Отношения Николая II и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. Итак, Матильда Кшесинская влюбилась в Николая II, тогда еще Цесаревича Наследника. Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. С 1896 года прима-балерина Императорских театров Матильда Феликсовна Кшесинская, принятая в труппу Мариинского театра, получила там кличку "Кшесинская Вторая".
Особняк в стиле модерн
- Биография Кшесинской Матильды
- РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
- «Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой
- Чем очаровывала польская балерина Кшесинская мужчин дома Романовых
Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии
6 декабря 1971 года не стало Матильды Кшесинской. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская. Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года. Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени.
Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
Среди ответчиков значились Петроградский комитет социал-демократической рабочей партии, ЦК той же партии, Центральное бюро профсоюзов, Петроградский районный комитет партии социал-революционеров, Клуб военных организаций, помощник присяжного поверенного С. Багдатьев, студент Г. Агабабов, который первым поселился в особняке. Был в этом списке и "кандидат права В. Ульянов лит. Особняк в стиле модерн В апреле 1904 года дворянин Александр Коллинг приобрел в Петербурге участок земли "общим размером квадратных 730 сажен" на пересечении Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы сейчас — улица Куйбышева. Через год стало известно, что Коллинг — всего лишь посредник. Официальное право собственности на участок перешло к прима-балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской — одной из самых состоятельных женщин Российской империи. По неизвестным причинам она "не желала огласить себя покупщиком этого имущества" сразу же после сделки.
Газета "Петроградский листок" в 1917 году отмечала: "Уже несколько лет, как столичные обыватели любовались на изящный домик-особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, принадлежащий балетной артистке М. Место, которое выбрала эта балетная премьерша для своего палаццо, является в настоящее время лучшим в Петрограде, так как с постройкой Троицкой площади, Каменноостровский проспект в этой начальной своей части превратился в одну из аллей Булонского леса в Париже". В десятилетие, предшествовавшее революционному 1917-му, дом Кшесинской стал одним из центров культурной жизни. Петроградская публика часто называла роскошный особняк дворцом. Здесь бывали актеры Александринского и Мариинского театров, звезды балета, в том числе Тамара Карсавина и Айседора Дункан, а также представители династии Романовых, с которой у Кшесинской были особые отношения. Ни для кого не являлась секретом ее близость к императорской семье: давний роман с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, потом еще один — с великим князем Сергеем Михайловичем, и еще один — она фактически была гражданской женой великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II, и даже родила от него сына Володю. Но Кшесинская признавалась в мемуарах, что принимала в этом живейшее участие. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось".
Страсть к танцам у Матильды пробудилась в возрасте 3 лет. Тогда отец начал брать малышку с собой в Большой театр. А уже в 9 лет ей досталась роль в балете «Дон Кихот». Судьбоносное знакомство девушки с будущим императором Николаем Александровичем состоялось на выпускном вечере после окончания Императорского театрального училища. На тот момент ей было 17 , а наследнику-цесаревичу — 21. Отец Николая захотел лично познакомиться с молодым дарованием, так что в тот день он протянул ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета». А потом усадил Матильду и Николая вместе со словами: «Смотрите только не флиртуйте слишком». Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником.
Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон». Узнав о романе своего сына с начинающей балериной, мать Николая запретила Феликсу Кшесинскому принимать его дома. Влюбленные стали видеться в карете, стоявшей в переулке. Вскоре Матильда заговорила с отцом о своем переезде. Он был в сомнениях, так как съезжать незамужней девушке было неприлично, да и сам роман не имел будущего. Однако он разрешил ей сменить место жительства, но только вместе со старшей сестрой. Так, при финансовой поддержке Николая она сняла дом, в котором они и жили.
В 1894 году состоялась помолвка между Николаем и Алисой Гессен-Дармштадтской. Последнее свидание Николая и Матильды прошло «на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном». Там будущий император разрешил ей продолжать обращаться к нему на ты и пообещал прийти на помощь в любой сложной ситуации. Матильда Кшесинская частенько козыряла своей приближенностью к Николаю. Однажды, когда ее не допустили к парадному балету Большого театра, посвященному коронации, она написала жалобу в высшие инстанции. Ее пропустили, а сама она написала : «Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». А однажды она отказалась облачиться в некий костюм, ей выписали штраф. Она оскорбилась и написала царю, который постановил отменить штраф, а директор театра подал в отставку.
