НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна [4(16).6.1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одесса, Украина – 26.6.1950, Москва], рос. певица (лирико-колоратурное сопрано), засл. арт. имп. театров (1912), нар. арт. В Брюсовом переулке, в доме где проживала выдающаяся русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова планируется восстановить исторический интерьер, представить личные вещи народной артистки СССР, ее сценические костюмы, письма, концертные афиши. В каждой из ролей Антонина Нежданова находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие. Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу. Скончалась А.В. Нежданова 26 июня 1950 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (3 уч.
Антонина Васильевна Нежданова
ККУНБ им.А.С.Пушкина | Знакомство Рахманинова с Неждановой состоялось, когда Антонина Васильевна обучалась в Московской консерватории. |
Вспоминая Антонину Васильевну Нежданову... | Антонина Нежданова входила в число тех артистов, которым удалось пережить не только Великую Отечественную войну, но и Первую мировую. |
Антонина Васильевна Нежданова - певица, чей талант приводил в вос | Знакомство Рахманинова с Неждановой состоялось, когда Антонина Васильевна обучалась в Московской консерватории. |
Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети > Человек и здоровье | В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова". |
А. В. Нежданова
Предлагаемый вниманию читателей сборник "Антонина Васильевна Нежданова" подготовлен к изданию Вокально-творческим кабинетом им. овой Всероссийского театрального общества. Antonina Nezhdanova "Nightingale". Антонина Нежданова входила в число тех артистов, которым удалось пережить не только Великую Отечественную войну, но и Первую мировую. Нежданова Антонина Васильевна. Родилась 17 (29) июля 1873 года в Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина. Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950).
Крушение теплохода «Антонина Нежданова» у берегов Японии
Русская и советская оперная певица лирико-колоратурное сопрано , педагог. Народная артистка СССР 1936. Герой Труда 1925. Доктор искусствоведения 1944. Антонина Нежданова родилась 4 16 по новому стилю июня 1873 в селе Кривая Балка близ Одессы Херсонской губернии.
Ее родители были сельскими учителями. Двоюродный брат - Владимир Павлович Касьянов 1883-1960 , актер и кинорежиссер. С ранних лет пела в церковном хоре. В 1883-1891 годах училась в Одесской Мариинской гимназии.
С ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в музыкальных классах при Императорском русском музыкальном обществе ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А. Ее музыкальной наставницей являлась С. После окончания гимназии работала учительницей русского и немецкого языка в Одесском городском женском училище. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе русских и итальянских певцов М.
Фигнер, М. Баттистини, Джакомо Гальвани , исполняла народные песни на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У. Далее была приглашена солисткой в Большой театр, где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов.
Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Кроме оперных, также исполняла камерные вокальные сочинения.
В обширный репертуар, который насчитывал свыше 700 произведений, входили сочинения С. Рахманинова, П. Чайковского, Л. Шуберта, И.
Стравинского и др.. Значительное место в репертуаре занимали народные песни - русские, украинские и белорусские, а также романсы.
Выступала в Одессе на музыкальных вечерах военного собрания 1891-92 , в концертах Литературно-артистического и Славянского благородного обществ 1899. В 1899 поступила в Московскую консерваторию класс профессора У. В 1902 окончила консерваторию с малой золотой медалью.
Редактировать В Большом театре В 1900 еще студенткой дебютировала на сцене Большого театра , исполнив партию Миссис Форд в спектакле Московской консерватории «Виндзорские насмешницы» О. В 1902-48 стала солисткой Большого театра. Дебютировала в партии Антониды в опере «Иван Сусанин» М. Участвовала в первых постановках на сцене Большого театра опер «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского Парася, 1925 и «Любовь к трем апельсинам» С.
Прокофьева Нинетта, 1927. Верди и др. Редактировать Выступления за рубежом Впервые выступила за границей в 1901 в Италии. В 1902 была приглашена в Кремону Италия на партию Джильды. В 1906-1907 выступала в Париже концерты русской музыки С.
Дягилева , Лондоне, США. Одно из самых ярких выступлений — в партии Джильды в опере Верди «Риголетто» Париж, 1913. Выступления в Лондоне, Франции, Италии, Швейцарии 1914. Неоднократно выступала на сценах Мариинского театра 1908, 1911, 1915 и др. Редактировать Особенности голоса и исполнительской манеры Великая русская певица 20 в.
Известен случай, когда Сергей Рахманинов, очень сдержанный в выражениях своих чувств, во время сольного выступления Антонины Неждановой вышел на сцену и экспромтом стал аккомпанировать певице. Бернард Шоу, потрясенный и восторженный после выступления русской певицы, написал в своем послании ей, что ее творчество лучшее, что ему довелось услышать в своей жизни.
Редакция пообщалась со знакомыми Мартыновой, источниками, близкими к следствию, а также проанализировала её возможные соцсети, которые женщина вела под чужими именами. Скрылась в Москве Жительница Великого Новгорода Антонина Мартынова скрылась от следствия в конце июля 2008 года — сразу после того, как присяжные заседатели признали её виновной в покушении на дочь Алису. Следствие считает, что Мартынова протиснула двухлетнего ребёнка сквозь прутья лестничного ограждения на третьем этаже новгородского общежития и сбросила вниз. Сама Антонина настаивала, что это был несчастный случай.
По версии защиты, она недоглядела за дочкой и не заметила, как та вышла на площадку, пробралась сквозь ограждение лестницы и упала. По словам женщины, она пыталась схватить Алису, но не успела. Уголовное дело и побег Мартыновой вызвали огромный общественный резонанс: ходили предположения, что женщина уехала в Казахстан или на Украину, а к организации побега причастен её муж. К слову, Мартыновы до сих пор состоят в законном браке. Об этом сама Антонина сообщила на суде 16 апреля 2024 года. При этом никаких документов у ребёнка никогда не было — даже свидетельство о рождении Алиса получила в новгородском роддоме уже после задержания матери. На одной из них последний пост она выставила за семь часов до задержания.
Женщина была подписана на паблики, посвящённые литературе, театру, философии, эзотерике и самообразованию. В частности, её интересовало изучение японского языка. По данным RT, предположительно, в 2015 году Антонина Мартынова познакомилась в соцсетях с предпринимателем из Москвы Виктором имя изменено , который сейчас руководит IT-проектами одной из думских партий. Виктор вёл несколько страниц в соцсетях под разными именами. С одной из них начиная с 2016-го года он оставлял лайки под постами Антонины Мартыновой. До недавнего времени он также был у неё в списке друзей, однако после задержания Антонины удалил свою страницу. Один из источников RT предполагает, что на самом деле беглянка была знакома с мужчиной ещё в 2008 году, когда жила с Кириллом Мартыновым.
Помимо управления IT-проектами, Виктор успешно занимается бизнесом.
В Москве началась реставрация квартиры певицы Антонины Неждановой
В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова". Антонина Нежданова исполняла песни на одной сцене с оперными певцами Энрико Карузо и Федором Шаляпиным. Антонина Васильевна Нежданова (1873–1950) – русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано. В Брюсовом переулке, в доме где проживала выдающаяся русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова планируется восстановить исторический интерьер, представить личные вещи народной артистки СССР, ее сценические костюмы, письма, концертные афиши.
В Москве началась реставрация квартиры певицы Антонины Неждановой
Вспоминая Антонину Васильевну Нежданову... | Антонина Нежданова входила в число тех артистов, которым удалось пережить не только Великую Отечественную войну, но и Первую мировую. |
Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети | Антонина Нежданова родилась 4 (16 по новому стилю) июня 1873 в селе Кривая Балка близ Одессы Херсонской губернии. |
Крушение теплохода «Антонина Нежданова» у берегов Японии
Римского-Корсакова; Констанца - «Похищение из сераля» В. Гречанинова первая исполнительница ; Герда - «Оле из Нордланда» М. Ипполитова-Иванова первая исполнительница. С 1924 выступала на радио и записывалась на грампластинки. С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской консерватории с 1943 года - профессор. Весной 1943 года скончался Рахманинов, посвятивший ей свой «Вокализ». Среди ее учеников - И. Масленникова, А.
Масленников, М. Максакова, Т. Воскресенская, Л. Гриценко, Р. Котова, Л. Лубенцова, Н. Добриянова Болгария и другие. Антонина Васильевна Нежданова - автор многих статей по вокальному искусству.
