Новости картина демон сидящий врубель

"Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Валентина Горлова рассказывает о цикле произведений М. Врубеля: «Демоне сидящем» (1890 г.), «Летящем демоне» (1899 г.) и «Демоне поверженном» (1902 г.). Другие видео о творчестве Михаила Врубеля смотрите по.

«Демон летящий» (1899)

  • «Демон сидящий». Страдающий дух Михаила Врубеля - Независимая Окружная Газета
  • «Демон сидящий» Врубеля
  • Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
  • «Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
  • Три «Демона» Врубеля
  • Врубель: художник на все времена

«Демон сидящий» Врубеля

Его насилу удержали и вслед затем увезли в лечебницу. Художник был буйным, не говорил связно, страдал манией величия. Портрет Брюсова В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники, но вскоре его ждал новый удар — смерть маленького сына. Художник пытался поддержать жену, но его состояние быстро ухудшилось, и он сам попросил отвезти его в больницу. После неудачного лечения в Риге 9 июля 1904 года Врубеля перевели на реабилитацию в клинику Федора Усольцева в Петровском парке, где художник неожиданно пошел на поправку. Через полгода он вернулся к работе, начал писать «Шестикрылого серафима», но в начале 1906 года у Врубеля резко ухудшилось зрение. Врачи подтвердили прогрессивный паралич и атрофию зрительного нерва.

В ноябре 1905 года в клинику приехал Николай Рябушинский — издатель журнала «Золотое руно». Рябушинский сразу заплатил аванс 300 рублей — большую по тем временам сумму, которой хватило бы на два месяца пребывания в клинике Усольцева. Врубель приступил к работе. Брюсов вспоминал: Вот отворилась дверь, и вошел Врубель. Вошел неверной, тяжелой походкой, как бы волоча ноги. Правду сказать, я ужаснулся, увидя Врубеля.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость.

С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Крепко, страшно, жутко и неотразимо...

От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы. Через несколько лет, вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. Он вновь обратился к образу Демона. Демон летящий. Он колебался — написать ли Демона летящим или поверженным.

Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Демон летящий» 1899. Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. Последняя картина врубелевской демонианы — «Демон поверженный» — относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца.

Все силы его напряжены до предела. С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст. Демон поверженный. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица.

То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор. Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один не считал окончательным. То же происходило с Врубелем — чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность художника переделывать его… Работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему». Но «Поверженный» пересиливал. Снова и снова переписывая лицо, Врубель хотел выразить гордую непобежденность мятежного духа, даже и в падении. Но его Демон изнемог.

В поединке с ним изнемог и художник.

Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль. Фрагмент картины «Демон летящий», 1899 год «Демон поверженный» 1901—1902 В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Демон поверженный.

Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. В 1902 году картина принимает участие в выставке художественного объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Врубель был буквально одержим полотном и каждое утро, пока было мало посетителей, он приходил переписывать его, стирая одни краски и накладывая другие, подправляя задний план и позу своего героя. Эскиз Врубель к тому времени уже был довольно известным живописцем.

Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности.

Ее художнику подарили как пепельницу. Вокруг нее собраны рисунки-штудии, а справа если считать от входа в зал висит сама картина. Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу. Хотя художник говорил, что они будто сами там возникли, когда он стал работать красками. По традиции черты одной из них напоминают образ его жены — оперной певицы Надежды Забелы, чьи портреты он писал всю жизнь. Государственная Третьяковская галерея «Демон сидящий» 1890 , Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей «Демон летящий», 1899. Майолика, 1894, Государственный Русский музей «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» майолика , 1894 Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». В версии Русского музея их два, то есть «встреча» не такая уж и историческая но есть и акварель «Тамара и Демон» 1891 года.

Зато есть и бонус — гипсовая «Голова Демона», которая на гастроли в Москву не ездила. Тоже из соображений безопасности для хрупкого экспоната — ее уже восстанавливали по кусочкам, когда в 1920-х майолику разбил страдающий ментальным расстройством посетитель. Рядом есть и набросок будущей «Головы». Говорят, современники угадывали в ней черты Эмилии Праховой — большой любви Врубеля до встречи с Забелой и жены его киевского заказчика и покровителя. Согласно апокрифу ее же лицо он ранее изображал ликом «Богоматери с младенцем» в иконостасе Кирилловской церкви. Тайной «Демона летящего» долгое время было то, что к картине якобы не сохранилось эскизов.

ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ

Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже. Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности. Белые кристаллообразные мазки за спиной многие трактуют как крылья. Часто в своих работах Врубель обращался к использованию дробной, мозаичной технике, напоминающей витражи, которые он восстанавливал в Венеции.

Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой. Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто.

В это время к нему пришла слава, а картины активно продавались за рубежом. Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве.

Кроме того, каждое окно — это обращение к работе из следующего зала, такой дизайнерский ход подчеркивает, что все работы художника связаны между собой. Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы. Но удивительным образом в портрете «С. Мамонтова» художник рассказал не о русском Медичи как называли Мамонтова современники , а о той злой доле, что ему была уготована. В этой работе знаменитый покровитель искусств выглядит испуганным, а итальянская скульптура плакальщицы на заднем плане, которую Мамонтов привез с собой из заграничной поездки, стала печальным символом грядущих перемен в жизни известного промышленника. Ровно два года спустя после создания портрета Мамонтова обвинили в государственных растратах при строительстве железной дороги, и, хотя в конце концов суд его оправдал, но вернуть былую славу и репутацию он уже был не в силах.

Дополняют портрет Мамонтова на выставке два керамических горельефа в форме морды льва — это работа Врубеля для ворот московской усадьбы С. Мамонтова во время судебного разбирательства Мамонтовы вынуждены будут продать этот дом с молотка. Изображения этих львов в свое время использовали как эмблему керамической мастерской Абрамцево на всех рекламных листовках. Благодаря Мамонтову Врубель познакомился с главной музой свой жизни — оперной певицей Надеждой Забелой, поэтому следующей точкой на маршруте экспозиции стал зал с ее изображениями. Здесь есть и самые первые портреты Забелы, созданные Врубелем после первой встречи с Надеждой во время репетиции оперы «Гензель и Гретель». Он сразу влюбился и сразу сделал предложение. Надежда дала согласие, но попросила сначала написать ее портрет. В итоге Врубель написал не один, а целых три варианта Надежды с напарницей по театру Татьяной Любатович.

Яремича «... Миссия музеев как раз и состоит в том, что они предоставляют уникальную возможность получить впечатление от контакта с оригиналом, с источником информации, с самой материей искусства. В фокусе выставки - художественный метод Врубеля, особенности его мышления. К восприятию творчества этого мастера неприменимы традиционные системы координат. О бесполезности привычных оценочных суждений писал А. Бенуа: «Многое в нем, как в живописце, может не нравиться изысканному вкусу, в нем иногда сказывались уродливые черты и даже тривиальность. Но ведь он не был ангелом, а был демоном - верховной, но сложной натурой, влюбившейся в людскую душу, в людскую жизнь и замаранной ею. Вот почему даже на самые неудачные и неприятные свои создания Врубель наложил печать гения, и сквозь кривизну его мефистофельской улыбки, в широко ужасающихся его глазах, в приторной его неге светятся чьи-то великие черты великой не от мира сего, но мир сей полюбившей красоты»[6]. О нецелесообразности традиционного хронологического подхода предупреждал М. Алпатов: «Попытка расчленить тридцатилетний путь художника на четко отграниченные отрезки выглядела бы как насилие. И если в наследии его можно выделить группы произведений, то они не укладываются в хронологической последовательности, они характеризуют грани его богатой, сложной и противоречивой личности»[7]. В экспозиции нынешней выставки нет привычного деления на виды искусства, хронологические периоды. Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения. Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения. Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия. В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества. Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов. Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы. Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым. Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н.

Это понимание сущности Демона не совпадало с общепринятым мнением. Врубель считал, что ему единственному удалось верно прочувствовать это существо, в отличие от людей, расценивающих его как дьявола. Художник сумел разглядеть мятежный дух в своем герое, увидел в нем страдания человека, не способного найти среди людей своего места и обрести покой. Врубель ассоциировал с Демоном себя, а свой творческий потенциал и талант — с физической силой персонажа. Он жил в ожидании невиданного творческого прорыва, который создать созданная им картина в живописном искусстве. Он признавался сестре, что был одержим этой идеей, мечтал сказать что-нибудь новое в живописи. Эта работа стала первым выразительным и масштабным живописным произведением русского символизма. Художник был убежден, что это полотно сделает его известным, и оказался прав. Судьба художественного произведения Картина Врубеля была встречена другими художниками и способными ее приобрести коллекционерами холодно и даже агрессивно. Только внимательный и добродушный Константин Коровин сначала разглядел в ней не устрашающий и мистический смысл, а душевные муки художника. Со временем полотно начало привлекать все больше внимания со стороны публики. Картину купил московский фабрикант Гиршман. Она стала одной из первых покупок этого предпринимателя, который в это время только начинал коллекционировать живописные произведения. В 1917 году, после революции, Гиршман попытался организовать музей живописи, однако через год он эмигрировал в Европу, оставив в России свою коллекцию. Все картины из коллекции Гиршмана были национализированы. Полотно «Демон сидящий» оказалось в Третьяковской галерее. Как сохраняют живопись в Третьяковке? В настоящее время это живописное полотно, являющееся гордостью музейного комплекса, находится в отдельном зале с работами Врубеля. Автор создал картину с помощью многослойного наложения красок. Эта техника оказалась очень хрупкой, слои красок постепенно теряют частицы и холст местами обнажаются. Поэтому реставраторам приходится периодически выполнять мельчайшие тонировки в цвет использованных автором красок и осуществлять грунтовое укрепление живописного полотна.

История создания

  • Четыре демона Михаила Врубеля
  • Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля - 12.12.2023 Украина.ру
  • Telegram: Contact @rusmuseum
  • Ещё статьи на эту тему:
  • Популярное на сайте
  • ​Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника

Печали и демоны Михаила Врубеля

Второй период принято называть «московским», временные рамки ставятся от даты сотворения картины «Демон сидящий» (1890 год), заканчивается период в 1902 году, написанием картины «Демон поверженный», после этого периода Врубеля настигает болезнь. Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро. «Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля.

Жизнь великого художника

  • «Маска льва»
  • «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
  • «Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
  • Роковая любовь Врубеля: for_artaddicted — LiveJournal
  • Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля

Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля

Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Это все о «Демонах» Михаила Врубеля. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра». Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими. К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос.

Михаил Врубель

Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Наваждение «Демоном» Через десять лет после создания «Демона сидящего» Врубель нарисовал еще одного, «Демона поверженного». Интересно, что именно после написания этой картины автор попал в психиатрическую лечебницу.

Игры с Демоном

Но для самого Михаила Врубеля всё обстояло совсем не так. Демон — «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... В греческом языке, откуда пришло к нам это слово, оно обозначало скорее гения-хранителя, божество, ведущее человека по пути, душу, а точнее, дух человека — вспомним хотя бы даймона Сократа. В этом смысле его понимал и Врубель. Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой... Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины. Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья об этом пишет и сам Врубель своей сестре , о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам. Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться.

Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор. А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но беззвездное небо?..

Ему стоит согласиться с предложением издателей иллюстрировать поэму Лермонтова и в ней отобразить Ангела со своих снов. Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. Врубель увидел и окаменел.

Он знал, что будет наказание, но не ожидал, что такое. Врубель молча поцеловал мальчика и тихо вышел из комнаты. Затем он закрылся в своем кабинете и не выходил оттуда несколько дней. Врубель намерен отомстить своему Демону единственно возможным для него оружием - кистью и красками. Через несколько дней перед родственниками стоял уже совсем другой Врубель: непричесанный, с диким взглядом, он бормотал что-то невнятное. На нем была разорванная одежда, а под ней - следы от порезов. На мольберте стояла новая картина - "Демон поверженный". Это был последний Демон Врубеля. Картина уже висела на выставке, а художник каждое утро, пока еще не пришли посетители, дорисовывал ее. Современники вспоминают, что ежедневно лицо Демона становилось еще более страшным.

Посетители с ужасом и отвращением выходили из зала. В конце-концов организаторы силой удаляют Врубеля с выставки. После этого родные вынуждены были отвезти художника в психиатрическую больницу...

Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А.

На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ. Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы.

Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически. При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков. Задачей экспозиции этого центрального зала было найти равновесие между центростремительными и центробежными силами, возникающими между тремя материализациями Демона. Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них. Пространство зала посредством порталов и проемов раскрывается сразу в несколько смежных тематических зон. Первая - зал ранней графики, в котором представлены в том числе работы киевского периода, где появление московского «Демона» - первой живописной работы нового этапа в жизни художника - уже было подготовлено.