Матильда Кшесинская частенько козыряла своей приближенностью к Николаю. Однажды, когда ее не допустили к парадному балету Большого театра, посвященному коронации, она написала жалобу в высшие инстанции. Ее пропустили, а сама она написала : «Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». А однажды она отказалась облачиться в некий костюм, ей выписали штраф. Она оскорбилась и написала царю, который постановил отменить штраф, а директор театра подал в отставку. После расставания с Матильдой Николай поручил своему двоюродному дяде Сергею Михайловичу присматривать за ней. Позднее он стал не только ее покровителем , но и любимым человеком. После прекращения отношений с Матильдой он так и не женился, а в момент кончины держал в руке медальон с портретом возлюбленной. Великий князь Сергей Михайлович остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которые можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила». Там Матильда показывала свое мастерство с момента окончания училища с 1890 года и до 1917 года. Еще будучи ученицей училища, она сомневалась в правильности выбранного пути и даже подумывала бросить занятия, но, увидев танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, поняла, к чему следует стремиться. У нее был низкий рост 153 см , крепкое телосложение, мускулистые ноги и маленькая головка. Но она преображалась, когда просто улыбалась. Низкий рост позволил ей осуществлять самые сложные танцевальные па. Кстати, она стала первой русской балериной, которой было под силу исполнить 32 фуэте подряд. Матильда известна и тем, что постоянно укорачивала свои танцевальные костюмы. Ее выводило из себя, что длинные подолы просто-напросто мешают ей делать технически сложные па. Она проявляла спортивный характер не только в работе, но и в жизни. В 1896 году ей присвоили статус примы-балерины императорских театров. Девушка сразу же выдвинула условие, что будет танцевать лишь 3 месяца в году, а такого себе еще никто не мог позволить. Она же стала инициатором повышения зарплаты ведущим артистам. Спустя 10 лет служения в Мариинке Матильда Феликсовна устроила бенефис. Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна.
Леньяни, написанное в 1890-е годы, ряд писем к М. Кшесинской, в том числе Великого князя Андрея Владимировича 1915 , А. Плещеева 1915. Это фонды деятелей театра и балетных критиков, но также и фонды организаций. Например, личное дело М. Кшесинской на 7 листах 1904 г. В этом году она официально покинула Императорскую сцену, оставив за собой право на разовые выступления по контрактам. Наиболее распространенным типом материалов, имеющим отношение к М. Кшесинской, являются фотографии в ролях и программы спектаклей. Фотографии и фотооткрытки можно найти в фондах Д. Программы спектаклей «Карнавал» и «Дон Кихот» в фонде Л. Кроме того, в разных фондах встречаются статьи о творчестве М. Кшесинской, воспоминания о ее выступлениях. Волынского к М. Кшесинской без даты, письма и телеграммы балерины к нему 1912-1913 годов. Можно отметить альбомы, в которых есть автографы Кшесинской, ее фотографии. Несколько альбомов относятся к категории «особо ценные». В альбоме А. Бахрушина, обтянутом парчой, находятся автографы более ста выдающихся деятелей театра, художников, театральных и литературных критиков, писателей, коллекционеров и критиков. Записи начинаются в 1894 году и заканчиваются в 1910 году, то есть альбом соответствует периоду, когда началось строительство нового дома, в котором несколько помещений отводилось под театральную коллекцию, и временем, когда эта открытая для доступа профессиональной публике коллекция получила статус музея при Академии Наук. Этот альбом может служить свидетельством того, как постепенно менялся круг лиц, приходивший к коллекционеру, как возрастало число знаменитостей. В этом альбоме около 200 листов, автограф очень мелким почерком Матильды Феликсовны находится на листе 158 — «И тот счастлив, кто видел. Вероятно, запись была сделана после знакомства с обширной театральной коллекцией, которую А. Бахрушин начал публично показывать с середины 1890-х годов. Известно, что в ней была уникальная коллекция балетных туфелек со времен М. В этот же день свои автографы оставили Н. Легат и Э. На предшествующих листах встречаются автографы нескольких артистов балета В. Гельцера, М. Мордкина, М. Петипа, А. Павловой, С. Легата, Н. После автографа Кшесинской автографы солистов балета практически не встречаются. В альбоме автографов и рисунков артистов и художников оперного антрепренера С. Зимина за 1913-1934 годы есть не только автограф М.
«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь»
Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. Матильде Феликсовне был присвоен титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже светлейшим князем. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская появилась на свет 19 (31) августа 1872 года. Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь. Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной «балетной» — она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской).
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых
Матильда Кшесинская: фуэте в постели с наследником престола - Статьи | 6 декабря 1971 года не стало Матильды Кшесинской. |
Матильда Феликсовна Кшесинская. Супружеские измены | Ей то и посвящена заключительная глава нашего повествования, последнее па изящного танца жизни Матильды Феликсовны Кшесинской. |
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | Аргументы и Факты | У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II. |
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | она родилась 1 сентября 1872 г. в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге. |
Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии
Да, у сильных мира сего любовницу из балетных иметь было престижно. И да, нравы там были гораздо свободней. Но балерины, а уж тем более прима-балерины, всегда имели возможность выбора, их надо было завоевывать. К их ногам бросали не только кошельки, но и сердца, и жизни. Вероятно, Кшесинская была самой очаровательной девушкой своей эпохи, иначе как объяснить, что многие мужчины самой влиятельной семьи России оказались ею покорены.
В мемуарах директора императорских театров, князя Сергея Михайловича Волконского, Матильда предстает отнюдь не душкой. Еще раз напомню, Кшесинская из театральной семьи, и законы жестокого мира Мельпомены и Терпсихоры усвоила с детства. Хочешь оставаться на плаву — интригуй. Ну а всякие мелкие балетные гнусности, вроде толченого стекла в пуантах, не нужны, когда имеешь таких покровителей.
