Аудио стихи, чтение, декламирование, радиопостановки. на сайте Неизвестный Гений.
Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт
- Вальс в творчестве П.И. Чайковского | Никифорова Ника Викторовна. Работа №297838
- Ноты «Вальс снежных хлопьев» — Чайковский Петр Ильич | НЭБ [000199_000009_002019124]
- Семь самых чудесных зимних вальсов
- Чайковский - Вальс снежных хлопьев из балета "Щелкунчик" - смотреть онлайн на
Семь самых чудесных зимних вальсов
Послушайте музыку и посмотрите удивительный хоровод снежных хлопьев. Слушание П. Танец, передача чувств посредством движений Слайды из балета «Щелкунчик» Вальс снежных хлопьев П. Чайковский Дети по музыку П. Чайковского двигаются под музыку Музыкальный руководитель: Успокоилась метель, тихо в зимнем лесу. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» Дети передают настроение произведения в рисунке Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня с вами увидели, услышали, как художники, поэты, композиторы передавали в своих картинах, произведениях настроение музыки, передавали свои чувства. А самое главное, теперь и вы сами стали художниками, композиторами, и нарисовали и сочинили свою сказочную музыку. Дети рассматривают свои музыкальные картины — сочинения Музыкальный руководитель: А в подарок, вам Снежинка дарит волшебный сундучок! Открывается сундучок - детям дарят маленькие снежинки.
Отказ Чайковского За основу сюжета для балета Всеволожский взял не оригинальную сказку Гофмана, а ее пересказ под названием "История Щелкунчика", н аписанный Александром Дюма — отцом в 1845 году. Именно этот вариант сказки о чудесном превращении деревянной уродливой игрушки для колки орехов в прекрасного принца, по мнению Ивана Александровича, идеально соо тветствовал треб ованиям балетного театра. Дополнительные изменения в либретто внес и хореограф Мариус Петипа: так, второй акт он полностью посвятил танцам, представляющим различные сладости. По его замыслу, Клара и Щелкунчик попадали в волшебную страну Конфитюренбург. Среди всех этих фонтанов на реке из розового масла красуется павильон из ячменного сахара". Во втором акте на сцене появлялись карамель, марципаны, пряники, фисташки, мятные лепешки и печенье, шоколад, кофе и чай. О главных героях здесь будто забыли: они должны были просто наблюдать за ожившими сладостями и игрушками. Когда либретто прочитал Чайковский, которому Всеволожский заказал музыку к спектаклю, то засомневался в том, что он получится интересным, и даже хотел отказаться от этой работы. Всеволожскому пришлось убеждать композитора, что балетом заинтригована сама царская семья и что видит автором музыки именно его. Дети на сцене Публика впервые увидела балет "Щелкунчик" 18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Зрители поначалу приняли "Щелкунчика" весьма сдержано: многим не понравилось, что главные партии танцевали дети — ученики Театрального училища. В партии Клары несмотря на то, что у Гофмана героиню зовут Марихен, а Кларой — ее куклу, Петипа назвал девочку именно так была занята двенадцатилетняя воспитанница Станислава Белинская, а Щелкунчика танцевал семнадцатилетний Сергей Легат. Для массовых сцен детей из училища не хватало, поэтому роли солдатиков исполняли воспитанники лейб-гвардии Финляндского полка. Начинает падать снег крупными хлопьями, поднимается вихрь и метель. В танце были заняты 60 артисток.
Чайковским и будем слушать произведение «Вальс снежных хлопьев» — Воспитатель: Сели все удобно. Послушайте внимательно, а по окончанию я задам вам вопросы. Слушание фрагмента П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Какой характер у этого произведения? В музыке передана картина сказочного леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятенное, но одновременно и светлое. Какой у мелодии темп?
Пётр Ильич Чайковский решил добавить к звучащему оркестру детские голоса, которые светлой ангельской песней будто бы провожают Принца и Мари в волшебную страну. Ещё один из самых узнаваемых и любимых вальсов из балета «Щелкунчик» — это «Вальс цветов». Его ещё называют «Розовым вальсом», поскольку исполняющие его танцовщицы одеты в розовые платья. Счастливые Принц и Мари присаживаются на луг, который вдруг покрывается красивыми цветами. Вновь мы слышим переливы восхитительной арфы. Её звуки настраивают на ожидание чуда.
"Вальс снежных хлопьев" П.И.Чайковский
Искристые узоры, легко падающие с небес, создают атмосферу невесомости и загадочности. Наблюдая за этими уникальными мгновениями, можно почувствовать волшебство зимы и мир, преображенный белоснежным одеялом. Каждая картинка словно рассказывает свою историю о красоте и хрупкости природы, оставляя неповторимые впечатления и радуя глаз своим великолепием.
Чайковского из балета «Щелкунчик» — это сказочный танец падающих кружащихся снежинок, которые парят в рассеянном свете луны.
Вальс можно слушать онлайн в очень хорошем качестве или скачать в формате MP3 бесплатно. Этот музыкальный шедевр никого не оставит равнодушным. Слушать Вальс снежных хлопьев так же приятно и весело, как наблюдать за снежинками во время снегопада.
Любители балета позже стали смотреть танец снежных хлопьев с верхнего яруса, откуда сцена выглядела особенно эффектно. Сегодня сложно представить, что костюмы балетных артистов в XIX веке выглядели иначе, чем сейчас. На них — военные мундиры и камзолы с проработанными до мелочей деталями, модные в то время длинные платья с завышенной талией, сложные головные уборы, восточные костюмы с богатыми вышивками. Есть и платья, похожие на современные пачки, — в них танцевали солистки.
Великолепные яркие костюмы создавали сказочное настроение спектакля, который вскоре приобрел огромную популярность. От редакции Петипа и Всеволожского руководство театра отказалось, отдав ее на "переработку" хореографу Александру Горскому и художнику-импрессионисту Константину Коровину. Коровин изменил декорации балета, сделав сцену в виде сервированного стола с огромным кофейным сервизом, из которого вылезали танцоры. Вместо снежинок в конце первого акта танцевали Деды Морозы в шубах и Снегурочки в капорах и с муфтами.
В финале Горский оставлял Клару в мистическом сне. Также хореограф убрал из сюжета фею Драже и принца Коклюша, которые присутствовали в постановке Петипа и танцевали адажио. Их роли он отдал маленьким героям — Мари героиню снова переименовали в связи с событиями Первой мировой войны и бойкота всему немецкому и принцу Щелкунчику. Эта идея оказалась настолько хороша, что прочно прижилась в России и в последующих постановках.
Однако версия Горского и Коровина шла на сцене недолго. В начале 20-х годов Большой театр был в шаге от гибели — новое правительство высказывалось о ненужности храма искусства рабочему классу.
Звуки арфы взлетают, словно кружащийся снежный вихрь. Постепенно метель стихает, и вдруг… в музыке появляется распевная двухголосная мелодия, исполняемая детским хором. Пётр Ильич Чайковский решил добавить к звучащему оркестру детские голоса, которые светлой ангельской песней будто бы провожают Принца и Мари в волшебную страну.
Ещё один из самых узнаваемых и любимых вальсов из балета «Щелкунчик» — это «Вальс цветов». Его ещё называют «Розовым вальсом», поскольку исполняющие его танцовщицы одеты в розовые платья. Счастливые Принц и Мари присаживаются на луг, который вдруг покрывается красивыми цветами.
Прокомментируйте!
- Вальс Снежных Хлопьев Чайковский
- Чайковский картинки вальс - 15 шт
- Комментарии
- Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff
- П. И. Чайковский "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" 31.12. 2023, Михайловский замок
- Музыкальные истории дядюшки Дениса. Чайковский. Вальс цветов, Снежные хлопья | Радио «Орфей» | Дзен
Вальс снежных хлопьев П И Чайковский
Последние новости. 2023 12 14 01 14 декабря 2023 года в музыкальной гостиной отдела искусств Луганской молодежной библиотеки состоялся арт-обзор «Вальс снежных хлопьев», посвященный зиме в произведениях искусства. Главная Топ видео Новости Спорт Музыка Игры Юмор Животные Авто.
Видео Чайковский П. И. Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик»*
- Московская консерватория - Афиша 20 января 2022 г. - «Зимний вальс». И. Штраус, П. Чайковский
- Чайковский "Вальс снежных хлопьев" - 29 Декабря 2022 - Персональный сайт
- MARC-запись (MARC21)
- Популярные жанры
- Музыка Чайковского – Вальс снежных хлопьев
- General Information
Ноты балета «Щелкунчик» №9 вальс снежных хлопьев (Чайковский)
Особенно эффектным получился вальс снежных хлопьев, в котором балетмейстер задействовал около 60 танцовщиц-снежинок! Балет "Щелкунчик. Новая версия". Вальс снежных хлопьев. Цель:создание условий для предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского музыкального искусства.
Балет Щелкунчик П И Чайковского Вальс снежных хлопьев
На сайте вы сможете скачать песню чайковский вальс снежных хлопьев на ваш телефон, планшет или пк. Цель:создание условий для предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского музыкального искусства. Исключение — «Вальс снежных хлопьев». В книге «Страсти по Чайковскому» русский перевод, издательство «Независимая газета», 2001 Соломон Волков обсуждает с Баланчиным и «Щелкунчика».
Тайны Конфитюренбурга: история балета «Щелкунчик»
Повествование с бесконечными техническими расчётами заканчивается как раз на том месте, где пушка, наконец, выстрелила. Все дальнейшее описывается в следующем романе, но и в нём герои не достигают поверхности Луны. А Оффенбаху и его либреттистам удалось посадить космический корабль на эту планету и придумать массу весёлых приключений героев в лунном мире. В какой-то момент температура лунного воздуха опускается ниже -50 градусов, и начинается снегопад: балетная сюита из нескольких танцев, среди которых этот мелодичный вальс. Среди персонажей здесь есть Иней, Лёд, Град и Снег.
Снег Снежинка — женская партия. Музыка этого маленького вальса вызывает в памяти не вьюгу, а те моменты, когда на землю медленно планируют хлопья снега, создавая сложный узор, от которого кружится голова, а на душе становится легко и радостно. Королевский Шотландский национальный оркестр, дирижёр Хосе Серебрьер 5.
Сетевое издание «МОЁ! Online» перевод - «МОЁ! Прямая линия» Сетевое издание, зарегистрировано 30. Online» — Сергей Усков Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул.
Чайковский, 1893 Начало 1890-х стали для композитора временем размышлений о жизни и смерти.
В 1891 году умирает его сестра Александра Давыдова-Чайковская, и ее смерть он воспринял очень болезненно. Впереди были самые трагические сочинения композитора — «Пиковая дама» и Шестая симфония. В музыковедении последних лет высказывается идея, что «Щелкунчик» — это сочинение из того же ряда, балет о смерти и бессмертии, а всё, что случается с героиней, происходит в некоем ином мире. Возможно, снежная буря — метафора перехода из земной жизни в другое состояние, а Конфитюренбург — это рай. В Вальсе снежных хлопьев и в знаменитом Адажио есть, кстати, музыка весьма страшная, даром что мажорная. Первая часть балета — это действие в чистом виде. Второе же, за исключением финала, представляет собой обычный для балета того времени дивертисмент 6. Идея кондитерского дивертисмента в Конфитюренбурге, городе сладостей, не слишком нравилась самому Чайковскому; впрочем, с поставленной задачей он справился блестяще. Есть сцены детские и взрослые, фантастические и романтические, есть танцы дивертисмента.
В музыке много аллюзий на культуру XVIII века: это, например, и галантный Танец пастушков, и Китайский танец, который, скорее, псевдокитайский есть такой термин «шинуазри», то есть «китайщина». А романтические фрагменты, наиболее связанные с эмоциональной сферой, становятся для композитора поводом для личных, очень интимных высказываний. Их суть непросто разгадать и очень интересно интерпретировать. На пути симфонизации музыки композитор зашёл очень далеко даже по сравнению с «Лебединым озером» 1876 и «Спящей красавицей» 1889. Композитор обрамляет дивертисмент, который требовал от него балетмейстер, музыкой, насыщенной подлинным драматизмом. Сцена роста елки в первом акте сопровождается музыкой симфонического размаха: из тревожного, «ночного» звучания вырастает прекрасная, бесконечно льющаяся мелодия. В марте 1892 года публике была представлена сюита из балета 7. Она имела большой успех: из шести номеров пять по требованию публики были повторены. Первая трактовка «Щелкунчик» и Петипа разминулись.
Считается, что хореограф, пребывая в депрессии после смерти дочери, переложил всю работу на своего ассистента Льва Иванова. В сотрудничестве с ним Чайковский и заканчивал свой балет. Впоследствии, уже после премьеры, газеты сообщали, что Петипа намерен представить его новую версию. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: балетмейстер так и не вернулся к своему проекту. Премьера балета состоялась 6 декабря 18 декабря по новому стилю 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся петербургского Императорского театрального училища. Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892 Вопрос о том, сколько идей Петипа перешло в хореографию Иванова, дискуссионный. Иванов в основном иллюстрировал сюжет, не обращая внимания на драматические возможности партитуры. Именно у него снежная буря и превратилась в безобидный вальс снежных хлопьев.
Второе действие балета критики назвали вульгарным: балетные артистки, одетые сдобными булочками-бриошами, были восприняты как вызов хорошему вкусу. Сам Чайковский также остался недоволен постановкой.
Трагические мотивы балетмейстер оставил без внимания. В финале Щелкунчик и Маша, как и положено в сказке, превращались в Принца и Принцессу. Этот спектакль стал своего рода эмблемой Мариинского театра. Юрий Григорович 9 , отталкиваясь от музыки Чайковского, в очередной раз переписал либретто, заимствовав лучшие идеи у Горского и Вайнонена.
Григорович первым в России создал из «Щелкунчика» философскую притчу о недостижимости идеального счастья. В этом спектакле Маша, простившаяся во сне со своим детством, в финале просыпалась в своей комнате — снова девочка и снова среди игрушек. Эта история изумительно точно и гармонично легла на музыку Чайковского, выявив её драматический потенциал. Между тем традиции пышного дореволюционного «Щелкунчика» продолжил великий реформатор балета Джордж Баланчин, создатель бессюжетных хореографических постановок, который оказал значительное влияние на развитие хореографической школы в США 1954, Нью-Йорк Сити балет. Когда-то, ещё будучи учеником балетного училища в Петербурге, он участвовал в том самом спектакле, который разочаровал Чайковского. Спустя многие годы он решил оттолкнуться от идей Иванова и поставить пышный дивертисмент, в котором сам сюжет убрал на второй план.
У Баланчина дети, попав в кондитерский рай, остаются детьми и смотрят на происходящие чудеса со стороны. Хотя в философские смыслы музыки Чайковского хореограф не углублялся, его версия стала самой популярной в США: на неё до сих пор ориентируются многие американские постановщики «Щелкунчика». В 1973 году балет «Щелкунчик» соединился с искусством анимации режиссёр мультфильма — Борис Степанцев. Зрителей поразила — и поражает до сих пор — фантазия его авторов: в начальном эпизоде вместе с Машей танцует метла, а в Вальсе цветов Принц и Маша взлетают в небеса, подобно героям Шагала. И пусть главная героиня вопреки Гофману, Дюма и Петипа превратилась в девочку-служанку, эта версия «Щелкунчика» стала в России не менее классической, чем балет Григоровича. Идеолог спектакля Шемякин вольно обошёлся с сюжетом, зато подспудно воскресил дух Гофмана, поставив балет как злой гротеск про мышиное царство.
В финале крысы съедают Машу и Щелкунчика, превратившихся в засахаренных куколок. Мариинский театр. Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова. Сцена из спектакля. Фото Н. Разиной Память о том, что премьера «Щелкунчика» прошла в один вечер с премьерой «Иоланты», сподвигла режиссёра Сергея Женовача вновь соединить вместе эти два произведения.
В 2015 году, поставив «Иоланту» в Большом театре, он предварил её сюитой из «Щелкунчика» и заставил слепую Иоланту вслушиваться в музыку балета и сопереживать ей. Музыку из «Щелкунчика» мы можем слышать не только в оперных или концертных залах. Она звучит за кадром во многих фильмах «Один дома» , мультфильмах «Том и Джерри» , телесериалах «Друзья». Рождественский балет Есть несколько музыкально-сценических произведений, которые воспринимаются во всём мире как рождественские или новогодние. Любая, даже самая маленькая, балетная компания, каждая балетная школа показывает в декабре свой вариант балета. По смыслу многие из них восходят к пышной постановке Баланчина и мало отличаются друг от друга.
В советское время «Щелкунчик» по понятным причинам считался новогодним балетом. Многие культурные феномены, хоть сколько-нибудь связанные с праздником Рождества, в те годы привязывались к новогодней теме.
Чайковский картинки вальс (43 фото)
Навстречу ей мчался целый полк снежных хлопьев, но они падали не с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние, — нет, они неслись по земле прямо на Герду и казались тем крупнее, чем ближе подлетали... Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Некоторые хлопья напоминали больших безобразных ежей, другие походили на клубок змей, вытянувших головы, третьи — на толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, и все были живыми. Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что ее дыхание мгновенно превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался; но вот в нем стали возникать маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали и превращались в больших ангелов, увенчанных шлемами, вооруженных копьями и щитами. Их становилось все больше и больше, и, когда Герда дочитала молитву, ее окружал уже целый легион ангелов.
Ангелы пронзали снежных страшилищ копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок. Теперь Герда могла смело идти вперед; ангелы погладили девочке руки и ноги, и ей стало теплее. Наконец, она добралась до чертогов Снежной королевы». Все-таки Чайковский точно читал сказку Андерсена, потому что ввел в вальс снежных хлопьев хор ангельских голосов, указывающий дорогу главным героям. Все злее метель, она перерастает в снежную бурю, ангельский хор слабеет, звучит искаженно: юноша и девушка сбились с пути. Но герои снова находят духовный маяк, который приводит их в мир красоты и радости.
У Андерсена мальчик тоже пытается молиться во время похищения Снежной королевой: «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения». Душа может сбиться с верной настройки. Надо забыть о математической логике и настроиться на небесное, святое. По либретто Петипа в «Щелкунчике» все кончается хорошо: герои попадают в мир без филистерства и мучительства, где царствует не Снежная королева, а фея Драже. Для балетмейстера она олицетворяла Терпсихору. К чему призывает зрителей богиня танца?
Но, входя в низенькую дверь, они заметили, что выросли... Кай с Гердой уселись на них и взяли друг друга за руки... Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в Царствие небесное!.. Известно, что, проведя всю работу с композитором и дорожа сотрудничеством с ним, Петипа тем не менее отказался от постановки «Щелкунчика». Современники объясняли это смертью его любимой дочери и тяжелой болезнью, поразившей самого балетмейстера. Было ли это решающим моментом?
Во время Великой французской революции появилась традиция сажать в каждом городе и селе Дерево свободы. Скорее всего это навело Петипа на мысль ввести в елочного «Щелкунчика» тему революционного танца карманьолы. Лопухов считал главной причиной отказа маэстро от постановки балета невозможность реализации этой идеи: «Конечно, Петипа понимал, что его фантазии в условиях Мариинского театра абсолютно неосуществимы. Карманьола есть карманьола — танец народного восстания, и доступ ей на императорскую сцену был закрыт. Поэтому, разрабатывая окончательный музыкально-сценический план балета, в котором учтены все пожелания господина директора, он выбросил то, что взволновало его поначалу... Отказавшись от того, что его взволновало, Петипа утратил всякий интерес к спектаклю: он стал для него чужим».
Оказалось, что Щелкунчик на самом деле был принцем, которого заколдовала злая королева Мышильда. Мари рассеяла чары, Щелкунчик стал принцем. А как вы думаете, что случилось с Мари? Она, конечно же, стала принцессой. Сказка так понравилась Чайковскому, что он тут же сочинил к ней музыку. Получился прекрасный музыкальный спектакль — балет «Щелкунчик».
Балет - это большое произведение, состоящее из разных танцев. Один из музыкальных фрагментов балета это «Вальс снежных хлопьев». Основной этап. Сядьте поудобнее и представьте тихую новогоднюю ночь, наряженную елку. В тишине новогодней ночи случаются иногда таинственные истории: маленькие куклы, дамы, кавалеры, принцессы и королевичи, птицы, зверюшки — все сказочные герои, все игрушки, которые висели на елке, оживают и начинают танцевать. Во время слушания музыки обратите внимание, что вы чувствуете, что представляете?
Какое у вас настроение? А после прослушивания музыки мы поделимся с вами своими впечатлениями о том, как танцуют снежинки. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолевают все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные свирели и флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки.
Теперь Герда могла смело идти вперед; ангелы погладили девочке руки и ноги, и ей стало теплее. Наконец, она добралась до чертогов Снежной королевы». Все-таки Чайковский точно читал сказку Андерсена, потому что ввел в вальс снежных хлопьев хор ангельских голосов, указывающий дорогу главным героям. Все злее метель, она перерастает в снежную бурю, ангельский хор слабеет, звучит искаженно: юноша и девушка сбились с пути. Но герои снова находят духовный маяк, который приводит их в мир красоты и радости. У Андерсена мальчик тоже пытается молиться во время похищения Снежной королевой: «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения».
Душа может сбиться с верной настройки. Надо забыть о математической логике и настроиться на небесное, святое. По либретто Петипа в «Щелкунчике» все кончается хорошо: герои попадают в мир без филистерства и мучительства, где царствует не Снежная королева, а фея Драже. Для балетмейстера она олицетворяла Терпсихору. К чему призывает зрителей богиня танца? Но, входя в низенькую дверь, они заметили, что выросли... Кай с Гердой уселись на них и взяли друг друга за руки... Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в Царствие небесное!.. Известно, что, проведя всю работу с композитором и дорожа сотрудничеством с ним, Петипа тем не менее отказался от постановки «Щелкунчика». Современники объясняли это смертью его любимой дочери и тяжелой болезнью, поразившей самого балетмейстера.
Было ли это решающим моментом? Во время Великой французской революции появилась традиция сажать в каждом городе и селе Дерево свободы. Скорее всего это навело Петипа на мысль ввести в елочного «Щелкунчика» тему революционного танца карманьолы. Лопухов считал главной причиной отказа маэстро от постановки балета невозможность реализации этой идеи: «Конечно, Петипа понимал, что его фантазии в условиях Мариинского театра абсолютно неосуществимы. Карманьола есть карманьола — танец народного восстания, и доступ ей на императорскую сцену был закрыт. Поэтому, разрабатывая окончательный музыкально-сценический план балета, в котором учтены все пожелания господина директора, он выбросил то, что взволновало его поначалу... Отказавшись от того, что его взволновало, Петипа утратил всякий интерес к спектаклю: он стал для него чужим». В рассуждениях Лопухова можно найти слабое место: сверг же Петипа царя в «Баядерке» — и ничего, цензура пропустила. Думается, современники правильно объясняли решение хореографа отказаться от постановки «Щелкунчика»: в жизни Петипа балет о детях оказался связан с трагедией. Партии Клары и Фрица в новом балете исполнили учащиеся Императорского театрального училища.
Возможно, балетмейстер готовил на главную роль одну из своих младших дочерей — Евгению, по-французски Эжени, по-русски Женю. В доме Петипа установили балетный станок, поставили большое зеркало, пол сделали покатым, как на сцене. Утром отец брал в руки скрипку, и начинался экзерсис. Но когда 15-летняя Женя уже начала оправдывать ожидания, врачи поставили страшный диагноз: саркома. Хирургическая операция проходила под общим наркозом.
Эти «джамп-каты»3 могут возникнуть в любые моменты, например, уже в увертюре внезапно возникает взволнованная интонация из «фатального» языка Шестой симфонии, вызывая в душе тень легкого недоумения и смятения. Это «тянущая» русская тоска посреди глубоких снегов, вымерзшая линия бесконечного заснеженного горизонта.
Говоря о Вальсе снежных хлопьев, музыковед Б. Асафьев подмечает тонкую вещь: «вращательное и спиральное движение вьюги ритмически и интонационно родное» для русской музыки, заложенное в ее корне». Посреди великолепия этой мерцающей благородным блеском симфонической волшебной мишуры еще больше потрясают прорывы страстного высокого пафоса чувства. Здесь уже слышится речь сердца самого композитора, перекрывающая а может, и горячо отрицающая всю условность сказки. В эти моменты кажется, что Чайковский больше не в силах молчать и быть в рамках сказки. И в знаменитом Pas de deux он наконец позволяет себе разжать пружину ограничения жанром: это высказывание не могло не разлиться потоком гаммы и в кульминации достигнуть трагедийной вершины с излюбленным Чайковским противодвижением симфонических пластов. В авторских эскизах к «Щелкунчику» эта сцена выделяется следами особо напряженной работы: в ней наибольшее количество помарок и исправлений5.
На сцене мы видим грандиозное действо растущей елки, но в музыке — «растущая» душа Клары и ее любовь. Это масштабная симфоническая картина, построенная на развертывании секвенции — непрерывного восходящего волнообразного повторения одного мотива, наполненного страстной устремленностью. Первое чувство самое серьезное. Только дети на пороге взросления могут познать всю глубину чувства, ибо оно первозданно. Ночная сцена первого акта — самое психологически зыбкое место драматургии спектакля.