Под ее редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений. Антонина Нежданова умерла 26 июня 1950 года в Москве. На здании Одесской Мариинской гимназии установлена мемориальная доска певице. В Одессе недалеко от района Кривая Балка улица названа в честь Неждановой. С 1950 года Одесская консерватория ныне Одесская национальная музыкальная академия носит имя Неждановой. Оперному классу Московской консерватории в 1951 присвоено имя А. Там в 1951 году был открыт Музей-квартира Неждановой, а в 1952-м - Вокально-творческий кабинет имени Неждановой. Певице посвящен вокализ Сергея Рахманинова - одно из самых известных его произведений для голоса и фортепиано.
В честь Неждановой назван астероид 4361 Нежданова, открытый в 1977 году советским астрономом Л. Личная жизнь Антонины Неждановой: Муж - Николай Семенович Голованов 9 21 января 1891 - 28 августа 1953 , русский и советский дирижер, хормейстер, пианист, композитор, педагог.
Россини , Татьяна «Евгений Онегин» П.
Наибольшую известность певице принесли партии Антониды в опере М. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. Помимо оперных партий Антонина Васильевна также исполняла камерные вокальные сочинения, в ее обширном репертуаре значительное место занимали народные песни — русские, украинские и белорусские.
Станиславского, в 1943-1950 — в Московской консерватории, с 1943 — профессор.
В 2023 году ФКР Москвы комплексно обновил этот объект, — сообщил он. Джиоев отметил, что в рамках работ были отремонтированы фасад, крыша и подвал здания и заменены инженерные системы. При этом в ходе капремонта были задействованы отечественные материалы.
В работе над сценическими образами Н. Обладая удивительным тембром голоса лирико-колоратурное сопрано , своеобразием и редким обаянием, разнообразным репертуаром, ясностью дикции и виртуозным мастерством, Нежданова стала любимицей публики. В 1912 с огромным успехом выступила на сцене Гранд-Опера в Париже. Покинув сцену, занималась музыкально-педагогической деятельностью, став профессором Моск.
НЕЖДА́НОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА
Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950). 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка близ Одессы в семье сельских учителей родилась оперная и камерная певица Антонина Нежданова. Антонина Васильевна берегла свой голос пуще всего на свете, часто по этой причине отказываясь от выступлений, некоторых партий, гастролей. Многие исследователи творчества Антонины Васильевны Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха. 95 лет назад во время гастрольной поездки наш город посетила знаменитая певица, солистка Большого театра – Антонина Васильевна Нежданова.
Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Собинов называл ее "Нежданчик", а рабочие за сценой называли "Нашей Нежданихой". Она была близка и тем, и другим, и от всех одинаково далека. Мемуары Неждановой написаны удивительно легко. О войне, голоде, революции, разрухе, неприятии ее искусства новым зрителем певица пишет без тени внутреннего усилия, без малейшего душевного напряжения, словно берет колоратурные пассажи.
Слушатели не стесняясь хохотали во время исполнения "арии с колокольчиками" из оперы "Лакме", думая, что голосом выделываются какие-то акробатические фокусы специально для того, чтобы смешить. Здесь трели и пассажи воспринимались, как настоящее пение соловья". И рядом, на тех же страницах, описание совершенно несвоевременных, невозможных в то время поездок за границу каждое лето, морских купаний на итальянской Ривьере. Нежданова несомненно пользовалась успехом у новых властей. Она покоряла их. Трудно понять, почему искусство Неждановой, такое тонкое и беззащитное, пользовалось успехом у нового режима. Возможно, потому, что пение ее содержало в себе чистую виртуозность и не содержало сентиментальности.
Сравнивая искусство Неждановой с искусством великой Обуховой, более молодой выпускницы Мазетти, нельзя не видеть, что, в отличие от последней, ее образ с минувшей эпохой не связан и ее воплощением не казался. Голос же Обуховой и ее вокальная манера всегда пробуждали в слушателях острую ностальгию по прошлому. Нас не может сегодня удивлять то, что Нежданова, только раз выступавшая за границей, теперь завоевала мир. Роль иностранки - это та главная роль, которую она сыграла в своей жизни. Нежданова была иностранкой в Москве, так как здесь непривычна и не принята была подобная виртуозность. Она была иностранкой на оперной сцене, где певица, несмотря на все усилия, казалась каким-то странным созданием. Она была иностранкой в нашей системе отношений и при нашей власти, несмотря на то, что власть ценила ее.