Возможно, автор мемуаров несколько пристрастен по весьма банальной причине: в отставку он вынужден был подать из-за нежелания Малечки надевать костюм с фижмами, утвержденный для исполнения роли. Подумать только, такая ирония, потерять работу буквально из-за женской юбки. Следующий директор императорских театров, Владимир Аркадьевич Теляковский, печальный опыт своего предшественника вынужден был учитывать. Вот остроумная фраза известного театроведа Давида Золотницкого на этот счет: «Прима-балерина опиралась на свои интимные связи с весьма высокопоставленными лицами, и Волконский тут был бессилен.
Теляковский не был, конечно, бунтарем. Он имел достаточно благоразумия, чтобы примириться с наличием еще двух директоров императорских театров: М. Кшесинской - в петербургском балете и М. Савиной - в петербургской драме.
Может быть, поэтому он пишет о них излишне резко. Правда, ему хватило объективности признать, что актрисы это были действительно выдающиеся, но дать им сколько-нибудь полную творческую характеристику он не сумел». Творческую характеристику не сумел, зато составил тонкое личное наблюдение: «Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется». Читайте также: Владивостоку показали "Матильду": первые впечатления И все же, то активное участие, которое принимали покровители Кшесинской в балетных делах, удивляет оба директора театров описывают постоянные встречи, записки и даже шифрованные телеграммы от высших лиц государства с хлопотами о Матильде.
Тот же Сергей Михайлович Романов, многолетний поклонник Матильды, президент Русского театрального общества и, на секундочку, командующий всей российской артиллерии, постоянно идет на поводу ее капризов. И это в начале XX века, когда Россия была в шаге от катастрофы.
Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Справа — Матильда Кшесинская с сыном, 1916 Слева — М. Портрет Матильды Кшесинской, 1991. Справа — Матильда Кшесинская, фото в цвете После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда — во Францию. В 1921 г. В 1929 г.
Матильда Кшесинская в своей балетной школе Матильда Кшесинская, 1954 Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей. Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод: что связывало балерину Матильду Кшесинскую и Николая II.
Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке. Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной.
Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности. В воспоминаниях Г. Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы. Костюм С.
Человеку на чай — 10 коп. Борная кислота — 15 коп. Вове — 5 коп». В 1921 году Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем и перешла из католичества в православие с именем Мария. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла балетную студию в Париже.
Да и питомцы, питомицы этих школ в большинстве своем носили русские имена и фамилии, подчас весьма знатные. Они представляли собою первое поколение русской эмиграции, появившееся на свет уже вдали от России, в изгнании, в бегах. Одну из этих студий вела Матильда Кшесинская, легенда Мариинского театра. Матильда Кшесинская на уроке с ученицей Т. Рябушинской, Париж, 1930-е гг.
По слухам, которые мало кто ставил под сомнение, она была любовницей последнего российского императора Николая Второго.
В своих воспоминаниях 85-летняя Кшесинская утверждала, что на ужине после спектакля Александр III посадил её за стол рядом с собой и с наследником и сказал: «Только не слишком флиртуйте». Так вроде бы император благословил её роман с цесаревичем Николаем. Согласно же дневнику, Матильда сама затащила императора к своему столу, а её подруга Женя тоже сделала с наследником.
Кстати, у Николая до Матильды была ещё одна ученица театрального училища, и тоже полька — Мария Лабунская. Она была на два класса старше Матильды и училась вместе с её братом Иосифом Кшесинским. От брата Матильда знала о романе Лабунской и периодически напоминала о нём Николаю. Дело в том, что в 1892 году из-за каких-то дворцовых интриг Лабунской выдали крупную сумму денег и велели убираться из России.
В начале 1890-х годов юные гвардейские плейбои великий князь Сергей Михайлович и его сослуживцы по полку Воронцов и Шереметев организовали «картофельный клуб». Как-то я прочел опус учёной дамы, в котором с чувством рассказывалось, как они ходили в турпоходы и в золе жарили картошку. Увы, во Франции такой «картофель» называли «клубничкой». Вскоре в «картофельный клуб» вступает и наследник престола, будущий император Николай II.
В его дневнике появляются частые упоминания о походах за «картофелем». Став императором и вступив в брак с Алисой Гессенской, Николай II передал свою сладкую «картофелину» троюродному дяде Сергею Михайловичу. Зато главный инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович безумно влюбился в балерину. Ну, и что теперь светило Матильде?
Великие князья, оставляя своих метресс, давали им состояние, позволявшего жить на уровне купчих 2-й гильдии, не более. Кстати, цесаревич Николай, попрощавшись с Кшесинской, подарил ей дом на Английской набережной, который в 1876 году великий князь Константин Николаевич подарил своей метрессе актрисе Анне Кузнецовой. Позже обедневшая метресса продала дом. Кроме того, Николай подарил Матильде несколько драгоценностей.
И всё! И если бы не новый блестящий роман, о Кшесинской мы бы знали не больше, чем о Числовой, Кузнецовой, Лабунской и т. Блестящий роман с Сергеем Михайловичем? Да с ним скучно.
Кшесинская Матильда: прославленная русская балерина
Умерла Матильда Феликсовна в декабре 1971 года, не дожив до ста лет всего несколько месяцев. Матильда Кшесинская— талантливая балерина, одна из ярких личностей, связанных с политической историей Российской Империи. 1893 гг, после помолвки императора они расстались. она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской).
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын. Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров.
Муза царственных мужчин. Матильда Феликсовна Кшесинская.
Эту брошь, в качестве юбилейного подарка десятилетие службы на сцене Императорского театра Государь выбирал для знаменитой балерины вместе с Императрицей. Многозначительный подарок, ибо змея символизирует мудрость, сапфир — память. Па третье. Зрелость танца.
Интриганка или слишком - Женщина? Они расстались без слез и сцен. Вскоре после помолвки Цесаревича.
В апреле — мае 1894 года, по возвращении его из Кобурга. Последняя встреча была на Волконском шоссе. Кшесинская писала о ней: «Как всегда бывает, когда хочется многое сказать, говоришь совсем не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного.
Да и что сказать друг другу на прощание, когда к тому же еще знаешь, что изменить уже ничего нельзя, не в наших силах! Изменить было ничего нельзя. Гордой полячке пришлось брать себя в руки, и она сделала это.
Петипа « Пробуждение Флоры». Матильда Кшесинская с блеском танцует в нем главную партию. У нее огромное количество поклонников.
И среди них заметно выделяется Великий князь Сергей Михайлович, дядя Наследника, главный инспектор артиллерии. Он покупает для балерины роскошную дачу в Стрельне, оборудует ее мини — электростанцией — редкость по тем временам необычайная. Осыпает Кшесинскую драгоценностями, подарками, платя за каждый ее каприз.
Молва немедленно соединяет их скандальными узами гражданского брака, но «блистательная пани» смотрит на все сквозь опущенные ресницы, к подаркам - равнодушна.. Дни напролет проводит в комнате для занятий. В феврале 1895 года, вскоре после свадьбы императора Николая, прима неожиданно уезжает в Монте — Карло, Она дает четыре спектакля в монакском театре «Казино».
Газеты и журналы Европы полны самых сочувственных и заинтересованных отзывов о «маленькой русской».. В июне 1895 года Кшесинская едет в Варшаву танцевать с отцом, и своими постоянными партнерами - танцовщиками Бекефи и Легатом. В Варшаве ее ожидал полный триумф.
Она покорила зрителей соединением классической манеры танца с изяществом и сдержанным пылом, присущим лишь ей одной. После первого тура мазурки с Кшесинским — старшим зал взорвался овациями. Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией всех движений.
Мы еще не видели чардаша в таком чудесном исполнении, какое дает нам госпожа Кшесинская.. В десятилетний бенефис, в феврале 1900 года, поклонники вместе с ценными подарками преподнесли ей в дар изящно оформленные альбомы с ее фотографиями и всеми статьями из газет, когда - либо написанными о ней! Этим трогательным знаком внимания актриса гордилась более, чем роскошью драгоценностей.
Рецензии о работе своей балетной студии в Париже и отзывы о спектаклях учениц : Марго Фонтейн, Алисии Марковой, Марфы Шаляпиной она вклеивала в альбомы сама.. Продолжала традицию. Но это было позже, уже — после России.
В разгар лета 1895 года балерина вернулась из гастрольного турне, все еще храня в сердце боль расставания. На людях она старалась казаться веселой, беззаботной, но «оставаясь одна, с собой, я глубоко и тяжело переживала столь дорогое мне прошлое, мою первую любовь». Историки много и усердно пишут и говорят о том, какие отношения связывали знаменитую артистку с Великим князем Сергеем Михайловичем: платонические или не очень, дотошно, с пристрастием рассматривают счета оплаченных драгоценностей и меблировки, беззастенчиво копаются в частных письмах, строят далеко идущие предположения о каких то интригах Кшесинской против Дирекции Императорских театров..
А она сама говорит обо всем этом мало, неизменно добавляя только, что «Сергей Михайлович относился к ней замечательно и больше выступал в роли покровителя и друга, чем возлюбленного». А новые роли и премьеры интересовали Кшесинскую сильнее, чем придворные интриги. Хотя, надо заметить, что она умела отстаивать свое положение прима — балерины в театре должным образом!
Так, по ее упорному настоянию, Дриго и Петипа специально придумали для нее партию Желтой жемчужины в балете «Жемчужина», который был поставлен на сцене во время коронационных торжеств. Ни композитор, ни балетмейстер, конечно, ни разу не пожалели об этом! Партия «лишней» Желтой жемчужины стала подлинным украшением всего балета.
Но злые языки за кулисами шипели, что «всесильная Малечка» прибегла к «Высочайшему покровительству», настрочив записку бывшему Возлюбленному. Как то странно думать, что Матильда Феликсовна, обладая врожденным чувством такта и светскости, - это видно с первых страниц ее книги — дама, безупречно воспитанная, стала бы беспокоить подобными «театральными пустяками» человека, который только недавно стал Императором России, да еще в момент коронационных торжеств! Сложно представить, что она могла написать в этой записке.