Тогда образ Демона еще не получил удовлетворившего Врубеля воплощения, но был почти найден, уже предчувствовался художником и проступал в целом ряде произведений, например, в этюде головы к иконе Богоматери для алтарной преграды Кирилловской церкви, исполненном с Э. Праховой, про который А. Иванов писал: «... В ее загадочном и глубоком взоре уже чувствуется характерная для Врубеля жуткая пристальность; и особенно - в эскизе углем ее головы с глазами светлыми, круглыми, с отблеском тайного ужаса вперенными в даль»[11]. Второй пространственный прорыв - из зала «Демонов» в зал иллюстраций к одноименной поэме М. Лермонтова и подготовительных рисунков к различным воплощениям образа Демона. Странные, не понятые современниками, «несвоевременные» иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова воспринимаются сейчас как канонические благодаря Врубелю отныне так, и только так, мы видим многих персонажей произведений поэта. С другой стороны, они часть фантастического врубелевского мира.

Они важный этап в развитии темы Демона, связующие звенья в цепи превращений этого образа, фиксирующие движение мысли художника от «Демона сидящего » к летящему и поверженному. Работая над иллюстрированием поэмы, художник проводит своего героя путем лермонтовского «Демона» и затем продолжает его судьбу уже как бы за пределами поэмы. И если «Летящего Демона» еще можно рассматривать как некий итог постижения лермонтовской концепции, то «Демон поверженный» - освобождение от чар литературного первоисточника. Волошин писал: «У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел по ней до конца. Необычно большой по размеру лист бумаги тонирован так, что его поверхность уподоблена плоскости оштукатуренной стены, на которой проступает изображение.

Легко поверить, что этот бесплотный лик был не сочинен, а «увиден» художником. Вся титаническая работа, предшествовавшая созданию образа, была проделана до того - на протяжении пяти лет, прошедших с тех пор, как Демон «явился» Врубелю впервые. Все эти годы он пытался разными способами воплотить, материализовать видение - вплоть до исполнения его трехмерной «модели», чтобы, осветив его по требованию картины, пользоваться им как «идеальной натурой»[13]. Возвращаясь в Москве к образу Демона, художник тщательно прорабатывает его пластику в целой серии монохромных иллюстраций к одноименной поэме Лермонтова.

Он мог многое.

Например, с помощью лишь белого и чёрного создать ощущение цветного за счёт тончайших оттенков серого. Свидание Тамары и Демона. Третьяковская галерея Поэтому ничего удивительного, что такой мастер создаёт непривычный колорит, чем-то схожий с Васнецовским. Помните необычное небо в «Трёх царевнах»? Три царевны подземного царства.

Третьяковская галерея У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий — жёлтый — красный, — но оттенки необычны. Поэтому ничего удивительного, что в конце XIX века такой живописи не понимали. А вот в начале XX века, в эпоху модерна, Врубеля уже боготворили. Такая неординарность цветов и форм только приветствовалась. И публике художник стал очень близким.

Теперь его сравнивали с такими «чудаками», как Матисс и Пикассо. И так получилось, что по окончании этой работы художник попал в психиатрическую клинику. Поэтому считается, что «Демон» одолел Врубеля, свёл его с ума. Я думаю, что это не так. Демон поверженный.

Третьяковская галерея Ему был интересен этот образ, и он прорабатывал его. Это обычное дело для художника — возвращаться к одному образу несколько раз. Так, Мунк вернулся к «Крику» через 17 лет. Клод Моне написал десятки вариантов Руанского собора, а Рембрандт десятки автопортретов в течение всей жизни. Приглашаю Вас в онлайн-галерею.

Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке. Один и тот же образ помогает художнику ставить живописные зарубки на ленте времени. Через несколько лет мастеру важно оценить, что в результате наработанного опыта изменилось. Если отбросить все мистическое, то «Демон» не виноват в болезни Врубеля.

Все гораздо прозаичнее. Автопортрет с жемчужной раковиной.

"Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля

Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка. Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный. «Демон сидящий», «Летящий Демон» и «Демон поверженный» составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь. Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий