Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: вопрос и ответ теста. Соловецкий монастырь восстал против церковной реформы Никона и против «царя-ирода» 22 июня 1668 года, то есть 350 лет назад. Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона.
Соловецкое сидение (восстание)
На Соловках, в монастырской тюрьме, томился уроженец Салоник, инок Арсений Грек. В монастырской тюрьме «Арсен» провел три года. Никон, приехавший за мощами святителя Филиппа, имел несчастие познакомиться с узником, очароваться его европейскою образованностью и забрать с собой в Москву. На освободившийся архипастырский престол царским изволением был назначен новгородский митрополит Никон. Возглавил книжную справу на московском Печатном дворе пресловутый Арсений Грек. Увы, увы! Горе, горе! Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном». Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными.
Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим. Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников. А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить». Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам. В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев.
Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве. Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе. Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом. А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор. В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца. Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии. Кирилл Киселев «Раскол» Повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.
Переписка с Алексеем Михайловичем Напряжение отношений между царем и братией нарастало постепенно. О нем можно судить по интонациям, содержащимся в переписке сторон. Единственное, о чем они просят — позволить им не отлучаться от «преданий святых отцов». А через год, в сентября 1667-го, они уже не стесняются ставить царю ультиматум: «Если ты, великий государь наш, помазанник Божий, нам в прежней, святыми отцами переданной, в старой вере быть не благоволишь и книги переменить изволишь, милости у тебя, государя, просим: помилуй нас, не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, понеже отнюдь не будем прежней своей православной веры переменять, и вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие! От слов к делам От слов царь перешел к делам: посылал следователей для выяснения ситуации в монастыре, пытался увещевать раскольников, объявил Соловкам экономическую блокаду и отъял все их владения в пользу казны. Не исключено, что помимо стремления усмирить монахов им руководило также желание прибрать к рукам доходы монастыря. Тлевшая в течение восьми лет осада, как и предшествовавшие ей события, происходила как будто сама собой, помимо воли людей: стрельцы летом прибывали под стены крепости, пытались вразумить иноков, а к зиме возвращались на большую землю. За 8 лет сменилось три воеводы: первый, Волохов, делил власть и дрался с назначенным Москвой игуменом Иосифом. Второй, Иевлев, приведший с собой 500 казаков, побил скот, порвал рыболовные снасти, пожег строения вокруг монастыря, а затем приказал подчиненным рыть укрепления. Защитники крепости засыпали их плотным огнем, и перепуганные стрельцы и казаки пожаловались царю на воеводу. Иевлев подал в отставку, а на его место был назначен третий — стольник Иван Мещеринов. Кровавая развязка За годы осады около двухсот человек по разным причинам покинули монастырь. Многие считали недопустимой вооруженную борьбу. Но в крепость стекались беглые крестьяне, стрельцы, казаки. Поморы несмотря на царский запрет поставляли в монастырь продовольствие.
Отныне православные должны были креститься тремя перстами, заменить земные поклоны на поясные, а вместо имени «Исус» произносить «Иисус». Среди духовенства нашлось немало недовольных. Они тоже выступали за реформы, но книги предлагали править по другим, древнерусским образцам. Желая покончить с критикой в свой адрес, Никон созвал Московский собор и предал анафеме всех противников реформы. Так и случился церковный раскол. Старообрядцев начали преследовать и уничтожать, в ответ они демонстративно жертвовали своими жизнями, целыми семьями устраивали «гари». Соловецкое восстание Против преобразований выступили соловецкие монахи. Новые церковные книги они прятали, продолжая пользоваться для служб старыми. На тот момент в Соловецком монастыре проживало 425 человек. В 1657 году архимандрит монастыря Илия приказал инокам выбросить новые книги в Белое море. Узнав об этом, Никон пришел в ярость и распорядился прислать на Соловки более сговорчивого архимандрита. Того в монастыре не приняли, согласившись лишь заменить одного старообрядца на другого — Никанора. Соловецкие монахи отправили царю челобитную, в которой предупредили, что будут бороться за правду. Многие иноки действительно прекрасно владели оружием и могли заручиться поддержкой сторонников. Узнав о намечавшемся конфликте, на Соловки начали стекаться раскольники со всей России, а также беглые крестьяне и солдаты.
Никон решил созвать еще один Собор и присутствием на нем двух других патриархов кроме него самого придать своим распоряжениям больше авторитета. Этот Собор, в котором участвовали Восточные патриархи, заседал с 25 по 31 марта 1655 г. Вскоре после Собора, в начале мая 1655 г. Он привез послания, адресованные царю и Никону, а также деяния Константинопольского Собора, специально созванного Паисием, чтобы обсудить и утвердить присланное ему Никоном сообщение о Соборе 1654 г. Любопытно, что этот Собор утвердил извержение из сана епископа Павла. Никон в своем послании патриарху Паисию обратился к нему с 26 вопросами, чтобы иметь законное основание для своих мероприятий по исправлению книг и обрядов. Паисий прислал ему ответы на эти вопросы, текст Символа веры , пояснения о пении «аллилуиа», троеперстном крестном знамении и некоторых литургических обрядах. Особенно важно было для Никона иметь Символ веры с разъяснениями Собора о неизменности никейского надо: никео-цареградского. Символа, к которому нельзя ни слова добавить и из которого ни слова нельзя изъять 971. Известно, что исправление 8-го члена Символа веры , с устранением слова «истинного», вызвало самый сильный протест староверов 972 и стало чем-то вроде догматического обоснования раскола. Вскоре после Собора 1655 г. В апреле 1656 г. Никон созвал третий и последний из посвященных исправлениям книг Собор, и присутствовавшие на нем 8 архиереев, 22 архимандрита и 9 игуменов высказали окончательный приговор о дву-и троеперстном крестном знамении: двуперстие было объявлено еретическим, а лица, осеняющие себя двуперстным крестным знамением, подвергнуты осуждению, ибо они не следуют учению Церкви. Деяния Собора были включены в «Скрижаль» в виде особой главы 974. Собор 1656 г. Таким образом, период этот продолжался не более четырех лет, которые можно считать предысторией русского раскола, — тогда определилось отношение к нему в Русской Церкви, тогда же появились и первые приверженцы раскола. Если обратить внимание на самых первых противников реформ, то мы увидим, что почти все они вышли из среды белого, то есть приходского, не монашеского, духовенства, лишь епископ Павел Коломенский принадлежал к монашеству. Вообще, можно сказать, что мероприятия Никона были делом, затронувшим узкие круги, в основном московское духовенство. Широкие массы народа, духовенства и монашества свое несогласие выражали пока очень неопределенно. Никон все еще был в зените своего могущества, но, когда в судьбе его произошел перелом, движение протеста против реформ начало шириться, раскол рос и в самых удаленных уголках Московского государства, отчасти это вызвано было тем, что некоторые противники реформ Никона покинули Москву и стали вести по всей стране пропаганду против реформ. Никон добровольно и самовластно оставил патриарший престол и уехал из Москвы, так de facto кончилось его управление Русской Церковью. В этом его поступке отразилось все своеволие его натуры. Впрочем, действие, которое Никон задумал совершить для укрепления своей власти и улучшения отношений с царем Алексеем, оказалось ударом против него самого. Этот поступок не был следствием происходившего в последние два года охлаждения его отношений с царем, это было скорее следствием или прямым проявлением воззрений Никона на взаимоотношения между светской и духовной властью 975. Оставив кафедру патриарха, Никон изъял себя из дальнейшей истории исправления книг, но не из истории русского раскола. Можно даже сказать, что тень Никона и его деяния не давали покоя его противникам, желавшим видеть в нем антихриста или предтечу антихриста, появилось множество сочинений, предметом которых была даже не деятельность, а личность Никона 976. Размолвка с царем значительно ослабила положительные стороны его реформ по исправлению книг и в некотором смысле способствовала усилению раскола 977. Оппозиция монашества против мероприятий Никона Оппозиция против реформ, сформировавшаяся в Москве, распространялась все дальше и больше. Она проявлялась многообразно: 1 в составлении полемических сочинений, 2 в упрямом неприятии «никонианских книг» и, наконец, 3 в открытой борьбе против церковной и светской власти, что особенно явно выразилось в известном бунте братии Соловецкого монастыря. В борьбе за «старую веру» против книг новой печати приняли участие епископат и монашество — первый менее, второй более активно. Епископ Павел был первым архиереем Русской Церкви, который уже в самом начале реформ Никона открыто выразил свое несогласие с ними. Открыто протестовал и Вятский епископ Александр 1657—1674 , который подписал постановление Собора 1656 г. На Соборе 1667 г. Александр отказался от своих обвинений, признал ошибочность своих мнений и принял постановления Собора. И все-таки надо отметить, что своим сочинением он лишний раз продемонстрировал консерватизм и оппозиционные настроения епископата 978. К этой группе архиереев можно причислить и того епископа, который анонимно распространял свое «Обличение на Никона патриарха » 980. При таком отношении епархиальных архиереев к реформам новоисправленные книги, конечно, попадали в дальние города и монастыри, но это вовсе не означало, что духовенство и братия будут по ним совершать богослужение. Митрополит Ростовский Иона, который поддерживал Никона, вынужден был обратиться к пастве своей епархии с несколькими окружными посланиями, добиваясь исправления богослужебных обрядов — например, освящения воды лишь в канун праздника Богоявления 6 января. Игумен и братия Кирилло-Белозерского монастыря, впоследствии оскорблявшие и унижавшие сосланного в их обитель Никона, не хотели подчиниться этим распоряжениям своего правящего архиерея 981. На всем протяжении 2-й половины XVII в. Илия, архимандрит Соловецкого монастыря, собственноручно подписал приговор Собора 1654 г. Ни один другой монастырь не отверг реформ Никона с такой решительностью, как Соловецкий. Вообще, воззрения сторонников оппозиции колебались от обескураженности до религиозного фанатизма; последний, впрочем, будучи болезнью религиозного сознания той эпохи, свойствен был не только протопопу Аввакуму, но и патриарху Никону. Старец Боголеп Львов из Кожеезерского монастыря, с самого начала отвергший «еретические» исправления Никона, в течение 10 лет отказывался от исповеди у духовника обители и 20 лет не причащался, чтобы не запятнать «чистоты» своей веры, — поведение, весьма характерное для подобного фанатизма 983. Такие случаи были вовсе не единичными, число их росло с каждым годом, и происходило это еще до приговора 1667 г. Приведем еще один пример: строгий подвижник Авраамий, иеромонах Богородицкого монастыря в окрестностях Нижнего Новгорода, тесно связанный с Аввакумом, покинул свою лесную хижину, где он до тех пор вел жизнь, исполненную молитвы и совершенного отречения от мира, и пришел в Москву, чтобы вручить царю свою челобитную, в которой обрушился с обличениями на реформы Никона. Он был одним из тех расколоучителей, кто называл Никона «антихристом», как это видно из его «Вопросов и ответов», которые он написал против безуспешных увещеваний двух митрополитов — Павла Крутицкого и Илариона Рязанского; то же мнение о Никоне выражено и в других его сочинениях: «Письмо к боголюбцу» и «Писание об антихристовой прелести» 984. Сосланный в Пустозерск, Авраамий проповедовал там об уже родившемся антихристе, и в 1681 г. К самым видным расколоучителям принадлежали еще два представителя монашества, которые, хотя и тесно общались друг с другом, тем не менее были весьма разными людьми. Досифей, игумен Никольского монастыря под Тихвином, был из числа первых проповедников против всяких новшеств. Чтобы спасти чистоту своей веры, он ушел из монастыря и отправился в маленькую пустынь вблизи города Повенца на севере ; оттуда около 1685 г. Когда правительство начало борьбу с расколом на Дону, Досифей ушел с Дона и объявился некоторое время спустя после 1688 г. Досифей всюду был ревностным проповедником старой веры и считался одним из самых больших авторитетов у первых старообрядцев, но он был против религиозного фанатизма, осуждал его, осуждал среди прочего и самосожжение, которое в 80-е гг. Он отказывался признавать самосожигателей за мучеников веры 986. Иным человеком был другой расколоучитель, монах Корнилий, один из самых авторитетных деятелей у староверов, который даже был прославлен ими как святой. Его житие было одним из самых распространенных старообрядческих сочинений, оно служит важным источником по ранней истории раскола. В 15-летнем возрасте Корнилий принял постриг в Корнилиево-Комельском монастыре и провел там более 20 лет, потом он стал странствовать из обители в обитель, дошел наконец до Москвы и поступил в Чудов монастырь, здесь он служил пекарем у патриарха Иосифа, потом у Новгородского митрополита Аффония и, наконец, у Никона, которого он, таким образом, хорошо знал лично. В Новгороде он познакомился с только что упомянутым игуменом Досифеем. Из Новгорода Корнилий вернулся снова к патриарху Иосифу и был поставлен надзирателем монастырской темницы, но эту должность он занимал недолго и вскоре перешел простым монахом в Чудов монастырь. С самого начала исправления книг он был против Никона и вместе с Досифеем бежал на Дон. Через три года Корнилий ушел от Досифея и пришел в Кириллов монастырь, где тоже было сильно недовольство реформами, но когда там все-таки стали служить по новым книгам, он перебрался в Нилову пустынь, которая в то время стала одним из оплотов противников реформ, Корнилий принадлежал к наиболее активным деятелям этой оппозиции. Вынужденный покинуть Нилову пустынь, он бежал в леса на реку Выг, где к тому времени собралось уже много приверженцев старой веры. Корнилий стал вождем староверов. Он дал благословение на основание общины, которая впоследствии в истории раскола получила наименование «Выговское общежитие». Корнилий скончался 21 марта 1695 г. Выговская община, ставшая гнездом фанатичной религиозности, была основана на самых строгих аскетических правилах труда и отречения от мира: этого требовал от своих духовных чад Корнилий. Выговская община играла важнейшую роль в расколе беспоповцев, из нее вышли почти все расколоучители этого толка 987. Бунт в Соловецком монастыре Оппозиция монашества «никонианским новшествам» и исправленным богослужебным книгам особенно ярко проявилась в бунте братии Соловецкого монастыря 988. Ни одно другое событие не способствовало в такой мере распространению раскола, как этот монашеский бунт — чрезвычайно своеобразная страница в церковной истории русского народа. Монашество, которое в течение многих веков было верным помощником Церкви и государства, играло главную роль в формировании старомосковской культуры и мировоззрения и вообще являлось главной действующей силой в церковной жизни, — это монашество вдруг открыто выступило и против церковной иерархии, и против государственной власти. Нельзя забывать, что монастырская братия, какой бы она ни была, всегда имела огромный религиозный авторитет в глазах народа и древнерусский монастырь все еще оставался средоточием народной религиозности и благочестия. Оппозиционные настроения, проявлявшиеся более или менее заметно во многих монастырях, прорвались наконец с огромной силой в возмущении соловецкой братии, которое оказалось решающим для будущей истории монастырей. Этот бунт доказал, что монашество в целом против реформ Никона, и хотя позже монастыри и монахи приняли «никонианские новшества», это было не выражением внутреннего религиозного согласия с реформами Никона и продолжением его дела, а внешним подчинением; принятие реформ означало капитуляцию скорее перед силой государства, чем перед авторитетом Церкви. Внешнее вынужденное подчинение монашества имело важные последствия для его будущей роли в церковной жизни России. Корни нового типа отношений между монашеством и государством, монашеством и Церковью, по нашему мнению, надо искать не только в реформах Петра Великого, отодвинувшего монастыри на задний план церковной жизни, но и в ранней истории раскола. Монашество, конечно, как и прежде, осталось в лоне Русской Церкви, но былая внутренняя связь, былая тесная взаимоподдержка получила серьезную рану, которую не удалось вполне исцелить в течение XVIII и XIX столетий. Вышесказанным объясняется и то, что монастырская жизнь в этот период кажется как бы парализованной. События, происходившие в Соловецком монастыре, развивались сравнительно медленно, ибо светская власть колебалась в принятии решительных мер, а церковная власть оставалась безучастной. Медлительность в принятии мер против возмущения объясняется также удаленностью монастыря от Москвы, плохой осведомленностью московских властей о положении дел в монастыре и, главным образом, личным отношением к этим событиям царя. Нельзя забывать, что 1658—1666 гг. Позиция монастыря была выгодней, поскольку братия лучше знала о том, что творится в Москве, чем Москва о делах в монастыре.
Соловецкий бунт в 1668 году: чем были недовольны монахи
Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Соловецкое восстание против церковной реформы. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре.
СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76
Восемь лет продолжалось «сидение» служителей Соловецкого монастыря, не желавших принимать церковную реформу патриарха Никона. Соловецкое восстание против церковной реформы. Известны случаи вооружённых восстаний против церковной реформы. вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. ления старообрядцев.
340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь
В связи с этим отмечу замечательную подробность: участник и самовидец событий — соловецкий иеродьякон Игнатий — писал, «что рать, осаждавшая обитель состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев". Иноческий собор 28. Геронтий, продолжая молиться за государя, не изменил старым книгам, и был за это воеводой Мещериновым окован и заключен в тюрьму. Дальнейшая его судьба неизвестна; вероятно, умер в тюрьме. Решение собора 28. Мещеринов получил приказ «искоренить мятеж»; в монастыре в это время началась цинга, надежда на «вразумление» царя таяла, уменьшилось количество защитников.
Однако штурм 23. Нашелся изменник — старец Феоктист — и указал воеводе тайный ход в монастырь. Царское войско проникло в монастырь ночью под 22. Самыми свирепыми пытками были замучены монахи, в том числе архим. Никанор, и мiряне, всего от 300 до 500 человек или больше 500; 14 иноков бежали и, окруженные ореолом страстотерпчества, разнесли страшную весть по сотням северных сел, острогов и скитов.
Тела и части тел мучеников лежали неубранными полгода, и затем были по приказу из Москвы зарыты без всякого богослужения. Иоаким [52, с. Участники бунта, сочтенные менее виновными, были, после телесного наказания, отвезены в том же году в Пустозерск. Там для них не нашлось земляных тюрем, и их куда-то увезли. Монастырь был разграблен стрельцами и лично Мещериновым, попавшим за это под следствие; «в его ладье были обнаружены 2312 руб.
Он пытался вывезти из разграбленного монастыря 205 книг, из которых, вероятно, «лишь 48 были его личной собственностью. Затем монастырь был заселен присланными из русских монастырей монахами, служившими по новым книгам. Во время осады в монастыре продолжалась литературно-полемическая деятельность, и анти-никоновские сочинения осажденных монахов ар-хим. В их распоряжении была монастырская библиотека, насчитывавшая, по описи 1676 г. До «начавшегося разграбления» она, вероятно, была больше.
Количество замученных не должно удивлять; ведь в монастыре заперлись и бежавшие от царских войск монахи, послушники и обетные работники из его береговых и островных скитов. В начале осады запершихся было значительно больше, но трудностей с пропитанием не возникло. За 7 лет часть осажденных погибла от ран, часть в том числе монахов , не желая участвовать в вооруженном бунте, перебежала в царский лагерь, часть из них по-прежнему, однако, не соглашаясь молиться по новым книгам , часть как Геронтий была выслана, часть бежала с островов и скиталась в лесах. Не должно удивлять и то, что замученных не погребали с хотя бы минимизированной церемонией; причиной «было решение властей не хоронить старообрядцев в освященной земле, приравнять их к еретикам и самоубийцам. Зная о такой ожидающей его тело посмертной участи, Аввакум, не для красного словца и не преувеличивая, писал: «Аз же, принуждением вашим, не сподоблюся савана и гроба, но наги кости мои псами и птицами небесными растерзаны будут и по земле влачимы»; цит.
Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены.
Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.
Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г. Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги , по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил.
Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах. Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 — 1676 гг. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона.
Число участников восстания достигало 450-500 человек. Монастырь отказался пропустить стрельцов в стены крепости. Благодаря поддержке окрестных крестьян и работных людей монастырь смог выдержать более чем семилетнюю осаду, не испытывая затруднений в продовольствии. Многие работные люди, беглые служилые люди и стрельцы пробирались на острова и примыкали к восставшим. В начале 1670-х годов в монастыре появились участники восстания под руководством С. Разина, что значительно активизировало восстание, углубило его социальное содержание. Осажденные предпринимали вылазки, которые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монастырский крестьянин С. Беглые донские казаки П. Запруда и Г.
Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 году под стенами монастыря было сосредоточено до тысячи стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было жестоко январе 1676 года. Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60. Все они за исключением нескольких человек позже были казнены. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания — около 450—500 чел. Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов.
В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить».
Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания — около 450—500 чел. К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией Русско-шведская война 1656—1658. Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники 425 человек на 1657 год владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря Кемь, Сумский острог. Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать.
С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Милорадович «Чёрный собор». В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафемаствовал старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт.
Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение
Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате.
Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию.
Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора.
Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины.
В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах.
При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов.
Почему войска долго не штурмовали Соловки? Не вынеся неправды, злости и зависти круживших около государственной кормушки, сам вытесненный от всех государственных и хозяйственных дел, царевич Михаил тайно, в метельную ночь бежал из столицы, от греха подальше... Вначале, чтоб сбить погоню со следа, путь побега царевича Михаила шел в направлении к восставшим соловецким монахам, активно не принимавших церковной перестройки, но потом направление побега было изменено. Возможно именно поэтому летом 1673 года стрельцы отказываются атаковать Соловецкий монастырь, а воевода Иевлев запросил у государя отстранения его от командования. Назначенные же к новому воеводе Мещеринову опытные русские военноначальники под разными предлогами отказываются от службы и власть посылает вместо них иностранных наемников... А известный в те времена дьякон Игнатий Соловецкий утверждает, что рать, осаждавшая обитель, состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев". Хорошо, что здесь нет позора русского воина... Тайный Государь и Великий раскол. Недоказанная гипотеза или отвергнутая правда.
Источник публикации не известен. Исторические песни XVII века. Полное издание в одном томе. Басова Е. Изд-во: Альфа-книга. Поделиться в социальных сетях Стрельцы сожгли и разграбили монастырь, а ослушников повесили за ребра, многих сожгли заживо в соляных варницах или заморозили в полыньях. Божьи дома и люди на Соловках: Монастыри, лавры, обители, общежитии, пустыни, скиты. Монахи, иноки, келейники, отшельники, послушники, постриженики, скитники, старецы, схимники, мнихи, чернецы. Храмы, молельни, моленные, богомольни, мольбища, святилища, церкви, соборы, часовни.
Некоторые факты о противостоянии соловецких и царских войск: к бою готовились обе стороны Реформа армии началась до восстания: "Практически все иностранные воинские звания, чье введение приписывается Петру I, существовали уже при Алексее Михайловиче: полковники, майоры и ротмистры, поручики и прапорщики, сержанты и капралы, квартирмейстеры и каптенармусы. В 1674 г. Монахи были хорошо вооружены - им оставили оружие. После нападения на монастырь шведов 1571 , был поставлен острог с пушками и началось возведение каменной стены. Соловецкий монастырь сделался важным стратегическим пунктом северного Поморья. В 1637 году Соловецкий воевода сдал Соловецкому настоятелю крепостные ключи и воинские запасы. Военным начальником стал игумен.
Начало Соловецкого восстания отмечено в 1668 году, когда монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы патриарха Никона, что привело к длительной осаде, известной как Соловецкое сидение. Этот период был ознаменован не только религиозным, но и социальным противостоянием, в корне меняющим взгляды на власть и церковь в России. Важно понимать, что Соловецкое восстание не было спонтанным актом; оно стало итогом долгих лет недовольства и разногласий. Кто стоял во главе восстания Во главе Соловецкого восстания стоял архимандрит Авраамий. Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры.
Он возглавил осаду, поклявшись: тех, кто решит добровольно сдаться, ждёт прощение. Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Противостояние стрельцов и монахов В 1675 году число стрельцов, участвующих в осаде Соловецкого монастыря, уже достигло полутора тысяч. За одно только лето эта сторона потеряла 35 человек, а более 80 были ранены. Мещеринов настаивал на активизации военных действий. Стрельцы постепенно создавали подкопы к стенам монастыря. Как и в любых военных действиях ни одна из сторон не могла быть уверена в отсутствии предателей. В 1676 году к стрельцам пришёл один из перебежчиков, чернец Феоктист, что рассказал, как можно проникнуть в монастырь, используя ров у Онуфриевой церкви. Поздней ночью группа из полусотни стрельцов вместе с Феоктистом отправилась к назначенном месту. По тайному проходу стрельцы попали в монастырь. Его насельники проснулись слишком поздно. Несмотря на вооружённое сопротивление, силы стрельцов превосходили ресурсы монахов. Царь Алексей Михайлович Романов Кровавая расправа Разбирательство с мятежниками происходило на месте. Лидеры Соловецкого восстания, Никанор и Сашко вместе с 26 своими соратниками были казнены, остальные монахи были отправлены в ссылку.
Соловецкое восстание
Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества. На реформе церкви и получении неограниченной власти над верующими Никон не остановился: он выдвинул идею о первенстве церковной власти над властью светской и стал претендовать на роль соправителя царя, как некогда Филарет фактически правил государством при Михаиле. Соловецкое восстание стало символом борьбы русского народа против церковной реформы, навязываемой силой и кровью.
Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов
Боже, царя вразуми! | Никон против Соловков. |
Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами? | «Соловецкое сидение», религиозное восстание или мятеж раскольников? |
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги: hist_etnol — LiveJournal | Разумеется, навязанную сверху церковную реформу Романовская научная школа в качестве причины разгоревшихся конфликтов рассматривать не могла. |
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!
В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить».
Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре». На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно.
Кто стоял во главе восстания Во главе Соловецкого восстания стоял архимандрит Авраамий. Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры. Это привело к длительной осаде монастыря, которая продолжалась несколько лет и вошла в историю как Соловецкое сидение. Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года. Среди основных факторов, спровоцировавших конфликт, можно выделить: реформы патриарха Никона, это были радикальные изменения в церковных обрядах и текстах, которые многие восприняли как отступление от истинной веры; попытки централизованной власти укрепить свой контроль над церковью и обществом; социальное недовольство, которое было вызвано ростом обложений и налогов, а также усилением феодального гнета.
Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье.
Участники Соловетского восстания Принимали участие - монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая - по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости.
Милорадович «Чёрный собор». Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. В 1666—1667 годах соловляне Геронтий Рязанов написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор , который анафематствовал старообрядчество , то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря [1] , позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. Соловецкий монастырь фото Сергея Прокудина-Горского , 1915 3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет [2]. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам [3]. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года.