни на секунду не похожа на реальную Жанну Дюбарри если честно, она больше похожа на Александра Ревву , так же как и Джонни Депп не очень-то смахивает на Людовика XV. Да и наследник престола не соответствует описаниям в реальности он Дюбарри скорее презирал. Но портретное сходство и историческая аккуратность давно никого не волнуют. А что для Майвенн интересно и важно — так это история любви. Добавить к фабуле «Красотки» ей особо нечего, но смотрится все это хорошо. Деппа, вернувшегося на экран после скандалов с Эмбер Херд, обвиняли в том, что он здесь вялый — но каким еще должен быть актер, играющий вполне себе вялого короля? Жанна Дюбарри заводит с ним роман ради того, чтобы взбежать на самый верх социальной лестницы, и слишком поздно осознает, что любит своего папика. Но ведь осознает, — и это трогательно, как и полагается в мелодраме. Джонни Депп в фильме «Жанна Дюбарри» Жаль, конечно, что в кадр не попала гильотина, она бы этот фильм только украсила. Не попали и прочие прелестные подробности рассказывают, что после первой ночи король хотел подарить Дюбарри изумрудное ожерелье, но передумал: изумруды буквально вырвали у приятно удивленной девушки из рук со словами «Эта оплата вас недостойна» и вместо них вручили бриллиантовое колье.
Герой Деппа с улыбкой наблюдает за возлюбленной и дарит ей поместья, а в остальное время обедает и охотится. Жанна же насмехается над формальностями высшего света и привносит в Версаль немного жизни. Поначалу фильм напоминает нежные любовные истории в духе «Гордости и предубеждения» — но в нем слишком мало чувственности и слишком много закадрового голоса. Повествователь знакомит зрителя с Жанной, рассказывает о ее взрослении и богатой жизни. С помощью этого приема создатели также объясняют знаковые для королевского двора события и чувства между героями.
Мадам Дюбарри, любовница короля и палача
«Жанна Дюбарри»: Под пудрой и кринолинами потерялась куртизанка - Публикации - Большое Радио | В 15 лет Жанна покинула стены монастыря. |
ИЗ ПОСТЕЛИ НА ГИЛЬОТИНУ | Пикабу | Людовик XV, окруженный десятками женщин (при живой-то жене!), влюбляется в Жанну с первого взгляда, и вскоре уже не представляет своей жизни без нее. |
Жуткая Жанна | После смерти Людовика XV Мария-Антуанетта приказала сослать Жанну Дюбарри в закрытый монастырь, однако уже через год женщина была освобождена. |
Графиня Дюбарри была представлена двору Людовика XV как его официальная фаворитка | Майвенн в роли Жанны Дюбарри, Джонни Депп в роли французского короля Людовика XV. |
24. Людовик XV и Жанна Дюбарри
Мадам Дюбарри, любовница короля и палача | Историческая драма Жанна Дюбарри с Джонни Деппом в роли короля Людовика XV откроет в этом году Каннский кинофестиваль. |
До российского проката добралась «Жанна Дюбарри» — костюмная драма с Джонни Деппом | Для графини Дюбарри ювелир Боемер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV попавшее в руки мошенников и ставшее причиной скандального дела. |
Джонни Депп вернулся плотоядным монархом: на экраны выходит "Жанна Дюбарри" - Российская газета | ода человеческим чувствам, где всё построено на ощущениях, воздух вокруг наэлектризован, в нём перманентные вспышки страсти и нежности. |
«Жанна Дюбарри»: красотка в Версале
Зная о выдающемся таланте куртизанки к эротическим пассам, ее высокородный супруг Мельвиль Пупо поддался уговорам герцога Ришелье Пьер Ришар , и она оказалась в толпе, приветствующей появление в зале Людовика. Приняв какое-то прошение о помиловании и рассеянно шествуя по дворцовому залу, король обращает внимание на призывную полуулыбку незнакомой дамы, и вскоре она получит приглашение посетить императорские покои. Оказавшись при дворе, Жанна стала последовательно разрушать весь устоявшийся этикет, что снабжает фильм несколькими забавными комедийными эпизодами - скажем, когда она первой добилась права, уходя, поворачиваться к королю спиной. Именно это в ней и нравится Луи - смелость идти против пышных ритуалов, делающих королевский двор подобием театра комичных напыщенных марионеток. Ее непосредственность возвращает ее высочайшему любовнику нормальное человеческое измерение - за маской начинают проступать черты личности живой и в чем-то даже страдающей от эмоционального вакуума. К концу фильма, когда короля сразит оспа, это почти трагедия. Третьим аттракционом должна была стать сама "виновница торжества" Жанна Дюбарри, которую сыграла Майвенн Ле Беско - актриса, известная большинству зрителей только по имени - Майвенн. Она же написала сценарий и поставила картину, что обычно не идет на пользу актерскому исполнению, лишенному объективного стороннего взгляда. Майвенн неплохая актриса, но для этой роли весь ее арсенал исчерпывается интригующим взглядом искоса и как бы эротическим прищуром.
