"Золотой голос" легендарных "Песняров", звезда белорусской эстрады Леонид Борткевич скончался 13 апреля. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича. Смерть Леонида Борткевича Борткевич Леонид Леонидович, биография — РУВИКИ Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости | Биография популярных Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант.
Леонид Борткевич: уйти, чтобы остаться
Белоруский музыкант Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске, окончил музыкальную школу по классу трубы, затем - архитектурный техникум. В 1970 году судьба свела Борткевича с Владимиром Мулявиным , который позвал талантливого юношу выступать в "Песнярах". Солист золотого состава ансамбля "Песняры" Леонид Борткевич известен как исполнитель песен "Вероника", "Беловежская пуща", "Купалинка".
Он скончался в реанимации 3-й больницы Минска: у артиста отказали почки. Она рассказала, что диабет у певца был около пятнадцати лет, но помимо него был «определенный букет болезней». По воспоминаниям Родянко, Борткевичу нездоровилось в течение двух дней до госпитализации, но он не хотел ехать в больницу.
В итоге пришлось вызывать «скорую помощь» — и это сделали Татьяна с сыном. Тогда у певца обнаружили высокое давление. Я уже предчувствовала что-то страшное. В ту же минуту раздался повторный звонок, и мне сообщили о смерти Лени. Раньше число 13 не вызывало у меня каких-либо предубеждений...
Известно, что у музыканта был сахарный диабет. Прощание с Борткевичем пройдет в четверг, 15 апреля, с 10:00 до 13:00 в Белорусской государственной филармонии. Наш канал в Telegram. Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Занимаясь художественным творчеством, он не расставался с музыкой ни на минуту. Во время учебы в техникуме при его непосредственном участии был создан ансамбль «Золотые яблоки». Студенты давали концерты, участвовали в сборных программах. После получения дипломов коллектив не распался, а продолжал выступать на различных вечерах. На одном из таких мероприятий вокал Борткевича услышал Владимир Мулявин. На следующий день он позвонил в архитектурное бюро, где в то время работал Леонид. Услышав по телефону, кто его спрашивает, Борткевич подумал, что его просто разыгрывают и бросил трубку. Тогда Мулявин отправил ему официальное приглашение в филармонию. Владимир Мулявин и Леонид Борткевич Молодой вокалист пришел на прослушивание, спел несколько песен из своего репертуара. Его чистый сильный голос настолько вдохновил Мулявина, что он тут же предложил сотрудничество. Более того, всего за ночь Владимир Георгиевич написал для этого голоса песню «Александрина». После ее премьеры на творческом вечере поэта Петруся Бровки в Колонном зале Дома Союзов в Москве, коллектив отправился на гастроли по Дальнему Востоку. Гонорар за первый гастрольный тур составил 4 тысячи рублей за 3 месяца. Леонид, как проектировщик получал в бюро 120 руб. Финансовая составляющая стала основной причиной перехода Борткевича из архитектуры в музыку. Вокалист был официально включен в состав ВИА «Песняры» в 1970 году. Ансамбль много гастролировал по стране. Перед одним из концертов в Краснодаре 22-летнему Леониду повстречалась 18-летняя Ольга Шумакова. Парень влюбился и вскоре женился на девушке. Оказалось, что ради него она бросила мужа, которого недавно проводила в армию. Супруги прожили вместе 5 лет, затем развелись. Сын Алексей 1973 г. Борткевич обвинил Ольгу в измене и не смог ее простить. У нее действительно в то время начинались отношения с другим мужчиной, а у Леонида Леонидовича назревал роман с четырехкратной олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике Ольгой Корбут. Голос Борткевича гремел на всю страну, Ольга Корбут долгое время считалась непобедимой на гимнастических мировых аренах. Оба находились на пике карьеры и всемирной славы. У «Песняров», единственных из советских артистов, сложилась идеальная история зарубежных выступлений и контрактов. Впервые коллектив выехал в США на гастроли в 1976 году. Там же музыканты записали пластинку. Американские продюсеры, видя огромный потенциал артистов, предложили организовать им мировое турне. Такой популярности, как у «Песняров», не добивался ни один советский артист ни до, ни после перестройки. При этом, Борткевич считал, что не может использовать свой творческий потенциал до конца.
«Хотела отдать ему почку»: тайная любовница Борткевича пыталась спасти «песняра»
А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать. В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР. Леонид Борткевич умер в апреле. Леонид Борткевич умер в апреле. Любовница исполнителя хита «Березовый сок» позвонила Саврасовой-Абрамовой через несколько дней после кончины избранника.
Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»
Судьба свела Леонида Борткевича с Владимиром Мулявиным, и эта встреча стала решающей в его дальнейшей биографии. Судьба свела Леонида Борткевича с Владимиром Мулявиным, и эта встреча стала решающей в его дальнейшей биографии. Бывший солист ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич умер чуть больше месяца назад (он скончался 13 апреля от почечной недостаточности), а его родные уже обсуждают, кому достанется наследство артиста.
«Как будто камертон, ни одной ноты мимо». Друзья и коллеги о «песняре» Леониде Борткевиче
Решили не рисковать здоровьем будущего ребенка, и рожать за океаном. Думали, что в США лучшие в мире врачи. Однако, именно и-за врачебной ошибки мальчик родился мертвым. Что еще хуже, больше рожать Ольга Корбут не могла. Но бывшей чемпионке в Америке некогда было поддаваться депрессии. В США ее знали, помнили и обожали. Часто звали на различные мероприятия, предлагали тренерскую работу.
В общем, Ольга была на виду и зарабатывала деньги. А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать. Мало того, что здесь его имя ничего не значило и он не был тут никому нужен, так еще и пребывать в тени успешной супруги после стольких лет звездной жизни в СССР было невмоготу. Отношения Леонида и Ольги постепенно сходили на нет. Еще оставаясь супругами, они уже каждый жили своей жизнью, не скрывая отношений на стороне. В конце концов, Борткевичу такая жизнь надоела.
В Америке Ольга была звездой, а он лишь приложением к ней. Лебединая песня До прежних высот было далеко, и все же в составе «Песняров» пусть уже и постаревший и не так красавец, как раньше, Борткевич чувствовал себя здесь нужным. Его имя опять было на слуху, он выступал, пел любимые песни, наслаждался звуком оваций из зрительского зала. В том составе «Песняров» он был, пожалуй, одним из самых звездных участников. Поэтому, когда в 2003 году умер Мулявин, все прочили Борткевича на место во главе прославленного коллектива. Однако, белорусские чиновники от искусства так же неожиданно пошли другим путем.
После этого обиженный Борткевич коллектив покинул, и создал своих собственных «Песняров», считая, что имеет на это право. В 2004-м Борткевич женился в третий раз. Мальчишка стал его настоящей отдушиной. Артист больше всего мечтал успеть вырастить сына и поставить его на ноги. Но и этот брак, видимо, развалился. О причинах ходили самые разные слухи.
Кто-то ругал его супругу, которая якобы разочаровалась в муже, который оказался не таким успешным, как это казалось раньше.
Почему же последние дни он провел один в минской квартире? С детства он солировал в хоре, однако поступать решил в архитектурный техникум, дабы получить «земную» профессию. Впрочем, от музыки юноша не отказался: в стенах учебного заведения студент стал вокалистом ВИА «Золотые яблоки». Успешен Борткевич оказался и в выбранной профессии: архитектор устроился в «Белниигипросельстрой», а на основе его дипломного проекта был спроектирован кинотеатр «Октябрь» в Минске. Тем не менее сердце артиста продолжало тянуться к искусству, и в 1970-м он вошел в ВИА «Песняры», где блестяще проявил себя. Отказаться от группы Леонид решился спустя 10 лет, когда поступил в ГИТИС на режиссерский факультет: учеба занимала много времени и сил, да и от гастролей вокалист подустал. Когда же случилось триумфальное возвращение, и как события в личной жизни повлияли на дальнейшую судьбу музыканта? Обо всем этом — в нашем материале.
Первые чувства Коллектив собирал аншлаги и мог похвастаться армией поклонниц В техникуме я крепко влюбился в сокурсницу по имени Валя, - признавался Борткевич в интервью. А потом наши отношения с Валентиной быстро сошли на нет. А меня захватил водоворот творчества во время учебы я впервые выступил в самодеятельности , и уже скоро Владимир Мулявин пригласил меня в «Песняры». С первых же гастролей Леонид вернулся с огромным гонораром в 3900 рублей, в то время как «Волга» стоила четыре тысячи. Мама певца ужаснулась, решив, что сын начал воровать. С трудом вокалист убедил родительницу, что так получают артисты — не все, а только хорошие. В семье вскоре появилась приличная мебель и телевизор «Рубин». Поклонниц у музыканта было хоть отбавляй, а на концерте в Краснодаре 22-летний артист познакомился с 18-летней Олей Шумаковой. Красавица так очаровала Борткевича, что он пригласил ее в Минск на Новый год.
Шумакова говорила, что пятилетний брак распался, когда она нашла новую любовь, ну а Борткевич встретил Корбут «В нашей крохотной однушке мама спала в комнате, а я частенько околачивался в прихожей на диване. Короче, в первый раз у нас с Олей все случилось именно на этом диване в вечер ее приезда. Этой же ночью уговорил Олю поехать в колхоз к моему знакомому, чтобы он зарегистрировал наш брак. Бедная мамочка, конечно, оказалась в шоке.
У Мулявина мы, кстати, все были как солдаты.
Владимир Георгиевич — чрезвычайно деятельный, шустрый и организованный человек. Проведу параллель с собой. Бывало, просыпался и начинал прикидывать план на предстоящий день: чем бы сегодня заняться? А у Володи таких вопросов не возникало — он вставал рано и был как заведенный до позднего вечера. Единственное, чего ему не хватало — времени.
Он был необычайно требовательным руководителем. Если, допустим, какая-то песня, на его взгляд, получала недостаточно радушный прием у слушателя мол, аплодисменты не те , то безжалостно с ней расставался. Причем порой, как мне казалось, довольно опрометчиво. Потому что частенько отсеивались и настоящие жемчужины. Вы даже не представляете, сколько у меня в голове шикарного музыкального материала, написанного Мулявиным, но до сих пор не реализованного… Ведь очень многие идеи в рамках «Песняров» так и остались не воплощенными в жизнь.
Хотя, уверен, ряд программ был бы встречен на ура не только в нашей стране, но и за рубежом. Помню, когда я был в гостях у Харрисона… — У Харрисона? Того самого, Джорджа? Но с Джорджем другая история. Я, как многим наверняка известно, был в течение двадцати пяти лет женат на гимнастке Ольге Корбут, и одним из ее поклонников был вице-президент компании 20th Century Fox, друг нашей семьи.
Однажды он пригласил к себе в гости на Гавайи, и по времени поездка совпала с моим днем рождения.
Худрук «Песняров» предложил талантливому парню сотрудничество, так наш герой стал постоянным солистом группы. В составе коллектива артист объездил полмира, стал обладателем множества наград и звания Заслуженного Артиста Беларуси. По мнению многих, он был самым голосистым и красивым из «Песняров» Музыканты много лет купались в лучах славы, были желанными гостями на всех мероприятиях и стали поистине национальными героями. И хотя официально Борткевич уже довольно долгое время не состоял в «Песнярах», артист часто выступал с коллективом, участвовал в совместных проектах. Но по большей части выступал сольно. Однако вмешалась глобальная пандемия, из-за которой пришлось отменить концерты и прервать работу. В последние годы артист занимался сольной карьерой Личная жизнь Леонида Борткевича С самой юности певец был окружен женским вниманием. Среди его пассий засветилась Примадонна Алла Пугачева. Влюбленные недолго были вместе, но звезда запретила мужчине даже заикаться о былом.
В браке на свет появился сын Алексей. После 5 бет счастливой семейной жизни «доброжелатели» открыли глаза артисту на измены супруги, пара рассталась. Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. С Ольгой Шумаковой Во второй раз Борткевич вступил в брак с прославленной гимнасткой Ольгой Корбут, с которой познакомился в самолете. Избранница подарила музыканту сына Ричарда 1978. Эта семья знаменитостей просуществовала 22 года.
Годы детства и юности
- Детство и юные годы Борткевича
- Леонид Борткевич: Роман с Пугачевой я придумал - Союзное Вече
- Годы детства и юности
- Леонид Борткевич — биография певца
Леонид Борткевич — биография певца
Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР. советский и белорусский эстрадный певец.
Звездный период
- «Он был легендой музыки и светлым человеком». Друзья вспоминают о Борткевиче
- Причина смерти Леонида Борткевича. Могила и похороны «песняра» / Тайны смерти
- Начинающий архитектор с мечтами о сцене
- Внебрачная дочь и пропавшие миллионы: вокруг наследства Леонида Борткевича разразился скандал
- Звездный период
Памяти "Песняра" Леонида Борткевича: фото разных лет
До этого окончил музыкальную школу по классу трубы. Закончил архитектурный техникум. Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля "Золотые яблоки". Работал архитектором в "Белгипросельстрое". Следующим местом работы в 1970г.
Та же в свою очередь говорит о неверности солиста. Леонид Леонидович долго не горевал. Еще во время брака он закрутил роман с Ольгой Корбут. После развода пара женилась. Через некоторое время супруга подарила ему второго наследника, сына Ричарда. Брак продолжался 22 года. Причиной развода стал новый роман Борткевича. Сам артист признался, что начал относиться к супруге, как к другу. В 34 года Леонид Леонидович встретил девушку по имени Света.
Ей не было и 16 лет. На протяжении долгих лет они поддерживали общение. Однако этот союз так и не перерос в брак. Вскоре Борткевич на концерте познакомился с девушкой, которую зовут Татьяна. Она была больше, чем на 30 лет старше от Леонида Леонидовича. Однако это не помешало им полюбить друг друга. Артист сделал предложение возлюбленной. В свою очередь Татьяна подарила супругу сына. Его назвали Кристиан.
Имеется у Леонида Леонидовича и еще один сын.
Леонид Леонидович и ещё несколько участников тут же ушли из ансамбля и стали выступать под эгидой российского ООО «Песняры». Зимой 2009 года певец вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под его же руководством. Личная жизнь Леонида Борткевича Леонид Борткевич, личная жизнь которого была насыщенной, женился три раза.
Первой супругой артиста была Ольга Шумакова, с которой он познакомился во время гастролей в Краснодаре. Они встретились перед концертом «Песняров», 18-летняя девушка на тот момент была замужем, но ради музыканта ушла от мужа. В этом браке на свет появился сын Алексей. Спустя 5 лет семейной жизни пара развелась.
Сам артист говорил, что распался брак из-за измен жены: «Когда я узнал, что моя первая жена мне изменяет, у меня появилась вторая: Ольга Корбут приехала и забрала меня из семьи практически силой». Леонид Борткевич и Ольга Шумакова слева с сыном и подругой, фото: Pressreader. Я его просто переросла. Да, у меня тогда начинались отношения с другим мужчиной, и я хотела разрулить ситуацию корректно.
Помог Лёня. Однажды я раньше времени вернулась с курорта, а в нашей квартире меня встретила Корбут в халате. В ванной развешено её бельё». Леонид Леонидович рассказывал, что в 1975 году на фестивале «Медем» в Каннах у него случилась интрижка с Примадонной.
Артисты познакомились на репетиции, затем продолжили общение во время совместного ужина. Алла Пугачёва и Леонид Борткевич, фото: adrin. Поженились они 7 января 1979 года. Спортсменка подарила супругу сына Ричарда.
Ольга Корбут и Леонид Борткевич, фото: starhit. Борткевич говорил: «Ольга была женщиной моей судьбы, но не моей жизни. В первую очередь мы с ней были друзьями, а уже потом супругами.
Кое-что получалось. Но не более того. По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А. А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты». И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки.
И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как». Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно. Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…». И дальше по тексту. Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс!
Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления. Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал. Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена».
В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда. И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте». Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно». А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…». А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными.
Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай! Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича?
Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта. Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году. В этом журнале была опубликована блестящая статья А. Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным. В этом номере были напечатаны и мои интервью разных лет с Мулявиным, ранее публиковавшиеся в СМИ, и сделана перепечатка статьи А. Вейценфельда — разумеется, с соответствующей ссылкой на журнал «Звукорежиссер».
Потом связались с ее автором статьи, объяснили, что готовим книгу памяти Песняра, и попросили его сделать эксклюзивный материал для книги. Составитель книги Людмила Крушинская встретилась с Борткевичем по делам подготовки этой книги и, в контексте разговора, сообщила, что получила блестяще написанный материал профессионала. Ну, а дальше — появилась его книга, в которой статья московского музыковеда предстала «в разобранном виде». Сам же Борткевич так и не дал свой «эксклюзив» для нашей книги, а ограничился тем, что передал Крушинской две страницы компьютерного текста из своей будущей книги. По этому тексту я высказал Людмиле Алексеевне свое возмущение, так как увидел в нем фрагменты из моих уже опубликованных интервью с Мулявиным, пересказанных Борткевичем без каких-либо ссылок. Единственное, что сделал Борткевич для книги «Владимир Мулявин, Нота судьбы» — это подсказал редакции московский телефон композитора Давида Тухманова. За это ему — спасибо. Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения.
В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь….