Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством.
Агнатское и когнатское родство
Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: Смерть супруга Заявление об отказе от брачного союза- развод Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов divortium , так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни repudium. Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом. Личные и имущественные отношения между супругами. Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера.
Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены. Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu. В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа.
Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой.
То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги видимо, в случае, если она- persona sui iuris или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении.
За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях. Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное dos и брачные дары dos propter nuptias. Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа.
По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н. В классический период приданое получает специальную регламентацию. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме.
Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды. При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака т.
Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias.
При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.
Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов. Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.
Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Характерными чертами брака признавались: 1 взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием; 2 согласие партнера; 3 наличие половой связи между партнерами в браке; 4 желание партеров заключить брачный союз; 5 совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.
От брака отличался конкубинат — разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки.
Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей.
В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом - все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы.
Глава семьи и властелин древнейшей семьи -- домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т. Цель нашей работы: исследовать вопросы, касающиеся темы «Агнатское и когнатское родство». Задачи темы: Рассмотреть и охарактеризовать, а также понять сущность данной темы. Чтобы лучше усвоить и понять я считаю ее необходимо рассмотреть в совокупности с общей характеристикой римской семьи, правовых отношениях между супругами, виды браков, правовые отношения родителей и детей. Понятие семьи, родства.
Агнатское и когнатское родство В юридическом смысле семья - это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль - семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц. Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства. Поэтому необходимо, прежде всего, познакомиться с этими понятиями.
Самым общим образом и сугубо в предварительном порядке брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью совместного воспитания потомства и ведения общего хозяйства. Браки бывают моногамные союз одного мужа и одной жены , полигамные допускающие наличия двух и более жен ; до сих пор встречаются браки полиандрические основанные на многомужестве. Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение сравнительно короткого периода времени настолько существенно, что это должно стать предметом более тщательного изучения. Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены - с родственниками мужа.
Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей восходящие прямые родственники : внук, сын, отец, дед...
Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени. Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типам родства, ибо существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. Таким образом, римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.
Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты... Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи.
В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение.
В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Как видим, и агнаты, и когнаты - это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца патрилинейное родство , и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать матрилинейное родство , и долгое время эта связь не имела юридического значения. Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть усыновлением, замужеством или выход лица из-под нее эмансипацией сына, браком дочери - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц.
Это явствует из следующего фрагмента Институций I. Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Очевидно, что с разложением римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались такие права и обязанности, которые учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того. Регулирование брачных отношений В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву то есть брак между римскими гражданами , брак по праву народов и конкубинат - дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак.
Однако историческая наука уделяет этому предмету большое внимание и содержит сведения, свидетельствующие о своеобразии первоначального регулирования брачно-семейных отношений. Способные к... Семья, то есть достигший за смертью отца полноправности свободный мужчина вместе с женой, которую торжественно сочетали с ним священнослужители для совместного пользования водой и огнем путем принесения в жертву хлеба с солью confarreatio , также их сыновья и сыновья сыновей вместе со своими законными женами, их незамужние дочери и дочери их сыновей, равно как все принадлежащее кому-либо из них имущество, - все было одним нераздельным целым, в которое не входили только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то принадлежали к семейству мужа, если же были прижиты вне брака, то не принадлежали ни к какому семейству. Собственный дом и дети являлись для римского гражданина целью и сутью жизни... Римская семья исстари носила в себе условия высшей культуры благодаря тому, что взаимное положение ее членов было основано на нравственных началах.
Пока он не приобрел этого права, то есть пока не истек срок давности, женщина, так же как и при позднейших бракосочетаниях...
Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агна-тическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias. Род gens.
Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens.
Римская семья. Агнатское т когнатское родство
научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Тут найдется полное раскрытие темы -Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима, Загружено: 2014-03-20.
Римская семья. Агнаты и когнаты
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — | Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. |
Родство в рамках римской семьи | Конспект юриста | Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. |
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство | Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками. |
Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство | 133. Понятие агнатического и когнатического родства. |
Семейно-правовые отношения в римском праве | Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. |
2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности
Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Слайд 5 Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai.
Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки.
Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но.
В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян.
Когнатия: Когнатия была основана на концепции родства через кровь, где дети относились к семье через связь с общим предком. Это означало, что независимо от того был ли настоящий брак или нет, дети все равно считались членами семьи.
Дерегуляции брака: Брак в Риме не был регулирован законом, и был в основном соглашением между мужчиной и женщиной. Это означало, что не было ограничений на число браков или возраст развода. Легальность детей: Дети, рожденные внебрачно, не имели прав наследования и могли быть проданы в рабство своим отцом или братьями. В некоторых случаях отцы могли признать незаконнорожденных детей, которые затем могли наследовать имущество.
Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови. Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia.
Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке.
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство | По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. |
13. Понятие семьи (familia). Виды родства. Свойство | ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. |
Агнатическое и когнатическое родство | В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на. |
Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство | Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). |
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима | Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. |