Женщина, когда-то сумевшая взбаламутить французский императорский двор, кроме обезоруживающей юности, богатого опыта великосветской проститутки и выдающихся внешних данных, по идее должна обладать чертами личности яркой, сильной и своевольной - ничего этого в экранной Жанне Дюбарри нет.
Между тем британские и американские издания сообщают, что многочисленные критики назвали фильм- возвращение Джонни Деппа на экраны фактически провалом — «истинным королевским разочарованием, несмотря на то, что актёр пытался говорить по-французски». Депп едва ли является первым голливудским изгоем, который нашёл работу в Европе, но было бы преувеличением сказать, что это похоже на первую искру славного возвращения на экран», — пишет тем временем Робби Коллин из Daily Telegraph.
Настоящее королевское разочарование, во время которого много зеваешь», — так охарактеризовала картину с участием Деппа Джо-Анн Тимарш из Evening Standard. А обозреватель Variety Питер Дебрюге написал, что «Депп произносит свои реплики на изящном французском языке, припудренный и в жёстком белом парике, и всё же он выглядит в этой роли неуместно — адекватно, но не слишком соответствующе». А критик из Hollywood Reporter Джордан Минцер заявил, что Джонни Депп предлагает публике «несколько первых острых ощущений, а затем в основном приходится зевать».
Однако скоро она вернулась в свой замок в Марли. Так же упомянута была Достоевским в романе «Идиот». Ей посвящена книга из серии «Интимный кабинет истории» - «Графиня мадам Дю Барри, любовница Людовика XV, короля Франции» Во время революции Мари Жанна была предана суду и гильотинирована 8 декабря 1793 года в Париже по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо.
Также упомянута была Ф. Достоевским в романе «Идиот» и в романе Т. В театре.
В сентябре 1775 года графиня поселила неподалеку от себя свою мать, приобретя для нее небольшое поместье Мезон-Руж с «замком, конюшнями, часовней, голубятней, оранжереей, садом и парком, а также лугами, виноградниками и возделываемой землей». Покупка обошлась в пятьдесят три тысячи ливров плюс восемь тысяч за мебель. Кроме финансовых проблем хватало и других. Много неприятностей доставлял графине индиец Замор.
Из забавного арапчонка, веселившего своими проказами короля, он вырос в безобразного шестнадцатилетнего юношу, сумевшего вызвать к себе ненависть поголовно у всех слуг. Он не признавал никаких указаний и заносчиво напоминал всем о подписанной покойным королем грамоте, назначавшей его управляющим Лувесьена. Адвокаты и слуги советовали графине уволить Замора, даже если выплата ему некоторой пенсии обошлась бы дороже его содержания в замке. Но у сердобольной Жанны недоставало духа выбросить на улицу туземца, у которого не было ни одной родной души во всем королевстве.
Юноша приобрел столь отталкивающую внешность, что графиня не могла переносить его присутствие в комнате подле себя. Надутый и одинокий, он слонялся по замку, переругиваясь со слугами и накапливая злобу на весь мир. Для оплаты своих покупок и урегулирования наиболее неотложных долгов графиня была вынуждена продать свой особняк в Версале на Парижской улице. Покупателем стал ни кто иной как брат короля граф Прованский.
Для того чтобы сделка могла быть оформлена, ей позволили осенью 1776 года провести несколько дней в Лувесьене в период отъезда двора в Фонтенбло. Это еще более усилило ее тоску по любимому жилищу, после возвращения в Сен-Врен этот замок показался ей заброшенным, унылым и слишком деревенским. Денег от продажи версальского особняка все-таки было недостаточно, ибо граф Прованский не проявил особой щедрости в отношении бывшей фаворитки. Она сначала отказалась, и близкие к графу придворные пытались убедить его, что мадам Дюбарри может испытывать чрезвычайную привязанность к этим картинам.
Это свидетельствует о том, что, попав в опалу, отставная фаворитка была вынуждена подчиняться капризам королевской семьи. Родня графини также столкнулась с финансовыми трудностями. Прощелыга вскоре оказался за границей на мели, к тому же он попытался обеспечить своего сына, который после изгнания от двора остался буквально без гроша. Жан-Батист решил продать графу Прованскому свое графство Иль-Журден за девятьсот тысяч ливров.
Однако брат короля ловко надул Прощелыгу: он не стал выплачивать ему эту сумму целиком, а оформил ее как ежегодную пожизненную ренту от парижской ратуши в сумме двадцать четыре тысячи ливров. Это было достаточно на прожитие, но недостаточно, чтобы содержать еще и Адольфа с молодой красавицей-женой, уже вкусившей от жизни при дворе. Далее Прощелыга обратился за разрешением вернуться в Париж для поправки здоровья и приведения в порядок своих дел. Таковое было дано на том основании, что «сие будет лучше, нежели непристойный спектакль, который Жан-Батист станет представлять, разъезжая по иностранным государствам, то под одним именем, то под другим, играя в карты по крупной и ведя привычный для него образ жизни».
В Париже его появление было принято с неодобрением, и Прощелыга уехал в Тулузу. Там он ухитрился жениться на барышне из весьма почтенного семейства Рабоди[59] и стал проявлять большую заботу о поддержании должного облика своего имени. Что же касается мужа графини, когда Жанна подверглась опале, Гийом был изгнан из Тулузы и возвратился на свои земли в Рокелоре, оставив неоплаченных долгов на 200 000 ливров. Замок Сен-Врен так и не стал домом для графини, хотя она довольно часто появлялась на деревенских праздниках, крестинах, балах или свадьбах.
Наиболее примечательным событием стало рождение в семье ее шеф-повара Траншана тройни. Один младенец умер, но мадам Дюбарри стала крестной матерью оставшихся в живых двоих детей. Чрезвычайно неприятное происшествие заставило графиню возненавидеть замок Сен-Врен. Как-то в воскресенье, когда она находилась в комнате одна, в замок забрели трое подвыпивших бродяг.
Слуги отсутствовали, и незваные гости с угрозами потребовали у графини ее драгоценности. Однако у перепуганной насмерть женщины хватило духа дать им отпор. Пьяные пришельцы ретировались, но графиня не на шутку струхнула. Морепа, ставший первым министром после смерти Людовика ХV, — невзирая на то, что Мария-Антуанетта пыталась заставить мужа вернуть своего старого друга герцога де Шуазёля, — счел, что мадам Дюбарри достойна предоставления ей полной свободы.
Ему удалось убедить Людовика ХVI, что ее поведение, соблюдение молчания и покорность повелению короля заслуживают помилования. Король был вынужден признать, что бедная женщина не несет никакой вины за появление бульварных книжонок клеветнического характера, которые не переставали всплывать в Париже, типа сочинения Пиданса де Маробера «Истории о графине Дюбарри», напечатанного в Лондоне.
Мадам Дюбарри: безотрадная жизнь в позолоченной клетке
Режиссер и исполнительница главной роли, Жанны Дюбарри, — Майвенн, она играет фаворитку Людовика XV, которая влюбилась в короля. Отношения Жанны дю Барри с Людовиком XV привели ее к конфликту с другими дамами и вельможами, которые жаждали внимания короля. «Жанна Дюбарри недолго, но искренне оплакивала его смерть. После смерти Людовика XV Жанну Дюбарри отправили в ссылку, но уже через год новый король призвал фаворитку деда ко двору. Ожидания от «Жанны Дюбарри» были и в фем-области, ведь фаворитка Людовика XV была гораздо прогрессивнее и смелее многих женщин при дворе. «Жанна Дюбарри» станет первым крупным проектом Джонни Деппа после того, как актер выиграл дело о клевете против своей бывшей супруги Эмбер Херд.
Критики о новом фильме с участием Деппа: «Поистине королевское разочарование»
Однажды влиятельный герцог де Ришелье организует Жанне свидание с самим королем. Разумеется, это приводит к большому скандалу. Дело не в самом факте ее появления, а в том, что никто не желает терпеть при дворе простолюдинку-куртизанку. Чтобы сделать Жанну официальной королевской фавориткой, ей организуют брак с графом Дюбарри.
Майвенн была очарована Жанной, роль которой исполнила Азия Ардженто. Жанна Дюбарри пленила меня потому, что она — великолепная неудачница. Возможно, этим ее жизнь напоминает мою, но это не единственная причина.
Я влюбилась в нее и в ее эпоху», — признается Майвенн. Если вы не знали, Майвенн с шести лет играла в театре и снималась в кино во Франции. После расставания с режиссером Майвенн вернулась на родину и продолжила не только сниматься , но и сама снимать, а также писать сценарии.
