Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.
Sorry, your request has been denied.
Люди старались, чтобы окружающие принимали частичку их хорошего настроения. Всенародному веселью способствовали общие гуляния, участие в ярмарках. Помимо непосредственно колядования, этот период знаменит и другими интересными обрядами — щедрованием и посеванием. Вначале в ночь с 6 на 7 января восхваляли Коляду, но с приходом православия этот промежуток времени стал называться Святовечером. Накануне Старого Нового года , 13 января, наступает Щедрый вечер. Народ старается привлечь в дом богатство и материальный достаток, поэтому и сам щедрует — оделяет колядующих подарками. Наутро, 14 января, наступает черед посевания: используя крупу, посевают к дому дорожку, по которой должны прийти удача и счастье.
Народные приметы В период зимних праздников наши предки старательно примечали, что происходит в природе. Эти знания по крупицам кристаллизовались в народном опыте. Согласно приметам: если Крещенский сочельник отмечен небольшим морозцем, а ясная ночь украшена звездами — предстоит урожайный год; во время колядования не нужно выходить на охоту в лес: нечистая сила может активизироваться и запутать дорогу домой; южный ветер с 13 на 14 января предсказывает плодородный год, северный призывает готовиться к холодному лету, восточный обещает отличный урожай ягод, западный предполагает летнюю засуху. Также считалось, что собранное угощение необходимо употребить во время святочного периода, чтобы оно не испортилось.
Какие еще обряды проводили на Коляду? И какие похожие праздники есть у других народов? Когда празднуют Коляду В старину этот праздник начинался 21 или 22 декабря, но чаще 25 декабря и продолжался до 6 января. Сейчас, в 2024 году, праздник Коляды в основном отмечают с 7 января Рождества Христова по 19 января Крещение Господне — во время Святок.
Бог Коляда Бог Коляда — один из светлых богов, который является олицетворением возрождающегося Солнца. Родившись в день зимнего солнцестояния , он символизирует начало нового годового цикла. Потому Коляда — бог времени, даровавший людям календарь. Как бог времени, он отвечает за гармоничное движение колеса жизни, в котором все пребывает в постоянном движении — свет сменяет тьму, смерть сменяет жизнь.
Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев. Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики говорком. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Кто тут орет, Спать не дает? Это мы — колядовщики! И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? Уходит в дом. Колядующие хулят говорком. Ну не будет у вас удачи.
Ряженые считались посланцами потустороннего мира, поэтому не пустить их в дом хозяева не могли — считалось, что тогда не будет удачи в новом году. Колядовщики получали от хозяев угощение, которое также могли называть колядой или овсенем, и пели величальные песни, в которых желали хорошего урожая, удачной женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж. А ещё колядная группа могла петь величание каждому члену семьи отдельно. Колядовщики шутливо грозили хозяину дома, что накажут его, если он не угостит: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Иногда участники водили медведя, настоящего или ряженого, и разыгрывали с ним сценки. Часто водили козу, которая символизировала плодородие и богатство, — в этом случае исполнялись особые песни про козу. Коза при этом танцевала и в какой-то момент падала, притворяясь больной или мёртвой, а чтобы поставить её на ноги, колядовщики выпрашивали у хозяев колбасу, сало и другие лакомства. Когда хозяева выносили угощение, коза вскакивала и продолжала плясать, а колядовщики допевали песню и желали процветания отзывчивому хозяину. Где коза ходит — там жито родит, Где коза хвостом — там жито кустом, Где коза ногою — там жито копною, Где коза рогом — там жито стогом.
Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать
Чтобы соблюдать эту традицию, нужно как минимум три человека. Одному, самому главному, пристаивают должность звездаря. Он должен нести самодельную звезду и озарять ей путь. Это отсылка к Вифлеемской звезде, которая зажглась на небе после рождения Иисуса и осветила дорогу волхвам. За ним идет звонарь. Он бьет в колокол, чтобы люди слышали, что к ним идут и могли подготовить угощения и открыть ворота. Далее следует мехоноша, обычно это мужчина. Он несет мешок с угощениями и подарками. По традиции, колядовщикам нельзя трогать руками подарки, хозяева дома должны их сами положить в мешок. Кто отказывался давать угощения или прогонял гостей — счастье и удача обходили их дом стороной. Наряженные могли в шутку пригрозить хозяевам за скупость и сказать: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога».
Там она представлена во всей красе. Люди верили в то, что колядовать необходимо. Считали, что чего ты пожелаешь другим, то тебе и вернется бумерангом. Поэтому колядовали в очень радостной и благожелательной обстановке. При этом, по словам Валерии Петрушиной, в разных городах и селах у этого обряда были свои особенности. В некоторых, например, разделяли дни, когда ходили колядовать мальчики и девочки.
Сейчас же колядовать продолжают в основном фольклорные коллективы. Фрагмент картины Аполлинария Васнецова «Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века», 1901 год. В «Иронии судьбы» в квартиру врываются люди с гармошкой.
Кто и как колядовал Западные славяне могли обходить дома ещё до Рождества, но основной период обходных обрядов приходился на Святки. Колядовать можно было несколькими способами. Хождение со звездой Этот обряд можно было совершать в любое время суток. Участники ходили по домам с макетом звезды, и их называли звездарями или христославами. Звезда, она же коляда, делалась из того, что было в хозяйстве, — чаще всего из старого сита и досок.