Гений Неждановой не имел связей с временем, эпохой и той страной, где певица провела свою жизнь. Вокальный талант Неждановой вполне мог быть востребованным и стилистически актуальным в Италии или в Германии. И, пожалуй, сегодня мы понимаем, что Нежданова везде была бы немного иностранкой.
В работе над сценическими образами Н. Обладая удивительным тембром голоса лирико-колоратурное сопрано , своеобразием и редким обаянием, разнообразным репертуаром, ясностью дикции и виртуозным мастерством, Нежданова стала любимицей публики.
В 1912 с огромным успехом выступила на сцене Гранд-Опера в Париже. Покинув сцену, занималась музыкально-педагогической деятельностью, став профессором Моск.
Масленников, М. Максакова, Т. Воскресенская, Л. Гриценко, Р. Котова, Л. Лубенцова, Н. Добриянова Болгария и другие. Антонина Васильевна Нежданова - автор многих статей по вокальному искусству.
Под ее редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений. Антонина Нежданова умерла 26 июня 1950 года в Москве. На здании Одесской Мариинской гимназии установлена мемориальная доска певице. В Одессе недалеко от района Кривая Балка улица названа в честь Неждановой. С 1950 года Одесская консерватория ныне Одесская национальная музыкальная академия носит имя Неждановой. Оперному классу Московской консерватории в 1951 присвоено имя А. Там в 1951 году был открыт Музей-квартира Неждановой, а в 1952-м - Вокально-творческий кабинет имени Неждановой. Певице посвящен вокализ Сергея Рахманинова - одно из самых известных его произведений для голоса и фортепиано. В честь Неждановой назван астероид 4361 Нежданова, открытый в 1977 году советским астрономом Л. Личная жизнь Антонины Неждановой: Муж - Николай Семенович Голованов 9 21 января 1891 - 28 августа 1953 , русский и советский дирижер, хормейстер, пианист, композитор, педагог.
Народный артист СССР 1948. Детей у них не было. Как рассказывала певица, Голованов понравился ей с первой же встречи: он «уколол ей глаз». Несмотря на большую разницу в возрасте - Нежданова была старше Голованова на 18 лет - их брак был счастливым. Их союз продолжался на протяжении 35 лет. Николай Голованов был бессменным аккомпаниатором певицы и очень ценил ее. Также он делал для нее обработки народных песен, посвящал ей романсы. Один из самых известных романсов, посвященных Неждановой ее супругом, - «Что такое грёза? Голованов оставил о Неждановой теплые воспоминания: «Бог вдохнул в неё живую душу и одарил необыкновенной простотой не простоватостью и скромностью, которые свойственны только великим людям в искусстве, чистой душой только чистая душа может создать в искусстве величайшие ценности - так было, так есть, так будет всегда , необычайной работоспособностью и взыскательностью к себе, и во всем - талантливостью пение, танец, живопись ».
63 года назад не стало оперной певицы Антонины Неждановой
Нежданова ловила себя на мысли, что её влекут и точные науки Антонина даже посещала лекции на медицинском факультете Одесского университета , и музыка. Шестнадцать лет исполнилось Неждановой, когда умер отец. Теперь выбор сделали обстоятельства — нужно было помочь семье, и в память об отце Антонина становится преподавателем в городском женском училище. Манон Леско. Массне, V акт. Восемь лет она тащит постылую учительскую «лямку», а душа просит сцены, рампы, чарующих звуков романсов. Ни одной оперной премьеры не пропускает Нежданова в Одесском театре, и чем больше она слушает местных знаменитостей или заезжих гастролёров, тем сильнее растёт её желание петь самой, тем более что её нет нет да и приглашают выступить в любительских концертах.
Восхищение друзей её способностями подстёгивают честолюбивые мечты. Когда младшие сестра и брат подросли, Нежданова решила, что самое время подумать и о себе. В октябре 1899 года Антонина отправилась в Петербург с желанием поступить в консерваторию. Но столица с её прославленными педагогами в гостеприимстве Неждановой отказала. Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что её голос для карьеры оперной певицы недостаточен. Но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учёбу в Московскую консерваторию.
Нежданова очень волновалась на прослушивании. Она пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой и ясной: диапазон её голоса был развит недостаточно. Однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в «избранный» класс. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков её пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти.
Можно с уверенностью сказать, что он «подарил» Неждановой её голос. Мазетти проявил себя как тонкий и умный педагог. Первые четыре месяца он вообще не занимался с новой подопечной и, лишь присмотревшись к Неждановой, оценив её необычный, яркий голос, начал вокальные упражнения. Диапазон певицы, по её собственному утверждению, не превышал полутора октав, но Мазетти сразу отказался от искусственного вытягивания верхних звуков и долгое время позволял Неждановой петь только те произведения, которые были построены на среднем регистре голоса. Мазетти как бы предоставил возможность постепенно проявиться самой природе, осторожно, без напряжения «подталкивая» голос к верхним регистрам. Таким образом, именно итальянский педагог заложил основы уникального мастерства певицы, в исполнении которой поражала прежде всего раскованность и лёгкость в партиях любой сложности.
Однажды в Киеве к Неждановой, уже признанной певице, после окончания спектакля «Лакмэ» подошёл антрепренёр и спросил, не пела ли она арию с колокольчиками, выпустив наиболее трудные места.
Дом в Большом Кисловском переулке был построен в 1913 году, проект разработал архитектор Н. На днях стало известно, что специалисты ФКР Москвы завершили капремонт дома 1971 года постройки в районе Коптево. Наряду с этим окончился капитальный ремонт доходного дома в столичном районе Хамовники.
В 1912 с успехом гастролировала в Париже театр «Гранд-Опера». В том же году исполнила партию Марфы «Царская невеста» Римского-Корсакова. Постоянным партнёром Н.
Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. В работе над сценическим воплощением партий Н. Шаляпина, М. Ермоловой, К. Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В концертный репертуар певицы выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С.
Все, что в искусстве было близко сердцу народного слушателя, что находило доступ к широким трудовым элементам русского общества, к студенчеству, — получало горячий и живой отклик. Они благодарили за это бешеными аплодисментами, готовые бросить на сцену, к ногам того или другого кумира не только порыжелую студенческую фуражку, но, кажется, и свое собственное сердце. Восторги демократической публики — лучшее сокровище, которым может похвастаться Большой театр... Естественно, что восторги народного слушателя вызывали близкие ему певцы. В драматическом театре посетители галерки были покорены реалистическим гением Щепкина, Мочалова — «мещанского актера», «актера-плебея», как называет его Белинский, отличая вдохновенное искусство артиста от аристократически изысканного, но холодного, внешнего мастерства Каратыгина. На оперной сцене демократическая публика безошибочно распознавала свое, истинное, народное. Шаляпин и Собинов, а вслед за ними и Нежданова получили первое признание в широких демократических кругах русской публики, черпая в близости к народу неувядающую красоту и силу своего искусства. Об этом с удивительной ясностью и простотой говорит вся жизнь великой артистки, светлое имя которой всегда будет жить в памяти народа... В этой школе долгие годы учительствовал Василий Павлович Нежданов, отец артистки, обаятельный, жизнерадостный, разносторонне образованный, художественно одаренный человек. От Василия Павловича и матери своей Марии Николаевны, также народной учительницы, Антонина Васильевна унаследовала музыкальный талант. Отец, еще в бытность свою студентом Педагогического института выучившийся играть на скрипке, а затем самоучкой — на фортепиано, преподавал в школе, Кроме прочих предметов, хоровое пение и организовал хор из крестьянской детворы, пользовавшийся большой популярностью в округе. Мария Николаевна превосходно пела, сохранив до глубокой старости нежного чистого тембра высокое сопрано. Антонина Васильевна вспоминает, как однажды, уже будучи артисткой Большого театра, она, работая дома над арией Джильды, несколько раз взяла ми третьей октавы — камень преткновения для большинства певиц. И вдруг, из соседней комнаты, словно эхо, донеслось такое же ми кристальной чистоты pi точности. Это старушка-мать вторила своей дочери. Трех лет от роду Нежданова уже проявляла тонкий музыкальный слух и память. Засыпая под нянины сказки, неизменно сопровождавшиеся песнями, девочка, при малейшей ошибке, поправляла няню, и сама ей подтягивала тоненьким, но верным голоском. Напевы крестьянки-няни, песенная атмосфера украинской деревни, сельский хор, руководимый отцом в этом хоре участвовали все дети Неждановых , народные праздники рано пробудили в Антонине Васильевне музыкальное чувство. Семи лет она уже солировала в хоре и была желанной гостьей на крестьянских свадьбах и других деревенских торжествах. Но в раннем раскрытии вокального таланта Неждановой не было ничего общего с так называемым «вундеркиндством», гипертрофированным вниманием к развитию одной способности, что еще так часто уродует талантливых детей. Щедро одаренная художественная натура, Антонина Васильевна с юных лет развивалась гармонично, всесторонне, а главное — естественно, под влиянием простой, народной среды и богатства украинской природы. Этим, возможно, объясняется и высоко развитое у Антонины Васильевны чувство красоты, отличавшее большую творческую жизнь артистки. С особой силой эта черта раскрылась в творчестве. Все, кто знали Антонину Васильевну, испытывали на себе обаяние врожденного артистизма певицы, всегда так юношески непосредственно и живо воспринимавшей каждое сколько-нибудь интересное явление в искусстве, в общественной жизни, в быту. Одаренная натура Неждановой проявлялась во всем, чем бы она ни занималась. Кроме музыки пения и игры на фортепиано , Антонина Васильевна превосходно рисовала, метко схватывала характерные черты людей, образов природы, выказывая тонкое чувство колорита, выразительно декламировала, была мастерицей рукоделья, с артистическим темпераментом и изяществом танцевала, сохранив любовь к танцам на всю жизнь, увлекалась спортом — плаваньем, катаньем на коньках, лыжах... Слух и память определили и ее превосходное владение языками, особенно французским и итальянским, которые она постигла в совершенстве. Все это потом сторицей принесло свои плоды, найдя гармонический синтез в артистическом облике Неждановой. Художественное развитие будущей певицы шло равномерно с ее духовным ростом. Естественно, что вся обстановка жизни ее родителей, не могла не пристрастить девушку к книгам. Но воспитание артистки не было книжным, оторванным от жизни. Чуткая восприимчивость Антонины Васильевны ко всему окружающему, умение найти для себя во всем интерес, оградила ее от опасности стать «синим чулком», расширила источник ее познания жизни. Впечатления от природы, народного быта, путешествий, явлений искусства, встреч с выдающимися людьми, ставшие необходимыми для Антонины Васильевны с юных лет, складывались в стройную и строгую систему непрерывного обогащения внутреннего мира артистки. Свой ежегодный отпуск Антонина Васильевна, обычно, посвящала ознакомлению с художественно музыкальными центрами России и Западной Европы, посещала театры, концерты, музеи, выставки и т. В последние свои годы Антонина Васильевна всегда стремилась летом на Кавказ, в Крым или в другие красивейшие места нашей Родины. За два года до кончины Антонина Васильевна совершила свой первый рейс на самолете, на высоте четырех тысяч метров, переживая это новое для нее ощущение с непосредственным, почти детским, восхищением. Все жизненные впечатления артистки помогали в обогащении ее искусства, его идейного содержания. Это она подчеркивает в своих записках: «Артисту, музыканту общее всестороннее образование, культура безусловно необходимы — отсутствие этих качеств всегда сказывается во всей его сценической деятельности». Разносторонняя одаренность встретилась в Неждановой со столь же разносторонней культурой и строгой трудовой дисциплиной. Простота и легкость исполнения самых виртуозных партий заставляли слушателей забывать о том огромном труде, который помог артистке достигнуть свободы творчества. Эту старую истину Антонина Васильевна не уставала повторять молодежи. Великий мастер понимал, что совершенство искусства Неждановой стоило ей «огромных трудов» всей жизни. Искусство и техника стали Вашей второй органической природой». Труд для Неждановой был насущной потребностью, радостью, подлинным творческим актом. Все воспитание ее, как человека и художника, связано с глубочайшим уважением к труду, пониманием его, как основы жизни и искусства. Я с самого раннего возраста стала понимать, что жизнь есть труд. Эти слова Антонины Васильевны служат ключом к ее творческой биографии. Радость жизни и творчества она сматривала в постоянной шлифовке своего таланта. Довольствоваться тем, что слушатели считают совершенством, равносильно концу развития художника» — записывает Антонина Васильевна в тетрадку «Советы ученикам», эпиграфом к которой ставит народное изречение «Век живи — век учись». Этот завет великой артистки должен стать руководством в творческой жизни каждого советского певца. Но чтобы быть верным этому завету, надо развивать свою волю к труду, настойчивость, упорство, желание идти непроторенными дорогами в искусстве, побеждать препятствия. Свою заветную мечту учиться пению, сделаться образованным, культурным человеком, несмотря на все трудности, я осуществила. Добивалась же я этого упорно и твердо... Надо помнить, в каких условиях Нежданова пробивала себе дорогу к искусству. Ее путь не был усыпан цветами. Нужда, недостатки были рано знакомы Антонине Васильевне. Когда скоропостижно скончался ее отец, юная выпускница гимназии стала единственной кормилицей семьи из пяти человек. Антонине Васильевне было тогда семнадцать лет. Решив наследовать профессию отца — стать учительницей, она подала прошение о предоставлении ей места в одной из одесских гимназий. Но она оказалась двести пятнадцатой кандидаткой! Чтобы получить место, надо было ожидать два года! В память об отце ей предоставила работу дирекция Народных училищ. Нежданова стала учительницей в трехклассном женском городском училище. Грошовое жалование пришлось пополнять частными уроками. Тяжелый труд, однако, не заглушил влечения к искусству, к театру. Антонина Васильевна была постоянной посетительницей третьего ряда галереи одесского театра, и, зная эту любовь, сослуживцы часто уступали ей свои билеты, получаемые по очереди. Я так же, как и в гимназии, изображала в лицах всех оперных героев, которых видела и слышала в театре, пела по слуху и по памяти, без всякого аккомпанемента, конечно, не совсем верно но с большим чувством и увлечением». Однако талант Неждановой не сразу получает признание педагогов. Когда Антонина Васильевна, собрав скромные средства, приехала в Петербург, чтобы учиться пению, то столичные педагоги, в том числе известный Прянишников, не оценили ее дарования. Таков был их суровый приговор. Но Нежданова вновь испытывает свою судьбу, на этот раз в Московской консерватории, и побеждает. Занятия у знаменитого педагога потребовали больших испытаний. Огромная любовь к пению и вера в своего педагога помогли мне»,— пишет Антонина Васильевна в «Заметках певицы», подчеркивая внимательность, осторожность и последовательность работы Мазетти с ней над развитием диапазона голоса, выравниванием его регистров и т. Так же, как исполнитель-инструменталист каждый день должен упражняться на своем инструменте, певец обязан повседневно тренировать свой голосовой аппарат, дыхание и т. Этим заветам Мазетти Антонина Васильевна осталась верна всю жизнь. Ее домашние не помнят дня, когда бы Антонина Васильевна, с девяти часов утра уже не сидела бы за роялем, распеваясь, просматривая новинки музыкальной литературы Антонина Васильевна была в курсе всех новых вокальных изданий советской музыки , работая над пополнением своего репертуара. Искусство и труд были для нее нераздельны. Только один месяц году Антонина Васильевна позволяла себе отдыхать; даже последних месяца отпуска она неизменно проводила на юге, у моря, тренируя голос, подготавливая новые партии к началу сезона. Эту же потребность к труду она старалась воспитать и в учениках.
150 лет назад родилась Антонина Нежданова - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано
Антонина Нежданова неоднократно получала приглашения выступить в ведущих оперных театрах мира. Он был совершенно сражен талантом и красотой Антонины Васильевны Неждановой, прежде всего, конечно, ее музыкальным талантом. Антонина Васильевна Нежданова 4 (16) июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы — 26 июня 1950, Москва Оперная певица (сопрано), одна из величайших представительниц русской вокальной школы Народная артистка СССР (1936). Полная биография певца Антонины Неждановой.
В Петербурге показали считавшийся утерянным портрет и концертные костюмы Неждановой
"Мой район. Обратная связь": капремонт столичного дома, где жила певица Антонина Нежданова | Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант, поскольку ее пение было очень. |
Нежданова, Антонина Васильевна | Антонина Васильевна Нежданова (1873 — 1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. |
Антонина Васильевна Нежданова Материалы и исследования | Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу. |
150 лет назад родилась Антонина Нежданова - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано | Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950).Русская певица, лирико колоратурное сопрано, народная артистка СССР (1936). |
Нежданова Антонина Васильевна — Биография | Нежданова Антонина Васильевна – русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано. |
Вспоминая Антонину Васильевну Нежданову...
Возможно, в концертах певцов участвовал пианист Абрам Макаров , с которым сотрудничали и Нежданова, и Собинов: именно в эти дни Макаров выступал здесь с виолончелисткой Раей Гарбузовой. Но пять следующих выступлений Антонины Неждановой в Большом зале — в симфонических и камерных программах — пройдут с Николаем Головановым. Его романсы для голоса с оркестром Нежданова пела на их первом совместном концерте в 1925 году, он аккомпанировал жене на рояле в трех ее сольных вечерах. Под управлением Голованова состоялся и последний, завершающий карьеру певицы, выход на сцену Большого зала: 5 марта 1933 года она исполнила с Филармоническим оркестром арию Лии из кантаты Дебюсси «Блудный сын», которую в октябре 1911 года пела в Дворянском собрании под управлением Сергея Кусевицкого.
Тогда же будущая знаменитость попробовала получить место в Большом театре. На прослушивании Антонина Васильевна исполнила арию из "Ивана Сусанина". Несмотря на то что ария понравилась руководству театра, ей все равно было отказано. Но очень скоро Нежданова стала артисткой Большого. В театре резко заболели все 3 певицы партии Антониды, и Антонину попросили выручить. Публика приняла ее очень тепло, и Нежданова была приглашена работать в Большой. На сцене театра Антонина Васильевна в разное время пела на одной сцене с Шаляпиным, а также Собиновым и Словцовым. Ее приглашали выступать и на сцене других стран. Нежданова отказывала всем подряд, отдавая предпочтение России. Только один раз, в 1912 году, Антонина Васильевна выступила в Париже, исполнив Джильду в "Риголетто".
Любовались им, ломали головы над тем, что же заключает в себе ее искусство, слушатели. Это идеальное пение и в самом деле ускользает от характеристик. Внутреннюю тему искусства Неждановой сегодня определить сложно, гораздо труднее, чем темы других певиц, ее младших современниц. Пение Степановой энергично, жизнерадостно, жизнеутверждающе, горячо даже в самые трагические моменты. Искусство Катульской, напротив, выражает элегическую печаль. А пение Неждановой соединяет в себе и то, и другое, и нечто большее. Оно не воспринимается как драматическое послание из ее времени в наше. Не воспринимается и как театр, хотя Нежданова была очень внимательна к театральной отделке своих ролей, например, брала уроки у Ермоловой, готовя партию Виолетты. Но все же пение для Неждановой не было каторжной необходимостью что-то выражать, а скорее каким-то особенным способом бытия, бесконечно естественным и поэтичным. Нежданова владела искусством не касаться жизни, парить над ней, быть отстраненной от своего времени и от своей эпохи. Она не выражала их темы, поэтому она актуальна и сегодня. Искусством преодолевать притяжение земли и проходить сквозь время Нежданова владела не только в пении, но и в жизни. Неясно, кем на самом деле она была. Ее биография нам до конца не известна, ее симпатии и антипатии таинственны. Собинов называл ее "Нежданчик", а рабочие за сценой называли "Нашей Нежданихой". Она была близка и тем, и другим, и от всех одинаково далека. Мемуары Неждановой написаны удивительно легко. О войне, голоде, революции, разрухе, неприятии ее искусства новым зрителем певица пишет без тени внутреннего усилия, без малейшего душевного напряжения, словно берет колоратурные пассажи. Слушатели не стесняясь хохотали во время исполнения "арии с колокольчиками" из оперы "Лакме", думая, что голосом выделываются какие-то акробатические фокусы специально для того, чтобы смешить. Здесь трели и пассажи воспринимались, как настоящее пение соловья". И рядом, на тех же страницах, описание совершенно несвоевременных, невозможных в то время поездок за границу каждое лето, морских купаний на итальянской Ривьере.
В Большом прослужила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. В 1912 году единственный раз в своей карьере Антонина Нежданова выступила за границей — в Европе, в Парижской опере спела партию Джильды в опере « Риголетто » Джузеппе Верди. Её партнерами на сцене были Энрико Карузо и Титта Руффо. После Гражданской войны выступала на радио, записывалась на грампластинки. Она входила во многие правительственные комиссии по вопросам искусства, Нежданову можно было увидеть в президиуме торжественных заседаний, среди членов жюри музыкальных конкурсов и олимпиад самодеятельного искусства, участников вокальных конференций. В обширный репертуар певицы, включавший более 700 произведений, входили произведения С. Рахманинова , П. Чайковского , Л.