Все картины получили кинопремии или были на них номинированы. По одним данным, от роли в «Жанне Дюбарри» по разным причинам отказались несколько французских и американских актеров. Согласно же другим, Майвенн писала сценарий сразу под Деппа и настаивала именно на его участии.
Вопреки всем приличиям, Жанна переехала в Версаль, где ее появление вызвало всеобщее возмущение. Главную роль исполнила режиссерка фильма Майвенн Ле Беско , в 2011 году взявшая в Каннах приз жюри за ленту «Полисс». Джонни Депп сыграл короля Людовика и говорит в фильме по-французски.
Графиня Дюбарри стала первой фавориткой после умершей за пять лет до этого события маркизы де Помпадур. Чтобы девушка смогла занять это место, ее фиктивно выдали замуж за графа Дюбарри. Попутно было подправлено свидетельство о рождении — ее возраст был уменьшен на три года, а происхождение «выправлено» на дворянское.
Но эти сцены лишь оттеняют свободолюбие Жанны и ее презрение к условностям. Дюбарри — это портрет идеальной женщины, любящей короля не из корысти, а по воле сердца, простодушно выбирающей наряды по собственному вкусу и представлению, и тем заведомо вызывающей симпатию всех зрительниц.
Голуби, вылетающие из-под длинного шлейфа, грозовые раскаты над Версалем, бескрайние виды засеянных полей и очевидные намеки на то, что женщина зачастую всего лишь объект, а если она красива, то степень объективации возрастает многократно — этой неочевидной поэзией Майвенн поднимает свою «Жанну Дюбарри» из просто костюмированного кино в разряд кинематографа авторского. Это честный взгляд на то, как за прекрасным фасадом таятся ужасающие интерьеры интриг, эксплуатации и жажды наживы — тема, которая будет актуальна всегда. Отдельно стоит упомянуть, что картина не лишена остроумной буквальности: все морально сомнительные персонажи в фильме гротескно уродливы в духе писателя Салтыкова-Щедрина — от дочерей Луи XV до Марии-Антуанетты, напоминающей набивную куклу. Этот аспект добавляет «Жанне Дюбарри» некой «аналоговости», почти забытой в наше время, когда приоритет при выборе актера отдается не его подходящим внешним данным, а расовой или гендерной принадлежности. Здесь же моральные уроды - это действительно уроды, а порядочность есть воплощенная красота.
Многие критикуют Майвенн за то, что она использовала популярность Джонни Деппа для продвижения весьма среднего исторического фильма — это не совсем справедливо.
24. Людовик XV и Жанна Дюбарри
Дюбарри всячески подчеркивал ценность своего нового «трофея» — скажем, тем, что по обычаю своего времени установил порядок: по ночам Жанна принадлежала только ему. Другие мужчины допускались к телу лишь при дневном свете. Постепенно бывшая модистка и нынешняя куртизанка очаровывала Пaриж, но девушка была все же слишком хороша, и Дюбарри не смог устоять от амбициозного плана: сделать свою протеже любовницей самого короля. Людовик хv Момент казался подходящим. Только что скончалась крайне непопулярная в народе маркиза де Помпадур, втянувшая Людовика XV в неудачную Семилетнюю войну. Умерли и сын монарха, дофин, и его жена, саксонка Мария - Жозефина.
Тяжело болела Мария Лещинская, терпеливая и кроткая королева. В Версале по нескольку раз в день служили заупокойные мессы, государь погрузился в черную меланхолию. Ему казалось, что все несчастья и смерти — расплата за его грехи. Версаль Придворные покидали мрачный Версаль ради досуга повеселее, например, — дома графа Дюбарри, где блистала новая хозяйка, очаровательная куртизанка Жанна Вобернье граф предпочел содержать ее под более звучной фамилией отца. Ему уже было 58 лет, и различные недуги давали о себе знать.
Камердинер короля Лебель тщетно предлагал Людовику все новых красавиц. Людовик XV в тронном зале Преданный камердинер Людовика XV Лебель сбивался с ног в поисках женщины, способной как следует развлечь его господина, — ни одна из любовниц не могла в последнее время продержаться в Версале и двух недель. Хандра монарха лишь усугублялась. И вот маршал Ришелье согласился свести его с одним из самых «непорядочных людей Парижа». Дюбарри взял с него за это всего 50 луидоров, по крайней мере за то, чтобы дать ему убедиться в искусстве Жанны, в ее умении превратить мужчину любого возраста и душевного состояния в пылкого любовника.
Ришелье привел королевского камердинера в дом графа и представил его красавице. Лебель, сначала не желавший и слышать о девушке столь низкого происхождения, согласился провести с ней наедине несколько часов. Жанна, представленная королевскому камердинеру, вначале не произвела на него должного впечатления. Веселая, раскованная, миловидная. Таких девиц вокруг было множество.
Однако проведя наедине с девушкой несколько часов, Лебель со всех ног бросился к своему господину. На следующий же день нетерпеливый Бурбон, выслушав рассказ своего доверенного и опытного слуги, потребовал привести ее во дворец. Король воспринял эти слова как шутку — ему не осмелились сказать правду о происхождении и прошлом Жанны. Требований к королевским любовницам в те времена, вообще-то, было немного, но они соблюдались строго: приличное происхождение, статус замужней дамы, сертификат об отсутствии венерических заболеваний… Людовик хv Людовик хv Людовик хv Стареющий 60 - летний Людовик XV будто обрел вторую молодость. Теперь он не отпускал девушку ни на шаг.
С тех пор король старался по возможности не расставаться с девушкой. Даже в то время как умирала королева, Людовик предпочел оставаться подле своей любовницы. Он распорядился, чтобы Жанне выделили во дворце покои по соседству со своими. Дюбарри и Людовик XV. Дьюла Бенцур, 1874 год.
Осыпал всевозможными дорогими подарками. Назначил ежемесячное содержание. Но когда стало ясно, что Людовик ни за что не расстанется с девушкой, Лебель во всем признался. Разгневанный монарх потребовал немедленно выдать свою красавицу замуж за дворянина, чем, надо сказать, сильно шокировал камердинера. А все тот же находчивый граф Дю Барри вызвал из Тулузы своего младшего брата Гийома и устроил скандальную свадьбу: брачный договор не позволял мужу претендовать ни на деньги жены новоявленная графиня уже стала весьма состоятельной особой, о чем свидетельствует опись ее тогдашнего имущества , ни на ее общество.
Разумеется, подставному мужу выдали за все это из казны некую приличную сумму вместе с высочайшим повелением немедленно покинуть столицу. Новоиспеченный муж получив крупную сумму денег незамедлительно отправился в провинцию, а Жанна, в свою очередь, обрела графский титул. Королевский двор гудел от возмущения. Низкое происхождение и чрезмерная раскованность, ее грубоватые манеры, неблаговидный род занятия в прошлом — все это вызывало бурное негодование знати. Придворные презрительно относились к новой пассии короля.
Людовик хv До сих пор на завидное положение королевской фаворитки могли рассчитывать лишь дамы из высшего общества с хорошей родословной. Фавориткой короля, конечно, мечтала стать и сестра одного из самых влиятельных людей Франции — герцога де Шуазеля, государственного секретаря по иностранным делам. Это благодаря ему Франции удалось сохранить лицо после поражения в Семилетней войне.
Поскольку окружность объемных юбок придворных дам превышала 3 локтя 3 м 60 см , женщин обучал инструктор по танцам. Он показывал им, как отбрасывать ткань, чтобы они могли сделать небольшие шажки назад от королей и других высокопоставленных вельмож, не запутавшись при этом в пышных юбках. Курьезный придворный протокол: королевский утренний туалет Король Людовик XV в фильме также позволяет Жанне наблюдать за его тщательно продуманной церемонией пробуждения. Через двустороннее зеркало она наблюдает, как вся семья присутствует при этом, пока лакеи короля надевают на него рубашку и брюки, а несколько врачей измеряют его пульс и даже пробуют на вкус мочу. Описанный в фильме "Жанна Дюбарри" утренний ритуал короля, известный под названием Lever, восходит к VIII веку и Карлу Великому, который любил разрешать споры между друзьями, в процессе одевания. Этот обычай был возведен в ранг торжественного обряда королем Людовиком XIV, который повторял его в обратном порядке в конце дня в качестве отхода ко сну.
Однако его преемники относились к подобной повседневной рутине с меньшей симпатией, и частота этих процедур снизилась. Людовик XV предпочитал чопорным придворным церемониям интимные обеды и ужины. Любительница искусств и литературы Мадам Дюбарри зачастую изображается в кино и литературе, как злая антагонистка Марии-Антуанетты или же, как печально известная роковая женщина. Майвенн ставит Жанну Дюбарри в центр своей собственной истории как современную прогрессивно мыслящую женщину. Еще в детстве она попадает под крыло богатого господина Дюмуссо, который учит ее читать и правильно вести себя на светских раутах. Жанна также, похоже, извлекла максимум пользы из своего обучения в монастырской школе Сент-Ореа: она с удовольствием читает и помогает окружающим ее детям с домашними заданиями. На самом деле графиня Дюбарри была еще и меценаткой. Она была неравнодушна к изысканной мебели, архитектуре и изобразительному искусству. Например, по ее заказу архитектор Клод Николя Леду, ставший одним из предтеч неоклассицизма, построил смелый Музыкальный павильон в замке Лувесьенн, который был подарен ей королем Людовиком XV.
