Новости выступление набиуллиной в госдуме

10 апреля на пленарном заседании Госдумы с отчетом выступила Председатель Центробанка РФ Э.С. Набиуллина. О том, как ощущал себя финансовый сектор и как кризисная ситуация продолжает отражаться на экономике России, глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала сегодня в Госдуме, отчитываясь перед депутатами за 2023 год. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила с отчетом в Государственной думе, предварительно проведя ряд установочных встреч с парламентскими партиями.

Последние новости

  • Бизнес активно строит планы по расширению производства.... |
  • «Пик инфляции позади». О чем глава ЦБ заявила во время отчета в Госдуме
  • 7 тезисов из выступления Набиуллиной в Госдуме
  • Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы

Выступление Набиуллиной в Госдуме не оставляет надежд

Высокой ставкой ЦБ РФ защищает доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила о необходимости ужесточения ответственности за навязывание финансовых услуг со стороны банков. Глава Центрального банка выступила в Госдуме.

Выступление Набиуллиной в Государственной Думе

Это касается и производства, и потребления, и инвестиций в основной капитал. Такое в последний раз было более 10 лет назад, в начале 2010-х годов, и при высокой инфляции. Это прирост корпоративного кредитного портфеля на целых 11 трлн рублей за последние 12 месяцев. Разговоры о недоступности кредита, мягко говоря, преувеличены. С конца прошлого года прибыль компаний также возобновила рост. Важно отметить, что рост идет по широкому кругу отраслей. Это говорит о том, что сейчас прибыли компаний могут и должны быть значимым источником инвестиций и роста экономики. И это видно по тому, что оптимизм бизнеса по разным замерам остается высоким, несмотря на то, что стоимость заемных денег повысилась. Собственные средства всегда являются основным источником роста бизнеса, кредит — это лишь дополнительное «плечо», которое позволяет сделать еще более значительный рывок.

И все из-за цифрового рубля. Раскрыть результаты проекта по его внедрению в экономику предложено ровно через год. Заявлено, что речь пойдет о трансграничных операциях, но не только. Ведь чем интересен цифровой рубль? В перспективе он гарантирует, что все адресные выплаты и субсидии получит указанный адресат и только он, никакие махинации с этими деньгами будут в принципе невозможны. Быть гибким ЦБ решил и в вопросе расчетов криптовалютами с зарубежными контрагентами. Набиуллина попросила депутатов как можно быстрее принять сразу несколько законопроектов о защите прав потребителей банковских услуг как от мошенников, так и от скрытых банковских комиссий. Политика ЦБ, по словам главы регулятора, сейчас направлена на то, чтобы поддержать структурную перестройку экономики, чтобы обеспечить устойчивое развитие.

Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка. На сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить. Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощённом порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок. Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные. Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги. Исчезла реклама кредитов с чуть ли не нулевыми, по сути нереальными ставками, которые на деле были обставлены такими условиями, что стоимость кредита получалась сильно двузначной. Совсем скоро, с мая, вступит в силу другой закон, который позволит гражданам бесплатно переводить деньги между своими счетами в разных банках. Это, по сути, эпохальное изменение. Закон снимает те искусственные барьеры, которые мешали людям свободно распоряжаться своими сбережениями, и полностью решает проблему зарплатного рабства. Чуть позже, в июле, заработает новый закон о противодействии кибермошенникам. В частности, он вводит двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета. Этот период нужен, чтобы человек мог разобраться, что его обманывают, чтобы отказаться от перевода. В этом году также принят долгожданный закон о самозапретах на кредиты, с помощью которого любой человек сможет обезопасить себя от оформления на его имя займа. Хочу сказать, что на всех встречах по нашему годовому отчёту вы поднимали вопросы мошенничества. Нам не удалось пока добиться перелома в борьбе с мошенниками, мы бьём по хвостам. Об этом мы говорили и на комитетах, и на встречах с фракциями. Два новых закона, которые я назвала, конечно, помогут, но нужно вместе искать и другие решения, и мы договорились более подробно обсудить дополнительные меры с депутатами. На подходе несколько важных для граждан законопроектов в финансовой сфере. Я скажу о наиболее, на наш взгляд, приоритетных. Ограничение плавающих ставок в кредитовании. Я говорила о том, что предприятия больше берут таких ставок, но гражданам и микропредприятиям, в отличие от крупных компаний, сложнее оценить все риски. И ставка изначально может быть низкой, привлекательной, но затем существенно возрасти и привести к росту долговой нагрузки для граждан и малого бизнеса, и мы хотим это предотвратить. Финансовые пирамиды. К сожалению, интерес граждан к инвестициям, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники, причём их изобретательность не знает границ. Для запуска очередной пирамиды в Интернете не нужно больших затрат, и поэтому мы считаем крайне важным законопроект о запрете организациям, которые не поднадзорны Банку России, привлекать инвестиции граждан. Эти законопроекты готовятся ко второму чтению, обсуждаем мы новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб. Жалобы на мисселинг на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Ну весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг, чтобы нарушать было экономически невыгодно. Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный, и для него миллион рублей - это копеечный штраф, не материальный штраф. Миллионы нарушений, мы выявляли такие случаи, и всего миллион, миллион рублей штрафа. И, на наш взгляд, штраф за обман потребителей, за нечестное обогащение, он должен быть кратно повышен, вплоть до одного процента от капитала, если банк не устраняет нарушения. У нас применяются такие штрафы в сфере антиотмывочного законодательства, на наш взгляд, они сработали хорошо, деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем и регулирование рассрочки. Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он практически удвоился. Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса. И здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что по сути это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщиков в банке. При этом, конечно, разумно сохранить и пространство для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтоб потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог адекватно их оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной. Хочу отметить, что в этот раз, при обсуждении нашего отчёта, было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но всё же эта тема остаётся в центре общего внимания, есть изменения к лучшему. И если в 2022 году полисы подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя, средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7 тысяч 400 рублей. То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась. Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов. Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер за страховыми компаниями, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики отдают, передают потенциально - убыточные полисы. И крайне важные меры по снижению мошенничества с ОСАГО, которые у нас сейчас принимают региональные рабочие группы, и пользуясь тем, что дистанционно представители регионов здесь есть, хотела бы тоже на это обратить внимание, хотя число регионов с высокими рисками в этой сфере, в сфере мошенничества, сократилось более чем вдвое: с двенадцати до пяти. И перед тем как переходить к завершению, скажу о том вопросе, который вставал на встречах с фракциями, как политика Центрального банка может повлиять на борьбу с бедностью, на снижение неравенства помимо того, что обсуждается с правительством по налогам, по бюджетной поддержке. Возвращусь к тому, с чего начала - это снижение инфляции. Инфляция - это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, которые съедают и так небольшие их доходы. Это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности. И я об этом тоже говорила, здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Это меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях - это кредитные каникулы. Ну вот предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берёт кредит сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации. Надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад. Я напомню, что законопроект об этом разработан в соответствии с рекомендациями Государственной Думы по итогам нашего отчета еще за 2021 год, когда ставки были низкие. Людям с небольшими доходами эта инициатива гарантирует возможность получать достаточно высокие проценты и на остаток по карте в пределах до 50 тысяч рублей, и по вкладу на такую же сумму, а кроме того, делать платежи без комиссий в сумме до 20 тысяч рублей в месяц. И по предварительным оценкам этой дополнительной поддержкой могли бы воспользоваться более 8 миллионов человек. И, конечно, специальные программы финансовой грамотности, которые снижают риски людей, помогают им правильно ориентироваться на сложном финансовом рынке, использовать возможности финансового рынка для сбережения своих доходов, для приумножения их. Завершая, хочу поблагодарить Государственную Думу, потому что очень много из того, что я сказала, это результат нашей с вами совместной работы. Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей - это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей. Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал её ресурсами для развития. Я хочу поблагодарить за совместную работу, Центральный банк очень ценит эту совместную работу, мы открыты к диалогам, спасибо за те идеи и предложения, которые от вас поступают, за вопросы, которые вы задаёте и заставляете нас их решать. И благодарю за внимание. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, готова ответить на ваши вопросы. Я даже сэкономила немного времени. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Алимова О. Те же банки, а не застройщики, забирают себе государственные субсидии и ипотечные ставки. Застройщики находятся на проектном финансировании, и чтобы сохранить привычные доходы, создают искусственный дефицит предложений. Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен. Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить... Микрофон отключён. Набиуллина Э. По ипотеке. Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры. Это была позиция Центрального банка, и есть. Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит. И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка. И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается. При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции. Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года.

Новости акций Новости рынков Новости рынков Бизнес активно строит планы по расширению производства. И сейчас оперативные индикаторы показывают, что в I квартале этого года экономика продолжает расти высокими темпами. Бизнес активно строит планы по расширению производства. Индекс бизнес-климата, по свидетельству самих же предприятий, сейчас на 12-летнем максимуме. И, кстати, это говорит о том, что бизнес сохраняет уверенность в том, что мы вернем инфляцию к цели и перейдем к снижению ставки.

Эльвира Набиуллина рассказала депутатам о достижениях ЦБ за прошлый год

Глава Центрального Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что российская банковская система хорошо выдержала шоки 2022 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на выступление Набиуллиной на совместном заседании комитетов Госдумы. Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила, что не исключает повышения ключевой ставки, если процесс дезинфляции остановится. Об этом заявила сегодня Эльвира Набиуллина, выступая с отчетом в Госдуме.