Число лучей такой звезды могло быть любым. Иногда вместо звезды на палку надевали выдолбленную тыкву с горящей внутри свечой — её тоже называли звездой. Пимоненко, «Колядки». Конец XIX века Звездари исполняли исключительно христославия.
Обычаи передавались из поколения в поколение и в настоящее время набирают все большую популярность. Рождественские предсказания и суеверия Cчитается плохой приметой, если первой на Рождество порог переступит женщина. Это означает, что у всех женщин в этой семье будут проблемы со здоровьем в течение года. Еще одна традиция — это убрать дом накануне Рождества, помыться в бане и постелить чистую скатерть, чтобы год принес хороший урожай. Считалось, что если в Рождество выставить за окно печенье, испеченное в форме коровы, овцы или петуха, то вас ждет успех и процветание в этом году.
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
А ещё они обязательно разучивают колядки и щедровки – весёлые песни, которые являются неотъемлемой частью древнего обряда на Рождество и 13 января на Старый Новый год. Колядки проводились в канун старого нового года, были направлены на улучшение жизни и посвящались жатве. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли колядки. Мы собрали для тебя пять мест в России, где сохранились живые традиции колядований и святочных гаданий. Колядки начинаются с 6 января – рождественского сочельника и заканчиваются 18 января – накануне Крещения Господня.
«Пришла коляда»!: как языческий праздник превратился в рождественский
Ряженые считались посланцами потустороннего мира, поэтому не пустить их в дом хозяева не могли — считалось, что тогда не будет удачи в новом году. Колядовщики получали от хозяев угощение, которое также могли называть колядой или овсенем, и пели величальные песни, в которых желали хорошего урожая, удачной женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж. А ещё колядная группа могла петь величание каждому члену семьи отдельно. Колядовщики шутливо грозили хозяину дома, что накажут его, если он не угостит: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Иногда участники водили медведя, настоящего или ряженого, и разыгрывали с ним сценки. Часто водили козу, которая символизировала плодородие и богатство, — в этом случае исполнялись особые песни про козу. Коза при этом танцевала и в какой-то момент падала, притворяясь больной или мёртвой, а чтобы поставить её на ноги, колядовщики выпрашивали у хозяев колбасу, сало и другие лакомства. Когда хозяева выносили угощение, коза вскакивала и продолжала плясать, а колядовщики допевали песню и желали процветания отзывчивому хозяину.
Где коза ходит — там жито родит, Где коза хвостом — там жито кустом, Где коза ногою — там жито копною, Где коза рогом — там жито стогом.
Со временем традиция колядования стала частью увеселительных представлений. Чаще всего она проводилась артистами или просто детьми. Они ходили от дома к дому и развлекали людей в ожидании угощения и подношений, заменявший жертву.
Хозяйки в это время готовили множество мясных блюд, сладостей и различной выпечки караваи, булочки, пирожки и пр. Часто сдоба делалась в виде силуэта быка, или коровьей головы. Традиционно праздник заканчивался народными гуляньями и массовыми игрищами, продолжавшимися всю ночь, вплоть до первых солнечных лучей нового дня. Занимательные факты: Всё еду полученную на колядование необходимо было употребить строго до конца Зимних святок 5 января включительно.
Иначе ослушникам грозила скорая болезнь и физическая немощь; Помимо пищи, на колядование в качестве подношений приветствовали различные сувениры, одежду, сладости и украшения.
Прогулки с колядками в России сохраняют свою актуальность, сохраняя дух старинных обычаев. В уникальных нарядах, с песнями-колядками и шестом, на вершине которого величественно располагается основной символ праздника, участники этого обряда направляются в дома. В языческие времена на шесте возводилось солнце, а после принятия христианства — звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду.
Эта традиция для молодежи. Издавна главными героями обряда были Василий и Маланка — богатырь и его возлюбленная сестра Луны, которую он смог спасти из лап Змея. Утром щедровать прекращают. Приходит время нового обряда.
Напоследок — посевать Заканчивается вся серия этих обрядов посеванием — 14 января, на старый Новый год. Раньше это делали с восходом солнца, а то и вовсе ночью. Сейчас встают люди немного позже, но по-прежнему считают, что чем раньше это сделать, тем лучше. Посевают исключительно мужчины.
Колядование
Колядки, щедровки, христославия, овсеньки пели колядовщики и вертепщики, которые ходили по домам, славили Христа, давали представления, чествовали добрых хозяев, а те щедро одаривали гостей. Коляда: 21/25 декабря — зимнее солнцестояние/солнцеворот — световой день начинает увеличиваться — чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка. Рассказываем про историю праздника Коляда, когда его празднуют, традиции и обычаи, как празднуют колядки в современной России.
Когда колядуют в России в 2023 году
Коляду отмечают с 7 января. Колядки. Колядки, щедровки, христославия, овсеньки пели колядовщики и вертепщики, которые ходили по домам, славили Христа, давали представления, чествовали добрых хозяев, а те щедро одаривали гостей. Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли колядки. В 2023 году, как и в прошлые год, Святки в России будут отмечаться в период с Рождества до Крещения.