Она лично дружила с такими писателями, как Вольтер, и заказывала портреты таким художникам, как Жан-Оноре Фрагонар. О ее любви к драгоценностям также ходят легенды. Считается, что ожерелье, заказанное Людовиком XV в 1772 году, стоило 2 млн. Когда к моменту смерти короля драгоценность всё еще не была закончена и оплачена, экстравагантный подарок стал последней соломинкой, переломившей спину верблюда, перед французской революцией. Дюбарри создавала моду и следовала ей В фильме Дюбарри показана как законодательница моды, которая задавала модные тенденции своим выбором тканей для платьев предпочтение отдавалось полоскам - и не напудренными волосами. В остроумном эпизоде Дюбарри даже играет с гендерными нормами и одевается, как мужчина. Великолепные костюмы, некоторые из которых были сшиты модным домом Chanel, одним из спонсоров фильма, заслуживают отдельного показа мод. Поскольку в реальной жизни Жанна Бекю была дочерью портнихи, модные веяния не обошли ее стороной. Сначала она работала в Париже помощницей парикмахера по фамилии Ламец, от которого, возможно, родила дочь.
Позднее она работала помощницей шляпника в доме моды мадам Лабиль, где ее пути пересеклись с дочерью хозяйки, Аделаидой Лабиль-Гийар. Аделаида впоследствии стала активисткой движения за права женщин и художницей, которая по иронии судьбы делала портреты семьи короля Людовика XVI.
В реальности умерло немало человек из тех, кто был тогда в Версале. О деталях, зритель, догадайся сам.
События в фильме вроде и есть. Ой, король-то подцепил молодуху но ничего: вскоре вновь Жанна берет ситуацию в свои руки. Или вот героине сообщают, что ее любимец, сын графа, погиб на дуэли. Что за дуэль, к чему?
Главное, что Майвенн страдает в кадре, едем дальше. Напряжение не накапливается, с каждым новым эпизодом всё как будто обнуляется. Сценаристы словно специально оставили за кадром все самое резкое и противоречивое. Все острые углы биографии Дюбарри сглажены, всё обтекаемо.
Как говорят на режиссерском факультете про скучные и беззубые студенческие этюды — «средняя температура по больничке». В роли Людовика XV актер оказался лишь телом, которое как-то мизансценируют, одевают, заставляют иногда размыкать уста Свобода, равенство, сестринство — «Мое преступление» Франсуа Озона И вот странно: сейчас в прокате идет «Мое преступление» Франсуа Озона, где родственный сюжет о том, как женщина в координатах патриархального мира прокладывает себе путь наверх, воплощен с блеском, стильно, остроумно; но этой картине было отказано войти в программу Каннского фестиваля. Зато «Жанна Дюбарри» его открыла. Куда ж несешься ты, Франция?
Справедливости ради, в «Жанне Дюбарри» есть выразительные актерские работы. Бенжамен Лаверн создал тонкий умный портрет приближенного Людовика. В этом герое, всё понимающем про свое унизительное положение, но верном своему королю, есть второй план. У Пьера Ришара получился острый и симпатичный образ старичка-эпикурейца, чем-то напоминающего Вольтера.
Ничего удивительного — умение создавать блестящие роли без режиссера во французских актерах вызревало веками. Но это именно что отдельные роли, вне простроенных с остальным полотном связей. Когда я видел Джонни Деппа, «возвращенного» Майвенн, у меня реально холодело внутри. Вроде всё на месте: и фирменные депповские скулы, и грива темных волос, и черный индейский взгляд.
Но помните, у Стивена Кинга есть такой роман «Кладбище домашних животных», где кота закопали на древнем магическом капище, а он воскрес и вернулся к хозяевам?
Но, чтобы добиться идеального французского произношения, Деппу пришлось ежедневно заниматься. В рамках подготовки к роли актер также много узнал о своем герое. Например, по королевскому протоколу он был обязан ежедневно произносить речи перед различными группами слушателей, перед каждой — по-разному, но с предельной точностью, без малейших отклонений от написанного текста. Съемки «Жанны Дюбарри» прошли в июле-октябре 2022 года во Франции.
Одной из локаций стал дворцово-парковый ансамбль «Версаль» Версальский дворец. На время съемок его закрывали для посетителей. Остальная часть производства базировалась в Париже. Художником-постановщиком выступил Анджело Зампарутти «Отдых на грани нервного срыва». Музыкальное сопровождение к фильму написал опытный композитор Стивен Уорбек, на счету которого более 130 проектов, в том числе предыдущие фильмы Майвенн «ДНК» и «Мой король».
Европейская пресса назвала фильм «возвращением короля» имеется в виду Деппа — прим. Мировая премьера «Жанны Дюбарри» состоялась 16 мая 2023 года в рамках открытия 76-го Каннского кинофестиваля. По правде говоря, в моей жизни у меня есть только одно правило: это свобода мышления, свобода слова и действия в рамках закона». Пресса отмечает, что Джонни в течение пяти минут раздавал автографы фанатам.
Графиня Дюбарри была представлена двору Людовика XV как его официальная фаворитка
На эшафот взойдут Людовик XVI, Мария-Антуанетта — и было непонятно, почему тянет время Жанна Дюбарри. Дюбарри мило обсудила нелепость с Людовиком и отбросила предрассудки. Дюбарри активно использовала свое положение, правда, в мирных целях – женщина славилась своим добрым нравом и милосердием, а потому многочисленные приближенные Жанны, по тем или причинам впавшие в немилось к королю, обращались к фаворитке Людовика XV за. «Жанна Дюбарри» станет первым крупным проектом Джонни Деппа после того, как актер выиграл дело о клевете против своей бывшей супруги Эмбер Херд. До российского проката добрался фильм открытия Каннского фестиваля «Жанна Дюбарри» режиссера Майвенн, которая выбрала Джонни Деппа на роль короля Людовика XV.
Мадам Дюбарри: безотрадная жизнь в позолоченной клетке
В королевскую спальню допускались лишь знатные замужние дамы. Дюбарри быстро нашел выход из положения. У графа был брат — обедневший дворянин Гийом Дюбарри, прозябавший в провинции. За 100 тысяч ливров Гийом согласился жениться на куртизанке.
В день бракосочетания Жанна в первый и последний раз увидела своего супруга, который сразу после венчания уехал обратно в поместье. Социальные достижения Новоиспеченная графиня была официально представлена французской знати. Правда, поданные короля оказали мадам Дюбарри холодный прием, так как весь Париж был в курсе прошлой жизни красавицы.
Становление фавориткой короля Людовика XV Новой фаворитке выделили апартаменты, расположенные над комнатами Людовика, откуда король по тайной лестнице попадал к любовнице. Графине было положено ежемесячное содержание. Кроме того, король осыпал фаворитку дорогими подарками в виде поместьев и драгоценностей.
Людовик, очарованный Дюбарри, попал под ее полное влияние. Но Жанна редко пользовалась этим. Государственные дела графиню не интересовали.
Она могла попросить лишь за деятелей искусства, одним из которых был Вольтер, которому Дюбарри посылала деньги через племянницу философа. Жанна быстро привыкла к жизни во дворце. Она веселилась, танцевала и пела, придумывая всевозможные развлечения для себя и своего венценосного любовника.
За что ее сослали в изгнание и смерть В конце апреля 1774 года Людовик XV внезапно занемог. Королевский медик поставил Людовику страшный диагноз — оспа. Графиня вместе с дочерями короля дежурила у его постели.
В мае король умер и новым монархом стал Людовик XVI. Арест и почему ее отослали из Версаля С супругой молодого короля Марией-Антуанеттой у Дюбарри отношения были напряженными с первого дня появления фаворитки при дворе. Поэтому, первое, что сделала новая королева — добилась высылки графини.
Местом нахождения Жанны определили обитель Пан-о-Дам. Графине запрещалось выходить за стены монастыря. Через год условия немного смягчились, Жанне разрешили прогулки и выезды за монастырские стены с обязательным возвращением к вечеру.
Через три года Людовик XVI разрешил графине покинуть монастырь и поселиться в замке Лувесьен, полученным ею в дар от венценосного любовника.
Графиня Дюбарри стала первой фавориткой после умершей за пять лет до этого события маркизы де Помпадур. Чтобы девушка смогла занять это место, ее фиктивно выдали замуж за графа Дюбарри. Попутно было подправлено свидетельство о рождении — ее возраст был уменьшен на три года, а происхождение «выправлено» на дворянское.
Однако, прием Жанны в качестве официальной фаворитки, не означает что у неё не было врагов. Помимо противников герцога Ришелье и большинства придворных дам, которые сходили с ума от зависти, её ненавидел простой народ Франции. Непомерные расходы графини на фоне общей нищеты просто поражали. И скоро на улицах вовсю начали распевать сатирические куплеты про графиню. Тем более их распространению способствовала сама полиция по приказу министра герцога де Шуазеля. Вот один из них: Вот, Франция, твоё предназначение: от Девы некогда найдя спасение, Теперь во воле шлюхи загибаться. А придворные дамы какое-то время притворялись, что не замечают её, делая при встрече презрительно враждебный вид. Но какое дело было до этого Жанне, когда король ужинал у неё каждый вечер. Она развлекалась, словно девочка: покупала себе все что хотела, пела, танцевала до потери сознания, смеялась над шутками короля. Людовик был очарован её весельем, выдумкой и страстью. Особенно по сравнению с чопорными и сдержанными придворными дамами, которым вскоре пришлось закончить своё игнорирование мадам дю Барри. Дело решилось просто: все дамы получили приглашение на ужин, на котором была сделана приписка "Его Величество окажет честь своим присутствием". Отказаться от такого приглашения означало попасть в немилость. И понемногу самые непокорные дамы стали привыкать посещать салон мадам дю Барри. Правда критиковать её они никогда не перестали. Ведь графиня никогда не отличалась хорошими манерами. Ей словно была неведома стыдливость, и она даже любила представать перед гостями обнаженной. Короля же все это забавляло. Он никогда и не помышлял о том, что бы пристыдить её за подобные выходки. Как ни странно, ни её речь, ни вульгарность, ни отсутствие стыда совершенно не шокировали его. Он прощал ей абсолютно все за те радости, что она ему доставляла. Думаю, многие читали книги или смотрели фильмы о королеве Марии-Антуанетте. И знают, о том что существовала вражда между ней и графиней дю Барри до самой смерти короля Людовика XV. Так вот помимо союза двух династий Габсбургов и Бурбонов, была еще одна причина брака юной Марии-Антуанетты и дофина Франции. Идея союза 2 династий изначально принадлежала министру де Шуазелю, чьё положение с появление ставленницы герцога Ришелье мадам дю Барри пошатнулось - ведь графиня использовала всё своё влияние на короля, что бы настроить его против де Шуазеля. И это был последний козырь министра, который он незамедлительно использовал. Ему была необходим кто-то в противовес мадам дю Барри, которая в любой момент могла добиться его отставки. И этим человеком стала дофина Франции. Всю получилось довольно просто. Нравы, царившие при французском дворе, шокировали юную Марию-Антуанетту, а три незамужние дочери короля тесно дружившие с министром де Шуазелем , взяв дофину под свою опеку, добавили масла в огонь. Но Жанна была не так проста, как считал де Шуазель. С помощью интриг и хитростей она добивается отставки Шуазеля, которому не помогло даже заступничество дофины. Но для полного триумфа мадам дю Барри не хватает лишь одного - победы над Марией-Антуанеттой. Дофина понимала кто виноват в отставке её покровителя и друга. И еще больше возненавидела Жанну и окончательно перестала её замечать.
Своего отношения они не скрывают в том числе от папы. Уж сложно сказать, какие тонкости этикета мешали папе на них как следует рявкнуть, — но король молчит, хотя в одном эпизоде все же пыхтит и многозначительно зыркает на негодниц. Главное, королевские дочки настраивают против Жанны свежеиспеченную супругу наследника престола — молоденькую, растерянную, плохо говорящую по-французски Марию-Антуанетту. Четверть фильма посвящена тому, что Мария-Антуанетта отказывается заговорить с Жанной, а это значит скандал и немилость. Король, конечно, мог бы прикрикнуть и на невестку, но не хочет идти путем наименьшего сопротивления. Раз за разом своей вольностью она шокирует придворных: то появится в мужском платье, то с распущенными волосами, без парика это вообще по версальским представлениям конец света , то будет осыпать ласками мальчика-пажа Замора, подаренного королем а мальчик — чернокожий, и придворные расистки шипят, что он — недочеловек. Хорошо хоть дофин, будущий Людовик XVI, поддерживает Жанну, — то ли из уважения к королю, то ли потому, что он просвещеннее, тоньше и умнее собравшейся около трона швали. Майвенн Ле Беско в фильме «Жанна Дюбарри» Майвенн, 47-летняя девушка бретонско-франко-вьетнамско-алжирского происхождения, ни на секунду не похожа на реальную Жанну Дюбарри если честно, она больше похожа на Александра Ревву , так же как и Джонни Депп не очень-то смахивает на Людовика XV. Да и наследник престола не соответствует описаниям в реальности он Дюбарри скорее презирал. Но портретное сходство и историческая аккуратность давно никого не волнуют. А что для Майвенн интересно и важно — так это история любви. Добавить к фабуле «Красотки» ей особо нечего, но смотрится все это хорошо.