Другое дело, что с помощью своего неотразимого дара убеждения, и того обаяния, которое было присуще ей, она умела и могла убедить кого угодно и в чем угодно, а ее страстная заинтересованность в том деле, которому она служила, покоряли всех и вся! В ней было слишком много пленительного, женского, неожиданного. Много пыла и искренности, да и - таланта, чтобы кто — то мог перед нею устоять!
Здесь примером может быть история, которую рассказала сама Матильда Феликсовна о своих гастролях в Париже, в «Гранд — опера», в 1908 - 09 годах. Кшесинская стремилась выступить перед парижской публикой во всй красе, и мечтала вставить в свой спектакль «Корриган» вариацию из технически трудного и любимого ею балета Ц. Пуни « Дочь фараона», а это было делом непростым, поскольку в Опера считалось недопустимым вставлять в балет одного композитора музыку другого.
Но Кшесинская, единожды задавшись целью, никогда не отступала от намеченного плана. Она решила поговорить с Мессаже — вторым директором Опера. Мессаже спросил меня, почему же я не вставлю в балет что — либо, на что я ответила, что я не могу этого сделать без его разрешения и после маленькой паузы добавила, что, если он позволит, то я завтра же начну репетировать свою вариацию.
Массаже сразу дал согласие и разрешение, и на следующий день я, радостная, принесла на репетицию свою музыку и потом в балете «Корриган», я уже танцевала свою вариацию». Этот вставной номер имел такой небывалый успех, что Кшесинской пришлось бисировать, а это было в «Опера» «исключительным случаем»! Она и сама была «исключительным случаем» балета.
Пользуясь своим положением прима — балерины и влиянием на Дирекцию она лично могла составлять свой репертуар , имела в театре партии, какие только хотела, но, заметив необыкновенный талант Анны Павловой, и чутьем угадав ее блестящее будущее, настояла на том, чтобы знаменитый Петипа уделял молодой артистке больше внимания. Специально для Павловой им был поставлен балет «Жизель», что стало крупнейшим событием в истории русского искусства вообще! Тамаре Красавиной, выпускнице Императорского училища, Кшесинская - прима подарила свой костюм для первого выступления на сцене.
Вацлаву Нижинскому, будущей «незакатной звезде» русского балета, оказала честь, выбрав его своим партнером и оттачивала с ним вместе мастерство поддержек и па — де - бра, адажио и жете — а - турнан. Уроки свои она давала шутя, заразительно смеясь, а иногда заставляла крайне самолюбивого и вспыльчивого Нижинского, мучительно краснея, ревновать к тем овациям, которые часто раздавались в ее адрес во время их блестящих выступлений дуэтом! Очень трогательно читать о подарке Нижинского « пани Малечке» чудотворной иконы Божией Матери в серебряном окладе, которой она безмерно дорожила, и которой позже благословляла своих родных и знакомых, считая, что икона эта обладает бесценной силой спасения.
Перед нею она часто молилась и в эмиграции. Узнав, уже за границей, что Нижинский во время приступов своей опасной болезни — воспаления мозга, часто звал ее по имени, Кшесинская разрыдалась неудержимо, что с нею бывало крайне редко. Она до конца дней своих сохранила убеждение, что если бы смогла в те страшные дни быть рядом «с Вацликом», то болезнь, навсегда отнявшая у него память, могла бы принять совсем другой оборот.
Было ли это убеждение наивным?.. Кто может знать? Кшесинскую всегда называли «слишком Женщиной» и на сцене и в жизни!
Па четвертое. Блеск танца. Любовь и материнство.
Бог и природа одарили Кшесинскую щедрым и теплым сердцем. Не ее вина, что она столь часто страдала от предубеждений против нее, от интриг и насмешек. Блистательная, гордая, уверенная внешне, Кшесинская, на самом деле, очень тяжело душевно переживала не только свои личные драмы, но и драмы на сцене.
К примеру, уход с поста Директора Императорских театров князя С. Волконского, которого она очень всегда уважала и ценила, считая его тонким знатоком театрального искусства и балета, но которому не смогла в какой то момент объяснить свою непричастность к скандальным происшествиям и слухам в театре. Суть неприятности с князем Волконским состояла в том, что прима Кшесинская была оштрафована дирекцией за «недопустимое поведение»: сменила костюм, заказанный к очередному спектаклю дирекцией на свой собственный, поскольку в заказанном ей было неудобно танцевать.
Она обжаловала решение администрации о штрафе, дело получило широкую огласку, было раздуто до невероятных размеров бюрократами и сплетниками, и, чтобы прекратить шум скандала, Волконскому, корректно, но жестко, предложено было уйти с поста директора. А, может быть, он ушел - сам, посчитав Кшесинскую капризной особой?. Известно доподлинно одно: князь Сергей Михайлович Волконский, в Париже, в 1929 году, возобновив знакомство с Кшесинской, души в ней не чаял, принял горячее участие в обустройстве ее балетной студии, читал лекции ее ученицам, и написал прекрасную статью о Кшесинской, как педагоге балета.
Матильда же Феликсовна неизменно отзывалась о блестящей натуре Волконского только в восхищенных тонах, и до самой смерти жалела о том «досадном, нелепом случае со штрафом! Дягилевым, что помешало ей, как звезде балета, выступать в его «Русских сезонах». У Дягилева блистала Павлова.
А Кшесинская организовала свое собственное турне, и выступала с неменьшим успехом, несколько притушенном овациями журналов и газет в адрес дягилевских «Seazon la Russe» Кшесинская не завидовала. Она лишена была этого чувства. Как всякий самодостаточный человек, знающий цену себе и своему таланту.
Признавалась лишь в сожалении о том, что не смогла удержать отношений на ровной ноте, что часто страдала от предубежденности своих товарок по сцене, вынудивших ее в конце концов, покинуть Мариинский театр и стать «артисткой по контракту». Не сожалела она только об одном: рождении сына Владимира 18 июня 1902 года. Этому предшествовала история любви, столь удивительная, и столь захватившая Кшесинскую, что грешно ей было жалеть обо всем, что потом случилось, хотя это едва не поставило креста на всей ее светской и балетной карьере.
В феврале 1900 года, через несколько дней после бенефиса, Кшесинская устроила у себя дома парадный обед. Присутствовало несколько особ Дома Романовых, в их числе Великий князь Андрей Владимирович, кузен Государя, человек весьма незаурядный и тонко образованный. Он давно интересовался Кшесинской, посещал все ее спектакли, бывал на ее приемах — она при всей загруженности в театре и гастролях давала дома вечера и обеды -, но о чувствах как то не приходилось говорить, а может, — не считал нужным?...
Во время обеда они сидели рядом, и от какого то неловкого движения сказалось тщательно скрываемое волнение? Она сумела как то быстро замять неловкость, шуткой и оживленным разговором. Так весь вечер и протанцевала и проговорила с незадачливым кавалером, украсившим ее платье из Парижа «винною розой».
А под конец вечера поняла, что влюбилась. Это так и бывает. Порой — навсегда.
Так было и с Кшесинской. Есть точная дата того дня, когда они стали близки. Они всю свою жизнь вдвоем — более тридцати лет - помнили ее, эту дату, и отмечали, как годовщину встречи.
Я не буду приводить ее здесь, хотя она мне известна доподлинно. Скажу только, что всю оставшуюся жизнь, все свои дальнейшие взлеты и падения, скитания и жизнь на чужбине, в эмиграции, когда надо было завоевывать «право на бытие» - заново, отгоняя от себя огромную душевную боль, а то и элементарное чувство голода и страха; жизнь, связанную с Андреем Владимировичем Романовым, вплоть до его кончины, Матильда Феликсовна называла «романтической сказкой».. Стоит только вдуматься в эти слова и все становится ясно.
Обнаружив во время совместной заграничной поездки с Андреем Владимировичем по Италии и Франции, что она - беременна, Матильда Феликсовна долго не могла сказать возлюбленному об этом. Ей надо было принять сложное решение, бросить вызов обществу и, быть может, проститься с балетом навсегда. Она приняла решение.
Танцевала столь долго, сколько это было возможно. Ушла со сцены, когда до родов оставалось только три месяца. Истинная женщина!
Отказала Великому князю Сергею Михайловичу в пылком предложении руки и сердца и усыновлении будущего ребенка. Дитя долгое время оставалось незаконнорожденным. Лишь по достижении им десятилетнего возраста Матильда Феликсовна решилась просить Государя Императора о присвоении сыну родовой фамилии «Красинский», для чего она специально ездила в Варшаву и искала документы в польских архивах.
Нашла мимолетное упоминание в знаменитом «Польском гербовнике». Прошение Кшесинской было удовлетворено, но Владимир был записан в паспорт с отчеством «Сергеевич», так как родители его в законном браке не состояли. Отчество свое он сменил лишь после венчания родителей в Франции, уже в эмиграции, прибавив к фамилии: «Красинский» и титул «князя Романовского».
Он обожал свою мать и вовсе не потому, что имел, как избалованный мальчик «царских кровей», все, что ему хотелось, даже моторную лодку и игрушечное авто, и собственный же игрушечный домик о двух комнатах, с серебром, посудой и бельем!
Старший брат Станислав умер в младенчестве. Остальные трое - красавица Юлия, вошедшая в историю балета как Кшесинская I, брат Иосиф, оставшийся в Советской России и ставший заслуженным артистом страны, и сама Кшесинская Матильда, знаменитая тем, что первой из русских балерин исполнила 32 фуэте и убрала с отечественной сцены господствовавших здесь иностранных прим, - были виртуозными танцовщиками. Обольстительная малютка Отец часто брал ее с собой в театр и один раз даже забыл ее там. С актерским миром девочка была знакома с детства и не могла представить себе иного пути, кроме сценического. Она выросла талантливой балериной и несравненной обольстительницей. Красотой девушка уступала сестре, но была преисполнена того очарования, которое не оставляет людей - особенно мужчин - равнодушными. Невысокая рост Матильды Кшесинской был равен 1,53 м , с полными ножками и удивительно узкой талией, она была полна жизни. Смешливая и радостная Маля привлекала к себе всеобщее внимание, чем более чем удачно пользовалась. Невероятная работоспособность Ее, человека, пережившего революцию и тяжесть эмиграции, все равно можно назвать баловнем судьбы.
Сразу оговоримся, что она была труженицей. Далеко не все падало ей в руки с небес, более того - никакие связи не помогли бы ей сделать на сцене первой из всех русских танцовщиц 32 фуэте. Девушка добилась этого упорным трудом, постоянно совершенствуя технику, доводя ее до вершин мастерства. О ее работоспособности ходили легенды. Так кто же она - Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов были, конечно, небольшие неудачи — 1-2, не больше , иногда выглядит сказкой? Заслуженное обожание На сцену в балете «Дон Кихот» она вышла в возрасте 9 лет, проучившись всего год в училище, а в сольной партии выступила в 17. Но по-настоящему балетом талантливая девушка увлеклась после того, как увидела танец в исполнении приехавшей в Россию на гастроли Вирджинии Цукки. Именно эта танцовщица стала кумиром Мали, благодаря именно ей Кшесинская начала брать уроки у итальянского танцовщика Энрико Чекетти и достигла того несравненного мастерства и блеска, которые позволили ей стать примой, вытеснить с российской сцены зарубежных антерпренерш и покорить сердца истинных любителей балета. Были случаи, когда после спектаклей поклонники выпрягали из ее коляски лошадей и везли ее домой сами. Достойная подружка На выпускном вечере в честь окончания училища великая императрица Мария Федоровна, озабоченная угрюмостью и постоянным одиночеством сына, сразу обратила внимание на миниатюрную молоденькую девушку-ртуть Кшесинскую-2.
Она была удивительно сложена: рельефные мышцы, очень тонкая талия, высокая грудь. Матильда Кшесинская, вес которой не превышал 50 кг хотя при ее росте это было многовато для балета , своими формами выгодно отличалась от большинства худощавых подруг. По некоторым данным, молодые люди сразу влюбились друг в друга, по другим - более злым, - Кшесинская его энергично преследовала. Как бы то ни было, есть свидетельства, что привязанность к ней царь Николай II сохранял всю жизнь, хотя официально отношения были расторгнуты после его помолвки с Алекс. Широта души Так получилось, что с момента знакомства с наследником престола балерина Кшесинская Матильда навсегда связала свою жизнь с домом Романовых. Кого только не записывали к ней в «близкие друзья»!
Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа.
За это балерина должна была воспользоваться своими связями и "пробить" для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано "Лебединое озеро", и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям. Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Личная жизнь и Романовы Жизнь Считается, что с 1892 по 1894 год она была любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались без всяких помех.
После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…", — написала Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной разрыва отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года. В семье его называли просто "Вова", а фамилию он получил "Красинский".
Вилла Молитор, где провела свои последние годы великая русская балерина Последним пристанищем для Марии Феликсовны стала вилла Молитор, в престижном шестнадцатом округе французской столицы. Здесь она прожила дольше, чем в других местах. Это был уютный трёхэтажный дом с садом в самом центре Парижа, с красивой верандой и удобными меблированными комнатами. Впервые Мария Феликсовна арендовала виллу ещё в 1937 году, поселившись в особняке с мужем и сыном. Мария Феликсовна с мужем и любимым сыном Вовой в Париже. Здесь же в октябре 1956 года скончался Великий Князь Андрей Владимирович, что стало страшным ударом для Марии Феликсовны.
В последние десять лет своей жизни некогда прославленной балерине было нечем платить за аренду жилья. Но хозяева виллы, войдя в тяжёлое материальное положение Кшесинской, не требовали с неё никаких денег, любезно предоставив право спокойно дожить свой век в тишине и покое. Изредка небольшую сумму денег присылал князь Владимир Кириллович, племянник мужа Марии Феликсовны и претендент на российский престол. Похороны Великого Князя Андрея Владимировича. Рядом с убитой горем Кшесинской Великий Князь Владимир Кириллович Она довольно редко покидала свою комнату, лишь для того, чтобы подышать свежим воздухом в саду, куда её на инвалидном кресле обычно вывозил сын. Дом её представляла собой мини-музей русского балета и одновременно Императорского Дома. Повсюду стояли многочисленные фотографии родственников, друзей и учеников, а письменный стол был завален открытками, книгами о балете, дореволюционными газетами и журналами, где на первых страницах красовалась совсем молодая и юная балерина Матильда, первоначально выступавшая под именем Кшесинской 2-й Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия. Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. В этом особняке Матильда Феликсовна давала изысканные приемы, попасть на которые считалось большой честью. Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. Статья автора «VOICE» в Дзене: Балерина Матильда Кшесинская была фавориткой трех великих князей.
Роман набирает обороты
- 53 фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости, фото сына
- Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
- Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь
- «Матильда Кшесинская. Прима императорской сцены». Документальный фильм
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери. Молодой Николай II. Рисунок из дневника Матильды Кшесинской Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын до встречи с Кшесинской не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки Николай ездил в Японию , наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.
Трейлер фильма «Матильда» Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины. Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой.
Спорная личность Действительно ли любовь Кшесинской, как это трактует фильм, «изменила историю России»?
Объективности ради следует сказать, что она являлась для Николая II лишь предметом краткой интрижки в молодости. Будем откровенны: Кшесинская, живущая по принципам мадам Помпадур, как личность не стоила и подметок государя. Император же был персоной глубокой, трагической. Любил он до самого своего конца супругу Александру, обожал четырех дочерей и больного сына Алексея. Он - человек интеллигентный и мягкий - получил в наследство огромные проблемы в стране, с которыми не смог справиться. Зверское же убийство его и всей семьи завершило путь земной государя. Так кто же она, смотрящая на нас с портретов красивая, стройная, обаятельная женщина?
Такой ли ангел, каковым кажется? Объективно о ней написал последний директор императорских театров Владимир Теляковский: «необыкновенная, сильная технически, но нахальная нравственно, наглая, циничная балерина, живущая сразу с двумя великими князьями…». Облик Матильды Миниатюрной и на удивление ладной точеной фигуркой отличалась Матильда Кшесинская. Рост балерины — 1 метр 53 сантиметра, несомненно, способствовал самоутверждению мужчины, стоящего рядом с ней. Российский император, несомненно, также инстинктивно чувствовал ее женскую хрупкость. По воспоминаниям современников, в юности девушка была живой и веселой необычайно, она казалась подвижной, как ртуть, и имела легкий и жизнерадостный нрав. В кругу преимущественно худощавых балерин Мариинского женской красотой и пропорциональными формами особенно отличалась Матильда Кшесинская.
Вес имела она несколько больший, чем коллеги, но незначительно. Детство, юность Героиня этой статьи родилась в актерской семье обрусевших поляков 19. Ее папа - Феликс Кшесинский - танцевал на сцене Мариинского театра. Отец будущей примы обладал европейской славой непревзойденного плясуна мазурки. Именно как исполнителя своего любимого танца его выписал из Варшавы император Николай I. Мама будущей примы, Юлия Доминская, была по-своему женщиной примечательной. Она заключила брак с Феликсом Кшесинским, уже имея пятеро детей, а затем родила ему еще трех.
Матильда была младшей. С восьми лет отец отдал младшую дочь ученицей в балетное училище. Танцем, кроме Малечки так ее звали родные , занималась также ее старшая сестра - Юлия Кшесинская. Матильда окончила Императорское училище театрального искусства. У нее было достойное балетное образование. Девушке давали уроки известные в Европе педагоги: балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов, известный классическими постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера»; танцовщик и педагог Христиан Иогансон, оставшийся в России из-за любви ведущий танцор Стокгольмской королевской оперы до Мариуса Петипа лучший исполнитель мужских балетных партий ; прима Мариинского театра Екатерина Вазем, обученная балету французским танцовщиком Э. На экзамене по выпуску училища присутствовала императорская семья.
Алекссандр III тогда выделил ее среди соучениц. Во время же торжественного ужина обмершую от счастья Матильду монарх усадил подле цесаревича Николая. Очевидно, в этом не было случайности. Возможно, волею государя Александра III, выделившего ее среди выпускниц училища, было, чтобы его сын стал мужчиной до свадьбы. Матильда Кшесинская прекрасно понимала: балетных всегда любили сильные сего мира. И она не упустила свой шанс на выпускном балу. Балерина театра По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра.
Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра. В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом. Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай. Продолжение знакомства с цесаревичем Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман. А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе.
Кроме того, Вацлав Нижинский был военнообязанным, и Дягилев надеялся, что Кшесинская повлияет на высочайшее решение об отсрочке. Кшесинская же была заинтересована в гастролях в Ковент Гарден. Вот как это кратковременное сотрудничество отразилось в переписке современников: Валентин Серов — Вальтеру Нувелю «Да, да, по всей вероятности, Сергей Павлович решил-таки по-своему, как мы с Нижинским ни отговаривали — пригласить Кшесинскую. Как-никак, на мой взгляд, это — позор. Во-первых, при всех гимнастических достоинствах она не артистка. Во-вторых, она—Кшесинская, а это тоже кое-что…» Владимир Теляковский делает запись в дневнике: «Час от часу не легче.
Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля. После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин.
Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке. Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности. В воспоминаниях Г.
Для выступления Кшесинской выбрано "Лебединое озеро", и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям. Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Личная жизнь и Романовы Жизнь Считается, что с 1892 по 1894 год она была любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались без всяких помех. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…", — написала Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной разрыва отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года. В семье его называли просто "Вова", а фамилию он получил "Красинский". В 1925 году Матильда перешла из католицизма в православие с именем Мария.
Эмиграция В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в "главный штаб ленинцев", и дачи.