«Вы не справляетесь»: В Госдуме потребовали от Набиуллиной остановить рост цен

Когда восстановление завершилось и начала быстро расти инфляция, мы повысили ключевую ставку на 8,5 процентных пунктов. Эльвира Набиуллина представляет годовой отчет Центрального банка России. Но мы видим, что это не так. Оперативные индикаторы показывают, что в первом квартале этого года экономика продолжала расти высокими темпами. Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса, — это внутренний спрос и ожидания, что он будет расти и дальше. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где важно правильно распределить силы на всю дистанцию. Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она это может делать это на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс, иначе говоря, ускорение инфляции, а затем — вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля по ноябрь этот показатель в пересчете на год был двузначным.

Инфляционное давление было очень сильным. Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас.

Роман Маркелов Жесткая денежно-кредитная политика Банка России не душит экономический рост в стране. В условиях, когда экономика находится в состоянии перегрева, дополнительный рост спроса, я уже тоже об этом неоднократно говорила, не приводит к значительному росту выпуска, а выливается в гораздо более значительное ускорение инфляции", - подчеркнула Набиуллина. Как пояснила глава ЦБ, после небольшого замедления в конце года экономика снова уверенно растет.

Слуцкого он поблагодарил за то, что тот вернул разговор к теме инфляции. Макаров сослался на Конституцию, в которой прописано, что основная функция ЦБ — защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно закону «О Центральном Банке», делать это надо посредством поддержки ценовой стабильности. То есть поддержанием уровня товаров и услуг, которые граждане могут купить в стране за рубли, а не определенного отношения рубля к доллару. Этот тезис сам Центробанк повторял много-много раз. Здесь в ход против депутатов пошло их же излюбленное оружие — цитата президента. Она напрямую отражается на благополучии российских семей, наших граждан. Необходимо тщательно отслеживать динамику цен», — зачитал Макаров. Главное, что в результате мер ЦБ к концу года удалось установить рост инфляции и сейчас она перешла к снижению, заявил он. А вот ставка, срок, в течение которого она начинает реально действовать, — от трех до шести кварталов, — подчеркнул выступающий. Наверное, именно это имел в виду депутат Делягин, когда говорил, что у нас упало качество экономического образования. Кстати, заметил бы, и культуры тоже». Само собой напрашивалось сравнение с реакцией депутатов на отчет правительства, представленный Михаилом Мишустиным в том же зале той же публике ровно неделю назад. Тогда телеграм-каналы сбивались со счета, сколько раз парламентарии аплодировали и благодарили самого премьера, тех или иных членов кабмина. Спикер Вячеслав Володин призвал коллег к объективности. Мы скупы на похвалы — это хорошо, но здесь надо это признать», — спровоцировал он не очень уверенные аплодисменты. По сравнению с приемом правительства, прием ЦБ в Госдуме теплым не назовешь.

На российскую валюту продолжают давить негативные внутренние факторы: рост спроса на импорт, в том числе из-за увеличения расходов госбюджета, а также высокий объем вывода капитала за рубеж. Плюс — дорожающая логистика в торговле с Азией. Финансовые власти явно не понимают, что делать с закредитованностью населения, которая в прошлом году подскочила сразу на 6,4 трлн рублей, до 34,8 трлн рублей. Что сопоставимо с годовыми доходами бюджета страны. И проблема, скорее, не в этой гигантской цифре, а в том, что ухудшается способность людей расплачиваться по долгам с банками. Сегодня на физлиц, у которых три кредита и более, приходится половина от всей задолженности по розничным займам. В выигрыше остаются банки, но никак не люди. Однако верно обратное: она оказывает минимальное влияние на сдерживание инфляции, а вот рост инвестиций подавляет», - обратилась с места к Набиуллиной независимый депутат Оксана Дмитриева, чье высказывание прозвучало не как вопрос, а как реплика.

Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное

Осенью было много опасений, мы с вами обсуждали это, что повышение ключевой ставки ставит крест на развитии экономики. Но мы видим, что это не так. В IV квартале экономический рост немного замедлился, но оставался значительным. И сейчас оперативные индикаторы показывают, что в I квартале этого года экономика продолжает расти высокими темпами. Наш мониторинг предприятий — напомню, что мы опрашиваем 13—14 тыс. Индекс бизнес-климата, по свидетельству самих же предприятий, сейчас на 12-летнем максимуме.

Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса, — это внутренний спрос и ожидания, что он будет расти и дальше. Жесткая денежно-кредитная политика как раз направлена на то, чтобы давление на экономику со стороны спроса не было избыточным, не было разрушительным для роста. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где очень важно правильно распределить силы на всю дистанцию. Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она может бежать на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс — иначе говоря, ускорение инфляции, а затем, вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны.

Да, предприятия сделали значительные инвестиции в расширение и автоматизацию производства и продолжают их делать. Это в том числе ответ на рост дефицита кадров и рекордную загрузку производственных мощностей. Но, чтобы инвестиции превратились в предложение товаров и услуг, расшивку узких мест в транспортной инфраструктуре, нужно время. Если производство будет отставать от очень быстрого роста спроса, то цены пойдут вверх, а сам спрос — и инвестиционный, и потребительский — будет все больше смещаться на импорт. Для импорта нужна валюта, а если экспорт, как в нашем случае, не растет, то повышенный спрос неизбежно ведет к ослаблению рубля.

Такую ситуацию, когда избыточный спрос выливается в рост цен и ослабление рубля, мы наблюдали прошлым летом. На нее мы отреагировали повышением ключевой ставки. Мы уже видим первые результаты нашей политики — пик инфляции остался позади. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля до ноября этот показатель в пересчете на год был двузначным. Инфляционное давление было очень сильным.

Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас. Я бы хотела особое внимание обратить на то, что высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью. Инфляция сильнее всего залезает в карман небогатых людей в том числе потому что цены на товары первой необходимости ускоряются в первую очередь. Таких примеров в прошлом году было достаточно. Высокая инфляция — точно такой же налог на промышленность, как и на бедных.

Большинство предприятий уже ощущает, что рост издержек, который неизбежен при высокой инфляции, кусается даже больше временного увеличения процентных расходов. Об этом говорят и руководители предприятий, а мы проводим много встреч с ними, и наш анализ издержек в обрабатывающей промышленности. В текущих условиях жесткая денежно-кредитная политика не противоречит развитию экономики, интересам реального сектора, как иногда представляют. Какие еще результаты повышения ключевой ставки, кроме замедления инфляции, мы видим на сегодняшний день? В августе произошел важный перелом — начался активный приток денег на вклады.

За пять месяцев, вплоть до конца года, вклады граждан выросли на 5,3 трлн рублей. Это рекордные темпы. Благодаря высоким ставкам граждане во второй половине прошлого года заработали почти 1 трлн рублей процентов по вкладам. Приток средств на вклады продолжается: и за I квартал этого года он составил еще почти 2 трлн рублей. Дополнительный эффект более высокой ставки — она способствует более стабильному курсу рубля.

Курс рубля, конечно, определяется прежде всего торговыми потоками. В прошлом году экспорт сократился, а импорт вырос. Курс рубля закономерно снижался, и летом это снижение ускорилось, потому что спрос на импорт возрастал. На графике валютного курса вы видите отсечку — это повышение ставки 15 августа сразу на 3,5 п. Это остановило ослабление рубля, хотя потребовались дополнительные повышения ставки для того, чтобы окончательно пресечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий.

Сыграли роль и другие факторы, включая рост цен на нефть, но влияние денежно-кредитной политики, по нашим оценкам, было основным. В том числе за счет увеличения привлекательности рубля как средства сбережения. Еще один значимый эффект — это возвращение кредита к более сбалансированным темпам роста по сравнению с очень высокими, рекордными уровнями прошлого года. Объем корпоративных облигаций прибавил 4,6 трлн рублей. Это финансирование внесло важный вклад в развитие экономики.

Эти деньги в том числе пошли на закупку оборудования, замещение внешних долгов, покупку бизнеса у уходящих иностранных компаний, импортозамещение. И вряд ли, имея такие цифры на руках, можно говорить о том, что кредит бизнесу недоступен. Ставки выросли, в начале этого года рост корпоративного кредита начал замедляться, но ни о какой остановке кредитования предприятий, а с ним и развития экономики речи не идет. Да, в этом году рост кредита будет более умеренным, но лишь в сравнении с рекордным темпом прошлого года. К тому же кредит — это дополнительный рычаг, а главный источник инвестиций — это собственные средства компаний.

Реальный сектор в прошлом году показал хорошие финансовые результаты. Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, и даже с поправкой на накопленную инфляцию — более чем в полтора раза. Это означает, что предприятия чувствуют себя увереннее — высокая прибыль снижает потребность и в заемных средствах, но даже при необходимости занимать позволяет это делать и при высоких ставках. И, кстати, именно в этом масштабе нужно оценивать прибыль банковской системы.

За весь прошлый год она была сопоставима с прибылью, которую корпоративный сектор зарабатывал за один месяц.

Здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Третье — это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Четвертое — меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях. Это кредитные каникулы, предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берет кредиты сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации.

Пятое — надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад.

Но, поверьте, все расчеты и весь наш опыт показывают, что если бы мы этого не сделали, если бы вовремя не отреагировали, то потерь от этого и для граждан, и для бизнеса, и для государства было бы гораздо больше», — сказала она. Такое в последний раз было более десяти лет назад, в начале 2010-х годов, и при высокой инфляции», — отметила глава ЦБ.

Затем, по мере перехода экономики в новое равновесие, экономическая активность начнет восстанавливаться. Темпы роста экономики в период структурной перестройки будут небольшими, но за пределами прогнозного горизонта они могут ускориться за счет формирования в экономике новых производственных взаимосвязей, повышения квалификации рабочей силы и эффективности использования капитала, ввода новых средств производства в эксплуатацию", - напоминается в материалах к заседанию. Основные риски для базового сценария связаны с ухудшением геополитического фона и ситуации в мировой экономике в целом.

Выступление Набиуллиной в Госдуме не оставляет надежд

Сегодня председатель Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме. ПРЯМАЯ РЕЧЬ-Выступление Набиуллиной с докладом об основных направлениях ДКП в Госдуме. Выступление главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в Госдуме, которое состоялось в середине апреля, было жарким.

Набиуллина отчиталась о работе ЦБ перед Госдумой

16 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина представила в Госдуме Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. Председатель российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что навязывание банками финансовых услуг, которое также называется мисселингом, является позорным явлением. Набиуллина также сказала, что антироссийские санкции оказывают влияние не только на производства, которые зависят от импорта, передает Интерфакс. Конфуз Эльвиры Набиуллиной во время её речи в Госдуме объяснил Михаил Делягин: "Должен заступиться за Эльвиру Сахипзадовну". Голосованию за повторное назначение Набиуллиной на пост главы ЦБ предшествовало ее выступление в Госдуме.

Заявление Набиуллиной: главное

О цифровом рубле Также в своем выступлении Эльвира Набиуллина затронула тему цифрового рубля, тестирование которого начнется в ближайшее время, отмечают «Вести. Но это сейчас небольшие суммы и небольшое число клиентов. После пилота мы сможем предложить цифровой рубль всем», - рассказала Набиуллина. При этом она заверила, что жизнь россиян, не желающих пользоваться новыми технологиями, от введения цифрового рубля не изменится. И они не должны быть дискриминированы. Поэтому мы продолжим развивать и наличное денежное обращение», - заявила Набиуллина в Госдуме. Напомним, что с 1 апреля в России появится дополнительная форма национальной валюты — цифровой рубль.

Но тема кредитования, как альтернативы IPO в корпоративной среде, не была исчерпана вышеупомянутым сравнением. Набиуллина прокомментировала и разговоры о недоступности кредитов. По словам главы Центробанка, за последний год корпоративный кредитный портфель банков России увеличился до совокупных 11 трлн рублей. Бизнес очень активно использует эти деньги, то есть слухи о недоступности сильно преувеличены. Это прирост корпоративного кредитного портфеля на 11 трлн рублей за последние 12 месяцев», — подтвердила она.

В итоге ставки будут высокими и менее предсказуемыми дальше. Это будет давить на рост глобальной экономики, увеличивать стоимость обслуживания долга, снижать стоимость активов. Вырастут риски финансовой стабильности. Вырастет геополитическая напряженность по этому сценарию, будет происходить фрагментация, регионализация глобальной экономики.

Усилятся санкции на Россию. Мы рассматриваем этот сценарий с усилением санкций, и это станет еще одним фактором ухудшения ситуации в глобальной экономике в свою очередь. В итоге, на наш взгляд, в этом сценарии мы можем увидеть кризис, сопоставимый по масштабам с 2008—2009 годами. Для России это будет означать и падение спроса на основные товары нашего экспорта, ВВП тогда сократится сильнее, инфляция будет выше, чем в следующем году, потому что будет происходить более быстрое снижение экспорта в стоимостном и количественном выражении, что вызовет ослабление курса. В этом шоковом — хотя и, по нашей оценке, маловероятном — сценарии потребуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием, чтобы ограничить последствия негативных внешних факторов для российской экономики, не допустить раскручивания инфляционной спирали. И вернуть инфляцию к цели можно будет только в 2025 году. Базовый сценарий. Почему мы называем его базовым? Мы считаем его гораздо более вероятным, чем альтернативные сценарии.

Но сценарии альтернативные, на наш взгляд, нужно иметь для того, чтобы быть готовыми, если нужно, быстро переориентировать свою денежно-кредитную политику в зависимости от того, как развиваются обстоятельства. Действительно, за последние месяцы ситуация и баланс рисков для мировой экономики несколько сместились в сторону если не полномасштабного глобального кризиса, то более жесткого варианта развития ситуации. Мы видим это и по событиям — тем, которые происходят в мире. Но это для нас не повод просто ждать, как будут развиваться события, как говорят, ждать у моря погоды. Напротив, мы должны, как только можем, создавать условия для ускоренной структурной перестройки экономики. Только это может быть адекватным ответом на ухудшение глобальных внешних условий. Здесь, конечно, нужен широкий спектр мер: и реформы для улучшения делового климата, меры государственной поддержки стратегически важных отраслей и малого бизнеса, и здесь Правительство активно предлагает программу мер поддержки. И про это я хочу сказать более подробно. Об этом были вопросы во время обсуждения на Рабочей группе — это меры по развитию финансового рынка, не только денежно-кредитная политика.

Сейчас действительно ключевая задача — обеспечить структурную трансформацию экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Это ключевая задача для финансового рынка. Приоритетно — развитие внутренних источников долгосрочного и недолгосрочного финансирования. О том, как развивать финансовый рынок в целом, корректировать его структуру с учетом потребностей экономики, я подробнее расскажу, когда мы будем представлять в декабре Основные направления развития финансового рынка на следующие три года. Мы каждый год представляем в Думу этот документ. Хочу сказать, что мы оперативно подготовили доклад о том, какие новые вызовы мы видим перед финансовой системой, какие новые меры должны быть приняты. Получили предложения и замечания от рынка — мы обсудили и учтем их в нашем стратегическом документе, который представим в декабре. Но сейчас я хотела бы сказать только о нескольких основных задачах. Мы видим, что изменение структуры экономики, когда вот такая трансформация происходит, да и в целом высокая общая неопределенность — это для банков делает менее понятным бизнес их заемщиков.

Но при этом банки, мы понимаем, должны помочь заемщикам — предприятиям, гражданам — пройти через этот период адаптации. Чтобы банки могли удовлетворить возросшие потребности в кредите, мы планируем использовать регуляторные стимулы. В частности, именно перенаправлять ресурсы банков для кредитования критически важных для дальнейшего развития отраслей. Мы снизим нагрузку на капитал банков через регуляторные решения при кредитовании проектов, которые относятся к проектам технологического суверенитета и модернизации экономики. Сейчас Правительство мы вместе работаем разрабатывает так называемую таксономию — то есть это критерии таких проектов, которые банки смогут применять, чтобы пользоваться такими регуляторными стимулами. Это важная мера, но недостаточная. Важно, чтобы эти проекты получали поддержку и институтов развития. Мы считаем, что институты развития должны играть более важную роль. В этих условиях риски таких проектов должны делить и банки, и сами предприятия, и государство, поэтому, на наш взгляд, должна вырасти роль государственных гарантий.

Мы давно обсуждаем и с банковским сектором, что нам надо вернуть в законодательство по-настоящему безотзывные и безусловные госгарантии, на которые могли бы ориентироваться банки. Учитывая потребность именно в долгосрочных ресурсах для структурной трансформации именно нужны долгосрочные ресурсы, а не краткосрочные , конечно, рассчитывать исключительно на банковский сектор невозможно. Банки не могут и не должны быть главным источником длинных денег, а правильнее сказать, долгосрочного финансирования. Нужно увеличивать прямые инвестиции, а не только долговое финансирование. Тем более мы понимаем, что значительная часть предприятий уже и так закредитована. Рост, основанный исключительно на увеличении долговой нагрузки предприятий, который они выдержать не могут, — это путь к кредитному кризису. Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами. Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование.

О чем говорят это цифры? Эльвира Сахипзадовна уточнила — «о том, что разговоры о недоступности кредита, мягко говоря, преувеличены». Также шло и замещение валютных долгов рублевыми кредитами», — добавила глава регулятора. Постоянный адрес новости: eadaily.

Набиуллина: Политика ЦБ не душит экономический рост России

Об этом рассказала в ходе своего выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, пишет РИА Новости. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила с отчетом в Государственной думе, предварительно проведя ряд установочных встреч с парламентскими партиями. Подробности годового отчета Эльвиры Набиуллиной в Госдуме – в сюжете РЕН ТВ. «Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан»: о чём рассказала Эльвира Набиуллина в Госдуме Статьи редакции.

За утверждение ее на посту председателя ЦБ проголосовали 338 депутатов, еще 83 выступили против

  • Выступление Набиуллиной в Госдуме
  • Эльвира Набиуллина рассказала депутатам о достижениях ЦБ за прошлый год
  • Первые, кто спешат на помощь: стало известно, сколько зарабатывают медики скорой
  • Кредиты, IPO и инфляция: главное из выступления Эльвиры Набиуллиной 16 ноября
  • Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме с докладом о денежно-кредитной политике

Эльвира Набиуллина рассказала депутатам о достижениях ЦБ за прошлый год

Инфляционное давление было очень сильным. Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас. Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью. Инфляция сильнее всего залезает в карман небогатых людей, в том числе потому, что цены на товары первой необходимости ускоряются в первую очередь. Таких примеров в прошлом году было достаточно. Большинство предприятий уже ощущает, что рост издержек, который неизбежен при высокой инфляции, кусается даже больше временного увеличения процентных расходов. Об этом говорят и руководители предприятий, а мы проводим много встреч с ними, и наш анализ издержек в обрабатывающей промышленности. В текущих условиях жесткая денежно-кредитная политика не противоречит развитию экономики, интересам реального сектора, как это иногда представляют. За пять месяцев, вплоть до конца года, вклады граждан выросли на 5,3 трлн руб. Это рекордные темпы. Благодаря высоким ставкам граждане во второй половине прошлого года заработали почти 1 трлн руб.

RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!

На наш взгляд, необходимо введение ответственности и серьезных последствий не только для собственников и менеджеров таких банков, но и для всех тех, кто участвует в оформлении такого воровства денег клиентов — для обычных сотрудников, потому что мы видим, что они из одного банка переходят в другой банк с этими схемами.

А также мы прорабатываем с правоохранительными органами вопрос введения уголовной ответственности за создание забалансовых вкладов как отдельный состав преступления. Вывод средств за рубеж При этом хотела бы еще упомянуть об одном важном направлении нашей работы, которая не только в 2016 году, но мы занимались этим и с 2013 года. Это борьба с сомнительными операциями, чтобы банковская сфера перестала обслуживать сомнительные операции. И за четыре года мы видим, что объемы незаконного вывода средств за рубеж сократились более чем в 9 раз — в 2013 году это было с 1 трлн 700 млрд рублей незаконного вывода средств за рубеж, по последним оценкам, в 2016 году это 183 млрд рублей. В I квартале этого года цифра снижается, мы будем продолжать эту политику. То же самое с обналичиванием.

Обналичивание за четыре года снизилось в 2,5 раза, и мы продолжаем эту борьбу. Длинные деньги и пенсионные фонды Условия для развития: это и внедрение системы индивидуального пенсионного капитала — по сути своей добровольной системы для граждан, развитие инструментов небанковского финансирования, рынка облигаций, развитие рынка капитала — по сути дела, создание в стране длинных денег. Пока у нас длинных денег нет, и мы должны и будем делать все, чтобы создать длинные деньги. Мы в систему гарантирования допустили 41 фонд из 89 подавших заявки. Был жесткий отбор. В том числе улучшалась структура управления активами в тех фондах, которые были допущены к системе гарантирования.

И устойчивость системы мы проверяем также на стресс-тестах негосударственных пенсионных фондов, которые отрабатываем сейчас.

Тестируем базовые операции — это открытие, пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплата, простые смарт-контракты. Мы планируем постепенно расширять круг участников пилота и функционал платформы. По результатам пилотирования определимся и со сроками масштабирования цифрового рубля, но это по нашим оценкам будет не ранее 2025 года. Уже сейчас с теми странами, которые создают аналогичные платформы, мы ведём диалог возможностей и трансграничных операций в цифровых валютах центральных банков. Здесь, конечно, важна не только техническая готовность, но и политическая готовность.

Столь же активно, как платежи, развивается применение финансовых технологий. Мы видим, что устойчиво растёт востребованность со стороны людей услуг цифрового профиля. За прошлый год граждане стали пользоваться этим сервисом в два раза чаще, они оформили более 30 миллионов кредитов, страховок, других услуг без лишних справок и сложных анкет, пользуясь этой системой. Мы начали обсуждать и подходы к регулированию применения искусственного интеллекта. Эта технология, мы видим, быстро проникает во все сферы жизни. И мы хотим, чтобы финансовые организации использовали её открыто, но безопасно и ответственно на благо клиентам.

Уважаемые депутаты, я благодарна вам за постоянное внимание к теме защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, борьбы с мошенничеством. И в минувшем году Г осударственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Сейчас большое несчастье в Оренбургской области, и мы рассчитываем, что людям поможет закон о кредитных каникулах, который вы приняли в прошлом году. Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка. На сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить. Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощённом порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок.

Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные. Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги. Исчезла реклама кредитов с чуть ли не нулевыми, по сути нереальными ставками, которые на деле были обставлены такими условиями, что стоимость кредита получалась сильно двузначной. Совсем скоро, с мая, вступит в силу другой закон, который позволит гражданам бесплатно переводить деньги между своими счетами в разных банках.

Это, по сути, эпохальное изменение. Закон снимает те искусственные барьеры, которые мешали людям свободно распоряжаться своими сбережениями, и полностью решает проблему зарплатного рабства. Чуть позже, в июле, заработает новый закон о противодействии кибермошенникам. В частности, он вводит двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета. Этот период нужен, чтобы человек мог разобраться, что его обманывают, чтобы отказаться от перевода. В этом году также принят долгожданный закон о самозапретах на кредиты, с помощью которого любой человек сможет обезопасить себя от оформления на его имя займа.

Хочу сказать, что на всех встречах по нашему годовому отчёту вы поднимали вопросы мошенничества. Нам не удалось пока добиться перелома в борьбе с мошенниками, мы бьём по хвостам. Об этом мы говорили и на комитетах, и на встречах с фракциями. Два новых закона, которые я назвала, конечно, помогут, но нужно вместе искать и другие решения, и мы договорились более подробно обсудить дополнительные меры с депутатами. На подходе несколько важных для граждан законопроектов в финансовой сфере. Я скажу о наиболее, на наш взгляд, приоритетных.

Ограничение плавающих ставок в кредитовании. Я говорила о том, что предприятия больше берут таких ставок, но гражданам и микропредприятиям, в отличие от крупных компаний, сложнее оценить все риски. И ставка изначально может быть низкой, привлекательной, но затем существенно возрасти и привести к росту долговой нагрузки для граждан и малого бизнеса, и мы хотим это предотвратить. Финансовые пирамиды. К сожалению, интерес граждан к инвестициям, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники, причём их изобретательность не знает границ. Для запуска очередной пирамиды в Интернете не нужно больших затрат, и поэтому мы считаем крайне важным законопроект о запрете организациям, которые не поднадзорны Банку России, привлекать инвестиции граждан.

Эти законопроекты готовятся ко второму чтению, обсуждаем мы новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб. Жалобы на мисселинг на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Ну весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг, чтобы нарушать было экономически невыгодно. Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный, и для него миллион рублей — это копеечный штраф, не материальный штраф.

Миллионы нарушений, мы выявляли такие случаи, и всего миллион, миллион рублей штрафа. И, на наш взгляд, штраф за обман потребителей, за нечестное обогащение, он должен быть кратно повышен, вплоть до одного процента от капитала, если банк не устраняет нарушения. У нас применяются такие штрафы в сфере антиотмывочного законодательства, на наш взгляд, они сработали хорошо, деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем и регулирование рассрочки. Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он практически удвоился. Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса.

И здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что по сути это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщиков в банке. При этом, конечно, разумно сохранить и пространство для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтоб потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог адекватно их оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной. Хочу отметить, что в этот раз, при обсуждении нашего отчёта, было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но всё же эта тема остаётся в центре общего внимания, есть изменения к лучшему. И если в 2022 году полисы подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя, средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7 тысяч 400 рублей.

То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась. Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов. Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер за страховыми компаниями, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики отдают, передают потенциально — убыточные полисы. И крайне важные меры по снижению мошенничества с ОСАГО, которые у нас сейчас принимают региональные рабочие группы, и пользуясь тем, что дистанционно представители регионов здесь есть, хотела бы тоже на это обратить внимание, хотя число регионов с высокими рисками в этой сфере, в сфере мошенничества, сократилось более чем вдвое: с двенадцати до пяти. И перед тем как переходить к завершению, скажу о том вопросе, который вставал на встречах с фракциями, как политика Центрального банка может повлиять на борьбу с бедностью, на снижение неравенства помимо того, что обсуждается с правительством по налогам, по бюджетной поддержке.

Возвращусь к тому, с чего начала — это снижение инфляции. Инфляция — это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, которые съедают и так небольшие их доходы. Это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности. И я об этом тоже говорила, здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Это меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях — это кредитные каникулы.

Ну вот предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берёт кредит сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации. Надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад. Я напомню, что законопроект об этом разработан в соответствии с рекомендациями Государственной Думы по итогам нашего отчета еще за 2021 год, когда ставки были низкие. Людям с небольшими доходами эта инициатива гарантирует возможность получать достаточно высокие проценты и на остаток по карте в пределах до 50 тысяч рублей, и по вкладу на такую же сумму, а кроме того, делать платежи без комиссий в сумме до 20 тысяч рублей в месяц. И по предварительным оценкам этой дополнительной поддержкой могли бы воспользоваться более 8 миллионов человек. И, конечно, специальные программы финансовой грамотности, которые снижают риски людей, помогают им правильно ориентироваться на сложном финансовом рынке, использовать возможности финансового рынка для сбережения своих доходов, для приумножения их.

Завершая, хочу поблагодарить Государственную Думу, потому что очень много из того, что я сказала, это результат нашей с вами совместной работы. Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей — это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей. Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал её ресурсами для развития.

Я хочу поблагодарить за совместную работу, Центральный банк очень ценит эту совместную работу, мы открыты к диалогам, спасибо за те идеи и предложения, которые от вас поступают, за вопросы, которые вы задаёте и заставляете нас их решать. И благодарю за внимание. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, готова ответить на ваши вопросы. Я даже сэкономила немного времени. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Алимова О.

Те же банки, а не застройщики, забирают себе государственные субсидии и ипотечные ставки. Застройщики находятся на проектном финансировании, и чтобы сохранить привычные доходы, создают искусственный дефицит предложений. Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен. Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить… Микрофон отключён.

Набиуллина Э.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий